Петух в славянской мифологии. Петух

Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления...

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» - подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.

Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что основные интеллектуальные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.

Знаменитый трехтомник А. Н. Афанасьева, за который Сергей Есенин в голодные 20-е годы отдал пять пудов муки, таит в себе гораздо больше разгадок, открытий и откровений, нежели десятки тысяч объемных томов, написанных современной ученой братией.

Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В. В. Стасов, отыскавший в самобытном творчестве русских вышивальщиц «финские» и «иранские» влияния. Этот же маститый ученый всю свою сознательную жизнь старательно доказывал (к счастью - безуспешно) тюркско-монгольское происхождение русских былин и сказок. Представитель мифологической школы Ф. И. Буслаев также усмотрел в русской вышивке целый букет чуждых влияний: «азиатское», «позднеримское», «византийское» и «германское». Следующему исследователю, В. А. Городцову, удалось обнаружить в орнаменте северной вышивки дако-сарматские элементы. Е. Н. Клетнева возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». Г. Громов, Л. В. Деопи и В. И. Плющеев пытались раскрыть семантику русских вышивок путем механического подсчета голов, крыльев и хвостов, однако ничего путного из этой затеи так и не вышло. Остальные либо придерживались концепции своих предшественников, либо вообще не затрагивали эту тему. Единственным исследователем, подошедшим к рассмотрению образов северной вышивки беспристрастно, явился академик Б. А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.

Как уже отмечалось, орнамент русской народной вышивки

первоначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывался доступ к телу.

Среди орнаментальных мотивов севернорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т. д.). Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» - полночь, «вторые» - до зари, «третьи» - рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться.

Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой - оттепель», «Петух поет днем под окнами - к гостям», «Если петух запел вечером в необычный час, надо бежать к насести и ошупать ему ноги: теплые ноги бывают к гостям, а холодные - к покойнику», «Петухи не в пору поют - новые указы будут» и т. д.

Широко известны также новогодние гадания с петухом. Связав хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и смотрели,- кто кого потянет: если петух курицу - верховодить в доме будет муж, если наоборот - жена. С той же целью выпускали петуха с курицей на середину комнаты и наблюдали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, а если курица станет храбриться - верховодить в доме будет жена. Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Выражение «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку.

В Тарногском районе больных «от испуга» окачивали водой, в которой до этого купали петуха. Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. В том, что петух когда-то являлся одним из тотемов древних славян, нет никаких сомнений. Запрет на убийство тотемных животных свято соблюдался в течение многих столетий. На Русском Севере считалось смертным грехом убивать лебедь - священную птицу древних русичей. А. Н. Афанасьев сообщает также о том, что в Вологодской губернии «считают за грех резать и есть петухов». Вовсе не случайно одним из самых известных персонажей русских народных сказок являлся Петушок - Золотой Гребешок.

День Козьмы и Демьяна (1/14 ноября) крестьяне называли «курячьим праздником» или «курячьими именинами»: родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете, их нельзя было убивать, а снесенные ими яйца считались целебными. Как и петух, курица нередко фигурировала в русских народных приметах: «Курица на одной ноге стоит - к стуже», «Куры дерутся - к гостям», «Куры кричат на насести - к домашней ссоре», «Куры хвостами вертят - к метели», «Куры клохчут по ночам - быть ссоре, войне или рекрутскому набору», «Курица запоет петухом - к покойнику» и т. д.

Кроме Козьмы и Демьяна, в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных праздников»: воскресенье Жен Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского - «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). Зеленин описывает также древний русский обряд «троецыплятницы» или «куричьей братины», совершавшийся «по обещанию» при тяжелых родах, болезнях и т. д.

Довольно часто использовалась курица и в народной медицине: больных желтухой, лихорадкой, криксой или «куриной слепотой» обливали водой под куриной насестью. В Череповецком уезде практиковался другой способ избавления от «куриной слепоты»: больному следовало забраться на «куриное седало» и запеть петухом. Против лихорадки под подушку больному клали дохлую курицу; против чахотки употребляли студень убитой курицы, а против пьяного буйства пили куриный помет. Для предотвращения беременности брали черную курицу и в полночь обходили с ней вокруг осинового кола.

