Самые известные произведения ивана франко. Иван франко биография

1856 1916

Поступив в 1875

1877

1880 году и ещё одно и 1889

1883

Иван Яковлевич Франко (укр. Іван Якович Франко; 27 августа 1856 , с. Нагуевичи, Дрогобычский повет, Галиция - 28 мая 1916 , Львов) - выдающийся представитель украинской литературы XIX-XX веков, писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения на западе Украины. Один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии.

Родился в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах изображает самыми светлыми красками. Отец умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую «нормальную» школу; но отчим, тоже крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко, так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей; по признанию Ивана Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, он шёл первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, писал на народном малорусском языке.

Поступив в 1875 году во Львовский университет, Франко присоединился к студенческому кружку партии так называемой москвофильской, которая тогда была в Галиции ещё сильна; эта мнимо-русская партия питает, под именем любви к России, исключительно любовь к её реакционным и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и, в своем презрении к малорусским крестьянам, пишет так называемым «язычием», то есть языком, представляющим смесь российской тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Франко стал помещать в органе студентов-москвофилов «Друг» свои стихотворения и длинный фантастический роман «Детрiи и Добощуки», в стиле Гофмана.

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова, молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык своего галицкого демоса - малорусский; таким образом малорусская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградского «Слова» В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». Члены её в 1877 году были все арестованы, и Иван Франко провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое обскурантное общество - не только москвофилы, но и так называемые народовцы, то есть украинофильские националисты старшего поколения, с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными. Франко должен был оставить и университет (он окончил университетский курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году и ещё одно и 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они-то составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и бывших людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (переведено на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды).

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883 , из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя» (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). На Украине этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на заскорузлое большинство галичан, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами России.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему инертному, непросвещенному буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для народцев побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

‎ Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Ф. вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой «Панськi жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Ф. к русским писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой малорусскому шовинизму чуялась москалефильство.

Высшую симпатию Ф. нашёл зато у малороссов Украины, где его сборник стихов: «З вершин i низин» («С высот и долов», 1887 ; 2-е изд., 1892 ) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В потi чола» (1890 ); есть русский перевод «В поте лица», Санкт-Петербург, 1901 ), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссiя» («Ватра», 1887 ). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889 ; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902 ), должно было примирить народовцев с Ф., так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Ф. в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Ф., Павлика и всех прогрессивных малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию (см. Галицко-русское движение, том VII).

По соглашению 1890 г. (это так называемая «новая эра») малорусский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересам крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Ф. и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «русько-украiнська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890 -95), в котором Ф. писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); теперь вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагает другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Ф. кончил тем, что стал популяризовать (в «Життi i Словi») английское фабианство. В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался малорусского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Ф.; изданный им том политических стихотворений («Нiмеччина», «Ослячi вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Ф. совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Ф. и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф. разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. издается сборник «Зiвяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht).

Около 1893 г. Ф. вдруг отдаётся преимущественно учёным занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где намечается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у академика Ягича, издает (1894 ) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издаёт (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье i Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Ф. в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме».

Тяжёлое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике стихотворений: «Мiй Iзмарагд» (1898 , составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Ф. обрисовал в романах «Основи суспiльности» = «Столпы общества», «Для домашнього огнища» = «Ради семейного очага» 1898 ) и др. Такие произведения, как «Основи суспiльности», истолковывались польскими врагами Ф. в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.

Всего больше Ф. поплатился за своё исследование о Мицкевиче, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от тёмной квартиры и голодная смерть с семьей.

Как раз к этому времени «Учёное общество имени Шевченка во Львове» получило, под председательством профессора Грушевского, прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечён Ф. С 1898 г. он состоит редактором «Лiтературно-Наукового Вiстника», лучшего малороссийского журнала, издаваемого обществом имени Шевченка; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехреснi стежки» = «Перекрестные тропинки» (1900 ) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Iз днiв журби» = «Из дней скорби» (1900 ). Учёные сочинения Ф. по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в «Записках» учёного общества имени Шевченка и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Ф. состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Ф., составленный М. Павликом, образовал объёмистую книгу (Львов, 1898 ).

