День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство. Декоративно прикладное искусство в современном детском саду

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.

В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная - такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.

Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.

Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая - «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов - красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.

К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две - для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, подкладки размером 25x35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.

В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.

Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 - круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.

К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки, иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров.

Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.

В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.

Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.

В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти - № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 - для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры - на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.

Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.

1. Исторические закономерности развития декоративного творчества. 3

2. Задачи по знакомству в детском саду. 11

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству. 14

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством. 16

5. Практическая часть. 19


1. Исторические закономерности развития декоративного творчества

Декоративное искусство прошло огромный путь развития - от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения в Х - XI веках, книгопечатания в XIV - XV веках, садово-паркового дела в XVI - XVII веках и т. д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII - XVIII веках возникает европейское производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и результате прогресса в металлургии и металлообработке жанр станковой художественной чеканки, ныне получившей весьма широкое распространение наряду с новым ее жанром - монументальным, вышедшим на улицу.

Характерно, что вскоре после появления первых электрических приборов освещения предпринимаются попытки использовать их для вечерней иллюминации города («русский свет» в Париже на Эйфелевой башне). Сегодня благодаря простоте и безопасности устройства сложных систем электрической иллюминации декоративная театрализация пространства и действий с помощью света, применявшаяся уже в древности с использованием факелов (например, факельные шествия), получила грандиозный размах.

На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий и др.

Особенностью развития декоративного искусства, связанной со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению обстановки жизни, является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них на время, иногда значительное, как бы забывались.

Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.

Другой срез в развитии декоративного искусства - смена художественных стилей.

В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства.

Третий срез исторического развития декоративного искусства - темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.

В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей. Правда, распространение в Европе в VI - Х веках христианства привело к определенной нивелировке местных тематических особенностей декоративного творчества, к интернационализации тем и мотивов. Все же некоторые специфические национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве, вплетаясь в композиции общеевропейского типа.

Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.

Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур, силуэта и в других композиционных качествах произведений.

О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи. Наглядное представление о красочности древних хором дают миниатюры Остроумова евангелия. В Изборнике Святослава 1073 года содержатся изображения расписных фасадов зданий.

Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастера множества профессий, в том числе художественных и отделочных.

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К XVI - XVII векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке.

Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся па Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий.

Народное прикладное искусство зачастую впитывает в себя те или иные достижения в творчестве профессиональных мастеров. Известна, в частности, роль живописцев конца XIX - начала XX века в деятельности подмосковных и Смоленских художественных промыслов, в возрождении вятской игрушки, в развитии мелкой костяной пластики.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевском посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Рородце. Довольно давно применяется также техника инкрустирования древесины металлом, цветными камнями, ракушечным перламутром, «черепахой», а также техника интарсии - набора картинок или орнамента на поверхности предметов и досок из разнотонных кусочков древесины разных пород, в том числе ценных привозных.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы - в Костроме, Кинешме, в Ивановской области. Почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений (в Прибалтике и на юге - камыш, на Кавказе - бамбук).

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать. В зависимости от ресурсов сырья и топлива появилась специализация: гончарные изделия производятся в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове и др., майолика - в Гжели, Косове и др., фаянс и фарфор - на Верхней Волге.

Украшение одежды - один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.). Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание.

Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами. На Севере ковры делались из шкур, в Казахстане и в горном Кавказе - валяные.

У оседлых земледельческих народов Средней Азии, Украины и других высокого совершенства достигает многодельный тканый ковер, вырабатываемый вручную на больших станках.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили (в Прибалтике), часто подкрашивая тисненый орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия в Жостове расписывались. Из металла изготовлялся довольно большой круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны (Холмогоры, Тобольск, Якутия) видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари. При раскопках древнего Новгорода также было найдено много костяных изделий, среди которых и шахматные фигуры. Южнее, например, под Москвой в Хотькове, но особенно в горных районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана и др.) до сих пор существует промысел обработки рога.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира. Польский писатель Я. Маховский в книге «История морского пиратства» писал, что флибустьеры, корсары, каперы специально охотились за кораблями, которые шли из Прибалтики в Египет с грузом янтаря. В Паланге во дворце Тышкевичей в настоящее время создан музей янтаря.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный и др.).

