Какие народы на урале. Народы южного урала

Особенности формирования национального состава Свердловской области

Глава 1. Формирование коренных народов Урала

На протяжении многих веков Урал оставался перекрёстком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический состав населения и многообразную и сложную этническую историю. Исследователи считают, что древние уральцы принадлежат к урало-алтайской этнолингвической общности, и предполагают, что в середине 4 тыс. до н. э древнеуральское население разделились на две ветвь: восточную (предположительно - предков самодийцев) и западную (финно-угорская общность). Во 2 тыс. до н. э. финно-угорская общность распалась на финно-пермскую (предки коми - перьмяков и удмуртов) и угорскую (предки ханты и манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.

1.1 Коми пермяки Прикамья

Археологическая культура коми - перьмяков - родановская (9-15вв.) - получила своё название по одноименному городищу. Роданово городище - один из наиболее крупных и интересных памятников. Сейчас на территории лесного Прикамья обнаружено свыше 300 подобных поселений. В этот период укреплённые городища стали не только ремесленными, хозяйственными, но и административными центрами. Хозяйство родоновцев было комплексным, но различалось при этом соотношением отраслей в зависимости от природных условий. В южных районах было развито пашенное земледелие (здесь много археологических находок жерновов для растирания зерна, кос - горбуш, ям - хранилища зерна), скотоводство (в основном разведение коров), меньше - охота и рыболовство. На поселениях имелись большие и малые срубные дома. В северных районах в большей степени было развито подсечное земледелие, так же промысловая охота и рыболовство. Среди найденных костей диких животных около половины принадлежит бобру. Обработка металла достигла у родановцев ремесленного уровня. Общественное устройство автохтонов Прикамья характеризовалась переходом от родовой общины к соседской.

1.2 Коми - зыряне

Происхождение коми - зырян в настоящее время связывают с ванвиздинской (5 - 10 вв.) и последующей вымской культурами. Ванвиздинские памятники распространены от Средней Печёры до верховье р. Камы, от гор Урала до Северной Двины. Это неукреплённые поселения и грунтовые могильники. На поселениях раскопаны наземные жилища, хозяйственные постройки и производственные площадки, в том числе и металогические: скопление шлака, тигли, литейные формы). Основные занятии населения: охота, рыболовства и животноводства. Центр формирования культуры коми - зырян была долина р. Выми. При сложении коми - зырянского этноса большое влияние оказали прибалтийские финны и славяне. Памятники вымской культуры (поселения и могильники) располагаются возле современных посёлков коми(топографическое положение тех и других совпадает). Жители строили наземные жилища. В погребальном обряде фиксируется связь с рекой и культ огня. В памятниках встречается много металлических украшений - бубенчиков, пронизок и т. Д. Большое число поселений на р. Выми могло быть связано с обслуживанием торгового пути из Руси в Сибирь. В могильниках найдены вещи русского и западноевропейского происхождения (германские, чешские, датские монеты, русские украшения и керамика) .

1.3 Удмурты

Как уже говорилось, в конце 1 тыс. н. э. из общепермской языковой общности выделяется удмуртский язык. В формировании удмуртского этноса (старое русское название удмуртов - отяки или вотяки, тюрские - ары) принимали участие разные группы населения. Известно несколько археологических культур, отражающие эти процессы. Укреплённые посёлки в это время превращаются в протогорода. Одним из таких памятников было городище Иднакар на р. Чепце. Его площадь около - 40 тыс. кв. м. Между наружным и внутренним валом находилась заселённая территория (как посад в русских городах), а центральная площадка напоминала укреплённый кремль. Это был центр северных удмуртов. Своё название он получил по имени героя - князя Идна.

На городище найдены вещи из металла и кости, выполненные с большим мастерством. Известны и другие городища, связанные с именами героев - князей - Гурьякар, Весьякар.

У удмуртского населения в этот период наблюдается рост пашенного земледелия, происходит развитие животноводства, ремёсел, в том числе ювелирного и металлургического, не уступающего по уровню деревенскому. По находкам на городищах можно говорить о влиянии и контактах удмуртов с Волжской Булгарей и Русью. Начавшийся процесс консолидации и становление государственности у удмуртов был нарушен в 13в. В связи с перемещением населения под натиском монголо-татар.

