Сценарий музыкальной гостиной `М. Глинка`

СЦЕНАРИЙ
Добрый день, уважаемые гости – учащиеся и преподаватели! Мы приветствуем вас на нашей музыкальной гостиной! Сегодня наша встреча будет посвящена прекрасному событию – в 2014 году исполняется 210 лет со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, Глинка стал первым русским композитором-классиком. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
Ранним утром 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился сын Михаил - будущий великий русский композитор. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере Глинки, и без того очень мягком.
С самого рождения Глинка попал под опёку бабушки, которая, окружив его чрезмерной любовью и назойливой заботой, делала всё, чтобы отдалить мальчика от детей его возраста и вырастить из него человека, непохожего на других. Бабушка больше всего на свете боялась простуды и почти не выпускала внука из своей, всегда жарко натопленной комнаты, кутала его в теплую шубку, независимо от времени года и этим делала его все более изнеженным и слабым. Огромным событием, вырвавшим его, наконец, из этой тепличной атмосферы, была музыка. Вот как рассказывает об этом повороте сам Глинка:
«Мой отец иногда принимал сразу много гостей, и в таких случаях он посылал за музыкантами моего дяди - маленьким оркестром из его крепостных крестьян, и тогда этот оркестр подолгу оставался у нас. Прежде всего он играл, конечно, танцы, под которые гости танцевали. Некоторые из этих вещей были для меня источником самых живых восторгов. Однажды эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление - я оставался весь день в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в томительно сладостное состояние… Я понял: Музыка - душа моя!
Первой учительницей музыки Глинки была мадмуазель Кламмер, с которой он занимался до 10-ти лет, затем его отдали учиться в Благородный пансион при Главном педагогическом институт в Петербурге. В столице он уже серьезно занимается музыкой, берет несколько уроков у всемирно известного пианиста и композитора Джона Фильда.
В 1822 году Глинка, окончив пансион, едет гостить к дяде в его имение в Смоленской губернии. Это важный шаг в его жизни: у дяди он с воодушевлением отдается игре с крестьянским оркестром и понемногу сам начинает сочинять музыку.
После окончания Благородного пансиона, Михаил Глинка поступает на службу в ведомство путей сообщения. Служба отнимала много времени и сил, и вскоре он уходит в отставку, чтобы полностью посвятить себя главному делу в его жизни - музыке.
К тому времени Глинка был автором множества романсов и песен. Один из них известный романс-элегия «Не искушай меня без нужды…» на слова Евгения Баратынского. Поэт в юности был влюблен и его страстные чувства отразились в стихотворении, под названием «Разуверение». Музыка Михаила Глинки выявила сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского.
Романс был создан в 1825 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом, сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала "Разуверение" редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса "Не искушай меня без нужды". В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое «я».
♫ В ПРЕКРАСНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЕЛЕНЫ АФАНАСЬЕВНЫ РОСИНОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «НЕ ИСКУШАЙ МЕНЯ БЕЗ НУЖДЫ…»
Молодые годы композитора проходили безоблачно. Казалось, впереди его ожидает самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы – это болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.
В 1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской национальной музыки.В 1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана Сусанина.
Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера «Иван Сусанин» - первая русская героическая опера, она была написана в 1836 году, восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора. Драматической кульминацией 4 действия является сцена Сусанина с поляками в лесу. Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии «Ты взойдешь моя заря…» В арии господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
В 1840 году появился знаменитый романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
Искреннее чувство А.С. Пушкина к Анне Керн нашло свое отражение в прекрасном стихотворении, в котором поэт превратил свою музу «в гения чистой красоты…». Глинка тоже был знаком с Анной Керн, более того он был влюблен в её дочь – Екатерину Керн. Они должны были пожениться, но этого не произошло.
Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье, на стихи Александра Сергеевича Пушкина является пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу.
♫ В ИСПОЛНЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ БОРИСОВНЫ ИВАНОВОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»
В 1840 году Глинка написал целую "гармоническую галерею романсов". 36ти-летний композитор в этот период собирался за границу, и тема прощания с родиной объединила большинство песен. Прощаясь с Родиной, путешественник словно вызывает в своей памяти любимые картины родной природы, что выразительно отобразилось в романсе "Жаворонок".
Этот романс написан на стихи А. Н. Струговщикова, и посвящен ему же. Глинка познакомился с ним еще в Благородном пансионе.У Глинки стихи получилась задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной легкой печалью. Это – лирическая картина русской весенней природы. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав.. ♫ РОМАНС «ЖАВОРОНОК» ИСПОЛНИТ СОФИЯ ШУЛЬГА, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА СИЛАНТЬЕВА
Возникнув в 19 веке, вальс для многих композиторов стал излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств: от нежного, грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики. На наших уроках звучат вальсы П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна… Звучит и «Вальс-фантазия» М. Глинки – великолепный и, по существу, первый симфонический вальс.
Недолгий период романа Глинки с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема. Будто следуя по стопам великого поэта А.С. Пушкина, Глинка создал собственное «чудное мгновенье» - Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.
Итак, вальс-фантазия. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
Из истории известно, что Михаил Иванович Глинка в 1840е годы – путешествовал по Испании и изучал народную музыку. Находясь в Испании, Глинка написал замечательную«Арагонскую хоту». «Испанские мотивы» можно услышать не только в творчестве Глинки, но и других выдающихся композиторов: Римский-Корсаков «Испанское каприччио», Лист «Испанская рапсодия». Но прежде, чем отправиться в Испанию в музыкальное путешествие по следам Глинки, заглянем в глубину истории и посмотрим, откуда взялась хота.
Хота – испанский народный танец в трехдольном метре. Исследователи насчитывают на территории Испании до ста разновидностей хоты. Классический тип хоты – Арагонская. Она существует в трех видах: как танец с пением, как самостоятельная песня и как инструментальная пьеса. Танцуют хоту парами, с кастаньетами.
Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец, аккомпанирует ему инструментальный ансамбль. Классическая арагонская хота является предметом национальной гордости. Есть «Хота новобранцев», «Свадебная хота», «Хота сборщиков винограда».
В «Арагонской хоте» Глинки призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца.
Основная мелодия не просто повторяется несколько раз, она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и торжественно-свадебные, и таинственные. Глинка словно на экскурсии, проводит нас по тем местам, где он сам бывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал. И путешествие это, надо сказать, очень увлекательно… ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
На этой прекрасной ноте, подведем итог. В чем же значение Глинки в музыке?
Михаил Иванович Глинка – гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки. Его произведения составляют незаменимый вклад в сокровищницу мировой музыки.
Мы надеемся, что вы сегодня узнали много нового, вам было интересно, вы узнали много нового.
Спасибо за внимание! До новых встреч!

