Содержание изменений в духовной жизни советского общества. Электронный учебник по дисциплине «История»

Духовная жизнь в советском и российском обществах.

План

1. Этапы развития духовной жизни советского российского общества во второй половине ХХ века.

2. Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.

3. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

1. В отечественной культуре наступили новые времена.

Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник".

Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями:

В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"),

Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"),

Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"),

Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"),

А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).



Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

2. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.



"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

4. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Урок по теме: «Общественная и духовная жизнь Советского общества: от застоя к перестройке». 9 класс (история России)

Цель: показать двойственный характер культуры советского общества в период «застоя»

Задачи урока:

Сформировать представление о жизни людей в этот период

Показать идеологическое давление и сущность отношений между творческой интеллигенцией и руководителями страны

Осознать противоречия этого общества

Доказать необходимость перемен

План урока.

1.Кризис официальной идеологии.

2.Движение диссидентов.

3.Борьба с «Буржуазной культурой».

4.Развитие художественной культуры.

5.Система образования.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Определение цели, задач урока. Вступительное слово учителя (слайд 1-3).

II. Кризис официальной идеологии.

Зарождения кризисных явлений в 60-70-е г.г. отчетливо не были видны. Советская пропаганда в СМИ провозглашала преимущество «социалистического» строя над капиталистическим. Демонстрировались успехи, достижения социалистической системы (космос, ВПК, квартиры, путевки). Жизнь реально подтверждала эти факты. Со временем, разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен, и власти выдвинули новую концепцию - «дальнейшего совершенствования развитого социализма». Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии (слайд 4).

III. Движение диссидентов.

В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом (А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма (слайд 5)

Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г. диссиденты выступили в защиту А.Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г. возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю.Орловым. В 1975 г. капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой». За измену Родине он был расстрелян (слайд 6).

IV. Борьба с «Буржуазной культурой».

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния»

Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зарубежных авторов, отменялись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов (слайд 7). Люди как чуткий барометр реагировали на недостатки общественной жизни. Отсюда и появление множества анекдотов о той эпохе (приводятся анекдоты) и магазинов «Березка» - символа отражения противоречий.

V. Развитие художественной культуры.

Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины» - отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем (слайд 8). В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С.Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г. Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремоф, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Ле-бедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. (слайд 9). В то же время ряд деятелей культуры эммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицин, И.Бродский, А.Тарковский, М.Растропович, Г.Вишневская и т.д.

Советский балет, ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М.Лиепой, Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Году-нов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В.Атланотовым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б.Штоколовым. Архитектурные достижения были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. (слайд 10). Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю.Визбора, А.Городницкого, Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Люди по-разному реагировали на пороки общественной жизни. Чаще обсуждали в семье, реже – с друзьями. И совсем редко - в полный рост. Боялись! В.Высоцкий поднялся в полный рост. Вопрос к классу: Знаете ли вы В.Высоцкого? Рассказ ученика о поэте и певце. Зачитываем строки из его стихотворения «Песня о Земле» (приложение 1,2). Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э.Пьеха, Л.Лещенко, М.Кристалинская, М.Магомаев, В.Леонтьев, С.Ротару, Э. Хиль (слайд 11).

VI. Система образования.

А теперь мы с вами перенесемся в школу периода «застоя». Звучит песня «Чему учат в школе» (слайд12). В системе образование, как и в других сферах общественной жизни, существовал идеологический нажим. Отсутствие альтернативных учебников мешало развитию человека, способного свободно мыслить. Приводится пример наказа выпускнику. Тем, не менее власти по-своему пытаются развивать систему образования. В 1974 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн. специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г. не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. Вопросы к классу:

1. Каковы были цели школьного образования?

2. Смог ли человек в таких условиях самореализоваться?

3. Какой социальный заказ был тогда, и каков сегодня?

4. Что требуется от вас сегодня? Какими необходимо быть вам сегодня?

VII. Закрепление материала.

Учащиеся приводят доказательства двойственного характера советской культуры в период «застоя». Выполняем проверочный тест (слайд 13).

Домашнее задание: пар.45, анкета для родителей (прил.3).

Приложение №1 (к уроку: « Общественная и духовная жизнь Советского общества: от застоя к перестройке»).

Владимир Семенович Высоцкий – (1939-1980) – поэт, актер, автор и исполнитель песен собственного сочинения. Родился в Москве в семье военного. Детство прошло в Москве, Германии, где отец служил. На Большом каретном прошли годы его отрочества, здесь он учился в средней школе, здесь познал жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих будущих песен. Тяга к сочинительству у Высоцкого стала проявляться очень рано – еще в школе. Круг интересов него был широк: он читал историческую литературу, в 10 классе начал посещать драмкружок в Доме учителя. Поддавшись родительскому влиянию, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Сдав первую сессию – бросил. Поступил в школу-студию МХАТ. Так началось его творчество. Особое место занимает цикл талантливо стилизованных «блатных» песен (более 600 в сборнике «Нерв»). Много снимался в кино. Был актером Московского драмтеатра на Таганке. Трижды женат. Два сына пошли по его стопам. В 1970 г. женился на французской актрисе М. Влади, рассказавшей о Высоцком в книге «Владимир, или Прерванный полет» (1989).