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться на базе иконописания и лакокрасочного промысла замечательная лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Это один из примеров сравнительно недавнего появления нового жанра в народном декоративно-прикладном творчестве. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье (копилки в виде кошечек, статуэтки), лубочные картинки и др. Следует отметить также такие, видимо, древние виды художественных промыслов, как роспись яиц (Украина, юг России) и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников (Тула, Москва и др.).

Вообще разнообразие промыслен необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Сегодня порой можно видеть на рынке, например, сравнительно немного обработанные (без сюжета) наплывы на стволах деревьев, интересные и что-то напоминающие корни растений и т. п. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной. Наша страна богата художественными дарованиями. Только в Российской Федерации ныне работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди них видные художники, как Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Н. Зиновьев, кружевница Н. Васильева, народные и заслуженные художники РСФСР палешанин Б. Ермолаев, мастер хохломской живописи О. Лушина, кубачинец Р. Алиханов и многие другие. За последние несколько лет более 30 художников народных промыслов стали лауреатами премий имени И.Е. Репина. В разных городах страны организуются выставки народного творчества.

Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе и детским дошкольным учреждениям, плодотворно работающим в ней художникам-преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций.


Искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к...

Педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении. 2.3 Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и...

Лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых школьников. 3.2 Методическая программа уроков по художественной обработке бересты. 3.2.1 Пояснения. За основу методической программы по художественной обработке бересты, взята...

Любую информацию. 2.2 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов». Учащиеся 5 ...

Изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение, эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение декоративно-прикладного искусства в ДОУ

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются чувство вкуса, интерес к искусству, умение наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно - эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.
В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников можно использовать декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.
Организация непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной тематике строится в два этапа:

  • Знакомство с народным промыслом
  • Обучение приемам лепки и рисования
  • Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Для родителей проводится различное анкетирование с целью выявления уровня знаний о декоративно – прикладном искусстве, как они приобщают к нему своих детей. Выяснить желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно – прикладное искусство в ДОУ. Для детей подбирается познавательная литература о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством.
    Обучение детей начинаем с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.
    Дымковская игрушка поражает детей своей колоритностью, ни с чем несравнимой красотой, самобытностью исполнения. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к вятской игрушке, вызывают желание самим научиться лепить и расписывать глиняные изделия.
    При знакомстве детей с дымковской игрушкой ставим перед собой следующие задачи:
  • Познакомить с дымковской игрушкой и сформировать любознательность к этому виду народного творчества.
  • Создать необходимые условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству через лепку и расписывание дымковской игрушки.
  • Сформировать знания об элементах дымковской росписи и их символике, находящей отражение в окружающей природе.
  • Развить у детей эстетический вкус, формирование самостоятельности и творческих способностей.
  • Осуществлять патриотическое воспитание через изучение национального наследия.

Для решения этих задач, используем следующие методические приемы:

  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Дидактические игры.
  • Обучение в форме непосредственно – образовательной деятельности.
  • Работа с родителями.

