Концертмейстер это. Профессия концертмейстер

Все дети обладают какими-то способностями и талантами. Любой из них - потенциальный гений. Надо только помочь ребенку разгадать самого себя. Уже лет с шести маленький человек пытается самостоятельно заниматься всем, что ему интересно. А если у ребенка есть слух и голос, то музыкальное образование обойти стороной не получится. Развить эти способности поможет ДШИ. Здесь учат петь сольно и в хоре, играть на всевозможных музыкальных инструментах, бальной и народной хореографии. И везде присутствует концертмейстер. Это постоянный спутник всех музыкальных занятий, выступлений, конкурсов.

Что должен знать и уметь концертмейстер

Работа концертмейстера - это, прежде всего, творчество. Но педагогика и психология всегда рядом. Они комплексно должны проявляться и на учебных занятиях, и в концертных выступлениях, и в конкурсных ситуациях. Так строится работа с творческими детьми. Концертмейстер - это пианист, аккомпаниатор. Занимаясь непосредственно своей работой, он сотрудничает с представителями других художественных специальностей. Поэтому его можно смело назвать универсальным музыкантом. Кроме аккомпаниаторского опыта ему просто необходимы навыки и знания смежных специальностей. Будучи пианистом, концертмейстер не только разучивает партии с певцами, он должен уметь аккомпанировать хору, инструменталистам, ансамблям, танцорам. И с каждым работать нужно по-разному. Только цель при подготовке занятия ставится одна - провести занятие так, чтобы от учеников была полноценная отдача, чтобы урок прошел воодушевленно и интересно. Это ведь искусство, оно должно быть чувственным и душевным. Дети должны понимать музыку, которую им предлагает концертмейстер. От его настроения, от подобранного им репертуара зависит, на каком эмоциональном уровне пройдет занятие. Музыке детей должны учить люди общительные и веселые. Только тогда сможет раскрыться творческое воображение детей. Музыка, исполняемая концертмейстером, должна их волновать, вызывать радость, бодрость, желание творить. Дети очень ранимы. Музыкальное образование не всем дается легко, поэтому концертмейстеру, как педагогу, необходимы педагогическое чутье и такт.

Очень важно обладать комплексом профессиональных качеств. Концертмейстер должен знать особенности звучания инструментов не только симфонического, но народного оркестров. Для класса хореографии необходимы знания танцевальных и сценических движений, фольклора, различных обрядов. Профессиональный концертмейстер должен уметь бегло читать с нотного листа. Он не всегда успевает ознакомиться с нотным текстом заранее. А репертуар у концертмейстера большой, заучивать тексты нет возможности, вот и приходится иногда играть сразу по нотам. В некоторых ситуациях нужно уметь импровизировать, подбирать мелодию на ходу. Эти способности определяют его профессиональную пригодность. Хороший концертмейстер сумеет переложить любое музыкальное произведение с аудио- и видеоисточников. Дети любознательны в силу своего возраста, и всегда задают много вопросов. Они будут в восторге, если концертмейстер удивит их ответами на любой вопрос из области музыки. Музыкальная культура - это обязательная часть знаний. Изобразительное искусство и архитектура - факультативная. Но именно в этих творениях, как говорят поэты-романтики, застыла непрозвучавшая музыка. И дети должны об этом узнать от концертмейстера. Методы работы конечно должны быть современными, но соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям учеников.

Концертмейстер должен постоянно заниматься самообразованием, проявлять интерес к новой неизвестной музыке, посещать концерты, театры оперы и балета, шлифовать профессиональные навыки, воспитывать в себе современного учителя-музыканта широкого профиля. Ему необходима высокая работоспособность и выдержка. Для разрешения непредвиденных ситуаций, которые часто случаются во время концертов, ему понадобится находчивость, способность реагировать быстро и спокойно, чтобы не запаниковать и не передать волнение своим «начинающим артистам».

