Литературный конкурс «Птицы - персонажи». Литературная игра - викторина "В мире пернатых друзей"

Ольга Пигасова
Литературная игра-викторина для группы детей 5–6 лет «Угадай сказку».

Литературная викторина.

Программное содержание.

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Развивать умение действовать согласованно.

4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Стенд с книгами русских сказок, мультимедиа, «волшебный клубок», «сказочная избушка».

Ход мероприятия:

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Посмотрите, что это к нам прикатилось? (клубок). Для чего он нужен? Где мы его можем встретить (волшебный клубок в сказке). Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон

2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов

Воспитатель. Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети отгадывают их)

1. Красна девица грустна,

Её не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

(Баба-Яга)

3. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

4. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

5. Шестерых её детей

Волк обидел - съел, злодей!

Лишь седьмой в живых остался,

Волку в зубы не попался.

Кто она и кто они?

Если знаешь, назови!

(Волк и козлята)

6. Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

7. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная шапочка)

8. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал:

Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки)

«По собачьему велению»;

«Иван царевич и зеленый волк»;

«Дарьюшкина избушка»;

«Плавучий корабль»;

«Лапша из топора»; «Крылатый, мохнатый да обезжиренный».

Молодцы ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание

Воспитатель: Кощей перепутал все иллюстрации. Найдите ошибки.

Воспитатель. Молодцы! Найти сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А вот еще одна беда

Вся запуталась я.

Помогите мне друзья.

«Отгадать мелодию». Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Воспитатель. Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «Что изменилось?»

«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.

Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте, всех впускайте.

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»

(5-6 КЛАСС)

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников.

В игре участвует две команды

1.Представление команд.

2. Винегрет» из пословиц (продолжи)

В тихом омуте …(черти водятся)

После драки …(кулаками не машут)

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

Милые бранятся …(только тешатся

Баба с возу …(кобыле легче)

(Слово не воробей) … вылетит – не поймаешь.

Лежачего …(не бьют)

(Соловья) … баснями не кормят.

Не говори гоп, пока …(не перепрыгнешь)

Чем бы дитя ни тешилось …(лишь бы не плакало)

(Близко локоть) … да не укусишь.

Не было печали … так купила баба порося)

Чем богаты …(тем и рады)

(цыплят) … по осени считают.

Щи да каша …(пища наша _

Что с возу упало …(то пропало)

(Кто старое помянет) … тому глаз вон.

Гром не грянет(…Мужик не перекрестится)

Как аукнется …(так и откликнется)

На ловца …(И зверь бежит)

Не зная броду … не суйся в воду.

Любовь не картошка …(не выбросишь в окошко)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Не рой другому яму …(Сам в нее попадещь)

Делу время …… (потехе час.)

Семь раз отмерь …(1 отрежь)

(Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.

Не всё коту …(масленица)

2.Закончи строфу, назовите произведение и его автора

1) « Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»

2) «Ягненок в жаркий день….»

3) «Жил- был добрый царь Матвей…..»

4) « Ветер, ветер! Ты могуч,…»

5) « Изведал враг в тот день немало…..»

6) « Белый снег, пушистый…»

7) « Зима недаром злится,….»

8) « Несет меня лиса, за быстрые леса,….»

9) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?....»

10) « У лукоморья дуб зеленый»…

11) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»

3.Знатоки литературы.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)

4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне, отправился косить траву «в края дальние» («Косарь». А.В.Кольцов)

6 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зи

4.Литературная пауза. (Инсценирование отрывков из литературных произведений).

5. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор).

6. «Дальше, дальше!» (За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)

Вопросы для первой команды.

Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

В каком году родился Пушкин? (В 1799 году)

Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

Московский университет? (М.В.Ломоносов)

Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

Как называется момент наивысшего действия в художественном произведении? (Кульминация)

Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада)

Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин. «Уроки французского»)

Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)

Вопросы для второй команды.

Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)

Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? (Инверсия.)

Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета)

Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, анапест, амфибрахий)

Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

Речь одного человека в произведении? (Монолог)

Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”? (В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (К Ивану Пущину)

В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке»? (М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе. (Классика)

1 . Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых. Правильный ответ : М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Горит восток зарею новой,

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули». Правильный ответ: А.С.Пушкин. «Полтава»

3.О каком жанре идет речь в этом определении:

Это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Правильный ответ: поэма.

4. В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Кто автор этих повестей? Правильный ответ: в черном ящике портрет Н.В.Гоголя.

Подведение итогов

Список использованной литературы:

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999.

3. Литература. 5класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.

4. Г. А. Волопьярова Литературные олимпиады. М.: Творческий центр,2005


Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Литературная викторина "Крестики-нолики" по сказкам для учащихся 5-6 классов

Данный материал будет полезен для учителей русского языка и литературы при работе с детьми 5-6 классов. Игра разнообразит уроки, сделает интересным предмет. Классные руководители могут применить данный материал в качестве разработки классного часа, что поможет привить любовь к литературе, чтению книг.
Цель : проверить знание сказок
Задачи:
1) помочь вспомнить сказки по отрывкам,
2) содействовать развитию памяти, логического мышления, сообразительности,
3) способствовать воспитанию любви к литературе

Викторина «Крестики-нолики» по сказкам для 5-6 классов

Правила игры:
Чертится основа для игры «Крестики-нолики». Играют по 2 человека. Первый игрок ставит крестик. Ему задается вопрос. Если он отвечает правильно, то крестик, поставленный им, остается. Если игрок ответил неправильно, то вместо его крестика появляется нолик противника, и игра переходит ко второму игроку. Игра продолжается до тех пор, пока один из учеников не вычертит линию из крестиков или ноликов. После окончания первого тура приглашаются других два ученика для игры во втором туре, затем третья пара и четвертая. После финал – игра победителей.

Вопросы для игры «Крестики-нолики».
Назовите сказку по её концу.
1. «Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял Змеиху да со всего размаху ударил о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял» ("Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо")
2. «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились.
Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать» («Крошечка-Хаврошечка»)
3. «Ночью черти, посовещавшись, тихонько выбрались из землянки и убежали от Алдаркосе, оставив ему волшебную монету и золото». (Казахская народная сказка «Алдаркосе и черти»)
4. «Растворились ворота, старуха выбежала встречать дочь, да вместо нее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!» («Морозко»)
5. «С тех пор змеи – вечные враги ласточек. Человек стал убивать змей, подружился с ласточками и позволил им вить гнезда под крышей своего жилища». (Казахская народная сказка «Почему человек дружит с ласточкой»)
6. «Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…» («Две лягушки»)

7. «А король и королева вместе с шестью своими братьями жили мирно и счастливо долгие-долгие годы». (Немецкая народная сказка «Шесть лебедей»)
8. «И царь и царица
Приняли их с весельем таким, что такого веселья
Видом не видано, слыхом не слыхано. Долго не стали
Думать, честным пирком да за свадебку, съехались гости,
Свадьбу сыграли, я там был, там мед я и пиво
Пил, по усам текло, да в рот не попало. И все тут»
(В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочки»)
9. «Все церковные колокола зазвонили сами собой, птицы слетелись целыми стаями, и ко дворцу потянулось такое свадебное шествие, какого не видал еще ни один король!» (Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»)
10. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало» (П.П. Бажов сказ «Медной горы хозяйка»)
11. «Только нет-нет – и задумается Данило. Катя понимала, конечно, - о чём, да помалкивала» (П.П. Бажов сказ «Горный мастер»)
12. «Данилу с сыновьями прижимали, конечно, да видно, оброку большого пожалели, - отступили. А барин ещё сколько-то задыхался, всё-таки вскорости его жиром задавило». (П.П. Бажов сказ «Хрупкая веточка»)
13. «Семь, восемь. В гости просим,
Всем по кружке мы подносим.
Кружка доверху полна!
Все. Будет выпита до дна»
(С.Я. Маршак «Умные вещи»)
14. «Мама с сыном отправились домой, а колдун в это время, сидя на бульдозере, с проклятиями закапывал колодец» (Л.С. Петрушевская «Мальчик-бубенчик»)
15. «И Нина вскоре вышла замуж за своего милого Анисима и родила ему множество смешных детей» (Л.С. Петрушевская «Нос»)
16. «Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив» (Л.С. Петрушевская «Сказка о часах»)
17. «Мне рассказывали, что, как только синьор Бьянки вызывал город Варезе, телефонистки на центральной станции переставали отвечать на звонки, так как слушали его сказки. И я смело могу сказать, что некоторые из них и в самом деле получились занятными» (Дж. Родари «Сказки по телефону»)
18. «Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори»
(С.А. Есенин «Бабушкины сказки»)
19. «Тихо справили поминки,
На душе утихла боль,
И на Маше, на сиротке,
Повенчался сам король».
(С.А. Есенин русская сказка «Сиротка»)
20. «Расстроилась Пословица и с горя подала в отставку» (Дж. Родари «Старые пословицы»)

