Нравы, обычаи, традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен. Что такое табу в обществознании

Из сказанного выше следует, что хотя ритуальная дисциплина играла важную, даже основополагающую роль в человеческом развитии, она вне всякого сомнения достигала успеха лишь ценой некоторой поте­ри творческого начала. Следовательно, господство ритуала и всех производных от него форм установлений объясняет как раннее раз­витие человека, так и крайнюю замедленность этого процесса. Дол­гое время тормоза оставались гораздо мощнее, чем машина, которую они сдерживали.

Где бы мы ни находили архаического человека, мы видим от­нюдь не беззаконное существо, вольное делать что ему хочется, когда хочется и как хочется* скорее, перед нами человек, который в каждый момент своей жизни держится осторожно и осмотрительно, подчиня­ясь обычаям своего рода, воздавая почтение сверхчеловеческим си­лам - будь это боги-творцы всего сущего, призраки и демоны, свя­занные с его незабвенными предками, или же тотемы - священные

Животные, растения, насекомые или камни. Можно почти не сомне­ваться (хотя и это тоже остается догадкой) в том, что древний чело­век отмечал каждую фазу своего развития подобающими обрядами посвящения, то есть, по сути, универсальными церемониями, кото­рые цивилизованный человек перестал совершать лишь недавно - для того, чтобы поспешно состряпать для них замену вроде книжек «Уход за младенцем и кормление» или «Сексуальные проблемы под­ростков» .

Благодаря запретам и ограничениям, а также в силу благочести­вых соглашений, древний человек пытался соотносить свою деятель­ность с окружавшими его незримыми силами, стремясь завладеть частью их могущества, оградиться от их коварства и заручиться их поддержкой (а порой путем волшебства и исторгнуть ее у них). И нигде еще такое осмотрительное поведение не нашло более полного отражения, чем в двух древних установлениях, к которым Фрейд от­носился с большим подозрением и наивной враждебностью: я имею в виду тотем и табу.

Как указывали Рэдклифф-Браун и Леви-Стросс, понятие тоте­ма, если изучить разнообразные сферы его приложения, обнаружива­ет многочисленные двусмысленности и противоречия. Впрочем, то же самое относится и к другому важнейшему понятию - городу, - охватывающему множество различных городских функций и соци­альных потребностей, которые объединяет лишь приблизительно сходное устройство. Связующим элементом между всеми формами тотема являются особые отношения зависимости от некоего священ­ного предмета или силы, которую подобает благоговейно чтить. На первый, поверхностный взгляд представляется, что привязанность определенной группы людей к одному предку-тотему явилась попыт­кой избежать губительных последствий кровосмешения внутри не­многочисленной общины. Поэтому внутри тотема браки запреща­лись, а половая связь с членами своего тотема, возможно, каралась смертью.

К сожалению, такое объяснение не выдерживает критики. в том, что формальные сексуальные отношения под знаком тотема со­существовали с обычной семейной жизнью, какая наблюдается и среди многих других биологических видов, даже у птиц. Это указы­вает на специфически человеческую двойственность (или лучше оп­ределить ее как взаимодополняемость?), обособляющую биологиче­скую и культурную сторону жизни. Сложные правила, регулировав­шие родственные отношения у «примитивных» народов, а также их табу, свидетельствуют о том, что человек весьма рано одержал верх над своими грубыми биологическими инстинктами и наделил их осо­бой человеческой формой, повинуясь суровым и осознанным прика­зам высших мозговых центров.

Порядок тотемного родства закреплялся с помощью табу; изна­чально это полинезийское слово, которое буквально означает «то, что запрещено». Под это понятие подпадают многие стороны жизни, по­мимо половых связей: табу распространяется на разновидности пи­щи, особенно мясо тотемных животных, на трупы, на женщин в пе­риод менструации, на игру вождя - вроде серфинга, или на опреде­ленную территорию. Действительно, любая часть окружающей чело­века среды окружения в силу какой-то случайной связи с добрыми или злыми силами может оказаться табуированной.

