Картины голландских художников 17 века натюрморты. Натюрморт в Голландии XVII века

Елена Конькова - яркий представитель современной интеллектуальной элиты, которая Spirit of the age (ну или, если угодно Zeitgeist) облекает в гламурные формы, не забывая о внутреннем наполнении.

В этом фильме она расскажет о мистических аспектах европейской живописи, раскроет тайный смысл, зашифрованный в устрашающих, смешных и просто необычных атрибутах голландских натюрмортов, и грациозно предложит всем желающим начать коллекционировать этот вид изобразительного искусства, ну или живопись как таковую...


Ниже представлен материал, который печатным словом немного дополнит визуальный ряд, созданный госпожой Коньковой.

Итак, в 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну. Общественное устройство новых Нидерландов мало изменилось в сравнении с XVI в., но в духовной жизни последовали значительные перемены. Государственной религией стал кальвинизм. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства (это течение в протестантизме названо по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564).

Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились к окружавшей их действительности, будничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».

Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всецело зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь совершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникнуты произведения голландской школы, и даже их небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку.

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы.

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Раковина — оболочка, оставленная, когдато жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590— 1656).

У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Харлемский живописец Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, — всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г.).

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и бело голубой фаянс, и кубки из морских раковин, цветы, виноградные грозди,полуочищенные плоды.

Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. 1530. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Сам Ян Брейгель примерно так и поступил, написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные цветочные натюрморты. Они появились около 1600 года — это время и принято считать датой рождения жанра.

В тот момент слова для его определения еще не существовало. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. Но это общее понятие вошло в употребление только с 1650 года, а до этого времени картины называли по сюжету изображения: blumentopf — ваза с цветами, banketje — накрытый стол, fruytage — фрукты, toebackje — натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd — картины с изображением черепа. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. Действительно, на картины голландских художников, казалось, выплеснулся весь окружавший их предметный мир.

В искусстве это означало революцию не меньшую, чем та, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной, завоевав независимость от власти католической Испании и создав первое демократическое государство. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осенённую античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. Контраст с остальной Европой был разительный.

Картины редко создавались на заказ, а в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, а то и сельских жителей — из тех, что побогаче. Позднее, в XVIII и XIX столетиях, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Когда в середине XIX в. художники повсеместно обратились к изображению окружающей их реальности, картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах.

Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, причем в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта, и если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял свое искусство и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте.

Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта — «завтрака». В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Оловянная тарелка, селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы — скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей, и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни.

В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Колорит его картин в еще большей степени подчинен тоновому единству, в нем господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки».

В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители — Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян ван Хейсум, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом.

В Гааге, центре морского промысла, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, колорит их картин отливает блеском чешуи, в которой вспыхивают пятна розового, красного, синего цветов. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas » (суета сует). В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов.

В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.

Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Этот тип натюрморта получил особое распространение во второй половине — конце столетия в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой. Живопись двух последних художников показывает усиление декоративности, цветности, стремление к внешним эффектам.

Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, но и европейцы в XVIII и XIX вв., они видели в натюрмортах прежде всего и только это блестящее мастерство передачи реальности. Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла, они предлагали пищу не только для глаз, но и для ума. Картины вступали в диалог со зрителями, сообщая им важные моральные истины, напоминая об обманчивости земных радостей, о тщете людских стремлений, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни.

Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным.Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей.

Голландский натюрморт имел несколько направлений, например большой популярностью пользовались изображения дичи и битой птицы это относилось к категории « Охотничьи трофеи» , сейчас мне кажется эти натюрморты на « любителя» не сильно приятно смотреть на туши животных, но в 17 веке к этому проще относились.