Посвященной читке нот с листа, концертмейстером называют пианиста — аккомпаниатора. В оркестре концертмейстер, наоборот, руководит группой инструментов, т. е. играет ведущую, а не аккомпанирующую роль (пример: первая скрипка — концертмейстер всех скрипок).

Итак, пианист — концертмейстер играет аккомпанирующую, а не солирующую роль. Это ключевой момент в концертмейстерстве! Настоящих концертмейстеров, четко осознающих свою роль и готовых «уйти» (не спрятаться) под исполнителя, единицы! Почему так? Все очень просто. В каждом музыканте живет хотя бы маленькая звездочка:) И эта звездочка все время норовит блеснуть во время выступления с солистом!

Но дело не только в звездочке и неумении полностью контролировать балланс звучания. Настоящих концертмейстеров очень мало еще вот по каким причинам.

Хороший концертмейстер должен быть прекрасным пианистом, и мы уже! заходим в тупик! Все первоклассные пианисты стремятся на большую сцену и хотят исполнять солирующую роль сами! У кого — то это, в итоге, получается, у других нет. У кого не получается, тот все равно стремится стать солистом.

Другой вариант. Допустим, хороший пианист таки начал аккомпанировать. Уверенно говорю Вам, что он не будет аккомпанировать, он будет, как минимум, звучать наравне с солистом. А это уже не очень хороший концертмейстер.

Получается, хорошие пианисты редко идут в аккомпаниаторы. Рассматривать вариант плохих пианистов, которые идут в концертмейстера, мы не будем, результат понятен автоматически.

Допустим, что навыки пианиста позволяют ему играть всю фактуру аккомпанимента. Музыкальное воспитание, природные данные позволяют звучать фортепиано довольно певуче и не стучать, а желание быть хорошим концертмейстером и профессиональное образование делают свое дело, и пианист, рано или поздно, начинает неплохо аккомпанировать. В основном, такие концертмейстера везде и работают.

Почему я написал неплохо? А не, допустим, отлично, прекрасно или превосходно?! Честное слово, я не хочу никого обидеть. Даже готов заменить термин «неплохо» на «хорошо»! Но не более… Так почему?!

Дело в том, что концертмейстерство может приносить пианисту как пользу, так и наоборот. И это говорил ! «Концертмейстерство вредит пианизму» — сказал Великий музыкант. Хотя сам работал в театре перед поступлением в консерваторию и играл с листа практически все! Почему же он так сказал? Давайте сначала о плюсах концертмейстерской работы.

Польза на определенном этапе развития несомненна! Пианист начинает лучше слышать, инструмент звучать более певуче. Игра становится в каком — то смысле более свободной, чувственной и раскрепощенной. Какой же может быть вред?

А вред получается из — за очень большой нагрузки на концертмейстера. Пианисту попросту не хватает времени выучивать все партии! Перед ним ставят ноты и он должен мгновенно сориентироваться и проаккомпанировать! Вот и получается, цепонул бас, успел проиграть мелодию, а серединку как получится: частично не сыграл вообще, частично «замазал» педалью. Ничего страшного в плане аккомпанимента, при этом, не происходит. Наоборот, это гораздо лучше, чем нежели «крепкий» пианист будет по — честному играть все ноты и заглушать исполнителя.
Но вот исполнительский класс пианиста из — за этого страдает. Если так поиграть день или неделю, ничего не случится. А если так играть годами?! Да, со временем уже нет такой спешки и паники за инструментом, так как репертуар, зачастую, из года в год повторяется, и концертмейстер чувствует себя все более и более уверенно. Тем не менее, привычка играть недостаточно качественно, размыто, а порой даже небрежно, остается. Очень часто на всю жизнь…

Я даже не знаю, стоит ли сильно переживать по этому поводу нам и самим концертмейстерам. У каждого свое место. Если бы все играли первую скрипку, не было бы оркестра! Повторюсь, что гораздо лучше, когда аккомпаниатор порой играет не все ноты, иногда «грешит» педалью, но при этом хорошо слышит исполнителя, ведет его за собой, а, где это необходимо, полностью растворяется в звучании солиста. Слушатель ведь приходит на концерт послушать вокалиста (скрипача, альтиста, кларнетиста и др.), а не концертмейстера!

