Проект «Лесные жители» (по литературным произведениям Виталия Бианки).

Многие родители расслабляются, когда дети достигают самостоятельного возраста. Подросток может уже во многом позаботиться о себе сам: приготовить еду, сделать уроки без напоминаний, выбирать одежду, хобби, заводить интересные знакомства, да и в целом начинает жить жизнью, похожей на взрослую. Казалось бы, мамам и папам уже можно немного отпустить вожжи воспитания и перестать следить за каждым шагом чада. Но, предоставив тинейджера самому себе, родители через некоторое время с ужасом узнают об экстремальных хобби детей, которые могут привести к фатальному исходу. Как же вовремя распознать опасность и предотвратить беду? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно найти причину такого увлечения и попытаться понять интересы ребенка и его чувства.

Причины, по которым подростков затягивают опасные увлечения

Резкий гормональный взрыв, приходящийся на возраст 12-16 лет, превращает нежных и послушных деток в строптивых бунтарей. И такое поведение в большей своей части вполне нормально для этого возраста.

Одержимость экстремальными хобби может быть вызвана различными причинами:

  1. Круг друзей . Окружение подростка оказывает самое большое внимание на формирование его личности. Если друзья ребенка увлекаются рискованными занятиями, то, скорее всего, сын или дочь также последуют «стадному инстинкту», чтобы не отставать от своих друзей. Эта причина чаще всего является основной в увлечении опасными занятиями.
  2. Потребность в самостоятельности и свободе действий . В этом возрасте тинейджеры особенно остро испытывают потребность избавиться от родительской опеки и самостоятельно выбирать жизненный путь, порой не задумываясь о своих действиях. Если родители постоянно контролируют каждое движение своих детей, то естественным желанием последних будет получение определенной независимости. А адреналиновая встряска, характерная для основной массы экстремальных видов спорта, дает именно то, в чем нуждается ребенок. Кроме того, чрезмерный контроль порождает эффект противостояния, и подросток будет заниматься экстримом наперекор всему миру из чувства принципиальности, пытаясь отстоять свое право на свободу действий.
  3. Отсутствие внимания со стороны родителей . Обратная ситуация, в которой родители поглощены собственными заботами, не оставляющими времени для общения с детьми, также может привести к заинтересованности экстримом. Видя отсутствие внимания к своей персоне, юный тинейджер будет демонстрировать себя окружающим, пытаясь восхитить своей ловкостью и рискованной смелостью.

Психолог Гранкина Дарья, гор. Санкт-Петербург дает следующие советы родителям:

«Начать хочу с того, что все экстремально-деструктивные хобби — это поиск собственных границ и способ справиться со страхами(страх смерти). У подростков много нерешенных вопросов: кто Я в этом мире? зачем Я здесь? страх смерти и неизвестность. Подростки начинают играть со смертью, как будто смеются над ней и побеждают раз за разом. Их привлекает, что они в этом участвуют, смеются над смертью в попытке принять ее. Принять возможную болезнь, возможную потерю, себя или близких. Потому что тревога внутри в какой-то момент становится мучительной. И вот тут подросток выбирает наслаждаться этим, сделать это своей философией жизни . Это способ адаптации к неизбежному, смерти или болезни. Поэтому, они в это играют, им кажется, что они дружны с этим страхом и тогда, он становится уже не врагом, он не в оппозиции и подросток готов это принять.

Но, конечно же, некая истероидная подоплека тут тоже присутствует. Ведь это все напоказ, гонка опасных селфи, например. Подросток отрицает границы своего тела. Ведь сами взрослые часто говорят: «все в жизни можно преодолеть» « ты можешь определять свое будущее», « во что поверишь, то и сбудется» или «наш мозг может развиться до невероятных высот» и т.п. Так вот, у этих подростков впиталось это на бессознательном уровне, не состоялось свое знакомство с границами, они делают это не ради адреналина, а как раз ради поиска адекватной границы.

Они же уверены, что все контролируют,тело, эмоции и вообще ситуацию. Важно родителям понимать, что изначально этот порыв имел позитивный настрой, когда-то давно, Ваш ребенок не смог получить адекватный ответ и стал с этой тревогой справляться, как он может и как ему предлагает его окружение. Например, руферы, диггеры, сталкеры, инфильтрации, это же исследователи и срабатывает ассоциация из детства, что надо что-то сломать, куда-то пробраться для того, что бы ознакомиться с чем-то глобальным и неизведанным.

Могу посоветовать родителям детей 10-11 лет , обязательно дать ребенку хобби (1-2) кружка на его выбор, это должно быть в обязательном порядке и с обязательным посещением. А тем, у кого дети уже этим занимаются, советую начать с тела, а именно, для мальчиков спорт, а девочкам, возможно танцы. Далее, конечно, требуется тщательный анализ и разговор с подростком насколько же далеко и бесконечно на самом деле распростерты его границы.В этом Вам поможет психолог. С этим можно работать.»

Виды самых опасных увлечений подростков

Речь не пойдет о вредных привычках, таких как и алкоголя и курение, которые требуют оказания немедленной помощи со стороны близких и родных.

