Лубочная картинка. Лубок русский изобразительный

Лубочная картинка

История

Самые древние лубки известны в Китае . До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке . Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии . Позже добавляются гравюра на меди и литография .

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как информационное оружие (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

В России

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели . В подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков - за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Литература

  • Алексеев В. А., Китайская народная картина, М., 1966
  • Лубок, М., 1968
  • Народная картинка XVII-XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996
  • Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982
  • Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003, с. 177-187
  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173-177. ISBN 5-9578-2773-8
  • К. И. Коничев. «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.

Ссылки

  • Русский рисованный лубок конца XVIII - начала XIX века Из собрания Государственного Исторического музея
  • Александра Плетнева, «Повесть Н. В. Гоголя „Нос“ и лубочная традиция»
  • Подборка изображений лубка 19в. (сайт на английском языке)

См. также

Эволюция развития русского лубка


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лубочная картинка" в других словарях:

    - (РУССКАЯ) в более узком и основном смысле литература так наз. «лубочных картинок», рассчитанных на широкое массовое потребление. Слово «лубочный» происходит, по мнению большинства исследователей, от лубков, липовых досок, с которых первоначально… … Литературная энциклопедия

    КАРТИНКА, и, жен. 1. Иллюстрация, рисунок в книге или отдельный рисунок. Книжка с картинками. Лубочная к. Сводная (или переводная) к. (нанесённая на бумагу особым составом и при смачивании переносимая на другую поверхность). Как к. кто н. (очень… … Толковый словарь Ожегова

    Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко… … Википедия

    ЛУБОК - В ХVII начале XX в. липовая (см. липа*) доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такого изготовления, раскрашенная от руки, с назидательным или юмористическим текстом. На лубочных картинках чаще всего изображались… … Лингвострановедческий словарь

    Лубок - (лубочные картинки, нар. картинки) особый вид печатных изд.: листы с картинками и относящимися к ним текстами. Изготовлялись путем гравирования на дереве, меди, позднее способом литографии; одно и многоцветные. Первые Л. появились в Китае… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения). Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным… … Википедия

    - (Jean Tessing), амстердамский негоциант, типограф и гравер на меди. По преданиям, сохранившимся в семействе Тессингов, Иван Тессинг знал Петра I еще в Москве или Архангельске; a в Голландии царь часто бывал y Тессингов запросто (Пекарский, I, 11) … Большая биографическая энциклопедия

    - (итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств Шаржа и Гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных… …

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    ЛУБОК, лубка, муж. 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан небольшой ящик.» Пришвин. 2. То же в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить лубок. Рука в лубках. 3. Липовая доска … Толковый словарь Ушакова

Лубочные картинки появились на Руси в середине XVII века. Сначала их называли «фряжскими картинками», позже «потешными листами», а потом «простонародными картинками» или «простовиками». И лишь со второй половины 19 века их стали именовать «Лубками». Огромный вклад в собирательство картинок внёс Дмитрий Ровинский, издавший сборник «Русские народные картинки». В этом обзоре 20 лубочных картинок из этого сборника, разглядывать которые можно бесконечно, открывая для себя много занятного, нового и интересного.



Tempora mutantur (времена меняются) гласит латинская пословица. Ещё в первой половине 20-го века всё народное считалось недостойным внимания интеллигентных и просвещённых людей, а сами учёные считали унизительным интересоваться, например, лубочными картинками. В 1824 году известный археолог Снегирев, который написал статью о лубочных картинках и намеревавшийся прочитать ее в заседании «Общества любителей российской словесности» был обеспокоен, что «некоторые из членов сомневаются, можно ли допустить в Обществе рассуждение о таком пошлом, площадном предмете».



Мало этого, ещё в 1840-х годах Белинскому приходилось энергично защищать Даля от аристократов, которые порицали писателя за любовь к простонародью. « Мужик — человек, и этого довольно — говорит Белинский, — чтоб интересовались им так же, как и всяким барином. Мужик — наш брат по Христу, и этого довольно, чтобы мы изучали его жизнь и его быт, имея в виду их улучшение. Если мужик не учен, не образован, это не его вина », - писал Белинский.



Но даже в то время были счастливые исключения - личности, которым было под силу выполнить настоящие богатырские подвиги вопреки общественным табу. Примером такого подвига является труд Ровинского «Русские народные картинки».


«Русские народные картинки» - это три тома атласа и пять томов текста. К каждому тексу прилагается яркая лубочная картинка. Первый том атласа вмещает «Сказки и забавные листы», второй - «Исторические листы», третий - «Духовные листы». Атлас, чтобы избежать цензуры, был издан всего в 250 экземплярах. Текстовые тома - приложение к атласу. В трёх первых дано описание собранных в атласе картинок. Необходимо отметить, что каждое описание выполнено подробнейшим образом с соблюдением орфографии оригинала, указанием на более поздние образцы, указывались размеры картинки и способ гравировки. Всего в книге описано около 8000 картинок.



Четвёртый том - ценный материал для различных справок, которые могут потребоваться в работе. Четвертый том текста « заключает в себе примечания к описаниям, напечатанным в первых трех книгах, и некоторые добавления о картинках, вновь приобретенных мною, — говорил Ровинский, — после отпечатания первых трех книг ». Вторая половина этого тома - алфавитный указатель ко всему изданию.


Пятый том делится на пять глав:
. Глава 1. Народные картинки, резанные на дереве. Гравирование на меди.
. Глава 2. Откуда наши граверы заимствовали переводы (оригиналы) для своих картинок. Пошиб, или стиль, рисунка и сочинения в народных картинках. Раскраска старинных народных картинок была весьма тщательная. Заметки о народных картинках на Западе и у народов восточных, в Индии, Японии, Китае и на Яве. Народные картинки, гравированные черной манерой.
. Глава 3. Продажа народных картинок. Назначение и употребление их. Надзор за производством народных картинок и цензура их. Цензура царских портретов.
. Глава 4. Женщина (по взглядам Пчелы). Женитьба.
. Глава 5. Учение в старые годы.
. Глава 6. Календари и альманахи.
. Глава 7. Легкое чтение.
. Глава 8. Легенды.
. Глава 9. Народные увеселения. Пьянство. Болезни и лекарства против них.
. Глава 10. Музыка и пляска. Театральные представления в России.
. Глава 11. Шутовство и шуты.
. Глава 12. Шутовские листы на иностранцев. Карикатуры на французов в 1812 году.
. Глава 13. Народное богомолье.
. Глава 14. Картинки изданные по распоряжению правительства.