Эти запреты настолько чужды здравому смыслу, что можно только поражаться - как это делал Фрейд - их немыслимой прихот­ливости, их своенравному неразумию, их суровому осуждению не­виннейших поступков. Порой даже начинает казаться - как это каза­лось Фрейду, - что те достижения, которые совершил человек, сделав свое поведение рациональным, находятся в пропорциональной зави­симости от его способности отвергнуть или отбросить все табу. Но подобное суждение было бы опасной ошибкой с еще более опасными последствиями Так же, как в своем отрицании религии, Фрейд осно­вывался здесь на странном предположении, будто обычаи, никоим образом не помогавшие человеческому развитию, а в иных случаях и явно противостоявшие ему, - тем не менее сохранялись на протяже­нии долгих веков, не утрачивая своего влияния. Однако от Фрейда ускользнуло то, о чем напомнил нам другой, более внимательный исследователь - Рэдклифф-Браун, говоря обо всех формах ритуала: необходимость проводить разграничения между самим методом и социальной целью. Взывая к священным силам, предписывая страш­ные кары за нарушение табу, древний человек формировал привычки абсолютного контроля над собственным поведением. Потерю свобо­ды в данном случае на долгое время компенсировали коллективная солидарность и предсказуемый порядок.

Мнимая цель порой заставляла табу казаться детскими, неспра­ведливыми или извращенными - например, женщинам отказывалось в особых привилегиях, которыми пользовались мужчины, а при дето­рождении происходило наоборот. Однако привычка строго следовать подобным наказам и запретам была чрезвычайно важна, так как помо­гала человеку достичь порядка и согласованности в прочих сферах.

Для противодействия беззаконному абсолютизму своего бессоз­нательного человеку требовалась некая законопослушная сила, не менее абсолютная. Вначале для необходимого равновесия было дос­таточно одного лишь табу: это и был самый ранний «категорический императив» человека. Табу - наряду с ритуалом, с которым оно было тесно связано, - явилось для человека одним из наиболее действен­ных средств достижения самоконтроля. Такая нравственная дисцип­лина, укоренившаяся в качестве привычки раньше, нежели ее можно было оправдать как рациональную человеческую необходимость, была основополагающей для человеческого развития.

Проиллюстрируем сказанное примером из быта современного примитивного австралийского народа - эуалайи. По словам Заура, у них существует следующий обычай: когда ребенок только начинает ползать, мать отыскивает сороконожку, опускает в кипяток, а потом, поймав ручки ребенка, принимается легонько ударять по ним мерт­вым насекомым, напевая при этом такую песенку:

Будь добрым,

Не воруй,

Не трогай того, что принадлежит другим,

Не смотри на чужое.

Будь добрым.

Мать здесь не только воплощает для человеческого детеныша власть, но и связывает ее с потенциально ядовитым существом, со­единяя свои внушения с символическим нанесением наказания за непослушание. Эти позитивные наставления лишены произвольности приказаний или разрешений. Так, представления о нравственном по­рядке и порядке умственном развивались бок о бок.

Сейчас западное общество настолько позабыло о древних табу, запрещавших убийство, воровство и насилие, что мы сталкиваемся с малолетними подростками, которые не задумываясь дерзко нападают на других людей просто «для забавы», в то время как взрослые пре­ступники способны обдуманно готовить уничтожение десятков мил­лионов человек, следуя - несомненно, тоже «для забавы» - некой математической теории игры. Сегодня наша цивилизация скатывает­ся в состояние гораздо более примитивное, гораздо более иррацио­нальное, чем то, в котором находится любое из известных ныне об­ществ, скованных понятиями табу, - именно из-за отсутствия каких бы то ни было действенных табу. Если бы западный человек мог соз­дать нерушимое табу на бездумное истребление людей, наше общество смогло бы получить гораздо более надежную защиту как от насилия одиночек, так и от все еще грозящих коллективных атомных ужасов, чем ООН или не всегда исправный механизм самоотключения.

Точно так же, как ритуал (если я правильно истолковал его) стал первым шагом в сторону действенного выражения и общения с по­мощью языка, - так и табу стало первым шагом в сторону нравствен­ной дисциплины. Не будь того и другого, человечество могло окон­чить свой жизненный путь гораздо раньше, - как это случилось со

Многими могущественными владыками и народами, не выдержавши­ми крайне напряженных условий существования.