музыкально-литературный вечер к пушкинскому юбилею

Ведущие располагаются у рояля, за столиком со свечами, в кресле, стилизованном под XIX в. Художественное оформление - репродукции портретов адресатов и вдохновительниц лирики А.С. Пушкина (А.П. Керн, М.Н. Волконской, Е.К. Воронцовой, Н.Н. Гончаровой) и композиторов (М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц. Кюи).
Романсы исполняются школьниками, или используются аудиозаписи.

1-й ведущий: Пушкину было 20 лет, когда он впервые встретился с 19-летней Анной Петровной, женой генерала Ермолая Федоровича Керна.
1-я ведущая: Это произошло в Петербурге, в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина. Она произвела на поэта большое впечатление.
1-й ведущий: "Позволительно ли быть до того прелестною?" - спрашивал он своего друга за столом.
1-я ведущая: Через 6 лет после этого, в июне 1825 г., Анна неожиданно приехала к соседям поэта в Тригорское навестить свою двоюродную сестру Анну Николаевну Вульф.
1-й ведущий: Пушкин отбывал тогда ссылку в Михайловском. В один из вечеров он читал чудную поэму "Цыганы".
1 -я ведущая: А Анна пела для него "Венецианскую ночь" И.И.Козлова на музыку М.И. Глинки.
1-й ведущий: Пушкин назвал это пение "небесным". В альбоме Керн появились такие строки:
Если в жизни поднебесной
Существует дух прелестный,
То тебе подобен он...
1 -я ведущая: Давно его не видели таким добродушным, веселым, остроумным, любезным.
1-й ведущий: Он помнил и первую встречу с ней у Олениных. Они виделись ежедневно в течение месяца, а когда Анна уезжала, поэт подарил ей вышедшую тогда первую главу "Евгения Онегина". Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
1-я ведущая: Анна собиралась уже спрятать драгоценный подарок, поэт долго смотрел на нее, затем выхватил стихи и не хотел возвращать. "Насилу выпросила я их опять", - вспоминала Анна Петровна.
1-й ведущий: Она уехала в Ригу. Через два дня он уже пишет ей: "У меня сердце ноет... Каждую ночь гуляю я по саду и говорю себе: она была здесь: камень, о который она споткнулась, лежит на моем столе возле ветки увядшего гелиотропа..."
1-я ведущая: Он написал семь писем, семь восторженных посланий, полных противоречивых чувств, искрящихся любовью и ревностью одновременно, насыщенных преклонением перед поразившей его красотой. Он называл ее "чудотворной".
1-й ведущий: Вернувшись из ссылки, Пушкин встречался с ней в доме своих родителей и у А.А.Дельвига. Они подружились, но это был отзвук бь1лого увлечения, пути их разошлись.
1-я ведущая: Анна Петровна дожила до глубокой старости, на сорок два года пережила Пушкина, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок и письма к ней того, кто обессмертил ее так же, как Петрарка обессмертил Лауру, а Данте - Беатриче.
2-я ведущая: Имя Пушкина было свято и для М.И.Глинки. А его личная судьба неожиданно переплелась и с семейством Керн.
2-й ведущий: Крут знакомых композитора был широк. И поэт Жуковский, на стихи которого Глинка писал музыку, и товарищ Пушкина по лицею, автор известных русских романсов Михаил Яковлев, и дипломат, автор комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедов, который и сообщил о том, что придет в гости, да еще с ним - Пушкин!
2-я ведущая: В этот вечер Грибоедов наиграл грузинскую песню, Пушкин обещал непременно написать стихи. На следующее утро пришло письмо с текстом: "Не пой, волшебница, при мне ты песен Грузии печальной..." (Позднее "волшебница" было изменено на "красавица".)

