Русские отличаются от европейцев. Чем россияне отличаются от жителей европейских стран? Письменная и устная культура


У нас не перестают говорить о необходимости интеграции России в европейскую культурную среду. Однако, что будет, если это в самом деле произойдет? Сможем ли мы жить вместе с европейцами в общем доме? Не слишком ли мы отличаемся от них? Об этом - в статье ниже. Любопытно.

Цитата :


"Прежде всего Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией," - сообщил россиянам президент Путин в своём шестом послании Федеральному собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.

"Россия - европейская страна..." - заявил победивший на президентских выборах Д.А. Медведев в своём интервью газете британской газете "Financial Times" 21 марта 2008 г.

Итак, в споре славянофилов и западников Путин и Медведев встали на точку зрения последних: Россия относится к Европе, имеющиеся различия несущественны.

Вообще-то и за, и против такой точки зрения написаны целые тома. Но прежде чем браться за их изучение, полезно просто присмотреться к тому, как живут наши братья по разуму - европейцы. (Причисляя к ним - то есть к западной цивилизации - и США, и такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.) Не увидим ли мы чего-то такого, после чего весь спор можно будет считать законченным?

Чтобы пояснить, приведём пример, относящийся к другой цивилизации, ныне, возможно, уже вымершей. В своё время на островах Океании существовала своеобразная культура дикарей-каннибалов - тех самых, которые "съели Кука". (Она описана, в частности, в многочисленных рассказах Джека Лондона.) Дикари эти выращивали свиней, но не брезговали и человеческим мясом. К свиноводству у нас претензий нет (хотя мусульмане иного мнения). А вот к каннибализму отношение однозначно негативное. И понятно, что если люди считают каннибализм нормальным, то, следовательно, ценности у нас с ними совсем разные. Проводить дальнейшие исследования нет необходимости - понятно, что людоеды-островитяне относятся к совершенно отличной от нас культуре.

И вот если всерьёз заняться этим вопросом, то иногда кажется, что каннибализм - это ещё ничего. В Европе зато такое бывает!..

Вот несколько примеров. Вначале - просто о человеческих отношениях.

Для русского человека отвратительно доносительство. При этом уже общеизвестно, что европейцы и американцы считают нормальным стучать друг на друга по самым разным поводам: про нарушение правил дорожного движения, про шум у соседей, про то, что за стеной почему-то плачет ребёнок... Но порой дело доходит до совершенно диких случаев - вот как этот, информация о котором появилась в Интернете:

"В Берлине тётка нашла кошелёк с тыщей евро. Традиционные немецкие порядочность и щепетильность не позволили ей присвоить чужое. Тётка позвонила по номеру телефона, найденному в бумажнике, и предложила вернуть кошелёк за вознаграждение в сто евро "плюс 20 евро на транспортные издержки".

Но пенсионер, потерявший кошелёк, оказался ещё порядочнее и ещё щепетильнее. Он сообщил в полицию, и тётку арестовали в момент передачи кошелька за вымогательство. Два цивилизованных человека в правовом государстве всегда найдут общий язык".

Мораль Запада - "каждый за себя, один Бог за всех". Многие, наверное, слышали, что европейские и американские школьники обычно не дают друг другу списывать. Это просто не принято - в то время как в нашей стране, наоборот, осуждается отказ в просьбе "дай списать". Но такое поведение западной молодёжи имеет глубокие корни, ещё Макс Вебер обращал внимание на подобную тенденцию:

"Каждый, кто хочет ощутить специфическое воздействие этой своеобразной атмосферы, может обратиться к книге Беньяна "Pilgrim"s progress" ("Путешествие пилигрима"), получившей едва ли не самое широкое распространение из всех произведений пуританской литературы. В ней описывается, как некий "христианин", осознав, что он находится в "городе, осужденном на гибель", услышал голос, призывающий его немедля совершить паломничество в град небесный. Жена и дети цеплялись за него, но он мчался, зажав уши, не разбирая дороги и восклицая: "Life, eternal life!" ("Жизнь! Вечная жизнь!"). И только после того, как паломник почувствовал себя в безопасности, у него возникла мысль, что неплохо бы соединиться со своей семьей".

Здесь можно вспомнить и другой случай, свидетелем которого был автор. Дело было в США, на вечеринке с участием эмигрантов "третьей волны". Под тёщей хозяина дома, женщиной массивной, сломался раскладной стул. Дама особо не ушиблась, но немедленно заявила зятю: "Я тебя буду судить!" Мужик не на шутку испугался. Это в нашей стране судебная тяжба между родственниками воспринимается скорее как курьёз, тем более по такому ничтожному поводу. В Америке это нормально! При желании квалифицированные адвокаты помогли бы любимой тёще наказать зятя на круглую сумму. И никто бы не счёл её поступок некрасивым.

Различия в стереотипах поведения проявляются и в обыденной жизни, и в экстремальных ситуациях. С.Г. Кара-Мурза пишет, сравнивая Россию и Испанию:

"Женщина в метро может дремать, поставив свою сумку на пол. А здесь (в Испании) свои сумки наматывают на руку, и все равно их то и дело вырывают. ... Посмотрите голливудские фильмы-прогнозы о том, во что превратятся их города после большого бедствия.

В Нью-Йорке лет двадцать назад на четыре часа погас свет. За это время разгромили множество магазинов и ограбили массу людей, иногда прямо в лифтах. ...

В метро я наблюдал такую картину. Группа уличных мальчишек и подростков, которые протирают стекла машин у светофоров, пересчитывала добытые деньги. Потом они побежали по переходу и выдавали каждому нищему старику одинаковую сумму. Снова остановились, пересчитывают остаток. Нищих оказалось больше, чем они предполагали - стали спорить о том, сократить ли сумму или по какому-то признаку отказать части стариков в помощи. Решили сократить сумму (но все равно она оставалась внушительной). Это, конечно, детская романтика, но в Испании такое коллективное действие никто и представить себе не мог. Как раз тогда у испанских мальчишек возникла мода коллективно избивать нищих стариков".

