Причины для занятия на духовых инструментах. Педразвитие


25.07.2007, 19:35

25.07.2007, 19:50

Вычитала недавно, что игра на духовых инструментах вредно сказывается на здоровьи. Правда ли это?
.

Не у детей-у взрослых,обычно за 50.Влияет на давление.

Пиколистка

26.07.2007, 00:51

а детям наоборот полезно!! некоторые даже специально отдают детей учиться на духовые, если у них астма или хронический танзилит.

26.07.2007, 07:16

Девица у меня достаточно взрослая. Поступила в консерваторию. До вчерашнего дня не слышала негативных отзывов об игре на духовых, общаюсь с духовиками всю жизнь и чем они страдают в плане здоровья, так это алкоголизмом. А вот вчера вычитала, что глубокое дыханье - удар по организму. Хотелось бы выслушать мнения специалистов по этому вопросу.

26.07.2007, 08:00

Вычитала, что глубокое дыханье - удар по организму. Хотелось бы выслушать мнения специалистов по этому вопросу.

Не стоит даже читать такие вещи, не то чтобы придавать им значение! Это глупость! Не бывает глубокого дыхания у духовиков.
Слушайте педагога.
Дыхание должно быть правильным. Этому учат с первых минут освоения инструмента.

26.07.2007, 08:05

Обычно за 50.Влияет на давление.

В этом возрасте алкоголь только влияет на давление:beer:

Где кнопка редактирования???

26.07.2007, 10:01

Не бывает глубокого дыхания у духовиков.

Погорячился малость.:oops: Можете не так понять...
Я имел ввиду в бытовом представлении.
Чтобы тут не тратить много слов, полезнее полистать любую литературу по йоге. Три типа дыхания там расписаны.

26.07.2007, 10:36

26.07.2007, 12:27

Я не о том немного. Есть дыхание по Стрельниковой, по Бутейко, какое-то там глубокое дыханье, ВЛГД. Какое именно используется при игре на духовых инструментах я не знаю. Но почему-то бытует мнение, что именно глубокое дыханье разрушительно действует на организм.

Тогда надо было эти фамилии указать еще в первом посте.
1. Это оздоровительные методики. Их постигают только в лечебных заведениях и под строгим контролем врача!
И они могут быть вредными только, если учиться так дышать самостоятельно, либо есть протипоказания - поэтому и бытует мнение. Мне добавить более нечего. Впрочем, наберите эти два слова в Яндексе. Ваши сомнения исчезнут.
При игре на духовых никакое из них не используются.
Вам не стоит беспокоиться.

2. Духовики "дышат" диафрагмой, когда играют. Этому учат в музыкальных заведениях. Вот и все.

26.07.2007, 13:20

Вычитала недавно, что игра на духовых инструментах вредно сказывается на здоровьи. Правда ли это?
Дочь играет на кларнете. Естественно, что этот вопрос меня заинтересовал и обеспокоил.
Тот,кто это написал,явно не имеет отношения к игре на дух. инструментах. Если дыхание поставлено неправильно,то игра конечно противопоказана,но ведь речь не идет о самообучении? Если уж " игра на духовых вредно сказывается на здоровье",тогда и пение тоже???:evil:
Полный бред!!Несогласна!!!:makedon:При астме -даже рекомендую (на гобое!!!:solution:).

26.07.2007, 13:56

Спасибо:)

20.10.2007, 19:49

Духовые если и влияют на здоровье, то только:solution:ПОЛОЖИТЕЛЬНО!!!

20.10.2007, 20:30

Не у детей-у взрослых,обычно за 50.Влияет на давление.
А затем-эмфизема лёгких и сердечная недостаточность. У певцов тоже самое, если вовремя (по возрасту) не закончить петь.