Звучит музыка "Вальса-фантазии" М.И. Глинки, посвященного Екатерине Ермо-лаевне Керн, в инструментовке дирижера Г. Германа - "Павловский вальс".

2-й ведущий: 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны, чье имя освящено чувством к ней А.С. Пушкина. "Лицо бледное, и что-то в нем страдальческое... Но глаза ясные, выразительные, и необыкновенно стройный стан". Его привлекала "сдержанность" в каждом движении. "..Кити, Катрин, а по-русски - просто Катенька".
2-я ведущая: Она классная дама в Смольном, и ей живется нелегко: отец разорился, мать с ним разошлась, теперь у Катеньки отчим.
2-й ведущий: Впервые после долгой размолвки с женой у него появилась призрачная надежда на счастье. "Надо решиться на объяснение с ней, - говорил он. - Неужели человек не имеет права на счастье?"
2-я ведущая: Когда Анна Петровна узнала о намерениях Михаила Ивановича в отношении ее дочери, тут же благословила, но не стала скрывать, что "Катрин больна". "Доктора боятся чахотки..."
2-й ведущий: Глинка отдает все деньги на лечение. Мать и дочь уезжают на юг. А ему не хватило средств, чтобы к ним приехать. Зима 1840 г. прошла в работе, он часто болел, кроме "Руслана", работал над другими произведениями.
2-я ведущая: Ночь. Не спится. Он подходит к фортепьяно и в темноте проводит руками по клавишам. Слова Пушкина, посвященные Анне Петровне Керн, - "Я помню чудное мгновенье...", а музыка его, Глинки.
2-й ведущий: Пусть этот образец вокальной лирики будет посвящен девушке, с которой он не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства. Но останется лирическая пьеса - совершенное слияние высокой поэзии чувства с его музыкальным выражением.

Исполняется романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".

3-й ведущий: Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина, друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы: испанский ("Ночной зефир"), восточный ("Ты рождена воспламенять"), элегию ("Я вас любил").
3-я ведущая: Однако Александр Сергеевич Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами, а элегия "Я вас любил" выражает не только лирический порыв, но и раздумья о смысле жизни.
3-й ведущий: Как бы в тон такой интерпретации звучат слова другого современника Пушкина, великого критика В.Г. Белинского: "Мы спрашиваем себя, что такое любовь?.."

Исполняется романс А.С.Даргомыжско-го "Я вас любил"

4-й ведущий: Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.
4-я ведущая: Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, - "На холмах Грузии...". Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского.
4-й ведущий: Поэт путешествовал вместе с Раевскими по Кавказу и Крыму. Мария отличалась пылкостью и естественностью характера, незаурядностью натуры. 4-я ведущая: Осенью 1824 г. в Михайловском поэт узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Но счастье молодой четы было недолгим. Через год после свадьбы за участие в восстании декабристов был арестован и заключен в Петропавловскую крепость ее муж Сергей Григорьевич Волконский. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и последовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед ее самоотверженностью.
4-й ведущий: В черновых бумагах сохранились не включенные в окончательный текст стихов строфы, посвященные юношеской любви поэта:
...Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.

Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова "На холмах Грузии лежит ночная мгла"

5-й ведущий: Среди адресатов любовной лирики А.С. Пушкина - Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и " прелесть обхождения ".
5-я ведущая: Поэт познакомился с ней в 1823 г. в Одессе, "...любовь овладела его душою". Ей посвящены ставшие знаменитыми стихи: "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман", "Прощанье".
5-й ведущий: А замечательный композитор Цезарь Кюи создал романс "Сожженное письмо".

Исполнение произведения или аудиозапись.

6-я ведущая: Наталья Николаевна Пушкина - жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые они встретились зимой 1828 - 1829 гг. на одном из московских балов.

Рассказ идет на фоне музыки К. Листова "Я помню вальса звук прелестный".

6-й ведущий: И только после продолжительного знакомства, сватовства, знаменитой Болдинской осени состоялось венчание - 18 февраля 1831 г. в Москве в церкви Большого Вознесения. После свадьбы поэт писал другу: "Я женат - и счастлив..." 6-я ведущая: Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: "Когда в объятия мои", "Мадонна", "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит".

Звучит стихотворение "Мадонна".

Заключение

6-й ведущий: Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.

6-я ведущая: Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке. Закончить встречу можно романсом замечательного композитора XX века Г.В.Свиридова на шутливые стихи Пушкина, обращенные к юной девушке Кате Вельяшевой, - "Подъезжая под Ижоры...".

