Произведения Островского: список лучших. Первое произведение Островского

1. Краткая биографическая справка.
2. Наиболее известные пьесы Островского; характеры и конфликты.
3. Значение творчества Островского.

Будущий драматург А. Н. Островский родился в 1823 году. Его отец служил в городском суде. В восемь лет Островский лишился матери. Отец женился во второй раз. Предоставленный сам себе, мальчик увлекся чтением. По окончании гимназии А. Н. Островский несколько лет проучился на юридическом факультете Московского университета, затем служил в судебных органах. Нужно отметить, что полученный профессиональный опыт сыграл большую роль в последующем литературном творчестве Островского. Глубокое знание народного быта, которое мы находим в пьесах Островского, связано со впечатлениями детства; по-видимому, расширением представлений о быте москвичей драматург во многом обязан своей невенчанной жене Агафье Ивановне, с которой он сошелся в середине 50-х годов. После ее смерти Островский повторно вступил в брак (1869).

Островский при жизни достиг не только славы, но и материального достатка. В 1884 году он был назначен на должность заведующего репертуарной частью московских театров. А. Н. Островский скончался в 1886 году в своем имении Щелыково. Однако интерес к произведениям Островского не угас после его смерти. И до сих пор многие его пьесы с успехом идут на сценах русских театров.

В чем же секрет популярности пьес Островского? Вероятно, в том, что характеры его героев, несмотря на колорит определенной эпохи, во все времена остаются современными в своей основе, в своей глубинной сущности. Рассмотрим это на примерах.

Одной из первых пьес, принесших Островскому широкую известность, является пьеса «Свои люди — сочтемся», которая первоначально называлась «Банкрут». Как уже упоминалось, Островский одно время служил в суде. Сюжет «Банкрута» разработан на основе реальных случаев из судебной практики: мошенничества купца Большова, объявившего себя несостоятельным, чтобы не платить долги, и ответное мошенничество его зятя и дочери, отказавшихся выкупить «тятеньку» из долговой ямы. Островский в этой пьесе наглядно показывает патриархальный быт и нравы московского купечества: «У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет, того и гляди». Драматург обнаруживает глубокое знание психологии человека: портреты самодура Большова, пройдохи Подхалюзина, Липочки, воображающей себя «образованной барышней, и других персонажей, очень реалистичны и убедительны.

Важно отметить, что в пьесе «Свои люди — сочтемся» Островский поднял тему, которая стала сквозной для всего его творчества: это тема разрушения традиционного патриархального уклада, изменение сути человеческих отношений, изменение ценностных приоритетов. Интерес к народному быту также проявился в ряде пьес Островского: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Нужно отметить, что не все пьесы Островского имеют правдоподобный, реалистический финал. Счастливое разрешение конфликта иногда выглядит нарочитым, не вполне соответствующим характерам героев, как, например, в пьесах «Бедность не порок», «Наливные яблоки». Однако подобные утопические «хэппи-энды» не снижают высокого художественного уровня пьес Островского. Однако одним из известнейших произведений Островского стала драма «Гроза», которую вполне можно назвать трагедией. На самом деле эта пьеса глубоко трагична не только из-за гибели главной героини в финале, но в силу неразрешимости конфликта, показанного Островским в «Грозе». Можно даже сказать, что в «Грозе» не один, а два конфликта: антагонизм Катерины и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи), а также внутренний конфликт Катерины. Обычно Катерину литературоведы вслед за Н. А. Добролюбовым называют «лучом света в темном царстве», противопоставляя ее Кабанихе и другим героям пьесы. Несомненно, что в характере Катерины есть достойные качества. Однако эти качества становятся причиной внутреннего конфликта героини Островского. Катерина не в состоянии ни безропотно смиряться со своей участью, терпеливо ожидая того времени, когда она смогла бы стать второй Кабанихой и дать волю своему характеру, ни наслаждаться тайными встречами со своим любимым, внешне являя образец покорности мужу и свекрови. Главная героиня «Грозы» отдается своему чувству; однако в душе она считает это грехом и мучается от угрызений совести. У Катерины недостает сил удержаться от шага, который сама она считает греховным, но ее добровольное признание в своем проступке в глазах свекрови ничуть не уменьшает ее вины.

Но так ли уж отличаются характеры Катерины и ее свекрови? Кабаниха, конечно, являет собой тип законченного самодура, который, несмотря на показную набожность, признает лишь свою собственную волю. Однако ведь и о Катерине можно сказать, что она в своих поступках ни с чем не считается - ни с приличиями, ни с благоразумием, ни даже с законами религии. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой», — искренне признается она сестре своего мужа. Главное отличие Катерины в том, что она не хочет скрывать своих поступков. «Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», — удивляется Варвара. Но вряд ли девушка сама это придумала. Очевидно, эту житейскую «мудрость» она уловила в лицемерной обстановке материнского дома. Тема крушения традиционного уклада жизни в «Грозе» звучит особенно остро — и в зловещих предчувствиях Катерины, и в тоскливых вздохах Кабанихи, посвященных уходящей «старине», и в грозных пророчествах сумасшедшей барыни, и в мрачных рассказах странницы Феклуши о приближающемся конце света. Самоубийство Катерины это тоже проявление краха патриархальных ценностей, которым она изменила.