25-летний литературный юбилей Ф. торжественно отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран. Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Ф. сборник: «Привiт» (1898 ). Некоторые сочинения Ф. переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в последнее время - русский язык.

Был и человек, первым почуявший в ней мужчину, - Иван Франко. Этот добрый господин в вышиванке, большую часть жизни проживший в польско-австрийском Лемберге, негров и папуасов считал низшей расой, а в мужчинах видел не только друзей, но и объект для влюбленности.

Общеизвестно, что Франко родился 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи на Львовщине, жители которого твердо верили в нечистую силу и еще незадолго до рождения будущего писателя сжигали колдунов. Но немногие помнят, что по мужской линии предки писателя были немцами. На это указывает их фамилия. «Франками» на Галичине называли выходцев из Германии - преимущественно кузнецов. Они селились между крестьянами-русинами и зарабатывали на жизнь своим ремеслом. Простым кузнецом был и отец писателя - весельчак и гуляка.

Дом Ивана Франко в Нагуевичах

Но «арийские» корни все-таки сказывались. В юности Иван Франко не только увлекался социализмом, но и был убежденным сторонником расистских теорий. Знания по этому вопросу он почерпнул во Львовском университете, где, кроме лекций по филологии, прослушал «бесплатные курсы психологии, палеонтологии и национальной экономии».

Свои воззрения, почерпнутые из немецкоязычных брошюр, он изложил в «Мыслях об эволюции в истории человечества», изданных, когда их автору едва исполнилось двадцать пять. Молодой Франко верил, что расы делятся на низшие и высшие. К первым он относил вымерших неандертальцев, а также негров, бушменов и папуасов, которых скопом вообще называл «найнижчими» - то есть самыми примитивными.

По теории Франко, примитивные расы раньше других «вирізнилися з мавп». И только от них через тысячи лет произошли более совершенные индивидуумы. Случилось это где-то между Африкой и Индией, где сейчас плещется океан, а в допотопные времена, по утверждению Ивана Яковлевича, находилась «суха земля» - утонувший впоследствии континент Лемурия.

К чести Франко следует сказать, что он всегда оставался расистом-теоретиком. Негров на улицах Львова не бил - как по причине отсутствия таковых в Австро-Венгрии XIX в., так и из-за слабого телосложения. Низкорослого, рыжего и физически недоразвитого литератора даже не взяли в армию. Специальная «суперарбитрационная» комиссия признала хилого расиста непригодным для службы императору Францу-Иосифу II с винтовкой в руках.

К сожалению, об интересных антропологических взглядах юного Каменяра у нас сегодня умалчивают.

Наверное, чтобы не привлекать внимание скинхедов к его творчеству.

Расистские взгляды Франко гармонично сочетал с масонством. Стихотворение Ивана Яковлевича «Каменярі» сегодня, как и в советские времена, входит в школьную программу. При социализме его трактовали как гимн революции - свидетельство истинно пролетарской ориентации украинского классика. «Лупайте сю скалу!» - учили мы на уроках, продираясь через завалы франковского творчества.

Иван Франко

На самом деле, в пору написания «Каменярей» поэт пережил бурное увлечение масонством. Именно их называли «вольными каменщиками». Да и вся символика стихотворения - отнюдь не рабоче-крестьянская.

По словам историка и политолога Константина Бондаренко, «в середине XIX столетия, наверное, процентов девяносто всей галицкой интеллигенции (и поляков, и немцев, и украинцев) принадлежали к масонам. Масонских лож существовало несколько. Некоторые вели свой отсчет еще с XVIII века. Некоторые только образовались. Система строгого признания со стороны мирового масонства еще не считалась обязательной. К какой именно ложе принадлежал Франко, неизвестно. Однако его творчество периода 70-х гг. во многом пронизано масонскими мотивами. В «Каменярах» это влияние, несомненно - мессианство, голос сверху, призывающий к жертвенности во имя других - все это очень характерно для идеологии «вільних каменярів». Но масоном Франко пробыл недолго. С конца 70-х годов он включился в социалистическое движение, которое отвергало и религию, и масонство как пережитки прошлого».