ПУШКИН И ГЛИНКА

Форма : литературно-музыкальный вечер

Цели:
- повышение общей культуры школьников,
- содействие эстетическому воспитанию,
- знакомство с образцами русской музыкальной культуры.

Возраст : учащиеся старших классов.

Количество участников : 1 –2 класса.

Место проведения : концертный зал, читальный зал, класс.

Оборудование: - музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.

Советы: Литературно-музыкальный вечер будет более эффективным, эмоциональное восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать музыкальные записи с живым исполнением.

Литература:
1. Басина М. На брегах Невы. М., 1969.
2. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М., 1982.
3. Гессен А.И. Звучал мне долго голос нежный... Музыкальная жизнь. 1972. № 22.
4. Глинка М. Записки. - Л., 1953.
5. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка. Воспитание школьников.1997. № 6.
6. И я открою свою землю... (Глинка). - М., 1976.
7. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.
8. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. Л., 1970.
9. Попов Н. Вечер поэзии русского романса. Воспитание школьников. 1995. № 5.
10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-т. Т.1-3. М.,1962.
11. Пушкин в музыке. Справочник. М., 1974.
12. Рудь И. Страницы музыкальной Пушкинианы. Музыкальная жизнь. 1974. № 11.
13. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. М., 1990.
14. Соболева Г. Русский романс. М., 1995.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Звучит «Вальс» А. Грибоедова

Ведущий: Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.

Чтец: Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

Ведущий: Попробуем перенестись в Петербург 19 века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

Чтец: Из рассказа брата Льва: «По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны».

Ведущий: Пушкину нравились балы. «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума...» Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине».

Чтец: Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Ведущий: Однако скоро светские развлечения приелись ему. Другие интересы пришли им на смену.

Чтец: Из записок А.П. Керн: "При воспоминании прошедшего я долго и часто останавливаюсь на том времени, которое ознаменовалось поэтической деятельностью Пушкина и отметилось в жизни общества страстью к чтению, литературным занятиям и, если не ошибаюсь, необыкновенною жаждой удовольствий. И тогда снова оживает передо мною доброе старое время, кипевшее избытком молодых сил. Я вижу веселый, беспечный кружок поэтов той эпохи, живший грезами о счастии. Из него выделяются в моем воспоминании с особенной ясностью: Пушкин, Дельвиг и Глинка".

Ведущий: Действительно, различные кружки стали чрезвычайно популярными в то время. Кроме того, очень модными и посещаемыми стали литературно-музыкальные салоны. Вспомним строки из "Евгения Онегина":

Чтец: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской,
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее ушей
Живою странностью своей

Ведущий: Здесь собирались сливки общества, сюда приходили поэты, музыканты, художники, здесь беседовали, слушали музыку.

Звучит «Вальс» А. Даргомыжского

Ведущий: В начале 19 века в России появляется романс и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.

Чтец: Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
(В.И. Красов «Звуки»)

Ведущий: Если мы послушаем романсы того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви.

Звучит романс Глинки "Как сладко с тобой мне быть"

Ведущий: Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов того времени был Михаил Иванович Глинка. Он родился в 1804 году в семье богатого помещика. В детстве получил много музыкальных впечатлений. Например, после одного из концертов крепостного оркестра своего дяди мальчик получил сильное потрясение.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «Музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление, я оставался целый день... в каком-то лихорадочном состоянии...»

Ведущий: Он не собирался быть музыкантом или профессиональным композитором, однако судьба неудержимо влекла его к музыкальной деятельности. "Что же делать? ...Музыка - душа моя" - отвечал он как-то своему учителю.

В 20 лет Глинка создает свой первый романс, в 34 года он - уже известный русский композитор, на счету которого романсы на слова известных поэтов того времени - Жуковского, Баратынского, Козлова и других.

Ведущий: Романсы Глинки - это лирический дневник жизни композитора, его размышления о жизни, зарисовки природы. Например, за границей он пишет романс "Венецианская ночь" на слова поэта Ивана Козлова. Это романс - картина, композитор изображает в звуках красоту южной ночи, таинственное влечение страстей. Он говорил, что в передаче пейзажа важнее всего "душевное настроение, производимое подобным зрелищем" и его "целиком можно выразить музыкою". В романсе "Венецианская ночь" Глинка показал себя не только мастером музыкального пейзажа, но и блестящим стилистом, который передал в музыке интонации и ритмы итальянских баркаролльных песен.

Звучит романс Глинки "Венецианская ночь"

Ведущий: А что же Пушкин? Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из "Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...
Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.

Чтец: Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
...........................................
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.

Ведущий: Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Мы можем увидеть совпадение мироощущения. Это сказывается в тяготении к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает надрывным, радость - безоблачной, любовь - спокойной.
Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе.

Чтец: Глинка вспоминал позднее о субботах Жуковского: "... у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному... А.С.Пушкин, князь Вяземский, Гоголь были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу"... Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам".