Но существует ряд других увлечений, безобидных только на первый взгляд:

  1. Руфинг . Произошло от английского слова «roof» — крыша. Руферы занимаются тем, что забираются на крыши высоких сооружений и разгуливают по крыше без всякой страховки. Чаще всего, проникновение на крышу происходит путем взлома дверей чердака или незаметного проскальзывания на верхние этажи, что в принципе считается незаконным.
  2. Планкинг . Создание фотографий, на которых человек лежит на животе с вытянутыми по бокам руками, напоминая планку. Фотографии выкладываются в социальные сети, где другие пользователи оценивают оригинальность и «крутизну» планкера. Наибольшей популярностью пользуются фотографии, на которых человек изображен в условиях, близких к экстремальным: на стреле строительного крана, на краю крыши или балкона, на крыше транспорта.
  3. Диггинг (от английского «dig» — копать) и сталкинг (по названию популярной игры «S.T.A.L.K.E.R.»). Эти увлечения связаны с посещением заброшенных мест, в некоторых случаях военного назначения. Диггеры предпочитают бродить по заброшенным веткам метро и тоннелям, а сталкеры исследуют разрушенные дома, заводы и даже военные базы. Опасность заключается в риске случайного обрушения пола и потолка, обвала лестницы. А порой некоторые объекты и тоннели могут оказаться вполне обитаемыми: в подвалах нередко можно встретить бомжей или преступников, а заброшенные объекты могут находиться под охраной, которая в случае проникновения может не разобраться в том, что на ее территорию попал любопытный подросток, и применить оружие.
  4. Зацепинг . Тинейджеры путешествуют на троллейбусах и автобусах, и даже на электричках, зацепившись за любые внешние поручни. Очевидно, что велик риск сорваться и попасть под колеса идущего транспорта. У водителя просто не будет времени применить экстренное торможение.
  5. Бейсджампинг . Опытным парашютистам известно, что для прыжка необходима минимальная высота, дающая время на группировку в воздухе и раскрытие парашюта. Бейсджамперы прыгают с парашютами с высотных объектов, оставляя себе минимум времени для безопасного приземления. Даже прыжок со здания в несколько десятков этажей, требует практически мгновенного раскрытия парашюта после прыжка, так как для раскрытия купола необходимо несколько секунд. Кроме того, есть опасность того, что парашют может сложиться, зацепившись за верхушки деревьев или столбов.
  6. Собачий кайф . Человек несколько секунд повышает давление серией быстрых вдохов и выдохов, подобно собачьему дыханию, придушивает шею на несколько секунд, а затем отпускает. Резкий прилив крови к головному мозгу дает чувство эйфории. Надо ли говорить, что такая забава является игрой со смертью и может плохо закончиться в любой момент?
  7. Историческое фехтование и ролевые игры . Казалось бы, столь благородное хобби, как владение мечом или театральная постановка исторических сюжетов, не может быть опасным и вызывать родительское возражение. Однако, проведение массовых игрищ на полигонах с постановкой битвы в стиле «стенка на стенку» может принести немало травм, несмотря на требования защиты, которую фехтовальщики делают для себя самостоятельно. Кроме того, подобные мероприятия сопровождаются зачастую распитием большого количества спиртных напитков и случались инциденты алкогольного отравления или нанесения черепно-мозговых травм. Хотя организаторы подобных мероприятий и стараются всегда максимально соблюдать технику безопасности, никто не будет нести ответственность за полученные травмы подростка.

Существует еще множество других «уличных» забав, связанных с экстримом и повышенным травматизмом.

К ним относятся:

  1. Бейсклаймбинг (лазанье по отвесным стенам без страховки).
  2. или банджи-джампинг (прыжки с моста на резинке).
  3. Акрострит и паркур (акробатика с использованием уличных объектов: перил, лестниц, а также исполнение сальто с разбега).

Все эти увлечения являются экстремальными, так как имеется высокий риск получения травм, вплоть до летального исхода. Главная опасность заключается в том, что все уличные хобби выполняются без каких-либо страховок, контроля опытного инструктора и ответственности за жизнь .

Что делать, если ребенок в подростковом возрасте увлекся опасным хобби?

Любой родитель переживает за безопасность собственного ребенка. Поэтому, если появились подозрения в том, что подросток «подсел» на рискованные увлечения, необходимо срочно предпринимать меры. Но делать это крайне тактично и осторожно, чтобы не вызвать отторжение и потерю доверия.

Как же уберечь собственное дитя:

  • Оценить серьезность ситуации . Бывает так, что подросток вовсе и не совершает безумных поступков с риском для собственной жизни, а просто является наблюдателем. Он может восхищаться умением своих друзей-паркурщиков, выступая исключительно зрителем.
  • Уделять больше внимания . Возможно тинейджер просто занимается опасными хобби «за компанию» со своими друзьями от скуки. Родителям можно порекомендовать проводить больше времени вместе: сходить в кино, в бассейн, съездить на базу отдыха, поиграть вместе в футбол. Использовать совместное время по максимуму такими образом, чтобы у ребенка просто физически не оставалось сил и времени на экстрим.
  • Предложить альтернативные виды спорта : спортивную гимнастику, полеты на параплане или прыжки с парашютом под наблюдением инструктора, записать в секцию спелеологов или скалолазов. В этом случае подросток получит все те же ощущения от хобби, но будет делать это под присмотром инструктора и с соблюдением техники безопасности, минимизируя риск для жизни и здоровья.

Замечательно, когда дети самостоятельно могут выбрать себе хобби, тем более связанные с получением физической нагрузки и развивающие ловкость и воображение. Но родителям следует внимательно отнестись к подобным занятиям и постараться максимально обезопасить своих детей, не ущемляя их прав на свободу выбора.

Успех воспитательной работы с подростками, как известно, во многом зависит от умения правильно направить их интересы. В чем же своеобразие интересов в подростковом возрасте?

В процессе изучения основ наук расширяется кругозор подростка, область его интересов становится значительно более широкой по сравнению с интересами младшего школьника. Интересы младшего школьника в основном вращаются вокруг узко конкретного содержания его жизни, связаны по преимуществу с его деятельностью в школе и дома. С расширением круга знаний, обогащением жизненного опыта у подростков появляются новые, самые разнообразные интересы, развиваются и углубляются, в частности, познавательные, общественно-политические интересы и устремления.

Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Часто приходится наблюдать, как какой-нибудь интерес сохраняется у школьника в течение всего- подросткового возраста, углубляясь и Обогащаясь содержанием, и впоследствии сохраняется на всю жизнь. Наряду с этим для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости и разбросанности интересов, периодически сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно. Семиклассник Гера В. упорно старается записаться одновременно в кружки «Умелые руки», драматический, филателистический, в волейбольную и туристическую спортивные секции. Кроме этого, он состоит членом авиамодельного кружка при Доме пионеров. Его одноклассник Петя Ю. не отличается такой разбросанностью-он состоит членом всего одного кружка, но зато область его интересов очень часто меняется: в течение года он последовательно «менял» кружки: географический, художественного слова, волейбольный, пока, наконец, не остановился (надолго ли?) на шахматном. Об одном из таких подростков остроумно писала школьная газета:
То амебы, то Алехин, То поэзия, то спорт. Больше сотни увлечений За один лишь только год!

И наличие одновременно многих интересов, и частая смена их в равной степени нежелательны. Хотя это и диктуется часто свойственным подростку жадным стремлением познать больше, но приводит обычно лишь к удовлетворению поверхностного любопытства. Поэтому правильно поступают те учителя и родители, которые сдерживают такую «любознательность». В частности, во многих школах ученикам запрещается состоять более чем в двух кружках, а также часто переходить из кружка в кружок без уважительных причин. Школа и семья должны всемерно содействовать развитию стойких интересов. При многообразии интересов (что в разумных пределах не только допустимо, но и необходимо) надо особо выделять и воспитывать основной, жизненный, «стержневой» интерес.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы - то десятки партий в день, если чтение - то бессонные ночи за книгами, если уж увлечение техникой - то до самозабвения. Таков семиклассник Алексей Р. Читая интересную книгу, он затыкает уши и весь отдается чтению. Его зовут обедать - он не идет и отвечает резкостью. Из-за увлечения чтением он нередко опаздывает в школу. У него отнимают книгу - не помогает. Зачастую он засиживается за чтением книги до поздней ночи, и его не могут уложить спать. Таким же было его увлечение фотографией. Учение было заброшено, целые дни он снимал, проявлял, печатал. Увлекается он и футболом, убегает на стадион с уроков и готов сидеть там целыми днями. Конечно, с подобной формой проявления интересов мириться не следует.

Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (чтореДко встречается в младшем школьном возрасте) - подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса. Например, интересуется он моделированием кораблей или самолетов, а для этого нужно иметь представление о теории устойчивости корабля, аэродинамической теории, для чего, в свою очередь, надо хорошо знать математику и физику и уметь производить довольно сложные вычисления. Вот и заинтересовался подросток математикой, которую еще вчера «терпеть не мог».

Наконец, интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не просто интересоваться техникой, а сооружать модели, приборы, конструировать, не просто интересоваться, агротехникой, а работать на опытном участке, выращивать растения, не просто быть футбольным «болельщиком», а самому играть в футбол.

Остановимся более подробно на некоторых видах интересов подростка.

Важнейшее значение имеют познавательные интересы подростка, направленные на познание явлений природы и общественной жизни. Они развиваются в процессе изучения основ наук.

В отличие от учебных интересов младшего школьника познавательные интересы подростка начинают определяться уже самим содержанием знаний, а не только различными привходящими моментами (как-то: внешняя занимательность, способ обучения и т. д.). Интересы, сформировавшиеся в процессе обучения, становятся важнейшими мотивами приобретения новых знаний. В подростковом возрасте познавательные интересы выходят за рамки школьных программ. Подростки начинают читать и изучать научно-популярную литературу, посещать популярные лекции, принимают активное участие в различных кружках, в туристических походах. Познавательными интересами, как правило, определяется и распространенное в подростковом возрасте стремление к коллекционированию растений, насекомых, геологических пород, почтовых марок, старых монет. Коллекционирование следует поощрять, давая ему правильное направление, чтобы оно не выродилось в простое «собирательство», в бесполезное накопление тех или иных экспонатов.

Не следует резко и бестактно пресекать естественный интерес подростков к сбору предметов, даже когда он и приобретает нежелательные формы.

В одной из школ к учителю физики стали обращаться шестиклассники с просьбой пояснить назначение различных частей машин, станков, оборудования, которые они, оказывается, специально собирали. Учитель вместо того, чтобы удовлетворить их любознательность, запретил подросткам собирать «хлам» и приставать к нему с несерьезными вопросами. В другой школе учитель истории высмеял подростков, которые сообщили ему, что собирают в окрестностях Москвы «археологические находки».

Совсем иначе поступил учитель истории другой школы. Узнав, что шестиклассники собирают марки, но делают это без всякой цели и системы, он познакомил школьников с задачами и организацией филателистического дела, рассказал историю почтовой марки, показал, как"природа, история и экономика страны находят свое отражение на рисунках марок. Коллекционирование марок приняло в этой школе правильное направление и дало новый толчок развитию познавательных интересов: учащиеся стали особенно интересоваться географией, экономикой и историей различных стран, марками которых они располагали.

Одна из читательниц журнала «Семья и школа» рассказывала, как ей удалось превратить бесцельное стремление к сбору растений у своих детей-подростков в сознательное коллекционирование с познавательной целью. В этом помогла ей книга Н. Верзилина «По следам Робинзона». Эта книга вызвала большой интерес к наблюдению и коллекционированию растений еще и потому, что она умело ориентировала читателей-подростков на непосредственные наблюдения.

