Ельцин музейный. «В экспозиции «Ельцин Центра» нет ни одной фальшивой ноты

«Ельцин-центр»: храм демократии или неоязыческое капище? January 31st, 2017

Деятельность музея первого президента России Бориса Ельцина с момента торжественного открытия комплекса находится под пристальным вниманием общественности. Критики «Ельцин-центра» и его экспозиции заявляют о неоднозначности и двусмысленности целей создания музея, а сторонники музея расценивают его как место, в котором хранится «настоящий» дух свободной России.

По всей видимости, так же считают музейные работники «Ельцин-центра» и те, кто готовил центральную экспозицию музея. По крайней мере начинающий экспозицию анимационный ролик, который ещё в начале 2016 года подвергся жёсткой критике со стороны российского режиссёра Никиты Михалкова, напрямую увязывает историческую личность Ельцина и свободу в России.

Когда сам фильм был раскритикован за однобокое и предвзятое толкование истории России, защитники «Ельцин-центра» парировали это тем, что ролик вовсе не про историю России, а про «историю свободы» в России. Судя по ролику, свободы в России не было никогда, отдельные её проблески тут же тонули в «очередной тирании», и только с приходом к власти Бориса Ельцина страна приобрела настоящую свободу или, по крайней мере, встала на «путь освобождения» от тысячелетнего рабства.

Тем не менее само начало дискуссии о том, что происходит в «Ельцин-центре», в итоге заставило задуматься, а что же такое «Ельцин-центр»? Является ли центр простым музеем или «храмом демократии и свободы», а может быть, как считают некоторые общественники Екатеринбурга, это «неоязыческое капище», в котором процветает «культ личности Ельцина»?

Ещё во время первого выступления Никиты Михалкова против музейного анимационного ролика в пресс-службе президентского центра отказывались комментировать претензии режиссёра, подчёркивая его право на мнение. Однако позже при общении с общественниками Екатеринбурга директор «Ельцин-центра» Дина Сорокина заявила о невозможности изменения центральной сюжетной линии экспозиции музея. Также она ранее заявляла, что музей посвящён истории и эпохе и «никогда не станет «квартирой» Бориса Николаевича».

Однако критики сразу обращают внимание на несоразмерность сооружения и личности Бориса Ельцина в истории. Само здание музея, на строительство которого ушло порядка семи миллиардов рублей, имеет «циклопические размеры». Общая площадь сооружения превышает 85 тысяч квадратных метров. О фараоновском масштабе «Ельцин-центра» писал общественный и политический деятель Борис Миронов.

«Для понимания всей грандиозности увековечивания памяти Ельцина напомню, что общая площадь Зимнего дворца 60 тыс. кв. м, а площадь Манежа — Центрального выставочного зала Москвы — всего 6,5 тыс. кв. м, то есть градостроительный памятник Ельцину больше дюжины Манежей, воздвигнутых друг на друга. Фараонский размах!» — считает Борис Миронов .

На входе в сам центр стоит 10-метровая беломраморная стела-обелиск с барельефом Бориса Ельцина в полный рост на тёмно-сером постаменте. Интересно и то, как характеризует свою работу автор памятника, московский скульптор Георгий Франгулян который сотворил «глыбу в движении» из «живого» материала.

«Был выбран белый мрамор, а не традиционные бронза или гранит, потому что это живой, полупрозрачный материал; этот памятник — не обелиск, а глыба, глыба в движении, какой был Борис Николаевич» , — сообщил скульптор.

И это не единственная скульптура первого президента, которую предстоит увидеть посетителю.

Сам музей имеет необычную форму и решение. Второй этаж в горизонтальном сечении круглый, и создатели придумали концепцию «ротора». Каждый посетитель попадает как в «часовой механизм» и движется из комнаты в комнату через дверные проёмы залов, и попадает на круглую площадь второго уровня, в середине которого памятник первому президенту в натуральную величину из бронзы в стиле городской скульптуры. Автором идеи экспозиции, а она называется «7 дней», выступил режиссёр Павел Лунгин. После того как посетитель музея пройдёт семь помещений, он выйдет прямо на сидящего перед большим монитором Бориса Ельцина. Он сидит на скамье и смотрит фильм о самом себе.

«Когда я побывал на месте будущего музея, я увидел недостроенный массив здания с круглой шайбой посередке, где гулял ветер. Я понял, что шайбу надо разрезать как пирог — на семь дней, семь моментов из жизни. Мне хотелось брать сложные дни, когда Ельцин был в критических ситуациях, ведь это свойство его характера — выходить из кризисов. Получилась история про семь дней, которые изменили Россию. Каждый зал — это один день, и в каждом — информация вокруг этого дня, где заодно рассказывается история из жизни Бориса Николаевича» , — сообщил Павел Лунгин .

