Изобразительное искусство готического стиля. ​Готика в архитектуре

Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.


Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIVвека Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVIвека.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В 1980-е годы термин «готика» начал применяться и для обозначения возникшей в это время субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).


Элементы, определяющие готический стиль


Готический стиль имеет довольно четкие элементы, его определяющие. Готический стиль легко узнаваем по определенным приемам, которые тогда применялись. Если выразить это одной фразой, то можно использовать следующую – устремленность ввысь в мир духовного, его религиозном смысле. Свое выражение эта идея получила в:


Готика в интерьере.

Готика - следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин "готика" ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, то есть, по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы - "варварское" германское племя).

Готический стиль , господствовавший в Западной Европе в XIII - XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор - городское сооружение, устремленное ввысь, господствующее над всей городской застройкой.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, ее появление связывалось с арабским влиянием.

В готической архитектуре применялся базиликальный тип храма. В основе зданий периода готики лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны - специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами (специальными подпорными столбами) бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.

Важная деталь готического здания - огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами . Все внутреннее пространство благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета.

Снаружи у готического здания обычно две башни на фасаде, а между ними - круглое большое окно, так называемая "готическая роза".

Ощущение легкости подчеркивалось и внутренним декором . Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками.

Предметы мебели периода готики были достаточно тяжелыми и неуклюжими, они как правило располагались вдоль стен. На шкафах, кроватях , стульях встречались самые различные элементы церковной архитектуры.

Позже на деревянных изделиях начинает использоваться геометрически точный орнамент, достаточно причудливый и вычурный.

Изделия мебели восходят корнями к церковной обстановке. Мебель украшается ажурным, растительным орнаментом, ленточным плетением. Характерная черта этого периода - стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.

Один из основных видов мебели - сундук , выполняющий самые разные функции. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены фигурной лепниной, богатыми металлическими вставками.

Повсеместно использовались скамьи . Они были самых разнообразных видов, например, с нижней частью, похожей на сундук, с высокой спинкой.

Кровать в готическом стиле была снабжена балдахином, а в европейских странах с более мягким климатом его заменила деревянная конструкция, украшенная резьбой, филенками и отделкой разных цветов.


"






Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV века.

Общая характеристика стиля Готика

Готика – в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое “лицо”: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.

Характерными элементами в дизайне интерьеров становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей.

Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.

История стиля Готика

Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом “tedesca” (итал. “немецкая”). Есть предположение, что слово “готика” впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило возрожденческий характер».

Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

Немного позже,в XVIII-XIX веках, вкусы Запада стали вновь обращаться к романтичным направлениям дизайна Средневековья. Это и привело к возрождению готического стиля в этот период. Возрождение готики совпадает по времени с появлением викторианского стиля интерьеров.

Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами –это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.

Особенности стиля Готика

Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой.

Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое “лицо” стиля готики.

Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

“Готические розы”, красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

Элементы декора готического стиля интерьера

Картинами для украшения комнат в готике пользуются редко. В то же время, эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Заключение

Ключевой момент готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет – символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.

Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как “готическое”: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон и, даже, американские небоскребы.

Готика характеризует третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной Европы.
Само название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение "вечного города" Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории. Термин "готика" появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.

Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками. "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля. С начала XIX века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Факт рождения готического стиля многие специалисты считают кульминацией романского искусства и, вместе с тем, его отрицанием. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный "возрожденческий" характер (см. Возрождение). XII век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы.


О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. ЛадовскиИ: "Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше". Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в XIII веке. Угасание приходится на XIV - XV века (пламенеющая готика).

Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний.

В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Родина готики — Франция, королевская область Иль-де-Франс, откуда она распространилась как знак королевской власти по Франции, в конце XII в. стиль пришел и в остальные страны Западной Европы.

Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.


Готическая конструкция здания предусматривала выделение строительного каркаса: опоры несли составлявшие основу свода стрельчатые арки (нервюры) с облегченными распалубками, распор которых погашался за счет вынесенных наружу контрфорсов и передающих распор соединительных арок — аркбутанов.


Стена поэтому не играла в готике конструктивной роли, ее заменяли широкие проемы окон, порталов, облегченное здание неукротимо росло вверх, устремляясь к небу высокими шатрами башен, шпилей, пинаклей и флеронов (украшений в виде цветка), рождая мысль о гармонии и многообразии божественного универсума. Пронизанное светом внутреннее пространство храмов обрело единство.

