Рисование портрета поэтапно карандашом. Как нарисовать портрет человека карандашом

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Нарисовать портрет карандашом не очень сложно, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что пока не появилась фотографии, то обязательно дисциплиной в школе было умение рисовать портреты. В это статье вам помогут этому обучиться.

Когда вы изображаете голову человека, нужно убедиться, что пропорции между ртом, носом, ушами и глазами обозначены точно и правильно. Уделите особое внимание структуре головы, оцените ее основные особенности, если вы этого не сделаете, вряд ли у вас получится действительно стоящий портрет.

Ниже приведены картинки с пропорциями среднестатистической головы. Но это всего лишь эталон. А ведь именно расхождения с эталоном придают человеку неповторимости и оригинальности. Стоит сравнить его с вашей моделью, в чем они отличаются и в чем сходятся.

Глаза являются наиболее выразительным элементом портрета, именно поэтому необходимо соблюдать точность формы и правильность положения. Наш сайт хочет отметить, что склеру (часть глазного яблока) не нужно делать белоснежной, она должна изменять цвет из-за отброшенной веком тени и эффекта собственной тени. Также необходимо обратить внимание на блики света в нижнем веке, во внутреннем уголке глаза и на радужке. Именно они и тени делают глаза более “живыми”.

На картинках снизу изображена сферическая структура глаза, как правильно показать веки на них и саму стадию рисования.

Чертите глаза с разных точек зрения и в разных положениях. У женских глаз в основном густые и длинные ресницы, а брови тонкие и хорошо обрисованы. У ребенка радужная оболочка выглядит большой по сравнению с веком. У стариков со временем появляются глубокие морщины, которые начинаются от уголков глаз, брови становятся густыми и разрастаются, а у нижних век мешковатый вид.

Ухо сформировано хрящевыми тканями. Оно может выглядеть в разных вариациях, но все уши напоминают морскую раковину, которая у женщин и мужчин практически не отличается. В портретах уши или частично, или полностью скрываются волосами, а выразительность зависит от того, как точно вы расположите их по бокам головы. Смотрите эскизу.

Высота уха взрослого человека приблизительно равна длине носа. У взрослых уши меньше относительно головы, чем у детей. У пожилых людей уши удлиняются из-за ослабления и истончения ткани хряща.

Нос правильно изобразить довольно трудно, потому что он впереди лица, и поэтому его форма меняется довольно сильно в зависимости от точки зрения. Попытайтесь определить области света и тени (обычно максимальное количество света присутствует на кончике носа и на переносице, при этом самая интенсивная тень находится в основании ноздрей), пытайтесь передать лишь этот контраст, дабы ваш рисунок был не перегружен (если нос – это не ключевая деталь лица).

После глаз рисуем рот . Он является вторым самым выразительным элементом в портрете. Розоватый оттенок губ – это следствие перехода между кожей и слизистой оболочкой. Когда будете изображать губы, стоит убедиться, что правильно определили границу перехода. Губы находятся на полуцилиндрической поверхности костей челюсти. Эскизы, представленные ниже, указывают на основные особенности губной морфологии. Наш сайт хочет отметить, что верхняя губа более тонкая.

На этих эскизах вам представлены варианты улыбок, которые обычно рисуют на портретах. Губы стариков тонкие и покрыты большим количеством вертикальных складок.

Видео уроки

Для того, чтобы освоить портрет, нам нужна бумага, карандашик и на крайний случай – на очень крайний – ластик. Его мы используем лишь тогда, когда поймем, что карандашом рисунку мы уже никак не сможем помочь. Затем изолируемся от общества – просим окружающих вам не мешать – и торжественно приступаем учиться рисовать портрет карандашом .

Чтобы было удобнее правильно понимать и выполнять рисунок, лучше придерживаться своеобразной «инструкции по использованию ».

Для начала нужно сделать подробный осмотр нашего предмета рисования – , то есть. Нужно очень тщательно рассмотреть все, и продумать форму… А лучше – сделать пару набросков, чтобы было удобнее увидеть конструктивную форму.

Было бы весьма хорошо прорисовать саму натуру в разных положениях, с разными поворотами и ракурсами. Можно также легонько поводить по предмету рисования карандашиком, чтоб ощутить то, как именно устроена форма.

Теперь не менее важная часть в портрете – это ваше место работы . Его нужно подбирать с учетом удобного и приемлемого обзора натуры. Для начала, лучше чтоб сама натура находилась в спокойном состоянии – то есть никаких сильных и необычных ракурсов.

Компоновка композиции

Теперь нужно скомпоновать всю композицию на бумаге. В этом пункте наш работает в усиленном режиме, ведь нам нужно будет найти места для отдельных частей композиции – для головы, и туловища .

