Кому на руси жить хорошо тема крестьянства. Cочинение «Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

Итогом всего творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни».

В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, Некрасов отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого. Начало поэмы приковывает внимание к бедственному положению крестьянства. Герои родом из:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

С первых строк возникают мысли о нелегкой судьбе народа. Это отражается даже в описании пейзажа. Некрасов прибегает к противопоставлению: «широкая» дороженька, но «песчана и глуха»; весенняя природа «хороша», но «невесело глядеть» на поля с «бедными всходами»; избы «новые нарядны», но смотреть на них больней, чем на старые. Картина заканчивается горьким вопросом: «Какое ж счастье тут?..»

В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянина, кормильца и хранителя родной земли. Произведение отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, народную жажду воли и счастья. Мужицкое «счастье» «дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями» - «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села».

Не только семеро мужиков пытаются найти народное счастье. Искателей правды в произведении много. Ярко обрисован образ крестьянина Якима Нагого. Он гордый, и дерзкий, смело отстаивает крестьянскую честь. На мой взгляд, это тип крестьянина, который поднимается до осознания своего общественного положения. Ни тюрьма, ни лишения не сломили его духа. Примечательно, что судьба многих крестьян сходна с судьбой Нагого: «Он до смерти работает, До полусмерти пьет».

Ермила Гирин – крестьянин, который сознательно служит своему народу. Несмотря на все беды и горести, которые ему приходится претерпевать из-за своей позиции, Гирин до конца остается со «своими»:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

В образе Савелия, «богатыря святорусского», выражены могучие силы, упорство и богатырская стойкость русского народа, его скрытая мощь. Характер Савелия закаляется под плетями помещика. Герой отказывается платить оброк и решает:

Как не дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь.

«Клейменный, да не раб», Савелий – настоящий бунтарь. Он открыто протестует, подтрунивая над трусливыми односельчанами: «Эх вы, Аники-воины!»

Бунтарские настроения крестьянства находят воплощение и в образе разбойника Кудеяра, вонзившего нож в грудь «первого в той стороне» пана. Убийство угнетателя для него – святое дело.

После смерти Савелия дух бунтарства остался жить в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука. Ее жизнь – воплощение судьбы русской женщины. «По пятому годку» она уже трудилась, жизнь ее была полна лишений. Но это не убивает в Матрене Тимофеевне лучшие черты: твердость воли, нравственную чистоту и сознание человеческого достоинства.

В поэме появляется еще один крестьянский образ – образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Мне кажется, что, если бы поэма была закончена, этот герой занял в ней центральное место как образ счастливого. Семинарист Гриша воплотил в себе черты народного заступника, революционера-разночинца. Он

Лет пятнадцать твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного родного уголка.

Можно сказать, что Гриша Добросклонов счастлив, потому что борется за справедливость. Но правдоискатели Некрасова ещё не могли этого осознать. Поэтому в поэме они не нашли ответ на свой вопрос.

Революционный ореол образа Добросклонова дополняется в поэме легендой о двух грешниках. По мнению Некрасова, бог прощает того, кто борется за интересы народа. Борется любыми средствами, вплоть до убийства.

На мой взгляд, русский народ представлен в произведении как богатырь, еще не поднявшийся с колен. Некрасов не питает иллюзий по поводу скорого пробуждения крестьянства. Но все одиннадцать лет, пока писалась поэма, он страстно желал его пробуждения, веря в то, что

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Мне кажется, в этих строках заключена истинная любовь к народу и всей земле русской, которая вдохновляла Некрасова всю его творческую жизнь.

Важный исторический период нашел свое отражение в произведении Н.А.Некрасова. Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо» типичны и очень реальны. Их образы помогают понять, что происходило в стране после отмены крепостного права, к чему привели реформы.

Странники из народа

Семь мужиков – все крестьянского происхождения. Чем они отличаются от других персонажей? Почему автор не выбирает в ходоки представителей разных классов? Некрасов гениален. Автор подсказывает, среди крестьян начинается движение. Россия «очнулась ото сна». Но движение медленное, не все осознали, что получили свободу и могут жить по-новому. Некрасов делает героями простых мужиков. Раньше по стране бродили только нищие, богомольцы и скоморохи. Сейчас пошли искать ответы на вопросы мужики из разных губерний, волостей. Поэт не идеализирует литературных персонажей, не пытается отделить их от народа. Он понимает, что все крестьяне разные. Многовековой гнет для большинства вошел в привычку, мужики не знают, что делать с полученными правами, как дальше жить.

Яким Нагой

Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким

«до смерти работает, до полусмерти пьет».

Радости от тяжелого труда мужик не получает. Большая часть достается помещику, сам же он бедствует и голодает. Яким уверен, что русского мужика не одолеет никакой хмель, поэтому не стоит обвинять крестьян в пьянстве. Многогранность души проявляется во время пожара. Яким и жена спасают картины, иконы, а не деньги. Духовность народы стоит выше материального достатка.