Другой эпизод от С.Г. Кара-Мурзы: "В конце 1991 г. знакомый испанский социолог, заведующий кафедрой социологии университета Сарагосы, попросил меня об услуге. У вас, говорит, в январе грядет либерализация цен, покупательная способность доходов резко снизится. Попробуй раздобыть для нас сведения о том, сколько бездомных собак будут отлавливать в эти месяцы в Москве. Я удивился, а он пояснил. Они на кафедре изобрели метод измерения реакции населения на кризис - по числу выгнанных из дома собак. Говорит, что это очень чувствительный показатель. Еще формальных экономических признаков кризиса нет, но средний класс, нутром предчувствуя его приближение, начинает изгонять своих четвероногих друзей. ... То-то меня удивляло, что в тот момент по улицам Сарагосы бегали с безумными глазами доберманы - пинчеры, а то и сенбернары.

Социолог предвкушал, что в Москве они получат сенсационный научный материал - еще бы, моментальное обеднение миллионов жителей столицы. Мне интересно было послушать его рассуждения, но я предупредил, что вряд ли в Москве их методика годится. Другой народ, другая культура.

Прав оказался я. Точную статистику получить не удалось - тогда в Москве не то что собак не отлавливали, даже мусор на время перестали вывозить, просто сжигали его во дворах. Но я наблюдал сам и знакомых попросил смотреть, что происходит с собаками в их дворах. Ничего не происходило".

Иногда очень полезно услышать, что "их" удивляет в "нас". Вот свидетельство В.В. Кожинова:

"Мне один немец жаловался: у нас в Германии есть простые и понятные правила - если ты проводил девушку до дома, ты можешь её на прощание поцеловать. Ты пригласил её в театр или на концерт. Раз она согласилась, после этого ты уже можешь её обнять. И наконец после того, как она пошла с тобой в ресторан, ты можешь с ней переспать. В России же, говорит (а этот человек долго здесь жил) совершенно возмутительно: то даёшь ей огромные деньги, а она тебя отвергает, то она сама ставит тебе поллитра".

Россияне традиционно жалуются на "ментовской беспредел", на произвол "правоохранительных" органов. То ли дело в Европе!.. Но в Европе, оказывается: "...было бы ошибкой недооценивать французскую полицию. Если вы им чем-то не понравились, они запросто могут арестовать вас и продержать в камере 24 часа без предъявления каких бы то ни было обвинений. Это у них называется "содержание под надзором полиции"".

"Немец обязан всегда иметь при себе документы, удостоверяющие личность, в противном случае его могут арестовать и задержать на шесть часов, пока кто-нибудь не принесёт ему удостоверение. Если кто-то переехал в другой дом, пусть даже на той же самой улице, он обязан в течение ближайших дней зарегистрировать свой новый адрес".

Сами по себе эти факты говорят только о том, что их полиция от нашей милиции недалеко ушла. Но мы-то этим хотя бы возмущаемся в полный голос, с пропиской боремся... Европа собой вполне довольна и ставит себя в пример.

Америка - это, как говорится, отдельная песня. После событий 11 сентября 2001 г. в США был принят так называемый Патриотический акт, который "в интересах борьбы с терроризмом" узаконил слежку и прослушивание без санкции суда, взятие людей под стражу на основании одних лишь "подозрений в террористической деятельности", а также - немыслимая для "свободного мира" вещь! - содержание их под стражей в течение неограниченного времени без допуска адвоката. Точное число людей, брошенных за решётку на основании этого документа, не разглашается. Известно только, что их много. Пресловутый "сталинизм" на таком фоне выглядит прямо-таки образцом правового государства...

Более того. К числу преступлений сталинизма справедливо относят уголовное преследование детей. А как тогда оценивать вот такие факты из современной американской жизни:

"Сообщается, что семилетний Джерард Манго-младший был арестован за то, что сидел на мотоцикле перед своим домом. Поводом для ареста послужило то, что данная модель мотоциклов была запрещена в этом городе. Ребёнок был прикован к стулу наручниками в течение двух часов ("Rebellion", 27 апреля 2007 г.). Во Флориде обвинения в совершении преступлений предъявлены 4500 детям в возрасте младше 11 лет. Шестилетняя девочка Дезре Ватсон была арестована по обвинению в нападении на учителя, нарушении порядка в школе и сопротивлении школьным охранникам...".

А вот картинка совсем из другой области. Вторая мировая война, боевые действия на Тихом океане. Американский морской пехотинец рассказывает об одном из своих товарищей:

"Один из морпехов методично шагал среди мёртвых тел с парой щипцов. Он сделал наблюдение, что японцы имеют большую склонность к золотым зубам. Он заглядывал в каждый рот. Он разжимал челюсти со всей сноровкой опытного дантиста с Парк-авеню, затем осторожно, очень осторожно, чтобы, не дай бог, не пораниться и не заразиться, выдёргивал всё, что блестит. Он хранил золотые зубы в мешочке из-под табака, который всегда носил на шее, как амулет. Мы звали его Сувенир".

Помнится, в советской литературе был аналогичный персонаж: фашистский палач из романа "Молодая гвардия", вызывавший всеобщее омерзение читателей. Но среди американцев такое поведения воспринималось просто как лёгкая странность...