Даже и такое краткое оглавление указывает на бесконечное разнообразие содержания народной картинки. Лубочная картинка заменяла для народа газету, журнал, повесть, роман, карикатурное издание - все то, что должна бы была давать ему интеллигенция, смотрящая на него как на одного из своих меньших братьев.



Народные картинки стали называть лубочными вначале 20-го века. Название это учёные толкую по-разному. Одни считают, что это производная о слова «луб», на котором резали первые картинки, другие говорят о лубочных коробах, в которые укладывали картинки для продажи, а, по мнению Ровинского, слово лубочный относилось ко всему, что делалось непрочно, плохо, на скорую руку.



На Западе гравированные картинки появились еще в XII веке, и они были самым дешёвым способом донеси до народа изображения святых, Библию и Апокалипсис в картинках. В России гравирование началось в одно время с книгопечатанием: уже к первой печатной книге «Апостол», которая вышла в 1564 году, была приложена и первая гравюра - изображение евангелиста Луки на дереве. Отдельными листами лубочные картинки стали появляться только в XVII веке. Это начинание поддерживал сам Пётр I, который выписывал из-за границы мастеров и платил им жалование из казны. Прекратилась такая практика только в 1827 году.


Во второй половине XVIII века резанием досок для народных картинок занимались серебряники в селе Измайлово. Они резали картинки на дереве или меди, а печатались картины на фигурной фабрике Ахметьева в Москве, у Спаса во Спасском. Работали печатники и в Ковровском уезде, во Владимирской губернии, в деревне Богдановке, а также в Почаевском, Киевском и Соловецком монастырях.


Угощение Наполеона в России.

Купить лубочные картинки можно было в Москве в проломах у Никольской улицы, у церкви Гребневской Божьей Матери, у Троицы Листов, у Новгородского подворья и главным образом у Спасских ворот. Достаточно часто их покупали вместо деревянных образов, а также для научения детей.


Сначала картинки не подпадали под цензуру, но с 1674 года появляются указы о запрете таких картинок. Но народные картинки по-прежнему издавались и продавались, не желая знать ни о каких запрещениях, ни о каких указах. В 1850 году, по Высочайшему приказу, «московский генерал-губернатор граф Закревский, приказал заводчикам народных картинок уничтожить все доски, не имевшие цензурного дозволения, и впредь не печатать таковых без оного. В исполнение этого приказания заводчики собрали все старые медные доски, изрубили их при участии полиции в куски и продали в лом в колокольный ряд. Так и прекратило свое существование бесцензурное народное балагурство».

Лубок - народная картинка, вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

С середины XVII века на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX века их стали называть лубками.

Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску (например, под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети занимались раскраской лубков.

Как делали краски: Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев. Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе.

Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Поймали, например, в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или «Азбуки». И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалось ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Лубок - это название, происходит от слова «луб» - лубяной, т.е. деревянный (внутренняя часть древесной коры) . Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес - картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране.

Лубочные картинки, сопровождались кратким пояснительным текстом. Он отличался простотой и доступностью образов, писался живым и образным разговорным языком и нередко воспроизводился в стихотворной форме. К лубочным картинкам причисляют и рисованный лубок (нарисованные от руки настенные листы), однако главное свойство лубка - массовость, широта распространения - достигается только с помощью печати.

Тематика лубочных книг отличалась многообразием. "Здесь найдете олицетворенными догмат, молитву, гетью (легенду), нравоучение, притчу, сказку, пословицу, песню, словом, все, что пришлось по духу, нраву и вкусу нашего простолюдина, что усвоилось его понятию, что составляет предмет ведения, назидания, обличения, утешения и любопытства миллионов...", - писал один из первых исследователей лубка И.М.Снегирев.

Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон. Так, из ранних печатных икон сохранился лист "Архангел Михаил - воевода небесных сил" (1668), лубки XVII века с изображением сюжетов икон Суздаля, Чудова монастыря, Симонова монастыря в Москве и др. Часто эти картинки заменяли собой дорогостоящие церковные живописные образа.

В XVIII веке наиболее многочисленными были светские сюжеты. Источником для гротеска многих из них послужили иностранные гравюры. Так, например, известный лубок "Шут Фарнос с женой" - с немецкого образца; "Пастух и пастушка" - пасторальная сценка в стиле рококо, с рисунка Ф.Буше, а гротесковые, причудливо фантастические фигуры лубка "Шуты и скоморохи" обыграны с офортов Ж.Калло и т.д.

Широкое распространение в народе имели лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" - изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой" и особенно "Битва Бабы-Яги с крокодилом". К национальному фольклору восходит и известный лубок "Как мыши кота погребают", долгое время считавшийся пародией на погребальную процессию Петра I, якобы созданную в начале XVIII века раскольниками, яростно боровшимися с петровскими реформами. Сегодня ученые склонны думать, что сюжет этого лубка появился еще в допетровское время, хотя самый ранний, дошедший до нас оттиск этой гравюры датируется 1731 годом. Известный в нескольких вариантах, в том числе "сезонных" (зимнее погребение на санях и летнее - на телеге), этот лубок неоднократно переиздавался с небольшими отклонениями в названии ("Как мыши кота хоронили", "Мыши кота на погост волокут" и др.), в различной технике (гравюра на дереве, на металле, хромолитография) не только на протяжении XVIII века, но и почти вплоть до Октябрьской революции.

Много лубков создавалось на тему учения и быта различных социальных слоев населения России: крестьянина, горожанина, чиновника, купца и пр. ("Муж лапти плетет, а жена нити прядет" , "Знай себя, указывай в своем доме"); в лубочных картинках находили отражение события внутренней и международной жизни ("Извержение Везувия в 1766 году", "Взятие Очакова", "Победа генерал-фельдмаршала графа Салтыкова при Франкфурте в 1759 году"), военный быт русских солдат, их политические настроения и др. В период военных действий лубок часто выполнял роль газеты, плаката, листовки-прокламации. Так, в 1812-1815 годах была выпущена серия лубочных картинок-карикатур на Наполеона и французскую армию, созданная Н.И.Теребневым, известным русским скульптором и художником. Широко известен патриотический лубок под названием "Боевая песенка донцов", получивший распространение во время русско-японской войны 1904-1905 годов, текст к которому ("Эй, Микадо, будет худо, перебьем твою посуду") был написан В.Л.Гиляровским.