Холоп Яков

У жестокого помещика долгие годы живет в услужении Яков. Он примерен, усерден, верен. Холоп служит хозяину до старости, заботится о нем во время болезни. Автор показывает, как может мужик проявить непокорство. Он осуждает такие решения, но и понимает их. Сложно Якову встать против помещика. Всей своей жизнью он доказывал ему преданность, но не заслужил даже небольшого внимания. Раб завозит обезножившего помещика в лес и кончает жизнь самоубийством у него на глазах. Скорбная картина, но именно она помогает понять, насколько сильно вжилось раболепие в сердца крестьян.

Любимый раб

Дворовый мужик пытается предстать перед странниками самым счастливым. В чем его счастье? Холоп был любимым рабом первого знатнейшего князя Переметьева. Жена холопа – любимая раба. Хозяин позволил дочери холопа учиться вместе с барышней языкам, наукам. Девчушка сидела в присутствии господ. Глупо выглядит крестьянин-раб. Он молится, прося у Бога сохранить ему благородную болезнь, - подагру. Рабское повиновение привело холопа к абсурдным мыслям. Он гордится дворянской болезнью. Хвастается перед ходоками винами, которые пил: шампанское, бургонское, токайское. Отказывают ему мужики в водке. Отправляют дальше лизать тарелки после барской трапезы. Не по губам раба из мужиков русский напиток, пусть допивает из рюмок заморские вина. Смешон образ больного холопа.

Староста Глеб

В описании крестьянина нет привычной интонации. Автор негодует. Ему не хочется писать о таких типах, как Глеб, но они есть среди крестьян, поэтому правда жизни требует появления образа старосты из народа в поэме. Среди крестьян таких было немного, но горя они принесли достаточно. Глеб уничтожил вольную, которую дал барин. Позволил обмануть своих земляков. Раб в душе, староста предал мужиков. Он надеялся на особые льготы, на возможность возвыситься над равными себе по социальному положению.

Мужицкое счастье

На ярмарке к странникам подходит множество крестьян. Они все пытаются доказать свое счастье, но оно настолько убого, что говорить о нем тяжело.

Какие крестьяне подошли к ходокам:

  • Крестьянин – белорус. Его счастье в хлебе. Раньше это был ячменный, от него болел живот так, что сравнить можно только со схватками во время родов. Сейчас хлеб дают ржаной, его можно есть, не боясь последствий.
  • Мужик со свернутой скулой. Крестьянин ходил на медведя. Его троих друзей сломали лесные хозяева. Мужик остался жив. Счастливый охотник не может посмотреть влево: скула свернута медвежьей лапой. Посмеялись ходоки, предложили сходить еще раз на медведя и подставить другую щеку, чтобы уравнять скулы, но водки дали.
  • Каменотес. Молодой олончанин радуется жизни, потому что силен. У него есть работа, если встать пораньше, то можно заработать 5 серебряных.
  • Трифон. Обладая огромной силой, парень поддался насмешке подрядчика. Попытался поднять столько, сколько положили. Внес ношу в 14 пудов. Не позволил над собой посмеяться, но надорвал сердце и заболел. Счастье мужика – добрался он до родины, чтобы умереть на своей земле.
Н.А.Некрасов называет крестьян по-разному. Одни рабы, холопы и иуды. Другие примерные, верные, смелые богатыри земли русской. Перед народом открываются новые пути. Счастливая жизнь ждет их, но нужно не бояться протестовать и добиваться своих прав.

I. Образы крестьян и крестьянок в лирике.
2.Герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
3. Собирательный образ русского народа.

Крестьянская Русь, горькая народная доля, а также сила и благородство русского народа, его вековая привычка к труду — одна из основных тем в творчестве Н. А. Некрасова. В стихотворениях «В дороге, «Школьник», «Тройка», «Железная дорога», «Забытая деревня» и множестве других предстают перед нами образы крестьян и крестьянок, созданные автором с большим сочувствием и восхищением.

Он поражен красотой молодой крестьянской девушки, героини стихотворения «Тройка», которая бежит за пролетевшей мимо тройкой. Но восхищение сменяется размышлениями о ее будущей горькой женской доле, которая быстро погубит эту красу. Героиню ждет безрадостная жизнь, побои мужа, вечные упреки свекрови и тяжелый ежедневный труд, который не оставит места мечтам и стремлениям. Еще более трагична судьба Груши из стихотворения «В дороге». Воспитанная по прихоти барина как барышня, она была выдана за мужика и возвращена «на село». Но вырванная из своей среды и не приученная к тяжелому крестьянскому труду, прикоснувшаяся к культуре, она уже не может вернуться к прежней жизни. В стихотворении почти нет описания ее мужа — ямщика. Но то, с каким сочувствием рассказывает он о судьбе «злодейки-жены», понимая весь трагизм ее положения, говорит нам очень много о нем самом, его доброте и благородстве. В своей неудавшейся семейной жизни он винит не столько жену, сколько «господ», погубивших ее напрасно.

