Ознакомление дошкольников с картинами художников: воспитываем в детях чувство прекрасного. Как знакомить детей с живописью? Картины, которые нужно показать ребенку

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему : «Методика рассказывания по картине » .

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства . ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям : формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине .

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных , их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины . 3. Рассказ картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ . 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду . Ему требуется не только осмыслить содержание картины , передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И . Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет : «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия :

1. Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы .

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка.

Методические приемы :

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы . Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине . Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему : 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов ) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом ) .

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине . Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных) . Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например : «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» - после картины «Кошка с котятами» ).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст .

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину .

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите , как я» , «Молодец, запомнил, как я рассказывала » ,- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов , можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин . С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии .

Старший дошкольный возраст .

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам .

Содержание, тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины , ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия : «Картина называется «Зимние забавы» . Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава» ?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения . - «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом , чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению .

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины . На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам , повествовательный рассказ , описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту .

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов . Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках : «Вот так покатался!» , «Где пропадали?» , «Подарки маме к 8 Марта» , «Шар улетел» , «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине , но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине .

Оценка рассказов .

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей , подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа . К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание : «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей . Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А. Смирновой, которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками – как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей – это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей – «Богатыри»:

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов – поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. – решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно – «Пир Клеопатры»:

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными – сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы – понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет – известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности – детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес – молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками - как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей - это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей - «Богатыри»:

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов - поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. - решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно - «Пир Клеопатры»:

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными - сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы - понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет - известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности - детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес - молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

Идеи о картинах, которые можно показать детям и подросткам, можно почерпнуть из этого видео о самых известных картинах в мире:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Психология детского творчества

(методические рекомендации для начинающих педагогов)
преподаватель специальных дисциплин МБУ ДО «ДХШ №1» г. Рязани Баукова И.П.
Описание:
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его внутренний мир. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль.
Данная статья является частью рабочей программы по изобразительному искусству детской изостудии, основанная на личном педагогическом опыте. Представляет собой полезную информацию по основным художественным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, ДПИ). Рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: развивать на занятиях по ИЗО данное детям от природы чувство прекрасного.
Соединение игры и азбуки позволит им понять, что область изобразительного искусства - это и интересно и не просто. Для наиболее полного раскрытия способностей у детей рекомендуется использование самых различных материалов и техник на занятиях.
Задачи:
1. Обогащение художественного кругозора посредством знаний об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и их роли в жизни человека;
2. Необходимость формирования у детей знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Учиться рисовать никогда не поздно,
но надо согласиться с тем, что азы
изобразительного искусства лучше
постигаются в раннем возрасте.

По Далю, творить - это давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество, а в особенности - дети. Попадая в художественную школу, ребёнок уже владеет в какой-то мере изобразительными средствами выражения, но ещё не осознаёт их системности. Употребление этих средств ребёнком носит характер игры.
В. Фаворский писал: "Было бы чрезвычайно радостно если бы удавалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком и это по-видимому, возможно."

Несвоевременное обучение мастерству - серьёзная преграда творчеству. Учитель должен придерживаться самой большой сдержанности в оказании влияния на учеников. Потому что даже тот учитель, который обладает вкусом и задатками, может закрепить ребёнка в эффектном, но примитивном способе рисования, может привить ему преждевременный "академизм" взрослого. Отторгаясь от своих собственных задач, он, таким образом теряет самое ценное - самостоятельность.



"От игры к знанию" - девиз программы для детей младшего возраста.
Так уж устроен ребёнок, всё он познаёт в игре, через создание второй реальности - текста, рисунка, скульптуры. В игре ему открывается чудо - всё, что ни задумаешь, можно нарисовать, склеить, вылепить и т. д.
Дети постоянно что-то изобретают, фантазируют. Их способности одушевлять своей фантазией неодушевлённый мир, диктуют педагогу и методы обучения. Но надо помнить, что каждый ребёнок - это отдельный мир. В основе детского сознания лежит образ, сложный, но очень цельный. Задача же педагога - расширить представление ребёнка о путях достижения цели, раскрыть перед ним многообразие способов и средств, которые даются ему исподволь в игре.



Пережить, осознать, суметь - три этапа творческого процесса. Не пережитое, не прочувствованное эмоционально не может быть воплощено. Поэтому уникальность каждого ребёнка, его опыт являются отправной точкой для творческого поиска. Самостоятельный выбор решения творческой задачи делает ребёнка смелым, искренним, у него развиваются фантазия и интеллект, дар наблюдателя; формируется терпение и вкус. Всё это обеспечивает путь к красоте. Пережитая красота движет ребёнком в поисках наиболее выразительных экспрессивных средств её воплощения. Неудачи в этом случае даже полезны.