Большой популярностью среди русского народа пользовались лубочные картинки с портретами царей. В 1723 году Петром I была введена строгая цензура изображений лиц царской фамилии, что, однако, не помешало появлению на книжном рынке лубочной картины с портретом мнимого Петра III - Емельяна Пугачева и никогда не царствовавшего императора Константина Павловича.

Начиная с середины XVIII века лубочные картинки часто сшивались вместе или выпускались в виде книжки с большим количеством иллюстраций, впоследствии сохранившихся лишь на обложке. Одной из первых русских лубочных книжек считается "Жизнеописание славного баснотворца Эзопа", выпущенная в 1712 году и впервые напечатанная гражданским шрифтом. В форме лубочных изданий выпускались былины, сказки, сонники, переделки так называемых рыцарских романов и т.п. Наиболее часто издавались лубочные книжки сказочного содержания: "О Еруслане Лазаревиче", "Бова Королевич". Большим спросом пользовались лубочные издания исторической тематики: "Шут Балакирев", "Ермак, покоривший Сибирь", "Как солдат спас жизнь Петра Великого" и др., а также лубочные календари.

Лубочные картинки и книжки были, как правило, анонимными, не имели выходных сведений и гравировались народными мастерами-самоучками, однако существовали и профессиональные писатели лубочных книг. Наибольшей известностью из них пользовался Матвей Комаров - автор знаменитой "Повести о приключениях английского милорда Георга и бранденбургской марк-графини Фредерики-Луизы" (1782), не исчезавшей с книжного рынка в течение 150 лет. Со временем появилась целая литература, называвшаяся лубочной, со своими авторами, издателями, традициями и пр.

С течением времени техника изготовления лубочных картинок совершенствуется: во второй половине XVIII века начинает применяться гравюра на меди, а с начала XIX века - литография, значительно удешевившая лубочные издания. Произошли изменения и в окраске лубка. Так, если в XVII-XVIII веках лубочные картинки раскрашивались от руки отдельными умельцами в восемь-десять красок, то в XIX веке - обычно лишь в три-четыре (малиновая, красная, желтая и зеленая). Сама раскраска к середине XIX века приобретает характер фабричного производства и становится более грубой, небрежной ("по носам"). Изменилось читательское назначение лубочных изданий: если в XVII веке лубок с одинаковым успехом обслуживал все слои русского общества, то уже в первой четверти XVIII века основной сферой его распространения становится растущее городское население: купцы, торговцы, средние и мелкие церковные служащие, ремесленники. Крестьянским же, по-настоящему массовым, лубок становится уже в XIX веке.

В XVIII-XIX веках главным центром изготовления лубочных изданий традиционно была Москва, где возникли первые фабрики Ахметьевых, М.Артемьева. Постепенно производство лубочных изданий перешло в руки мелких торговцев, имевших собственные типографии. В Москве в первой половине - середине XIX века главными производителями лубка были династии Логиновых, Лаврентьевых, А.Ахметьев, Г.Чуксин, А.Абрамов, А.Стрельцов и др., в Петербурге - издатели А.В.Холмушин, А.А.Касаткин и др. В селе Мстера Владимирской области печатал лубочные издания археолог И.А.Голышев, много сделавший для просвещения народа. Лубочные издания просветительского характера выпускали многочисленные комитеты грамотности, издательства "Общественная польза" (основано в 1859 году), "Посредник" (возникло в 1884 году) и др. Лубки религиозного содержания, а также бумажные образки и иконы изготовлялись в типографиях крупнейших русских монастырей, в том числе Киево-Печерского, Соловецкого и др.

В 80-е годы XIX века монополистом лубка на русском книжном рынке становится И.Д.Сытин, впервые начавший изготовлять лубочные издания машинным способом, значительно улучшивший содержание и качество лубочных изданий (хромолитография в пять-семь красок), увеличивший их тиражи и снизивший розничные цены. Его стараниями был создан так называемый новый лубок, который по своему рисунку, характеру оформления, цветовой гамме отличался от традиционных листовых изданий. И.Д.Сытин впервые выпустил серию портретов русских писателей (А.С.Пушкина, И.С.Никитина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова и других) и подборки-переделки их произведений, издавал лубки военно-патриотической и исторической тематики, на сказочные, бытовые, сатирические сюжеты, лубочные буквари, календари, сонники, гадательные книжки, святцы, литографированные иконы и т.п., которые тысячами закупались офенями прямо на фабриках и развозились по всей Росси и

На рубеже XIX-XX веков лубок продолжал оставаться основным видом книжного товара, предназначенного для широких народных масс, и в первую очередь для крестьян и жителей окраин России.

Роль лубка, но уже как средства массовой пропаганды и агитации, особенно возросла в годы революции. В этом качестве он продолжал существовать до начала 30-х годов. В условиях, когда большая часть населения страны была неграмотной, яркое, образное и выразительное искусство лубка, понятное и близкое миллионам, как нельзя лучше отвечало задачам времени. В 1915 году Ф.Г.Шиловым, известным антикваром дореволюционной России, был выпущен небольшим тиражом альбом лубочных картинок под названием "Картинки - война русских с немцами", созданный художником Н.П.Шаховским в подражание лубку XVIII века. Все картинки издания были воспроизведены литографским способом и раскрашены от руки; текст к ним написал В.И.Успенский, известный коллекционер и издатель многочисленных памятников древнерусской литературы.

Много лубков на тему революции было создано художником А.Е.Куликовым, в том числе "Крещение революцией", "Внимая ужасам войны", "Женщина в старом быту", "Кто забыл долг перед Родиной?" и др. Его произведения в этом жанре в 1917 году были изданы секцией ИЗО Московского Совета солдатских депутатов, а в 1928 году Государственный музей Революции СССР тиражом 25 тысяч экземпляров издал серию открыток из шести наименований с лубками и частушками А.Е.Куликова.

Таким образом, лубочные издания представляют собой своеобразный вид антикварной книги. Среди них встречаются подлинные произведения народного творчества, отразившие быт, нравы и чаяния русского народа. Каждая лубочная картинка сегодня является интереснейшим памятником и документом своей эпохи, несет на себе приметы и черты своего времени - именно такой подход должен лежать в основе изучения русских лубочных картинок. При этом, цензура лубочных изданий, существовавшая в России с конца XVII века и первоначально распространявшаяся лишь на "духовный" лубок, а с XIX века - на весь без исключения, серьезного влияния на его эволюцию не оказала.