Тема крушения ценностей «старины» во многих пьесах Островского преломляется в тему карьеризма и жажды наживы. Герой пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», хитроумный циник Глумов, даже по-своему обаятелен. Кроме того, нельзя не признать его ум и изобретательность, которые, конечно, помогут ему выпутаться из неприятной ситуации, сложившейся в результате разоблачения его махинаций. Образы расчетливых дельцов не единожды встречаются в пьесах Островского. Это и Васильков из «Бешеных денег», и Беркутов из «Волков и овец».

В пьесе «Лес» снова звучит тема упадка, но уже не патриархального купеческого уклада, а постепенно разрушения основ жизни дворян. Мы видим дворянина Гурмыжского в образе провинциального трагика Несчастливцева, а его тетка, вместо того чтобы позаботиться о судьбе племянника и племянницы, бездумно тратит деньги на предмет своего позднего любовного увлечения.

Нужно отметить пьесы Островского, которые по праву могут быть названы психологическими драмами, например, «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». Персонажи этих произведений — неоднозначные, многогранные личности. Например, Паратов из «Бесприданницы» — блестящий барин, светский мужчина, способный без труда вскружить голову романтической барышне, «идеал мужчины» в глазах Ларисы Огудаловой, но в то же время это расчетливый делец и циник, для которого нет ничего святого: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Карандышев, жених Ларисы не просто мелкий чиновник, «маленький человек», «соломинка», за которую в отчаянии пыталась ухватиться Ларисы, но и личность с болезненно ущемленным самолюбием. А о самой Ларисе можно сказать, что она тонкая, одаренная натура, однако совершенно не умеет трезво оценивать людей и спокойно, прагматично к ним относиться.

Напоследок нужно отметить, что Островский прочно вошел в литературу и сценическое искусство как писатель, заложивший реалистические традиции в русском театре, мастер бытовой и психологической прозы XIX века. Пьесы «Колумба Замоскворечья», как называли Островского критики, давно стали классикой русской литературы и театра.

1. Место творчества Островского в русской драматургии.
2. «Народная драма» в театре Островского.
3. Новые герои.

Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз.
В. Г. Маранцман

Драматургия — это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором. А. Н. Островский считал, что драматургия сильно воздействует на общество, текст — часть спектакля, но без постановки пьеса не живет. Просмотрят ее сотни и тысячи, а прочитают гораздо меньше. Народность — главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. Творчество Островского было в центре драматургии этого времени, Ю. М. Лотман называет его пьесы вершиной русской драматургии. Создателем « , «русского национального театра» называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы — «пьесами жизни», так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества. В первой большой комедии «Свои люди — сочтемся» (1850) именно через внутрисемейные конфликты показаны противоречия общественные. Именно с этой пьесы начался театр Островского, именно в ней впервые появились новые принципы сценического действия, поведения актера, театральной зрелищности.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем. Свою обязанность как драматического писателя Островский видел в том, чтобы сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. «Драматический писатель... не сочиняет, что было — это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» — вот в чем, по мнению автора, выражается сущность драмы. Островский относился к драматургии как к массовому искусству, воспитывающему людей, определял назначение театра как «школы общественных нравов». Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с «горячим сердцем». Драматург творил, «соединяя высокое с комическим», он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев.

Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. И если в «Снегурочке» он воссоздает патриархальный мир, через который лишь угадывается современная проблематика, то его «Гроза» — это открытый протест личности, стремление человека к счастью и независимости. Это воспринималось драматургами как утверждение созидательного начала свободолюбия, которое могло стать основой новой драмы. Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы», иногда снабжая пояснениями в духе «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья», указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: без дидактики автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе.

Исторический подход к семейным и социальным отношениям — пафос творчества Островского. Среди его героев — люди разного возраста, разбитые на два лагеря — молодые и старые. Например, как пишет Ю. М. Лотман, в «Грозе» Кабаниха — «хранительница старины», а Катерина «несет в себе творческое начало развития», именно поэтому она хочет летать, как птица.

Спор старины с новизной, по замечанию литератуоведа, составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность... Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт». Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность. Название статьи А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» полностью отражает роль этих героев в обществе. Они психологически похожи друг на друга, автор часто использует уже разработанные характеры. Тема положения женщины в мире расчета также повторяется в «Бедной невесте», «Горячем сердце», «Бесприданнице».

Позже в драмах усилился сатирический элемент. Островский обращается к гоголевскому принципу «чистой комедии», на первое место выводя характеристику социальной среды. Персонаж его комедий — ренегат и лицемер. Также Островский обращается к историк-героической тематике, прослеживая становление социальных явлений, рост от «маленького человека» до гражданина.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

«Средняя образовательная школа № 14»

Характеристика героев пьес

А.Н. Островского с позиции народной нравственности

МОУ СОШ № 14 г. Нягань

Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна

Нягань2011

Введение………………………………………………………………………………3

Краткое содержание в тезисах и выводах……………………………………….4

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности …………………………………………………………………….6

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры………………………………………………………………..9

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»…………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список изученной литературы……………………………………………………12

Россия

Тюменская область

Г. Нягань

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №14»

Научная статья

Введение

Актуальность данной исследовательской работы определяется тем, чтобы привлечь внимание читателя к драматургии А.Н.Островского как драматургу, чьё творчество является творчеством «пословичной мудрости».