20.10.2007, 21:24

В этом возрасте алкоголь только влияет на давление:beer:
Алкоголь - как профессиональное заболевание духовиков?
-------
А насчёт здоровья - ну вот руки могут отказать от чрезмерного усердия....
А так в принципе, как мне сказали, "если не применять книги по йоге к игре на духовых" - то всё нормально будет.:angel:

20.10.2007, 23:08

Лучше всего от астмы и других проблем с дыханием помогает флейта и только флейта. Никакой не гобой. На гобое с астмой как раз-то играть и не надо. У них до конца фразы воздух никогда не кончается, а надо опять брать дыхание. В легких постоянно остается отработанный воздух, а это приводит к кислородному голоданию. Дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. В крови остается лишний холестерин, который оседает на поврежденных стенках сосудов. Снижается иммунитет, чаще возникают инфекционные заболевания. Растет масса тела, накапливаются жировые отложения.
Конечно, заниматься следует только с опытным преподавателем.

22.10.2007, 08:09

В легких постоянно остается отработанный воздух, .... /quote]
Вы это нарочно или специально???
А если дудеть с 12 лет до 70-ти, 24 часа в сутки, курить, выпивать (по праздникам), какова теория будет?:silly:

Вы это нарочно или специально???
А если дудеть с 12 лет до 70-ти, 24 часа в сутки, курить, выпивать (по праздникам), какова теория будет?

Да я сам такой же - с 8 утра до 45 лет и ничего. Но на флейте, господа, на флейте…
А вы гобоист? А Каролина врач.
А если серьёзно… Как игра влияет на здоровье - по-моему, положительно, тут и обсуждать по большому счёту нечего.
А вот как состояние здоровья может повлиять на игру… Кажется эта тема более интересная. Но кто решится об этом говорить.

26.12.2007, 01:04

Я не о том немного. Есть дыхание по Стрельниковой, по Бутейко, какое-то там глубокое дыханье, ВЛГД. Какое именно используется при игре на духовых инструментах я не знаю. Но почему-то бытует мнение, что именно глубокое дыханье разрушительно действует на организм.Есть один "умник", который рекомендует во время пения дышать по Бутейко. Даже специально потуже утянуться. Тоже ярый противник глубокого дыхания. Спросила его лично - возможно ли на таком дыхании играть на духовом инструменте. Ответил "да", ни секунды не колеблясь... На своем опыте: никому не советую. И не слушайте разных советчиков-"просветленцев". А на то, что вредно, мол, для здоровья - плюйте с высокой башни. Ходить по загазованным улицам куда вреднее.

28.12.2007, 08:32

А вот как состояние здоровья может повлиять на игру… Кажется эта тема более интересная. Но кто решится об этом говорить
Кстати - почему не решится? Непонятно скорее - зачем? Впрочем, если чувство юмора не подведет - разговор и правда может получиться... забавный. Иначе выйдет беседа бабушек на лавочке. (Эх, вспоминается мне одна такая компания божьих одуванчиков... Ну, эти-то играли разве что на нервах домочадцев... и соседей, когда всей шайкой обсуждали свои хвори. Такими мощными голосами, что слышно было каждое слово, на последнем этаже и на другой стороне двора:lol:).

28.12.2007, 22:24

28.12.2007, 23:01

Почему? Дышать же можно. Значит и играть можно. Более того, наш вдох (и выдох) правильный и полезный.

29.12.2007, 04:46

А с ангиной/фарингитом/бронхитом наверное точно нельзя заниматься, да?
Не знаю. У меня не получается. С ангиной так просто жизнь немила, какие уж тут занятия, да и температура может подскочить. А с трахеитом-бронхитом я нормально дышать не могу, задыхаюсь, в глазах темнеет и т.п. :-(

29.12.2007, 10:06

Ну, если совсем плохо, то наверное не надо. Однако недавно мне пришлось выступать простуженным на двух концертах (причём одном весьма солидном). Ничего, сыграл. Главное во время игры не раскашляться.

29.12.2007, 16:13

Главное во время игры не раскашлятся.

:lol:Или не чихнуть:lol:

29.12.2007, 17:29

:lol:Или не чихнуть:lol:

Было дело: простуженный играю, беру дыхание- и вдруг взял с таким хрипом, что сам испугался. По лицам слушающих понял - они тоже испугались:silly:

29.12.2007, 19:28

Я Вас понимаю...:silly:

Человечек

30.12.2007, 19:52

А с ангиной/фарингитом/бронхитом наверное точно нельзя заниматься, да?