Основным справочником по русскому лубку является капитальный пятитомный труд Д.А.Ровинского "Русские народные картинки" (СПб., 1881). Обладатель лучшей в России коллекции лубочных изданий, неутомимый исследователь всех государственных и известных ему частных собраний, Д.А.Ровинский собрал воедино, тщательно описал и прокомментировал, указывая источники, 1800 лубочных картинок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Кемерово

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема :

Выполнила:

учитель изобразительного искусства

Костина Ирина Валерьевна

Кемерово 2015

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Класс

Тема

Русский лубок и его выразительные средства

Цель

Нарисовать животное по мотивам лубка

Задачи

Образовательные:

Познакомить с новой техникой рисования – лубок Развивающие:

Способствовать развитию фантазии и воображения, расширению кругозора, через беседу и практическую работу

Воспитательные:

Способствовать воспитанию аккуратности, отзывчивости к народному искусству.

Тип урока

Уроки изучения нового учебного материала;

Опорные понятия, термины

лубок

Зрительный ряд

Презентация

Литературный ряд

Для чего нужны нам сказки

Оборудование для учащихся

Маркер, акварель, карандаши

УМК

2100 Куревина О.А., Ковалевская Е. Д. Учебник Изобразительное искусство (Разноцветный мир) - М.Баласс – 2012г – 2 класс

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные и метапредметные УУД

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Проверьте все ли готово к уроку.

Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

Мотивация учебной деятельности

Слайд 2

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Любите ли вы сказки? Почему? Могут ли они чему-нибудь научить?

Сказки только для детей или взрослые их тоже любят?

А откуда мы с вами узнаем сказки?

Слайд 3

А как раньше читали сказки, если не было книг?

Помимо того что сказки переходили из уст в уста, их все же можно было причитать и даже увидеть с помощью картинок с надписями, а назывались они лубок. Слайд 4

Постановка проблемного вопроса слайд 5

Как вы думаете, почему такое название?

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, откуда же пошло такое название и сами станем мастерами лубочных картинок.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

Высказывания детей

Пересказывали друг другу, рисовали сами

Познавательный УУД формирование интереса к теме урока, его содержанию

Регулятивные: Учащиеся должны уметь совместно с учителем (по наводящим вопросам) определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, для определения темы урока

Личностные: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств

Актуализация и открытие новых знаний

Для того чтобы узнать почему так называется, давайте вспомним сказку о зайце и лисице

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная. Слайд 6

Лубяная – значит какая?

Луб – липовая доска, именно на ней делался рисунок, отсюда и название лубок. слайд 7

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Слайд 8

На что похожи лубочные картинки? слайд 9

А в чем же различие?

Давайте посмотрим, как же делали такие картинки.

Слайд 10

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Раскрашивали картинки в ручную, обычно этим занимались женщины и дети. Один человек за неделю мог раскрасить, до тысячи лубков.

Посмотрите, а какие цвета используются в картинках?

В лубочных картинках использовались шесть основных красок – малиновая, зеленая, желтая, красная, коричневая и голубая. Слайд 11

Какие средства выразительности используются в лубочных картинках?

(слайд)

Сюжет (забавные животные, сказки).

Наличием штриха, линий.

Слайд 12

Физминутка слайд 13

Отвечают на вопросы

Деревянная

На иллюстрации

Текст находится прямо в картинках

Ученики отвечают на вопрос

(возможные варианты ответов):

Смешным сюжетом

Сопровождается надписью, текстом.

Наличием штриха, линий.

Познавательный УУД

умение логически рассуждать делать выводы и умозаключения Коммуникативные: учащиеся должны уметь слушать и понимать своих собеседников, вступать с ними в беседу

Предметные: Научиться с эмоциональностью и отзывчивостью воспринимать народную гравюру (лубок), выражать своё отношение к ней.

Познавательные: Должны делать выводы, опираясь на предоставленные образы и репродукции

Личностные: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой лубка.

Подготовка к художественной деятельности

Посмотрев, как раньше изготавливались лубочные картинки, предлагаю вам самим попробовать, по мотивам лубка, создать картинку.

Что нам для этого нужно?

Сначала определимся с тем, что мы будем изображать. Раз сегодня мы говорим о сказках, давайте вспомним, кто чаше всего является главным персонажем?

А какие животные узнаем из загадок

Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька…..(Кошка)

В воде искупался, а сух остался….(Гусь)

Днём спит, ночью летает прохожих пугает…..(Сова)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит….(Петух). Слайд 14

Молодцы! Нарисуйте, пожалуйста, какое-либо животное, можно с элементами растительности на обрамленном листе, подражая мастерам лубка. Обратите еще раз внимание на выразительные средства лубка. Но перед этим помогите мне, пожалуйста, составить план выполнения работы. Что нужно сделать в первую очередь….., во вторую….., в третью?

План: слайд 15

  • Маркером нарисовать контур животного.
  • Заполнить штрихами.
  • Выполнить в цвете.
  • Добавить текст.

Ответы детей

Обсуждение замысла будущей работы, составление плана

Коммуникативные УУД

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; Регулятивные: Учащиеся должны уметь совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

Практическая работа

Организует индивидуальную практическую работу.

Контролирует выполнение работы.

Дети выполняют творческую работу в технике лубка. Примеряя на себя образ художника - ремесленника

Предметные: научиться изображать животных и растения, подражая мастерам лубка.

Личностные: Учащийся должен развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.

Подведение итогов художественной деятельности

Слайд 16

Кто из вас справился с работой, то предлагаю вам вывесить свои работы на доску.

Предлагаю оценить свою работу.

Кто доволен своей работой? Кто считает, что нужно еще попробовать?

Ребята, как вы думайте, что нового мы узнали сегодня, чему научились?

Вы сегодня хорошо справились с творческой работой.

Слайд 17 До свидания! Спасибо за урок.

Анализ и оценивание своей работы и работ одноклассников.

Дети вывешивают работы на доску.

Дети самостоятельно оценивают свою работу.

Дети отвечают на вопросы: Мы узнали, что такое лубок, научились его рисовать.

Регулятивные:

Учиться оценивать свою творческую работу, признавать ошибки

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

Уборка рабочего места

Свое название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19–20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 – начале 20 вв., даже породив массовую лубочную литературу. Такая литература выполняла свою социальную функцию, приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои населения.