Литература .
1. Русская словесность: Хрестоматия: для 5 кл. общеобразоват. шк./сост.: Т.П. Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова.- 4-е изд., перераб. и доп.- Алматы: Атамура, 2015.-224 с.

Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.

  1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
  2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
  3. развивать воображение и творческие способности учащихся.

Участники: ученики 5-6 классов

Число команд: 6 команд по 7 человек во главе с капитаном.

Каждая из команд заранее выбирает название и готовит эмблему

Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек

Программа

I конкурс: “Юморина”

II конкурс: “В стране стихосложения”

III конкурс:“Собери пословицу”

V конкурс: “Найди слова”

VI конкурс: “Буриме”

VII конкурс(конкурс капитанов): “Cкороговорки”

Литературная викторина “По страницам любимых книг” (оценочный лист для жюри)

Название конкурса

Максимум баллов

I. “Юморина”
II. “В стране стихосложения”
III. “Собери пословицу”
IV. “Узнай произведение и его автора”
V. “Найди слова”
VI. “Буриме”
VII. Конкурс капитанов “Скороговорки”
VIII. Эмблема и название команды .
Итог

I КОНКУРС. “Юморина”

Карточка № 1

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
  2. Кто из сказочных героев очень любил поговорку ""Одна голова хорошо, а две лучше""?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.
  4. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.

Карточка №2

  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
  2. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.
  4. Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?

Карточка № 3

  1. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
  2. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?
  3. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?
  4. Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”?

Карточка № 4

  1. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.
  2. Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе?
  3. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
  4. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

Карточка № 5

  1. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?
  2. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?
  3. В какой сказке К.И.Чуковского звери самые трусливые? Почему?
  4. Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”?

Карточка № 6

  1. У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты?
  2. Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?
  3. Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?
  4. Какого учителя математики прославила маленькая девочка?

Ответы к конкурсу I “Юморина”

Задание №1 Задание №2 Задание №3
1 Колобок 1 Репка 1 “Алёнушка и братец Иванушка”
2 Змей Горыныч 2 “Теремок” 2 Кот в сапогах
3 Золушка 3 Красная Шапочка 3 Волк
4 Дж. Родари “Приключения Чиполлино 4 Имён не имели 4 Сказка ложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок.
Задание №4 Задание №5 Задание №6
1 Наф-Наф 1 Буратино 1 Винни Пух
2 Нечистая сила 2 Курочка Ряба 2 Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина
3 Поп 3 “Тараканище” 3 Бастинда
4 Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка 4 Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка 4 Кэрролл “Алиса в стране чудес”

II КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает 3 стихотворения)

В этих стихотворениях произошла какая-то путаница. Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания!

Задание № 1

Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

Задание № 2

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Задание № 3

Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно.
Да как крикнет улетая:
“Вот что значит запятая!”

III конкурс. “Собери пословицу”

Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Лучше всего для этого конкурса распечатать таблицу ответов для участников. Количество пословиц можно сократить по желанию.

Если быть внимательными, можно отметить интересную закономерность.