В начале непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с дымковской игрушкой, рассматривают изделия, красочные иллюстрации. Дети с огромным интересом слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании дымковских игрушек с детьми, обращаем внимание на особенности дымковской росписи, на умение выражать свои впечатления от восприятия этих игрушек, подчеркнуть яркость и разнообразие цветов дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Таким образом, достигается цель – приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи. Ребята учатся рисовать некоторые элементы данной росписи: прямую линию (держа кисть вертикально от листа бумаги) и точку (тычком).
Это вызывает интерес к дымковской игрушке и чувство радости от первых эскизов.
В дальнейшей непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с новыми элементами – волнистая линия, круги, клетки, зерновидные формы а также закрепляют цветовую гамму. Перед тем, как начать рисовать элементы росписи на бумаге, мы их прорисовываем в воздухе.
Не все дети справляются с заданиями. Поэтому я провожу индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры, такие как: «Обведи элемент» - цель, которой обучить технике рисования новых элементов, «Обведи и раскрась», эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую использовали дымковские мастера. Во время проведения индивидуальной работы учитываю возможности и способности каждого ребенка.
Когда знакомлю детей с тем или иным элементом обращаю внимание на специфичность каждого узора, каждой детали, и тогда дети начинают рисовать отдельные элементы все более уверенно.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся самостоятельно подбирать и сочетать цвета друг с другом.
Так постепенно развиваются их творческие способности. После того как технические навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.
Дидактическая игра «Картинки – близнецы»
Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Дидактическая игра «Декоративная мозаика»
Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Задачи: закреплять знания детей о «дымке», учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Дидактическая игра «Найди аналогичный узор на готовом изделии»
Задачи: учить сравнивать картинки с отдельными дымковскими узорами и готовые глиняные игрушки, находить одинаковые элементы, развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно без моей помощи учатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию подбирают элементы росписи и цветовую гамму.
На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, приглашала их на открытые занятия с целью показать родителям успехи их детей в освоении лепки и росписи дымковской игрушки. В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков у детей средней группы
по народному декоративно-прикладному искусству. Дымковская игрушка.
Основные критерии:
1. Цвет:

  • Знает цветовую гамму для дымковской росписи;
  • Знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
  • Не знает цветовую гамму.

2. Форма:

  • Рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передает точно;
  • Рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
  • Рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются;

(простые элементы: точка-горошина, прямая линия, круг; сложные элементы: клеточка, дуга, волнистая линия, зерновидные формы).


3. Умение работать кончиком кисти:

  • Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
  • Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
  • Не умеет работать кончиком кисти.

4. Композиция:

  • Ребенок украшает полностью всю глиняную заготовку, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;
  • Ребенок украшает лишь переднюю часть фигуры;
  • Скученное изображение, сгруппированное в одной из частей фигуры.

5. Уровень самостоятельности выполнения работы:

  • Самостоятельно выполняет работу, дополняя изображение подходящими элементами;
  • Необходима небольшая помощь воспитателя;
  • Не может выполнить работу.

Высокий уровень.


Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму для дымковской росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит и украшает полностью всю фигуру; используя простые и сложные элементы дымковской росписи; может самостоятельно выполнить работу, дополнить изображение подходящими элементами.


Выше среднего.


Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.


Средний уровень.


Проявляет слабый интерес к дымковской игрушке, называет не все цвета дымковской росписи (не менее 5), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; украшает часть плоскостного силуэта, создает скученное изображение. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.


Низкий уровень.


Не проявляет интереса к дымковской игрушке, не знает цветовую гамму для дымковской игрушки (может назвать 2-3 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.

Я назвала свой проект «Цветное чудо», потому что на глазах детей действительно рождается чудо. Из бесформенной, нелепой глиняной массы, имеющей специфический цвет и даже запах, мы, подобно древним мастерам, создаём прекрасную игрушку, жизнерадостную по колориту, живую и динамическую по рисунку, пленяющую и очаровывающую детей, отвечающую их эстетическим чувствам.

В результате непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию, рассматривание иллюстраций, изделий дымковских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этой игрушке, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы дымковской росписи. Всё это будет способствовать развитию их творческих способностей. Непосредственно – образовательная деятельность и дидактические игры по дымковской росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Так как мы живём в России, детей необходимо знакомить с народным искусством русского народа.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей.
Прекрасные образцы дымковского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества русского народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви и т.д.
В мотивах и узорах различных бытовых изделий отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала.
Дальнейшее изучение декоративно – прикладного искусства в старшей и подготовительной группе позволит детям выработать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие у детей интереса к изобразительной деятельности с включением элементов дымковского орнамента и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий. Дети закрепляют способы рисования дымковских узоров: круги различного диаметра, зерновидные формы, клетки, полоски, волнообразные мотивы. Ребята знакомятся с правилами симметричного расположения элементов в узоре на глиняных заготовках.