На начальной стадии обучения дети с равным интересом выполняют все задания по рисунку, живописи и композиции. Их увлекают новые техники и приёмы; для них многое ново и необычно. Уровень умения, мышления и художественного воплощения в действительность совпадают. Отсюда увлечённость.
Композиция несёт в себе творческое начало и без активной работы в этой области нельзя говорить о воспитании художника. Поэтому она является основным предметом в начальной школе. Задача педагога - помочь ребёнку выразить своё отношение к окружающему его миру и передать задуманное.
Темы композиций начальной школы часто носят сказочно - фантастический характер. Тематическим урокам обычно предшествуют беседы с иллюстрациями. Причём рассказы, чтение, стихи, прослушивание музыки должны быть не продолжительными по времени, но эмоциональными. Иногда дети в этот момент должны представить себе то, что никогда не видели.
Литературные произведения, музыка и наглядности организуют мышление ребёнка, помогают найти самый простой и выразительный способ изображения. Благодаря этому со временем в работах детей появляются лаконизм и ритм.



Из опыта работы известно, что, слушая сказку, дети переживают происходящие в ней события, отражают поэтику волшебной атмосферы. Это выражается как в цвете, так и в линии, пластике, архитектонике и композиционном решении. Чаще же всего дети комбинируют выразительные средства. Умение "схватить" услышанное и увиденное и передать это цельно и непосредственно - одна из главных особенностей детского искусства. Задача педагога при этом не перегружать детей своим вниманием, представляя им возможность самовыражения.




Детские композиции могут быть весёлыми и мрачными, радостными и строгими, беспокойными и спокойными, величавыми и простыми. Это разнообразие зависит не только от темы и содержания, но и от тональности красок, комбинаций светлых и тёмных пятен и многих других моментов.



Детские работы наполнены энергией и чистыми эмоциями. Их творчество смелое и наивное.
Ритмичность - согласованность форм и цветов.
Композиция, как самое сильное средство выражения идеи, включает в себя все компоненты формы: цвет, ритм, рисунок, движение, определяет положение фигур и предметов в пространстве.
Метод ритмических упражнений делает самого художника окрылённым, а его руку гибкой, даёт импульс к дальнейшему творчеству - дети сосредотачиваются, настраиваются на дальнейшую работу, полную веселья и фантазии.




Симметрия - один из приёмов композиционного решения. Она больше используется в декоративном искусстве. Симметричные композиции создают состояние покоя, торжественной величавости.



В графике и живописи большое значение имеет равновесие. Распределение нагрузки справа и слева, сверху и снизу, что позволяет создать уравновешенную композицию.


Дети очень любят изображать птиц и зверей. Обращая их внимание на повадки, грацию, красоту и пластику животных мы воспитываем в них прежде всего доброго и милосердного человека.
Но каждый художник должен уметь нарисовать лошадь, корову, собаку, кошку. Они пригодятся в любом жанре. Только постоянное и целеустремлённое изучение животных с карандашом в руке принесёт свободу в рисовании, свободу в композиции.




Но надо помнить, что, приобретая знания и изучая природу и животных, ребёнок становится более уверенным в создании своей задумки, приобретает терпение и усидчивость, обретает свободу в рисовании, свободу в композиции. Со временем работы станут более проработанными, но и более "личностными".




Художественный образ детского произведения поможет создать целая система приёмов и средств выразительности, которую можно назвать его языком. Большое значение в этом играют: линия, силуэт, тональные градации и цветосочетания.





Детям нужно постоянно напоминать, что один и тот же мотив можно решить по-разному и они сами должны принимать участие в выборе нужной техники для решения той или иной задачи.
Большое значение играет работа учащихся в группе, где дети заражаются друг от друга идеями, где есть дух соперничества и возможность воздействия друг на друга.



На начальной ступени обучения используют технически более быстрые методы изображения, без тщательной проработки. Дети с удовольствием работают такими материалами, как пастель и цветные карандаши.




Создавая множество набросков, эскизов, упражнений дают детям возможность делать выбор.




Занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников, но важно освободить и полнее использовать такие источники детской энергии, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности. Ведь что бы создать что-то хорошее, надо уметь этим восхититься и удивиться. Преподавателя же должно двигать только стремление помочь и научить.
Рисуя, дети лучше запоминают видимые формы, воспроизводят свои представления об окружающей нас действительности, вырабатывают и укрепляют зрительную память. Рисунком можно рассказать, показать, объяснить то или иное явление, что делает его важным средством самовыражения. Значение материалов при этом очень велико. Широкие и тонкие линии, контур - это самые гибкое средство при рисовании, при размещении предметов в пространстве, при определении масштабов и т.д. Многообразие оттенков в тушёвке карандашом и др. материалами дают неповторимые качества фактуры.