Возросла роль ведущих архитекторов (сохранились их имена), которые пользовались исполненными в масштабе чертежами. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV-XVIV вв. готику сменяет Возрождение.

Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Условия формирования и развития готического стиля
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Готика. Рыцарский щит
Готическое искусство — искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы — высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу XIII в. коммунальных революций.

В некоторых странах королевская власть, опирающаяся на союз с городами, возвышается над силами феодальной раздробленности. Цеха и гильдии укрепляют свои позиции. Обустраиваются города-коммунны, города-республики, частно-владельчиские города. Юридически закрепляется "Магдебурское право". Начало этому было положено в XII веке в немецком городе Магдебург.


Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.


Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления. В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны.

Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности. Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира.

Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа. В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).

Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города. Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной "божественной вселенной".

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья. Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225-1274гг.) разрабатывает проблему дуализма - раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности. "Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения" - так пишет Фома Аквинский в "Сумме теологии".
Источники.

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.

Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся ценою напряженной борьбы известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы - высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу 13 в. коммунальных революций. В некоторых странах королевская власть, опиравшаяся на союз с городами, возвысилась над силами феодальной раздробленности.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождали стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки - университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. В рамках схоластической философии, пытавшейся примирить веру с разумом, возникли еретические учения, вызванные ростом критического мышления, ставились серьезные философские проблемы, уделялось много внимания общим вопросам, связанным с жизнью человеческого общества и познанием самого человека. Философ Пьер Абеляр считал необходимым доказывать религиозные догматы с помощью разума, для него главным было «сопротивление авторитету церкви». В схоластику проникал интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце 12 и 13 вв. распространилось близкое к материализму учение арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делались попытки примирить христианские догматы и наблюдения действительности. Реальный мир уже не отрицался полностью, его рассматривали как совершенное творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменилась более светлым и радостным восприятием красоты мира. Суровые нравы смягчились. Вместо с тем росло самосознание народа. В ходе борьбы, в разгаре жакерии, в накаленной атмосфере городов, боровшихся за коммунальные вольности, проповедовавших реформу церкви, рождалось сознание братства и равенства, лаконично выразившееся в изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

В придворной рыцарской среде 12-14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров - провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства. Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону (одноголосью) пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.

В средневековых городах второй половины 12-13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство и догматизм, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремленность в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую хронологическую границу. 12 в.- время расцвета романского стиля; вместе с тем с 1130г. появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание стиля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Франции - на родине готики - произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм, В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика достигла своего высшего завершения в Миланском соборе (конец 14-15 вв., достроен в нач. 19 в.).

Архитектура
Архитектурный облик западноевропейских вольных городов надолго определился готическими сооружениями - соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки кожевников, красильщиков, плотников, ткачей и т. д. Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгрывались духовные драмы - мистерии.

В замысле образа собора проявились не только новые идеи католической религии, но и новые представления о мире, возросшее самосознание горожан. Динамичная устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим «стремлением души к небу», пробудившейся тоской о вселенной и одновременно рациональными соображениями, вызванными теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной и пожарной вышки. Иногда они увенчивались фигурой петуха - символа бдительности. Для организации просторных интерьеров с развивающимся ввысь и вглубь пространством в соборе была применена новая конструктивная система свода, сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли, техники.

Готический собор, по сравнению с романским,- новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфорсы - столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и различные по форме отрезки пространства, а также поднять свод на головокружительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.
Характерная особенность готической архитектуры - арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его интерьер - просторный, светлый, рассчитанный на многолюдную толпу,- сразу раскрывается перед зрителем и захватывает стремительным движением на восток, так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Капеллы сливаются, образуя сплошной венок; они отделяются от храма колоннадой, в которой как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и легко обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впечатлений. Пространство безмерно протяженных нефов стремительно развивается в глубину - к алтарю, хору, озаренному светом, заставляющим трепетать всю атмосферу; убыстряющимся вверх ритмом оно возносится под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок, как бы стремящихся в бесконечность. Льющиеся сверху, из окон с цветными стеклами потоки разноцветного света смешиваются в пространстве, играют на пучках колонн. В праздничные дни собор представлял особо торжественное зрелище: голоса поющих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистическое настроение. Они как бы уносили в некий неизведанный, по влекущий к себе, находящийся за пределами земли одухотворенный мир и в то же время подымали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и внешний вид собора, ибо внутренняя структура здания проецируется на внешнюю; внутренние членения продольной части здания угадываются в его фасаде. Внутреннее пространство как бы перетекает во внешнее. Образ храма утратил суровую замкнутость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с монументальными, богато украшенными порталами, которые прежде размещались на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и преображали собор, по словам Родена, в «симфонию света и тени». Сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющимися в окружающей среде. Цветные окна, занимающие верхнюю часть стены, сквозные галереи способствуют тому, что здание как бы утрачивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности - детали подчинены четкой логической и строгой конструкции.