Непосредственно автором «Ельцин-центра» является архитектор Борис Бернаскони. Его работу оценил один из основателей бюро Valode & Pistre, построившего Музей современного искусства в Бордо, Жан Пистр , по мнению которого, автор предлагает публике не здание, а «путь».

«Выразить в архитектурном здании жизнь и политическую карьеру главы государства — одна из самых непростых задач для архитектора. Жизненный путь таких людей обычно настолько сложный, что трудно свести его к одному статичному и завершенному объему. Борис Бернаскони предлагает публике не здание, а путь, выстроенный в пространстве вокруг объемов, формирующих вехи жизни. Он отступает от канонов классической композиции и обращается к метафоре, которая отражает новый путь России, а этот путь как раз и открыл Борис Ельцин. Архитектуру этого здания нельзя назвать ни официальной, ни помпезной» , — считает Жан Пистр.

О «необычности» музея говорят и критики «Ельцин-центра». Общественники считают, что экспозиция в музее выстроена не столько в музейных канонах, сколько в «религиозных». По мнению руководителя свердловского регионального отделения общественной организации «Суть времени» Артемия Брусницына, само название экспозиции — «7 дней», в которой нет фактов, порочащих первого президента, либо они искажены, либо если нельзя не сказать, то они просто спрятаны, имеет религиозную основу. А одной из основ всякого культа является непогрешимость верховного божества. Также общественник обращает внимание и на круглую форму экспозиции.

«Сама экспозиция музея выстроена странным образом. То есть сначала возникает мысль о кощунстве. Это Борис Николаевич Ельцин, как такое верховное божество и семь дней творения, да, то есть «ветхозаветный бог», который творил новый мир, новую реальность, новую Россию. Мне кажется, что создатели музея поиздевались над всеми. Они воссоздали в музее историю дантовского ада. То есть в первом круге экспозиции начало «ада», дальше идут остальные концентрические круги, а в самом эпицентре, как вы помните, ближе всего к пустоте, находятся иуды, предатели. И собственно мы видим, как «бронзовый» Борис Николаевич Ельцин сидит и смотрит на фильм с самим собой в главной роли», — сообщил Артемий Брусницын .

И если внимательно рассмотреть экспозицию музея, то даже самые очевидные минусы политики Ельцина, такие как загнавшая в нищету население России шоковая терапия и гражданская война в Чечне, представлены чуть ли не как достижения первого президента, который был вынужден проводить «непопулярные реформы» и «спасал рядового» в Чечне. Это, конечно, можно рассматривать как попытку музея сгладить острые углы, но и мнение о том, что таким образом создаётся образ «непогрешимого», — имеет право на существование.

Стоит отметить, что на территории «Ельцин-центра» проходит регулярное и открытое ежемесячное мероприятие «Народная трибуна», которое ведёт соратник первого президента Геннадий Бурбулис. Оно проходит не в музее, а в конференц-зале, но даже там присутствует «дух Ельцина». И вовсе не так уж незримо. Во время мероприятия, которое также проходит под звуковое сопровождение, но уже с музыкантами, с большого экрана на участников трибуны смотрит изображение Ельцина.

Также обращает на себя внимание монотонная музыка в самом музее, которая то ли гипнотизирует посетителя музея, то ли вводит в специальное состояние. Звуковое сопровождение — это, конечно, интересное решение, но совершенно нехарактерное для привычной музейной тишины. В любом случае вдумчиво рассматривать экспонаты в тишине и делать то же самое, когда думать «помогает» монотонная, почти «шаманская» музыка, не одно и то же. К этому стоит добавить мнение некоторых экспертов, которые после посещения музея сообщали о том, что в «Ельцин-центре» используются технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП). Так ли это, и если да, то насколько они эффективны — совершенно не ясно.

В любом случае искушённые посетители совершенно не попадают под «обаяние» НЛП, но ведь в музее регулярно проводятся экскурсии для детей. А значит, надо обращать внимание не только на то, какая история страны им представлена в этом музее, но и как подаётся информация.

Также нельзя не учитывать далеко неоднозначное отношение граждан России к самому Борису Ельцину и его деятельности на посту президента России. Несмотря на прошедшее время, у многих на слуху истории о стремительной приватизации государственных активов по заниженной стоимости, о залоговых аукционах, о «коробке из-под ксерокса». И действительно, трудно отрицать, что во время правления Бориса Ельцина коррупция в России приобрела угрожающие масштабы. Вот почему «Ельцин-центр» далеко не все воспринимают как президентский музей.