Бывшие произведениями народного творчества, поначалу выполнявшиеся исключительно непрофессионалами, лубки повлияли на появление произведений профессиональной графики начала 20 в., отличавшейся особым изобразительным языком и заимствовавшей фольклорные приемы и образы.

Лубки всегда были доступны по цене даже самым несостоятельным покупателям, отличались доходчивостью текстов и изобразительного ряда, яркостью красок и взаимодополняемостью изображения и пояснений.

Художественными особенностями лубочной графики являются синкретизм, смелость в выборе приемов (вплоть до гротеска и намеренной деформации изображаемого), выделение тематически главного более крупным изображением (в этом – близость детским рисункам). От лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей 17 – начала 20 в. и газетой, и телевизором, и иконой, и букварем, ведут свою историю современные домашние постеры, красочные перекидные календари, плакаты, комиксы, многие произведения современной массовой культуры (вплоть до искусства кино).

Как жанр, объединяющий графику и литературные элементы, лубки не были сугубо русским явлением.

Древнейшие картинки такого рода бытовали в Китае, Турции, Японии, Индии. В Китае они исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. гравировались на дереве, отличаясь в то же время яркой красочностью, броскостью.

Европейский лубок известен с 15 в. Основными способами производства картинок в странах Европы были ксилография или гравюра на меди (с 17 в.) и литография (19 в.). Появление лубков в странах Европы было связано с производством бумажных иконок, распространявшихся на ярмарках и в местах паломничества Ранние европейские лубки имели исключительно религиозное содержание. С началом Нового времени оно быстро утратилось, сохранив оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. С 17 в. лубки бытовали в Европе повсеместно. В Голландии их называли «Centsprenten», во Франции – «Canards», в Испании – «Pliegos», в Германии – «Bilderbogen» (наиболее близкое русскому варианту). Они комментировали события Реформации 16 в., войны и революции в Нидерландах 17 в., в 18 – начале 19 в. – всех французских революций и Наполеоновских войн.


Русские лубки 17 в.

В Российском государстве первые лубки (бытовавшие как произведения анонимных авторов) печатались в начале 17 в. в типографии Киево-Печерской лавры . Мастера резали вручную и картинку, и текст на гладко-струганной, шлифованной липовой доске, оставляя выпуклым текст и линии рисунка. Далее особой кожаной подушкой – мацой – на рисунок наносили черную краску из смеси жженого сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и все вместе зажимали в пресс типографского стана. Полученный оттиск затем раскрашивался от руки в один или несколько цветов (этот вид работы, часто поручавшийся женщинам, в некоторых областях именовался «мазней по носам» – раскраской с учетом контуров).

Самым ранним лубочным изображением, найденным в восточно-славянском регионе, считается икона Успение Богородицы 1614–1624, первый московский лубок из хранящихся ныне в коллекциях конца 17 в.

В Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635 для 7-летнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые «печатные листы», после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда – в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-м.

Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал лишь религиозный. На волне начавшегося раскола русской православной церкви на старообрядцев и никониан обе противоборствующие стороны стали печатать свои листы и свои бумажные иконы. Изображения святых на бумажных листах продавали в изобилии у Спасских ворот Кремля и в Овощном ряду московского торга. В 1674 патриарх Иоаким в специальном указе о людях, что «резав на досках, печатают на бумаге листы святых икон изображения... которые ни малого подобия первообразных лиц не имеют, токомо укор и бесчестие наносят», запретил производство лубочных листов «не для почитания образов святых, но для пригожества». При это он повелел, «чтобы на бумажных листах икон святых не печатали, в рядах не продавали». Однако к тому времени недалеко от Красной площади, на углу Сретенки и совр. Рождественского бульвара была уже основана Печатная слобода, где жили не только печатники, но резчики лубочных картинок. Название этого ремесла даже дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с нею площади. Позже районы расселения мастеров лубочного дела умножились, подмосковная церковь, ныне стоящая в черте города, – «Успение в Печатниках» сохранила название производства (как и «Троица в Листах» в составе архитектурного ансамбля Сретенского монастыря).

Среди художников, трудившихся над изготовлением гравировальных основ для этих лубков, были знаменитые мастера киевско-львовской типографской школы 17 в. – Памва Берында, Леонтий Земка, Василий Корень, иеромонах Илия. Печатные оттиски их произведений раскрашивались от руки в четыре цвета: красный, лиловый, желтый, зеленый. Тематически все лубки, созданные ими, были религиозного содержания, однако библейские герои нередко изображались на них в русской народной одежде (как пашущий землю Каин на лубке Василия Кореня).

Постепенно среди лубочных картинок, помимо религиозных сюжетов (сцен из житий святых и Евангелия), появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам (о Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче), историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).

Благодаря таким печатным «потешным листам» сегодня реконструируются детали крестьянского труда и быта допетровского времени («Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет»), сцены пахоты, жатвы, заготовки леса, выпечки блинов, ритуалов семейного цикла – рождений, свадеб, похорон. Благодаря им история повседневной русской жизни наполнилась реальными изображениями бытовой утвари и обстановки изб. Этнографы до сих пор используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ, детали и инструментарий ритуалов (например, гаданий). Некоторые образы русских лубочных картинок 17 в. надолго вошли в обиход, в том числе образ «лестницы жизни», на которой каждое десятилетие соответствует определенной «ступени» («Первая ступень сей жизни проходить въ безпечной игре…»).

При этом очевидные недостатки ранних лубков – отсутствие пространственной перспективы, их наивность восполнялись точностью графического силуэта, уравновешенностью композиции, лаконичностью и максимальной простотой изображаемого.

Русские лубки 18 в.

Петр I увидел в лубке мощное средство пропаганды. В 1711 он основал в Петербурге специальную гравировальную палату, куда собрал лучших российских рисовальщиков, прошедших выучку у западных мастеров. В 1721 он издал указ, предписывающий наблюдать за изготовлением лубочных портретов царственных особ с требованием не упускать лубок из-под государственного контроля. С 1724 лубки в Петербурге по его указу стали печатать с медных пластин ксилографическим методом. Это были панорамы города, изображения победных баталий, портреты царя и его приближенных. В Москве, однако, продолжалась печать с деревянных досок. Изделия продавались уже не только «на Спасском мосту», но и во всех крупных «рядах и на улицах», произведениям лубочной графики развозилась во множество провинциальных городов.