Проблема в том, что увлечённые процессом вовлечения в мировую культуру, мы мало знакомы с культурой своего народа.

Чтобы понять это, объектом данного исследования стали публикации о творчестве А.Н.Островского и его драмы.

Предметом изучения стали произведения А.Н. Островского и статьи о нём, которые дают представление о драматурге как обличителе порока в свете народной мудрости.

Цель – узнать, какие нравственные и гуманные ценности утверждал А.Н. Островский и понять, насколько они важны для современной молодёжи.

Задачи:

а) изучить по возможности подробно творчество с позиции народной мудрости;

б) найти то, что может заинтересовать современного юного читателя;

в) предоставить вниманию учащихся своей школы исследование избранных произведений драматурга.

В качестве метода исследования принят герменевтический подход к изучаемым текстам, т. е. осмысление и индивидуальная трактовка с позиции личного опыта.

Новизна состоит в попытке через данную исследовательскую работу привлечь внимание к нравственным проблемам современного общества.

Практическая значимость в попытке внести материалы исследований в школьный учебный процесс.

Гипотеза: юные читатели смогут оценить предоставленные им произведения А.Н.Островского и выразят желание обратить внимание на другие произведения автора.

Краткое содержание в тезисах и выводах

«Каков строитель, такова и обитель».

Фигура Большова трагична: «все мошенники».

«Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел».

Народная мудрость гласит:

1.Худые дела не доведут до добра.

2.Грехи любезны доводят до бездны.

3.Без причины нет кручины.

4.«Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология

Большов не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны .

И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его.

СВОИ:

Подхалюзин

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

1.Не всё золото, что блестит.

2.Красна ягодка, да на вкус горька.

3.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные:

«Видно, не бывать-с по вашему желанию»

Липочка — дочь Большова

«

Не «безвредная дурочка», а барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

1. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

2.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

3. Неразумная опека хуже безнадзорности.

Эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

«Не доставляют пользы сокровища неправедные»,

«Воздаяние человеку – по делам рук его»,

«Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — это библейские истины.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Жестокость познаётся там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане.

Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

«

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, она в первую очередь и несёт ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил.

Отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, Катерина впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусстванаполняют Божью землю расплясавшимися харями ».

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков .

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, потерявших силу и уверенность Дикого и Кабанихи.

Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом.

Не в состоянии он создать и полноценную семью.

В Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо»

Героем новой эпохи становится Хлынов, более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы.

Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка.

«Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум».

Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей.

Только вот желания истратить деньги с пользою для народа у Хлынова нет.

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности

Лучший критик Островского – Н.А. Добролюбов в статьях «Тёмное царство», «Луч света в тёмном царстве» оставил замечательную характеристику его пьес первого периода деятельности: от драматического первенца – комедии «Свои люди – сочтёмся!» и до «Грозы». Суждения и оценки Добролюбова, относившиеся к ранним пьесам Островского, зачастую просто переносили на последующие его сочинения.

Я же хочу рассмотреть великие творения драматурга с позиции народной культуры, ведь написанные им в разные годы пьесы, при видимой их «неизменности», отмечались «пословичной мудростью», нравственным самостоянием и должны пониматься так, как хотел бы того автор, т. е. в « добросовестном обличении порока…» .

Напомним её суть. Купец первой гильдии Самсон Силыч Большов надумал объявить себя банкротом, или, иначе говоря, несостоятельным должником, хотя таковым не являлся.

Будучи неплохим человеком, Большов не чувствует никаких угрызений совести, потому что живёт в обществе с ложной нравственностью, где, по его мнению, «все мошенники». Хочется тут же вспомнить пословицу: «Храни себя от бед, пока ещё их нет», — гласит народная мудрость, то есть упреждай беду, то есть думай о последствиях заранее.

Самсон Силыч просто стремился, как он объясняет, урвать побольше для себя за счёт других: «Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел». Его вполне устраивают доводы стряпчего Рисположенского:

«Не вы первый, не вы последний; нешто другие-то не делают?»

«Как не делать, брат, и другие делают, — охотно подхватывает Большов

Характерно, что, хотя почти каждый из этих банкротов должен и самому Большову, но Самсон Силыч не очень сердится на то, что «этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет». «Сочтёмся как-нибудь», — примирительно роняет он.

Пока он скорее завидует им, чем возмущается, — ведь он сам собирается ту же «механику подсмолить», не осознавая, что «рубит сук, на котором сидит».

Самсон Силыч потерпит огромное нравственное поражение, когда Липочка и некогда мальчик на побегушках, а теперь Лазарь Елизарыч обманет «обманщика». И здесь самое время вспомнить народную мудрость:

    Худые дела не доведут до добра.