Мне это запрещают - на последнем уроке (перед кучей рождественских выступлений) перед каникулами меня учительница даже попугала - ни за что больная не занимайся, какой концерт не был бы впереди! Мол, одна певица твоего возраста, уже почти поправившись, стала заниматься, и теперь лежит в больнице (я не очень поняла, что с ней).

Слава богу, я не разболелась, зато из нашего квинтета слегли кларнет, гобой и фагот, так что много выступлений пришлось к сожалению отложить. Играла только дуэты и сольные.

03.01.2008, 01:33

Мне как-то втройне "повезло": умудрилась накануне концерта простудиться, температура 38. Решила погреться кофейком в кафе... Почему-то когда кофе дрянной - он всегда запредельно горячий. Допить его было невозможно, а вот язык обжечь успела. А потом, переходя через перекопанную улицу, подвернула ногу... Это было уже верхом "удовольствия". :silly: И ничего, сыграла неплохо. У меня даже температура спала.
А еще заметила, что у меня голова перестает болеть, если хоть немного поиграю.

03.01.2008, 16:45

А еще заметила, что у меня голова перестает болеть, если хоть немного поиграю.
Гипервентиляция головы? :silly.

7. Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах

Отечественные педагоги–духовики XX века В.М. Блажевич, Б.А. Диков, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов С.В. Розанов, А.И. Усов, А.А. Федотов, В.Н. Цыбин сформировали так называемую «психофизиологическую школу игры на духовых инструментах», основным требованием которой являлось сознательное отношение к исполнительскому процессу. Игра на духовых инструментах рассматривалась ими как сложный психофизиологический акт, управляемый высшей нервной деятельностью человека.

Методика обучения игры на духовых инструментах выработала особые художественные требования к исполнителям: «ясность, глубина и отчётливость звука, певучая кантилена, яркая эмоциональность, простота и искренность в выражении чувств».

Музыкальный авангардизм, существовавший с конца XIX века до последней четверти XX столетия, внёс необходимость совершенствовать исполнительские приёмы XIX века, а также дополнить методику обучения игре на духовых инструментах изучением новых, нетрадиционных исполнительских приёмов. К их числу относятся:

1. Перманентное (непрерывное) исполнительское дыхание;

2. Игра аккордами (многозвучие);

3. Frullato на медных духовых инструментах;

4. Так назывемая «игра в квадратах»;

5. Четвертьтоновая альтерация;

6. Губная осцилляция;

7. Язычковое pizzicato на кларнете и саксофоне (slap-stick);

8. Хлопок ладонью по мундштуку медного духового инструмента;

9. Стук пальцем по клапану или корпусу инструмента;

10. Игра с недостающей деталью инструмента;

и многое другое.

В послевоенный период значительно повысился уровень исполнительского мастерства отечественных духовиков. Их достижения на Всемирных конкурсах и фестивалях – яркие страницы в истории мировой исполнительской культуры.

Исполнители на духовых инструментах стали чаще выступать в концертах с сольными программами и в ансамблях.

15 лучших исполнителей-духовиков получили звание «народный артист РФ». Исполнительская манера этих музыкантов, зафиксированная в грамзаписях, выделяется глубоким постижением авторского замысла, яркой художественной индивидуальностью, простотой и искренностью в выражении чувств.

Этим успехам способствовали крупные достижения в области преподавания игры на духовых инструментах и методики. В XX веке было опубликовано много новой, интересной методической литературы, издано четыре сборника статей и очерков «Методика обучения игре на духовых инструментах» (один под редакцией Е.В. Назайкинского и три под редакцией Ю.А. Усова), появились в продаже и в библиотеках другие сборники, учебники и пособия. Книга А.А. Федотова «Методика обучения игре на духовых инструментах», изданная в 1975 году, оказала и продолжает оказывать по сей день положительное влияние на воспитание музыкантов разных поколений.


8. Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах.