III конкурс. “Собери пословицу”

Название команды: Название команды:
Таблица ответов для участников Таблица ответов для жюри
1 11 1 8 11 2
2 12 2 11 12 6
3 13 3 14 13 16
4 14 4 17 14 3
5 15 5 19 15 10
6 16 6 12 16 13
7 17 7 18 17 4
8 18 8 1 18 7
9 19 9 20 19 5
10 20 10 15 20 9
Кто другому яму копает, тот о том и говорит.
Любишь кататься, надо свой разум наточить.
Муж возом не навозит,
Кто ест скоро, от того и наберешься.
На охоту ехать - по-волчьи выть.
Кто рано встаёт, тому глаз вон.
Любовь не картошка - враг мой.
У кого что болит, тот сам в нее попадает.
На то она и щука, чтобы не было оглядки.
Не говори о себе худо, по уму провожают.
Чтобы других учить, люби и саночки возить.
Кто старое помянет, тому Бог даёт.
Не спеши языком, молчание золото.
что жена горшком наносит.
По одежке встречают, другие об этом позаботятся.
Слово – серебро, спеши делом.
С кем поведешься, тот и работает споро.
Язык мой - не выбросишь в окошко.
С волками жить - собак кормить.
Не давай повадки, чтоб карась не дремал.
Кто другому яму копает, 8 тот сам в нее попадает.
Любишь кататься, 11 люби и саночки возить.
Муж возом не навозит, 14 что жена горшком наносит.
Кто ест скоро, 17 тот и работает споро.
На охоту ехать - 19 собак кормить.
Кто рано встаёт, 12 тому Бог даёт.
Любовь не картошка - 18 не выбросишь в окошко.
У кого что болит, 1 тот о том и говорит.
На то она и щука, 20 чтоб карась не дремал.
Не говори о себе худо, 15 другие об этом позаботятся.
Чтобы других учить, 2 надо свой разум наточить.
Кто старое помянет, 6 тому глаз вон.
Не спеши языком, 16 спеши делом.
С пчелкой водиться - в медку находиться, 3 а с жуком связаться – в навозе оказаться.
По одежке встречают, 10 по уму провожают.
Слово – серебро, 13 молчание золото.
С кем поведешься, 4 от того и наберешься.
Язык мой - 7 враг мой.
С волками жить - 5 по-волчьи выть.
Не давай повадки, 9 чтобы не было оглядки.

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдёт дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!”

(И. А. Крылов “Волк на псарне)

Отрывок № 2

“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.

(В. А. Жуковский “Кубок”)

Отрывок № 3

“За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён...”

(А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Отрывок № 4

“Лишь только он остался один, как начал везде искать конопляное зёрнышко. Он долго шарил у себя в карманах, ползал по полу, смотрел под кроватью, перебирал одеяло, подушки, простыню – всё напрасно! Нигде не было и следов любезного зёрнышка! Он старался вспомнить, где он мог его потерять, и наконец уверился, что выронил его как-нибудь накануне, играя во дворе”.

(А. Погорельский. “Чёрная курица, или Подземные жители”)

Отрывок № 5

“Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...”

(И. С. Тургенев “Муму”)

Отрывок № 6

“Когда моя нога коснулась пола, я вздрогнул; но взгляд на участливо склонившуюся ко мне рожицу моего приятеля восстановил мою бодрость.

Стук каблука зазвенел под потолком, отдался в пустоте... Несколько воробьёв вспорхнули с насиженных мест и вылетели в большую прореху в крыше”.

(В. Г. Короленко “В дурном обществе”)

V конкурс. “Найди слова”

В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи - еще где-нибудь.

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. За тем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Бан ников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы К олькене было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А ран ьше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

VI конкурс. “Буриме”

БУРИМЕм – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдет дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.

(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)

Отрывок № 2

“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк-горбунок”)

Отрывок № 3

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(П. Бажов “Серебряное копытце”)

Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)

Отрывок № 5

“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)

VII конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”

1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.



Загрузка...
Top