Перепроверяем основные объемы, обнаруживаем повороты и главные, базовые оси построения. Теперь нам нужно выстроить форму: сначала все вместе, потом все по очереди и затем снова все вместе.

При каждом изменении или дополнении рисунка, нужно помнить и о перспективном соотношении, пропорциональности форм и соответствии этих форм друг другу. То есть, нужно следить за тем, чтоб все было гармонично.

Теперь нам нужно выделить извечное противостояние – иными словами, нам нужно разделить свет и тень. Для этого используется аккуратная неспешная .

Моделирование формы портрета

Следующий шаг – моделирование формы с учетом того, что у нас уже есть: ложащейся светотени и пространственного видения . В процессе моделирования разных мелочей важно помнить, что эта мелочь является частью всего, а, значит, должно гармонично в это «все» вписываться.

В результате у вас должно выйти нечто вот такое

Как и у любого ученика, у вас обнаружатся ошибки – не сомневайтесь, но и не расстраивайтесь. Сейчас приступим к их разбору, а, соответственно, и к исправлению.

Итак, одна из самых распространенных ошибок, вернее даже эффектов – это то, что работа сильно темная, перечерчена. Второй же эффект – воздушные формы, они как бы ватные, не похожие на настоящие. Такой рисунок еще называют чугунным. Все дело в нарушении пропорций. Ну, к тому же, могут быть чрезмерно выражены и линии построения.

Причинами таких дефектов могут послужить проблемы художника со светотенью . Вернее даже, со светотенью на объемах. Ведь он пытается передать правильно объем головы, но ему никак не удается отделять частное от общего, то есть наложить тень не только по всему рисунку, но и по отдельным частям так, чтобы выглядело это приемлемо.

Может быть, также ошибка в том, что человек, который пытается нарисовать портрет, никак не может связать отдельные детальки в общую картинку и рисунок выглядит… будто порванным. Рисовальщик пытается с помощью штриховки «затереть» эту оплошность.

Иными словами, рисовальщику стоит еще раз проработать рисование деталей.

Если вышеперечисленные эффекты имеют место на вашем рисунке, то приступим к методам избежания подобного. В случае, если во время передачи формы штриховкой, вы чувствуете, что что-то не так – немедленно отложите работу над тональностью и еще раз внимательней рассмотрите объем головы. Можете легонько пройтись карандашом по форме, отметить с точностью любую деталь, наклоны, повороты, отступы и прочее. Благодаря этому, вы сможете ощутить и взаимосвязь всех участков между собой .

Более того, включаем наше логическое мышление – не опять, а снова — и рассматриваем эти самые детали головы, то есть то, где начинается и заканчивается, почему так, а не иначе. К тому же, с помощью этого анализа, вы сможете еще распределить свет и тень, а также положение в перспективе (какой предмет активный – ближе, а какой нет) .

С этой проблемой разобрались. Далее по-обратному отсчету: если вы, начав разбираться с конструктивной формой и объемом, вдруг и внезапно ощутили дискомфорт (внезапное желание чихнуть, сходить в туалет или выпить воды не считается) , то выбираем один из следующих вариантов действий.

Пробуем мысленно взглядом разделить предмет рисования (голову в нашем случае) по изгибам формы на плоскости. Таким образом будет легче смоделировать объем.

Прорисовка деталей

Стараемся понять суть формы: как именно она устроена. Затем строим объем с помощью всяких условных плоскостей или же конструктивных линий (если вы все смешаете – не страшно) .

Опять таки, выйти должно не менее хорошо, чем на рисунке:

Еще ниже приведен другой рисунок, который слегка перечерчен, но на нем гораздо удобней рассматривать, как пример, работу над объемом головы, тоном и деталями.

Очень сложно поставить в предназначенных для них ямках – обычно они выходят или плоскими, или выпученными, как у лягушки.

Так вот, при рисовании глаз нужно помнить об их конструкции – о том, что у них есть объемное глазное яблоко, нижние и верхние веки, надбровные дуги, имеющие свойство отбрасывать тень на глаза.

Также не легко распределить светотень на волосах: к примеру, верхняя часть волос осветлена, в то время как височная часть скрывается полутенью. Волосы на височной линии прорабатываются особенно четко , ведь именно там голова переходит в затылочную часть – этим мы показываем объемность волос.

Очень важно удачно совершить поиск пропорций объемов – как общего, так и по отдельности, деталей, взаимную пропорциональность этих деталей. То, что пропорциональность не найдена или искажена, вы поймете, если в нарисованном портрете не сможете узнать вашу натуру

Снова повторюсь: , потому не гнушайтесь потрудиться сначала над ними. Самое важное в – это основные пропорции, объем, всякие плоскости и конструктивные точки.

Можете ловить объем головы заинтересовавшего вас прохожего (или прохожей 😉 ), любимого актера или просто человечка из рекламы (нет, ну а что? хороший способ превратить долгие минуты рекламной паузы в интересное и полезное занятие ).