Но не стоит полагать, что Иван Франко только то и делал, что горел на общественных работах. Искал он себя и в других сферах. Иногда довольно пикантных.

Вот отрывок из письма слегка растаявшего «каменяра» к невесте Ольге Рошко. В январе 1879 г. он признается ей в своих тайных увлечениях: «Красота людська, - чи то мужчин, чи то женщин, - все робить на мене дуже сильне враження… Впрочім женщини тутешні відстрашують, ні, відражають мене. З мужчинами я сміліший. Ти не знаєш, певно, що коли хто міг бути предметом твоєї заздрості, то скорше мужчини, ніж женщини. Я більше мужчин любив у своїм житті, ніж женщин знав. І знаєш що, - се в мене якась неприродна дика, любов».

Двадцатитрехлетний Франко описывает, как он обожает разгуливать по Львову, всматриваясь в мужские лица, иногда знакомится, заговаривает с приглянувшимися экземплярами, разочаровывается… Все это вызывает у него очень противоречивые чувства: «Мені встидно і страшно не раз, коли почну викликувати в своїй памяті ті лиця, що мені подобалися і притягали мене до себе, але що я можу зробити? Я знаю, що причина того неприродного потягу до мужчин дуже проста - виховання, зовсім відособлене від женщин, - але чи ж міг я се змінити?»

Наслушавшись таких признаний, Ольга Рошко - дочь священника - взяла и вышла замуж. Но не за Франко, а за надежного сельского попа - Владимира Озаркевича. И чего, спрашивается, испугалась? Ну, любил жених цепляться на улицах к понравившимся представителям своего пола. Что ж тут такого? Члены нашего Союза писателей, наверняка, в этом никакой крамолы не усмотрят. Мол, скучал человек, хотел поговорить…

В конце концов, Каменяру все-таки удалось жениться. Невесту он нашел аж «за границей» - в Киеве. Приехав в «мать городов русских» из австрийского Львова за деньгами для задуманного журнала, Иван Яковлевич встретил девушку, которая «созрела». Звали ее Ольга Хоружинская. Она приходилась сестрой жены преподавателя коллегии Галагана Е. К. Тригубова. Свела их так называемая «українська справа», имевшая порой сексуальный подтекст.

Вскоре Франко предложил Ольге руку и сердце. И сразу же получил положительный ответ. Ученой барышне страшно хотелось замуж! Чтобы жених, не дай Бог, не передумал, она приехала во сама с двумя сотнями рублей, собранными на журнал. Впоследствии Франко признавался, что женился без любви - «з доктрини, що треба оженитися з українкою і то більш освіченою, курсисткою». Свой выбор он называл не архиблестящим, утверждая, что с другой женой мог бы «розвитися краще і доконати чогось більшого». В общем, по примеру большинства наших мужчин во всех неудачах винил не себя, а бабу.

Иван Франко и Ольга Хоружинская

Иван Франко (27.08.1856 – 28.05.1916) – великий украинский писатель, один из строителей новой украинской нации.

Иван Яковлевич Франко родился в селе Нагуевичи (ныне Дрогобычского района Львовской обл.) в семье сельского кузнеца. Он рос сиротой (в 1865 г. умер его отец – Ивану было девять лет; его мать умерла в 1872 г.). Несмотря на материальные нужды семьи, Иван учился: в 1862 – 64 годах – в школе в соседнем селе Ясеница-Сольная, в 1864 – 1867 – в начальной школе в Дрогобыче, в 1867 – 1875 – в гимназии в том же Дрогобыче.

В 1875 году Франко получил стипендию из фонда Гловинского и осенью того же года записался на филологическое отделение Львовского университета. Стипендия предоставлялась до окончания высшего образования, и казалось, что перед способным юношей стелется ровная дорога учителя гимназии или профессора в университете, на которую рассчитывали его родные и знакомые.