Ведущий: Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М.Л. Яковлева, у сестры Пушкина - Ольги Павлищевой.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «...Около этого же времени я часто видался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался его знакомством до самой его кончины».

Ведущий: Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга.
Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась А.С. Пушкину, что он пишет на музыку стихи "Не пой, волшебница, при мне". Это было в 1828 году. Первая редакция романса не была опубликована. Готовя заключительную редакцию романса, Глинка заменил слова "волшебница" на более удачное "красавица".

Звучит романс Глинки "Не пой, красавица, при мне"

Ведущий: Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда в прекрасных творениях его музы. Так родился один из лучших романсов Глинки "В крови горит огонь желанья". Он был посвящен Каролине Колковской - ученице театрального училища. По просьбе директора императорских театров Глинка стал учить пению четырех лучших воспитанниц театральной школы.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была также известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая воспитанница, не столько красивая, мало-помалу разбудила поэтическое чувство в душе моей".

Ведущий: Все звали ее Линочкою. Глинка шутил: "Она - Линочка, а я - Глиночка". Романс, написанный на стихи Пушкина Глинка посвящает ей.

Чтец: Глинка писал: "Этот романс написал я 20 или 21 мая того же 1838 года … и послал его в письме к Нестору Кукольнику для доставления бывшей ученице моей, о которой сохранил еще живое воспоминание. К этой музыке подобраны впоследствии слова Пушкина"...

Ведущий: Глинка сам часто пел этот романс с большим чувством.

Звучит романс "В крови горит огонь желанья"

Ведущий: Еще более полное слияние стихов и музыки присутствует в другом романсе на стихи А.С. Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн, с которой познакомился в 1819году и которой был увлечен до такой степени, что выскочил неодетым на мороз, чтобы проводить ее. После этого бала Пушкин не встречался больше с Анной Керн и в 1825 году, в Михайловском, он был приятно удивлен, встретив ее, такую же красивую и обаятельную. Затухшее чувство пробуждается вновь в сердце поэта. Они много времени проводят вместе. Пушкин читает в Тригорском своих "Цыган", Стремясь выразить свою признательность поэту, Анна Петровна поет для него "Венецианскую ночь" Глинки.

Чтец: Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной

Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков.
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.

Ведущий: Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа, сорванный Анною. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:

Чтец: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Ведущий: На следующий день Анна уезжала и Пушкин пришел проводить ее и вручил ей небольшой листок со стихотворением, которое было ей посвящено. Это было стихотворение "Я помню чудное мгновенье".
Прошло 15 лет. В 1839 году судьбе было угодно, чтобы дочь Анны Керн - Екатерина Ермолаевна встретилась с известным уже тогда композитором Михаилом Глинкою. Глинка увлекается ею.

Чтец: Из письма Глинки:" нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства".

Ведущий: Глинка обратился к Анне Петровне и попросил у нее автограф пушкинского стихотворения. Ему хотелось в музыке выразить чувства, некогда владевшие поэтом. Так родился знаменитый романс, где "все правдиво, ясно, пластично".

Звучит романс "Я помню чудное мгновенье"

Ведущий: Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания.
В 1824 году в "Полярной звезде" было опубликовано стихотворение А.С. Пушкина "Адели", которое, по всей видимости обращено к Адели Давыдовой, девочке 14 лет. Это легкое, шутливое жизненное напутствие. Глинка пишет музыку к этому стихотворению. Как всегда, композитор прекрасно уловил настроение поэта и передал его в легкой, даже изящной музыкальной форме.

Звучит романс "Адели"

Ведущий: Пожалуй, из всех русских поэтов у А.С. Пушкина мы найдем наиболее совершенные образцы любовной лирики. Его стихи, эмоциональны, страстны, и в то же время изящны и мелодичны.

Чтец: В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Ты уж для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего.
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.
Ведущий: Немудрено, что и Глинка - эмоциональный, живой, не мог не пленяться стихами Пушкина. Он прочитал стихотворение Пушкина, посвященное Осиповой "Я Вас люблю, хоть и бешусь" и... родился романс "Признание".

Звучит романс "Признание"

Ведущий: Говоря о взаимоотношениях Пушкина и Глинки, нельзя не вспомнить более серьезные произведения. Когда Михаил Иванович написал свою первую оперу "Жизнь за царя", вызвавшую множество споров, Пушкин очень высоко оценил ее и на дружеской вечеринке прочитал куплет:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и он делится этим замыслом с поэтом.

Чтец: Из записок Глинки: "На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей "Руслан и Людмила", сказал, что он бы много переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения".

Ведущий: Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А.С., а закончил в 1842 году. Таким образом, участие А.С. в составлении либретто оперы не состоялось, однако Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина. Музыка искрится радостью, весельем. Глинка создал замечательную, и очень "пушкинскую" оперу, В ней - величавость древнего мифа, и сказочная фантастика, и мир реальных человеческих отношений. "Руслан и Людмила" - это опера-сказка, но сказка русская.