Не менее выразительно изображает поэт мужиков, пришедших однажды к парадному подъезду. Их описание занимает лишь одну шестую произведения и дано внешне скупо: согнутые спины, худой армячишко, загорелые лица и руки, крест на шее и кровь на ногах, обутых в самодельные лапти. Видно не близок был их путь до парадного подъезда, куда их так и не пустили, не приняв скудной лепты, которую они могли предложить. Но если все прочие посетители, «осаждающие» парадный подъезд в будни и в праздники изображаются поэтом с большей или меньшей долей иронии, то о мужиках он пишет с откровенным сочувствием и уважительно называет их русскими людьми.

Нравственную красоту, стойкость, мужество русского народа воспевает Некрасов и в поэме «Мороз, Красный нос». Автор подчеркивает яркую индивидуальность своих героев: родителей, на которых обрушилось страшное горе — смерть сына-кормильца, самого Прокла — могучего богатыря-труженника с большими мозолистыми руками. Многие поколения читателей восхищались образом Дарьи — «величавой славянки», красивой во всякой одежде и ловкой в любой работе. Это подлинный гимн поэта русской крестьянке, привыкшей своим трудом добывать достаток, умеющей и работать и отдыхать.

Именно крестьяне являются основными действующими лицами и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Семь «степенных мужиков из временнообязанных», как они сами называют себя, из деревень с говорящими названиями (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неуро-жайка), пытаются решить непростой вопрос: «кому живется весело вольготно на Руси?». Каждый из них представляет себе счастье по-своему и счастливыми называет разных людей: помещика, попа, царского министра и самого государя. Они являются обобщенным образом крестьянина — упорного, терпеливого, порой вспыльчивого, но и готового стоять за правду и свои убеждения. Странники не единственные в поэме представители народа. Мы видим там множество других мужских и женских образов. На ярмарке мужикам встречается Вавила, «торгующий внучке козловые башмачки». Уезжая на ярмарку, он наобещал всем подарков, но «пропился до грошика». Вавила готов терпеливо вынести попреки домашних, но мучается от того, что не сможет привезти обещанного подарка внучке. Этот человек, для которого лишь кабак — отрада в трудной беспросветной жизни, вызывает у автора не осуждение, а скорее сострадание. Сочувствуют мужику и окружающие. И все готовы помочь ему хлебушком или работой, а помочь деньгами смог лишь барин Павлуша Веретенников. И когда он выручил Вавилу и купил для него ботиночки, все вокруг были рады так, словно он каждого одарил рублем. Эта способность русского человека искренне радоваться за другого добавляет еще одну важную черту в собирательный образ крестьянина.

Та же широта души народной подчеркивается автором в рассказе про Ермила Ильича, у которого богатый купец Алтынников решил отобрать мельницу. Когда потребовалось внести задаток, Ермил обратился к народу с просьбой выручить его. И герою собрали необходимую сумму, а ровно через неделю он честно вернул долг каждому, и все честно забрали лишь столько, сколько давали и даже остался лишний рубль, который Ермил отдал слепцам. Не случайно крестьяне в один голос избира-ют его старостой. И он судит всех честно, наказывает виновных и не обижает правых и не берет себе ни одной лишней копеечки. Лишь раз Ермил, говоря современным языком, воспользовался своим положением и попытался спасти брата от рекрутчины отправив вместо него другого юношу. Но его замучила совесть и он перед всем миром повинился в своей неправде и оставил должность. Ярким представителем народного характера стойкого, честного, ироничного является и дед Савелий. Богатырь с большущей гривой, похожий на медведя. О нем рассказывает странникам Матрена Тимофеевна, которую странники тоже спрашивают о счастье. Родной сын зовет деда Савелия «клейменым, каторжным», в семье его недолюбливают. Матрена, претерпевшая много обид в семье мужа находит у него утешение. Он рассказывает ей о временах, когда не было над ними ни помещика, ни управителя, не знали они барщины и не платили оброка. Так как не было в их местах дорог, кроме звериных троп. Такое вольготное житье продолжалось до тех пор, пока «через леса дремучие и болота топкие» не подослал к ним барин немца. Этот немец обманом вынудил мужиков сделать дорогу и начал управлять по-новому, разоряя крестьян. Они терпели до поры до времени, а однажды, не выдержав, столкнули немца в яму и закопали живьем. От выпавших на его долю невзгод тюрьмы и каторги Савелий загрубел и ожесточился, и лишь появление в семье младенца Демушки вернуло его к жизни. Герой научился вновь радоваться жизни. Именно ему тяжелее всего пережить гибель этого младенца. Он не корил себя за убийство немца, а за гибель этого младенца, за которым недоглядел корит так, что не может жить среди людей и уходит в лес.

