Этнические традиции народов поволжья в поликультурном образовании детей дошкольного возраста. Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья

Вероника Гришина
Статья «Ознакомление дошкольников с социокультурными ценностями народов Поволжья»

Развитие общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками посредством ознакомления с социокультуными ценностями народов Поволжья .

Воспитатель МБДОУ детский сад №166 г. о. Самара

Вероника Константиновна Гришина.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций.

В концепции модернизации российского образования большое значение придается региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры , как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребенка.

Процесс патриотического воспитания должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.

На сегодняшний день задачей патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране, к культурному наследию своего народа , к природе родного края. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам к их родителям, соседям и к другим людям) .

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.

Детский сад посещают различные представители народов Поволжья . Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д. Детский сад – это поликультурный мир. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду . На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов , с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа , доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов . Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа . Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время , поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Так и родилась идея создания проекта «Край ты мой, любимый!» в детском саду № 166 г. о. Самара. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья , их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья .

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов , Поволжья . Задачи формирования представлений о народах решаются во всех видах детской деятельности : образовательной, совместно с педагогам, самостоятельной – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, расширяют кругозор. Но в условиях ДОУ возникает ряд трудностей :

Малое обеспечение развивающей среды : отсутствие материала по культурному наследию народов Поволжья .

- недостаточно развитое принятие национальных особенностей со стороны представителей России других национальностей друг друга.

В своей работе по формированию представлений о народах и национальностях Российской Федерации я учитываю возрастные особенности детей дошкольного возраста , а именно, - их эмоциональную чувствительность и восприимчивость. Организую совместную деятельность, с детьми опираясь на традиции народов Поволжья , их богатую фольклорную культуру.

Приобщение детей к традиционной культуре народов Поволжья способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу , жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим.

Работа ведется по следующим Направлениям :

Приобретение опыта ролевого поведения в народных играх

Фольклорные праздники

Создание коллекционных альбомов

В качестве развивающей среды выступает музей этнокультур народов Поволжья .

Чтобы рассказать детям о фольклоре более доступно и наглядно, полтора года назад в одном из помещений детского сада создали мини-музей, который изначально получил название «Русская изба» . Педагоги и родители охотно включились в эту работу, «по амбарам помели, по сусекам поскребли» и принесли вышитые полотенца и занавески, наволочки лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугуны, горшки и ухваты. В избе появились стол, лавки, самовар.

Эту печку мы сделали переносной и часто используем для декорации на праздниках, так же как и заказанный к сказке баннер с изображением Родной природы.

Однако, по ходу сбора материалов пришли к пониманию того, что насущно необходимо ознакомление дошкольника не только с культурой русского народа , но и этнокультурой народов Поволжья . Поэтому наш музей на сегодняшний день получил название в соответствии со своим содержанием «Музей – этнокультур народов Поволжья » .

Народные игры - самодостаточные произведения народного творчества , созданные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа . Издревле в них ярко отражались образы людей быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Различные версии игр встречаются в традициях разных народов . Перекликаются правила игры, изменяются названия, но смысл остается одним и тем же. Различный подбор народных игр объединяется по тематике в фольклорные праздники. Каждый фольклорный праздник несет в себе огромный потенциал и свою особенную колоритную энергетику.

В ходе реализации проекта в нашем саду силами детей, родителей и педагогов собирались коллекционные альбомы этнокультур народов Поволжья . Каждая группа собирала материал по определенной национальности. Так у нас получилось 5 альбомов этнокультур : русских, татар, чувашей, мордвы, башкир.

В эти альбомы вошли материалы, связанные с национальными традициями, бытом и укладом жизни, особенностями праздников, национальными видами игр, национальной кухней.

Альбомы находятся в прямом доступе для детей в музее этнокультур. По мере необходимости воспитатели могут воспользоваться материалом в любых видах деятельности.

Работа по коллекционированию продолжается, каждая группа обустраивает модели национальных изб.

Эффективность и практическая значимость работы по ознакомлению с народным фольклором .

Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа .

Знакомство с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью .

Развитие активного общения детей.

Речевое развитие детей.

Воспитание любви к культуре своего народа .

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества , родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Так как Россия многонациональная страна и наш детский сад посещают дети разных национальностей, хотелось бы в следующем году провести фольклорные праздники народов Поволжья

Составила воспитатель Прохорова О.И.

Жизнь современного дошкольника трудно представить без компьютеров, планшетов, интернета. Можно бесконечно долго рассуждать о том, плохо это или хорошо. А можно использовать ИКТ как средство развития и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим применение ИКТ в целях социально - личностного, патриотического воспитания детей напримере модуля «Народы Поволжья».