Обычный сорняк - мокрица приобрел в глазах подростков новое значение после чтения этой книги. Оказывается, это - «растительный барометр». По его цветам можно предсказать погоду. Если до девяти часов утра венчик цветка не поднимается и не раскрывается, то днем будет дождь. Учащиеся узнали,., что это растение можно употреблять в пищу в сыром виде как салат, варить из него щи.

По цветку одуванчика стали определять время. Корзиночки цветка в ясную погоду открываются в шесть часов утра, закрываются в три часа дня. Ребята стали собирать цветы мать-и-мачехи, зная, что это лекарственное растение, хорошо помогающее при кашле.

Познавательные интересы подростков весьма избирательны., Одни учебные предметы в связи с этим их очень интересуют, к другим они относятся равнодушно. На возникновение и развитие у подростка интереса к различным учебным предметам большое влияние оказывает личность учителя, а также способ и форма подачи им учебного материала. Известны факты, когда уважение к учителю переносится и на его предмет. Нам приходилось наблюдать очень яркий случай. В V-VII классах одной из школ преподавал очень хороший географ, остроумный и жизнерадостный человек. И он сам, и его предмет были очень популярны в школе. Географию все учащиеся считали самым интересным предметом.

В следующем учебном году географ не работал в этой школе. Пришла в школу новая учительница химии, большой мастер своего дела. К географии быстро охладели, но.химия стольже быстро стала любимым предметом семиклассников. На следующий год - снова перемены: сменилась учительница химии, по« явился новый учитель русского языка (этот предмет считался среди подростков «скучнейшим»). Учитель оказался не только превосходным знатоком своего предмета, но и отличался особенной любовью к нему. Любопытно было наблюдать, как быстро его предмет завоевал популярность, и с каким интересом подростки занимались грамматическим анализом предложений. А химия - та вновь стала в глазах школьников заурядным предметом. Все это было настолько ярко выражено, что учителя шутили: «Была «эпоха» географии, потом - химии, теперь настала «эпоха» русского языка!»

Большое значение в развитии интересов к учебным предметам имеют успехи, достижения или, наоборот, неудачи подростка в изучении предмета. Успехи, обычно связанные с радостными переживаниями, повышают интерес к предмету, неудачи (особенно частые неудачи) в значительной степени снижают интерес.

Нам рассказывали об одном подростке, который не интересовался иностранным языком, не любил его, как он говорил сам. Но положение резко изменилось, когда ему была дана возможность пережить несколько раз радость успеха. Учитель несколько раз добился хорошего выполнения задания этим подростком и очень серьезно, тепло, в присутствии класса отметил его успехи. Сейчас этот подросток кончает институт иностранных языков.

Значительно реже встречаются случаи, когда неуспех, неуда* ча вызывали бы интерес к соответствующему предмету. Если после ряда неудач подросток начинает усиленно заниматься предметом, то это чаще объясняется не возникновением интереса к нему, а самолюбием. Интерес же может возникнуть позже.

Исследования показали, что возникновению и развитию познавательных интересов у подростков способствуют такие учебные задания, которые требуют умственного напряжения, само^ стоятельного, активного размышления. Занимательное и развлекательное, а также легкое и Простое может, конечно, вызвать интерес, но интерес этот не будет носить подлинно познавательного характера. О вреде такого обучения, связанного с злоупотреблением внешней занимательностью, говорил еще К. Д. Ушинский.

В наибольшей степени познавательный интерес у подростков возникает тогда, когда изложение учителем материала построено в виде развернутого описания деятельности исследователя, прокладывающего новые пути в науке, открывающего новое, причем поиски нового связаны с борьбой, преодолением трудностей. Борьба за решение новых задач в науке для младшего подростка должна быть показана конкретно на доступных его пониманию фактах. Для подростка старшего возраста может иметь место более отвлеченное, более обобщенное описание. Таким способом удавалось возбудить познавательный интерес подростков к учению Павлова, Мичурина, Циолковского, к исследованиям Менделеева, Ломоносова, Миклухо-Маклая. Конеч-* но, большую роль играет и умение учителя убедительно показать значение того или иного научного открытия, его общественную ценность. (Исследование Н. Г. Морозовой.)

Важное значение имеет и такой характер сообщения подросткам новой темы, который пробуждал бы у детей интерес к знаниям. Например, учительница зоологии ленинградской школы № 217 Э. Д. Ягудина перед началом изучения в VII классе темы «Происхождение птиц» вывешивает таблицу с изображением ящерицы и орла и предлагает учащимся установить черты сходства этих, казалось бы, совершенно различных по внешнему виду животных. После того как учащиеся с ее помощью найдут сходные черты (размножение с помощью яйца, отсутствие желез на теле, что вызывает его сухость, наличие рогового покрова в чешуйках ящерицы и на клюве, когтях и перьях орла), учительница говорит: «Это сходство ие может быть случайным, оно говорит о родстве птиц и пресмыкающихся. Очевидно, от пресмыкающихся и произошли птицы. О происхождении птиц и пойдет речь на этом уроке». Такой прием введения в новую тему вызывает у подростков интерес, желание узнать то, что еще неизвестно. Известны и другие средства, стимулирукидие развитие познавательного интереса, такие, как введение элемента новизны, опора на прошлый опыт подростков, вовлечение их в творческую работу на уроке, а также экскурсии, лабораторные работы и так далее.