Напоследок приведу высказывание потрясающего музыканта и превосходного концертмейстера, доцента харьковского института искусств и Заслуженого деятеля искусств Владимира Соляникова:

— «Когда Вам говорят, как хорошо на концерте играл концертмейстер, можете быть уверены, что аккомпаниатор был очень плохой. Когда концертмейстера никто не заметил, но все вспоминают, как превосходно звучал на сцене солист — это высший пилотаж концертмейстерства!»

А все лавры достаются исполнителям. Вот такая неблагодарная профессия, концертмейстер…

Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о которых вы можете прочесть на страницах этой книжки - капельмейстер и хормейстер - также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. - первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися - скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер - помощник педагога - руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам - мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.


Смотреть значение Концертмейстер в других словарях

Концертмейстер М. — 1. Первый скрипач - солист симфонического или оперного оркестра. // Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра (скрипок, альтов, виолончелей). 2. Пианист-аккомпаниатор,........
Толковый словарь Ефремовой

Концертмейстер — концертмейстера, м. (нем. Konzert-meister) (муз.). 1. Звание первого скрипача в оркестре, играющего сольные партии. 2. Музыкант-акомпаниатор в оперном театре, помогающий певцам разучивать их партии.
Толковый словарь Ушакова

Концертмейстер — -а; м. [нем. Konzertmeister]
1. Руководитель группы исполнителей в оркестре (первый скрипач, первый альтист и т.п.).
2. Солист симфонического или оперного оркестра.
3. Пианист-аккомпаниатор,........
Толковый словарь Кузнецова

Концертмейстер — (нем. Konzertmeister) -1) музыкант, возглавляющий одну изструнных групп симфонического или оперного оркестра.2) Пианист,разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий........
Большой энциклопедический словарь

Концертмейстер — (нем. Konzertmeister; англ. leader, франц. violon solo).
1) Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижёра. В обязанности К. входит проверка правильности настройки всех инструментов........
Музыкальная энциклопедия

Т е, кто бы вал на концерта х, всегда слышали перед исполнением произведения т ак ое объявление: «Выступает Иванов Петя – флейта, концертмейстер Петрова Маша». Но если с пер вой частью все понятно – Иванов Петя играет на флейте, то кто же такой концертмейстер.
Используя логическое мышление, мы делаем вывод, что это человек, который играет на фортепиано. Но это утверждение не совсем верно. Ве дь такой музыкант зовётся пианистом. Так кто же тогда концертмейстер? Давайте разбираться вместе.

Обратимся к словарю. Итак, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР .

Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения.

1. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер - первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

2. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися - скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер - помощник педагога - руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам - мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

Нас, естественно интересует второе значение, концертмейстер-пианист. Иначе говоря, аккомпаниатор. Вот, что пишет В. Чачава (грузинский и российский пианист и музыкальный педагог, выдающийся концертмейстер) в предисловии к книге Дж. Мура (британского пианиста и концертмейстера):

«Аккомпаниатор… В самом этом слове отражена специфика профессии. Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner – «сопровождать». Здесь подразумевают опору – ритмическую и гармоническую. Уже отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. <…> Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом понимании этого слова – он не только исполняет произведение с певцом или инструменталистом на концертной эстраде, но и работает с солистом на предварительных репетициях, разрабатывая вместе с ним художественную концепцию интерпретации, вникая во все мелочи «технологии» ансамблевого исполнительства»

Концертмейстерское искусство, пожалуй, в чем-то бывает даже еще тоньше и сложнее, чем сольная игра: партия фортепиано в техническом отношении иногда даже сложнее, виртуознее, чем партия солиста, при этом концертмейстер должен быть чутким ансамблистом, чтобы не заглушить солиста.