В современной методике обучения игре на духовых инструментах много нерешённых проблем:

1) Методика обучения игре на духовых инструментах плохо увязана с достижениями педагогической науки и музыкальной психологии;

2) Современная методика обучения игре на духовых инструментах рекомендует студентам развивать музыкальное мышление. Между тем, музыкальное мышление, как творческий процесс, не исследовано на теоретическом уровне и в настоящее время находится в стадии изучения. Педагогические рекомендации преподавателей–духовиков по этому вопросу чаще всего не опираются на науку, а основаны лишь на личном опыте;

3) Отбирая учащихся для занятий в классах духовых инструментов, экзаменаторы выявляют физические данные ребёнка, а также задатки музыкального слуха и музыкального ритма. Метод обнаружения перечисленных музыкальных задатков весьма не совершенен. Иногда в отборочном конкурсе побеждает не самый способный ребёнок, а тот, кто уже знаком с процедурой экзамена и заранее знает, что его ждёт на такого рода соревнованиях;

4) В современной методике обучения игре на духовых инструментах наиболее рациональным типом исполнительского дыхания объявлен грудобрюшной тип дыхания, а грудной тип дыхания «подвергнут анафеме». Между тем, исполнительская практика последних лет показала, что музыканту-духовику можно и нужно использовать все известные типы дыхания;

5) В учебных заведениях страны мало девушек обучается игре на медных духовых инструментах. Недостаточно разработана методика постановки исполнительского дыхания женщин, играющих на валторнах, трубах, тромбонах. В оркестровых коллективах почти не видно женщин, играющих на этих инструментах. Между тем, в США существует множество женских духовых оркестров, чьи выступления неизменно вызывают интерес у публики;

6) В некоторых консерваториях страны не ведётся обучение студентов-духовиков редакторской работе, их не учат самостоятельно сочинять каденции к исполняемым сочинениям, не учат делать переложения для своего инструмента;

7) В наше время многие отечественные духовики стремятся превзойти друг друга в быстроте исполнения любых сочинений, имеющих указания «allegro», «allegretto», «vivo», «presto» и т. п. Такая тенденция неизбежно ведёт к искажению авторского замысла, к бессодержательной, «усреднённой» игре, к потере индивидуального тембра. Между тем, приведённые термины вовсе не означают «presto possibile» – играть предельно быстро. Иногда беглость пальцев и демонстрация staccato служит ширмой, за которой музыкант пытается скрыть ущербность исполнительской культуры и слабое владение всем комплексом исполнительской техники. Привычку некоторых молодых кларнетистов играть быструю музыку как можно быстрее отмечают также А.П. Баранцев и В.Я. Колин.

Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных А.А. Федотов, беседуя со студентами Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, справедливо подметил, что многие кларнетисты пользуются «опёртым дыханием» лишь во время игры cantilena, и «забывают» о нём, играя быструю музыку.

8) Некоторые молодые исполнители на духовых инструментах предпочитают пользоваться такими нотными изданиями, где приведено наибольшее число редакторских украшений и отступлений. Принцип один – чем их больше, тем лучше! Иногда такая практика служит попыткой скрыть с помощью внешних эффектов отсутствие глубокой мысли и недостаток исполнительской культуры.

9) Характеризуя состояние современной отечественной методики обучения игре на духовых инструментах, авторы методических пособий перечисляют главным образом достижения и редко упоминают недостатки.


Список литературы:

1. Античная музыкальная эстетика. – М.: Музыка, 1960.

2. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. – М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000.

3. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия по Франции и Италии. – М., 1961.

4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. Изд. 2. – М.: Музыка, 1973.

5. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижёрское исполнительство. – М.: Музыка, 1975.

6. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Л.: Музыка, 1973.

7. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. – М.: Музыка, 1966.

8. Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего её совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики (ответственный редактор М.А. Смирнов). – М.: Московская госуд. консерватория, 1981.

9. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. – 2. – М.: Музыка, 1986.

10. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. 2. – М.: Музыка, 1989.