Значительно развиваются в подростковом возрасте читательские интересы. Содержательная сторона читательских интересов подростка определяется в какой-то мере, его возрастными особенностями. В книгах особенно интересует подростка яркий, занимательный сюжет, напряженное, динамически развертывающееся действие. Он предпочитает книги, где описывается деятельность отважных героев, людей сильной воли, мужественных в борьбе с трудностями, книги, где много действия, борьбы, приключений. Это характеризует не только мальчика-подростка (как это принято думать), но и девочку, но, конечно, первых в несколько большей степени. «Молодая гвардия» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Чапаев» Фурманова, «Два капитана» Каверина- это любимые книги не только юношей и девушек, ной старших подростков. Советский подросток любит также читать книги о жизни и подвигах своих сверстников. Книги: «Судьба барабанщика» и «Тимур и его команда» Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Кассиля, «Улица младшего сына» Кассиля и Поляновского, «Четвертая высота» Ильиной, «Сын полка» Катаева, «С тобой товарищи» Прилежаевой очень популярны среди подростков. Особое место среди таких книг занимают «Повесть о сыне» Е. Кошевой и «Повесть о Зое и Шуре» Л. Т. Космодемьянской.

Наряду с этим подросток любит книги с научно-фантастическим и приключенческим сюжетом, книги о путешествиях, где его привлекает смелое предвидение грядущих успехов науки и техники, необычные приключения, загадочные происшествия. Такие романы Жюля Верна, как «Дети капитана Гранта», «80 ООО километров под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», некоторые рассказы и романы Джека Лондона, Г. Уэллса, Конан-Дойля, Дюма, Майи Рида, а также книги о путешествиях Пржевальского, Миклухо-Маклая, Ли-вингстона, Ф. Нансена, Т. Хейердала, научно-фантастические романы Обручева, Беляева интересовали и будут интересовать целые поколения подростков. Наконец, подростка привлекают книги о жизни исторических личностей - Петра I, Суворова, Кутузова. Повышается в подростковом возрасте и интерес к научно-популярной литературе.

О большой силе эмоционального воздействия литературных произведений могут свидетельствовать некоторые высказывания подростков.
«Прочитал «Повесть о настоящем человеке». Досадно, что книга кончилась! Я стал как бы старше после прочтения этой книги, начал внимательно присматриваться к людям, к окружающей жизни». (Ученик VI класса В. А.)
«Книгу о Зое и Шуре Космодемьянских я почти выучил наизусть. Какие это были люди!» (Ученик VII класса Н. П.)

«У меня головы не выходит образ капитана Гаттераса из одноименного романа Жюля Верна. Какая удивительная целеустремленность! Человек идет к цели и весь наполнен только ею». (Ученица VII класса Р. И.)

«Даже слезы выступили на глазах, когда прочитал о гибели Д"Артаньяна». (Ученик VII класса П. С.)

Интерес подростка к острой, занимательной фабуле, напряженному действию с неожиданными поворотами событий приводит иногда к нездоровому увлечению малохудожественной литературой.

Свойственное большинству подростков нетерпеливое стремление следовать за развитием сюжета часто приводит к весьма характерному для них способу чтения - всецело поглощенный динамическим развитием сюжета, борьбой, действиями героя или героини, подросток пропускает, как досадные помехи, замедляющие действие, описания природы, действующих лиц, различного рода рассуждения, историко-географические сведения и т. д. Он желает скорее узнать, «чем кончится дело», и все эти описания и рассуждения воспринимаются подростком как нечто «скучное» и «неинтересное».

Мы специально наблюдали, как подростки читают такие разнохарактерные произведения, как «Тарас Бульба» Гоголя, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, «Белеет парус одинокий» Катаева. В большинстве случаев оказывалось, что они напряженно следили за основной сюжетной схемой произведения, судьбой геров (и хорошо, во всех деталях запоминали это). Как правило, бегло просматривались (или даже совсем пропускались) и плохо запоминались художественные описания быта запорожских казаков («Тарас Бульба»), многие описания природы и геогра-« фических исследований («Дети капитана Гранта»), описания моря, шумного города («Белеет парус одинокий»).

Читательские интересы подростков не должны выпадать из поля зрения воспитателя. Воспитатель, во-первых, должен заботиться о правильном подборе литературы для подростков, о воспитании у них вкуса в этом отношении, о создании хорошо подобранной домашней библиотечки ученика, учитывая прежде всего идейную и художественную стороны произведения, а также доступность его подростковому возрасту. Дело в том. что подросток еще не подготовлен к восприятию и пониманию ряда серьезных произведений классиков художественной литературы. К таким произведениям, всю глубину содержания которых трудно самостоятельно осмыслить учащимся VI-VIII классов, относятся «Война и мир» Л. Толстого (не говоря уж об «&нне Карениной» и «Воскресении»), «Гроза» А. Островского, «Отцы и дети» Тургенева, многие произведения Горького. Учитель должен помогать даже пятнадцатилетним мальчикам и девочкам понять такие классические произведения, как «Евгений Онегин», «Горе от ума» или «Герой нашего времени». Преждевременное чтение вредно еще и тем, что может создать у подростка предубеждение против тех или иных не понятых им высокоценных произведений. К сожалению, иногда учителя (и чаще родители) не учитывают в должной мере этих соображений и даже поощряют слишком раннее знакомство с классиками.

На страницах журнала «Семья и школа» О. Левина описала такую сценку:
В библиотеку приходит мать.
- Скажите, у вас есть «Хождение по мукам» А. Толстого и «Тысяча и одна ночь»? Мой сын нигде не может достать этих книг.
- А;сколько лет Вашему сыну?
- Четырнадцать. Он учится в шестом классе.
- Не считаете ли вы, что ему еще рано читать эти книги?
- Нет, что" вы! Мой мальчик читает все. Он даже «Угрюм-реку» Шишкова читал.
- А вы сами-то читали «Угрюм-реку»?
- Нет, не читала.