Сюжетно петербургские и московские лубки стали заметно различаться. Сделанные в Петербурге напоминали официальные эстампы, московские же были насмешливыми, а порой и не очень пристойными изображениями приключений дурашливых героев (Савоськи, Парамошки, Фомы и Еремы), любимых народных празднеств и забав (Медведь с козою , Удалые молодцы – славные борцы , Охотник медведя колет , Охота на зайцев ). Такие картинки скорее развлекали, чем назидали или поучали зрителя.

Разнообразие тематики русских лубков 18 в. продолжало расти. К ним добавилась евангелическая тема (напр., Притча о блудном сыне ) при этом церковные власти старались не выпускать издание подобных листов из-под своего контроля. В 1744 Святейший Синод выпустил указание о необходимости тщательно проверять все лубки религиозного содержания, что было реакцией церкви на неподконтрольность изобразительных стилей и сюжетов лубочных картинок. Так, на одной из них раскаявшийся грешник был изображен у гроба со скелетом. Подпись гласила «Плачу и рыдаю, когда о смерти помышляю!», но изображение обрамлял жизнерадостный разноцветный венок, наводивший зрителя на мысль не о бренности существования, а о его веселии. На таких лубках даже бесы изображалась добродушными, словно дрессированные медведи; они не пугали, а скорее смешили людей.

В то же время в Москве, лишенной Петром титула столицы, стали распространяться и антиправительственные лубки. Среди них – изображения нахального кота с огромными усами, внешне похожего на царя Петра, чухонской бабы-яги – намека на уроженку Чухонии (Лифляндии или Эстонии) Екатерину I. Сюжет Шемякин суд критиковал судебную практику и волокиту, так и не преодоленные за век после введения Соборного Уложения (с 1649). Так народный сатирический лубок положил начало российской политической карикатуре и изобразительной сатире.

С первой половины 18 в. началось бытование календарных (Брюсов календарь), со второй – биографических (Жизнеописание славного баснописца Эзопа ) лубков.

В Петербурге в виде лубочных листов издавались географические карты, планы, чертежи. Во всех городах и провинциях отлично раскупались листы московского производства, воспроизводившие житейско-воспитательные сентенции на любовную тему (Ах, черный глаз, поцелуй хоть раз , Богатую взять, будет попрекать. Хорошую взять, много будет людей знать. Умную взять, не даст слова сказать... ). Немолодые покупатели предпочитали назидательные картинки о пользе нравственной семейной жизни (Обязанъ заботиться бесь отдыха о жене и о детяхъ ).

Подлинную популярность завоевали юмористические и сатирические листы с литературными текстами, содержащими короткие рассказы или сказки. На них зритель мог найти то, чего не случалось в жизни: «несгораемого человека», «крестьянскую девицу Марфу Кириллову, пробывшую под снегом 33 года и оставшуюся невредимой», странных существ с когтистыми лапами, змеиным хвостом и человеческим бородатым лицом, якобы «найденных в Ишпании на берегу реки Улер 27 генваря в 1775 году».

«Народным гротеском» считают изображенную на лубках того времени небывальщину и всяческие чудеса. Так, именно в лубочных изображениях старухи и старцы, попав внутрь мельницы, превращались в молодых женщин и бравых молодцев, дикие звери выслеживали охотников, дети пеленали и баюкали родителей. Известны лубочные «перевертыши» – бык, ставший человеком и подвесивший мясника за ногу на крюк, и лошадь, погоняющая всадника. Среди «перевертышей» на гендерную тему – одинокие женщины, разыскивающие на деревьях «ничейных» мужчин, неведомо как там оказавшихся; силачки, отнимающие у мужиков штаны, дерущиеся друг с другом за кавалеров, так никому и не достающихся.

По иллюстрациям к переводным авантюрным повестям, текстам песен, афористическим выражениям, анекдотам, «предсказаниям оракулов» и толкованиям сонников в лубках 18 в. можно судить о тогдашних нравственных, моральных и религиозных идеалах народа. Русские лубочные картинки осуждали разгул, пьянство, супружескую неверность, неправедно нажитое богатство, восхваляли защитников Отечества. В Петербурге большими тиражами расходились картинки с рассказами о примечательных событиях в мире. Так, Кит, пойманный в Белом море , Чудо лесное и чудо морское повторяли сообщения газеты «Санкт-Петербургские ведомости». В годы успешных боев Семилетней войны (1756–1763) были созданы картинки с изображениями отечественных конных и пеших гренадеров, с портретами известных полководцев. Немало лубков со сценами победных сражений появилось в период русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791. Так петербургский лубок становился своеобразной иллюстрированной газетой для широких кругов малограмотных читателей.

Былинные герои на лубочных картинках нередко изображались в момент их триумфа над соперником. Царь Александр Македонский – во время победы над индийским царем Пором, Еруслан Лазаревич – одолевавшим семиглавого дракона. Илью Муромца рисовали поразившим стрелой Соловья-Разбойника, причем Илья походил на царя Петра I, а Соловей – на сокрушенного им шведского короля Карла XII. Большой популярностью пользовались и лубочные серии про русского солдата, одолевающего всех врагов.

Кочуя из мастерской в мастерскую, идеи и сюжеты лубков обрастали нововведениями, сохраняя свою самобытность. К концу 18 столетия сформировалась главная отличительная особенность лубочных листов – неразрывное единство графики и текста. Иногда надписи стали входить в композицию рисунка, составляя его часть, чаще же превращались в фон, а иногда просто окаймляли изображение. Типичным для лубочной графики стало разбивание сюжета на отдельные «кадры» (схожие с житийными «клеймами» на древнерусских иконах), сопровождавшиеся соответствующим текстом. Иногда, как и на иконах, текст располагался внутри клейм. Графическая монументальность плоских фигур в окружении пышных декоративных элементов – травы, цветов и разных мелких деталей, заставляющая современных зрителей вспомнить классические фрески ярославских и костромских мастеров 17 в., продержалась как основа лубочного стиля до самого конца 18 в.