Человеческое развитие в каждой своей точке покоится на спо­собности выдерживать напряжение и контролировать его облегчение. На самом низком уровне это касается контроля над мочевым пузырем и кишечником; далее следует осознанное направление телесных по­требностей и генитальных побуждений в социально приемлемое рус­ло. Итак, мое предположение заключается в том, что строгая дисцип­лина, присущая ритуалу, и строгие нравственные ограничения, пред­писываемые табу, оказались чрезвычайно важны для формирования самоконтроля у человека, а потому и способствовали его культурной деятельности во всех областях. Только те, кто соблюдают правила, способны играть в игры; и до определенной степени строгость пра­вил и то, насколько трудно выиграть, не нарушая их, придают осо­бую прелесть самой игре.

Словом, вся сфера существования древнего человека, которую современное научное мышление, уверенное в своем интеллектуаль­ном превосходстве, отвергает, была изначальным истоком целена­правленного превращения человека из животного в собственно чело­века Ритуал, танец, тотем, табу, религия, магия, - все это послужило прочной основой для дальнейшего развития человека. Даже первая существенная попытка разделения труда, как указывал А. М. Хокарт, возможно, зародилась из ритуала с его четким распределением обя­занностей и ролей, и только потом была перенесена в область техно­логии. И все это берет свое начало в «далеком прошлом, похожем на сон».

Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...

Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.

Обряды и обычаи друидов. Что запрещено "повелителям леса"

Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.

Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:

Три сущности человека:

Каким он себя считает.

Каким его считают другие.

Каков он на самом деле.

Три духовных правила, направляющих человека:

Владение собой (самоконтроль).

Владение миром.

Владение неведомым (магией).

Три вещи, которые всегда нужно контролировать:

Три признака жестокости:

Пугать без нужды животное.

Обрывать без нужды растения.

Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.

Три ключа власти друида:

Обладать знанием

Хранить молчание.

Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.

Обычаи и обряды Африки - вера в табу

Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.

Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.

Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.

У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".

Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.

Этот термин означает, что на какое-либо деяние, проявление чувства или поведение наложен строжайший запрет. Он же переводится как «священный». В этом значении термин использовался полинезийскими племенами. Слово активно употребляется в социологии, психологии и обыденной жизни.

Табу - что это значит?

Данный свод норм в древности существовал практически у всех племен и народностей. Он помогал установить основные законы в социуме. Во многих культурах для описания, что значит табу, используется одновременно 2 слова:

  1. Священный.
  2. Запретный.

Табу - откуда пришло это слово?

Изначально оно употреблялось полинезийскими аборигенами. С его помощью устанавливались стандарты и жизни. Чтобы понять, что значит слово табу для жителя полинезийского племени, ученые проводили исследования. Они показали, что для типичного аборигена это строжайший запрет на совершение некоторых деяний и проявление неодобряемых в обществе чувств.

Что такое табу в обществознании?

Смысл слова будет все тем же – наказание за нарушение правил. Ученые выяснили, что полное табу накладывалось светскими властями и религиозными деятелями для собственного обогащения и подавления других членов социума. Основные вето касались вопросов жилища, средств и имущества данных людей, оспаривания их права на подчинение соплеменников.

Что такое табу в религиозных культах и для светской власти:

  1. Обогащение за счет других людей.
  2. Сохранение права на власть и имущества.

Табу у мусульман

В этой культуре применяется слово харам. Оно означает все то же вето. Поставить табу (харам) для мусульман может только религиозный служитель, основываясь на священных книгах и нормах. В исламе выделяют:

  1. Харам зульми . Нарушение несет вред другому человеку.
  2. Харам гайри-зульми . Игнорирование несет вред самому только нарушителю.

Что значит наложить табу?

Изначально смысл использования права вето был прост. Шаман или человек наделенный властью устанавливали стандарты, определяли, какие деяния разрешены. В правила закладывалось то, что могло принести пользу членам сообщества, вождю или жрецу. Часто за пределами нормы оказывалось и то, что сулило человеку, определявшему их потерю статуса или материального положения.