Третьим). Полученные результаты, в целом, позволяют сделать вывод о том, что личностное развитие подростков связано с развитием интеллекта и когнитивных структур. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящее диссертационное исследование посвящено экспериментальному изучению старших подростков музыкальных школ и проведено в контексте направления когнитивной психологии, разрабатываемого Н.И. Чуприковой и ее коллегами...

... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Системой народного образования в Новом Уренгое; – проанализировать структуру системы образования в городе, взаимодействие его различных звеньев; – установить уровень развития народного образования в городе Новый Уренгой на рубеже XX – XXI в.в. В тоже время некоторые вопросы, связанные с темой исследования, в работе только поставлены, но детально не рассматриваются. По нашему мнению, ...

Элементарного образования проходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом, который, как пишет, например, французский историк педагогики Ш. Летурно, "парализовывал школу". В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары. Секли всех без исключения. Из дневника воспитателя малолетнего...

Многие родители буквально помешаны на том, чтобы обучать своих детей музыке. Однако не у всех это получается легко и органично. Нередко сложности начинаются уже в момент выбора музыкального инструмента.

Скрипка представляется родителям лучшим вариантом. Легкая, доступная по цене (не Страдивари же, в самом деле), много места не занимает – чудо. Вот только на скрипку берут лишь тех, у кого . То есть далеко не всех.

На втором месте по популярности, безусловно, стоит фортепьяно. Устроиться на фортепьяно еще тоже надо уметь, да и сам инструмент не всем по зубам с материальной и пространственной точки зрения: уж больно он большой и дорогой. Тех детей, кого не взяли ни на скрипку, ни на фортепьяно, родители часто устраивают в группы духовых инструментов. И совершенно на думают о том, что игра на духовых инструментов показана далеко не всем по чисто медицинским показаниям.

Духовые музыкальные инструменты разделяются на деревянные, например, флейта, гобой, кларнет, фагот, и медные — труба, валторна, тромбон, туба. Чтобы извлечь звук, необходимы определенные усилия, к тому же некоторые инструменты достаточно тяжелы, вот почему учиться играть на них могут только здоровые дети.

С каких лет детям можно учиться игре на духовых музыкальных инструментах? Во многом это зависит от выбора инструмента. Так, на флейте ребенка можно обучать с 9-летнего возраста, на гобое — с 10 лет, на кларнете с 10-11. Причем для начального периода обучения следует приобретать кларнет в строе ми-бемоль (или es) — самый маленький по размерам. С 11-12 лет начинают учиться играть на трубе, с 12-13 лет — на валторне, с 14 — на фаготе, тромбоне и тубе. Разумеется, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход с учетом его физического развития, выносливости, состояния здоровья.

Наибольшее напряжение во время игры на духовых инструментах испытывают легкие. Ведь глубокий вдох перед вдуванием воздуха в инструмент вызывает сильное растяжение легочной ткани (эластичных волокон легочных пузырьков альвеол). После перенесенного рахита 2 и 3 степени, после неоднократных заболеваний воспалением легких эластичность легочной ткани обычно понижается. В таких случаях игра на духовых инструментах может вызвать необратимые изменения легочной ткани — разрыв стенок альвеол, эмфизему легких.

При извлечении музыкального звука сильно напрягается брюшной пресс, повышается внутрибрюшное давление. Поэтому детям и подросткам, у которых врачи обнаруживают грыжи (белой линии живота, паховую, пахово-мошоночную), расхождение мышц передней брюшной стенки, играть на духовых инструментах не разрешается. Категорически запрещается это при каких-либо хронических заболеваниях органов дыхания, сердечнососудистой системы, пищеварительного тракта.