Звучит «Увертюра» из оперы "Руслан и Людмила"

Ведущий: (на фоне затихающей музыки): И в опере, и в чудесных романсах Глинка близок поэту - не только по величине своего гения, но и по светлому мироощущению, по солнечной ясности и глубокой народности своего искусства, утверждающего полнозвучность и радость жизни.

Подготовила В.Б. Антипова , зав. библиотекой ПОИПКРО


(к 210-летию со дня рождения)

Лекция – концерт

Цель:
Познакомить учащихся, их родителей с музыкой и основными этапами жизненного и творческого пути М. И. Глинки, 210 лет со дня рождения которого исполняется в 2014 году.

План лекции – концерта:
I. Вступление
II. Жизненный и творческий путь композитора:
1804-1817 детство, домашнее воспитание
1817-1828 учёба в Пансионе, служба в канцелярии
1830-1834 поездка за границу
1834-1836 сочинение, премьера оперы «Иван Сусанин»
1838 - служба в Певческой капелле, набор певчих на Украине
1840 - знакомство с Е. Керн, вокальный цикл «Прощание с Петербургом»
1842 - опера «Руслан и Людмила»
1844 - Франция, Испания
III. Заключение, вывод

Программа концерта:

1. «Полька» (фортепианный ансамбль)
2. «Простодушие» (переложение для скрипки и фортепиано)
3. Романс «Не искушай» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
4. Вариации «Среди долины ровныя»
5. «Танец» из оперы «Иван Сусанин» (фортепианный ансамбль)
6. «Гудэ витер» (переложение для флейты и фортепиано)
7. Ноктюрн «Разлука»
8. Романс «К Молли» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
9. Романс «Я помню чудное мгновенье»
10. «Жаворонок» (переложение для скрипки и фортепиано)
11. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Участники концерта:
преподаватели и учащиеся всех отделений музыкальной школы

I
Михаил Иванович Глинка занимает такое же положение в русской музыке, как Александр Сергеевич Пушкин – в русской литературе. Если Пушкин – наш первый поэт мирового значения, то Глинка – первый композитор, открывший новую эпоху русской культуры.
II
М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Первые шесть лет жизни он провёл под присмотром своей бабушки Фёклы Александровны, которая нежно любила внука и дрожала от страха за его здоровье. Мальчика кутали в тёплую одежду, не выпускали круглый год из жаркой комнаты, но в результате такого воспитания он не приобрёл крепкого здоровья. Сам Глинка впоследствии дал себе прозвище «мимоза».
Помогали растить Мишу выбранные бабушкой няни. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки - няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне.
Несмотря на повышенное внимание со стороны бабушки, мальчик был тихого и кроткого нрава. Его любимым занятием было рисование мелом на полу деревьев и церквей, с малых лет появилась страсть к колокольному звону. Мальчик мог различать звон разных церквей и ловко подражал звонарям на двух медных тазах.
После смерти бабушки жизнь Миши пошла по-новому. Он имел теперь возможность ходить по всему дому, общаться со своими родителями, младшими сёстрами, сверстниками, появилось очень много новых впечатлений. Мальчик рос способным, рано научился читать, увлекался рисованием, рассказами о природе, путешествиях.
В 1812 году семья Глинок покинула на время свой дом, спасаясь от нашествия французов (Отечественная война 1812 года) и переехала в Орёл. В это время маленькому Мише довелось услышать немало историй о героических подвигах русских людей, вставших на защиту своей Родины. Но никто тогда ещё не мог и предположить, что в будущем он создаст бессмертный памятник героизму русского народа – оперу «Иван Сусанин».
Вернувшись в своё имение, родители Миши выписали из Петербурга гувернантку, которая принялась обучать детей различным языкам, географии и музыке. Заучивание правил по теории «вдолбяшку», т. е. слово в слово, как того требовала строгая Варвара Фёдоровна Кламмер, не очень-то нравилось Мише, но в целом он легко и быстро овладевал техникой фортепианной игры.
В доме Глинок часто собирались гости, устраивались вечера с танцами, исполнением пьес на фортепиано и различных ансамблей. Будущий композитор и его младшая сестра Полинька принимали самое активное участие в таких музыкальных мероприятиях.

● Звучит фортепианный ансамбль:
М. Глинка « Полька»

Часто в домашних концертах участвовал оркестр крепостных музыкантов Мишиного дядюшки Афанасия Андреевича. Для юного Глинки каждое такое выступление было настоящим событием. Особенно ему запомнилось одно выступление, когда музыканты исполняли квартет шведского композитора Б. Крузеля. Новое впечатление от этой музыки было настолько ярким, непостижимым и восхитительным, что мальчик какое-то время не мог больше ни о чём другом думать. Именно тогда, в 10 лет, он произнёс свои знаменитые слова: «Музыка – душа моя!». Он брал в руки скрипку или маленькую флейту и старался подделываться под оркестр.
Таким образом, получив домашнее образование, Глинка умел уже играть на фортепиано и немного на скрипке и флейте. Эти инструменты мы с вами тоже услышим в сегодняшнем концерте.