Все изображенные Некрасовым персонажи из народа создают единый собирательный образ крестьянина-труженника, сильного стойкого, долготерпеливого, исполненного внутреннего благородства и доброты, готового помочь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается. И хотя живется этому крестьянину на Руси не сладко, поэт верит в его великое будущее.

Сочинения по литературе: Образы крестьян в поэме «Кому на руси жить хорошо»

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, "кому живется весело, вольготно на Руси", кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых "временнообязанных" даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства... Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем "дольщикам", тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, "до смерти работает", но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо...

Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость "крестьянской души":

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на "дольщиков". Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он "живал когда-то в Питере", но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, "как липочка ободранный" и "за соху взялся".

Другой образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил...

Пойдя против "мира", поступившись общественными интересами ради личных, - отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, - Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.

Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: "Клейменный, да не раб!". Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше "недотерпеть", чем "перетерпеть", и он призывает к протесту.

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ "женской доли". В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: "Не дело между бабами счастливую искать".

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с "девичьей холи в ад"; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное "я" и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.

Итак, Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это - сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни.

В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянина. Поэма отражает крестьянские радости и горести, крестьянскую жажду воли и счастья. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поиске счастья и правды. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села». Как и в народных сказках о правде и кривде, на «столбовой дороженьке» «сошлись семь мужиков». И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человеческим языком, мирятся и отправляются искать счастливого. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе людей, которые считают себя счастливыми, и составляют содержание поэмы. Ходоки за счастьем видят безрадостную, бесправную, голод ную жизнь народа в губерниях с говорящими за себя названиями: Испуганная, Подстреленная, Безграмотная. Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Счастливых среди крестьян нет. Кто же занят поисками счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Прежде всего, это семеро мужиков-правдоискателей, пыт ливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Разнообразно представлены крестьянские типы. Это крестьяне разных деревень. Каждый шел за своим делом, но вот они встретились, заспорили. И деревни названы, и губернии, и мужики по именам перечислены, но мы понимаем, что нельзя относить события ни к какому-то определенному году, ни к какому-то определенному месту. Тут вся Русь с ее вечными наболевшими заботами. В принципе, каждый из семерых уже имеет свой ответ на вопрос:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потупился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...

Тот прямой ответ, какой искали крестьяне, они не получили. Ответ возник в другом смысле. У попа есть свои претензии к новой жизни, у помещика и купца - свои. Никто не хвалит новое время, все вспоминают о старом.

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася,

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Разве не похожа наша сегодняшняя ситуация на воссозданную Некрасовым? Обделены мужики - и в прошлом, и в настоящем. С горькой иронией описывает Некрасов в главе «Счастливые», как странники приготовили целое ведро водки, чтобы угостить самого удачливого мужика. Но получился лишь горький список народных несчастий. Старуха счастлива, что в ее огороде уродилась репа, солдат - что был нещадно бит палками, но остался жив. Каменотес счастлив своей молодой силой, а слабосильный - что живым вернулся с тяжелых работ. Отвращение у мужиков вызывает еще один «счастливый» - лакей, который после сорока лет службы болен не какой-нибудь мужицкой грыжей, а «благородной» барской болезнью - подагрой.

Счастье, по мнению Некрасова, заключается вовсе не в том примитивном смысле, в каком понимали его семь ходоков-крестьян, а - в сопротивлении, борьбе, противостоянии горю и неправде, оно не делится попросту между мужиками и господами. Симпатии автора демонстрируют его несомненную духовную близость с демократическим, разночинским движением. Недаром он с такой симпатией пишет о возмутителях социального спокойствия: бывшем каторжнике Савелие, поднявшем «всю Корежину» против помещика Шалашникова, закопавшем живым жестокого бурмистра; Ермиле Гирине, попавшем в острог за защиту интересов крестьян, разбойнике Кудеяре. К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда. Автор создает в поэме образ еще одного искателя крестьянского счастья - «народного заступника» Гриши Добросклонова. Голодное детство, суровая юность сына батрачки и сельского дьячка сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили его жизненный путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Гриша Добросклонов многими чертами своего характера напоминает Добролюбова, в котором Некрасов видел «идеал общественного деятеля». Он - борец за народное счастье, который хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать поднимается

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника ». Вот почему поэт говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов. Но именно на нем ждет человека подлинное счастье, так как, по мнению Некрасова, счастлив может быть только тот, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа. Название некрасовской поэмы уже давно стало крылатым выражением, которое получило сегодня вторую жизнь, так как вновь перед обществом стоят вопросы, поставленные великими классиками XIX столетия: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?»



Загрузка...
Top