В русской мифологии курица считалась «вещуньей», т. к. перед несчастьем она начинала петь петухом. Ломание грудной кости («дужки») курицы в известном русском обычае «памятование» служило символом договора между двумя влюбленными. В русских пословицах и поговорках курица упоминается гораздо чаще петуха: «И не рада б курочка на пир, да за хохол тащат», «Не петь курице петухом, не владеть бабе мужиком», «Яйца курицу не учат», «На своей улочке и курочка храбра», «Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится», «Скажи курице, а она и всей улице», «У него денег и куры не клюют» и пр.

Известны также крылатые выражения: «Курам на смех», «Как мокрая курица», «Слепая курица», «Словно куры набродили» и т. д. На крышах вологодских изб нередко встречаются «курицы» - деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба. Л. К. Зеленин справедливо полагает, что это - воспоминание о черепах животных, некогда приносившихся в жертву...

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).

Согласно восточному календарю, 2017 год - это год Огненного Петуха. Люди со всего мира верят, что определенный восточный знак по-разному влияет на их судьбы. Мы решили окунуться в историю и посмотреть, какую роль петух играл в жизни наших предков.

Петух в верованиях славян

И восточные, и южные славяне опасались крика петуха в неурочное время (таких петухов называли «кривци», «мамници»).
Услышавшего такой крик - например, после полуночи - может ожидать скорая смерть; возможно, петух заманивает его на улицу, чтобы причинить зло, и, чтобы отогнать птицу, требовалось выкинуть из дома горящий уголь или выстрелить в окно. Петух, поющий в ночи, может преследовать черта или домового, и при крике петуха нужно было во сне обязательно перевернуться на другой бок.

Сербы считали, что петуха нельзя держать в доме долго: он может превратиться в беса или навести на хозяина беду. Петух, проживший в доме семь лет, откладывает зловещее яйцо, из которого вылупляется маленькое нечистое существо, принимающее форму кота, искры, цыпленка или маленького человечка. Три года оно выполняет все желания хозяина, а потом забирает его душу.
Известен русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю.

Петух в мифах коми

Для народов коми петух олицетворял шамана. Он мог проникать под землю и на небеса, управляться с космическими стихиями и посещать загробный мир. Его не брал огонь, поскольку он и сам в каком-то смысле огонь (у него огненный гребень), и поэтому увиденный на крыше петух предвещал пожар в доме. В мифах коми петух проваливается в колодец и возвращается невредимым, прогоняет нечистую силу и колдунов и поедает медведей, волков и лис. А еще петух - это символ скорого бракосочетание: выражение «утренний петух отмечает время» означало, что девушка скоро выйдет замуж.

Болгарский «день петуха»

Старинный болгарский праздник «Петльовден» («День петуха»), который празднуется 2 февраля, был когда-то днем юношеской инициации, когда мальчик становится мужчиной в глазах общины. В этот день белят стены в доме, жители деревни надевают белые одежды и закалывают специально приготовленного петуха. Петушиной кровью мажут лица мальчиков, ограду их дома, ею же проводят специальную заградительную черту между домой и улицей. В довершении всего петушиную голову сажают на забор клювом наружу, а из петуха готовят ритуальное блюдо, которое съедается родней. Иногда даже изготавливают праздничное знамя, украшенное петушиными перьями. Сейчас этот праздник превратился просто в обильный праздничный обед с курицей.

Петух-душа у индейцев

В верованиях индейцев Южной Америки петух занимает особое место. Считается, что у человека есть несколько мистических спутников - это части души, живущей отдельно от человека в каком-либо обличьи. Чем больше у человека таких духов-спутников, тем он могущественней - у сильных колдунов их может быть более десятка, и все принимают форму хищных животных или птиц. А у обычного человека такой дух-спутник может быть всего один - и чаще всего это петух: его смерть влекла за собой и смерть человека.