На рубеже же 18–19 вв. в производстве лубковых картинок начался переход от ксилографии к металло- или литографии (печати с камня). Одноцветные, а следом и многоцветные картинки стали раскрашиваться типографским способом. Возникло декоративное единство композиции и раскраски при сохранении независимости от приемов профессиональной графики. Выработались устойчивые цветовые атрибуты в наиболее популярных изображениях (желтый Кот Казанский, голубые мыши в лубке с погребением Кота, разноцветные рыбы в Повести о Ерше Ершовиче ). Появились новые приемы выразительности в передаче облаков, морских волн, древесной листвы, травы, складок одежды, морщин и черт лица, которые стали прорисовываться с большой тщательностью.

Одновременно староверы в глухих монастырях на реках Выг и Лекса в Карелии освоили свою технику производства и размножения лубочных картинок. Утвержденный духовными отцами оригинал они переносили на плотную бумагу, затем по контуру рисунка иглой накалывали множество дырочек. Новые листы подкладывали под наколотые иглами, и мастер похлопывал по нему мешочком с угольной пылью. Пыль сквозь отверстия проникала на чистый лист, и художнику оставалось только обвести получившиеся штрихи и черточки, чтобы потом аккуратно раскрасить картинку. Способ этот именовали «припорохом».

Русские лубочные картинки 19 в.

В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как «иллюстрации русской действительности». Во время Отечественной войны 1812 было издано множество патриотических лубков с рисунками и подписями. Под влиянием устойчивых приемов изображения народных потешных листов, в годы той войны появились авторские имитации народных лубков, выполненные профессиональными художниками в лубочном стиле. Среди них – офорты И.И.Теребенева, А.Г.Венецианова , И.А.Иванова, отобразившие изгнание войск Наполеона из России. Реалистические изображения русских воинов, крестьян-партизан соседствовали на них с фантастическими, гротескными образами французских захватчиков-гренадеров. Началось параллельное существование авторских офортов «под лубок» и собственно народных, анонимных лубочных картинок.

В 1810-х для того, чтобы быстро реагировать на происшествия и предлагать покупателям раскрашенные от руки литографии «на злобу дня», издательствам уже требовалось не более двух недель. Производство оставалось недорогим: стоимость 100 отпечатанных типографским способом листов равнялась 55 коп. Некоторые из листов печатались крупно – 34 × 30 или 35 × 58 см; среди них чаще всего встречались раскрашенные портреты сказочных героев – Еруслана, Гвидона, Бовы Королевича, Салтана. В народе листы распространялись бродячими торговцами (офенями, коробейниками), разносившими их по селам в лубяных коробах; в городах листы можно было найти на рынках, торгах, ярмарках. Поучая и развлекая, они пользовались постоянным и неубывающим спросом. Ими украшали избы, все чаще помещая рядом с иконами – в красный угол или просто развешивая их на стенах.

В 1822 молодой московский ученый И.Снегирев стал собирать и изучать народные картинки, но когда он предложил членам Общества российской словесности свой доклад о них, те засомневались, может ли подлежать научному рассмотрению «столь пошлый и площадный предмет, какой предоставлен в удел черни». Для доклада о лубках было предложено иное название – . Оценка этого вида народного искусства оказалась весьма мрачной: «Груб и даже безобразен пошиб лубочной картинки, но простолюдин свыкся с ним, как с обычным покроем своего серого кафтана или с нагольной шубой из домашней овчины». Однако у Снегирева нашлись последователи, среди них был Д.А.Ровинский, ставший крупнейшим собирателем лубков и затем оставивший свою коллекцию в дар Румянцевскому музею в Москве.

Тематически все более значительное место в народных листах стала занимать критика богатых, жадных, тщеславных людей. Новый смысл обретали известные с 18 в. листы Франт и продажная франтиха , Мздоимец-ростовщик , Сон богача . Лубки изобразительно критиковали чиновников, помещиков, представителей духовного сословия (Челобитная калязинских монахов ).

В 1839, во времена действия строгого цензурного устава (прозванного современниками «чугунным») цензуре подверглись и лубочные издания. Однако попытки правительства прекратить их производство результата не принесли, среди них – распоряжение московских властей от 1851 перелить все медные доски в «старой столице» на колокола. Когда властям стало ясно, что запретить развитие этой формы народного творчества невозможно, началась борьба за превращение лубка в орудие исключительно государственной и церковной пропаганды. При этом раскольничий (староверческий) лубок был запрещен Николаем I в 1855, а сами монастыри на Выге и Лексе были по тому же указу закрыты. Лубочные издания кратких житий русских святых, бумажные иконки, виды монастырей, Евангелия в картинках стали печататься по единой утвержденной церковными властями основе и бесплатно раздавались среди народа «для укрепления веры».

Число литографий, выпускавших лубки в России, неуклонно росло. Одна лишь литографская мастерская издателя И.Голышева, основанная в 1858, выпускала до 500 тыс. оттисков в год. Однако развитие массового производства этих картинок сказалось на их качестве, раскраске, привело к утрате индивидуальности в изобразительной манере, содержании. Тогда же, в середине 19 в., в виде лубочных листов стали печататься не только притчи А.П.Сумарокова и иллюстрации к басням И.А.Крылова , но и сказки В.А.Левшина, повести Н.М.Карамзина , короткие произведения А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова , А.В.Кольцова , Н.В.Гоголя . Часто переделанные и искаженные, утратившие имя автора, они в силу огромных тиражей и непреходящей популярности приносили огромные доходы издателям. Именно тогда к искусству лубка стали относиться как к псевдоискусству, китчу.

Иногда авторские произведения получали в лубках не только своеобразную графическую интерпретацию, но и сюжетное продолжение. Таковы лубки Бородино на стихи Лермонтова, Под вечер, осенью ненастной на стихи Пушкина, выпущенные под названием Романс , иллюстрации к сюжетам песен Кольцова.

С 1860 лубочные листы стали непременным атрибутом интерьера дома образованного крестьянина. Они сформировали понятие «массового читателя», возникшего, как писал один из исследователей в журнале «Отечественные записки», из «нянюшек, матушек и кормилиц». Выполнявшие, по словам издателя И.Д.Сытина, роль «газеты, книги, школы», лубочные листы все чаще становились и первыми букварями, по которым крестьянские дети учились грамоте. При этом подделка «под народность» в некоторых типографских лубках вызывала негодование литературных критиков (В.Г.Белинского , Н.Г.Чернышевского), упрекавших издателей в безвкусии, нежелании развивать и совершенствовать мировоззрение людей. Но поскольку лубочные издания были подчас единственным доступным крестьянам чтением, Н.А.Некрасов мечтал о том времени:

Когда мужик не Блюхера,

И не Милорда глупого,

Белинского и Гоголя

С базара понесет ...