В лесной полосе Урала от рр. Вишеры и Лозьвы до Пышмы и Исети в 10 -13 вв. существовала юдинская культура, основные признаки которой совпадают с более поздней - мансийской. Известны городища и могильники этого времени. Городища строили на высоких берегах рек или на сравнительно низких террасах. Их окружали рвом 2 - 3 метра и валом, при сооружении которого использовали деревянные конструкции. Площадь городищ колебалась от 400 до 300м кв. На Юдинском городище параллельно валу располагались жилища двух видов: шатровые (легкие) и срубные.

В обряде погребения юдинцев наблюдается культ коня, широкое использование огня, помещение в могилу сломанных вещей (Ликинский могильник). На памятниках юдинской культуры найдены глиненая посуда и фигурки сидящих людей, железные ножи, наконечники стрел, рыболовные крючки, топоры, украшения - бубенчики, браслеты, серьги, шумящие подвески. Среди перечисленных вещей встречаются славянские, приуральские и местные. Население занималось охотой и рыболовством. Юдинская культура генетически связана с памятниками 6 - 9 вв. на этой территории. По погребальному обряду, узорам, конструкции жилищ, сходству родовых знаков и изображений на писаницах юдинская культура может быть определена как культура предков манси.

1.5 Самодийцы

Полярная зона Северного Урала и низовья р. Обь в I-II тыс.н.э. были зоной обитания предков самойдийцев. В уральской языковой семье ненцы вместе с энцами, нганасанами и селькупами составляют особую самойдийскую группу.

Самойдийцы (русские средневековые источники называли их самоядью) - древний этноним, который повторяется в разных формах в названиях племен и родов некоторых народов Сибири. Кое-кто из исследователей привлекает сюда и название самцы (саамы или лопари живут в настоящее время на Кольском полуострове, а также в северных районах Норвегии, Швеции и Финляндии).

Формирование народов самодийской группы некоторые ученые связывают с кулайской культурой (V в. До н.э. -- V в. н. э.), сложившейся на территории Среднего Приобья. В последнее время появилась другая точка зрения об автохтонном происхождении предков самодийцев на севере Западной Сибири, где прослеживается преемственность археологических культур от энеолита до раннего Железного века. «Каменная самоядь», как называли позднее Русские североуральских самодийцев, кочевала в Боль-шеземельской тундре -- от Печоры до Уральского хребта.

Складывание марийской этнической общности на территории Волго-Вятского междуречья относится к I тыс. н.э. Уже Иордан, готский историк 6 века, знал древних марийцев под именем «оремискано». В хазарском документе X в. они упоминаются как «ц-р-мис», а древнерусский летописец называет их «черемися». Большую роль в этногенезе мари сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. Южные марийцы, жившие по соседству с Волжской Булгарией, испытали тюркское влияние. После разгрома Булгарского государства монголо-татарами марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям Вятки.

В хозяйстве и развитии социальных отношений у марийцев происходили процессы, сходные с теми, что наблюдались у удмуртов.

1.7 Башкиры

Формирование башкирского этноса (самоназвание -- «баджгард», «башкурт») было сложным в связи с большой подвижностью племен степной и лесостепной зоны. По мнению одних ученых, его основу составили древнетюркские племена, которые в течение VIII--IX вв. кочевали в Приаралье и в Казахстане. По мнению других, следует учитывать роль угорского и иранского компонентов в складывании башкир. Расселение предков башкир на их современную территорию началось с IX в. Процесс этот был длительным, и одновременно происходил приток новых групп населения. Возможно, в XII--XIII вв. на формирование башкирского этноса повлияло продвижение в этот район кипчаков. На карте XII в. арабского географа Идриси башкиры обозначены к западу от Уральских гор и к востоку от Волжской Булгарии. Центром формирования башкир являлась Белебеевская возвышенность. Их основными занятиями были пастушеское или кочевое скотоводство, в северных районах -- охота и бортничество.

Таким образом, этнические процессы на Урале протекали достаточно однотипно по обоим склонам хребта, хотя на восточном склоне они несколько запаздывали. В основе этих процессов лежало развитие аборигенного населения, в состав которого постоянно вливались разные по происхождению и численности этнические группы. Наиболее интенсивно это происходило в эпоху Великого переселения народов и в последующий период, когда началось развитие союзов племен. Именно тогда были заложены основы крупных этнических общностей, ставших прямыми предками современных народностей Урала.