Учитель, родители должны рекомендовать подростку полезные, доступные его возрасту книги (но чтобы эта рекомендация не носила характера «навязывания»), в частности книги, соответствующие основному интересу подростка, с целью его углубления. Тактично и осторожно следует показать бесполезность или даже вредность той или иной книги, ее слабые художественные достоинства, примитивный сюжет. Реже над% прибегать к прямым запретам (запрещение часто приводит к обратному результату- возникает и усиливается интерес к такой книге).

Если интерес к чтению приобретает форму страсти (подросток бессистемно читает одну книгу за другой), нужно сдерживать его от такого слишком «азартного» чтения. Прочитывая чрезмерно большое количество книг, подросток не успевает обдумывать их содержание, приучается к поверхностному чтению.

Важно следить, чтобы чтение подростка не превращалось в торопливое поверхностное «скольжение» по страницам в погоне за внешней занимательностью. Надо обращать его внимание на художественную ценность описаний природы, быта, портретов людей, на высказываемые автором мысли. Нужно чаще вовлекать подростка в беседы по поводу прочитанных им книг, обмениваться с ним мнениями, помогая правильно понять и оценить идею произведения, те или иные его стороны.

То, что говорилось по поводу читательских интересов подростка, целиком относится и к весьма распространенному в этом возрасте интересу к кинофильмам. Кино, будучи очень серьезным фактором воспитания, может принести большой вред, если подросток смотрит кинокартины в неограниченном количестве и без контроля со стороны воспитателей за соответствием их содержания возрастным возможностям школьника. Сила воздействия на подростка кинокартины вследствие большей яркости, наглядности в ряде случаев превосходит силу воздействия литературы. Нездоровые увлечения низкопробной кинопродукцией (в свое время это был пресловутый «Тарзан», теперь - «Парижские тайны», «Железная маска») или фильмами для взрослых приобретают в подростковом возрасте иногда характер своеобразной «эпидемии». Многие из подростков смотрят такие фильмы по нескольку раз. Например, мы знали подростков, которые смотрели «Парижские тайны» по 6-8 раз! Подобные фильмы, как неоднократно отмечалось, вызвали среди подростков волну нездорового подражания. «Мне нравится, когда в кино показывают смелых и находчивых героев. Мне нравятся драки и приключения, как в «Мушкетерах»,- говорит пятиклассник.

Наряду с этим в старшем подростковом возрасте появляются и более серьезные киноинтересы:. «Больше всего люблю фильмы, которые заставляют думать о жизни, размышлять»; «Люблю фильмы о наших сверстниках. Но хороших таких картин мало. У нас в классе большинство ребят гораздо умнее и интереснее, чем герои в кино»,-говорят восьмиклассники («Материалы лаборатории психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР»).

Родителям и учителям необходимо регламентировать посещение кинотеатров школьниками. Кино не должно поглощать много внимания, отвлекать ученика от его основных обязанностей. Д. С. Макаренко считал, что наиболее разумная норма посещений кинотеатров школьниками не более 2-3 раз в месяц. По данным же обследования, проведенного лабораторией психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР, оказалось, что городские подростки в среднем смотрят по 2-3 фильма в неделю.

При частом посещении киио и неразумном подборе кинофильмов у школьников вырабатывается дурная привычка поверхностно воспринимать содержание фильма, бездумно «глазеть», по выражению А. С. Макаренко, на экран. Это предупреждается строгим регулированием количества посещений, тщательным подбором фильмов (в соответствии с возрастом школьников), а также организацией обсуждений, обмена мнениями, предварительных и последующих бесед и т. д.

Необходимо упомянуть и об общественно-политических интересах, которые в подростковом возрасте достигают заметного развития, хотя в основном характеризуют более старший возраст. Развитие общественно-политических интересов связано не только с повышением общего кругозора подростка, но прежде всего с более активным участием его в общественно-политической жизни. Подросток начинает активно интересоваться событиями общественной жизни, внешней и внутренней политикой, международным положением, борьбой трудового народа за мир во всем мире.

Подросток обычно с интересом читает газеты, в первую очередь «Пионерскую правду». Старшие подростки читают «Комсомольскую правду», а также некоторые другие газеты, хотя язык газет (кроме детских и для молодежи) понятен и доступен не всем подросткам. Они обычно с большим интересом участвуют в политинформациях, любят высказывать свои собственные суждения по общественно-политическим вопросам (и далеко не всегда эти суждения являются примитивными или наивными), знают имена многих политических деятелей, дела и подвиги борцов ЗА мир.

Весьма характерным для подростка, преимущественно мальчиков, является резко возрастающий интерес к технике. Здесь половые различия выражены довольно часто. Разумеется, технические интересы свойственны и девочкам-подросткам (и в немалой степени), но в основном они все-таки характеризуют подростка-мальчика.

Развитие интересов к технике связано с быстрым ростом производства, научным прогрессом, огромным значением техники, в жизни нашей страны, широкой популярностью людей - творцов техники. Подросток довольно глубоко для своего возраста интересуется новейшими достижениями технической мысли в нашей стране: развитием радиолокации, телевидения, замечательными воздушными кораблями, ракетной техникой. Надо было видеть необычайно увлеченных подростков, которые толпились на Выставке достижений народного хозяйства в Москве в те дни, когда там были экспонированы макеты космических кораблей, с каким жаром обменивались они впечатлениями, обнаруживая недюжинные познания!

Подростки любят читать такие журналы, как «Знание - сила», «Техника - молодежи» (рассчитанные на читателей более старшего возраста), посещают научно-популярные лекции и доклады, подбирают собственные библиотечки по техническим вопросам.

Интерес к технике отличается ярко выраженной действенностью. Подростки охотно занимаются в кружках авиамодельных, электротехнических, радио, стремятся строить довольно сложные механизмы и действующие модели машин, участвуют в работах по радиофикации школы, по оснащению физического кабинета.