Для индивидуальной работы можно использовать следующие дидактические игры:
«Найди лишний орнамент», цель игры: закрепить знания детей элементов дымковского орнамента, по силуэту узнавать, называть, описывать внешний вид и характерные признаки, по которым его определили.
«Составь узор из частей» , цель: научить детей действиям синтеза, умению выделять части и составлять целое, закрепит знания элементов дымковского орнамента, развивать творчество и воображение.
«Дорисуй нужный элемент» , цель: закрепить знания детей о принципах построения симметричных элементов, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
«Найди дымковскую игрушку на картинке» , цель: закрепить знания детей о дымковских игрушках (барыня, козлик, конь с седоком, карусель и другие).

«Что символизируют цвета в дымковских игрушках?» , цель: закрепить знания детей о символике цветов дымковских узоров и учить связывать их с природой.

Эти игры способствуют развитию интереса к национальной культуре, придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся сочетать различные виды дымковских узоров. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается лексикон дошкольников.


В подготовительной к школе группе у детей необходимо воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дошкольники учатся самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства росписи дымковского орнамента. Развивается декоративное творчество детей на основе усвоения русского народно - прикладного искусства. Дети составляют более сложные узоры на бумажных и глиняных заготовках на основе наглядных образцов дымковской игрушки.

В процессе приобщения детей средней группы к декоративно – прикладному искусству, я пришла к следующим выводам:

  • Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.
  • Дошкольник учится анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».
  • В процессе углубленного изучения народно-прикладного творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки, его символичном значении, связи с окружающей природой.
  • Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию: глиняные игрушки похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
  • Многие элементы орнамента рисуют не только кистями, но и целым набором специальных деревянных палочек – тычков. Мы с ребятами экспериментировали используя вместо них ватные палочки, как один из способов нетрадиционного рисования.

Таким образом, можно заключить, что изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение, эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.

Выполнила: воспитатель Ступникова Ю. А. .

Сценарий

занятия по рисованию в средне-старшей группе.

Тема «Роспись дымковских игрушек».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. У детей старшей группы закреплять умение украшать объемную форму в определенной последовательности, начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие. Детей средней группы учить располагать простые элементы узора на объемной форме, самостоятельно создавая композицию. Закреплять умение рассматривать узоры на дымковских игрушках, выделяя элементы, сочетание цветов. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Воспитывать интерес к дымковской игрушке, видеть ее своеобразие, уважение к труду народных мастеров.

Материал: 1. Гуашь. Кисточки, подставки под кисточки, салфетки, дощечки под игрушки, глиняные игрушки, листочки для пробных мазков (старшая группа);

2. подставки под яйца, яйца, гуашь, салфетки, кисточка (средняя группа)

Ход занятия.

Ребятки, встаньте вокруг стола. Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Подумайте, и скажите про какую игрушку это стихотворение? (Дымковскую)

(Воспитатель снимает покрывало, на столе стоят дымковские игрушки)

В: Ребятки, к нам в гости пришли игрушки. Какие это игрушки? Валерия со своей мамой провели исследовательскую работу, что они выяснили, мы сейчас послушаем.

Пебёнок:- Дымковскую игрушку изготавливают в селе Дымково

«Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо - сказки,

И лепили там из глины, все игрушки непростые,

А волшебно – расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, черточки, полоски –

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

В: Молодец. А расписывались игрушки вручную дымковскими мастерами, краски для росписи брали яркие, сочные.

А сейчас, ребятки, подойдите к этому столу. Перед нами «Птичий двор». Кого вы видите? (индюк, гусь, петушок, курочки) Какой росписью расписаны игрушки? (Дымковской).

Ребятки, угадайте загадку

«Ищут зернышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздается ко-ко-ко». (курица).