    Грехи любезны доводят до бездны.

    Без причины нет кручины.

    «Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология велит Большову думать, что, самой природой определено, что своим доверять можно, что они будут подчиняться его воле и пребывать в послушании.

Он не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны.

«Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня? (Молчит.) Любишь, что ли? Что ж ты молчишь? (Молчание.) Поил, кормил, в люди вывел, кажется».

Молчание Лазаря многое объясняет. Ему неведомо, что значит любить, хотя в ответ и произнесёт он слова, которые будут милы сердцу Самсона Силыча: «Мне, Самсон Силыч, окромя вашего спокойствия, ничего – с. Как жимши у вас с малолетства и видемши все ваши благодеяния; можно сказать, мальчишкой взят-с лавки подметать, следовательно, должен я чувствовать». Но вряд ли понял смысл слов Подхалюзина Самсон Силыч Большов.

«Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая тут совесть!» — это слова того же Подхалюзина Лазаря Елизарыча, в преданности которого Самсон Силыч не сомневается, хотя должен бы понимать: «Каков строитель, такова и обитель».

Какой была жизнь Подхалюзина, когда он был мальчишкой можно понять из слов Тишки, которого, как когда-то Подхалюзина взяли лавки подметать: «всякая шваль над тобой командует. Вот она жисть-то какая анафемская!»

Готовый обмануть всех кругом, Большов проявляет доверчивость к Подхалюзину, и тот использует слабость хозяина – «чтобы ему не перечили ни в чём». Он стелется перед ним, поддакивает, угодничает, заискивает, льстит. О таких подхалюзиных народ сложил немало пословиц:

1.На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

2.Не всё золото, что блестит.

3.Красна ягодка, да на вкус горька.

4.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина.

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные.

«Видно, не бывать-с по вашему желанию», — лицемерно разогревает Большова Подхалюзин. И Самсон Силыч, мгновенно разъярившись, силой отдаёт Липочку за своего приказчика, услаждая себя сознанием своей власти: «Моё детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю».

Большов отказывает своему будущему зятю дом и лавки и попадает в расставленную ему западню, хотя мог бы вспомнить пораньше: «сколько раз замечал», что тот на руку нечист. «Что ж? Я ведь не прогнал тебя, как скота какого, не ославил на весь город», — тщетно призывает к совести Подхалюзина Большов.

Фигура Большова трагична. И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его, когда в последнем акте пьесы является он из «ямы», опозоренный и несчастный., потому что возмездие Большову несёт ещё больший плут и негодяй, для которого нет ни «СВОИХ», ни «ЧУЖИХ», а только личный интерес.

Если Большов – самодур патриархального склада, то Подхалюзин с Липочкой представляют отвратительную разновидность «мещанского» самодурства.

Отвратителен образ дочери Самсона Силыча Липочки. Не удивительно, что она столь безжалостна к отцу. Поначалу дочь Самсона Силыча может кому-то показаться «безвредной дурочкой». Но это не так. Липочка — барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

Вспомним её жуткий разговор с матерью, когда Большов униженно просит Подхалюзина так необходимые ему деньги.

«Аграфена Кондратьевна Подхалюзину . Варвар ты, варвар! Разбойник ты эдакой! Нет тебе моего благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами-то иссохнешь, не доживя веку. Разбойник ты, эдакой разбойник!

Олимпиада Самсоновна встаёт на сторону Подхалюзина. Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклясть в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей-то бог не дал.

Аграфена Кондратьевна. Сама ты молчи, беспутная! И одну-то тебя бог в наказание послал».

Мы видим прозрение купца Большова, когда он произносит слова: «Сама себя раба бьёт, коли не чисто жнёт!»

Липочка, родная дочь, самый близкий, «свой человек», оказывается самой чужой отцу.

Такой беды могло не быть, если бы родители придерживались народной мудрости:

1. Неразумная опека хуже безнадзорности.

2. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

3.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

Итак, эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

1.Сердце родителей в детях, сердце детей в камне.

2.У каждого плода свои семена.

Но торжество Подхалюзина не вечно. Ведь, обманывая всех вокруг, легко самому стать жертвой нового обмана, потому что уже недоброй завистью горят глаза выглядывающего из-за плеча Подхалюзина и жадно считающего свои медяки Тишки.

Думаю, Островский ещё раз хотел нам напомнить, что истина проста. «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай», то есть не зарься на чужое добро, а довольствуйся тем, что сам заработаешь. Об этом же и пословица: «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели». Воровство не приносит вору прибыли – дурно приобретённое непрочно. Неправедно нажитое впрок не идёт. Воровское стяжание впрок не пойдёт.

«Не доставляют пользы сокровища неправедные», «Воздаяние человеку – по делам рук его», «Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — эти библейские истины были хорошо знакомы Островскому.

Народ наш всегда придерживался истины:: «Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи». Поговорка настаивает на том, чтобы долги уплачивались возможно скорее. Лучше отказаться от ржи и питаться репою, чем пользоваться чужим добром. И уж, конечно, не мог не знать этого Самсон Силыч. Поддавшись же ложным нравственным понятиям, он оказался у «разбитого корыта». Во лжи живущий и не думающий, чем может

обернуться такая жизнь, он не сумел воспитать дочь по совести, что и породило жестокость в её сердце.