Но в первые университетские годы состоялось самоопределение Франко как украинского деятеля, еще и отчетливо прогрессивного, социалистического направления. Он дружит с Остапом Терлецким и Михаилом Павликом, через последнего завязывает переписку с Михаилом Драгомановым, который в то время находился в Женеве. Именно из-за переписки с опасным в глазах полиции революционным социалистом Драгомановим Франко был арестован (11.06.1877 г.). Его вместе с товарищами обвиняли в образовании тайного социалистического общества. 21.01.1878 г. суд признал его виновным и приговорил к 6 неделям заключения. Поскольку тогда срок следственного заключения в наказание не засчитывался, Франко выпустили на свободу 5 марта 1878 г.

Несмотря небольшой срок наказания (мы, благодаря тов. Сталину, любое заключение менее 10 лет считаем теперь легким), его последствия для Франко были ужасными. Во-первых, по закону человек с судимостью не мог стать учителем, поэтому цель обучения в университете стала неясной (при этом у Франко отобрали стипендию). Во-вторых, во время заключения Франко тяжело простудился; позже эта болезнь стала хронической и преследовала его всю жизнь. В-третьих, священник Михаил Рошкевич (отец Ольги Рошкевич, невесты И. Франко) отказал Франко в его сватовстве и даже запретил дочери видеться и переписываться с «преступником». Их брак так и не состоялся.

Вот что значило быть украинским деятелем в тогдашней Галичине!

На этом полицейские преследования Франко не кончились. 4.03.1880 г. его арестовали в Коломые – снова по подозрению в социалистической агитации. Три месяца его держали в следственном аресте, пока признали, что арест был безосновательным. 13.06.1880 г. Франко по этапу отправили из Коломыи в Нагуевичи. Впечатления из этого заключения легли в основу повести «На дне».

В третьей раз полиция вспомнила о «социалистическом агитаторе» Франко в связи с приездом во Львов группы украинцев из Киева. 17.08.1889 г. Франко арестовали во Львове. На этот раз к социализму следователи пытались припутать шпионаж в пользу России. 16.11.1889 г. Франка был освобожден за отсутствием доказательств. И на этот раз тюремные впечатления нашли отражение в поэтическом цикле « ».

В 1886 году Франко женился на Ольге Хоружинской (родом из Киева). В их семье появилось четверо детей, но с 1902 г. семейное благополучие начало разрушаться. У Ольги Франко появились признаки психического расстройства, которые все усиливались, и это принесло много горя Ивану Франко.

В 1902 году И. Франко переселился из наемного жилья в собственный дом (нынешний адрес – ул. И. Франко, 152, где работает мемориальный музей писателя). Для этого строительства он взял значительную ссуду, выплаты по которой были завершены его сыном уже после смерти И. Франко.

В апреле 1908 г. Франко уехал на отдых и лечение в Липик (близ Загреба в современной Хорватии). Здесь его болезнь сильно обострилась – были парализованы обе руки и, что хуже, появились признаки психического расстройства. Эти ужасные проявления болезни в более поздние годы, к счастью, несколько смягчились, хотя к полному здоровью Франко никогда не вернулся. Современники считали его болезнь следствием когда-то перенесенного сифилиса, и это принесло Франко очень большие неприятности. Но сейчас врачи склоняются к мнению, что Франко с самого заключения 1877 г. был болен редкой формой ревматизма (синдром Рейтера; но понятия об этом синдроме были сформулированы много после смерти Франко).

Истощенный болезнями, безденежьем, семейными и общественными проблемами, Франко умер в своем доме во Львове 28.05.1916 г. и похоронен на Лычаковском кладбище.

Поэт . Франко впервые выступил как поэт в 1874 году и писал стихи до конца своей жизни, до 1916 г. В его поэтическом наследии – немало прекрасных стихотворений о личных переживаниях и общественных делах, которые составили несколько книг.

Но с наибольшей силой поэтический талант Франко проявился в больших поэмах. Здесь мы видим реалистические картины современной галицкой жизни (« », 1884; « », 1889; « », 1890), образы исторического прошлого нашего народа (« », 1887; «Иван Вышенский», 1895; «На Святоюрской горе», 1900), рассуждения о религии и бога (« », 1885; « », 1889).