Очень часто интерес к технике возникает и развивается в процессе игр, связанных с решением технических задач: соору-. жением плотин, шлюзов, ветродвигателей, мостиков, плотов, пещер и т. д. Такие игры увлекают младших подростков и очень полезны для развития технической мысли.
Гидролог Г. Д. Савостии рассказывает о том, как у него впервые возник интерес к его будущей специальности, к технике.

«Началось это все, на первый взгляд, с пустяка. Любимым занятием младших подростков было,- рассказывает Герман Данилович, - возиться в ручьях. В деревне, где я рос, за нашим домом была канава, в которой и проходили наши игры. Мы любили делать запруды и в образовавшемся водоеме пускать наш «флот». Здесь я впервые познакомился со шлюзованием: наша шумная игра привлекла соседа, он учился в Москве и приехал в деревню на каникулы. Он заинтересовался нашей игрой и дал совет сделать отвод от нашего главного «водохранилища» и на нем установить щиты, которые можно поднимать. Мы так и сделали. Образовалась водяная мельница. Мы усовершенствовали ее, обложив кирпичами и камнями. Здесь же установили маленькое водяное колесо, которре-вращалось, вызывая наш восторг. Затем перекрыли маленький ручей и там поставили большие колеса. Вот с этих игр и возник у меня устойчивый интерес к гидросооружениям. Кажется пустяк, а определил мой жизненный путь».

Такие игры полезны тем, что ставят подростка перед определенной технической задачей, определенным вопросом, заставляют его думать и искать ответ.

Ошибку делают те учителя и родители, которые на все вопросы дают ответы сами. Следует не столько отвечать на вопрос подростка, сколько указывать источник, где можно найти ответ. Не следует забывать и о том, что поставленный вопрос может остаться без ответа, следовательно, необходимо через некоторое время проверить, как искал подросток ответ, нашел ли он его, правильно ли ответил.

Интерес к технике относится к числу таких, которые нужно всемерно развивать, создавая для этого благоприятные условия. Широкая сеть хорошо оборудованных и обеспеченных квалифицированными руководителями кружков, детских технических станций, организация экскурсий на предприятия, выставки, популяризация соответствующих книг, встречи со специалистами- все это содействует указанной цели. Разумеется, и дома следует помочь подростку найти удовлетворение своим желаниям и стремлениям, он должен, по возможности, иметь свой уголок, инструменты и материалы для поделок. Не следует пренебрежительно относиться к познаниям и умениям подростка в области техники, к его «возне» со старыми часовыми и велосипедными механизмами, к его попыткам самостоятельно починить электрический утюг, электрическую плитку, провести электрический звонок.

Наконец, интерес к спорту также принадлежит к числу интересов, характерных для подростка. В этом возрасте большим уважением пользуется сила, ловкость, а следовательно, и спорт как средство приобретения этих качеств. Подросток любит спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол), которые привлекают его яркими проявлениями силы, ловкости, находчивости, смелости. Он знает фамилии многих десятков спортсменов, составы команд, результаты многих спортивных встреч. Почти у каждого подростка есть свои любимые команды, успехи и неудачи которых он глубоко переживает. Интерес к спорту также носит действенный характер. Подростки охотно занимаются лыжным и конькобежным спортом, шахматами.

Увлечение спортом имеет и свои теневые стороны. Во-первых, оно часто так захватывает подростка, что отодвигаются на задний iyiaH все другие дела, а во-вторых, часто имеют место несистематические занятия спортом с нарушением режима, что вредно отражается на здоровье. В своем стремлении скорее приобрести силу, выносливость и ловкость подростки иногда увлекаются спортом до такой степени, что это начинает приносить им вред: поднимают тяжести, занимаются утомительным бегом, продолжительным плаванием и тому подобным.

В одной из школ старшие подростки увлекались «соревнованиями» по поднятию пудовой гири. Поднять такую гирю над головой одной рукой считалось у них «сдать экзамен на аттестат силача». Некоторые поднимали такую гирю до изнеможения. И это делалось в таком возрасте, когда заметно сказывается возрастная сердечная недостаточность.

Такой же характер носит часто и игра в футбол, продолжающаяся часами. В другой школе массовое увлечение футболом приняло столь пагубные формы, что пришлось специально пригласить для беседы заслуженного мастера спорта (личность для юных футболистов сверхавторитетная!), который убедил (не без труда) подростков в том, что при игре в футбол важен режим, правильные тренировки, врачебный контроль.

Развивать у подростка интерес к спорту, конечно, необходимо. Но воспитатель должен, помнить указания А. С. Макаренко: этот интерес, во-первых, не должен превращаться в пассивный интерес созерцателя-«болельщика», а В0_-втогшх, не должен становиться основным и даже единственным содержанием жизни подростка, В подростковом (обычно старшем) возрасте начинают складываться профессиональные интересы. Это связано не только с тем, что старший подросток, по мере того как он приближается к возрасту жизненно-трудового самоопределения, начинает задумываться о своем будущем, но и с тем конкретным фактом, что после окончания VIII класса многие учащиеся идут непосредственно в сферу материального производства или поступают в техникумы, специальные училища и на курсы. Если интересы младших подростков обычно еще не связываются в их сознании с выбором профессии, то у старших подростков на основе научных, технических и прочих интересов часто уже формируются профессиональные интересы. Если младший подросток интересуется собственно техникой, то старший подросток уже начинает интересоваться профессией инженера и техника.

Приведем несколько высказываний 15-летних подростков (материалы Н. И. Крылова), из которых видно, что, говоря о своих интересах, старшие подростки часто связывают с этим свои намерения в отношении будущей профессии, причем намерения эти приобретают нередко очень определенную форму- конкретного планирования своего будущего пути.

