Средства музыкальной и художественной выразительности. Что такое средства музыкальной выразительности? Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвы

Справочные материалы по музыке

Виды музыки:

По способу исполнения

Вокальная, хоровая

Инструментальная музыка - музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка .

Стили:

Античный

Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века.Полифония – вид многоголосия (фуга, канон - полифонические жанры)

Барокко, классический, романтический, импрессионизм,модерн, современный

Средства музыкальной выразительности

Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор.

Ритм соотношение длительностей звуков в их последовательности

Темп – скорость движения музыки:

медленно

спокойно

оживлённо

Тембр - окраска звучания инструментов или голоса

Регистр - высота

Динамика - громкость (форте, пиано)

Интонация - смысловая выразительность

Форма - план музыкального произведения.

Вариации(А.,А1, А2, А3…)

Рондо(АВАСАDА…)

Сонатная форма.

Вариации - (изменение) – это музыкальная форма, основанная на теме и её вариациях

Рондо – Французская хороводная песня – танец. Рефрен один, запевы меняются.

Соната - музыкальное произведение для одного – двух инструментов. Например: соната для скрипки с фортепиано.

Строение I части сонаты, симфонии, увертюры, квартета.

Вступление. Первый раздел сонатной формы – Экспозиция.

Экспозиция – это показ тем. Как правило, две основные темы. Часто они контрастны между собой, что и определяет дальнейшее развитие произведения. Экспозиция состоит из 4 тем: главная, связующая, побочная и заключительная. Смысловая нагрузка ложится именно на главную и побочную партии.

Разработка (строится на мотивах экспозиции).

Реприза (повторение тем экспозиции с изменениями).

Кода (эпилог, послесловие). Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Состоит из четырёх частей: Быстрая, Медленная, Весёлая, Торжественная.

Жанры: (от франц. – вид). Каждому жанру присущи характерные средства музыкальной выразительности.

Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела.

Марш- - муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей…


Песня – это форма вокальной музыки. В песне важны слова и мелодия.

Вокализ – пение без слов

Романс - жанр вокальной музыки; Музыкально - поэтическое произведение для голоса с сопровождением гитары.

Баллада - Песня или пьеса повествовательного характера с драматическим и лирическим содержанием.

Пьеса – музыкальное произведение небольшого размера:

музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов, фантазии, рапсодии, сюиты, концертино.

Особый жанр инструментальной музыки - концерт с оркестром , где виртуозные особенности фортепиано или других инструментов выступают с особой яркостью.

Увертюра - инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления - оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

Опера (от итал. букв. – труд, сочинение)– жанр вокального музыкально-драматического искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Примеры: М. Глинка «Иван Сусанин», Ж. Бизе «Кармен», М. Мусоргский «Борис Годунов».

(Увертюра, ария, каватина, речитатив, либретто – краткий текст, лейтмотив - яркая, образная мелодическая тема. Лейтмотив изменяется по мере развития образа)

Балет - вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство, вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера (термин “кантата” происходит от итальянского cantare - петь)

Квартет – ансамбль из четырёх человек

Квинтет – ансамбль из пяти человек

Музыкальный образ – это мысли и чувства композитора, выраженные в звуках. Они бывают лирическими, драматическими, эпическими и т.д. Воображаемые картины окружающего и внутреннего мира человека, созданные средствами музыкальной выразительности.(«Утро», «В пещере горного короля»Э. Григ.«Грустный вальс» Я. Сибелиус.)

Музыкальная драматургия – это процесс развития музыкального произведения. Музыкальная мысль, развиваясь посредством изменения средств музыкальной выразительности, и образует динамику музыкального звучания, называемую музыкальной драматургией. Драматургия – это воплощение идеи, замысла композитора в музыкальном произведении через развитие одного или нескольких музыкальных образов. Различают два типа драматургии: конфликтная драматургия и драматургия сопоставлений. (например, Бетховен увертюра «Эгмонт» и Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила») Одними из наиболее распространённых способов развития музыки являются: повторение, варьирование, секвенция, имитация.

2.Музыкальный сценарий, определяющий взаимоотношения образов в произведении

Программная музыка – это музыка, которая имеет конкретное содержание. Такие произведения имеют определённый заголовок или литературное предисловие (эпиграф), созданное или избранное самим композитором. Пример: Бетховен Увертюра к драме Гете «Эгмонт».

Вступление. Испанцы. Народ.

Экспозиция. Эгмонт. Клерхен.

Разработка. Испанцы. Клерхен.

Реприза. Клерхен. Смерть Эгмонта.

Кода. Победа восставшего народа.