Давайте ее рассмотрим. Как мы рисуем глаза у дымковских игрушек? (черт очка, точка). Какой узор на груди у курочки? (булочки). На туловище у курочки есть два крыла. Какими элементами узора расписаны крылья? (булочки, волнистые линии, точки). Самая красивая часть дымковских птиц – это хвост. Какими элементами узора расписан хвост? Сначала рисуем крупные элементы, а затем мелкие элементы узора.

Ребятки, посмотрите, что случилось с курочками, где они растеряли свой красивый наряд? Какие они грустные. Давайте поможем птицам. Дети старшей группы станут сейчас дымковскими мастерами и мастерицами, и распишут наших курочек. Аккуратно берите курочек, занимай те свои место и приступайте к работе.

Дети, средней группы, сели правильно, слушаем меня внимательно.

Как называется христианский праздник, когда мамы, бабушки, все люди красят яйца, христосываются, ходят друг к другу в гости? Совсем недавно 15 апреля был праздник «Пасха». На этот праздник принято красить яйца, которые называются писанками. Есть такое поверье:- «Если писанку хранить целый год, то из дома уходит все плохое и злое».

Посмотрите, у вас на столах стоят яйца, из них мы будем сегодня делать писанки, расписывать. Подумайте и скажите, какими узорами мы будем украшать яйца, если их снесла дымковская курочка (Дымковским узором)Дети, посмотрите у меня на столе стоят писанки. Давайте их рассмотрим. Какими элементами узора расписано это яйцо (способом примакивания) -булочки, точки. Именно этим узором мы будем расписывать с вами писанку. Посмотрите, как я буду это делать: яйцо стоит на подставке, его лучше не доставать, а вращать, поворачивая за подставку (можно пригласить детей встать вокруг стола воспитателя). Набираю на кисточку яркую краску, кисточку держим правильно за железный наконечник, в правой руке. Начинаю узор вырисовывать в верхней части яйца, примакиваю и убираю кисточку. Поворачивая подставку, у нас получается узор по кругу. Набираю другую краску, рисую булочки (примакиванием) в хаотичном порядке, по всему яйцу. Между булочками можно разместитьточки,кончиком кисти. Краски используйте яркие: зеленую и оранжевую, красную и желтую, синюю. Вот, такая писанка получается. Приступаем к работе.(включаем музыкальное сопровождение).

В это время, если старшие дети окончили свою работу, выставляют курочек на «Птичий двор». Подводим итог занятия.

Какие красивые дымковские курочки у вас получились. Чья работа самая аккуратная? Какие элементы использовал Костя? Посмотрите, как курочки повеселели.

Дети средней группы заканчивают свою работу, устанавливают на подставку.

Ребятки, какие слова – прилагательные можно подобрать, чтобы описать дымковские игрушки?

- (красивые, расписные, волшебные, яркие, сочные, красочные, нарядные).

Очень много можно подобрать добрых слов о творчестве русских мастеров:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.


Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Программа МАДОУ д/с № 439 разработана на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с использованием примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.). Одной из отличительных особенностей Программы является нравственное воспитание и поддержка традиционных ценностей. Программа дает широкие возможности для варьирования содержания.

Одной из задач Программы «От рождения до школы» является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время современные ребята мало знают о декоративно-прикладном искусстве. У дошкольников слабо развит интерес к изучению истории народных игрушек, они мало знают о народных мастерах и особенностях росписей, как следствие наблюдается бедный словарь по теме «Декоративно-прикладное искусство».

Я считаю, что обращение к народному искусству должно занять прочное место в работе современного педагога. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Декоративно-прикладное искусство позволяет знакомить детей с народными традициями и обычаями народов России, расширяет представление ребят о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны), развивает интерес к искусству родного края (Урало-сибирская роспись), а также любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Существует много основных видов декоративно-прикладного искусства, но самым доступным и интересным для старших дошкольников, по моему мнению, является роспись деревянного изделия (разделочные доски, ложки, лопаточки, подставки под горячее и т.д.).