Трояновский Борис Юрьевич
Должность: педагог по классу флейта,блок-флейта.
Учебное заведение: ГБОУДОД им.Александрова.
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка.(эссе.)
Тема: "Влияние и польза игры на флейте и других духовых инструментах на дыхательную систему человека".
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дополнительное образование

Влияние и польза

игры на флейте и других

духовых инструментах

на дыхательную систему человека.
Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, ПОЭТОМУ МНОГИЕ родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохранится десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные. Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на нихиграют музыканты. Ребенок, возможно, проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье
вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах. Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их! Духовые музыкальные инструменты - семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи. Духовые инструменты - инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах, в коллективах авангардных направлений современной музыки. В музыкальных школах - целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовых инструментах, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны. Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 10-11 лет – к этому возрасту ребенок
достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 5 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или окарине. Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья. Были случаи, когда ученики игрой на флейте и гобое лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи. То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое, саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки». Если у Вашего ребенка проблемы с дыханием, астма, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, валторна. Тут вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на деревянной или пластиковой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых инструментов. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и, что самое главное, развивается дыхание! Знаю многие
случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Астма - это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения. Ещё пример. Лечение астмы по-австралийски. Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях, главное – иметь с собой компактный баллончик- аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские ученые открыли новый способ лечения астмы -игрой на духовых музыкальных инструментах. Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда -- Австралия, показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом. В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому
способствовало глубокое и перманентное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента. Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструменты обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.
Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития

апноэ сна.
В исследовании приняли участие 129 человек. 64 добровольца играли на духовых музыкальных инструментах, а остальные - нет. Специалисты проверили функцию легких участников. Также добровольцы заполнили опросник, предназначенный для оценки риска развития апноэ сна, пишет The Times of India. Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако, согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у участников, которые играли на духовых инструментах, оказался ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен мышечный тонус в верхних дыхательных путях. Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах - хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска. У занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают области мозга, связанные с восприятием речи.
Польза от занятий музыкой.
Как известно, различным областям человеческого мозга присуща разная специализация. Мозг человека функционально разделен на два полушария, соединенных т.н. "мозолистым телом", то есть,
своеобразным "информационным мостом", соединяющим части мозга. Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой, данный "мост" гипертрофируется, другими словами- увеличивается При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов, помогающих информации циркулировать в пределах мозга). Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок становится умнее, развивается образное мышление. И он может затем работать в разных областях человеческих знаний. Таким образом, игра на духовых инструментах благотворно влияет на дыхательную систему и гармонизирует общее состояние человека. Список литературы: 1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с. 2. Усов Ю. А. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с. 3. Галыгина Дарья Александровна.

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте курае

1. О реализации здоровьесберегающих технологий .

В условиях инновационных перемен в сфере современного образования, определяемых вариативностью (разновидностью) учебно-воспитательных учреждений, возникает необходимость изучения проблем воспитания школьников личности с позиции гуманистического, нравственного, художественного, музыкально-эстетического образования.
То есть рассматривается влияние музыкально-эстетического образования на физическое и умственное развитие школьников. Как влияет это на здоровье ребенка? И в связи с этим мне хотелось бы сейчас рассмотреть вопрос, как реализуются здоровьесберегающие технологии при обучении игре на курае, духовом музыкальном инструменте.

2. Музыкальные духовые инструменты.

Духовые-это инструменты, в которых звук производится вибрацией воздуха. Их подразделяют, в зависимости от способа возникновения вибрации, на флейтовые (свистящие или губные), язычковые, с чашеобразным мундштуком.
Обучение игре на духовых инструментах начиналось еще в первобытном обществе. «Чтобы услышать голос, начинают кричать в раковины или пустые деревяшки. Отсюда недалеко уже до открытия, что из полой трубки при вдувании раздаётся яркий, свистящий звук, а из рога грубый и гремящий.
Таково начало духовых инструментов.
Обучение игре примитивной свирели случилось около 35-40 тысяч лет назад, в эпоху Великого оледенения.
Во все времена античности, средневековья, возрождения и в наше время музыкальное исполнительство связано с культурным уровнем общества, с эстетическими установками времени.

3. Курай - духовой музыкальный инструмент башкирского народа .