Начав говорить о странностях - поговорим и о любви. Однополой. Как известно, попытки провести в Москве гей-парад встретили абсолютно адекватный ответ: официальный запрет и стихийный мордобой. И никакие потуги современного шоу-бизнеса не в состоянии изменить отношение россиян к гомосексуализму как к позорному отклонению в поведении. По данным социологических опросов, 84% россиян считают гомосексуализм морально неприемлемым. В США эту точку зрения разделяет лишь половина граждан, Запад гордится своей толерантностью - и в результате мы имеем то, что имеем: "В Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании и Бельгии, в нескольких штатах США уже разрешена официальная регистрация однополых браков. В ряде стран (например, в Дании) гомосексуалисты и лесбиянки добились таки права усыновлять детей. А в чопорной Англии содомитов даже венчают в церкви".

"Международный суд в Гааге недавно поддержал иск возмущённого гомосексуалиста, пожаловавшегося на отказ парижских властей дать ему мальчика на усыновление".

"...Добившись равноправия в Европе и Америке, извращенцы идут дальше и выдвигают лозунг "better than you" ("мы лучше вас"), требуя преимущественного права преподавания в школах".

Достаточно ли примеров?

"Вы действительно готовы стать частью такой Европы? Европы, где одной из главнейших проблем современности считается сожительство взрослых с детьми. Где брюссельский Дворец правосудия осаждают толпы родителей, дети которых погублены педофилами. Где на амстердамских улицах, прямо в центре города, мужчины открыто занимаются онанизмом (тоже в контексте прав человека - это право на сексуальную жизнь и самовыражение!)... Вы действительно хотите в Европу, где ширится движение за свободную продажу наркотиков, где взрослые дети массово сдают родителей в дома для престарелых, и это считается нормой?"

Когда-то Россия и Запад были ближе, чем сегодня. У нас действительно общие корни - по крайней мере, некоторые из корней. Это и влияние христианства, и наследие греко-римской классической культуры, и общий расовый тип, наконец. Однако общность корней не исключает развития в разных направлениях - что мы и видим на примере рассматриваемых обществ.

Период, когда Россия и Европа действительно являлись частями единого христианского мира, был недолог. С формальной точки зрения это вообще лишь 988-1054 г. (от крещения Руси - до раскола христианской церкви на восточную православную и западную католическую). Однако, приняв те ценности, который мы называем христианскими, Россия сохранила их на протяжении всех последующих веков. И не Россия, а Европа отходила всё дальше и дальше от идеалов духовности, братства и гуманизма.

Так что в определённом смысле Путин и Медведев правы: сегодня Россия намного ближе, чем Запад, к "европейским" идеалам и ценностям. И в этом плане Россия в большей степени является Европой, нежели тот крупный полуостров к западу от польско-белорусской границы...

Но всё это в прошлом, и вряд ли стоит устраивать терминологическую путаницу. Тем более что среди большинства россиян никакой особой путаницы и нет. В 2006 г. на вопрос: "Является ли Россия частью западной цивилизации?" - ответили положительно - то есть поддержали Путина и Медведева - лишь 15% россиян. 15% опрошенных затруднились ответить. А 70% заявили, что считают Россию самостоятельной цивилизацией, отличной от западной или любой другой.

И нам остаётся только с ними согласиться.

Честно говоря, я не знаю, что такое европеец. Разумеется, есть европейские ценности, и они в большинстве своем разделяются людьми, живущими в Европе. Но точно так же они находят отклик в сердцах и душах других людей: русских, китайцев, украинцев. Если за понятием европеец скрывается человек, проживающий в Европе, то за этим термином я не вижу большой объединяющей силы: люди, которых можно охарактеризовать так, чересчур разные.

Частично ответ на ваш вопрос был дан в письме Достоевского Майкову, которые я привел ранее, в частности, там есть диалог следующего содержания (Достоевский, будучи в Германии, разговаривает с русским собеседником, экспатрировавшимся в Германию):

Достоевский: Для чего, собственно, вы экспатрировались?

Собеседник: Здесь цивилизация, а у нас варварство. Кроме того, здесь нет народностей; я ехал в вагоне вчера и разобрать не мог француза от англичанина и от немца.

Достоевский: Так, стало быть, это прогресс, по-вашему?

Собеседник: Как же, разумеется

Достоевский: Да знаете ли вы, что это совершенно неверно. Француз прежде всего француз, а англичанин - англичанин, и быть самими собою их высшая цель. Мало того: это-то и их сила.

Поэтому говоря "европеец" вы уподобляетесь собеседнику Достоевского, который считает, что в Европе уже нет народностей. И это, разумеется, огромная ошибка, и, к сожалению, большое количество людей с пространства бывшего СССР ей подвержены (за исключением Прибалтики, они уже на своем опыте поняли, насколько Европа разнородна). Даже сами европейцы в какой-то момент в это поверили и создали Европейский Союз. Пока что этот эксперимент все еще продолжается, но количество евроскептиков все больше и больше. На эту тему советую вам посмотреть Munk Debates: Debate on Europe.

Говоря же об отличии европейца от русского, то, как мне кажется, русский интеллигент, в отличие от французского или британского, легче отказывается от национальной принадлежности, считая ее каким-то пережитком прошлого, этим обусловлено и появление русского космизма, когда человек считается "гражданином мира". Однако оборотной стороной отказа от национальной принадлежности является пренебрежение и отсутствия ощущения связи с российской общей для нас всех историей, а в некоторых случаях - откровенное злорадство над неудачами России, и даже убежденность, что «если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Вы не представляете, как много русских эмигрантов, с ехидством интересующихся, не стреляют ли еще на улицах и с воодушевлением расспрашивающих о бесправии и деспотизме в современной России. В конце концов, есть и совершенно необычный вид людей, те, кто говорят, что любят Россию, но помимо своей воли ее, Россию, ненавидящих. Опять предоставлю слово Достоевскому:

«Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы еще Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением. Разница в том, что последователи Чернышевского просто ругают Россию и откровенно желают ей провалиться (преимущественно провалиться!). Эти же, отпрыски Белинского, прибавляют, что они любят Россию. А между тем не только всё, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру, но что если б действительно представить им наконец факт, который бы уж нельзя опровергнуть или в карикатуре испортить, а с которым надо непременно согласиться, то, мне кажется, они бы были до муки, до боли, до отчаяния несчастны».