Очень большое место среди поэм Франко занимают переработки сюжетов мировой литературы (« », 1890; « », 1891; « », 1892; « », 1895; «Кузнец Бассим», 1900; и др.).

Вершиной поэтического творчества Франко является поэма «Моисей» (1905), в которой на библейском сюжете дана аллегорическая картина подъема украинского народа на борьбу за независимость.

Прозаик . В своих прозаических произведениях Франко выступал как реалист, сосредоточенный на проблемах современной ему галицкой жизни. Он первым в украинской литературе начал описывать быт рабочих нефтяных промыслов Борислава и их классовых антагонистов – евреев-предпринимателей (« », 1877; « », 1884; « », 1887; «Нефтяник», 1899). Лучшим произведением этого цикла является роман « » (1882).

Значительное место занимают произведения из жизни интеллигенции (« », 1880; «Для домашнего очага», 1897; «Перекрестные тропы», 1900). Важное место в этом ряду занимают произведения об украинско-польских отношениях («Лель и Полель», 1887; «Столпы общества», 1894; к сожалению, оба произведения остались незаконченными).

Переводчик . Над переводами произведений мировой литературы Франко работал всю жизнь и сделал на этом поле очень много. Из его переводов можно создать целую библиотеку.

Спектр его переводов чрезвычайно широк: здесь есть произведения древней вавилонской поэзии, древнеиндийской, древнеарабской, древнегреческой литератур; из новых литератур имеем его переводы из немецкой («Фауст» И. В.Гете, 1882), французской, английской, польской, итальянской литератур.

Среди его переводов – целые книги произведений А.С.Пушкина, К. Гавличка-Боровского. Отдельно надо отметить большой историков древнего Рима, над которым поэт работал в последний год своей жизни (август 1915 – март 1916).

Следует знать, что Франко переводил также украинские народные песни на немецкий язык, помогал М. С. Грушевскому с немецким переводом «Истории Украины-Руси». Он переводил не только художественные произведения, но и научно-популярные работы разнообразной тематики (1870-80-е гг), которые он считал полезными для просвещения украинского народа.

Фольклорист . Интерес к фольклору Франко проявлял с самого начала творческой деятельности. Первая публикация народной сказки в его записи появилась в 1876 г. Важнейшими его достижениями на этом поле были «Галицко-русские народные пословицы» (1901 – 1910 гг., тт. 1 – 3) и «Студии над украинскими народными песнями» (1907 – 1915 гг.)

Историк литературы . Над историей литературы Франко работал в нескольких направлениях.

Первым направлением можно назвать историю мировых литературных сюжетов. Наиболее значительным трудом в этом направлении стала его докторская диссертация « : старохристианский духовный роман и его литературная история» (1895).

Вторым направлением стало собирание, исследование и публикация произведений украинской литературы. На первом месте здесь стоит сборник «Апокрифы и легенды из украинских рукописей» (1896 – 1910, тт. 1 – 5). Франко разыскал и опубликовал произведения Ивана Вышенского, написал о нем ряд исследований. Он подготовил и опубликовал произведения А. Свидницкого, Ю. Федьковича, Т. Шевченко и многих других украинских писателей.

Третьим направлением стало написание синтетических работ по истории украинской литературы. Здесь следует назвать такие произведения как «Charakterystyka literatury ruskiej 16 – 17 ww.» (1892), «Карпаторусская литература 17 – 18 вв.» (1900), «Южнорусская литература» (1904 – статья для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона), «Очерк истории украинской литературы до 1890 г.» (1910) и большой труд «История украинской литературы», из которого Франко успел проработать лишь первую часть (от начал украинской литературы до Ивана Котляревского, 1907 – 1912).

Следует знать, что Франко следил за новинками современной ему литературы, особенно украинской, написал целую массу рецензий, отзывов и критических статей на эти темы.

Ученый . Кроме истории литературы, Франко занимался и другими гуманитарными дисциплинами. Его интерес к истории отразились в работах « » (1884), «Грималовский ключ в 1800 г.» (1900), «Общественные амбары в Галичине 1784 – 1840 гг.» (1907) и ряде мелких статей. Интересовали его вопросы социологии.

