Мстислав добужинский биография. Работы Добужинского из серии «Городские сны » говорят о том, как ошибались те, кто причислял художника к эстетам

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ - российский график, живописец, сценограф.

Учил-ся в Санкт-Пе-тер-бур-ге - в Ри-со-валь-ной шко-ле Обществ поощрения художеств (1884-1885 годы), в мас-тер-ских Л. Е. Дмит-рие-ва-Кав-каз-ско-го (1897-1899 годы), В. В. Ма-тэ (1901-1902 годы) и других; окон-чил юри-дический факультет Санкт-Пе-тер-бург-ско-го университета (1899 год). В 1899-1901 годах обу-чал-ся в Мюн-хе-не - в шко-лах А. Аж-бе и Ш. Хол-ло-ши, по-се-щал мас-тер-скую А. Г. Яв-лен-ско-го; в эти го-ды по-зна-ко-мил-ся с И. Э. Гра-ба-рём, в 1902 году - с С. П. Дя-ги-ле-вым и ху-дож-ни-ка-ми «Ми-ра ис-кус-ст-ва». Был чле-ном это-го объ-е-ди-не-ния (1902-1924 годы) и Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1904-1910 годы).

Один из ре-фор-ма-то-ров русского те-ат-раль-но-де-ко-рационного искусства XX века, Добужинский в ран-них ра-бо-тах для пе-тербургского «Ста-рин-но-го те-ат-ра» и Те-ат-ра В. Ф. Ко-мис-сар-жев-ской (1907-1908 годы) сти-ли-зо-вал приё-мы средневековой французской ми-ниа-тю-ры и русского луб-ка. Сло-же-ние зре-ло-го сти-ля в сце-но-гра-фии Добужинского про-изош-ло под влия-ни-ем эс-те-ти-ки МХТ: в 1909-1917 годах по при-гла-ше-нию К. С. Ста-ни-слав-ско-го офор-мил 14 по-ста-но-вок это-го те-ат-ра, втом числе «Ме-сяц в де-рев-не» И. С. Тур-ге-не-ва (1909 год) и «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по Ф. М. Дос-то-ев-ско-му (1913 год).

В по-след-ней ра-бо-те он ис-поль-зо-вал близ-кие экс-прес-сио-низ-му приё-мы - на-пря-жён-ный ли-ней-но-гра-фическое ритмическое дра-ма-тическое зву-ча-ние мо-но-хром-но-го ко-ло-ри-та с рез-ки-ми ак-цен-та-ми цве-то-вых пя-тен и ос-ве-ще-ния. Был так-же ху-дож-ни-ком Те-ат-ра тра-ге-дии («Царь Эдип» Со-фок-ла; так-же ре-жис-сёр), бывшего Алек-сан-д-рин-ско-го те-ат-ра («Го-ре от ума» А. С. Гри-бое-до-ва; оба 1918 год), БДТ и других (все - в Пет-ро-гра-де); со-труд-ни-чал с Рус-ским ба-ле-том Дя-ги-ле-ва и труп-пой А. П. Пав-ло-вой (1914 год).

По-сле 1917 года уча-ст-во-вал в оформ-ле-нии мас-со-вых празд-неств в Пет-ро-гра-де (в том числе мис-те-рии «Гимн ос-во-бо-ж-дён-но-му тру-ду» на пло-ща-ди пе-ред зда-ни-ем Бир-жи, 1920 года, совм. с Ю. П. Ан-нен-ко-вым и В. А. Щу-ко; так-же один из ре-жис-сёров). Был членом Ко-мис-сии по де-лам ис-кусств (1917 года), Общества изу-че-ния и ох-ра-ны ста-ро-го Пе-тер-бур-га (1918 год), хра-ни-те-лем Эр-ми-та-жа (1918 год), ор-га-ни-за-то-ром До-ма ис-кусств в Пет-ро-гра-де (1911-1922 годы). В 1924 году с семь-ёй вы-ехал в Лит-ву; ра-бо-тал в Кау-на-се , Па-ри-же (1926-1929 годы; ху-дож-ник те-ат-ра Н. Ф. Ба-лие-ва «Ле-ту-чая мышь»), Лон-до-не (с пе-ре-ры-ва-ми в 1935-1939 годах), в 1939 году вме-сте с труп-пой М. А. Че-хо-ва вы-ехал в США. Жил в Нью--Йор-ке, с 1952 года до октября 1957 года - в Па-ри-же, Ри-ме, Лон-до-не. Во мно-гих те-ат-рах ми-ра оформ-лял преимущественно русские опе-ры, дра-ма-тические по-ста-нов-ки и ба-ле-ты (в том числе «Рус-ский сол-дат» на музыку С. С. Про-кофь-е-ва, 1942 год, «Бал-ле ти-этр», Нью-Йорк). В 1928-1946 годах был ху-дож-ни-ком ки-но на сту-ди-ях Па-ри-жа, Лон-до-на, Гол-ли-ву-да («Пи-ко-вая да-ма», 1937 год, и другие).