Возможно, многие считают, что подобное приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, в частности роспись деревянного изделия целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что, помимо красоты, это полезное во всех отношениях искусство. В процессе работы у детей развивается художественный вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, у него развивается мелкая моторика и точность движений, что актуально для дошкольников. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Расписанное своими руками изделие ценится больше, чем купленное в магазине, способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе.

Исходя из огромной важности декоративно-прикладного искусства для детского развития, мною разработан цикл занятий по ознакомлению дошкольников с разными росписями.


Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся в подгруппах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с объемным материалом. Дети знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства: с русской матрешкой, дымковской, хохломской, гжельской, филимоновской, городецкой, урало-сибирской росписью. По окончанию тематической недели оформляется выставка изделий, как итог работы. Дети с удовольствием делятся своими знаниями о декоративно-прикладном искусстве с родителями. А также дети с большой радостью дарят свои изделия родными близким людям.

Консультация

Декоративно-прикладное творчество в ДОУ.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Важны занятия по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка . Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими и процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи. В связи с этим в начале стоит задача найти пути оптимизации деятельности. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников. Декоративно-прикладное искусство рассматривается как часть системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Ведущая цель - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка. Ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий: - системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования; - системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей; - разнообразие методов, приемов педагогического руководства, учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Примерные формы эстетического познания детей

Примерные виды декоративной работы

1. Ознакомление с цветочным узором в изделиях мастеров современного Городца и Полховского Майдана. 2. Понятие узор, ритм. 3. Простейшие приемы народной кистевой росписи (ягодка приемом тычка; листок приемом прикладывания кисти; декоративный цветок "розан"). 4. Интерпретация приемов.

Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе (для украшения спинки детского стульчика, оконного наличника сказочного домика, орнаментированной полосы-фриза для украшения комнаты и т. д.).

1. Ознакомление с русской матрешкой, с русской деревянной и глиняной игрушкой. 2. Элементарные понятия единства практического назначения, конструкции и узора (орнаментальной композиции). 3. Элементарные понятия о создании декоративного изображения на основе переработки и обобщения объектов действительности. 4. Простейшие приемы народной кистевой росписи. 5. Интерпретация приемов.

Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам.

1. Ознакомление с сюжетно-декоративной росписью в бытовых изделиях мастеров Севера, в лаковой миниатюре Палеха. 2. Эстетическая, оценка явлений действительности в декоративном образе. 3. Приемы народной росписи, значение силуэта как средства декоративной композиции.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски, роспись памятного кубка, роспись сувенирной коробочки для русского пряника и т. д.

1. Знакомство с произведениями мастеров народной керамики Гжели,.

2. Понятие о связи практического назначения керамических изделий с изобразительными элементами в облике художественной вещи в целом. 3. Дальнейшее представление о создании декоративного образа на основе переработки форм реальных животных и птиц.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для фонтана в детском парке и т. д.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью. 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа. 3. Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов); - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.

Примерное распределение материала по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством по программе «Изобразительная деятельность в детском саду».

Вторая младшая группа. Во второй младшей группе начинают формировать интерес к изобразительному искусству. Детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской, матрёшке). Рассматривание организуется так, чтобы ребёнок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. У детей 4-ого года жизни предусмотрено 1-но занятие рисованием в неделю. В «Методических рекомендациях» к программе не выделено конкретное число специальных занятий по декоративному искусству в данной возрастной группе, но проходя программный материал с детьми, мы учим рассматривать и рисовать элементы народного узора: кольцо («Укрась кукле платье»), круги разного размера («Тарелка для Зайчика»), листочки (рисуем способом примакивания) и в конце учебного года рисуем узор «клетка» («Платочек для Матрёшки»). Учим рисовать ритмичный узор, располагать узор внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента. К концу года дети могут: - проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства, игрушек; радоваться созданным ими работам; - знать названия народных игрушек (матрёшка, дымковская игрушка).