Петух в Древней Греции

Петух считался древними греками символом одновременно могущественным и тревожным - не случайно красный петух был связан с богом солнца Фебом, а черный приносился в жертву богу аида Гадесу. Разумеется, он был символом Солнца и огня, и поэтому с ним часто изображали солнечного бога Апполона и Зевса, олицетворявшего утреннюю зарю. Но его воинственность и красный гребень, ассоциировавшийся с кровавыми сражениями, делает его атрибутом бога войны Ареса - древние греки нередко устраивали петушиные бои, чтобы вдохновить идущий на бой воинов. С петухом связывали и символику воскрешения из мертвых - он сопровождает Персефону, которая большую часть времени проводит со своим супругом в царстве мертвых, и Асклепия, бога-целителя. Выздоравливающий должен был принести Асклепию в жертву черного петуха; Сократ перед смертью прошептал: «Критон, мы должны Асклепию петуха».

Греки верили, что петух помог Лето, матери Артемиды и Апполона, в трудных родах, поэтому петуха было принято держать при роженице, чтобы облегчить роды.

Петух в Китае

Петух - одно из двенадцати символических животных, составлявших китайский зодиак. Гребень на его голове означает литературный дар, а красный цвет соотносится с закатом и осенью. Петухов с большим гребнем особенно любили дарить чиновникам, поскольку петух (по китайски «куньчи») кукарекает (по-китайски «минь»), а «кунь-минь» значит «почет и уважение», кроме того гребень (куан) по китайски значит чиновник. В Китае почет и уважение петухам воздавалось в полной мере - даже на императорских одеяниях изображен петух (трехпалый, символизирующий Ян, мужское начало, тепло и жизнь). Из почтения петух не употребляется китайцами в пищу. Зато, на новогоднем столе центральное место может занять ароматный зеленый чай. Например, нежный и освежающий листовой чай Oriental Temple из новой коллекции чайных открытий Lipton.

Петух у буддистов

Еще одна популярная трактовка образа петуха связывает его с сексуальностью, оплодотворением и похотью. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Петух у северных народов

Особенную роль эта птица играет у скандинавов, кельтов, германцев - северные народы считают ее могущественной и довольно зловещей птицей, посланницей ада. У скандинавов петух - птица подземного мира, его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. Кельты также считали петуха посланником подземного мира: он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности. В северогерманской мифологии петух с золотым гребнем стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

Петушиные бои на Бали

Важнейшая для Бали традиция петушиных боев стала поводом для хрестоматийной работы антрополога Клиффорда Гирца « Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев», который заключает, что петух на Бали олицетворяет своего хозяина, и, таким образом, петушиные бои - это игровые бои между людьми, которые предотвращают реальные войны между деревнями или общинами: «Вы возбуждаете вражду и соперничество деревенских и родственных групп, но в «игровой» форме». Петух для балийца - понятная метафора самого себя, и лучший повод для примеров: язык мужской части населения Бали пропитан образами из петушиной сферы, и сравнение мужчины с петухом - наилучшее из сравнений.

Когда Стрефиль вострепещется

Во втором часу после полуночи,

Тогда запоют все петухи по всей земли,

Осветится в те поры вся земля.

("Голубиная книга ")

В народных верованиях славян Петух являлся вещей птицей и наделялся способностью противостоять нечистой силе. Еще в языческие времена Петух считался воплощением огня. В старину славяне посвящали своему высшему божеству, Святовиду, белого петуха. Поэтому западные славяне до сих пор считают, что белый петух приносит в дом счастье.

У восточных славян также не принято держать черного петуха: в этом случае супруги часто ссорятся. Южные славяне, наоборот, предпочитают иметь в хозяйстве черных петухов. По их представлениям, "белый петух — черный хозяин". Вообще, в народе считают, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станет безвкусным молоко. Полагалось, чтобы петух был бойким и драчливым. Если семья разделялась, то обе семьи заводили себе новых петухов.

Петух почитался как символ плодородия. Он был одним из основных "участников" свадебного обряда. Из петуха готовили ритуальное блюдо для празднования окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали петуха на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Петух традиционно полагался у славян символом жизни. "Чтобы петухи опели", — говорили далекие предки, и выносили постель покойника на три дня в курятник на опевание петухам. Сила жизни должна вытеснить смерть.