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Еще одно направление голландского натюрморта это « Завтрак» и « Десерты» , изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это « Цветы и Фрукты» , которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Натюрморт с фруктами»

Голландский натюрморт имел символичное значение, это было не просто изображение продуктов, цветов и т.п.основная мысль которая была свойственна голландскому натюрморту того времени-быстротечность всего земного и неизбежность смерти. При помощи символичных предметов таких как:часы, увядающие розы, свеча художники говорили о том, что ничто не вечно в этом мире.Кроме того, некоторые предметы указывали на привычки осуждаемые моралью, такие как курительная трубка, либо на интригу при помощи письма, музыкальных инструментов и т.п.К сожалению, в современной живописи символика утрачена и даже специалисты в живописи не могут объяснить значение всех символов голландской живописи 17 века.А в те далекие времена голландцы вечерами собирались в доме владельца натюрморта рассматривали его и обсуждали что значит тот или иной символ: увядший лавровый венок -быстротечность славы, монеты-тщеславие и т.п.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время.Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т.п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники.Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т.п.

Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов.Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным.Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные.Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью.Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета.

Одни из самых красивых голландских натюрмортов Яна Давидса де Хема.

Питер Класс «Завтрак с ветчиной» 1647 г

Специалисты утверждают, что каждый натюрморт несет свой скрытый смысл, который был понятен современникам. А мы можем только догадываться о том, что и кому хотел сказать художник.

Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты», включает, как правило, и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» - это, прежде всего, охотничьи трофеи - битая птица и дичь. «Завтраки» и «Десерты», а также изображения рыбы - живой и уснувшей, разнообразных птиц – лишь часть наиболее известных тем натюрмортов.

В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами «живой» и «мертвой» натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю XVII века.

Так, сочетание отдельных предметов могло служить намеком на бренность земного существования: увядающие розы, курильница, свеча, часы; или связывалось с осуждающимися моралью привычками: лучины, курительные трубки; или указывало на любовную интригу; письмо, музыкальные инструменты, жаровня. Нет никакого сомнения, что значение этих композиций значительно шире их символического содержания.

Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира.

В отличие от фламандцев, предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. Натюрморт («Stilleven» - что по-голландски означает - «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.

Голландский натюрморт 17 века

Питер Класс «Трубка и жаровня» 1636 г

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»

Балтазар ван дер Аст «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Мелхиор де Хондекутер «Птицы в парке»

Бартоломеус ван дер Хелс «Новый рынок в Амстердаме» 1666 г

Виллем клас Хедп «Завтрак с крабом» 1648 г

Фердинанд Бол «Битая дичь»

Абрахам Миньон «Плоды»

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Иоханнес Леманс «Охотничий натюрморт»

Мартен Буллема де Стомме. «Натюрморт с кубком-наутилусом»

Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». 1656

Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном вазоне». 1606/07 гг.

Амброзиус Боссхарт Старший. «Букет цветов в нише». 1618 г

Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622 г.

Ханс Боллонгиер. «Цветочный натюрморт». 1639 г.

Николас Гиллис. «Накрытый стол». 1611 г.

Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615 г.

Якоб ван Хюльсдонк. «Натюрморт с артишоками, редисом, спаржей, сливами и персиками в корзине». 1608-1647 гг.

Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611

Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом». 1645 г.

Питер Клас. «Натюрморт с солонкой». Ок. 1644

Геррит Виллемс Хеда. «Натюрморт с глиняным кувшином»

Флорис Герритс ван Схотен. «Натюрморт с фруктами, овощами и сценой ужина в Эммаусе». 1630

Корнелис Делфф. «Кухонный натюрморт». 1610-1620

Пройдя ряд этапов, из которых каждый обладал своей специфической и своеобразной значимостью, голландский натюрморт широко охватил мир вещей и органической природы. От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей живописцы следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас , Хеда). Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды - вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Несколько рыб в картинах Ормеа и Пюттера, кухонный натюрморт роттердамских художников отражают скромные пуританские вкусы демократических слоев в первой половине столетия.

Но по мере утверждения республиканского строя и последующего укрепления власти буржуазного класса, а затем постепенной аристократизации его меняются и требования, предъявляемые к искусству. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Они теперь строятся на сочетании тёплых тонов ковровых скатертей и разложенных на блюдах дельфтского фаянса или китайского фарфора оранжевых, жёлтых, красных фруктов, оживлённых сверканием золочёных кубков и стеклянных бокалов, на поверхности которых играет свет. Свидетельствующие о полном владении передачей материала и освещения, насыщенные цветом, натюрморты Кальфа , Бейерена , Стрека характеризуют пору наивысшего расцвета натюрморта.