● Звучит пьеса «Простодушие»
(в переложении для скрипки и фортепиано)

В 1817 году 13-летнего Мишу отправили учиться в Благородный пансион для юношей при Петербургском педагогическом институте. Здесь он изучал языки, географию, зоологию, занимался и музыкой: ему даже удалось взять несколько уроков у знаменитого в то время пианиста Джона Фильда. Родители часто водили Михаила в театр - оперы и балеты вызывали у юноши неописуемый восторг. В пансионе Глинка познакомился со многими известными поэтами – Пушкиным, Дельвигом, Баратынским.
Через некоторое время после окончания пансиона, в 1824 году, Глинка поступил на службу в канцелярию помощником секретаря. Эта служба оказала важное влияние на дальнейшую судьбу Михаила Ивановича, т. к. всё своё свободное время он посвящал музыке, брал уроки танцев, пения, занимался композицией.
Одним из первых опытов в сочинении с текстом, написанных в этот период, стал романс «Не искушай» на слова Е. Баратынского. Это произведение сам Глинка считал своей первой творческой удачей. В романсе проявляется глубокое чувство поэзии, слышна певучесть поэтической речи. Мелодия удивительно проста и естественна и в то же время полна теплотой чувства, выразительностью, в ней уже можно ощутить индивидуальный творческий почерк молодого Глинки, сказывающийся в красоте и особой пластичности мелодии.

● Звучит романс
«Не искушай»
(в переложении для скрипки, альта и фортепиано)

В канцелярии Михаил Иванович прослужил недолго – всего 4 года, и в 1828 году он оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Примерно к этому времени относится сочинение им вариаций на тему популярной городской песни, бытовавшей в первой половине 19 века, « Среди долины ровныя». Вариации являются одним из первых опытов композитора в этом жанре, но уже представляют собой исключительный образец большой художественной ценности, зрелости и законченности.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.

● Звучат вариации
«Среди долины ровныя»

В 1830 году начали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания, и родители решили послать сына за границу с целью поправить его здоровье.
Около 4-х лет Глинка провёл в поездках по разным странам. Путешествие охватывало Германию, Италию, Польшу, Австрию, Финляндию. Лечение у разных докторов Михаил Иванович совмещает с развитием и совершенствованием своих музыкальных и композиторских навыков. Он знакомится с мастерами итальянской оперы, встречается с известными музыкантами того времени Ф. Мендельсоном, Ф. Шопеном, продолжает писать, берёт уроки у итальянских маэстро, посещает знаменитые театры, но главной идеей этого времени, полностью овладевшей Глинкой, становится идея создания русской национальной оперы. Глинка многому научился у мастеров итальянской оперы – Доницетти и Беллини, но мысль о создании именно русской оперы, правдивой и величественной, не покидает композитора.

Неожиданное известие о смерти отца заставляет Глинку принять решение вернуться домой. Здесь Глинка с большим воодушевлением принимается за написание различных тем для будущей оперы «Иван Сусанин». Сюжет, подсказанный композитору поэтом В. Жуковским, взят из истории русского народа – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, который завёл врага в непроходимый лес, тем самым обрекая на гибель, но погиб и сам. Через некоторое время было получено разрешение на постановку оперы на сцене Большого театра в Петербурге, но с условием отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу, посвятив её императору, поэтому вместо «Ивана Сусанина» она была названа «Жизнь за царя».
В 1836 году состоялась премьера оперы, она имела совершенный успех. Сам государь присутствовал на премьере и первым поблагодарил композитора за оперу, вручив ему царский подарок – перстень в 4000 рублей. Состоялось чествование Глинки, в котором участвовали А. Пушкин, В. Жуковский, артисты и друзья композитора.

● Звучит фортепианный ансамбль
«Танец» из оперы «Иван Сусанин»

После премьеры «Ивана Сусанина» Глинка был назначен капельмейстером придворной Певческой капеллы. Он взялся с энтузиазмом учить певчих чтению нот, работал над чистотой интонации. Весной 1838 года Михаил Иванович был послан на Украину для набора певчих. Там он имел возможность поближе познакомиться и вникнуть в музыку украинских песен. И даже сам попробовал написать несколько песен в стиле украинской музыки на стихи украинского поэта Виктора Забелы. Опыты оказались настолько удачными, что многие слушатели песен нередко принимали их за обработку народных народных мелодий. Мы послушаем одну песню в украинском стиле в переложении для флейты и фортепиано:

● Звучит «Гудэ витер»
(в переложении для флейты и фортепиано)

Набранные певчие были представлены императору, он самолично их экзаменовал, остался весьма доволен и распорядился выдать Глинке вознаграждение в 1500 рублей.
В это же время Глинка издаёт «Собрание музыкальных пьес» и пишет для своей сестры Елизаветы Ивановны, находившейся тогда с больным племянником в Петербурге, ноктюрн «Разлука». Это сочинение уже можно отнести к периоду полного расцвета творческого гения Глинки. Пьеса замечательна по яркой и оригинальной мелодии, по силе чувства, по зрелому мастерству и является практически лучшей фортепианной пьесой Глинки, относится к произведениям, имевшим основополагающее значение в развитии жанра русской фортепианной лирической миниатюры.