Красный петух в народном представлении связан с пожаром. Старые люди уверяют, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух прямо на крышу. Фраза "пустить красного петуха" — значит, поджечь что-нибудь. Верили, что если в хозяйстве умрет пе

тух, то случится пожар. Если петух кричит и бьется в окно, то этим он, опять-таки, предсказывает пожар.

В славянских верованиях крик петуха обладает способностью отгонять нечистую силу. " Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!" — говорили в народе, твердо веря, что с вечера до "первых петухов" положено бродить по земле всякой нежити. "Петух поет — на небе к заутрене звонят!" — приговаривали благочестивые старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь петухи, так всему миру конец... Однако пение кур (куроклик) считается самым недобрым предзнаменованием. Бывает, что и курица петухом поет! — эта пословица применительна к людям, которые берутся не за свое дело да еще и заранее похваляются сомнительным успехом.

Всем славянам известно поверье о неурочном пении петуха. У южных славян таких петухов называют "кривци", "мамници". Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Дабы уберечься от них, заслышав после полуночи крик петуха, полагалось выбросить из дома горящий уголь или выстрелить из окна. Особое мифологическое значение имеет крик петуха на вечерней заре и в полдень. Широко распространены поверья о том, что петухи, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды.

Когда петух к ночи поет не во время, это значит, что он видит некошного (т. е. черта или домового) и гонит его. Отсюда и поверье: чтобы не задавила нечистая сила, нужно при крике петуха поворачиваться на другой бок. Свят дух на земле, диявол сквозь земли. Это оберег от нечистой силы. Так говорят при крике петуха. При переходе в новый дом наперед пускали ночевать кошку и петуха. Это делалось для изгнания нечистой силы.

Ответ — Не родился, не крестился, а все дивятся, что его черти боятся — петух. Древние славяне считали петуха надежным оберегом от черта и любой нечистой силы, поэтому старались завести во дворе петуха поярче и поголосистее. Пропажа петуха считалась несчастьем.

Бытовало поверье, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильи-пророка режут на пороге старого петуха л заводят нового. По их представлениям, старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в бесовское существо. В старину рассказывали, что семигодовый петух снесет маленькое яйцо и загребет его в навоз. Из этого яйца вылупится змей или другое дьявольское существо, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это нечистое существо. Три года оно исполняет все желания хозяина, но потом забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Одно старинное предание также говорит о связи петуха и змея:

Когда-то давным-давно на Смоленщине леЖал огромный убитый змей. Окрестные Жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Так над змеем был насыпан курган.

Популярен петух и в святочных гаданиях. Чьего корму петух с курицей наперед поклюют, той быть замуЖем. Коли петух в зеркало поглядит, то Жених щеголь будет.

Петушиная подруга — курица — также не осталась в стороне от древних поверий и обрядов, сказок и поговорок, примет, небывальщин и загадок.

Не петь курице петухом, (а и петь, так на свою голову) — т.е. запоет, когда ей голову отрубят. По поверью, курица, запевшая петухом, сносит яйцо, из которого высиживает василиска (т. е. дракона, змея).

Цыплят (у курицы) по осени считают. (По мифологическим представлениям, это — забота домового, который считает домашнюю птицу по наличности голов, и за каждую отсутствующую строго спрашивает с хозяина и хозяйки.)

А уж с Бабой-Ягой у курицы по-всякому мифологическая связь непременная. Все знают избушку на курьих ноЖках. Свиная закута соломой заткнута. В сказке это — Дом Бабы-Яги. Он же — одинокая могила (в лесу, удоро

ги); гроб, домовина, где живет (лежит в сказке) скелет — костяная нога. А курьи ножки — ножки под гробом, чтобы он дольше сохранялся в могиле.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Курица и дом на курьих ножках также соотносимы с Бабой-Ягой, которая олицетворяет первопредка либо саму Смерть.