Готика - это умение найти
красивое в темном и ужасном.(с)


Готика - существует готическая архитектура, готическая скульптура и живопись. Существует и готический стиль в одежде, но прежде, чем говорить о ней, заглянем в саму историю стиля готики.


Готика неимоверна красива, но красива своеобразной мрачной, строгой и холодной красотой. Готика зарождается в средневековой Европе, во времена того самого темного средневековья, когда ведьм жгли на кострах, была сильна католическая церковь, а верные рыцари преданно служили дамам своего сердца.



Впрочем, темным средневековье назвали мыслители эпохи Возрождения, эпохи, которая пришла вслед за ним, примерно в XV веке. И само слово «средневековье» для периода, который длился с V до XV веков, также подобрали именно мыслители Возрождения. Ведь до этого периода была столь любимая ими античность, классическая, правильная, математически выверенная, та, которую теперь они возрождали, а средневековье – это середина между ними и античностью, темные века, века, в которые искусство отказалось следовать законам математики и пропорции.



Готика, искусство средневековой Европы готикой также назвали мыслители Возрождения. Это слово происходит от названия племени готов - варварское племя. Варварами во времена Древнего Рима называли большинство племен и народностей современной Европы, исключая римлян. Вот и мыслители эпохи Ренессанса, Возрождения, окрестили все искусство средневековой Европы варварским, готическим, непропорциональным, неправильным, неклассическим.



Сегодня готикой называют искусство Европы конца XII - XV веков. Готика была и в , и в Англии, со временем она распространится практически по всей Европе, но зарождается готика во Франции. Готика – французский стиль. Зарождается готика в XII веке на севере Франции, район Иль-де-Франс.


Ярче всего готика проявляется в архитектуре. Соборы в Шартре, Реймсе, Амьене. Собор Нотр-Дам в Париже. Их главной особенностью является наличие стрельчатых арок, которые появляются именно в эпоху готики. Величественные, мрачные, холодные, поистине готические соборы. Именно в эпоху готики появляются и витражи. А еще для готики свойственны изображения грозных и мрачных химер и горгулий, чудовищ, чьи скульптурные изображения украшают многие готические соборы.



Но если готика была везде: архитектура, скульптура, живопись, если она витала в самом воздухе, то, конечно же, она не могла не проявиться и в одежде.


Впрочем, не стоит забывать, что в те времена, когда появляется готика, за окном средневековье, общество разделено на сословия, и одежда феодалов, горожан и крестьян будет значительно различаться. Так, к примеру, горожанам в отличие от феодалов запрещалось носить одежду, пошитую из шелка, а также длинные шлейфы платьев. Стоит учитывать и то, что именно в период готики европейцы наконец-то «научились» шить одежду, портное ремесло стало более совершенным.



Девушка периода готики. Иллюстрация из Библии 1340 г. На девушке широкая ниспадающая на плечи вуаль, длинное присборенное платье, а поверх него жилетик.


Родиной одежды в стиле готики, конечно же, была Франция. А до абсурда, до самых крайних форм готическую одежду доведут в Бургундии.


В одежде появляются, как и в архитектуре, вытянутые готические пропорции. И если в соборах стрельчатые арки, то в одежде туфли с острыми носами и сильно вытянутые заостренной формы шляпы. В моде яркие цвета (темный цвет в готику придет гораздо позже), любимая ткань – бархат. На одежде много орнамента, и орнамент в основном растительный.


В мужской одежде в то время появляются два варианта костюма – свободный и длинный, а также узкий и короткий. Второй вариант чаще предпочитает молодежь. С XIV века в мужскую моду входит пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, дополнением к которой служили узкие штаны-чулки. У пурпуэна также могли быть и длинные, свисающие до пола, декоративные рукава. Мужчины из знатных родов также носили котарди – узкий кафтан, как с широкими, так и узкими рукавами, рукавами в форме крыльев и блио – кафтан до талии с узким лифом и широкими не сшитыми по бокам полами.









Плащом в то время служил согнутый пополам и не сшитый по бокам кусок ткани с отверстием для головы, называют его нарамник. А вот если нарамник был сшит по бокам и имел прорези для рук или даже рукава, то его называли сюрко. Плащи были как короткими, так и длинными.