«Я считаю — это памятник коррупции, это я считаю в религиозном плане — это капище. Капище коррупции» , — считает глава екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Андрей Кабанов.

Действительно, не так просто ответить на вопросы, чем же на самом деле является «Ельцин-центр» и каковы цели создателей самого комплекса и экспозиции. Очевидно, что его циклопические размеры, или фараонский размах — это претензия на нечто большее, чем создание музея первого президента России, и об этом в принципе говорят и в самом «Ельцин-центре». Но, является ли сооружение культовым в своём роде и витает ли в этом центре «дух» свободы и выход из «лабиринта» или это просто красивые эпитеты и предрассудки критиков — всё это открытые и интересные вопросы.

В любом случае нам необходимо помнить, что процессы, начавшиеся в СССР в конце 80-х и начале 90-х XX века, проходили под оглушительные крики о свободе, а Борис Ельцин был активным участником перестройки.

И помнить, чем всё это закончилось.

П.С.: Хочется добавить, что создание образа непогрешимого Ельцина - задача трудная. Решить её можно только окончательно лишив народ памяти. Одними недомолвками и фальсификациями тут не обойтись. Ибо не скрыть прямых связей Ельцина с известными криминальными авторитетами и "законопослушними" младоолигархами 90-х.

Так же как не скрыть вредные привычки Ельцина, за которые ему в народе готовы поставить вот такой памятник.

Современный музей, оборудованный по последнему слову техники, а также крупный культурный и образовательный центр в Екатеринбурге. Он притягивает интеллигентных, культурных и прогрессивных людей. Равного ему нет ни в Екатеринбурге, ни на Урале в целом. Инсталляции, видеоролики, объекты, моделирующие обстановку, интерактивные экспонаты, взаимодействующие с посетителем – все это вызывает восхищение и надолго остается в памяти.

Ельцин Центр открыт 25 ноября 2015 года. Место появления Ельцин Центра неслучайно. Свердловская область – родина Б.Н. Ельцина, а в Свердловске началась его политическая карьера.

История Ельцин Центра

Здание Ельцин Центра – с непростой историей. Его строительство началось в 2006 году предпринимателем Марсом Шарафулиным как крупнейший в Екатеринбурге бизнес-центр с конгресс-холлом «Демидов-плаза». Его планировалось использовать уже во время саммита ШОС-2009, но объект не смогли достроить в срок. В 2008 году здание перешло УГМК, однако строительство вскоре приостановилось.

В 2011 году Ельцин Центр выкупил часть бизнес-центра «Демидов» за 2 миллиарда рублей. Весной 2013 года начались работы под создание Ельцин Центра. Всего же расходы на создание Ельцин Центра составили 7 миллиардов рублей, из которых 2 миллиарда было получено как кредит из бюджета Свердловской области.

Созданием экспозиции музея занималось американское Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, победившее в конкурсе. Также в разработке концепции музея (экспозиции «Семи дней») принимал участие режиссер Павел Лунгин:

«Когда я побывал на месте будущего музея, я увидел недостроенный массив здания с круглой шайбой посередке, где гулял ветер. Я понял, что шайбу надо разрезать как пирог - на семь дней, семь моментов из жизни. Мне хотелось брать сложные дни, когда Ельцин был в критических ситуациях, ведь это свойство его характера - выходить из кризисов. Получилась история про семь дней, которые изменили Россию. Каждый зал - это один день, и в каждом - информация вокруг этого дня, где заодно рассказывается история из жизни Бориса Николаевича».

За первый год работы музея его посетило более 250 тысяч человек.

Ельцин Центр активно критикуют многие люди (99% которых в нем никогда не были), усугубляет это и государственная пропаганда. Критиковать Ельцина, 90-е и в целом Свободу среди малообразованных людей сейчас очень модно.

Музей Бориса Ельцина

У входа в Ельцин Центр встречает первый экспонат - автомобиль «Чайка», на котором некогда ездил Борис Ельцин. Около касс – стенд с подарками первому президенту.

Сам музей Бориса Ельцина состоит из девяти залов. Рассмотрим каждый из них.

Лабиринт

Прежде, чем попасть в Лабиринт истории, посетителям показывают мультфильм об истории Свободы в России.

В самом Лабиринте предстает хроника российской истории с 1914 по 1987 год, а также рассказывается об истории семьи Ельциных.

Здесь представлены архивные фотографии, плакаты, кадры из художественных фильмов тех лет.