«Большую часть свободного времени я посвящаю радиотехнике. В дальнейшем я выберу профессию радиоинженера. После окончания VIII класса я поступаю на радиотехническое производство и иду в IX класс школы рабочей молодежи1, а потом поступлю в институт». По отзывам учителей, этот малЬчик очень интересуется радиотехникой, успешно занимается по физике и знания его гораздо шире и глубже программного материала, много читает радиотехнической литературы. «Я очень люблю работать на токарном станке, мастерить что-нибудь из металла. Я хочу получить профессию токаря-фрезеровщика». Школьник очень успешно работает в школьных мастерских, в свободное время помогает преподавателю готовить станки и инструменты к очередным занятиям. «Я хочу на будущее выбрать себе профессию педагога. Люблю возиться с малышами, заниматься с ними. В этом году летом я поеду работать вожатой в пионерский лагерь. После окончания VIII класса буду поступать в педагогическое училище, а если не примут - пойду туда после окончания X класса». «Я выбрал себе профессию механика. После окончания школы буду работать в нашем колхозе. Для меня самым интересным занятием является изучение машины. Я умею водить трактор и автомашину»,-рассказывают ученики.

Подростковый мир – тайна за семью печатями практически для всех родителей, хотя – вот парадокс – все мы проходили через этот этап в своей жизни. Почему же нам так сложно понять собственных детей? Неужели мы, взрослые, просто напрочь забываем собственный опыт

Как реагировать на увлечения?

Трезво оценить степень их вредности и полезности, но в основном политика здесь – не мешать. Влиять на ситуацию имеет смысл лишь в том случае, если подросток чрезмерно увлекается своим хобби, когда ради него забрасывается даже учеба и общение со сверстниками, или же если увлечение настораживает вас своей странностью или асоциальным содержанием.

Топ модных увлечений!
1. На первом месте, по наиболее популярным увлечениям подростков, стоят компьютерные игры. Конечно, с появлением и развитием компьютеров во всем мире, компьютерные игры приобрели большую популярность, сохраняя лидерство вот уже более чем 15 лет. А с появлением интернета, компьютерные игры вышли на новый уровень.

2. Второе место по популярности среди увлечений у подростков занимает целая группа физических игр и тренировок. Это звучит немного абстрактно, но мы так и не смогли определить, что является наиболее популярным сегодня: футбол, паркур или баскетбол у мальчиков, и танцы, гимнастика или бег – у девочек.

3. Третьим увлечением у подростков являются свидания. Да-да, не удивляйтесь, что именно свидания заняли третье место. Сейчас, подростки как никогда раньше стали быстрее взрослеть, и начинать бегать друг за другом. Но помимо обычных свиданий, стали популярны и онлайн свидания, с использованием интернета. Такие свидания обычно проводятся после того, как подростки возвращаются из лагерей домой, в разные города.

Что перестало быть,модным, ?

Наряду с популярными увлечениями, некоторые подростковые увлечения потеряли свою актуальнось и стали носить более отпугивающий, нежели привлекающий характер:
«Умелые руки». Когда-то такие кружки и клубы были очень популярны, как и само увлечение. Но теперь, с развитием компьютером и интернета, подростки больше предпочитают заниматься творчеством в Сети.
Еще одним увлечением, утратившим популярность стали интеллектуальные игры. Если раньше, еще несколько лет назад приходилось каждый год набирать по несколько десятков команд, то сейчас ежегодно набирается еле-еле одна.

Видео YouTube

Разделяйте со своим ребёнком его подростковые интересы!

«Родители должны с самых ранних лет интересоваться увлечениями ребенка, не дожидаясь проблем, которые наступают в подростковом возрасте, - советует Анна Мухина, психолог, руководитель отдела карьерного консультирования центра „Гуманитарные технологии“. - Как правило, трудности возникают, если родители очень поздно начинают понимать, что ребенок - личность со своими интересами и идеалами, отличными от их собственных».

Решить эту проблему или по крайней мере сгладить конфликт поможет совместный досуг. Чем больше времени вы проводите с ребенком, тем лучше узнаете его интересы и увлечения, а значит, и подростковый возраст проходит легче, и проблемы интересов не возникает. Родители в таком случае сохраняют свой авторитет. «Если вы хотите действительно понять своего ребенка, не пожалейте времени на то, чтобы вникнуть в его хобби. Если нужно, прочитайте „Гарри Поттера“ и посмотрите „Властелина Колец“, чтобы иметь хотя бы минимальное представление об увлечениях подростка, - рекомендует Анна Мухина. - Кстати, родителям не нужно замыкаться только на своих детях, не помешает расширять кругозор и интересоваться новыми веяниями и молодежными суб-культурами».


Не стоит забывать и о том, что подростковый возраст - это время личностной эмансипации. Зачастую в такой период ребенку просто необходимо отстаивать свою правоту и чувствовать причастность к той или иной протестной культуре. Психологи часто сравнивают эти проблемы переходного возраста с детскими болезнями типа кори или свинки. Этим должен переболеть каждый, чтобы избежать осложнений в будущем.

«Если у родителя возникает интерес к увлечению ребенка, почему бы не последовать этому интересу? Важно помнить про то, что подросток очень чувствителен к честности, - рассказывает Елена Милованова, психолог Центра поддержки растущего поколения „Перекресток“. - Если вы искренне обсуждаете с ним его увлечения, интересуетесь тем, что с ним происходит, увлеченно спрашиваете его мнение и уважительно к нему относитесь - это шаг к тому, чтобы поддерживать доверительные отношения с подростком».



Загрузка...
Top