Это типа открытой продольной флейты. Изготовляется из стебля зо́нтичного растения с одноименным названием. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширину ладони, затем подрезают. Отверстия вырезают, начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 3 пальцев, последнее пятое - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвертого отверстия. Длина 570-810 мм. Диапазон около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Появился в 7-8 веке нашей эры.
Я думаю, что сначала игра на курае имела чисто утилитарные функции
(подача сигналов, манок на охоте и так далее). Уже в самые древние времена стимулами этого вида деятельности служили познавательная потребность, потребность получить удовольствие, потребность выразить себя, запечатлеть свое видение мира.
Играя на курае, человек уже в те времена стремился сохранить в памяти пережитые впечатления, лучше понять окружающий его мир. Это доставляло эстетическое удовольствие, способствовало вычленению личности среди многих подобных себе (сыграть «Журавлиную песнь»).
В наше время курай получил как бы второе рождение. Стали возрождаться исполнительские традиции. Появилась конструкция инструмента из шпона (Вакиль Шугаюпов). Обучение игре на курае в ДМШ (Детская музыкальная школа), училищах, высших учебных заведениях. Устраиваются конкурсы, фестивали. Курай стал очень популярным и любимым инструментом в нашей республике. Большой вклад в популяризации и сохранении инструмента внесли Юмабай Исянбаев, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов.
У нас в Башкирском лицее № 2 существуют так называемые фольклорные классы, где наряду с другими дисциплинами, дети обучаются игре на башкирском народном музыкальном инструменте курае. Работает в этих классах учитель высшей категории Карасов Айрат Салаватович.
В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос, как влияет на здоровье детей обучение игре на курае. Рассмотреть моменты положительного и отрицательного влияния и как с ними бороться в процессе обучения. Какие органы ребенка задействованы в этом процессе, как они развиваются, как развивается психологическое состояние школьника.

4. Основная постановка ученика.

Для того чтобы инструмент звучал, чтобы техника развивалась естественно и чтобы не повлиять на здоровье ребенка негативным образом следует соблюдать определенные правила правильной постановки.

А) Позиция стоя.

При позиции стоя, одна нога вперед. Основной вес лежит на опорной ноге. Голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º к телу. Держать осанку, не сутулиться. Локти не прижимать к телу. Дыхание свободно.

Б) Позиция сидя.

Посадка на край стула, одна нога чуть вперед, голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º. Спина прямая. Локти не прижимают к телу. Очень важно делать простые физические упражнения в перерывах между игрой. Ребенок должен в течение урока менять нагрузку своего тела. Если есть проблемы, с которыми трудно справиться без специальной лечебной гимнастики, рекомендовать параллельно с музыкальным обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста. И всегда настаивать, чтобы ребята занимались спортом. Спортивные занятия играют важную роль в воспитании музыканта: они укрепляют все группы мышц, суставы, нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают хорошую реакцию. Нужно стремиться учить детей музыке, при этом заботясь об их физическом
(а значит и душевном) здоровье.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие пальцев очень важно для ребенка. Ведь нужно правильно держать авторучку, карандаш, ложку. Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном, музыкальном и другом.
При игре на курае происходит самомассаж пальцев правой и левой руки, и развивается моторика рук. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Эти упражнения лучше делать в перерыве между игрой на курае. Они снимают напряжение и усталость с пальцев и развивают гибкость и подвижность. Упражнения и названия к ним можно придумать самому (звездочка, цоканье копыт, медуза, осьминог, хлопушки) Несколько наглядных примеров.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».


Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Манипуляция деревянными ложками так же очень полезна для развития пальцев и рук, способствует развитию ритма, помогает быстрей осваивать игру на курае.

1. Игра двумя ложками:

Две ложки обращённые друг к другу тыльными сторонами головок, держат в правой руке за концы рукояток. Указательный палец правой руки при этом вставляется между рукояток ложек с таким расчётом, чтобы головка ложек могли амортизировать и свободно касаться друг друга, издавая ясный звук при ударе.

2. Игра тремя ложками:

В левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй между средним и безымянным пальцами. Концы рукояток в том и этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повёрнута тыльной стороной к правой, а в глубине её вкладываются пальцы. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклыми полушариями. Третья ложка в правой руке и тыльной стороной бьют по первым двум.