● Звучит ноктюрн «Разлука»

Одновременно с ноктюрном «Разлука» М. И. Глинка принимается и за другой ноктюрн – «Сожаление», но смерть горячо любимого 16-летнего брата Андрея не даёт ему закончить это сочинение. Позже, в 1840 году, Михаил Иванович использует тему этого ноктюрна в романсе « К Молли» или «Не требуй песен от певца» (на слова Н. Кукольника), вошедшего затем в цикл вокальных пьес «Прощание с Петербургом».

● Звучит романс «К Молли»
в переложении для скрипки, альта и фортепиано

В 1840 году, уже будучи женатым, Глинка знакомится с Екатериной Керн, к которой у него возникают пламенные поэтические чувства. Подобно А. Пушкину, вручившему своей возлюбленной, Анне Петровне Керн, свои лучшие стихи « Я помню чудное мгновенье», М. Глинка спустя 15 лет, посвящает свой лучший романс на эти стихи также своей возлюбленной – её дочери, Екатерине. В романсе идеально сливаются пленительные стихи выдающегося поэта и вдохновенная музыка выдающегося композитора. Мелодия чарует своей красотой, плавностью и гибкостью. Для стиля романса характерны стройность и завершённость формы.
Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

● Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

В 1840 году М. И. Глинка написал цикл из 12 романсов на слова своего близкого друга – поэта Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». В это время происходят постоянные семейные неурядицы, доводившие Глинку до полного отчаяния; единственным выходом из сложившейся ситуации он видит свой отъезд из Петербурга, поэтому цикл становится отражением всех переживаемых в тот момент настроений.
Одним из произведений, вошедших в этот цикл, является скромная, бесхитростная песенка народного склада «Жаворонок». Она звучит как воспоминание о родных просторах. Глинка с детства любил наблюдать за птицами, слушать их пение и часто устраивал дома целые вольеры с большим количеством пернатых. Подражанием птичьему щебетанию в фортепианном вступлении, улетающими вверх октавами в сопровождении он рождает настроение светлой грусти, задумчивости. Мелодия романса сразу стала очень популярна и часто звучала в быту русских людей.
Между небом и землёй Не видать певца полей!
Песня раздаётся Где поёт так громко
Неисходною струёй Над подруженькой своей
Громче, громче льётся. Жаворонок звонкий?

● Звучит романс «Жаворонок»
в переложении для скрипки и фортепиано

Планы отъезда за границу, предполагавшегося в 1840 году не осуществились. На одном из концертов, на котором были исполнены произведения композитора, государь отозвался о нём: «Глинка – великий мастер, жаль, если при одной его опере останемся!» И вот, задержавшись на родине, Михаил Иванович вплотную занялся сочинением второй своей оперы «Руслан и Людмила», идею которой ему подсказал драматург А. Шаховской. Но в отличие от «Ивана Сусанина» он пишет её по кусочкам, урывками, используя темы, сочинённые ранее в предыдущих заграничных поездках. Взяв сюжет из юношеской поэмы А. Пушкина, он тем самым как бы посвящал своё новое произведение памяти великого поэта. На сочинение оперы ушло около двух лет, и 1842 году состоялась её премьера. За постановку оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович получил 3000 рублей серебром. Оперу давали часто, и она имела успех. На одном из представлений присутствовал сам Ф. Лист, который высоко оценил талант Глинки.

● Звучит Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

III
В последние годы жизни Глинке всё-таки удалось ещё побывать за границей, и не один раз. Он посетил Францию, Испанию, о которых давно мечтал. Музеи, дворцы, театры, встречи со знаменитыми музыкантами, в частности, с Г. Берлиозом, при поддержке которого парижане имели возможность познакомиться с музыкой Глинки. В эти годы сочинено ещё немало интересных произведений, которые мы с Вами, возможно, услышим в других концертах; написаны автобиографические «Записки».
Но болезни всё чаще и чаще давали о себе знать, и зимой 1857 года композитора не стало. Он закончил свой жизненный путь вдали от Родины, будучи в Германии. Благодаря хлопотами сестры, Людмилы Ивановны, он был похоронен в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры. Но для музыки Глинки уже наступило бессмертие: она проникла в самые отдалённые уголки родного края, всё чаще и чаще звучала за рубежом, и остаётся живой и поныне. Ещё многие поколения музыкантов будут учиться у Глинки его совершенному мастерству, нравственной силе, скромной и чистой красоте.

Используемая литература:
1. М. Шорникова «Русская музыкальная классика»
2. В. Васина – Гроссман «М. И. Глинка»
3. М. И. Глинка «Записки»
4. Е. Канн – Новикова «К 100-летию М. И. Глинки»

Бычкова Н. О.
г. Балаково, 2014 год




Загрузка...
Top