Слайд 2

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СМВ) – ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. МЕЛОДИЯ
2. РИТМ
3. ТЕМП
4. ТЕМБР
5. ДИНАМИКА
6. ЛАД
7. РЕГИСТР
8. ЖАНР, ТИП
9. ШТРИХИ
10. ФОРМА

Слайд 4

Слайд 5

мелодия «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Со–лны –шко всхо – дит и не –бо свет – ле – ет, при –

ро – да про – сну – лась и у – тро при – шло.

Слайд 6

РИТМ – (от греческого «МЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ») ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КОРОТКИХ ЗВУКОВ

Слайд 7

Музыкальных темпов, так же как и ритмов огромное количество.Есть медленные, средние и быстрые

  • Медленные:adagio
  • Средние:moderato
  • Быстрые:allegro

ТЕМП – (от латинского «ВРЕМЯ») СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Слайд 8

Одно и тоже произведение, исполненное на разных инструментах, будет звучать по-разному.

Слайд 9

Узнай инструмент по тембру

Слайд 10

Для яркого исполнения музыкального произведения выделяют 2 основных вида динамики (f иp) и 2 вспомогательных (cresиdimin)

ДИНАМИКА

ДИНАМИКА – (от греческого «СИЛА») ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ

Слайд 11

  • Динамические оттенки
  • f (форте) - ГРОМКО
  • р (пиано) - ТИХО

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 12

Динамические оттенки

  • КРЕЩЕНДО (cres) - УСИЛЕНИЕ
  • ДИМИНУЭНДО (dimin) - ОСЛАБЛЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 13

  • ЛАД
  • МАЖОР (dur) – СВЕТЛО, РАДОСТНО, ЯРКО
  • МИНОР (moll) – ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО
  • Слово «ЛАД» - славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты и любви.

РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ЛАДА:

Слайд 14

РЕГИСТР – ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ ИЛИ НИЗКИЕ ЗВУКИ

Слайд 15

Слайд 16

ШТРИХИ – ПРИЁМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЁМА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ:

  • ЛЕГАТО (legato) -СВЯЗНО
  • СТАККАТО (staccato) - ОТРЫВИСТО
  • Слайд 17

    Слайд 18

    • ЛЕГАТО
    • СТАККАТО
  • Слайд 19

    ФОРМА – ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Слайд 20

    Простейшие формы музыкальных произведений:

    • I – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • II – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • III –ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • РОНДО
    • ВАРИАЦИОННАЯ
  • Слайд 22

    II – частная форма

    Чаще всего данную форму называют «песенной», т.к. именно в этой схеме написано большинство песен (запев-припев).Части произведения ярко выражены и отличаются друг от друга.

    Слайд 23

    III – частная форма

    Данная форма произведений чаще всего используется композиторами в больших музыкальных произведениях. В ней тоже 2 темы, но они образуют схему «слойки»

    1 мелодия (А)

    2 мелодия (В)

    (А-В-А) или (А-В-С)

    3 мелодия (С)

    Слайд 24

    Рондо– в переводе с итальянского языка «движениепо кругу».Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии.

    Основная мелодия (рефрен)

    Дополнительные мелодии (эпизоды)

    Слайд 25

    Вариации

    Вариации – изменение. Самая оригинальная и необычная форма музыки.В этой форме также всего 1 мелодия, которая постоянно изменяется.

    Посмотреть все слайды

    Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».

    Цель: закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

    Задачи:

    Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

    Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;

    Воспитывать слушательскую культуру учащихся;

    Тип урока: урок обобщения знаний.

    Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

    Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), «Метелица» А.Ермолов

    Ход урока:

    1. Музыкальное приветствие.

    У: - Здравствуйте, ребята! Д: - Здравствуйте!

    1. Беседа

    У: - Сегодня, среди зимы, у нас в классе распустился необыкновенный цветок! Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Сегодня мы вспомним, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название.

    Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

    Д: - Мелодия!

    У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного в музыке – мелодии (это основной мотив произведения). Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковски, это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.

    Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы».

    У: - Как двигалась мелодия в песне?

    Д: - Плавно, без больших скачков…

    У: - Правильно. Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

    Д: - Мажор и минор!

    У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?

    Д: - Минор - темную, мажор - светлую.

    У: - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.

    Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

    У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах.

    А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

    Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

    У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.

    У: - Каждое произведение исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп.

    Также и ритм присутствует и в музыке. Это чередование долгих и коротких звуков. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.

    Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

    У: - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.

    Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.

    Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.

    Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

    Д: - С песней.

    У: - Конечно же с песней! Сейчас мы с вами исполним песню «Метелица».

    Слушание, опрееление характера и исполнение песни.

    У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - медведю.

    У: - Правильно! Также и у каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!

    Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

    У: - Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.

    1. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
    2. Рефлексия.

    У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

    Д: перечисляют все средства.

    У: - Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!

    Ребята поднимают картинки.

    У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!