Современными людьми это словосочетание используется и для описания обыденных ситуаций. В просторечье табу человека - ситуация, когда кто-то принципиально не совершает определенных действий сам или требует этого от других. Правило в данном случае составляется человеком на основе своих убеждений и представлений. Понять, какой смысл приобретает вето в современном мире глазами обывателя, можно рассмотрев пример. Муж или жена требует, чтобы партнер полностью прекратил отношения с определенным человеком. В качестве наказания за нарушение часто выступает угроза развода.


Виды табу

Специалисты выделяют 4 типа этого явления. Разделение произошло исходя из функциональной составляющей и содержательной части установленного правила. Запреты табу бывают:

  1. Магическими .
  2. Религиоведческими , установлены служителем культа.
  3. Антропологическими - помогают поддерживать социальный строй.
  4. Психологическими . Например, во многих культурах инцест не допустим. То есть устанавливают нормы поведения для членов семьи, в них затрагивается и сексуальная сфера.

Первичные виды табу известные человечеству

Этнографы обнаружили эти данные исследуя полинезийские общества. Первые табу, появившиеся там, относятся:

  1. К интимным отношениям между детьми и родителями.
  2. К употреблению определенной пищи.
  3. К имуществу жрецов и светской власти.

Фрейд - тотем и табу

Данный ученый рассмотрел в своих трудах происхождение и религии. Тотем и табу согласно его исследованиям и трудам это:

  1. Создание психологических и моральных установок.
  2. Регулирование отношений при помощи страха и поклонения перед божественным.

Рассуждая о том, что такое табу по Фрейду надо упомянуть и то, что он выделял эту систему как механизм создания правил в обществе. Тотем для него это не что иное, как объект почитания. Автор считал это явление устаревшим и изжитым. Ряд психологов не соглашаются с этим утверждением, говоря, что тотемизм поменял форму выражения, но все еще существует.

Основные понятия темы

Мораль, обычай, традиция, табу, нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные качества, добродетели, пороки, золотое правило нравственности.

Слово «мораль» в латинском языке означает «нравственный». Оно происходит от слова «mores» - обычаи, нравы, поведение.

Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках. Нормы и правила морали формировались историческим путём.

При родовом строе порядок в обществе поддерживался системой табу (жёстких запретов). На основе табу постепенно складывались обычаи и традиции. Они опирались на авторитет общественного мнения, чётко указывали, что, когда и как надо делать человеку в конкретных условиях. Никакого выбора они человеку не предоставляли и были единственными нормами поведения. Их выполняли, не задумываясь о том, хороши они или плохи. Таким образом, обычаи и традиции – это совокупность образцов поведения, которым человек следует потому, что так делали его предки.

С разложением первобытнообщинного строя, формированием социально неоднородного общества, освобождением индивида во многом от опеки общины, появляется потребность в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Они и воплотились в морали.

Для каждой эпохи был характерен свой особый уровень моральности. Многое, что представлялось обязательным для одних, было неприемлемо для других. Но, тем не менее, несмотря на все разногласия конкретных людей, существуют какие-то нравственные истины, которые и проявляются в опыте человечества.

Совместная жизнь предполагает отказ от посягательства на тело, душу и интересы других людей, ограничение личного эгоизма, в идеале – взаимопомощь и взаимопонимание. Чтобы общество было обществом, а не стадом, в нём должны действовать правила, позволяющие каждому человеку чувствовать себя значимым и защищённым. Поэтому универсальными стали нормы «не убивай» (защита жизни), «не кради» (защита собственности), «не лги» (защита от манипуляций сознанием). Их выработали все человеческие коллективы независимо друг от друга. Нравственная норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, часто повторяющихся в жизни человека. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Поступать согласно этим нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и голос совести.

Чувство межчеловеческой общности поддерживается также нравственными принципами, например, принципами коллективизма, трудолюбия. К числу важнейших, разделяемых всеми народами установок относится патриотизм, символизирующий связь поколений и связь судеб людей с судьбой их Родины.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Положительные нравственные качества – это добродетели (мужество, справедливость), отрицательные – пороки (зависть, жадность).

Основные понятия морали: добро и зло, честь и достоинство, долг, совесть, справедливость, смысл жизни, свобода, счастье.