формирование состав нация урал

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии. Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии...

Значение Урала как важного экономического региона страны

Значительную роль в Уральском производственном комплексе играет сельское хозяйство. Примерно 2/3 всех сельскохозяйственных земель приходится на пашню, остальное - выгоны, пастбища, сенокосы...

Значение Урала как важного экономического региона страны

После глубокого экономического кризиса, наступившего в связи с исчерпанием потенциала социалистической системы, развалом Советского Союза и проведением системных экономических реформ Урал, как и вся Россия...

История исследования и характеристика Уральских гор

"Человек в состоянии победить многие неудобства жизни... если только он воодушевлен любознательностью, если цель, которой он желает достигнуть, возбуждает в нем живой интерес". М.А. Ковальский 18 августа 1845 г...

Общая экономико-географическая характеристика России

К началу XX в. территория Российской империи достигла 22,4 млн. км2 - и население страны составляло 128,2 млн. чел. По данным переписи 1897 г. в этническом составе насчитывалось 196 народов {доля русских -- 44,3%)...

Овраги и борьба с ними

Оврагообразование - современный рельефообразующий процесс, осуществляемый временными русловыми потоками дождевых и талых вод, в результате которого возникают специфические отрицательные линейные формы на поверхности суши...

Особенности распространения болот Евразии

Первые болота на нашей планете появились на стыке двух геологических периодов силура и девона (350 млн. лет назад). Именно в этот период вышли из водной среды предки современных растений и болота сыграли роль переходного моста...

2.1 Языческие верования и культы В основе традиционных верований коренного населения Урала лежал сложный комплекс представлений, уходящих корнями в глубокую древность. Наряду с промысловой и военной магией...

Особенности формирования национального состава Свердловской области

Урал рубежа XX--XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ...

Понятие “народы Севера” включает представителей 30 национальностей: саамы, ненцы ханты, манси, энцы, сеты, селькупы, эвенки, юкагири, долганы, эскимосы, чукчи, коряки, аулеты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удэгейцы, негидальцы, ороки...

Проблемы развития народов Севера

В последние десятилетия мировая общественность стала внимательно наблюдать за положением коренных народов, в том числе и малочисленных народов Севера Российской Федерации...

Традиции и геополитика стран Африки

У колонизации Африки длинная история, самая известная фаза связана с европейским захватом Африки в девятнадцатом столетии. С середины второго тысячелетия нашей эры до XIX столетия самым главным африканским товаром были люди -- рабы...

Фауна и растительность Свердловской области

Горная полоса Урала характеризуется высотными изменениями растительности, которые позволяют выделить в горах три пояса. Горные леса, поднимаясь по склонам гор до высоты 750-800 м, образуют широкий горно-таежный пояс...

Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала

«Природные богатства - это естественное конкурентное преимущество России» (Путин В.В, 12.02.04) . Минерально-сырьевая база в настоящее время является фундаментом экономики страны и останется ее основой на ближайшие десятилетия...

Экономико-географическая характеристика города Екатеринбурга в составе Уральского федерального округа

Уральский федеральный округ богат крупными месторождениями минерального сырья. На севере региона, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, ведутся разработки газовых и нефтяных месторождений...










































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми Актуализация опорных знаний.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Фронтальный опрос студен-тов по теме: “Аркаим – древ-ний город Урала” Пр.(2-3 сл.)

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подг.к осн. Этапурока Обеспечение мотива-ции студентов Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом). Знакомство с темой и целями урока.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” - 2 мин.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 мин.- пере мена.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Слайды презентации 7-34 новая тема “Коренные народы Урала”; 35-40 слайды “Освоение Урала и Сибири русскими”; 41-51 сл. “Народ-ный костюм”; 52-62 сл. “Тра-диционное жилище” + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. Самостоятельное обобщение информации.

Участие во фронтальном опросе.

Фронтальный опрос;

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.

Выполнение эскиза.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 62-66.

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация зна ний 5 мин Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу, Участие в диалоге.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обсуждение символики выполненных орнаментов.

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение ито-гов Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

10 Домашнее задание Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).
  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа.Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно... Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

Территория Среднего и Южного Урала никогда не была «тихим уголком», где в бескрайней горной тайге промышляли зверя лесные жители: остяки, вогулы, самоеды и прочие. Напротив, как нам показывают исторические материалы, здесь повсюду и всегда кипела жизнь.

Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами. Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.

Естественно, тут же встает вопрос об этнической принадлежности скифов, сарматов и т. д. В официальной исторической науке принято считать, что все эти древние племенные союзы состояли в основном из ираноязычных племен. Эта точка зрения начала складываться в середине 19-го века, и существует по сей день. Однако до этого существовала другая точка зрения, и эту теорию поддерживали многие маститые ученые. Теперь она возрождена. Согласно ей, скифы, сарматы и савроматы хотя и состояли из множества племен, но доминирующую роль в них играли тюрки.

Древние племена, населявшие Южный и Средний Урал были тюркоязычными, в северной части среднего Урала были и предками угро-финнов. Об этом свидетельствуют и многочисленные топонимы на татарском и башкирском языках. Географических же названий иранского происхождения практически нет, а угро-финские начинают появляться только за линией Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.


Вогулы , которые считаются коренными жителями Среднего Урала, проживали, очевидно, севернее, в зоне сплошной тайги, то есть за той линией, которая является границей населения Урала тюрками. Это доказывается тем, что русские еще со времен Великого Новгорода проникли на Урал не только на Северный, то есть туда, где проживали таежные племена, которые в силу своей малочисленности, неорганизованности и разбросанности не могли оказать серьезного сопротивления русским дружинам. Вплоть до XVII века, то есть до распада Ногайской Орды, русские не могли попасть южнее линии Пермь - верховья Туры. Это говорит о том, что здесь проживали не малочисленные охотники-вогулы, а мощные земледельческие племена тюрков: татар и башкир, с ними вперемежку - марийцы.

После взятия Казани очередь дошла и до ногайцев, которые путем дипломатических, военных и иных действий со стороны Российской администрации были ослаблены, затем Орда распалась. К этому приложили руку и калмыки, ставшие союзниками России. Ногайские татары, также как и казанские, вынуждены были покориться и жить уже в качестве подданных Российской державы. Кочевая часть ногайцев перекочевала в Предкавказье. На земли ногайцев переселяются русские, чуваши, мещеряки и казанские татары: строится крепость Уфа (1586г.), Оренбург, ставший затем центром губернии.


На севере вдоль дороги, ведущей в Тюмень, были построены крепостцы и городки:


  • Лезьвинский (1593г.),

  • Верхотурье (1598г.),

  • Туринск (1600г.) и т.д.

И только через сто лет, то есть после полной победы над ногайскими татарами, администрация смогла приступить к строительству крепостей, городов будущего горнозаводского Урала:

  • Невьянской (1701г.),

  • Каменский (1701г.),

  • Алапаевской (1704г.),

  • Уктусский (1704г.),

  • Полевской (1727г.),

  • Нижне-Тагильской (1725г.) и т.д.

Для преодоления сопротивления татар императорская администрация применяла разные методы: прямое физическое уничтожение, стравливание одних на других, т.е. политику «разделяй и властвуй». С этой целью были созданы различные сословия местных народностей, крупнейшим из которых было башкирское. Для этого Уфимская провинция была переименована в Башкирию (неофициально). Хотя башкир было в ней не более 35 тысяч, в это сословие постепенно вошло очень много и татар, и чувашей, и марийцев, и даже некоторое количество русских. Это сословие получило значительные льготы и, такими образом, была создана прослойка населения, считавшегося благонадежным. По словам казанского губернатора Волынского А.П. , количество башкир за 20 лет (1710-1730) за счет других народов увеличилось до ста тысяч. Таким образом, множество уральских татар записались тогда башкирами.

Археологические исследования А.Х. Халикова, И.В. Сальникова позволили сделать вывод, что 3-4 тысячи лет назад (и даже раньше, в эпоху изолита) на Южном и Среднем Урале (а также в Предуралье) в результате смешения племен Абашевской, Срубной, Андроновской, Именьковской и других древних культур, которые носили признаки европеоидного и монголоидного антропологического характера, произошло формирование метисного типа, получившего название уральского (сублапоноидного ), который стал характерным для мари, удмуртов, коми , и отмечается также в одной четверти состава татар, чего нет в других тюркских народах. Это тоже показательно, что татары - потомки коренных уральцев.