Не только время влияло на тематику и становление натюрморта, но и многое другое: локальные особенности, хозяйственный уклад, типичный для того или иного города, часто определяет тематику и даже трактовку произведения местного художника. Отнюдь не случайно, что в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан раньше всего сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии - Амстердаме - протекала деятельность создателей роскошных десертов Кальфа и Стрека. Близость Схевенингенского побережья вдохновила живущего в Гааге Бейерена на создание натюрморта с рыбами, а в университетском центре - Лейдене - возник глубокомысленный натюрморт с изображением черепа и песочных часов, долженствующих напомнить о бренности земного существования. Тут же были распространены картины с изображением учёного в окружении фолиантов, глобусов и других предметов научного обихода, часто заполняющих весь первый план.»

Строгое разделение натюрмортов на жанры невозможно, так как зачастую в одной картине объединялось несколько мотивов, тем не менее, можно выделить наиболее распространённые жанры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Голландский натюрморт. Как написать хризантему

    Эрмитаж. Живопись малых голландцев

    Лувр: Самый большой музей мира. 10 Фламандская и Голландская живопись 17 века. Рубенс, Рембрандт

    Голландский натюрморт.

    Эрмитаж. Искусство Фландрии и Голландии

    Субтитры

Цветочный натюрморт

В цветочных натюрмортах художники изображали тюльпаны, розы, гладиолусы, гиацинты, гвоздики, лилии, ирисы, ландыши, незабудки, фиалки, виолы, маргаритки, нигеллы, розмарины, анемоны, календулу, левкои, мальвы и другие цветы.

Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб (Жак) де Гейн Младший (1565-1629). Для его творчества характерны вытянутый вертикальный формат картин, многоярусное расположение цветов с чередованием крупных и мелких растений, а также использование приёмов, которые станут весьма популярными среди художников данного жанра: встраивание букета цветов в нишу и изображение рядом с вазой мелких животных.

Появление в цветочных натюрмортах в качестве вспомогательных деталей насекомых, животных и птиц, раковин является отражением традиции использования скрытых значений изображаемых предметов, имеющих символическое значение. Различные символы появляются в натюрмортах всех жанров.

Последователями Якоба де Гейна Младшего являлись Ян Баптист ван Форненбург (1585-1649) и Якоб Ваутерс Восмар (1584-1641).

Форненбург писал букеты из тюльпанов, нарциссов, роз, физалиса, при этом в его картинах встречаются мотивы «суеты сует » и классической «обманки ».

Характерной чертой картин Восмара также является мотив «суеты сует» в виде поникшей розы. Часто он изображал в натюрмортах муху, бабочку-крапивницу, бабочку-капустницу, стрекозу и пчелу.

Основателем целой династии мастеров натюрмортов с цветами и фруктами был Амбросиус Босхарт Старший (1573-1621). В династию входили три сына (Йоханнес, Абрахам и Амбросиус), два шурина (Йоханнес и Балтасар ван дер Асты) и зять (Иеронимус Свертс).

Босхарт писал небольшие натюрморты с букетом в вазе (в ряде случаев это была ваза из китайского фарфора), поставленной в нише или на подоконнике окна. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.

Среди сыновей Босхарта наиболее ярко талант художника проявился у Йоханнеса Босхарта (1610/11 - после 1629). Отличительные черты его творчества - расположение предметов по диагонали картины и матово-металлический колорит.

Амбросиус Босхарт Младший (1609-1645) использовал приемы светотеневой моделировки утрехтских караваджистов .

Абрахам Босхарт (1612/1613 - 1643) копировал приёмы своих братьев.

Продолжателями традиций Босхарта стали братья жены Амбросиуса Босхарта - Йоханнес и Балтасар ван дер Асты.