В 1905-1939 годах пуб-ли-ко-вал ста-тьи об изо-бра-зительном искусстве и те-ат-ре. Пре-по-да-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге - Пет-ро-гра-де в шко-ле Е. Н. Зван-це-вой (1906-1911 годы), СХУМ-Вху-теи-не (1918-1923 годы; профессор) и других; в Ху-дожественно-прак-тическом институте в Ви-теб-ске (1918-1919 годы; так-же ди-рек-тор); в Па-ри-же - в Ху-дожественно-промышленном институте князя Ф. Ф. Юсу-по-ва (1926-1929 годы), собственной сту-дии (1927-1928 годы) и Ху-дожественной ака-де-мии Т. Л. Су-хо-ти-ной-Тол-стой (1928-1929 годы); в Кау-на-се (1929-1933 годы).

Сре-ди уче-ни-ков Добужинского - Н. П. Аки-мов, Г. С. Ве-рей-ский, Е. Г. Гу-ро, Г. И. Нар-бут, М. З. Ша-гал, так-же сы-но-вья - гра-фик Все-во-лод До-бу-жин-ский (1905-1998 годы) и сце-но-граф Рос-ти-слав До-бу-жин-ский (1903-2000 годы).

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния / Сост. Г. И. Чу-гу-нов. М., 1987; Пись-ма. СПб., 2001.

Иллюстрации:

М. В. До-бу-жин-ский. «Че-ло-век в оч-ках» (порт-рет кри-ти-ка и по-эта К. А. Сюн-нер-бер-га). 1905-06. Треть-я-ков-ская га-ле-рея (Мо-ск-ва).Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Эс-киз де-ко-ра-ции к спек-так-лю «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по ро-ма-ну «Бе-сы» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1913. Му-зей Мо-сков-ско-го Ху-до-же-ст-вен-но-го те-ат-ра. Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Ил-лю-ст-ра-ция к по-вес-ти «Бе-лые но-чи» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1923. Архив БРЭ.

    - (1875 1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако,… … Лермонтовская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885 87) и в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения Мир искусства. В дореволюционный период работал главным образом в… … Художественная энциклопедия

    ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович - (1875 1957) российский график и театральный художник. Член Мира искусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к Белым ночам Ф. М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных работах… … Большой Энциклопедический словарь

    Добужинский Мстислав Валерианович - Добужинский, Мстислав Валерианович известный живописец и рисовальщик. Родился в 1875 г. Много работал в Мюнхене, обучаясь живописи. В 1901 г. выставил в Мире искусства офорт Крыши. Его изображения старого Петербурга, виньетки и рисунки обратили… … Биографический словарь

    Добужинский Мстислав Валерианович - , русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885‒87), в Мюнхене (1899‒1901) ‒ в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения «Мир искусства». В начале … Большая советская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), российский график, живописец и театральный художник. Член «Мира искусства». С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах,… … Энциклопедический словарь

    Добужинский, Мстислав Валерианович - Род. 2 (14) августа 1875 г., в Новгороде, ум. 20 ноября 1957 г., в Нью Йорке. Художник график, иллюстратор и театральный художник. Ученик А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, участник объединения "Мир искусства". Графика: "Петр Великий в… … Большая биографическая энциклопедия

    Мстислав Валерианович Добужинский - Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

    Добужинский, Мстислав - Мстислав Валерианович Добужинский Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

Книги

  • Мстислав Добужинский: Живопись. Графика. Театр , . Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) вошел в историю русского искусства как выдающийся график, мастер красивой и выразительной линии, тонкий и умный иллюстратор и оформитель книги,… Купить за 1100 руб
  • Бармалей , К. Чуковский. Художник этой книги Мстислав Валерианович Добужинский - один из представителей русской книжной графики начала XX века.- Для детей он начал работать еще в середине 1900-х годов, но особенно…

Мстислав Валерианович Добужинский (1875 - 1957). (Федорова Н. А.)

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит к замечательной; плеяде мастеров, объединившихся в конце XIX - начале XX века вокруг общества "Мир искусства". Как график и театральный художник Добужинский занимал в этой группировке одно из значительных мест.

Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде. Отец его - артиллерийский офицер, впоследствии получивший чин генерала, мать по окончании Петербургской консерватории стала оперной певицей в провинциальных театрах.

Детство художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он же приучил сына иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной. Особый интерес мальчика вызывали книги по истории. Постепенно рисование из детского занятия превратилось в увлечение, и еще до поступления в гимназию Добужинский в течение двух лет зимой посещает рисовальные классы Общества поощрения художеств.

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Попеременно местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция, Волга и окрестности Петербурга. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербурского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Хотя рисунки молодого художника были отмечены И. Е. Репиным, в Академию Добужинского не принимают. Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. К тем же годам относятся и первые поездки за границу - в Германию и Швейцарию. Добужинский решает учится за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который на ряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Тот же путь прошли многие русские художники: И. Э. Грабарь, Н. Д. Кардовский, А. И.Кравченко, В. В. Фаворский, О. Э. Браз, Г. И. Нарбут и другие; одни - раньше, другие - позже оттачивали свое профессиональное мастерство в мюнхенских студиях.

Рано определившиеся графические тенденции дарования Добужинского вскоре были замечены и, вернувшись в Россию, он по совету Грабаря в 1901 году занимается офортом у профессора Академии художеств В. В. Матэ. Но эти занятия прерываются, и к гравюре Добужинскии вернулся только в 1918 году.

С 1901 года Добужинскии входит в "Мир искусства". Общество прошло к этому времени сложный организационный период; Добужинскии оказался в нем самым молодым и менее опытным художником. Но уже первые выступления принесли ему известность. Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно, Петербурга. Для открытых писем, издаваемых Общиной св. Евгении, Добужинскии исполнил серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII - начала XIX века. В других пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон, вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть "художником города". "Человек в очках" (1906, ГТГ) - одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Гражданственность искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905 - 1907 годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах "Жупел" и "Адская почта". Особенно выразителен рисунок "Умиротворение", где изображена Москва, затопленная морем крови. В это время Добужинскии с группой деятелей "Мира искусства" принимает участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к художникам, призывая их работать для народа.

В 1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах, Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме Добужинский создает эскиз "Петр Великий в Голландии" (1910), перекликающийся с картиной В. Серова "Петр I".

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине "Провинция 30-х годов" (1907 - 1909), созвучной "Мертвым душам" Гоголя. В этой работе художника глухая провинция, захолустье становится символом казенной николаевской России.


М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи". 1923

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ - декорации к пьесе И. С. Тургенева "Месяц в деревне" в постановке К. С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского "Бесы" Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Добужинский оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра, отличающиеся психологической остротой. Работа со Станиславским много дала художнику, и их творческая связь продолжалась долгие годы. "Лучшего живописца трудно пожелать", - так отзывался режиссер о Добужинском.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера "Ночной принц" (1909), исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках к "Барышне-крестьянке" (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника - оформлении сказки Андерсена "Свинопас" (1917). Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Его буквицы, заставки, шрифты, издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения.

Октябрьскую революцию художник встретил зрелым мастером, известным на родине и за границей. Добужинский активно участвует в оформлении первых революционных празднеств, работает в театрах, преподает. Он выпускает альбом литографий "Петроград в 1921 году", представляя город суровым, холодным в это трудное время.

Видное место в русской графике заняли иллюстрации Добужинского к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (1923). Особенно тонко написаны пейзажи Петербурга. Они передают настроение повести Достоевского, помогают ощутить одиночество и чистоту чувств героев. Скупыми средствами рисунка пером Добужинский передает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых - классическая гармония черного и белого, тонкого расчета и искреннего чувства художника.

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков - в Литву. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Лучшие из них - русская и европейская классика: "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Дон Жуан" В.-А. Моцарта, "Гамлет" и "Король Лир" Шекспира. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского "Ревизора". В этой работе художник вернулся к знакомой теме: провинция 30-х годов XIX века, - но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и гротеск.

Как художника книги Добужинского привлекает и новая советская литература: в 1929 году он иллюстрирует "Три толстяка" Ю. Олеши.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет "Русский солдат" с посвящением: "Храбрым русским солдатам второй мировой войны". М. И. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести Ю. Н. Тынянова "Подпоручик Киже" и использовал для балета музыку Прокофьева. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. В последние годы Добужинский вновь возвращается к образу города, который долгое время вдохновлял его искусство.

Умер Добужинский в 1957 году.