Средняя группа. В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрены занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией . В течение года на декоративное рисование выделяют 8 – 10 занятий (остальные 30 занятий отводятся на освоение предметного и сюжетного рисования, а также на создание рисунков по замыслу детей).С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда). При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи : - формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; - учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора. Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия. Например, дошкольники расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги. Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек. В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Кроме того, при изображении предметов целесообразно иногда предлагать детям украсить их (платье, фартук кукле); нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу. Ориентируясь на умения, которые дошкольники приобрели раньше на занятиях по рисованию. Некоторые воспитатели, готовясь к занятию по декоративному рисованию, рисуют образцы и требуют точного их воспроизведения, считая, что скопировав образец, ребёнок научится составлять узоры на предметах разной формы. Однако это не так. Привыкая точно выполнять лишь показанный узор, ребёнок часто вовсе не овладевает способами создания декоративной композиции, умением перенести полученные знания и навыки в другие условия деятельности; не понимает, что при одинаковом расположении элементы узора могут быть разными. Ребёнку нужно предоставить возможность творить. К концу года дети могут: - выделять средства выразительности дымковской и филимоновской игрушки; - украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Старшая группа. В течение года на декоративное рисование выделяют 18 занятий. Остальные отводятся на освоение предметного, сюжетного рисования, рисования с натуры, а также на создание рисунков по замыслу детей.

При создании декоративных композиций ставятся следующие задачи: - продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, - закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке; - познакомить с городецкой, хохломской, жостовской росписью, росписью Полхов-Майдана, росписью декоративных тканей; - учить выделять характерные элементы композиции, цветовой строй; - закреплять умение выполнять декоративный узор на бумаге разной формы; - развивать чувство ритма, цвета, композиции; - развивать творчество, интерес к декоративно-прикладному искусству. В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Педагог учит воспитанников выделять особенности каждого вида росписи. Последовательность ознакомления с росписью:

    Эстетическое восприятие изделий народных мастеров. Определение вида росписи, прикладной направленности изделия: посуда, доска, декоративное панно, игрушка). Восприятие узора: выделение содержания узора (например, в городецкой росписи – цветы, листья, птицы), определение колорита узора и связи его с назначением предмета. У дошкольников необходимо воспитывать умение составлять, симметричные узоры на бумаге разной формы (полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, овале), выделяя середину, углы, кайму; создавать узор для ткани, чередуя элементы (полосатый, клетчатый орнамент, заполнение всего листа 2-3 элементами путём сочетания крупных и мелких форм); украшать объёмные формы – лепные изделия, работы из картоны (коробочки, бокалы). Следует побуждать детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

К восприятию произведений народного декоративно – прикладного искусства детей уже приобщили во второй младшей и средней группах. Им предлагали расписывать силуэты дымковских и филимоновских игрушек. В старшей группе эта работа продолжается. При рисовании по мотивам городецкой росписи нужно обратить внимание детей на особенности ее цветового и композицион­ного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа - одинаковые по цвету и величине цветы, листья. Педагог учит воспитанников видеть красоту сочетания розового и темно-красного, голубого и синего, роль белого цвета в оживлении рисунка; знакомит с приемами украшения листьев. Сначала, рас­смотрев один самый простой цветок-бутон, дети украшают им полосу или квадрат, располагая по-разному листья, сочетая оттенки, цвета. После того, как дети изобразят 2-3 цветка, воспита­тель показывает общий принцип: сначала у всех цветов рисуют круг (розовый, голубой, оранжевый), затем маленький круг и дугу или несколько дуг, подбирая цвет к оттенку (голубой и синий, розовый и темно-красный). При этом он подчеркивает, что в зависи­мости от того, как расположены дуги, получаются изображения разнообразных цветов. Затем, рассматривая с детьми предметы или иллюстрации с городецкой росписью (сундучок, доску, декоративное панно, блюдо и пр.), следует обратить их внимание на то, что сочетание крупного цветка с более мелкими является основой городецкой композиции. При рассматривании хохломской росписи воспитатель отмечает, что чем легче завитки, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску (спинку стула), квадрат, прямоугольник (стул, стол), круг (декоративная тарелка, панно и пр.); как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Нужно учить их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры следует отбирать наиболее простые, с учетом возможно­стей дошкольников. Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистой линии). Знакомство с хохломской росписью происходит по той же схеме. Нужно всегда помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому на каждом занятии должна иметь месть игровая мотивация для детей. В течение года по каждому виду народного декоративно-прикладного искусства проводят 2-3 занятия рисованием. Прежде всего, целесообразно обращаться к тем видам, которые характерны для данной местности (области). На последнем занятии дети составляют на бумаге (полосе, квадрате, круге и др.) узор по типу той росписи, с которой знакомились. Форму бумаги ребенок выбирает сам. Наборы бумаги подготавливает воспита­тель. Эти занятия являются итоговыми и дают педагогу возможность выявить уровень развития восприятия, представлений о виде народного искусства, умений в составлении узоров. В течение года 5-6 заданий отводят на рисовании по замыслу. Дети сами составляют декоративный узор, произвольно рисуя разные элементы, подбирая по-своему цвета. Выполняя различные композиции. Целесообразно задания на создание симметричных узоров для вещей (платка, свитера).