Известна лишь одна картина Йоханнеса ван дер Аста.

Большое значение для развития натюрморта имело творчество старшего из братьев - Балтасара ван дер Аста (1593/1594 - 1657), оставившего богатое творческое наследие - более 125 картин. Он любил изображать на столе корзину с цветами или блюдо с фруктами, а на переднем плане вдоль кромки стола помещал раковины, плоды и бабочек. В некоторых его картинах изображены попугаи.

К школе Амбросиуса Босхарта Старшего относится Рулант Саверей (1576-1639). Его натюрморты построены по принципу букета цветов, расположенного в нише. Он добавлял в картины мотивы «суеты сует», в качестве антуража использовались жук-могильщик, навозная муха, бабочка мёртвая голова и другие насекомые, а также ящерицы.

Творчество Амбросиуса Босхарта оказало воздействие на таких художников как Антони Клас I (1592-1636), его однофамилец Антони Клас II (1606/1608 - 1652) и зять Амбросиуса Босхарта Старшего - Иеронимус Свертс.

В творчестве Ханса Боллонгиера (около 1600 - после 1670) широко использовались приемы утрехтского караваджизма. С помощью светотени художник выделял цветы на фоне полумрака.

Дальнейшее развитие цветочного натюрморта наблюдалось в творчестве мидделбургских мастеров: Кристоффела ван ден Берге (около 1590 - после 1642), изображавшего в цветочных натюрмортах и элементы «суеты сует»: бутыль с вином, табакерку, курительную трубку, игральные карты и череп; и Йоханнеса Гударта, широко использовавшего в качестве антуража насекомых и птиц.

К школе дордрехтских мастеров цветочного натюрморта относятся Бартоломеус Абрахамс Асстейн (1607(?) - 1667 или позднее), Абрахам ван Калрат (1642-1722), отец знаменитого пейзажиста и анималиста Алберта Кёйпа Якоб Герритс Кёйп (1594 - 1651/1652). Для их творчества характерно широкое использование светотени.

«Сервированные столы» («Завтраки», «Десерты», «Банкеты»)

Родиной и центром «сервированных столов» был Харлем . Предпосылкой создания этого типа натюрморта было широкое распространение ещё в XVI веке портретов участников стрелковых гильдий во время банкета. Постепенно изображение накрытого стола стало самостоятельным жанром.

Набор предметов, образующих натюрморт, первоначально включал традиционные для голландцев продукты: сыр, ветчина, булочки, фрукты, пиво. Однако потом в натюрмортах все больше стало появляться характерных для торжественных случаев или столов зажиточных горожан яств: дичь, вино, пироги (самым дорогим был пирог с ежевикой). Помимо традиционной селёдки появились омары, креветки, устрицы.

Стала использоваться и дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы. Особым вниманием художников пользовались бокалы: рёмер, беркемайер, пас-бокал, флёйт-бокал, венецианский бокал, акелей-бокал. Наиболее изысканным был кубок-«наутилус».

Частыми атрибутами натюрмортов были солонка и столовый нож. В качестве колоритного пятна нередко использовался наполовину очищенный лимон.

Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (около 1580 - после 1632). Художник в своих картинах использовал повышенную точку зрения.

Для натюрмортов Флориса Герритса ван Схотена (около 1590 - после 1655) характерна многосложность, он использовал большое количество предметов, причем основным предметом часто была горка сыров. В ряде случаев он использовал приём перемещения акцента натюрмортной группы в сторону от геометрического центра картины.

Значительной фигурой этого вида натюрмортной живописи был Флорис ван Дейк (1575-1651). Центром его картин была пирамида из сыров, задний план растворялся в дымке.

В этом же виде натюрморта специализировалась Клара Петерс (1594-1657). Она часто изображала дорогую изысканную посуду, омаров и устриц. В некоторых своих натюрмортах она использовала пониженную точку зрения, чуть ли не на уровне стола.

Близкие Петерс композиции создавал Ханс ван Эссен (1587/1589 - после 1648).