Женская одежда состояла из камизы и котта. Котт состоял из узкого верха, широкой юбки и шнуровки сзади или сбоку. Талия была удлиненной, обязательным элементом юбки был шлейф (причем, чем длиннее шлейф, тем знатнее дама), а на самой юбке спереди делались складки – драпировать ткань на животе считалось модным. Верхней одеждой служили круглые и полукруглые плащи с вырезом и застежкой-пряжкой на груди.


И женская и мужская обувь имела заостренные носки, длина которых иногда доходила до 50 см.


Самым популярным женским головным убором в то время служил горж – он напоминал сшитую из ткани трубу с разрезом сзади и расширяющуюся к низу. Носили дамы и высокие «двурогие» чепцы.


Таким образом, главными особенностями средневековой готики в одежде были – заостренные шляпы и носки туфель, тонкая и высоко зашнурованная талия, длинные шлейфы, края одежды, выполненный в форме зубцов, у мужчин – чулки-штаны, плотно прилегающие к ногам.



Фото современных платьев с элементами готического стиля





Готический стиль в одежде и готы.


И вот тут, именно здесь, именно в этом месте, и именно сейчас в нашей статье намечается неожиданный поворот. В XV веке готика сходит на нет, на смену ей, как и в искусстве, так и в одежде приходят другие стили. Возродится готика на некоторое время в XVIII - XIX веках, во времена эклектики, историзма, возродится, как неоготика, наряду с , неоренессансом, псевдорусским стилем, в то время в моде будет возврат к прошлому, смешение эпох, смешение направлений. Но это будет кратким воскрешением.





Гораздо интереснее «воскреснет» готика в конце 1970-ых ХХ века. Готическим стилем в одежде сегодня называют стиль молодежной субкультуры готов. Что общего у них с готикой средневековья? Спорный вопрос. Общее как есть, так его практически и нет. Есть мрачность, холодность, определенная строгость, интерес к потустороннему. Но при этом одежда современных готов имеет больше общего с готическими соборами и химерами, охраняющими их, чем с одеждой того периода.


Готы, молодежная субкультура готов, появляется вместе с определенным направлением в музыке – готик-рок. Одной из первых музыкальных групп, получивших ярлык «готической», стала Joy Division, так их охарактеризовали критики.





И у готов, начиная с 1980-х, складывается определенный собственный стиль, своя мода. Основными признаками готического стиля в одежде сегодня являются черный цвет, металлические украшения с символами готической субкультуры, часто религиозными, мифологическими, причем готы любят серебро, а также неизменный, очень характерный макияж. Такой макияж носят как мужчины, так и женщины, две главные его составляющие – это белая пудра для лица и темная подводка вокруг глаз.


Прически – чаще длинные волосы, которые готы красят в черный, реже рыжий цвета.




Одежда готов может быть стилизованной под моду XVIII-XIX веков – кружева, длинные платья у женщин, длинные перчатки, фраки и цилиндры у мужчин, тут возможны и элементы неоготики в одежде, и элементы . Одежда готов может иметь и схожие черты со стилем металлистов – кожаная одежда, металлические аксессуары, цепи. В одежде готов можно встретить в качестве аксессуаров и ошейники, и браслеты с шипами. Среди готесс пользуется популярность и стиль «вамп» - помада и лак для ногтей от ярко-красного до черного цветов, черная косметика, подводки.


Можно выделить и такое направление в готическом стиле, как «корпоративный гот». Скажем так, это офисный вариант, вариант, который используется при невозможности одеться в более крайние формы готического стиля. Для такого направления характерны неброские украшения, черная деловая одежда.


Наиболее ярко все различия и направления в готическом стиле представлены в работах бельгийского фотографа Вионы Йелегемс.





В 1990-е – начале 2000-х готика появляется и на подиуме. Так коллекции «Птицы», «Голод» и «Сияние», не обошлись без отсылок к готическим сюжетам и смыслам. А журнал Elle в 2009 году писал: «Неоромантики празднуют возвращение викторианской драмы на подиумы. Пышные юбки, блузки с рюшами и черные кружева превратят вас в настоящую готическую героиню».


В показах коллекций весна-лето 2011 готический стиль был представлен у Жана-Поля Готье, который, впрочем, смешал его с рок-панком, и Givenchy. Да и сегодня, в 2012 году можно быть уверенными в том, что готика, так или иначе, займет свое место на подиумах, среди других направлений и тенденций.








Загрузка...
Top