К концу года дети могут: - проявлять интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; - выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция, колорит); - выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; - использовать разные приёмы и элементы для создания узора; - подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Подготовительная группа. В течение года на декоративное рисование выделяют 18 занятий (остальные отводятся на освоение предметного, сюжетного рисования, рисования с натуры, а также на создание рисунков по замыслу детей). Задачи: - продолжать развивать декоративное творчество детей; - развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, дымковская, жостовская, филимоновская, тверская и др.); - учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида; - закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; - закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того лили иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадра­те, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.), рас­писывают свои работы из глины. Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, и, кроме того, вводится новая композиция - асимметричная, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы за­полняют поверхность формы. Занятия воспитатель должен планировать в определенной после­довательности. Каждому виду декоративно-прикладного искус­ства посвящается несколько занятий. Первое занятие отводится знакомству детей с изделием. Затем проводятся 3-4 занятия по рисованию. На каждом занятии четко определяют задачи по композиции: форма листа и расположение узора. Например, при составлении узора по городецкой росписи педагог учит детей изображать наи­более простую композицию на полосе, украшать ее цветами, бу­тонами и листьями. Затем дети могут составить композицию из цветов на квадрате, круге, овале в зависимости от тех предме­тов, которые они рассматривали в натуре или на иллюстрации (стол, стул, доска, сундучок). Когда дети усвоят принципы композиционного расположения и способы составления узора, их начинают обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами. На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается са­мостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, не нарушая особенностей росписи. На занятиях по замыслу дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Такие занятия позволяют педагогу определить уровень представлений воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они используют приобретенные умения. Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью применяется фланелеграф, на ко­тором воспитатель располагает готовые формы, а затем пока­зывает тот или иной вариант композиции или же предлагает это сделать кому-нибудь из детей. В начале занятия целесообразно проводить упражнения про­должительностью 2-3 мин, в процессе которых дети учатся изоб­ражать сложные элементы на небольшом листе бумаги. При обучении дошкольников декоративному рисованию широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «посещение выставки». В группе периодически следует устраивать выставки предме­тов народного искусства (одного или нескольких видов). К концу года может быть организована выставка детских работ, выполнен­ных на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

К концу года дети могут: - знать разные виды декоративно-прикладного искусства; - называть средства выразительности; - высказывать эстетические суждения о произведениях искусства; - создавать индивидуальные декоративные композиции; - использовать в рисовании разные материалы и способы изображения.

Диагностическое обследование детей по усвоению программы по декоративно-прикладному искусству.

Критерии сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве:

Знания о народном декоративно-прикладном искусстве; - знания характерных особенностей народных промыслов; - умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, ис­пользуя геометрические и растительные элементы; - умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью; - умение лепить глиняную игрушку; - умение расписывать глиняную игрушку в соответствии с особеннос­тями народного промысла.

Программы для ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
2. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
3. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.



Загрузка...
Top