Существовал некогда на Руси языческий праздник Доды — поминовение всех умерших и особенно родителей. Курица была поминальной жертвой. Позднее, в христианскую пору, возник как преемник праздник Деды, курячий праздник, курьи именины — Кузьминки, отмечаемый 1 ноября/14 ноября вдень святых бессребреников Космы и Домиана. В день курьих именин шутили: мол, в этот день "петух с курицей лягается, а курица петушится". Смысл праздника Деды сохранился. Курица осталась поминальной жертвой, суп из курицы — обязательное поминальное блюдо. Еще назывался этот праздник петушиный, кочеты. Молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка.

Древнее восточное учение фен-шуй уже давно и прочно вошло в нашу жизнь.

Как ни крути, но многие из нас, чтобы улучшить свое жизненное пространство при оформлении дома или офиса руководствуются принципами этой науки.

Однако о том, что существуют специальные символы, которые несут с собой особое значение и содержание, знают немногие.

Каждая статуэтка фен-шуй — это талисман, который является своеобразным активизатором зоны, привлекающим определенный вид энергии.

К примеру, какой-то талисман способствует обретению богатства, второй привлечению успеха, третий укреплению здоровья, четвертый появлению взаимной любви.

Можно сказать, что талисманы это такие своеобразные магниты, притягивающие в ваше жизненное пространство благоприятные энергетические потоки, гармонизируют их, порождая определенное магнитное поле, которое призвано увеличить благосостояние хозяина и упрочить его положение.

Однако не стоит превращать свою квартиру в музей талисманов. Но грамотно подобранные и правильно расставленные статуэтки фен-Шуй, могут и вправду творить чудеса.

Например, Петух по фен шуй символизирует накопление богатства, притягивает в дом удачу и положительную энергию.

Статуэтка петуха представляет собой изображение домашней птицы с ярко выраженным гребнем, мускулистой грудью и роскошными хвостом и оперением.

Петух является разноплановым символом. Фигурка петуха, выполненная из природных материалов, приносит в дом удачу, богатство, карьерный рост.

Воплощение мужского начала, символ защиты и поддержки слабых. Охраняет жилище от отрицательной энергии, недобрых людей и пожара.

Статуэтки петуха чаще всего выполняются из металла (бронзы, меди). Фигурка птицы может располагаться либо на ровной поверхности, либо «подниматься» на горку из монет.

Имейте в виду, что недопустимо ставить рядом статуэтки петуха, дракона и .

Как выбрать талисман Петух по фен шуй

Металлический петух , взбирающийся на денежный холм, символизирует накопление богатства. Такая статуэтка принесет удачу работникам страхового бизнеса, горнодобывающей и химической промышленности, тем, чья деятельность связана с дизайном, недвижимостью, электроникой.

Такая фигурка поможет сохранять своему владельцу хладнокровие, выносливость. Развивает и совершенствует предпринимательские качества.

Металлический петух необходим тем, кто не только дорожит своей репутацией, но и стремится обрести популярность в обществе.

Считается, что металлический петух способен удержать от измены. Фигурка домашней птицы защитит семейный союз от неверности, поможет наладить отношения и понять партнера.

Петух, изготовленный из керамики , фарфора и хрусталя, способен уберечь от негативного воздействия внешних факторов. Такой петух поможет защитить дом от злоумышленников, трансформирует отрицательную энергию в положительную.

Деревянный петух фен шуй способствует созданию общей положительной атмосферы, благоприятно влияя на человеческую психику и весь организм в целом. Создает покой и уют, способствует расслаблению и восстановлению сил.

Где поставить петуха по фен-шуй

Зона славы, известности и достижений расположена в южной части жилища. Все, кто стремится к популярности, должны «поселить» петуха именно в этой части дома. Хорошо, если птица будет красного цвета.

Сектор богатства находится на юго-востоке. Жаждущие злата могут поместить металлического петуха здесь.

Для защиты жилища от непрошеных гостей, огня, негативной энергии следует расположить керамическую фигурку птицы у входа в дом.

Опасаясь измен партнера, можно поставить металлическую статуэтку петуха в шкаф. Большего эффекта добиваются, располагая две фигурки по обе стороны от дверцы.



Загрузка...
Top