– Никакого различия между нами и европейцами нет, – так ответят вам некоторые из нас. Возрастом молодые и не очень.

– Да не похожи мы ни… чуть, – так ответит вам подавляющее большинство нашего населения. Многие из этого большинства, говоря так, состроят на лице презрительную гримасу. Иные – позавидуют в душе европейцам, мало чего зная об их жизни…

– Есть и третья группа россиян, которая станет уверять вас, что мы азиаты. Стало быть, мы ближе …

Чем русские отличаются от европейцев

Все три категории россиян, ответившие по-разному на вопрос: похожи ли мы на европейцев, по-своему правы. Поскольку, отвечая как бы за всех или за многих, говорили про себя. Где же истина? И какие аргументы следует приводить в доказательство нашего сходства или различия с европейцами? Что здесь важно:

  1. внешний вид,
  2. поведение,
  3. отношения с законом,
  4. традиции и привычки, жизненные ценности,
  5. пространство и просторы,
  6. письменная и устная культура.

Пройдемся по перечисленным выше пунктам применительно к европейцам и к нам.

1. Внешний вид

Под внешним видом имеется в виду лицо, одежда, стиль. Здесь, наверное, можно найти некоторое сходство. Хотя наше отношение к внешнему облику, особенно к одежде, отличается от европейского. Ибо мы придаем одежде слишком большое значение. И именно у нас “встречают по одежке”.

Говорят, что если по пляжу идет красиво одетая девушка на высоких каблуках, то эта девушка либо из России, либо из Италии. Ибо русские девушки и итальянки хотят всегда быть в форме.

А вот лица россиянина и европейца во многом отличны. У жителей Европы совершенно другие глаза, в которых уверенность и спокойствие. Лица многих европейцев напоминают чем-то детей.

В глазах же россиянина страх, тревога, растерянность, беспокойство. Россиянину следует всегда быть начеку. Дабы не облапошили, не обошли на повороте, не засудили огульно или за дело. Каждый день – борьба. Либо за выживание, либо за место под солнцем. И постоянный стресс, который лечится известным народным средством. А вот в Европе стресс редок, и лечат они его медицинским вмешательством.

А старики? Их и наши? Разница контрастная. Наши старики согбенны, взгляд потух. А вот пенсионеры Европы выглядят свежо и сдаваться не собираются, поскольку жизнь им не в тягость… И дело здесь не только в размере пенсий.

Феномен европейских пенсионеров объясняется в первую очередь тем, что они, как правило, дают своим детям какое-либо образование и далее «прости, прощай»: отправляют детей в самостоятельное плавание. У них совсем не принято помогать своим детям, например, с внуками. Считается, что бабушки и дедушки своих детей вырастили, свой долг выполнили. А своим внукам они ничего не должны, поэтому могут с ними изредка поиграть и на этом все.

Тогда как у нас связь бабушек и дедушек со своими внуками зачастую крепче, чем в свое время у них была со своими собственными детьми.

2. Поведение

Жители Европы уважают себя, а посему исполнены достоинства, а еще они уважают других. При этом они индивидуалисты, каждый сам за себя. Поэтому так сложно бывает нашим студентам учиться в европейских вузах. Наши студенты привыкли помогать друг другу конспектами, готовностью прийти на помощь. Европейцы учатся по отдельности, у них не принято списывать и помогать друг другу.

Мы не уважаем никого. И себя тоже. Мы как-то умудрились даже привыкнуть к хамству, нас не удивляет обсчет и обвес в магазине и на базаре, бесправие перед законом или нереальный счет на оплату коммунальных услуг.

Что касается стариков, то наши безропотно простаивают в очередях за получением пенсий и субсидий; считают гривенники, покупая хлеб и молоко, поскольку помогают детям и внукам. А пожилые граждане Европы путешествуют по городам и весям и отдыхают в собственных загородных домах.

В Европе принято обращаться в полицию и сообщать обо всем подозрительном вокруг. У нас это не принято, такой поступок презрительно называется «стучать», хотя в целях безопасности в современных реалиях это может быть просто необходимо.

3. Отношения с законом

Мы не доверяем органам правопорядка, не доверяем правительству. Поэтому мы не соблюдаем законы, толком не знаем их. И они у нас не всегда работают. Еще классик М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “ Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Мы не умеем, не хотим и боимся отстаивать свои права. Поскольку это такая проблема, что почти всегда обходится “себе дороже”. И не приносит не только ожидаемых результатов, но и вообще никаких. Поэтому у нас никаких прав и нет.

У европейцев права есть. И если их задеть, полицейские участки и суды будут завалены заявлениями о нарушении прав. А при повышении цен на тот же бензин, что у них иногда случается, европейцы выйдут на улицу протестовать без подкупа и подстрекательств со стороны. У них работает закон. А это значит, что там рядовой гражданин защищен.

4. Традиции, привычки и жизненные ценности

Наиважнейшая ценность в России – безопасность. Мы осторожны и дуем на воду. Мы боимся последствий, даже если правы. Мы ценим порядок больше свободы. И нас можно понять. Нам нужна стабильность, потому что от хаоса и бардака во всех жизненных сферах мы смертельно устали.

Все новое нас несказанно пугает. Мы его боимся. Поскольку с приходом чего-то нового лучше нам не становится. А делается хуже, чем было. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - одно из наиболее известных крылатых выражений Виктора Степановича Черномырдина, который произнёс его в бытность свою Председателем Правительства Российской Федерации на пресс-конференции 6 августа 1993 года. Таким образом он охарактеризовал проведение денежной реформы 1993 года.