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры

Вспомним знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — из хорошо знакомой нам пьесы «Гроза», в которой драматург наглядно показал, что жестокость познаёт там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане. Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

Образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский предупреждает нас о неминуемой грозе, что непременно произойдёт, если жестокосердие не уступит место милосердию.

Думаю, что Островский хотел обратить своих читателей прежде всего к библейскому писанию: «Не имеющий любви – не от Господа. Имей всё, что хочешь, но если только ты не будешь иметь любви, ничто тебе не поможет. Если ты даже не будешь иметь ничего иного, имей любовь, и ты исполнишь закон. Следовательно, раз навсегда тебе предписывается краткое правило: возлюби и делай, что хочешь (Св. Августин Блаженный).

Умеющий любить не совершит безнравственного поступка, потому что любовь к ближнему не позволит ему этого совершить.

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь. «Или не учи, или учи своим образом жизни. Не привлекай одной рукою (т.е. словами), а другою же (т.е. делами) не отталкивай от себя. Делая то, что должно, ты менее будешь нуждаться в речи», — учит нас Григорий Палама.

Лишённая человеческого участия, сочувствия, любви Катерина воспринимает даже жалость Варвары как любовь.

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась для неё смертью, т.о есть тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Не смерть желанна, а жизнь невыносима в семье, где законы Божии подменяются диктатом родителей, не считающихся с достоинством детей.

Жизнь лишь бы жить – нехорошо, это недостойно человека. Жить – это значит быть самой собой. Не быть собой – это значит не жить.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза» предстают в освещении, лишённом какого бы то ни было авторского сочувствия.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, они в первую очередь и несут ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил. Это они провоцируют трагедию Катерины, ибо, отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, она впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Мудрый Островский раскрывает в «Грозе» глубинные истоки великой религиозной трагедии русского народа, разыгравшейся в начале 20 века, когда он в «прельщении» своём увидел «святость» там, где не было.

В этом качестве «Гроза» Островского имеет пророческий смысл, который не был понят ни современниками, ни потомками национального драматурга.

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусства наполняют Божью землю расплясавшимися харями».

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»

По мнению литературоведа В Лакшина, в пьесе «Горячее сердце», где действие происходит в знакомом нам городе Калинове, особенно наглядна перекличка с «Грозой»: место Дикого занимает здесь Курослепов, Катерины – Параша, Бориса – Вася и т. п.

В основе пьесы – своего рода уездный детектив, загадочная кража денег, расследование которой оборачивается разоблачением скандальной любовной интрижки хозяйки дома.

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков. Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом. Не в состоянии он создать и полноценную семью .

А в Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо».

Жена же Курослепова Матрёна вступает в греховную связь с приказчиком и ворует для него деньги.

«Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения» (Даниил Заточник).

Расслабленный вином и бездействием, дошедший до умопомрачения, Курослепов большую часть времени проводит в состоянии среднем между сонной одурью и белой горячкой. Его дочь Параша самовольно уходит из дому.

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, и потерявших силу и уверенность Дикого Кабанихи.

Теперь героем новой эпохи становится Хлынов. Более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы , Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка. Он возит с собой как декоративное украшение барина с усами, богатого на выдумку Аристарха, суля ему «капитал» И очень плохо, что Аристарх в «Горячем сердце», в котором литературовед Лакшин видит Кулигина из «Грозы», талантливого учёного-самоучку, острого наблюдателя обывательского быта, проделал печальную эволюцию и оказался теперь на службе у Хлынова. Его талант, его выдумка, которая раньше шла на изобретение громоотвода и «вечного двигателя», тратятся нынче на невероятные потехи загулявшего барина, в шуты попадает купчик Вася, что напоминает нам безвольного Бориса из «Грозы».

С градоначальником у Хлынова налажены самые тёплые отношения, поскольку за всякое своё безобразие он готов платить штраф по сто рублей серебром. Да что там говорить, если с самой губернаторшей Хлынов чай и кофей пьёт – « довольно равнодушно». Хлынов не знает, в чём найти спасение от скуки, когда всё перепробовано, он «безобразничает» , пускаясь в самые нелепые затеи.

Суть этого этого персонажа верно выражает пословица: «Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум». Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей. Только вот желания истратить деньги с пользою для большинства тех, у кого они есть, мы не видим. И в этом можно увидеть недоброе, что может обернуться катастрофой, что в будущем и произошло.

Заключение

Конечно, кому-то «добропорядочный морализм» Островского покажется в чём-то отжившим, старомодным. В самом деле, само действие пьес драматурга раскрывается в пределах резко полярных и несколько отвлечённых противоположностей: богатства – бедности, счастья – несчастья, лицемерия – прямоты, жадности – бескорыстия и т. п. Но в прямоте и безусловности моральных аксиом у Островского есть своя сила: стойкая вера в те коренные понятия о достоинстве и справедливости, которые всегда живут в народе и противостоят болезненной изощрённости и искушённой лжи.