В конце – письмо М.С. Горбачеву, в котором первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин требует ускорить ход перестройки.

Дальнейшим событиям посвящена экспозиция «Семь дней, которые изменили Россию». Ее концепцию придумал режиссер Павел Лунгин.

«Семь дней, которые изменили Россию»

Экспозиция «Семь дней» рассказывает об этапах создания новой России. Она рассказывает о важнейших событиях: от октябрьского Пленума ЦК КПСС 1987 года до добровольной отставки Ельцина с поста президента. Семь метафорических дней – это путь России от тоталитарного государства к парламентским и президентским выборам, к свободе слова и частной собственности.

В каждом зале стоят тумбы с экранами, где можно посмотреть документы, послушать выступления, воспоминания.

День первый. «Мы ждем перемен!»

В начале воспроизведен Мраморный зал Кремля с гербом СССР, трибуной и ковровыми дорожками, где 22 октября 1987 года Б.Н. Ельцин произнес свою знаменитую речь на пленуме ЦК КПСС. Можно остановиться и послушать аудиозапись выступления.

Тут же висят портреты членов политбюро. Можно перевернуть их и прочесть критические высказывания о выступлении Ельцина.

Далее – о московском периоде жизни Ельцина. Здесь неожиданно предстает настоящий троллейбус с московскими видами из окна (Ельцин иногда ездил на работу на общественном транспорте). В нем можно посидеть и посмотреть небольшой фильм о Борисе Ельцине. Стенды наглядно рассказывают о культурной жизни и атмосфере того времени (конца 1980-х – начала 1990-х годов) – о рок-музыке, театрах, фестивалях и т.д. Можно даже посмотреть концерт Виктора Цоя.

День второй. Августовский путч

Неожиданно вы оказываетесь в типичной советской квартире. На календаре 19 августа 1991 года. По телевизору показывают балет «Лебединое озеро». Вдруг звонит телефон и в трубке с тревогой говорят о происходящем на улицах Москвы.

Открыв дверь, оказываетесь на баррикадах вокруг Белого дома... На большом экране показывают происходившее в то время в центре столицы. А на стендах - выступления организаторов путча ГКЧП.

Представлен в музее и большой исторический флаг-триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года. Он стал символом сопротивления ГКЧП во время августовского путча.

День третий. Непопулярные меры

Вы оказываетесь в магазине начала 1990-х годов с пустыми полками. В стране продовольственный кризис. Есть лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» да березовый сок в большой стеклянной банке.

Тут же голографические копии членов гайдаровского правительства, говорящие об экономических перспективах, приватизационные чеки и даже экономическая игра.

Вызывают ностальгию вещи из ушедшей эпохи: тетрис, магнитофоны и «видики», видео- и аудиокассеты, приставка Денди, по телевизорам транслируются передачи и сериалы 1990-х годов.

День четвертый. Рождение Конституции

Несмотря на победу на референдуме 1993 года, страна оказывается на грани гражданской войны. Происходит попытка переворота. В музее воспроизведена студия телецентра Останкино, который штурмовали мятежники.

День пятый. «Голосуй или проиграешь»

История президентских выборов 1996 года и непростой предвыборной компании. Старые компьютеры, телефоны, из трубок которых звучат истории тех дней, агитационные материалы и избирательный бюллетень. Можно увидеть и кукол из одноименной программы тогдашнего, настоящего НТВ.

Рассказывается и о кровопролитной войне в Чечне.

День шестой. Президентский марафон

Здесь рассказывается об операция на сердце Бориса Ельцина. Далее - студия звукозаписи, где можно послушать выступления Ельцина или записать свое. Диаграммы с экономическими показателями России (в стране в 1998 году случился дефолт). В этом зале есть окно, из которого виден Храм-на-Крови, стоящий на месте дома Ипатьева, снесенного по решению Ельцина (когда он работал секретарем Свердловского обкома).

Приводится и информация о возможных преемниках президента, также представлен «ядерный чемоданчик».

День седьмой. Прощание с Кремлем

Воссоздан президентский кабинет в Кремле. Звучит новогоднее обращение Б.Н. Ельцина 1999 года, в котором он отказался от власти…

В шкафу за стеклом: трудовая книжка первого президента, пенсионное удостоверение, наградные листы.

Последний зал, в котором можно послушать речи известных людей о Свободе. Здесь пять столбов с экранами, разделенных тематически: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести». В специальной кабинке можно записать и свое обращение.

В центре холла на втором этаже музея, на так называемой «президентской площади», на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовым памятником можно сфотографироваться или сделать селфи.