В Европе новизну ценят, мгновенно берут на вооружение, претворяют в жизнь, и европейцам становится лучше и проще жить. Им не нужна стабильность. Она у них есть, они к ней давно привыкли.

Они самостоятельны и решительны. Инициатива у них в почете. У нас она наказуема и опять-таки обходится “себе дороже”, поэтому мы предпочитаем “не высовываться”. И ждем чуда, как это красочно описано в наших сказках про золотую рыбку, по щучьему велению, про конька-горбунка и т.д.

Мы не любим богатых. Кто-то не любит по складу русской души, презирающей торгашей в принципе, кто-то из-за банальной зависти, кто-то считает, что честным трудом не разбогатеешь. А в Европе богатыми стараются быть, стремятся к этому.

5. Пространство и просторы

Отношение к пространству у нас разное. Европейцы привыкли жить на очень ограниченном пространстве, скученно. Поэтому почему-то кажется, что русская поговорка «в тесноте, да не в обиде» больше относится именно к европейцам. Мы все-таки привыкли к тому, что места много и не надо сильно тесниться в кафе, в магазине, в аэропорту, в театре, в транспорте и т.п. А европейцы не замечают стесненности и чувствуют себя в тесноте, как «рыба в воде».

Говорят, что слово «простор (просторы)» есть только в русском языке, и его сложно, невозможно перевести на европейские языки.

6. Письменная и устная культура

У нас принята устная , то есть, не считается зазорным переспросить устно то, о чем где-то уже написано.

У немцев письменная культура, там не принято переспрашивать что-то. По этой причине нашим студентам бывает очень сложно привыкнуть к обучению в и университетах.

То, что у немцев принято многие документы в обязательном порядке отправлять по почте в письменном виде, является еще одним свидетельством письменной культуры у немцев.

Как и у нас, устная культура. Они предпочитают живое общение, говорят много, в том числе, и испанские чиновники. «А поговорить?» – это для испанцев давно стало привычкой, то есть, второй натурой.

Получается, что у нас с европейцами нет никакого сходства? И нет ничего, нас объединяющего?

Это не так. Сходство есть. Они считают нас чужаками. Мы их – тоже…

Заметили, что стоит вам за границей зайти в кафе или в магазин, как к вам тут же подбегают со словами «руссиан?». Даже обидно немного, что наших так легко вычисляют. Вроде и одеваться наши соотечественники уже научились — женщины без шпилек, мужчины без барсеток, и улыбаться стараются. Но что же выдает нас за границей? Черты лица? Его выражение? Это мы и постарались выяснить.

Вот, к примеру, что пишут пользователи популярного сайта Thequestion:

— Это не строение лица, а поведение лица - мимика, выражение. Мой вариант - улыбка. Наши соотечественники улыбаются сомкнутыми губами, а у них - разомкнутыми, так, что иногда даже десну видно. Но это мое мнение, оно не научно, потому что по строению лица различить нас никакого способа нет. И русский человек, проживший 20 лет в Америке, будет иметь такую же мимику, как американец. Так же, как если американец будет жить долгое время у нас. Плюс есть индивидуальная изменчивость великая и могучая, которая все на свете перекрывает (Станислав Дробышевский,антрополог, кандидат биологических наук).

— По моим наблюдениям, в Западной Европе и в США у людей более резкие и острые черты лица, и стареют они часто по мелко морщинистому типу. В России более мягкие лица, и стареют люди чаще по деформационному типу.

— В Интернете есть несколько изображений/исследований по «усреднению» человеческих лиц. Вот на этой, например, показаны только европейцы: tinypic.com Сразу видно, что восточно-вропейское лицо более широкое, лоб ниже, а нос чуть поменьше. Глаза у многих людей на фото меньше, чем у западных/южных жителей. По моим собственным наблюдениям, россиян легко отличить от других туристов по одежде: женщины в возрасте носят длинные сарафаны с цветами и много косметики, мужчины любят шорты, а туристы в Скандинавии часто одеты слишком тепло.

— Отвечаю как работник бара в центре Петербурга. Так уж вышло, что 50% моих посетителей финны, англичане, американцы, немцы и французы. Лиц азиатской внешности намеренно не беру в расчёт. Когда гость только ступил за порог нашего заведения, уже, с вероятностью в 85% можно утверждать, откуда он. О многом говорит походка. У русских обычно плечи кажутся шире, но осанка сутулая. У иностранцев же наоборот. Осанка ровная вне зависимости от возраста и наличия портфеля за спиной. Не стану говорить за всех, это сугубо личное мнение. Во-вторых, это улыбка и поведение. Иностранцы очень уверены в себе, заходя в бар, в первую очередь они обращают внимание на, барабанная дробь, бар! Они знают, зачем пришли, и им плевать, на каком диванчике уместить свой зад. В отличие от русских.

Многое решает приветствие. Иностранцы здороваются слишком уж радостно. Кажется, что они мои завсегдатые и мы давно дружим семьями. Иногда улыбок даже слишком много. И многое играет внешность. Не хочу сказать, что мы с вами менее опрятны, но… Хотя нет. Именно это я и скажу. Причёска, одежда, детали. Все выглядит гармонично и вызывает приятные эмоции. Многое решает кожа. Да. Именно кожа. Оттенок и цвет. Я сейчас не об этнических различиях, а о здоровье кожи. Всем известно, что иностранцы-пенсионеры выглядят уж куда лучше наших. Особенно если речь о зубах. Наконец, мы добрались до мимики. Миллиметры решают все. Как он щурится, как оглядывается, как работает с руками. Кто бы что ни говорил, но я заявляю, что они чувствуют себя свободнее, в то время как русские чувствуют наглее.