«Пьесами жизни» называл пьесы Островского Добролюбов.

Возможно, сегодня мы станем свидетелями нового прочтения, нового истолкования творчества Островского и новой жизни его пьес, которые дадут нам образное представление о народной мудрости.

Как известно, когда человек поступил плохо, ему говорят: «Ты человек или нет?» или «Будь человеком!»

Наш народ всегда видел в нравственности залог безопасности граждан и понимал, что безнравственность приводит к разрозненности и слабости; объединение же в нравственности даёт силу.

Вместе мы – громадная сила, а порознь – ничто.

При отсутствии единодушия даже знаменитейшие герои не могли предохранить себя от поражений. «В согласном стаде и волк не страшен, и храбрость крепче стен и башен»,- именно к дружбе, согласию, объединению сил призывает нас народная мудрость. Как известно, силён лишь тот народ, который способен создать прочную семью, где каждый друг друга поддержит и поможет в трудных обстоятельствах, в том числе поможет справиться и с соблазнами, которых немало в обществе. На мой взгляд, пьесы А. Н. Островского – благодатный материал, который укрепит в нашем сознании народную мудрость и предохранит нас от бездуховности.

Список изученной литературы

1.Холодов Е. А.Н.Островский. – Ярославль, 1968г.

2.Журавлёва А.И. Театр А.Н. Островского. – М. Изд-во «Просвещение». 1986г.

3. Влащенко В.И. «Гроза» Островского X классе. – Литература в школе №3, 1995г.

4.Лебедев Ю.В. У истоков «русской трагедии». — Литература в школе №3, 1995г.

5. Островский А.Н. Свои люди – сочтёмся.

6. Островский А.Н. Гроза.

7. Островский А.Н. Горячее сердце.

8. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. – Ростов на Дону, изд-во «Феникс», Москва, изд-во «Цитадель», 2005г.

9. Великие мысли великих людей. — Лениздат, 2007г.

«Бесприданница Островского» - Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Идея: Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Умер А. Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково.

«Пьесы Островского» - Цель: Д. И. Фонвизин «Недоросль». «Не было ни гроша, да вдруг алтын». «Бедность не порок» «На всякого мудреца довольно простоты». Отрывок из пьесы «Свои люди – сочтемся!» Липочка – Антипова Елизавета. Среда помещичье-дворянская Мотив – Неравенство материальное. Среда чиновничья Мотив – по расчету Неравенства нет.

«Островский драматург» - Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. Так готовилось появление комедии «Свои люди – сочтёмся!». Драматург не раз говорил – « Моя задача – служить русскому драматическому искусству». Зрители встретили новое произведение Островского восторженно. В течение лета и осени Островский написал драму «Гроза».

«Жизнь Островского» - Н.В. Гоголя. Улица. Картины Б.М. Кустодиева и пьесы А.Н. Островского. Масленица. Ура! Эскизы декораций к драме А.Н. Островского «Гроза». 1919 год. В.Г. Перов. Н.Г. Гундарева – Липочка в спектакле «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского. Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони.

«Островский пьесы» - Смысл названия. Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия. Группа 1 История создания пьесы. 1823-1886. Не в свои сани не садись Не все коту масленница. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Отец Островского.

«Островский жизнь и творчество» - И.А. Гончаров – А.Н. Островскому. 12 февраля 1882. Национальный театр есть признак совершеннолетия нации... Действие первое. Современны ли темы произведений А.Н. Островского сегодня? Антракт. Судьба. Театр приоткрывает занавес, и мы заглядываем за кулисы. А. Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга.

Всего в теме 22 презентации

островский драма бесприданница психологический

Заслуги Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром огромны. За почти сорок лет творческой деятельности А.Н. Островский создал богатейший репертуар: около пятидесяти оригинальных пьес, несколько пьес, написанных в соавторстве. Он занимался также переводами и переделками пьес других авторов. В свое время, приветствуя драматурга в связи с 35-летием его творческого пути, И.А. Гончаров писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского» Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. - М.: Искусство, 1986, с. 8..

Талант Островского, продолжавшего лучшие традиции классической отечественной драматургии, утверждавшего драматургию социальных характеров и нравов, глубокого и широкого обобщения, оказал определяющее влияние на все последующее развитие прогрессивной русской драматургии. В большей или меньшей степени у него учились и из него исходили и Л. Толстой, и Чехов. Именно с той линией русской психологической драматургии, которую так великолепно представлял Островский, связана и драматургия Горького. Драматургическому мастерству Островского учатся и долго будут учиться и современные авторы.

Справедливо будет отметить, что и до Островского прогрессивная русская драматургия обладала великолепными пьесами. Вспомним «Недоросля» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Бориса Годунова» Пушкина, «Ревизора» Гоголя и «Маскарад» Лермонтова. Каждая из этих пьес могла бы обогатить и украсить, о чем справедливо писал еще Белинский, литературу любой западноевропейской страны.