Франко вел также большую научно-организационную работу как председатель филологической секции Научного общества им. Шевченко и редактор изданий этой секции.

Издатель . Первые произведения Франко были напечатаны во львовском студенческом журнале «Друг» в 1874 г. Переехав во Львов, Франко вместе с Павликом включились в редакционную работу и в 1876 – 1877 годах были фактическими руководителями этого журнала.

С тех пор Франко постоянно сновал планы издание своего журнала или газеты; так, в 1878 г. Франко вместе с Павликом сумел выпустить два номера журнала «Общественный друг», которые были конфискованы полицией. После этого в 1878 – 1880 рр. друзья издавали отдельные книги в серии «Мелкая библиотека». Позже Франко участвовал в издании журналов «Мир» (1881 – 82), «Заря» (1883 – 1886), газет «Дело» (1880, 1883 – 1885), «Kurier lwowski» (1887 – 1897; эту последнюю работу сам Франко называл «наймами у соседей»).

В 1894 г. мечта Франко наконец осуществилась – начал выходить его собственный журнал «Жизнь и слово». Этот журнал имел значительную помощь с надднепрянской Украину, как денежную (в частности, через М. В. Ковалевского), так и литературную (статьями для публикации).

В конце 1897 г. руководство Научного общества им. Шевченко (во главе с М. Грушевским) решило вместо журналов «Заря» и «Жизнь и слово» начать с 1898 года издавать новый журнал – «Литературно-научный вестник». Франко вошел в состав его редакции и активно работал там до конца 1906 года.

Одновременно в 1898 г. был образован «Украинско-русский издательский союз», в работе которой Франко активно участвовал вплоть до начала его тяжелой болезни.

Общественный деятель . В 1870-х годах политическое украинство в Галичине было представлено москвофилами, которые думали, что солнце счастье взойдет на севере, в Петербурге, и народниками, которые надеялись его восхождения на западе, в Вене. Обеим группам противостояла польская община, которая после конституционной реформы 1867 г. забирала все большее влияние в крае.

В 1890 г. молодые галицкие интеллигенты основали Русско-украинскую радикальную партию, во главе которой до 1898 года стоял Иван Франко. Это была партия социалистического направления, стремившаяся стать репрезентацией широких кругов трудящихся.

В 1895 году И. Франко был кандидатом от Радикальной партии на посла в венский парламент по избирательному округу Перемышль – Добромиль – Мостиска. В 1898 г. он также был кандидатом по округу Тернополь – Збараж – Скалат. Оба раза против Франко было пущено все средства «демократического» влияния: от арестов агитаторов и запретов собраний до дерзкой кражи голосов, в результате чего Франко не был избран.

В 1899 году И. Франко вышел из основанной им Радикальной партии и вошел в число организаторов новой Украинской национально-демократической партии. Этот шаг не пошел на пользу ни радикалам, которые потеряли влиятельную фигуру, ни национал-демократам, которые так и не получили большого политического влияния, ни самому Франко, который не отличился активностью в новой партии и постепенно отошел от политической борьбы, сосредоточившись на литературной и научной работе.

В связи с интересом к политической жизни и последующей личным участием в ней Франко написал много публицистических статей, среди которых значительное место занимает осмысление вопросов социализма и социал-демократии. Из-за критического отношения Франко к коммунистическим богам Марксу и Энгельсу его публицистика претерпела замалчивание и фальсификации во времена господства коммунистической Москвы.

Иван Франко по призванию был поэтом, литератором; но в условиях порабощения украинского народа он не мог позволить себе быть только писателем – он охотно и решительно брался за любую работу, которую считал полезной для подъема украинского народа. Поэтому многие его литературные планы остались нереализованными, на что он горько сетовал в некоторых стихах. Но именно универсализм его деятельности позволяет нам говорить, что в лице Ивана Франко мы не только великого писателя, но и одного из строителей украинской нации.

С. Нагуевичи, Дрогобычский повет, Галиция - 28 мая , Львов) - писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения на западе Украины . Один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии , действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станиславов переименован в Ивано-Франковск .