Универсальный исторический опыт человечества отлился в «золотое правило нравственности. Оно гласит: «относись к другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Для всех нравственных систем стало принципом: надо относиться друг к другу по-человечески.

Мораль имеет всепроникающий и всеобъемлющий характер. Это означает, что она теснейшим образом связана с другими сферами культуры: наукой, политикой, философией, правом. Ни одна из этих сфер не может строить свою стратегию вне моральных ценностей.

Выделяют различные функции морали, из которых основные – гуманизирующая и регулятивная.

Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создаёт ориентир человечности. Мораль помогает видеть смысл своей жизни, сохранять целостность личности, изменять мир в направлении гуманности.

Регулятивная функция. Предполагается, что люди должны жить по-человечески, а значит, соблюдать некоторые правила поведения. Но поскольку так бывает не всегда, то именно моральные правила предписывают должное положение вещей. Мораль с помощью своих норм регулирует поведение как отдельного лица, так и общества.

Задача морали заключается в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности, научить владеть собой, регулировать свои поступки.

Вопросы для повторения

  1. Что такое мораль?
  2. Для чего необходима мораль в человеческом обществе?
  3. Какие функции выполняет мораль?
  4. Каковы основные понятия морали?
  5. Что такое нравственные нормы?
  6. Какие существуют нравственные качества?
  7. В чём сущность добродетелей и пороков?
  8. Назовите основные нравственные принципы.
  9. В чём состоит задача морали?

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тема 6. ЧЕЛОВЕК И НРАВСТВЕННОСТЬ

релевантные научные источники:

  • Притязание разума. из истории немецкой классической философии и литературы

    М.БУР и др. | Москва, Издательство «Прогресс» 1978 | Научная книга | 1978 | docx | 0.37 Мб

    Немецкая классическая буржуазная философия от Канта до Гегеля и Фейербаха составляет часть, вершину и завершение истории классической буржуазной философии. Под классической буржуазной философией мы

  • Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова

    Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб

    Специальность 10.02.01 - русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры

  • Современная православная журналистика: опыт региональных сми

    Бакина Ольга Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 6.92 Мб

    Специальность 10.01.10 - журналистика. Актуальность исследования. Социально-политические, экономические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, вызвали существенные изменения и

  • Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла. 1960-е - начало 1990-х гг.)

    Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб

    13.00.01 - общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным

  • Этика

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.02 Мб

    Раздел I. Этика - Философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики Раздел I. Этика - философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики. Тема 1. Предмет

  • Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы

    Бур М., Иррлиц Г. | М.: Прогресс,1978. – 327 с. | Научная книга | 1978 | docx | 4.78 Мб

Тема:

Цель:

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

(

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к

  1. слайд

наказания за его нарушение .

  1. Экологические запреты.

Тема: Табу (ойоро) как средство воспитания в марийской культуре

Цель:

  1. Познакомить учащихся с табу-запретами марийского народа, как средство воспитания в народной среде.
  2. Формирование духовно- нравственных качеств личности.
  3. Воспитание любви к окружающему миру и бережное отношение к нему.

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Ребята, оглянитесь вокруг: на улице, в транспорте, в лесу, дома и просто в школе, в классе своем. И везде сталкиваемся с проблемами. Проблемами экологического, нравственно-этического, санитарно-гигиенического характера: небрежное отношение к природе, неуважение старших, друг друга, падение нравственных ценностей, распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании, резкое возрастание неизлечимых болезней.

Что же может спасти природу и каждого из нас? (ответы)

Есть еще одно средство в народной педагогике - это табу-запреты или ойоро.

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

Табу или ойоро, что же это такое? В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Н.Комаровой, это полинезийское слово переводится как религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. (понятия «табу» записать в тетрадь ) эти неписаные законы почитания и обожествления окружающего мира привели к бережному отношению к нему. Были выработаны определенные правила, главный смысл которых запрет, предостерегающей от опасности.

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к . табу обычно сопровождается предупреждением: если посмеешь вступить запрещенную зону, если возьмешь запрещенный предмет или произносишь неприличное к месту слово, тотчас появляются таинственные силы, скрытые в предметах, словах и покарают тебя свойственным им способом.