Рулоф Кутс (1592/1593 - 1655) применял прием нарочитой небрежности, тарелка или нож на его картинах наполовину свисали с края стола. Одним из первых он стал создавать полотна, изображающие не накрытый стол, а стол со следами закончившегося завтрака, внося в картины мотивы «суеты сует»: часы, книги, упавшие виноградины.

На раннем этапе своего творчества создавал картины данного жанра и Питер Клас.

Тональный натюрморт

Во главе тонального голландского натюрморта стояли проживавшие в Харлеме Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Сохранилась традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, хотя они всё чаще передвигались на второй план. На первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.

Питер Корнелис ван Рейк (1568-1628) писал картины в традициях XVI века, порой с библейскими сценами на втором плане.

Корнелис Якобс Делфф (1571-1643) использовал повышенную точку зрения и на первый план любил размещать кухонную посуду.

Писал кухонные сцены и известный мастер «накрытых столов» Флорис Герритс ван Схотен, иногда в свои натюрморты он включал и жанровые мотивы.

Корнелис Питерс Беги (1631/1632 - 1664) пошёл ещё дальше, включив в натюрморт пришедшего в гости к крестьянам сатира .

Жанрист и портретист Готфрид Схалкен (1643-1706) изображал кладовку с бочками вина и припасами.

Группа мастеров бытового жанра братья Корнелис и Герман Сафтлевены (1607/1608 - 1681 и 1609-1685), Питер де Блот (1601-1658), Хендрик Мартенс Сорг (1611-1670) и Экберт ван дер Пул (1621-1664) также писали «кухонные» натюрморты с жанровыми мотивами, но доминировали в их картинах всё же предметы быта.

Близки к работам роттердамских жанристов и натюрморты известного мастера «крестьянских завтраков» Филипса Ангела.

В отличие от художников, изображавших кухни зажиточного бюргера с его чистотой и порядком, Франсуа Рейкхалс (после 1600 - 1647) писал бедные крестьянские кухни.

Более 60 своих работ посвятил теме кухонного натюрморта известный мастер «роскошных» натюрмортов Виллем Калф.

«Рыбный» натюрморт

Колыбелью натюрморта с рыбами стала Гаага . Близость Схевенингена располагала художников не только к написанию марин , но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных.

Основоположниками этого вида натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Питер де Пюттер (1600-1659) избирал высокую точку зрения, с которой хорошо видно стол с рыбой, иногда в натюрморт добавлялась сеть.

Питер ван Схайенборг (? - после 1657) писал рыб на сером или жёлто-коричневом фоне.

Особым колоритом обладали картины Питера ван Норта (около 1600 - ?), красочно передававшего блеск чешуи.

Главным представителем этого направления живописи стал Абрахам ван Бейерен (1620/1621 - 1690), который работал и во многих других жанрах натюрморта, писал и марины. Он изображал рыб и на столе, и на морском берегу.

Возможно, учеником ван Бейерена был Исаак ван Дюйнен (1628 - 1677/1681).

К числу мастеров «рыбного» натюрморта можно причислить и пейзажиста Алберта Кёйпа (1620-1691).

«Рыбным» натюрмортом увлекались утрехтские мастера Виллем Ормеа (1611-1673) и его ученик Якоб Гиллиг (около 1630 - 1701).

«Суета сует» (Vanitas, Memento mori, «учёный» натюрморт)

Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas » («суета сует»).

«В идейных основах этого направления своеобразно переплелись средневековые представления о бренности всего земного, морализующие тенденции кальвинизма и гуманистический идеал мудрого человека, стремящегося к истине и красоте».

Наиболее часто встречающимися символами бренности в натюрмортах «суета сует» были: череп, погасшая свеча, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, опрокинутая или разбитая посуда, игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри, печати, глобус, и т.д. Порой художник включал в произведение лист пергамента с латинским изречением на тему «суета сует».

Первый дошедший до нас натюрморт XVII века, относящийся к жанру «суета сует», был написан Якобом де Гейном Младшим.