Дыхание

Несомненный интерес вызывают в этом плане уроки курая, где в ходе обучения на инструменте развиваются органы дыхания. Правильное взятие вдоха, корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объёма лёгких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию.

Условно существуют три вида дыхания:
1. Грудное (реберное) дыхание. Пользуясь этим видом дыхания, ученик быстро утомляется, так как мышцы груди несут большую нагрузку.
2. Брюшное (диафрагмальное) дыхание. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.
3. Смешанное (грудобрюшное) дыхание.

Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха примерно одинаково, то при исполнении на духовых инструментах нужен энергичный и быстрый вдох, а выдох бывает или равномерным, или ускоренным, в зависимости от оттенков, которые требует исполнение. При усилении звука происходит ускоренный выдох, а при ослаблении звука выдох постепенно замедляется.
При исполнении большой музыкальной фразы используется максимальное количество воздуха, который обеспечивает исполнение на одном дыхании. Дыхание берется уголками рта и расходуется постепенно, в зависимости от динамики исполняемой музыки.
Упражнения, развивающие исполнительское дыхание, состоят из нотного материала с более продолжительными звуками, с постоянным усилением и ослаблением выдоха. В работе над музыкальным материалом качество дыхания контролируется только слухом, воспринимающим звук как результат выдоха.
Более того, правильный подбор дыхательных упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно- сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы. Мышцы брюшного пресса (пример).
Существует множество очень полезных и несложных упражнений— разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.

1. «Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос.
Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

3. «Плавание»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения
пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
В мировой практике есть много примеров вылечивания астмы по волевой регуляции процесса дыхания при помощи игры на духовых музыкальных инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот.
Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчают дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. По окончании выяснилось, что их распираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовала глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из инструмента.
Отсюда можно сделать вывод, что игра на духовых, а курай также является духовым инструментом, очень полезна для здоровья ребенка. Она укрепляет, оздоравливает систему дыхания, а также вылечивает некоторые болезни дыхательных путей.

Психологическое состояние ученика при обучении игре на курае

Нужно отметить, что на музыкальных занятиях можно сохранить и укрепить здоровье учащихся путем воздействия на психоэмоциональное состояние слушателя. Во время слушания, исполнения башкирской народной песни формируется позитивное мировоззрение, мироощущение и мировосприятие жизни необходимое для душевного здоровья человека.
Есть народные высказывания о курае:

1. У печального развеет печаль - веселит
2. Беспечного заставит задуматься - вызывает размышление
3. Павшего духом подбадривает - успокаивает
4. Счастливому помогает делиться счастьем - радует
«Курай обладает свойством уводить человека, в волшебный мир звуков, заставляет задуматься» - это слова башкирской писательницы Зайнаб Биишевой.
Поэтическое и возвышенное звучание курая обладает целительными свойствами для душевного состояния человека, что нельзя сказать о грохоте современных дискотек.

Хочу отметить несколько важных моментов при игре на курае на начальной стадии обучения.

1.Нельзя продолжительно и долго извлекать звук из курая, при этом у ребенка может закружиться голова. Нужно периодически делать перерыв, что бы ученик мог отдохнуть, успокоиться. В этот момент лучше заняться различными упражнениями для восстановления дыхания.
2.Во время игры рука может уставать, поэтому нужно чередовать игру с различными упражнениями которые снимают усталость и развивают моторику рук.
3.Очень важно соблюдать и гигиену. Нужно раз в неделю ту часть курая, которая приставляется к зубам, протирать медицинским спиртом.
Можно сделать вывод, что игра и обучение на курае благоприятно действуют на здоровье ребёнка, на его психологическое и физическое состояние.
Несомненно, все вышеуказанные здоровьесберегающие технологии,
в области обучения игре на курае корректируя и укрепляя комфортное самочувствие учащихся, создают оптимальные условия для развития их духовной культуры.

В статье использованы материалы и рисунки из сайта
http://www.logopedspb.ru/content/view/29/30/ http://www.muz-urok.ru/gimnastika_4.htm




Загрузка...
Top