Но этих пьес было слишком мало. И не они определяли состояние театрального репертуара. Образно говоря, они возвышались над уровнем массовой драматургии как одинокие, редкие горы в бескрайней пустынной равнине. Подавляющую часть пьес, заполонивших тогдашнюю театральную сцену, составляли переводы пустых, легкомысленных водевилей и душещипательных мелодрам, сотканных из ужасов и преступлений. И водевили, и мелодрамы, страшно далекие от реальной жизни, тем более, от реальной российской действительности не были даже ее тенью.

Бурное развитие психологического реализма, которое мы наблюдаем во второй половине XIX века, проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому.

Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла - результатом такого эксперимента явился образ Катерины в «Грозе». Александр Николаевич Островский считал началом своего литературного пути 1847 г., когда он с большим успехом прочитал пьесу «Семейная картина» в доме профессора и литератора СП. Шевырева. Следующая его пьеса «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») сделала его имя известным всей читающей России. С начала 50-х гг. он деятельно сотрудничает в журнале историка М.П. Погодина «Москвитянин» и вскоре вместе с А.А. Григорьевым, Л.А. Меем и другими образует «молодую редакцию» «Москвитянина», пытавшуюся сделать журнал органом нового течения общественной мысли, близкого славянофильству и предварявшего почвенничество. Журнал пропагандировал реалистическое искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в особенности истории непривилегированных сословий.

Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти неевропеизированный семейно-бытовой и культурный уклад. Это была еще «доличностная» среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателями и зрителями, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией - борьбой влюбленных за свое счастье. На этой основе и был создан тип народной психологической комедии Островского Русская литература 19-20 веков/Сост. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2000, с. 202..

Важно понять, чем же предопределилось наличие именно психологической драмы в творчестве Александра Николаевича Островского. Прежде всего, на наш взгляд, тем, что свои произведения он изначально создавал для театра, для сценического воплощения. Спектакль был для Островского наиболее полноценной формой публикации пьесы. Только при сценическом исполнении драматический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит именно то психологическое воздействие, достижение которого автор ставил себе целью Котикова П.Б. Голос зрителя - современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. - 1998. - №3. - С. 18-22..

Кроме того, в эпоху Островского театральная публика была более демократичной, более «пестрой» по своему социальному и образовательному уровню, чем читатели. По справедливому мнению Островского, для восприятия художественной литературы нужен некоторый уровень образования и привычка к серьезному чтению. Зритель же может идти в театр просто для развлечения, и дело театра и драматурга, чтобы спектакль стал и удовольствием, и нравственным уроком. Другими словами, театральное действо должно оказать на зрителя максимальное психологическое воздействие.

Ориентация на сценическое бытие драмы обуславливает и особое внимание автора к психологическим характеристикам каждого героя: как главного, так и второстепенного персонажа.

Психологизм описания природы предопределял будущие декорации места действия.

А.Н. Островский значительную роль отводил заглавию каждого своего произведения, также ориентируясь на дальнейшую сценическую постановку, что в целом было не характерно для русской литературы эпохи реализма. Дело в том, что зритель воспринимает пьесу одномоментно, он не может, подобно читателю, остановиться и подумать, вернуться к началу. Поэтому он должен быть сразу психологически настроен автором на тот или иной тип зрелища, которое ему предстоит увидеть. Текст спектакля, как известно, начинается с афиши, то есть названия, определения жанра и перечня кратно охарактеризованных действующих лиц. Уже афиша, таким образом, говорила зрителю о содержании и о том, «чем кончиться», да нередко еще и об авторской позиции: кому сочувствует автор, как оценивает итог драматического действия. Традиционные жанры в этом смысле были наиболее определенными и ясными. Комедия - значит, для героев, которым сочувствует автор и зритель, все закончиться благополучно (смысл этого благополучия может быть, конечно, очень разным, иногда расходиться с общественным представлением) Журавлева А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене//Литература в школе. - 1998. - №5. - С. 12-16..

Но с усложнением жизни, изображаемой в пьесе, давать четкое жанровое определение становилось все труднее. И нередко отказываясь от названия «комедия», Островский называет жанр «сцены» или «картины». «Сцены» - такой жанр появился у Островского еще в молодости. Тогда он был связан с поэтикой «натуральной школы» и представлял собой нечто вроде драматизированного очерка, рисующего характерные типы в фабуле, являющейся отдельным эпизодом, картиной из жизни персонажей. В «сценах» и «картинах» 1860-1870-х годов мы видим иное. Здесь перед нами вполне развитая фабула, последовательное развертывание драматического действия, ведущего к развязке, вполне исчерпывающей драматический конфликт. Грань между «сценами» и комедией определить в этот период не всегда легко. Пожалуй, можно указать две причины отказа Островского от традиционного жанрового определения. В одних случаях драматургу кажется, что забавный случай, о котором идет речь в пьесе, недостаточно типичен и «масштабен» для глубокого обобщения и важных нравственных выводов - а именно так понимал суть комедии Островский (например, «Не все коту масленица»). В других же случаях в жизни героев было слишком много печального и тяжелого, хотя финал и оказывался благополучным («Пучина», «Поздняя любовь») Журавлева А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене//Литература в школе. - 1998. - №5. - С. 12-16..