Биография

Родился в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах изображает самыми светлыми красками. Отец умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую «нормальную» школу. Отчим, тоже крестьянин, заботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко, так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей; по признанию Ивана Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, он шёл первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, писал на народном украинском языке.

Поступив в 1875 году во Львовский университет , Франко присоединился к студенческому кружку партии так называемой «москвофильской », которая тогда была в Галиции ещё сильна; эта партия пользовалась в качестве литературного языка «язычием », то есть смесью церковнославянского со словами польскими и украинскими. На таком язычии Франко стал помещать в органе студентов-москвофилов «Друг» свои стихотворения и длинный фантастический роман «Детріи и Добощуки», в стиле Гофмана. Одним из первых кто обратил своё внимание на творчество молодого поэта Ивана Франко был украинский поэт Белиловский Кесарь Александрович , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко».

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова , молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа - украинский; таким образом украинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор «Слова» В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». Члены её в 1877 году были все арестованы, и Иван Франко провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое консервативное общество - не только москвофилы, но и так называемые народовцы, то есть украинофильские националисты старшего поколения, с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными. Франко должен был оставить и университет (он окончил университетский курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году и ещё одно и 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они-то составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (переведено на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды).

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения Галиции, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами России.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

Дом Ивана Франко во Львове, ныне музей писателя

‎ Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой украинскому шовинизму чуялась «москалефильство».

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин i низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица», Санкт-Петербург, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных украинцев Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 г. (это так называемая «новая эра») украинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно, но зато на украинскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересам крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-95), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті i Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался украинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

Около 1893 г. Франко вдруг отдаётся преимущественно учёным занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где намечается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и украинской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у академика Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издаёт (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье i Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Франко в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру украинской и старорусской литературы, и Франко мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме».

Тяжёлое пессимистическое настроение Франко выразилось в его сборнике стихотворений: «Мій Ізмарагд» (1898, составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Франко обрисовал в романах «Основи суспільности» = «Столпы общества», «Для домашнього огнища» = «Ради семейного очага» 1898) и др. Такие произведения, как «Основи суспільности», истолковывались польскими врагами Франко в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.

Всего больше Франко поплатился за своё исследование о Мицкевиче, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от тёмной квартиры и голодная смерть с семьей.

Как раз к этому времени «Учёное общество имени Шевченко во Львове» получило, под председательством профессора М. С. Грушевского , прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечён Франко С 1898 г. он был редактором «Літературно-Наукового Вістника», украинского журнала, издаваемого обществом имени Шевченко; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехресні стежки» = «Перекрестные тропинки» (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Із днів журби» = «Из дней скорби» (1900). Учёные сочинения Франко по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в «Записках» учёного общества имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Франко состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Франко, составленный М. Павликом, образовал объёмистую книгу (Львов, 1898).

Франко был знаком с лидерами венского модерна Артуром Шницлером, Гермонам Баром, чешским философом и будущим президентом Чехословакии Томашем Масариком, оснавателем сионизма Теодором Герцлем, главой польских символистов Станиславом Пшибышевским.

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1899 г. украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения Франко переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинувший политику в 1904 г., умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.

Литература

  1. предисловие Драгоманова к «В поті чола» (Львов, 1890), где помещена автобиография Франко;
  2. обстоятельная биография и анализ произведений - в «Истории малороссийской литературы» профессора Огоновского;
  3. статья О. Маковея в «Літ.-Н. Вістн.» (1898, книга XI); 4) «I в. Франко» - обзор профессора свой А. Крымского (Львов, 1898). См. статью Дегена в «Нов. Слове» (1897, книга III) и предисловие Славинского к русскому переводу «В поте лица» (Санкт-Петербург, 1901). Об этнографических трудах Франко - у профессора Мусцова, во II тому «Современной малороссийской этнографии».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иван Франко" в других словарях:

    - «ИВАН ФРАНКО», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 100 мин. Историко биографический фильм. Об украинском поэте, писателе, публицисте и общественном деятеле Иване Франко (1856 1916), за пропаганду идей русских демократов трижды подвергшемся… … Энциклопедия кино



Загрузка...
Top