— Разница в челюстях и в зубном ряде. Традиционно американская школа ортодонтии старается всеми силами сохранить все зубы пациенту, даже если в зубном ряду не хватает места. Челюсти расширяют различными функциональными аппаратурами, чтобы зубы, находящиеся вне ряда, можно было переместить в ряд. В Европе иначе, европейская школа ортодонтии более консервативна, если места в зубном ряду по определенным критериям не хватает, в целях ортодонтического лечения удаляют первые или вторые премоляры, а потом с помощью брекетов поправляют оклюзию (прикус) и выпрямляют зубной ряд. В результате у американцев в среднем более массивная челюсть и широкая улыбка, чем у европейцев.

— По моим наблюдениям в Греции, русских выдают именно отсутствие улыбки и тяжелый взгляд. Завидев хотя бы одну из этих примет, афинские торгаши шубами и всякой фигнёй летят к вам, будто у них на ногах крылатые сандалии Гермеса, а у вас карманы волочатся по земле от тяжести золота в них. Ради интереса даже проводила эксперимент, с разницей в пару дней проходила по одной улочке возле Акрополя, битком набитой магазинами на любой вкус — один день с привычным выражением лица, а во второй улыбалась во все 28, весьма правдоподобно изображая расслабленную открытость чуть ли не всему миру. В общем, когда шла с улыбкой, ни один (!!!) торгаш ко мне не приставал: «Девушка, кюпи щубу», в то время как в другой день буквально трясло от их количества вокруг меня.

— Людей выдают ГЛАЗА! Взгляд. Они смотрят по-другому. Как? Не могу описать. Может быть, у них непуганный вид. Смотрят простодушно и открыто. У наших людей и у меня тоже более настороженный, что ли, взгляд, сосредоточенный.И (опять-таки из наблюдений) те из наших соотечественников, кому повезло стать «человеком мира», много ездить, общаться с иностранцами, начинают смотреть как-то иначе, и их уже сложнее идентифицировать в толпе за границей как «своих».А одежда, мне кажется, давно перестала быть идентификатором. По крайней мере, те, кто живёт в Москве или Питере ничем не выделяются в основной своей массе в выборе одежды от европейцев.

Все мы из школьного курса истории знаем про гуннское нашествие, которое вызвало, как говорят историки, «великое переселение народов». Историки, правда, умалчивают о том, куда, собственно, эти гунны исчезли. Перефразируя известный фильм: « Были гунны. Не отрицаем. Но потом гунны самоликвидировались.»

И это касается не только гуннов. С тех пор, как возникло кочевничество, а это произошло во II тысячелетии до н.э., орды кочевеников неоднократно прокатывались с Востока на Запад по степной зоне Северного Причерноморья, сметая все на своем пути. Это были киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, авары, булгары, мадьяры, печенеги, половцы, монголы. Кого-то, может быть, я забыл упомянуть? Но и этих достаточно.

Все эти потоки кочевников в Европе с неизбежностью упирались в моря и океаны, поскольку для них Европа представляла гигантскую ловушку, обращенную широкой стороной к степи, а узкой к Атлантике. Или упирались в предыдущих пришельцев, и после борьбы за место под солнцем, там и оседали, образуя господствующие элиты. Элиты эти господствовали над местным аборигенным земледельческим, в основном, славянским населением или над предыдущими пришельцами. Племя-оккупант становилось господствующим над аборигенами, образуя правящую элиту. Аборигены - это не только автохтонное население, но и предыдущие пришельцы, перемешанные с автохтонами. Аборигенное население было вынуждено, хочешь не хочешь, приспосабливать свой язык к языку оккупантов. Так возникла нынешняя пестрота европейских языков. Отсюда же происходит слабая связь написанного с произносимым, особенно, во французском. Отсюда же происходит то, что многие народы не умеют четко артикулировать многие звуки, в частности, звук «Р» - картавят на разный лад.

А чем же отличаются от европейцев русские?

Племена, которые впоследствии стали русскими, обитали в Восточной Европе. Их названия известны из «Повести временных лет»: северяне, поляне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене. Большие племена. Населяли они лесостепную и лесную зоны. Орды кочевников, проносящиеся по степной зоне лишь частично затрагивали этот массив славянских племен, уничтожая, обитавших на границе лесостепи и степи и загоняя спасшихся глубже в зону леса.

Так все продолжалось до конца VIII века, пока славяне-«северяне», обитавшие на Дону в верховьях рек Северский Донец, Оскол, Псел, Сейм, не создали профессиональное воинство, состоявшее из князей, богатырей и дружинников. В этом им помогли союзники в борьбе с кочевниками - донские аланы. Аланы к тому времени уже имели профессиональное воинство. До этого времени у славян профессиональных военных не было. В военных столкновениях участвовало ополчение.

Из среды «северян» возникли первые Русские (восточно-славянские) княжеские династии: легендарного Олега Вещего и Игоря Старого. Само слово Русь означало - красные, боевой цвет славянского профессионального воинства. Русые означало тогда красные.

Поскольку ни у каких восточно-славянских племен никаких профессиональных военных не было, созданная военная организация смогла достаточно быстро поставить эти племена под свой контроль. Этот процесс начался еще при князе Олеге Вещем, который сказал северянам:
«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаромъ, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать». См. Повесть временных лет. Вероятно, при Олеге были присоединены к Руси также смоленские кривичи.

При Игоре Старом и Ольге Русью были вторично завоеваны древляне, при Святославе Игоревиче - вятичи, при Владимире Святославовиче новгородцы (кривичи и ильменьские словене). Представляется, что «крещение» Новгорода «огнем и мечом» - это и было завоевание Новгорода Русью, а легенда о призвании варягов - вымысел летописца, писавшего через 200 лет после описываемых событий для легитимизации этого завоевания. Можно также предположить и обратное, что легенда о призвании варягов была выдумана в Новгороде, для того, чтобы доказать свое старшинство по отношению к Киеву. В любом случае, эта легенда - позднейшая вставка в тексты.