Более-менее внимательное знакомство с музеем занимает не менее 4-5 часов. А чтобы посмотреть все, что есть в музее (включая многочисленные аудио-, видеоролики, различные материалы), то и всего дня не хватит. Музей оставляет неизгладимое впечатление. К небольшим минусам можно отнести разве что идеализацию образа Ельцина.

Что еще?

Владимир Путин и Дмитрий Медведев 25 ноября откроют в Екатеринбурге «Ельцин Центр», созданный во исполнение указа 2008 года. Незадолго до церемонии «Лента.ру» получила возможность оценить экспозицию первого мемориального музейно-архивного комплекса, посвященного первому президенту России. Создатели музея предлагают свой взгляд на историю страны, который наверняка вызовет полярные отклики.

Яркий оранжевый свитер на первом музейном стенде привлекает едва ли не большее внимание, чем огромный, в полтора роста, двуручный меч, расположившийся слева от него. Свитер, в отличие от VIP-сувенира, входил в постоянный гардероб Бориса Ельцина - с тех пор, как был подарен ему на день рождения. «Чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет - намек на то, чего не хватает сейчас нам в России», - сообщается в сопроводительной записке с подписью «Ваш Борис Немцов» (видимо, к тому времени уже советник в аппарате президента Украины Виктора Ющенко).

Отсутствие ангажированности - вот то, на что здесь обращают внимание едва ли не чаще, чем на невиданную в России мультимедийную музейную начинку «Ельцин Центра» и масштабы проделанной работы. «Вы, конечно, понимаете, что в музее, застегнутом на все пуговицы и прошедшем политическую цензуру, ничего подобного бы не было, - подчеркивает Людмила Телень, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина. - Предварительного показа чиновникам тоже не было: вы видите все первыми, за два дня до открытия».

22 тысячи квадратных метров совместного труда группы американских музейщиков из фирмы Ральфа Эпплбаума, команды Татьяны Юмашевой и привлеченных российских деятелей культуры: от Эрика Булатова - автора панно «Свобода» (синим по белому - уход в очень далекую перспективу) до Павла Лунгина, который и придумал основу музея - семь дней 1990-х и рассказ о каждом из них.

Затем Михаил Сперанский при Александре Первом - и конституция, которую царь «так и не смог предложить обществу». Восстание декабристов и еще 30 лет российской истории разместились в одном периоде: «Очередной император сделал выбор в пользу неограниченного самодержавия и следовал ему до самой смерти. Финалом царствования Николая Первого стало унизительное поражение в Крымской войне и жестокий кризис». Больше внимания уделено реформам Александра Второго, предпринявшего «попытку превратить русское самодержавие в европейский политический режим». По мнению историков, озвученному Елизаветой Боярской, этот император «погиб не за реформы, а за отречение от них». Николай Второй принял конституцию - но «недолгий подъем прервала Первая мировая война».

О первом российском демократическом правительстве - Временном - ни слова: сразу большевики. «Насилие стало главным политическим инструментом послереволюционного режима», - описывается период Иосифа Сталина. И тут же: «Не партийные вожди, а обычные люди сделали все, чтобы эта эпоха вошла в историю не только ГУЛАГом, но и Днепрогэсом, Магниткой, покорением Арктики, немыслимым трудовым подъемом, который нельзя объяснить страхом. Можно - верой в свою страну». Хрущев «освободил общество от страха». Брежнев - «Эпоха застоя. Следующий шанс на возвращение в цивилизованный мир страна получила через 20 лет, когда к власти пришел Горбачев». Стране, однако, требовался лидер другого типа: «Борис Ельцин рискнул опереться не на личную власть, а на самостоятельный выбор граждан. Так началась история новой, свободной России».

Здесь заканчивается мультфильм и стартует собственно история, которой посвящен музей Президентского центра Б.Н. Ельцина: не власти, но выбора. Все начинается, как положено, с выступления Ельцина на пленуме 1987 года. Кресла как в том зале, трибуна, а герб СССР на ней и вовсе настоящий - спасенный из 14-го корпуса Кремля, подвергшегося реконструкции. Оттуда же перешел в «Ельцин Центр» и главный экспонат дня седьмого - отставка, «Берегите Россию»: первый кабинет первого президента - кресло, телефоны, стол. Время от времени в кабинете гаснет свет, и со студийного монитора раздается та самая речь: «Я устал, я ухожу». Ядерный чемоданчик, переданный преемнику, - тут же, неподалеку: тоже подлинник - как почти все здесь, от документов до артефактов. Кейс - западного производства, от Samsonite. Хочется надеяться, что со времен Бориса Николаевича импортозамещение хотя бы в этой области достигло ста процентов.