В пьесах 1860-1870-х годов происходит постепенное накопление драматизма и формируется герой, необходимый для жанра драмы в узком смысле слова. Этот герой, прежде всего, должен обладать развитым личностным сознанием. Пока он внутренне, духовно не чувствует себя противостоящим среде, вообще себя от нее не отделяет, он может вызывать сочувствие, но еще не может стать героем драмы, для которой необходима активная, действенная борьба героя с обстоятельствами. Становление личного нравственного достоинства и внесословной ценности человека в сознании бедных тружеников, городской массы привлекает пристальный интерес Островского. Вызванный реформой подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои российского населения, дает материал и составляет почву для драмы. В художественном мире Островского, с его ярким комедийным даром, драматический по характеру конфликт нередко продолжает разрешаться в драматической структуре. «Правда - хорошо, а счастье лучше» как раз и оказывается комедией, буквально стоящей на пороге драмы: следующая «большая пьеса», о которой идет речь в цитированном выше письме, - «Бесприданница». Задумав первоначально «сцены», которым не придавал большого значения, Островский в ходе работы почувствовал важность характеров и конфликта. И думается, дело тут прежде всего в герое - Платоне Зыбкине.

Друг молодости Островского, замечательный поэт и критик А.А.Григорьев «одно из высоких вдохновений» Островского увидел в Чацком. Он же назвал Чацкого «единственным героическим лицом в нашей литературе» (1862). На первый взгляд, замечание критика может и удивить: очень уж разные миры изображали Грибоедов и Островский. Однако на более глубоком уровне открывается безусловная правота григорьевского суждения.

Грибоедов создал в русской драме тип «высокого героя», то есть героя, через прямое, лирически близкое автору слово, открывающего истину, оценивающего происходящие в пьесе события и влияющего на их ход. Это был личностный герой, обладавший независимостью и противостоявший обстоятельствам. В этом отношении открытие Грибоедова повлияло на весь дальнейший ход русской литературы XIX века и, конечно, на Островского.

Установка на широкого, непосредственного в своих восприятиях и впечатлениях зрителя определила ярко выраженное своеобразие драматургии Островского. Он был убежден в том, что народному зрителю в драмах и трагедиях нужен «глубокий вздох, на весь театр, нужны непритворные теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо в душу».

В свете этих требований драматург писал пьесы большого идейно-эмоционального накала, комического или драматического, пьесы, «захватывающие душу, заставляющие забывать время и место». Создавая пьесы, Островский исходил главным образом из традиций народной драмы, из требований сильного драматизма и крупного комизма. «Русские авторы желают пробовать свои силы, - заявлял он, - перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры».

Известный театральный критик Ф.А. Кони, славящийся своей непредвзятостью и смелостью, сразу же оценил высокое качество произведений Островского. Одним из достоинств драматического произведения Кони считал простоту содержания, и эту простоту, возведенную до художественности, он увидел в комедиях островского в обрисовке лиц. Кони писал, в частности о пьесе «Москвитяне»: «Драматург заставил полюбить созданных им героев. заставил полюбить и Русакова, и Бородкина, и Дуню, несмотря на свойственную им внешнюю неуклюжесть, потому что сумел выявить их внутреннюю человеческую сторону, которая не могла не затронуть человечность зрителей» Кони А.Ф. На пьесу «Москвитяне»// Репертуар и пантеон русской сцены. - 1853. - №4. - С. 34//См. Котикова П.Б. Голос зрителя - современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. - 1998. - №3. - С. 18-22..

Также А.Ф. Кони отмечал тот факт, что до Островского «в русской комедии не допускаются даже контрасты (психологические): все лица на одну колодку - все без исключения негодяи и дураки» Кони А.Ф. Что есть русская народность?// Репертуар и пантеон русской сцены. - 1853. - №4. - С. 3//См. Котикова П.Б. Голос зрителя - современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. - 1998. - №3. - С. 18-22..

Мы можем, таким образом, говорить о том, что уже во времена Островского критики отмечали наличие в его драматических произведениях тонкого психологизма, способного влиять на восприятие зрителями героев пьес.

Следует обратить внимание на то, что в своих комедиях и драмах Островский не ограничивался ролью сатирического обличителя. Он ярко, сочувственно изображал жертвы социально-политического и семейно-бытового деспотизма, тружеников, правдолюбцев, просветителей, горячих сердцем протестантов против произвола и насилия. Эти его герои являлись в темном царстве самодержавия «светлыми лучами», возвещавшими неизбежную победу справедливости Лакшин В.Я. Театр Островского. - М.: Искусство, 1985, с. 28..

Карая грозным судом власть имущих, «утеснителей», самодуров, сочувствуя обездоленным, рисуя героев, достойных подражания, Островский превращал драматургию и театр в школу общественных нравов.

Драматург не только сделал положительными героями своих пьес людей труда и прогресса, носителей народной правды и мудрости, но и писал во имя народа и для народа. Островский изображал в своих пьесах прозу жизни, обычных людей в повседневных обстоятельствах. Но эту прозу жизни он возводил в рамку художественных типов огромнейшего обобщения.



Загрузка...
Top