Таким образом, все восточно-славянские народы, говорившие в древности в Х веке практически на одном языке, были объединены под властью своей славянской элиты. Приспосабливаться к языку иноплеменных оккупантов не было необходимости. Политическое объединение племен под властью своей элиты, книгописание, обучение, Православие привели к унификации языка на огромном пространстве, который и превратился в современный русский язык. Поэтому современный русский язык и является самым распространенным из славянских языков.

Современный русский является языком, возникшим в результате естественного развития древнего языка арийского земледельческого славянского населения. Поэтому так много общего у русского языка и санскрита, который был языком властвующей в Индии арийской элиты. Повторюсь, это стало возможным благодаря тому, что русские ни разу в своей истории не управлялись иноязычными элитами.

В этом и состоит коренное отличие русских от европейцев. Европейцы появились в результате того, что местное аборигенное земледельческое население управлялось иноплеменными агрессивными элитами кочевников - скотоводов.

Большое отличие западных украинцев (западенцев) и небольшое - белорусов от русских является следствием того, что они некоторое время находились вне русского пространства под управлением поляков и литовцев.

Революция 1917 года, во многом, результат отсутствия веры русского народа в то, что правящая элита - это своя национальная элита.
«Царь-то - ненастоящий!!!» и царица - особенно. Это могло быть основной причиной падения Романовых.

P.S. Еще одним важным отличием земледельческих восточно-славянских племен, которые стали называться впоследствии русскими, было то, что они были организованы по принципу территориальной общины, для которой кровно-родственные отношения были второстепенны. Для кочевников-скотоводов-будущих европейцев, наоборот, была характерна кровно-родственная организация.

P.P.S.
С болгарами и венграми, по поводу их переселения в Европу, вопросов не возникает, поскольку эти переселения происходили относительно недавно в I тысячелетии нашей эры. Однако, совсем не очевидно, что кельты и германцы тоже переселились в Европу, но на 500 - 1000 лет раньше. Поэтому привожу сведения, подтверждающие передвижение в Европу кельтов и германцев с Востока на Запад.

КИММЕРИЙЦЫ, КИМВРЫ, КЕЛЬТЫ.
Плутарх пишет: «Третьи же говорили, что киммерийцы, знакомые в старину грекам, составляли только небольшую часть племени, ибо это были лишь предводимые неким Лигдамидом мятежники и беглецы, которых скифы вынудили переселиться с берегов Мэотиды в Азию, а что самая большая и воинственная часть киммерийцев живет у Внешнего моря, в стране столь лесистой, что солнце там никогда не проникает сквозь чащи высоких деревьев, простирающиеся до самого Герцинского леса. Небо в тех краях таково, что полюс стоит чрезвычайно высоко и вследствие склонения параллелей почти совпадает с зенитом, а дни и ночи - равной длины и делят год на две части. Вот из этих-то мест и двинулись на Италию варвары, которых сперва называли киммерийцами, а позже, и не без основания, кимврами».

Диодор Сицилийский, древнегреческий историк 1 века до н.э.: "Самые дикие из галлов обитают на севере, а также в землях соседних Скифий... Поскольку они широко известны силой и свирепостью, некоторые говорят, что это и есть киммерийцы, которые в древние времена прошли по всей Азии, но вскоре название это было искажено, и их стали называть кимврами"

«Кто же такие были кельты? Ученые многое узнают о жизни древних людей, изучая их похоронный ритуал. Примерно 800 лет назад до нашей эры жители северных Альп сжигали своих покойников и хоронили их в урнах. Большинство исследователей сходятся на том, что ритуал захоронения в урнах у кельтов медленно сменился на похороны не пепла, а тел, правда, как уже говорилось, изуродованных. В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне. В искусстве преобладает орнамент из фигур животных и гротескные украшения. По мнению немецкого историка Отто-Германа Фрея, в одежде и искусстве кельтов видно несомненное персидское влияние. Есть и другие признаки, указывающие на Восток, как на родину предков кельтов. Учения друидов о возрождении умерших напоминают индуизм. «

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/10396/ (Наука и жизнь, КЕЛЬТЫ - ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД, ПОТОМКИ КОТОРОГО И СЕГОДНЯ ЖИВУТ В ЕВРОПЕ)

ФРАНКИ.
Григорий Турский в своей «Истории Франков» в VI веке не считает их местным племенем и пишет:
«Многие же передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Торингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов...»

Он же пишет про гуннов:
«Итак, гунны вышли из Паннонии и, как утверждают некоторые, накануне святой пасхи пришли в город Мец, опустошая все на своем пути...»
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Greg_Tour/frametext2.htm
Но мы же знаем, что гунны пришли, по крайней мере, с Урала и Паннония для них промежуточная точка миграции. Этого можно ожидать и в случае франков.

Это не удивительно, поскольку Паннония - проходной двор для кочевников по пути с Востока на Запад вдоль Дуная. Севернее и южнее Дуная находятся горы - Карпаты и Балканы.