Весь музей можно осмотреть за полтора часа; замысел кинорежиссера Лунгина соответствует средних размеров фильму. Каждое событие - в трех измерениях, как в нынешнем кино: тут - пропаганда, здесь - свидетельства, а рядом - официальные документы, порой из рассекреченных либо найденных. Хочешь копнуть серьезнее - в четвертое измерение придется в буквальном смысле углубляться: под каждым стендом - выдвижная панель с дополнительными материалами. Создатели музея уверяют, что именно там противники Бориса Ельцина могут найти очень многое из того, чего им - судя по социальным сетям - заранее не хватает в «Ельцин Центре»: «семибанкирщину» и беженцев, новогодний штурм Грозного и коробку из-под ксерокса, обнищание людей и малиновые пиджаки тех, кто по большей части остался в 90-х. «Моя семья передала в музей весь семейный архив. Это целая подборка листовок, газет, вырезок, фотографий, книг по 1991-1993 годам, - говорит публицист Кирилл Шулика. - Часть материалов поселилась в архиве "Ельцин Центра", часть - на его сайте, кое-что есть в экспозиции. Многие несли сюда свои артефакты из 90-х. Таким образом получился не музей Ельцина, а музей эпохи, в которой Ельцин был одним из героев, а главными героями были простые люди. И они заслужили соседства в одних залах с сильными мира сего».

Документов действительно много. Попадаются трогательные - особенно если смотреть на них через четверть века. «Во что вы любите играть?» - спрашивают Б.Н. в 1990 году сотрудники одного из советских журналов для детей. «Лапта, футбол, волейбол», - отвечает Ельцин. До большого тенниса - как и до самой большой политики - оставалось несколько лет.

День второй - августовский путч: баррикада полукругом, видео на половину высокой стены и стенды с личными вещами защитников Белого дома: «Отель "У погибшего альпиниста"» Стругацких - книга Владимира Усова, одного из троих погибших в те дни. День третий - «Непопулярные меры»: зал с пустым прилавком - банки с березовым соком, горки салата из морской капусты, экраны с очередями, а более ничего. Чуть дальше - экономические реформы. «А вот интерактивная игра "Как правильно вложить ваучер"», - обращает внимание Людмила Телень. Переиграть собственную историю приватизации из присутствовавших не решился никто.

Поодаль - уникальная 3D-инсталляция: трое отцов российской экономической реформы - Андрей Нечаев, Анатолий Чубайс, Петр Авен - рассказывают о том, почему все вышло так, а не иначе. Голограммы расположены за стеклом, по оптическому ощущению - метрах в десяти-пятнадцати от посетителей: то ли «страшно далеки они от народа», то ли устроители «Ельцин Центра» неплохо представляют народные реакции. А вот клетчатая сумка «челнока» - кормилица многих - на отдельном почетном месте, близка и вполне натуральна. Впрочем, и самому «Ельцин Центру» придется в ближайшие годы показать, насколько здесь освоили принципы рыночной экономики: в корпусе бюджетного финансирования - не только 4 миллиарда 980 миллионов рублей на обустройство комплекса, но и двухмиллиардный кредит. Центру предстоит отдавать его, зарабатывая на офисах и прочих площадях огромного здания, при этом самостоятельно финансировать собственные проекты. По крайней мере задумано все именно так.

День четвертый - «Рождение Конституции» 1993 года и день пятый - «Голосуй или проиграешь» - скорее всего, вызовут наибольшее количество споров. Прежде всего трактовкой, которую выбрали в «Ельцин Центре». Она простая: не трактовать, не давать оценок даже самым драматическим событиям. Октябрь-93 - инсталляция: разбитая аппаратная в Останкино, нагромождение полицейских щитов, видео с улиц и 127 гильз - по числу погибших. Выборы 1996 года - куклы из одноименной программы: Б.Н., Геннадий Зюганов, Александр Лебедь - и типовая столичная редакция середины 90-х. Первая чеченская - это кроваво-красная комната, параллельная «редакции»: в пулевых отверстиях - фото от «Мемориала», в нишах - берцы и форма от майора Вячеслава Измайлова, который выменивал попавших в плен солдат в том числе и на амуницию. В любом случае тем, кто будет обустраивать тему второй чеченской войны в одном из следующих президентских центров (а их, по логике, должно появиться еще как минимум два: «Путин Центр» и «Медведев Центр»), будет от чего оттолкнуться.