Приложение №2.

« Песня о Земле»

Кто сказал: - Все сгорело дотла,

Больше в Землю не бросить семя?!

Кто сказал, что Земля умерла?

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпнуть моря.

Нет! – она почернела от горя.

Как разрезы траншеи легли,

И воронки, как раны, зияют.

Обгаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет.

Не записывай Землю в калеки!

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин.

Ведь Земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу!

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет! – она затаилась на время.

Приложение №3

Анкета для родителей.

1. Где и кем работали (учились) ваши родители в 70-80- гг.? Каких успехов достигли?

2. В каких условиях жили ваши семьи в эти годы?

3. Как проходил урок истории? Чем он отличался от современного?

4. Были ваши родители комсомольцами? Чем они мотивировали этот шаг?

5. Каково было отношение ваших родителей к Л.И.Брежневу как к политическому деятелю? Какие анекдоты ходили о нем?

6. Какие телепередачи, фильмы, эстрадные программы, артисты были популярны?


После нескольких десятилетий духовного голода, для многих граждан России его открытость оказалась неожиданной. Они были не готовы критически воспринять огромный массив информации, которая внезапно стала доступной. В итоге в начале 1990-х гг. возник интерес к зарубежным геополитическим, националистическим, социально-экономическим идеям.

С отменой в России цензуры страна стала частью мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. Благодаря кинопрокату и телевидению россияне смогли ознакомиться с продукцией зарубежных «фабрик грёз» - боевиками, триллерами, многосерийными мелодрамами, творчеством музыкальных коллективов. Появилась возможность пользоваться всем комплексом услуг глобальной информационной сети, Интернет.

Возникли негосударственные издательства. В условиях отсутствия цензурных ограничений читатели получили доступ к трудам зарубежных философов, политологов, социологов, мемуарам политических деятелей. Значительной популярностью стала пользоваться мистическая, оккультная, эротическая литература.

В сложной экономической ситуации начала 1990-х гг. возможности государственной поддержки творческих союзов, театров, отечественных киностудий, многих направлений науки и спорта сократились. Это вызвало недовольство ряда представителей творческой интеллигенции. В то же время многие деятели российской театральной, художественной, музыкальной элиты заключали контракты на работу за рубежом.

Положение начало меняться в конце 1990-х гг. Государство стало выделять больше бюджетных средств на развитие отечественной культуры и спорта. Российский бизнес спонсировал художественные проекты.

В живописи и скульптуре большую известность завоевал З.К.Церетели, автор многих композиций в Москве и за рубежом. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает И.С.Глазунов, основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Широкого признания добились скульптор и художник М.М.Шемякин, портретист А.М.Шилов и др. Всемирную известность получили российские музыканты - пианист Н.А.Петров, альтист Ю.А.Башмет, скрипач и дирижер В.Т.Спиваков и др.

Российское киноискусство достигло немалых успехов. Фильмы Н.С.Михалкова «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» с их новым осмыслением получили высокую оценку зрителей.

В 2004 - 2007 гг. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы, в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты (блокбастеры). «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» имели огромный кассовый успех.

Широкое распространение получил жанр детектива. Некоторые произведения, созданные в жанре детектива, легли в основу многочисленных телевизионных сериалов.

Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины 20 века.

План

Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах.

Контрольные вопросы.

Список литературы.

Правящая партия пыталась сохранить тотальный контроль над сферой духовной жизни, пытаясь запрещать административно-командными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны социалистического реализма. Однако снос бульдозерами самодеятельных выставок отечественных художников-авангардистов, глушение зарубежных радиопередач не могли перекрыть все каналы ознакомления граждан СССР с тенденциями развития мировой культуры. С разоблачением преступлений сталинизма Н.С. Хрущевым на XX съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на запреты, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее облик тоталитаризма. Роман Б.Л. Пастернака (1890-1960) «Доктор Живаго», за который его исключили из Союза писателей, был переведен на 16 языков мира. Б.Л. Пастернак получил Нобелевскую премию. Лишь в 1987 г., посмертно, его восстановили в Союзе писателей. А.И. Солженицыну, офицеру, прошедшему войну и сталинские лагеря, удалось издать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он также был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю сталинских лагерей, показал истоки советского тоталитаризма, в СССР изданы не были, сам Солженицын вынужден был эмигрировать. Такая же участь - публичное осуждение или изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений - ждала и многих других писателей и поэтов, в стиле критического реализма или аллегории рассматривавших советскую действительность. Многие советские классики социалистического реализма, имеющие официальное признание, писали в стол, выражая свое подлинное отношение к правящей бюрократии. Неизданные или изданные за рубежом работы доходили до читателей, передавались из рук в руки, что влияло на духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы, возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений.