У марийского народа в реальной действительности до нашего времени широко используется система табу.

  1. слайд

4. Табу состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение .

1 .Табу можно разделить на несколько групп

  1. Экономический. Связан с хлебом.

Нельзя пинать хлеб- бог накажет. Нельзя кидать хлеб- бог накажет.

Нельзя оставлять кусок хлеба- силы оставляешь.

Нельзя стол оставлять без хлеба - достатка в доме не будет.

Нельзя отказывать тому, кто попросил хлеба,- даже если в доме последний кусок: тогда в доме всегда будет еда.

А вы какие пословицы о хлебе знаете?

Хлеб-главный продукт питания, без него не обходится ни один обед в жизни человека. Вот перед вами буханка хлеба. Мы часто покупаем и никогда не задумываемся о том,сколько труда вложено, чтобы эта буханка появилась на столе. Марийцы по - особому относились к хлебу.

На столе всегда должен лежать каравай хлеба и соль- это показатель достатка. Стол не должен быть пустым. Дальше, как пекли хлеб, когда замешивали тесто, говорили самые добрые слова. Чтобы человек, покушав хлеб, стал добрее. Провожая в дальнюю дорогу, хлеб клали на стол, целый каравай.

Как вы думаете это сейчас сохранилось?

  1. Запреты, связанные священными рощами или святыми рощами

Что такое священные рощи? (молитвенные места)

Что делают в священной роще?

В святых рощах нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, пасти скот - руки-ноги отсохнут.

Нельзя отказываться от верований предков - ангел-хранитель отвернётся от тебя.

Священные рощи до сих пор есть и взяты под охрану. В Марий Эл около рощ. Например: в Башкирии, где живут некрещеные марийцы,

до сих пор всё это сохранилось и ни один человек не сломает ни одну веточку в этой роще.

  1. Экологические запреты.

Нельзя плевать в родник, в колодец - на языке выскочит болячка.

Нельзя осквернять чистую воду в колодце, в речке, в озере- иначе с тобой,с членами семьи или в твоём хозяйстве может случиться что-либо страшное и непоправимое.

Марийцы очень почитали воду. Случай из жизни. Нельзя в незнакомом месте купаться, не подарив подарок воде, не подарив подарок роднику - брать воды.

Нельзя разорять птичьи гнёзда - твоя семья распадётся.

Если сорвёшь ветку цветущей яблони- руки отсохнут

Когда выходили из леса кланялись и благодарили.

История с берёзовыми вениками. Никогда не оставлять голой берёзу, срубив все ветки

4)Нравственные запреты (ЧИТАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ)

На этих нравственных запретах воспитывали детей:

Нельзя другим желать зла- оно вернётся к тебе.

Нельзя грубить родителям - не будет тебе счастья в жизни.

Нельзя грубить людям старше себя - может случится несчастье.

Нельзя избивать старых- руки будут трясти.

Нельзя смеяться над старостью - сам тоже состаришься, может ещё хуже.

Воспоминание человек, который посетил Дом престарелых:

«Я побывал в одном из Домов для престарелых в российской глубинке.

Обстановку описывать не стану- всё чисто и более-менее благоустроено.Интересно другое- люди и их истории. А ёщё заслуживают внимание цифры. Они показывают состояние нравственного здоровья общества, в котором мы живём. В этом Доме для престарелых и инвалидов живут 28 человек, и только 8 из них абсолютно одиноки.»

  1. Запреты, связанные с борьбой за самосохранение и техникой безопасности.

Нельзя есть с ножа - к злодеянию.

Нельзя новорожденного оставлять одного - дьявол заменит своим ребёнком.

Нельзя нож передавать острой стороной- желаешь зла.

Нельзя дразнить собаку - собачей жизнью будешь жить.

Среди двух сотен табу есть и такое: «Не поблагодаришь за доброе дело - жди беды. Одно «спасибо» спасает от сорока напастей».

Как вы понимаете это выражение, объясните.

2) У марийцев - всё живое имеет душу. Марийцы почитали лес как божество. Марийский народ поклонялся природе. Он любил и почитал её, но и боялся, считал её явлением божьим



Загрузка...
Top