Зал, посвященный собственно Конституции РФ, - очередная огромная видеостена. Здесь все по статьям основного закона - островок определенности в мире, лишенном трактовок. О запрете дискриминации по национальному признаку со стены рассказывает Иван Ургант, об охране законом права частной собственности - Авдотья Смирнова. А неприкосновенность частной жизни провозглашает Михаил Жванецкий.

В шестом зале «Президентский марафон» - второй срок. С операцией на сердце и разноцветными котировками цен на нефть, накладывающимися на вид за окном: екатеринбургский храм Спаса на Крови становится полноправной частью экспозиции о человеке, который сначала разрушил Ипатьевский дом, а после похоронил царскую семью. И, разумеется, с поиском преемника - галереей портретов (Лужков, Примаков, Аксененко…) и передачей того самого чемоданчика.

Выход из кабинета Ельцина - только через Зал Свободы. Точнее, видеоколоннады свобод: мысли и слова, собраний и объединений, совести и вероисповедания, передвижения, предпринимательства. «Количество колонн позволяет каждому посетителю выбрать себе подходящую пятую», - обращают внимание в «Ельцин Центре». Можно посмеяться. И заодно вновь поспорить о том, что более подходит России - демократическая горизонталь или централизованный вертикальный путь развития.

Бесспорно, однако, то, что впервые за долгие годы существования СССР и России воплощено в комплексе «Ельцин Центра»: преемственность, основанная на государственно декларированном уважении к опыту предшественника - уважении овеществленном, оформленном и внушительном, как сама власть. То ли как размещенные здесь по американскому образцу два лимузина Бориса Ельцина - первого секретаря Свердловской области и первого президента России, - то ли как вписанный в экспозицию натуральный московский троллейбус, подобный тому, в котором будущий глава государства общался с народом в 1980-х. Кстати, большой вопрос, что здесь смотрится органичнее.

Екатеринбург - Москва

Актер и режиссер Никита Михалков предложил привлечь экспертов к разрешению спора о деятельности Ельцин Центра в Екатеринбурге. По его словам, деятельность центра нужно проверить. Скандал вокруг Ельцин-центра разгорелся после критики режиссера, заявившего, что в музее «ежедневно осуществляются инъекции разрушения самосознания людей»..Как передает «Интерфакс», Михалков предложил привлечь к анализу группу из историков, политологов и специалистов. «На мой взгляд, необходимо собрать команду профессионалов – историков, политологов и специалистов, которые должны, проанализировав всю экспозицию, экспонаты и деятельность музея, внести в нее свои правки, если они сочтут это нужным», – отметил он после того, как на его критику отреагировала вдова Ельцина. Напомним, ранее Михалков выступил с критикой в адрес Ельцин-центра и программы музея. Режиссер заявил, что в музее «ежедневно осуществляются инъекции разрушения самосознания людей». Удивительно, но те, кто подвергает лучшую культурно-просветительскую площадку горда жесткой критике, как и Никита Сергеевич, в Ельцин Центре ни разу не были… А вот что сказал по этому поводу заместитель директора Национального института развития современной идеологии (НИРСИ), политолог Глеб Кузнецов, который побывал в Центре лично.

«В отличие от большинства московских участников дискуссии, я таки в Ельцин-центре был. И вот что я хочу вам сказать. «Ельцин Центр» – прежде всего отличный музей. Причем, музей совсем и отнюдь не Ельцина. Это исторический музей СССР –России.

Экспозиция пытается объяснить – в том числе через жизнь Ельцина, куда без него - как получилось, что мы – Россия и люди ее населяющие – именно таковы сегодня, какие мы есть. И у авторов экспозиции это, надо сказать, получается.

Там наряду с документами о сталинских репрессиях висит плакаты: «Партия сказала надо, комсомол ответил есть!» и «ЦРУ – организатор идеологических диверсий». Последний – шедевральный. Стоит ковбой с пистолетами, на шляпе – значок доллара, за поясом - топор с надписью «Печать» и весь перевязан кинопленкой с пометкой «Голливуд».
И дальше про космос с Гагариным и про переполненный троллейбус. И про стройки великие и про то, что кроме морской капусты в магазинах нет ничего. В магазине чувствуешь себя как в родном Универсаме, в зале заседаний политбюро - как будто затесался между Слюньковым и Воротниковым. Музей сделан блестяще.
Только «про Ельцина» – воссозданный кабинет, где записывалось «Я устал, я ухожу». Так что тоже, можно сказать и не про Ельцина вовсе, а про нас сегодняшних, возникших из этой усталости и этого ухода.