С установлением в России демократического режима политическая цензура была отменена, страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. При этом в среде российской творческой элиты, как до нее и у многих интеллектуалов в других странах, стало расти недовольство ее засильем. Это способно стимулировать подъем национальной духовной жизни, что, бесспорно, обогатит и мировую культуру.

Вопросы:

1. Как вы понимаете термин «массовая культура»? Какие факторы послевоенного развития общества породили феномен массовой культуры?

Литература:

1. Эрроу К.Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности.

2. Сурков В. Национализация будущего // Суверенная демократия. От идеи - к доктрине. М.: Европа, 2007. С. 27-44.

30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.

В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения. При этом утвердившийся в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного образования и воспитания, ибо педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной миссии создания «нового человека».

В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 - 1937 гг. в открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине , в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.

Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.


Наука в тисках идеологии.

Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом - методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак не могли уложиться в прокрустово ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.
Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Самое пристальное внимание он уделял истории , ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Сталину момент: Иван Грозный - чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I - чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский - в период обострения советско-германских отношений и др.

Появляется новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих в СССР, - история партии. В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.

Успехи советской науки.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре . Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.

В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк).

В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.
Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.


«Нам песня строить и жить помогает».

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует, например, критика в печати оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества - песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы - И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.


Изобразительное искусство. Архитектура.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Закончилось время поиска новых форм, сосуществования различных художественных стилей. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картине», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлась не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа, хотя в этой области творили такие талантливые художники, как П. Кончалов-ский, А. Лентулов, М. Сарьян.

Ведущими теперь стали иные художники. Среди них главное место занимает Б. Иогансон. Его картины «Рабфак идет (Вузовцы)», «Допрос коммунистов» и др. стали классикой соцреализма. Много работают А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», М Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Официально при iiiainii.ie художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х i г. Подобные настроения характерны для талантливой картины Ю. Пименова «Новая Москва».

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны , ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.

Рубежным событием в становлении советской монументальной скульптуры стало участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937 i Здание советского павильона, построенного по проекту Б. Иофана, венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», воплотившая идеал целой эпохи.

Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах" Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены.

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

Литература. Театр.

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. Но тем не менее даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, создавшими значительные произведения. В 1931 г. окончательно вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил свой роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр 1» и другие произведения. М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита» (правда, тогда не опубликованную). А ведь были еще книги Л. Леонова, А. Платонова, П. Бажова, К. Паустовского и многих других писателей; стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература - книги К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С.-Михалкова, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Бианки, Л. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы драматургов Н. Погодина («Человек с ружьем»), А. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров были включены пьесы М. Горького «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.

огласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение - О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.

Приметы времени.

Советский народ в 30-е гг. жил как бы в нескольких измерениях. Не-многочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон - с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана - смотрел великий вождь, мудрый Сталин.

Материализовавшимися символами величия сталинского государства стали Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций Московского метро, гостиница «Москва», Крымский мост через Москву-реку и грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Это парадное государственное великолепие уживалось с очень скромными жизненными благами большинства населения страны. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне судебных процессов над «врагами народа». В каждую семью в любой момент могла постучаться беда. Тихий звук тормозов па ночной улице, настойчивый стук в дверь заставляли людей сжиматься в страхе. Жуткая атмосфера ночных арестов витала над страной.

Таким образом, развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения.

Документы

О социалистическом реализме. Из письма А. В. Луначарского в оргкомитет Союза Советских писателей Февраль 1933 г.

Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социа-лизм - а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом - вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что это правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша. Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда - она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда - это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник, фальсификатор...

Из книги Н. К. Черкасова «Записки актёра»

Говоря о государственной деятельности Ивана Грозного, т. Сталин заметил, что Иван IV (Грозный) был великим и мудрым правителем, который ограждал страну от проникновения иностранного влияния и стремился объединить Россию. В частности, говоря о прогрессив-ной деятельности Грозного, т. И. В. Сталин подчеркнул, что Иван IV впервые в России ввел монополию внешней торговли, добавив, что после него это сделал только Ленин. И. В. Ста-лин также отметил прогрессивную роль опричнины, сказав, что Малюта Скуратов был круп-ным русским военачальником...

Коснувшись ошибок Ивана Грозного, И. В. Сталин отметил, что одни из его ошибок состояли в том, что он не сумел ликвидировать пять оставшихся крупных феодальных семейств, не довел до конца борьбу с феодалами, если бы он это сделал, то на Руси не было Смутного времени... Грозный ликвидирует одно семейство... а потом целый год кается и замаливает «грех», тогда как ему нужно было действовать еще решительнее.



Загрузка...
Top