Сова виталий бианки краткое содержание. Дружно не грузно, а врозь хоть брось

Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик - и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер, не стало хорошего корму и все меньше стала доиться Корова. И вот уже нечем Старику забелить чай.

Нос у каждой птицы свой, хорошо приспособлен для ее жизни. И трудно решить, чей же нос лучше («Чей нос лучше?»).

Что ни сказка - то новая страница из многолистной писательской энциклопедии, в которой охвачены все месяцы года, все следующие чередом изменения в природе.

Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе.

А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество, - глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек, - назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.

Источники:

  • Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1982.- 687 с.
  • Аннотация: В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX вв.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение);
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее .
Читаем быстро .

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.

О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

11. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

Объясните её значение.

Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд №7)

14. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

16. Подведение итогов.

Над каким произведением работали?

Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

А как вы, дети, можете помочь природе?

17. Оценка за работу на уроке.

18. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
  2. Чтение по ролям.
  3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

19. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/
  2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

Главные герои сказки Бианки «Сова» — Старик и Сова. Старик сидел и пил чай с молоком. Когда мимо него пролетала Сова, она поздоровалась и назвала Старика другом. Старик сердито ответил, что Сова ему не друг.

Тогда Сова обиделась и сказала, что больше не будет прилетать на луг Старика, где растет клевер, и не будет там ловить мышей. Старик Сову слушать не стал и прогнал ее прочь.

Сова перестала летать на его луг, и мыши осмелели. Они стали разорять гнезда шмелей, и шмели улетели с этого луга. Некому стало опылять клевер, и он не уродился.

Без клевера корова Старика стала давать мало молока. А вскоре молоко у коровы и вовсе пропало. Не с чем стало Старику чай пить и пришлось ему идти к Сове мириться. Сова простила Старика и стала вновь летать на луг, охотиться на мышей.

Шмели вернулись, стали опылять клевер как раньше, а от клевера и у коровы молоко появилось. Старик снова стал с молоком чай пить и Сову теперь в гости приглашает.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Бианки «Сова» заключается в том, что не следует пренебрежительно относиться к тем, кто нас окружает. Возможно, от кого-то из них зависит и наше благополучие. Старик прогнал Сову и остался, в итоге, без молока.

Сказка Бианки «Сова» учит быть дружелюбным и приветливым.

Какие пословицы подходят к сказке «Сова»?

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Тема: «В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

Задачи:

Предметные:

1) познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;

2) дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;

Метапредметные:

4) закрепить библиографические знания;

5) развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;

6) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

7) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

Личностные:

8) развитие интереса к чтению;

9) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение );
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки для словарной работы и с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл ).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы изучаем?

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6)

Выполнение задания 7 на с. 145

Кто такой музыкант? Посмотрели ли вы в энциклопедии?

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. А также вообще человек, занимающийся такой игрой.

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

  • Всю ночь летает - мышей добывает,
  • а станет светло - спать летит в дупло. (Картина на доске )

А что вы знаете об этой птице?

(Сообщение ученика).

Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

ΙV. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

  • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Узнаем…….

Научимся….

V. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Смысловое прогнозирование .

О чем, по-вашему, это произведение?

Проверим наши предположения.

VΙ. Первичное знакомство с текстом.

1) Чтение текста учителем и учащимися.

Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

2) Словарная работа.

Как можно заменить слова и выражения? (Работа в парах с карточками )

Утекает

убегает.

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

прятаться, таиться.

Раздолье

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Чай белить

добавлять молоко в чай.

Пойло

питательное питьё для скота.

Проверка.

Физминутка для глаз (Слайд 4)

VΙΙ. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса.

К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью сигнальных кругов. (На партах у детей сигнальные круги литературных жанров ). (Слайд 5)

На доске:

Почему вы так решили?

К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

VΙΙΙ. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл ).

Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (
Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (
Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит,
(Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (
Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

ΙX. Работа над усвоением смысла прочитанного.

1. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Назовите главных героев. (Картинки с изображением героев помещаются на доске)

Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся. ) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах . Проверка по слайду. (Слайд № 6)

2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой . Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

X. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание (Слайд 8):

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору по плану.

2. Чтение по ролям

XΙ. Рефлексия.

Закончите предложения (Слайд 9):

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

XΙΙ. Подведение итогов.

Над каким произведением работали?

Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

А как вы, дети, можете помочь природе?

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2015 г.

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова.

Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:

Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Отзывы о сказке

    Спасибо за сказку, мне очень нравится сказка «Виталий Бианки—Сова»



Загрузка...
Top