Упомянутые поэтом Блюхер и Милорд Георг были героями лубков, бытовавших с конца 18 в. Западноевропейские темы подобных «листов для народа» легко превращались в русские. Так, французское предание о Гаргантюа (легшее во Франции в основу книги Ф.Рабле) превратилось на Руси в лубочные листы про Славного Объедалу и веселого Подливалу . Весьма популярным был и лист Денежный дьявол – критика всеобщего (выходило: западного) преклонения перед силой золота.

В последней трети 19 в., когда появилась хромолитография (печатание в несколько красок), еще более удешевившая лубочное производство, был установлен жесткий цензурный контроль за каждой картинкой. Новый лубок стал ориентироваться на официальное искусство и задаваемые им темы. Истинный, старый лубок как вид изобразительного народного творчества почти перестал существовать.

Русский лубок в 20 в. и его трансформации.

Многие мастера кисти и слова России искали в лубочных листах, их доходчивости и популярности свои источники вдохновения. Учиться этому призывал учеников И.Е.Репин. Элементы лубочной графики можно найти в творчестве В.М.Васнецова , Б.М.Кустодиева , ряда других художников начала 20 в.

Между тем, народные картинки продолжали раскупаться на торгах по всей стране. На рубеже 19–20 вв., в годы англо-бурской войны, известного лубочного героя Объедалу рисовали в виде великана бура, объевшегося англичанами. В 1904, с началом русско-японской войны, того же Объедалу изображали уже в виде русского солдата-богатыря, пожирающего японских солдат.

К народному лубку обращались и иллюстраторы сатирических журналов в годы Первой русской революции 1905–1907.

Художественный опыт народа, его чувство красоты и меры оказали немалое влияние на известных художников Михаила Ларионова и Наталью Гончарову. Именно они в 1913 устроили первую в России выставку лубочных картинок.

В августе 1914 авангардисты К.Малевич , А.Лентулов , В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк создали группу «Сегодняшний лубок», возродившую старинные традиции батального лубка 19 в. Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты. В них патриотический подъем начала Первой мировой войны соединил специфику наивно-примитивного художественного языка с индивидуальной манерой каждого художника. Стихотворные тексты к листам писались Маяковским, искавшим вдохновение в старинных традициях рифмовки:

Эхъ ты, немец, при да при же!
Не допрёшь, чтобъ есть въ Париже!

И уж, братец, клином клин:
Ты въ Парижъ – а мы въ Берлинъ!

Массово издававшиеся лубки типографии Сытина восхваляли в то время подвиги вымышленного удальца – русского солдата Козьмы Крючкова.

Лубочные листы как самостоятельные графические произведения перестали выпускаться в России в 1918, когда все печатное дело стало государственным и попало под единый идеологический контроль. Однако жанр лубка, то есть понятных простому народу листов с картинками, повлиял на творчество множества советских художников. Его влияние можно найти в вошедших в историю мирового изобразительного искусства плакатах 1920-х «Окна РОСТА». Именно это влияние сделало популярными ранние советские постеры, выполненные в лубочном духе – Капитал В.И.Дени (1919), критиковавший империалистическую олигархию, а также Ты записался добровольцем? и Врангель еще жив Д.С.Моора, призывавшие к защите Отчества. Маяковский, М.Черемных специально искали возможности усилить художественную выразительность этих «советских лубков» (советского агитационного искусства). Образы лубочных листов использовали в поэтическом творчестве Демьян Бедный , С.Есенин , С.Городецкий.

С традиционным русским лубком роднит работы русских художников-авангардистов и конструктивистов лаконизм средств выразительности, монументальность и продуманность композиции. В особенности очевидно его влияние в творчестве И.Билибина , М.Ларионова , Н.Гончаровой, П.Филонова , В.Лебедева , В.Кандинского , К.Малевича , позже – В.Фаворского , Н.Радлова, А.Радакова.

Во время Великой Отечественной воины лубок как вид народной графики был вновь использован Кукрыниксами . Злые карикатуры на фашистских главарей (Гитлера, Геббельса) сопровождались текстами острых фронтовых частушек, высмеивавшими «косого Гитлера» и его приспешников.

В годы хрущевской «оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х) в Москве организовывались выставки лубочных картинок, которые объединяла в экспозиции лучшие образцы из коллекций Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Литературного музея, Российской национальной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге, Российской государственной библиотеки в Москве. С этого времени берет начало систематическое научное изучение лубочных картинок в советском искусствознании.

В годы так называемой «стагнации» (1965–1980) художница Т.А.Маврина использовала приемы лубка для иллюстрирования детских книг. Позднее, во времена «перестройки», делались попытки запустить детские комиксы на разворотах журналов «Крокодил» и «Мурзилка» в духе традиционных лубочных картинок, но популярности они не обрели.

В современной России начала 21 в. неоднократно предпринимались попытки оживить утраченные традиции производства лубочных картинок. Среди успешных попыток и авторов – В.Пензин – основатель новой мастерской лубка в Москве. По мнению многих художников и издателей России, лубок национален, самобытен, не имеет себе равных по многочисленности и богатству сюжетов, разносторонности и живости откликов на события. Его нарядные, красочные листы с назидательным, познавательным или шутливым текстом вошли в народную жизнь, просуществовав в России куда дольше, чем в Европе, соперничая с профессиональной графикой и литературой и взаимодействуя с ними.

Старые лубочные листы хранятся ныне в Отделе эстампов Российской государственной библиотеки в составе коллекций Д.А.Ровинского (40 толстых папок), В.И.Даля, А.В.Олсуфьева, М.П.Погодина, а также в Российском государственном архиве древних актов и Гравюрном кабинете Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Лев Пушкарев , Наталья Пушкарева

Литература:

Снегирёв И. О простонародных изображениях . – Труды общества любителей российской словесности при Московском университете, ч. 4. М., 1824
Ровинский Д.А. Русские народные картинки , т. 1–5. СПб, 1881
Иванов Е.П. Русский народный лубок . М., 1937
Русский лубок ХVII–ХIХ вв . М. – Л., 1962
Лубок: Русские народные картинки ХVII–ХVIII вв . М., 1968
Русский лубок . М., 1970
Дренов Н.А. От лубка к Кинематографу роль лубка в становлении массовой культуры XX в . – Традиционная культура. 2001, № 2



Загрузка...
Top