«В верхней части ниши, на капителях фланкирующих ее пилонов, помещены скульптурные изображения женской и мужской фигур, а на замковом камне свода ниши выбита латинская надпись: «HUMANA VANА», которую можно перевести как «человеческая суета - напрасна». Этот девиз позволяет понять символику фигур, из которых первая, словно предупреждая об эфемерности мыльной сферы, указывает на нее пальцем, а вторая, как бы размышляя о тщете человеческих деяний, в раздумье оперлась головой о согнутую в локте руку. Справедливость латинского изречения подтверждается изображением черепа - символа смерти, пресекающей и добрые и злые человеческие деяния, и мыльного пузыря, выражающего трагическую судьбу природной материи, обреченной исчезнуть в водовороте бытия».

Якоб де Гейн Младший проживал в Лейдене, городе, в котором был открыт первый голландский университет и который являлся центром книгопечатанья. Именно Лейден стал центром «учёного» натюрморта.

Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байли и группировавшихся вокруг него мастеров.

Пионером нового вида натюрмортного жанра явился Ян Давидс де Хем (1606-1684). Он пробовал себя в различных жанрах: цветочный, учёный, кухонный натюрморты. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Он стал создавать роскошные натюрморты, перегруженные яркими и красочными фруктами, омарами, попугаями… Цветочные натюрморты тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок.

Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Помимо сына мастера - Корнелиса де Хема, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. В свою очередь Кик воспитал одарённых учеников - Элиаса ван ден Брука и Якоба ван Валскапелле.

Приёмы Яна Давидса де Хема хорошо усвоил его сын Корнелис де Хем (1631-1695). В то же время в его картинах больше воздуха.

Самым даровитым учеником Яна Давидса де Хема был Питер де Ринг (1615-1660). Отличительной особенностью его натюрмортов было непременное присутствие кольца с печаткой, намекавшего на фамилию художника (кольцо по-голландски - ring).

Ещё одним выдающимся учеником Яна Давидса де Хема был Николас ван Гелдер (1623/1636 - около 1676), создававший свои натюрморты под влиянием творчества Виллема Калфа.

Более просты и интимны натюрморты последователей Яна Давидса де Хема - Йоханнеса Бормана и Мартинуса Неллиуса (? - после 1706).

Роскошные натюрморты создавал и Симон Люттихёйс (1610 - ?), добавляя в них мотивы «суеты сует».

Еще один ученик Яна Давидса де Хема Корнелис Кик (1631/1632 - 1681) использовал в картинах зарисовки на открытом воздухе. Свои пленэрные приёмы он передал своим ученикам Элиасу ван ден Бруку (1650-1708) и Якобу ван Валскапелле (1644-1727), чьим натюрмортам свойственна тонкая передача световоздушной среды.

Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк, и два мастера позднего цветочного натюрморта, Якоб Ротиус (1644 - 1681/1682) и Абрахам Миньон.

Во время первых «роскошных» натюрмортов Яна Давидса де Хема были написаны и немногочисленные работы на эту тему Франсуа Рейкхалса.

Стремление к красочности характерно для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Непременным атрибутом этих картин были карманные часы.

Один из немногочисленных последователей Бейерена - Абрахам Сусенир любил изображать серебряную посуду.

Большое влияние на художников оказали «роскошные» натюрморты Виллема Калфа (1619-1693). В них Калф часто использовал сосуды из золота, серебра и китайского фарфора. При этом картины снабжались символами «суеты сует»: подсвечником и карманными часами. Калф часто избирал вертикальный формат. Его творчество распадается на периоды пребывания во Франции и возвращения в Амстердам. Для позднего периода характерно уменьшение числа изображаемых на картине предметов и мрачный фон.

Последователями Калфа были Юриан ван Стрек, его сын - Хендрик ван Стрек (1659 - ?) , Кристиан Янс Стрип (1634-1673) и Барент ван дер Мер (1659 - до 1702).

Путём приближения «роскошных» натюрмортов к «обманным» пошел другой последователь Калфа - Питер Герритс Рустратен (1627-1698).

Наряду с Алстом к числу пионеров натюрморта с охотничьими трофеями относится Маттеус Блум.