Данные соображения подтверждает и мнение ученых - лингвистов, отмечающих сильное влияние татарского языка на финно-угорские языки: марийский, удмуртский и коми, в которых очень много татарских слов. Все вышеприведенные выводы и положения ученых-историков, археологов, лингвистов позволяют прийти к заключению, что:


  1. На Южном и Среднем Урале в течение нескольких тысячелетий проживали племенные союзы скифов, сарматов, савроматов, в которых доминировали тюркоязычные племена (скифы в переводе тюркского люди с ножами; сарматы и савромяты — люди с кожаным мешком - сармой). В первом тысячелетии нашей эры их предки входили в государство Биармия , а затем в Волжско-Камскую Болгарию .

  2. В образовавшемся после нашествия хана Батыя государстве все тюркские племена на территории западных скифов сформировались в единый этнос и получили название «татары».

  3. После распада Золотой Орды татары, проживающие на Урале, и башкиры вошли в состав Ногайской Орды , остальные татары - еще в пять татарских государственных образований.

  4. Утверждение официальной исторической науки о том, что татары пришли с востока вместе с монголами, является блефом, так как, чтобы заселить такую громадную территорию, как Золотая Орда, пришлыми людьми или чтобы статарить на этой территории все местное население, создав государство, равносильное тогдашнему русскому, потребовалось бы переселить с востока миллионы людей.

  5. Татары являются коренными жителями Южного и Среднего Урала, это доказывается многочисленными топономическими, археологическими, лингвистическими и другими материалами. Да и само слово «Урал» - тюркского происхождения. Если бы татары пришли с востока, то их язык был бы идентичен языку алтайских, прибайкальских тюрков, а он сильно отличается от них, имея и в лексике, и в фонетике, да и в грамматике элементы, ясно доказывающие тысячелетние контакты с Уральскими языками.


Автор дайной статьи не ученый-историк, но в его распоряжении имеется достаточно трудов, признанных этнографов, лингвистов, археологов и других специалистов, что позволяет произвести вышеприведенные заключения.

Ильдус Хузин

НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы, Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане, Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки, Езиды, Лезгины, Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми,Латыши,Ингуши, Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни - очень неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2 тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. - 28. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Всего на территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского, Нижнесергинского районов. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42 -русско-татарское, одно - марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в основном на юго-западе Свердловской области - в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий, Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др. Мордва на Среднем Урале на протяжении второй половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. - 15 453 чел., причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. Большой интерес представляет изучение динамики казахских сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. - 6. Всего на территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов, что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, - юг и юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский, Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах области поселения казахов практически не встречаются. Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской области.

Традиции народов Урала интересовали меня давно. Знаете, о чем я вдруг подумала? Весь Интернет наводнен блогами, постами и отчетами о путешествиях и исследованиях традиций европейских стран и народов. А если и не европейских, то все равно каких-нибудь модных, экзотических. В последнее время масса блогеров повадились просвещать нас о жизни в Таиланде, например.

Меня и саму манят суперпопулярные, невиданной красоты места (ах, моя любимая !). Но ведь народы заселяли любые уголки нашей планеты, иногда даже вроде и не совсем пригодные для жилья. И всюду обживались, обзаводились своими собственными ритуалами, праздниками, традициями. И ведь наверно эта культура каких-нибудь малых народов ничуть не менее интересна? В общем, я решила вдобавок к своим давним объектам интереса потихоньку добавлять новые, неизученные мною традиции. И сегодня возьму-ка я для рассмотрения… ну вот хотя бы это: Урал, граница между Европой и Азией.

Народы Урала и их традиции

Урал - многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.

Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться - препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.

Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.

Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал - это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:

«Все на Урале есть, а если чего нет, то значит - еще не дорылись».

Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.

Уральские самоцветы

Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.

Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции - это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.

Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.

Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.

Каслинское литье из моей коллекции

Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:

  • Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
  • Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала - думаю, объяснять ничего не надо.
  • Но вот про следующую фамилию - хочется подробней. Строгановы - род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века - баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки. И даже - внимание! - в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.

Различные традиции народов Южного Урала

Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.

В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:

  • Гостеприимство . Возведено у башкир в ранг национального культа. Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).
  • Любовь к детям, стремление иметь семью - это также крепкая традиция башкирского народа.
  • Почитание старших . Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!

Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось - это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.



Загрузка...
Top