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.

Наверное, нет на свете людей, которые хоть раз в жизни не брали в руки кисти или карандаш.

Занятие увлекательное и интересное, но непростое. А изобразить на холсте человека - пожалуй, одна из самых сложных задач.

Виды портретов

Чтобы лучше понять, как нарисовать портрет, сначала следует разобраться с классификацией - какие же они бывают?

По жанру По композиции По формату
Исторический Портрет-картина Во весь рост
Психологический Портрет-прогулка Поколенные
Костюмированный Парадный По бёдра
Мифологический Полупарадный По пояс
Семейный Групповой По грудь
Портрет мужчины, женщины, детей Парный По плечи
Автопортрет Индивидуальный В четверть поворота
Сословно-социальный Камерный Анфас
Шарж, карикатура, миниатюрный В профиль
По фотографии Вполоборота
В три четверти

Исторический - на картине изображена известная в истории личность. Нередко такие изображения делали по сохранившимся описаниям современников.

Костюмированный - человек предстаёт в каком-либо образе. Это может быть как наряд выдуманного персонажа - героя мифов, фильмов, комиксов, книг - так и образ реальной личности, как правило, известной. В прежние времена именно такие портреты знати и правителей делались парадными - т. е. в полный рост, на ярком фоне, при всей атрибутике.

Но костюм может быть и поскромнее, всего лишь отражать род занятий - это военный, сословно-социальный портрет - когда примеряется костюм крестьянина, купца и т. д. Этот вид обычно был полупарадным - т. е. с более скромным фоном и не в полный рост.

Мифологический - с живого человека пишут сказочное существо.

Костюмированный, психологический и исторический портреты часто имеют вид портрета-прогулки или портрета-картины, где герои представлены в определённых атмосфере и окружении.

Психологический — главная цель художника - передать на холсте внутренний мир, переживания героя.

Групповой, парный - изображена группа лиц, каким-либо образом связанных друг с другом - например, семейный портрет.

Индивидуальный - вся композиция посвящена одному человеку.

Автопортрет - художник пишет своё лицо.

Шарж, карикатура, миниатюрный - несложные рисунки, выполненные, как правило, карандашом, тушью или акварелью. Такие эскизы напоминают наброски, поскольку рисовальщик выхватывает лишь основные черты лица без детальной прорисовки. Шарж и карикатура носят юмористический, сатирический характер с целью высмеять объект.

По фотографии — портрет по фото довольно новое направление, поначалу не признанное.

Камерный - самый распространённый вид. Нейтральный фон, тщательная прорисовка деталей, фигура человека изображена по пояс, грудь или плечи.

В профиль

Вполоборота

В три четверти

Что нужно для рисования?

Прежде чем начать уроки рисования, нужно обзавестись всем необходимым. Во-первых, это рабочая поверхность.

В идеале это должен быть мольберт, но на первое время может подойти и обычный стол.

Мольберты бывают металлические и деревянные.

Лучше выбрать с подставкой для принадлежностей.

Чтобы закрепить лист на мольберте, нужны канцелярские кнопки-гвоздики для деревянного и магнитики для металлических.

Теперь то, на чём будем рисовать - холст.

Первые наброски можно делать и в обычном альбоме, но для полноценного рисунка понадобятся листы формата А3.

Для красок желательно приобрести свой тип бумаги:

  • ватман - акрил, гуашь, темпера, масло;
  • плотная бумага для акварели;
  • тонированная - для пастели, сангины, угля;
  • бумага для черчения, ватман - для работы с карандашом.

Инструменты:

  1. Канцелярский нож или точилка . Профессиональные художники для заточки карандашей используют именно канцелярский нож - это делает кончик грифеля предельно острым и тонким, что позволяет проводить чёткие и ровные линии. Научиться точить ножом несложно - нужно проводить лезвием от деревянного основания до кончика грифеля со всех сторон, не сильно при этом нажимая на нож.
  2. Для смешивания красок нужна палитра . Лучше всего - пластмассовая, с неё легче всего смыть краску. Можно купить в магазине - но в качестве палитры сгодятся и пластмассовые крышечки от косметики и т. п.
  3. Кисти . Для акварели - белка или колонок. Для гуаши и темперы подойдут и синтетика, и щетина, и натуральный материал. Для акрила, масла - щетина и синтетика.
  4. Мастихин . Лопаточка для нанесения и соскабливания краски, прекрасный вариант для акрила и масла.
  5. Ведёрко для воды, тряпки для кистей и для рук.

Материалы:

  1. Карандаши . Понадобится набор художественных карандашей для рисования разной твердости.
  2. Краски . Самые основные - гуашь и акварель. Акрил и темпера отличаются яркостью и плотностью, их часто советуют для детей. Техника маслом - самая сложная.
  3. Мелки . Пастель - для цветных работ, сангина и уголь - для однотонного рисунка.