Старая поговорка гласит: « Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к народным традициям.

У каждой национальности есть свои обычаи, традиции, праздники. Как донести до них смысл этого праздника? В этом нам помогает ИКТ: фото и киноархивы, интернет, компьютерные презентации. Для детей можно создать компьютерные презентаций, которые помогают решить поставленные перед нами задачи.

Слайды № 1 -2

«Города Поволжья»

Слайды № 3-4

«Костюмы народов Поволжья»

Слайды № 5 - 6

«Национальные блюда»

Слайды № 7 - 8

«Национальные музыкальные инструменты»

Слайды № 9-10

«Национальные праздники»

При знакомстве дошкольников с народами Поволжья, с их историей родной страны, с памятными местами. И в этом также помогают ИКТ - с их помощью мы знакомим дошкольников с народами, городами, костюмами и т. д. Поволжья не выходя из ДОУ. Подбираем материал доступный по содержанию и качественного исполнения.

Современный ребёнок растёт в эпоху развития и появления новых ИКТ, необходимо использовать все преимущества данных технологий в решении всех поставленных перед нами задач по воспитанию и обучению дошкольников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86

структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»

г.о. Тольятти

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА « Народы Поволжья »

Тольятти - 2011

Народы Поволжья

(Занятие «открытия» нового знания)

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий: регулятивные :

    постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

познавательные :

    обработка информации;

    извлечение необходимой информации из различных источников;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

личностные :

    мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

    нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

    осознание ответственности за общее дело;

коммуникативные:

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер, п резентация, медиапроектор, листы активности, пазлы.

Ход занятия

    Мотивация к учебной деятельности.

Звучит отрывок песни «Родина моя»: Я, ты, он, она - Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» - Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах. Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Ответы детей. Учитель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема урока так и звучит – «Народы Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой? Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.

    Актуализация знаний.

Учитель: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья. Перед Волгой путь большой и долгий Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой, Матушкой, кормилицей, родной. А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия. Физминутка под песню “Волга в сердце впадает мое”. Дети следят за движущимися девушками в национальных костюмах. Учитель: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде? Ответы детей Учитель: Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их. Ответы детей. Учитель: Молодцы! Это русские и казахи, татары и мордва, чуваши и немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они от личаются? Ответы детей.

    Изучение нового материала.

Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей от личаются друг от друга национальным или родным язы ком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее гово ря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак тером. Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм. Сейчас вы узнаете о нем, если прочитаете следующий текст. А еще, ребята первой группы должны найти названия частей национального костюма и обозначить их на своих листах активности.. Ребята второй группы - в этом же тексте ответ на вопрос: какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы. Работа в группах с листами активности № 1. Текст : «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды». Ответы детей. Учитель: Молодцы! Внимательно прочитали текст и сумели правильно найти нужную информацию. Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках. Загадка для первой группы: Выбегал конь - огонь,
А за ним - Сто погонь.
Загадка для второй группы:

Летом в шубе, зимой - голое.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь воспользуйтесь Интернетом и узнайте, как звучат эти слова на разных языках!

Работа ребят с Интернет-ресурсами. А зависит ли тепло солнца, которым оно нас одаривает от того, как это слово звучит? Ответы детей. Учитель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу. Ответы детей. Учитель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова? Ответы детей. Учитель: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории». Просмотр мультфильма. Учитель: Какие выводы можно сделать из этой сказки? А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской? Ответы детей. Учитель: А чему учат эти сказки? Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.) Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно! Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца. Учитель: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте Родины? Ответы детей. Учитель: Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья. Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.
А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и даже станцуем! Физминутка. Учитель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Король». Правила игры. Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король . Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.

    Итог урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения С егодня я узнал… Было интересно… У меня получилось … Было трудно… Я попробую… Занятие дало мне для жизни… Ответы детей. Учитель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».
И песню заключительную тоже споем вместе! Под фонограмму все исполняют песню «Песня о дружбе ».



Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.


Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т.д.


И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.


Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.


В моей группе создана такая предметно- пространственная среда, которая пробуждает в душе ребёнка лучшие чувства, помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого народа. Дети знакомятся с предметами декоративно- прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре народов Поволжья проходит во всех режимных моментах и НОД.



В нашем ДОУ созданы условия для более углубленного ознакомления детей с мордовским народным творчеством: специальное помещение отведено под «Мордовскую избу», где дошкольники встречаются с бабушкой и дедушкой в национальных костюмах, могут покачать люльку, познакомиться с посудой и вещами старины






















Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.



Загрузка...
Top