Дети - фантазёры и мечтатели. Они всегда счастливы в творчестве.


Как иногда хочется творить! С помощью красок и кисти можно создать настоящий шедевр. Как это радостно и легко! Почувствовать себя художниками. Ведь на свете нет ни чего прекраснее чем творчество! Дети самые талантливые и самые интересные художники в мире.

Дети и живопись

Как рассказать детям о живописи?

Все родители хотят, чтобы их дети росли умными, любознательными, а их кругозор постоянно расширялся.

Умение ценить прекрасное и понимать искусство нужно прививать с самого раннего возраста.

И очень важно делать это правильно. Книга «Картины. Моя большая выставка» поможет рассказать детям о живописи в игре.

Вот несколько простых и любопытных фактов о направлениях живописи.

Стиль искусства объединяет картины художников, работающих в схожей манере.

Ренессанс - возрождение древних традиций

С XIV по XVII века в Европе возрождается интерес к науке, искусству и литературе. Искусство становится ближе к жизни. «Ренессанс» в переводе с французского означает «возрождение».

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1506 гг

Барокко - динамичность и драматизм

Датой рождения барокко считают начало XVII века. В то время церковь призывала художников яркои динамично изображать библейские сюжеты. Художники использовали смелые световые эффекты, создавая реалистичные, исполненные драматизма картины.

Микеланджело да Караваджо, «Ужин в Эммаусе», 1601 г.

Классицизм - держанность и верность античным канонам

Классицизм зародился незадолго до Великой французской революции 1789 года. Художники этого направления старались копировать образцы греческого и римского искусства с их точным рисунком и почти неразличимыми мазками.

Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784 г.

Романтизм - пафос и эмоциональность

Романтизм - это художественный и литературный стиль, ставший популярным в Европе в конце XVIII века. Романтические произведения драматичны, живописны и, как правило, показывают мощь и красоту природы, а также героизм человеческого духа.

Франсиско Гойя, «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814 г.

Реализм - объективность и прямота

Реалисты выступали против чрезмерно возвышенного стиля романтизма. Они стремились показать мир таким, каким мы его видим, изображать повседневную жизнь и людей без эмоциональных преувеличений.

Жан-Франсуа Милле, «Анжелюс», 1857-1859 гг.

Импрессионизм - стремление запечатлеть ускользающий миг

Импрессионизм зародился во Франции в 1870-х годах. Импрессионисты старались отобразить на холсте мимолетное впечатление, рисуя картины быстрыми, яркими мазками. Часто художники работали на природе, а не в мастерских.

Клод Моне, «Сад художника в Ветёе», 1881 г.

Постимпрессионизм - смелость цвета и простота формы

В 1880-е годы во Франции импрессионизм сменяется постимпрессионизмом. Постимпрессионисты писали яркими красками, упрощая форму, чтобы подчеркнуть свои чувства. Они меньше опирались на впечатления от натуры.

Винсент ван Гог, «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 г.

Экспрессионизм - искаженные формы и сильные эмоции

Экспрессионизм зародился в Германии в начале XX века. Экспрессионисты старались показать на холсте эмоции - например, гнев или страх, для чего сознательно искажали формы изображаемых предметов.

Франц Марк, «Судьба животных», 1913 г.

Кубизм - принцип совмещенных точек зрения

Первыми в стиле кубизма стали писать Брак и Пикассо в 1907 году. Этот стиль был популярен до 1920-х годов. Кубисты стремились показать предмет одновременно с разных ракурсов. Для этого они раскладывали его на простые геометрические фигуры.

Хуан Грис, «Натюрморт на клетчатой скатерти», 1915 г.

Футуризм - динамика и стремление передать движение

Появившись в начале ХХ века, футуризм просуществовал недолго. Футуристы были влюблены в скорость и мощь новых машин (автомобилей, поездов и самолетов). Художники стремились передать движение реального мира на плоскости.

Умберто Боччони, «Город встает», 1910 г.

Сюрреализм - совмещение сна и реальности

Сюрреализм возник в начале 20-х годов XX века. В переводе с французского это слово означает «больше, чем реальность». Картины сюрреалистов часто кажутся странными, так как здесь нелогично сочетаются причудливые образы, видения и сны.

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931 г.

Поп-арт - использование образов популярной культуры

Поп-арт появился в 1950-е в Великобритании и США. Художники этого направления изображали в своих произведениях знакомые образы из повседневной жизни - упаковки продуктов, газеты, комиксы, фотографии знаменитостей.

Энди Уорхол, «Банка с супом "Кэмпбелл" (томатный)», 1968 г.



Загрузка...
Top