С чего начинать учиться?

Мамы могут сами своего ребёнка научить основам рисования - это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - уделять делу время каждый день, и результат не заставит себя ждать.

Этапы обучения:


Учимся рисовать портрет — пошаговое руководство для начинающих

В этом уроке мы нарисуем женское лицо. Данная схема рисования универсальна, по ней можно сделать портрет и мальчика, и девочки.

Построение головы и общего контура:


Работа с плоскостями

Теперь прорисуем плоскости в виде геометрических фигур. Начнём с носа - очерчиваем прямоугольником спинку и крылья носа. Затем выделяем плоскость скул в форме трапеции, кругом обозначаем глаза и губы.

Мы разбили будущий рисунок на основные части. Можно таким же образом прорисовать лоб, брови и подбородок.

Детализация лица - глаза, брови, нос, губы, уши

Глаза и брови:

  1. Прорисовываем контуры верхнего и нижнего века. Обратите внимание, что веки отличаются друг от друга, срисовывайте очень внимательно, чтоб не упустить ни одной детали.
  2. Рисуем радужку целиком - т. е. и ту часть, что скрыта верхним веком.
  3. Обозначаем зрачок и блик (отражённый свет).
  4. Переходим к штриховке зеркальной поверхности глаза. Блик оставляем незакрашенным. Радужка глаза темнее у внешнего края и по контуру - в центре и у зрачка она светлее.
  5. Прорабатываем веки и область вокруг глаза. Обозначаем тени - на складке верхнего века, нижнего, у переносицы. Ресничный край нижнего века остаётся светлым, а белок глаза темнее по контуру у края века. Тень от верхнего века отчасти падает и на глазное яблоко.
  6. Создаём объём с помощью штриха, закрашивая всю область - от бровей до нижнего века.
  7. Рисуем брови. Проводим основную линию и от неё начинаем прорисовывать мягким карандашом каждый волосок, все в одном направлении. Также рисуем и ресницы.

  1. Наметьте основные части - спинку, крылья носа, ноздри. Детально прорисуйте внешний и внутренний край ноздрей.
  2. Обозначьте тени. Условно разделите все плоскости на три - тень, переход, светлая часть (её не штрихуем).
  3. Детальная штриховка.

  1. Набросаем общий контур. В первую очередь проведём линию между губами. Для этого рисуем три круга - два внизу, вплотную друг к другу, на месте нижней губы, - и один вверху, посередине между нижними, чтобы круг попал в ямку промеж ними. Линия, где соединяются все три кружка, и будет линией между губами. Обводим контур губ по кругам, дорисовываем уголки, придаём верхней губе форму лука. Не забываем, что нижняя губа немного больше верхней.
  2. Затеняем. Верхняя губа всегда темнее. Обращаем внимание на боковые тени.
  3. Даём объём с помощью штриховки, детально прорабатывая уголки, боковые тени и линию между губами.

  1. Тщательно прорисовываем все части - завитки, слуховой проход, ямку, мочку.
  2. Наносим тень и делаем штриховку, особенно концентрируя внимание на мелких деталях, переходах от света к тени - ухо самое сложное в этом плане.

Штриховка и полутона

Как уже было сказано, от штриха зависит объём. Чтобы нарисовать красивую, выразительную картину - надо хорошо владеть техникой штриховки.

В идеале нужно иметь полный набор карандашей разной мягкости. Это важно не только для насыщенности и глубины оттенка (мягкие дают тёмный глубокий тон, твёрдые - лёгкие и светлые линии) - это важно и в техническом плане, и для передачи плотности, структуры предмета.

Твёрдым карандашом делается эскиз без штриховки, потому что он легко перекрывается и его не будет видно в окончательном варианте.

Мягкий карандаш и чертит мягко. Он идеален для тени, а также для визуальной передачи мягкости изображаемой натуры - им хорошо прорисовывать волосы и одежду.

Техника штриховки подразумевает комбинирование штрихов разной длины и направлений.

Все штришки накладываются ровно, аккуратно, один к другому, штрих не должен быть «мохнатым» и беспорядочным, не нужно накладывать чересчур много слоёв штриховки в одно место - иначе получится просто грязь.

Чтобы создать плавные переходы, например, обозначить складку - накладываем короткие штришки в месте перехода, в остальных местах используя более длинный штрих.

Когда нужно создать переход от тёмного к светлому, создать полутона - сначала штрихуем всю плоскость самым светлым тоном, а потом более мягким карандашом закрашиваем тень.

В определённых случаях можно слегка растушевать место перехода кончиком пальца - например, при прорисовке теней у переносицы.

Пример создания портрета пошагово на фото.



Загрузка...
Top