Ряд картин на данную тему исполнил Николас ван Гелдер (1623/1636 - около 1676).

Охотничьи трофеи изображал и Мелхиор де Хондекутер .

Тему охотничьего натюрморта затронул известный мастер пейзажа Ян Баптист Веникс (1621-1660), изображавший убитых косуль и лебедей. Его сын Ян Веникс создал не менее сотни картин с изображениями битых зайцев на фоне каменной ниши или паркового пейзажа.

Еще одним учеником Яна Баптиста Веникса был Виллем Фредерик ван Ройен (1645/1654 - 1742), который тоже встраивал изображения животных в пейзаж.

Приверженцем парадного охотничьего натюрморта, как Алст и Ройен, был и Дирк де Брай. Он представлял трофеи соколиной охоты, развлечения аристократов и богатого бюргерства.

Наряду с декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. В этом стиле создавали свои произведения Ян Вонк (около 1630 - 1660?), Корнелис Лелиенберг (1626 - после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633 - после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634 - после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618-1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644-1721).

«Камерные» охотничьи натюрморты создавали живописцы, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603 - 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660-1704).

Натюрморт с животными

Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619/1620 - 1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).

Скрик завел в своем имении террариум с насекомыми, пауками, змеями и другими животными, которых изображал на своих картинах. Он любил создавать сложные композиции с экзотическими растениями и животными, внося в них философский подтекст. Например, в дрезденской картине «Змея у птичьего гнезда» бабочки собирают нектар с цветов, дрозд ловит бабочек и кормит ими своего птенца, другого птенца заглатывает змея, на которую охотится горностай.

Витхос предпочитал изображать на переднем плане картин чертополох и другие растения, среди которых ползают змеи, ящерицы, пауки и насекомые. В качестве фона он изображал итальянский пейзаж, память о поездке в Италию.

Кристиан Янс Стрип писал чертополох и кротов в манере Скрика.

Абрахам де Хёс очень тщательно и близко к натуре изображал разнообразные виды кротов, ящериц, змей и бабочек.

Несколько полотен, посвящённых изображению животных, есть у Виллема ван Алста. Его ученица Рахел Рёйсх свою творческую карьеру начинала с подражаний Скрику, но затем выработала собственный стиль, для которого характерно изображение мелкой живности на фоне золотистого пейзажа.

Жан Кальвин Жан Кальвин (1509-1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про-тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто-ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо-браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели-гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро-вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако-вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще-ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному — в зависимости от контек-ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте-ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI-XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна-чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само-влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор-тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы-брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве-дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606-1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож-ник изобразил сим-волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох-шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отри-ца-тель-ных обра-зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим-волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру-жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш-ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо-зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу-щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас-ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак-товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе-ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес-смертную душу.


Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Картина Яна Баумана Ян (Жан-Жак) Бауман (1601-1653) — живо-писец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смы-словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы-вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «дикови-нок», в том числе раковин. ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи-тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.

Натюрморт в мясной лавке


Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508-1575) — голландский ху-дожник, также известный как Питер Длин-ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе-ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен-ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме-щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа-ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо-тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати-мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы-лает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас-путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем-ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда-ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут-ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке

Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведе-ния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла перво-стихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висев-шие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изобража-лись лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579-1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.


Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год

Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая при-нято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. . На это указывают привязанные к корзине дере-вян-ные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто-янно сме-няют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он поду-мал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма-стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.

Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620-1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение пред-метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.


Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596-1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем хар-лемской школы натюрморта с ее геометриче-скими монохромными картинами. явля-ются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плот-ским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голланд-ский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккен-борх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа-сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо-дящим.

Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.

Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632-1687) — амстердам-ский художник, известный своими натюрмор-тами и портретами. ука-зывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богат-ства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмор-тах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изо-бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что ис-кусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Источники

  • Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта.
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа.
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века.
  • Щербачева М. И. Натюрморт в голландской живописи.
  • Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI - XVII века. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина.


Загрузка...
Top