Добужинский Мстислав Валерианович

Dobuzhinsky Mstislav

(1875 - 1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Портрет М.Добужинского.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

Войтинская Надежда Савельевна Портрет М.В.Добужинского

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

________________________

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ

(1875 - 1957)

Мстислав Валерианович Добужинский - график, театральный художник, живописец и мемуарист - родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, — писал Добужинский, — была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.

Константин Сомов. Портрет М.В.Добужинского. 1910 г.

В 1885 - 1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю — венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», — вспоминал Добужинский («Новый Журнал». 1963.№ 71. С. 160 - 161). В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный С.-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 - 4 г.: большие графические рисункиЗимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. 1975. № 120. С. 174 - 175).

Кустодиев Б.М. Групповой портрет художников общества "Мир искусства".

1920 г. Эскиз Холст, масло. 52 х 89

Государственный Русский музей

Изображены (слева направо): И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин, А.П.Остроумова-Лебедева, Б.М.Кустодиев.

С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, — вспоминал Добужинский, — я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и “По звездам Вячеслава Иванова”».

Борис Григорьев. Портрет М.В.Добужинского. 1917 г.

История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Коммиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны.

Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. 1949. № 21. С. 103). Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, — иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.

Б.М.Кустодиев.

Проводы Добужинского в Европу 1924 г.

Государственный Русский музей

Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа - Эриха Голлербаха, - посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского».

Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 — 1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.

Борис Кустодиев. Портрет художника М.В.Добужинского.

Этюд к неосуществленному групповому портрету художников объединения «Мир искусства». 1913 г.

В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он — поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., - св. Мстислава Храброго.

Н.А.Бенуа

Портрет Добужинского Ростислава Мстиславовича (1903-2000) - сына художника М.В. Добужинского, художник театра.

1921 г. Дерево, масло 61,2х50,8

Государственный Русский музей

Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия» (Раев М. Россия за рубежом. М., 1994. С. 134).

В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ — декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка — на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях — «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым). Виделся Добужинский и со своим петербургским другом, жившим в Нью-Йорке, - художником, бывшим мирискуссником, Константином Сомовым.

Кустодиев Б.М.

Портрет Добужинского (скульптура)

1909 г. гипс 37,5х27,5х26

В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905 — 1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях — в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно… оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы» (Новый Журнал. 1956. № 44. С. 299 - 300).

В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене - «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался.

Владимир Набоков

UT PICTURA POESIS

М. В. Добужинскому

Воспоминанье, острый луч,

преобрази мое изгнанье,

пронзи меня, воспоминанье

о баржах петербургских туч

в небесных ветреных просторах,

о закоулочных заборах,

о добрых лицах фонарей...

Я помню, над Невой моей

бывали сумерки, как шорох

тушующих карандашей.

Все это живописец плавный

передо мною развернул,

и, кажется, совсем недавно

в лицо мне этот ветер дул,

изображенный им в летучих

осенних листьях, зыбких тучах,

и плыл по набережной гул,

во мгле колокола гудели —

собора медные качели...

Какой там двор знакомый есть,

какие тумбы! Хорошо бы

туда перешагнуть, пролезть,

там постоять, где спят сугробы

и плотно сложены дрова,

или под аркой, на канале,

где нежно в каменном овале

синеют крепость и Нева.

Сочинения, живопись, графика:

Добужинский М.В. Воспоминания об Италии. Рисунки автора. Б.м., 1923.

Добужинский М.В. Памяти Рахманинова. Нью-Йорк, 1946.

Добужинский М.В. Воспоминания. Нью-Йорк, 1976.

Мстислав Добужинский: Живопись, графика, театр. М., 1982.

Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987.

Добужинский М.В. Письма. СПб., 2001.

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875-1957) – живописец, график, театральный художник, критик, мемуарист, участник творческого объединения «Мир искусства».

«Мстислав Добужинский родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.
В 1885-1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю – венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский. В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный Санкт-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков».
С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и «По звездам Вячеслава Иванова».
История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Комиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. С.П. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны.
Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик». Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.
Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа – Эриха Голлербаха, – посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского».
Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925-1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.
В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он – поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Мстислава Храброго.
Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия».
В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка – на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях - «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время.
В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905-1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях – в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы».
В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался в доме младшего сына. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.» Вадим Крейд ©

Работы Мстислава Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк)...
Работы художника неоднократно продавались на ведущих мировых аукционах: Sotheby"s, Christie"s, MacDougall"s...



Загрузка...
Top