Также часто встает проблема выбора темпа. Он определяется способностью исполнителя на духовых инструментах уложить фразу в одно дыхание. Здесь у концертмейстера возникает новый материал для размышления: ведь у одних духовиков дыхание короче, чем у других. Значит и темп будет живее. Но при этом нельзя потерять характер произведения, в противном случае мы рискуем, к примеру, получить вместо торжественного марша легкую и задорную польку. Это как в спортивной ходьбе – насколько бы быстрый темп не взял спортсмен, все равно должна оставаться ходьба, а не бег.

Плюс ко всему у концертмейстера должен быть чуткий слух, различающий мельчайшие градации звука. Ведь не всегда у педагога есть возможность подсказать из-за кулис, насколько хорошо строит инструмент солиста с роялем. Следовательно, эта обязанность ложится на плечи концертмейстера. Также во время концерта есть один человек, который хуже других слышит солиста - аккомпаниатор. В этом состоит следующая сложность – правильно выстроить баланс. Ведь звук инструмента летит в даль и возвращается многократно отражённым и поглощённым. А значит, концертмейстер слышит только малую часть его или порой не слышит вообще. И внутри борются 2 чувства: с одной стороны нужно играть так, как было задумано, но с другой стороны хочется играть как можно тише, потому что кажется, будто бы фортепиано заглушает солиста.

Видите, как много всего нужно уметь концертмейстерам. И это не говоря о потребности хорошо и быстро читать с листа, переносить музыку в другую тональность, а порой и подбирать аккомпанемент по слуху. Поэтому очень обидно, когда некоторые музыканты относятся к ним как к обслуживающему персоналу. Например, Дж. Мур пишет в своей книге: «Когда грубовато-простодушный Питер Доусон в своей книге «50 лет песни» предлагает убрать со сцены рояль и аккомпаниатора, чтоб они не отвлекали внимания публики, и когда я вспоминаю, что наибольший комплимент, которого я удостаивался от него, состоял в том, что я единственный из аккомпаниаторов, который ему не мешает, - я теряю самообладание. Правда, полем деятельности Доусона является скорее варьете, чем концертный зал. <…> …Чем ниже была культура инструменталистов и певцов, которым мне приходилось аккомпанировать в дни моей юности, тем деспотичнее было их обращение со мной. Мысль о равном сотрудничестве оставалась для них невыносимой. Когда моё имя впервые появилось на конверте пластинки, певец, которому я аккомпанировал, поднял скандал». Так было 50 лет назад. Подобное отношение встречается и сегодня, но, к нашему счастью, все реже. А ведь от хорошего концертмейстера подчас зависит и успех всего выступления. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не будет. Это как у художника – если кисти и краски плохие – красивой картины не получится.

Резюмируя все выше сказанное, хочу привести еще одну цитату В. Чачавы: «Многие крупные музыканты склонны относиться к аккомпаниаторству свысока. Может быть, именно поэтому кое-кого из них ждали на этой стезе громкие провалы».

Вот мы немного и познакомились с такой замечательной и такой важной профессией – концертмейстер.

Концертмейстеры Школы оркестровой игры ещё и немного волшебники. Бывают такие ситуации, когда кто-то из учащихся на концерте ошибётся или, что бывает крайне редко, забудет ноты. Концертмейстер может сделать так, что этого никто и не заметит, да еще успеет подбодрить и подсказать. Представляете, сколько нужно внимания, чтобы уследить за всем, что происходит на сцене, вовремя сориентироваться и поправить ситуацию! Такое может выдержать только человек, получающий удовольствие от своей работы, а значит бесконечно преданный своему делу!

Konzertmeister ) - руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной - начиная с XIX века - музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером .

Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок - традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, - например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски , по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

Концертмейстер оперы - это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.

Примечания

Литература

  • «Советский энциклопедический словарь» под редакцией А. М. Прохорова издательство: М. «Советская энциклопедия» 1990 г. страница 633.


Загрузка...
Top