Захоронение короля франков Хильдерика.
«...Совершенно случайно 27 мая 1653 года один каменщик, расчищавший место для фундамента новой постройки в окраинной части квартала Сен-Брис города Турне, что на правом берегу Эско, откопал кошель с сотней золотых монет чеканки времени императоров Восточной Римской империи, начиная с Феодосия II (408-450) до Зенона (476-491). Здесь же были обнаружены куски шелковой ткани, золотые нити, оружие, драгоценные украшения, изделия из золота: маленькие пчелы, украшенные гранатами. Найден был также скелет мужчины ростом не менее 180 см, носившего на пальце кольцо с именной печатью, где значилось "Король Хильдерик"...
...В двадцати метрах от того места, где, как считается, были найдены останки короля, удалось обнаружить три отдельных захоронения в скальном грунте, в которых находились скелеты дюжины коней - скелеты целые, нерасчлененные, что свидетельствует об умерщвлении коней, ставших предметом жертвоприношения. Было ли это сделано по случаю королевских похорон? К такому выводу склоняет тот факт, что в могильники врезаны захоронения воинов VI века, а также датировка времени костей с помощью углеродного метода. В известных ранее случаях о жертвоприношении коней, связанных с обрядами германцев V века, хоронивших их рядом с воином, никогда ранее не встречались с такими масштабами захоронения коней. Поразительный масштаб турнейского жертвоприношения склоняет к выводу о наличии здесь королевского могильника. Мы не беремся утверждать что-то более определенное...»
http://krotov.info/history/06/3/lebek.html

«Согласно хеттской традиции жертвоприношения лошадей делались на похоронах царя или царицы. После сожжения покойных царей лошадей убивали, и конские головы хоронили вместе с царским прахом. Данная традиция подтверждена находками конских черепов в Передней Азии в могильнике Османкаясы. Они датируются XVII-XIV вв. дон. э.»
см. Вики «Культ коня».

Захоронение Хильдерика косвенно указывает на прародину франков - Малую Азию. Скифы и племена катакомбной культурно-исторической общности, обитавшие в Приазовье и в Предкавказье, также практиковали захоронение с конем.

«катакомбная культурно-историческая общность
В первой половине II тысячелетия до н. э. в степных областях восточной Европы существовала катакомбная культурно-историческая общность, названная так по характерной особенности погребального обряда захоронения покойных в особых камерах-катакомбах, вырытых в одной из стенок могильной ямы.
Катакомбная общность занимала обширный ареал от Днестра почти до Волги. На юге границы ареала отмечены в Предкавказье, катакомбные памятники есть на Кубани и Тереке. Многочисленны локальные варианты, воспринимаемые как особые культуры.
Поселения изучены недостаточно. В Приазовье найдены остатки прямоугольных домов на каменных основаниях, с глинобитными стенами. Длина домов была не менее 14 метров.
Основой экономики катакомбной общности было пастушеское скотоводство и земледелие. Часть населения вела полукочевой образ жизни. Бесспорно, существовали металлургия и металлообработка. Первые металлические изделия, однако, появились с Кавказа, о чем свидетельствует как анализ металла, так и типы изделий. Позже была начата разработка меднорудных залежей.
В окрестностях города Артемовск найдены древние рудники, шлаки, остатки плавки. Свидетельствами специализации являются погребения мастеров-литейщиков. Из бронзы изготавливались черешковые кинжалы и ножи, плоские долота, тесла, проушные топоры и различные украшения. Изделия из золота редки.
Высокое развитие транспортных средств засвидетельствовано остатками деревянных четырехколесных повозок и моделями крытых повозок, выполненными из глины.
Катакомбные погребения совершались под курганами-насыпями, которые иногда достигали очень больших размеров (один курган в Калмыкии имел диаметр 75 метров и высоту 8 метров). Такие курганы возводились, конечно, не над могилами рядовых общинников. Как правило, погребен один покойник, но встречаются и совместные погребения мужчины и женщины, взрослых с детьми. Есть свидетельства насильственного умерщвления женщин при погребении мужчины. С погребальным ритуалом связаны кострища и жертвенники, помещение в могилу заупокойной пищи.
Большие размеры курганных насыпей и могильных сооружений для лиц, занимавших высокое положение в обществе, и различия в погребальном инвентаре и ритуале говорят об уровне социального и имущественного расслоения у носителей катакомбной общности.
Некоторые могилы, например, сопровождаются ЗАХОРОНЕНИЕМ МНОГИХ ЛОШАДИНЫХ ЧЕРЕПОВ. Все это свидетельствует об обществе с довольно сложной структурой и высоким уровнем социальной организации.
другие культуры Центральной и Северной Европы
Территории нынешних Верхней Австрии, Голландии и Западной Германии в середине и конце II тысячелетия до н. э. были заселены племенами особой культуры, после которой остались характерные для нее курганные погребения. В них найдено бронзовое оружие и в незначительном количестве - серпы. Исследование поселений этой культуры заставляет полагать, что население, оставившее эти памятники, возможно, и имело опыт обработки земли, но главным его занятием было все же полукочевое СКОТОВОДСТВО...»

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК.
"Древнефра;нкский язы;к (фр. francique, нем. Altfr;nkisch) - вымерший в VIII веке древнегерманский язык, на котором говорили салические франки, покорившие Римскую Галлию в конце V века. Около 100 тыс. франков постепенно мигрировало на юг с территории современной Фландрии, которую они заселили в III-IV веках. В романоязычной Галлии салические франки оказались окружены многочисленным (6-8 млн.) галло-романским населением, и поэтому со временем утратили родной язык, который вышел из обихода к концу VIII века. Тем не менее, франки долгое время составляли основу нового правящего класса Галлии, а потому их язык сыграл важную роль суперстрата в формировании современного французского языка, в том числе и его названия. Во французском языке сохраняются многочисленные франкские заимствования (jardin, bande, guerre, fauteuil, rang, blond, blanc, bleu, brun и прочие)"
см.Вики статья "Древнефранкский язык".

ВАНДАЛЫ, ГОТЫ.
Прокопий Кесарийский прямо говорит, что готы, вандалы, визиготы и гепиды - это сарматы. Сарматы - кочевники, разгромившие скифов.

«Византийский историк Прокопий Кесарийский по службе лично общался с разными варварами, участвуя в 530-х годах в войнах против них. Он не заметил особого отличия между вандалами и готами, относя их к единой группе готских племён:
«В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всем же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями.»
см.Вики ст. «Вандалы»



Загрузка...
Top