Экспозиция Ельцин Центра – главное мое музейное впечатление за последние много-много лет. Она –про жизнь. Я не увидел в ней ни одной фальшивой ноты.
Разве что неплохо было бы для полноты картины воссоздать комнату на переделкинской даче. Где нибудь между стройкой социализма и пустым универсамом. «А так, дети, жила наша совесть – творческая интеллигенция». Повесить все варианты гимна, начиная с первого и до нынешнего, распечатать договоры о гонорарах за самую мутную книжонку из серии «Пламенные большевики». Дать всю картину равенства и справедливости советской жизни. Но тут я уже ворчу.

Эта экспозиция с вырезками газетными о кошмаре первой войны в Чечне и с предвыборными плакатами Жириновского в майке «Металлики» со слоганом «Я такой же как и вы!» – очень честная штука. Редко когда удается сохранить честность, говоря про политическую историю страны. «Ельцин Центру» это удалось. То, что это делается на государственные деньги - вдвойне здорово. А то, что за пределами "большой Москвы" от Рублевки до Финского залива - втройне.

В мире 29х панфиловцев и 27х бакинских комиссаров, в стране родовитых и аристократических семейств мифотворцев, которые десятилетиями столбят за собой право на этот самый миф, объясняя поколения людей как и почему они живут, в мире москвацентричном и чинопочитательном существование другой культурной и другой исторической политики удивительно. И замечательно.

Есть же на метро Курская восстановленная за государственный счет цитата михалковского гимна аршинными золочеными буквами: «Нас вырастил Сталин на верность народу». Так пусть будет в двух часах лета от этого счастья хоть что то не из этой оперы».

© Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр) / YouTube

Сегодня, 25 ноября, на улице Бориса Ельцина в Екатеринбурге состоялось открытие Президентского центра Б.Н. Ельцина (Ельцин Центра).

Экспозицию осмотрели президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев в сопровождении жены первого президента России Наины Ельциной, передает «Интерфакс» .

Перед осмотром экспозиции Путин и Медведев посмотрели фильм об истории Российского государства со времен Новгородского веча до наших дней. Эпиграфом к фильму была фраза о том, что демократия зародилась на Руси раньше, чем монархия. Заканчивается фильм приходом к власти Бориса Ельцина.

Дочь Ельцина Татьяна Юмашева показала гостям документы из семейного архива, в том числе протокол допроса отца Ельцина, который был раскулачен и репрессирован. Президент и премьер также осмотрели комнату квартиру Ельциных в дни путча 1991 года, воспроизведенную в музее с реальной мебелью и телевизором, показывающим «Лебединое озеро».

«Ельцин Центр появился в главном городе Урала не случайно: Екатеринбург именно тот город, который во многом сформировал Бориса Ельцина как политического лидера», - говорится в сообщении на сайте Фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» .

Основная экспозиция музея разделена на семь дней, каждый из которых связан с переломным моментом в истории современной России. Зал «День первый. Мы ждем перемен!» рассказывает о том, как начиналась перестройка и какую роль сыграл в ней Борис Ельцин. «День второй» посвящен августовскому путчу 1991 года. Посетители зала «День третий. Непопулярные меры» могут пройтись вдоль пустых прилавков магазинов начала 90-х и сыграть в интерактивную игру «Распорядись своим ваучером»: у каждого есть возможность обменять свой ваучер на акции, продать их с выгодой или «спрятать в тумбочку».

«День четвертый. Рождение Конституции» рассказывает о событиях октября 1993 года, «День пятый. Голосуй или проиграешь» - о предвыборной кампании Ельцина 1996 года, «День шестой. Президентский марафон» посвящен второму президентскому сроку Ельцина, в зале «День седьмой. Прощание с Кремлем» можно узнать все подробности передачи президентской власти после того, как Ельцин 31 декабря 1999 года объявил о своей отставке.

В центре экспозиции зал Свободы - площадка для открытой дискуссии о гражданских правах и свободах в России. Здесь можно услышать, что значит слово "свобода" для самых разных людей - от бывшего президента Украины Леонида Кучмы до актрисы Лилии Ахеджаковой, от президента США Билла Клинтона до телеведущего Ивана Урганта, от писателя Михаила Жванецкого до музыканта Андрея Макаревича. Специальная студия в этом зале дает каждому посетителю возможность записать собственное мнение на видео, которое позже появится на экранах зала.

Общая площадь комплекса, в котором размещаются музей, библиотека, архив, выставочные залы, образовательный и детский центры, составляет около 88 тысяч кв.м, отмечает «Газета.ру» . Музей и архив насчитывают более 30 тысяч единиц хранения, более 130 тысяч фотографий.



Загрузка...
Top