    Коркодинова Дарья Александровна
    Должность: преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
    Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №3"
    Населённый пункт: ХМАО – Югра, г. Нижневартовск
    Наименование материала: Конспект урока
    Тема: "Средства музыкальной выразительности"
    Дата публикации: 05.10.2018
    Раздел: дополнительное образование

    Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

    Детская школа искусств №3 г. Нижневартовска

    Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.

    Тема: Средства музыкальной выразительности.

    Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин

    Коркодинова Дарья Александровна.

    Г. Нижневартовск 2018

    Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.

    Задачи урока:

    Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной

    выразительности

    2. Умение отличать средства музыкальной выразительности

    3. Применять полученные знания на других занятиях (хор,

    сольфеджио, спец. инструмент)

    Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки

    2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в

    соответствии с возрастом)

    3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.

    Развивающие: 1.Развитие эмоционального восприятия.

    2. Развитие воображения, памяти, мышления.

    3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.

    План урока.

    Организационный момент

    Объяснение нового материала

    Домашнее задание

    Ход урока

    Организационный момент.

    Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с музыкой по

    подробнее. А знаете ли вы, что помогает музыке быть такой красивой и

    разной? Знаете ли вы, что такое средства музыкальной выразительности?

    Давайте разберемся!

    Объяснение нового материала.

    Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и

    веселье всему существующему в мире, является воплощением того

    прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

    Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий

    характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы

    С помощью средств музыкальной выразительности. Это маленькие

    помощники музыки, их много, и они разные. Давайте же с ними

    познакомимся.

    Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная

    мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть,

    то она вокальная. Давайте попробуем спеть песню «Два веселых гуся».

    Получилось? (Да). Значит мелодия в этой песне – вокальная, давайте это

    Другой вид мелодии – полная противоположность вокальной. Если

    мелодию сложно или невозможно спеть, то такая мелодия называется

    инструментальной. Давайте сейчас послушаем музыкальное

    произведения под названием «Баба-яга» композитора Лядова и

    попробуем спеть мелодию. Ну как? Получилось? (Нет) Значит это мелодия

    Инструментальная. (записываем)

    Есть еще один вид мелодии называется кантилена. Это очень протяжная,

    свободная и красивая мелодия. Яркий пример такой мелодии являются

    русские народные протяжные песни. (Слушаем р.н.п. «По зорюшке, заре»)

    И последний вид мелодии очень необычный. Называется речитатив. Это

    пение, которое приближённо к разговорной речи. (Слушаем Римского –

    Корсаково «Речитатив Марфы») (записываем)

    Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без

    которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование

    различных длительностей (Показываю хлопками). Именно он обладает

    способностью влиять на характер музыки. Например, если музыка

    лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то

    ритм прерывистый, а иногда и скачкообразный. (записываем)

    Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или

    грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на

    инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад

    мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.

    Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального

    произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и

    медленным (адажио). (записываем)

    Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это

    окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от

    скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса

    или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь

    Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.

    (показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку

    на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком).

    Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком).

    Совершенно, верно. А кошка мяукает в каком регистре? (в среднем).

    Давайте поиграем? Я буду играть мелодии в разных регистрах, а вы будете

    угадывать какое животное сейчас говорит. (играем, а затем записываем

    регистры)

    Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные,

    которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура –

    строение звуковой «ткани». Например, если музыкальное произведение

    состоит только из одной мелодии, то такая фактура называется

    гомофонной, а если таких мелодий несколько, и они равные между собой,

    то такая фактура называется полифонической. Это не единственные виды

    фактур, их гораздо больше, но про них я вам расскажу на следующих

    Существуют еще штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила

    звука. А знаете ли вы откуда произошло название нашего инструмента

    «фортепиано»? Оно состоит из двух слов «forte» - громко и «piano» - тихо.

    Ну ка ребята, подскажите, как переводится фортепиано? (Громкотихо).

    Именно так переводится имя нашего любимого инструмента.

    Итог

    Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной

    выразительности и появляется прекрасная музыка.

    Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в

    произведении Чайковского «Новая кукла».

    Напишите в тетради все средства музыкальной выразительности в

    столбик, послушайте произведение и выберите правильный вариант для

    каждого из средств. (слушаем и анализируем)

    А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!

    Домашнее задание

    Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте

    самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к

    концу, всего доброго, до свидания!

    Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка, об основной задаче этого вида искусства, и как следствие, логическим продолжением недавнего разговора напрашивается такой вопрос, раз уж музыкальное произведение должно раскрывать художественный замысел автора, то как это происходит. С самого начала обучения музыки, ее прослушивания и воспроизведения, мы сталкиваемся с разными выразительными средствам данного вида искусства, которые и помогают автору раскрыть идею своего произведения. И сегодня я хотел бы разобрать, что же относиться к этим самым выразительным средствам в общем, и на некоторых, остановиться в частности.

    Вот краткий обзор основных музыкально выразительных средств

    1.Мелодия

    Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

    2.Темп

    Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

    3.Ритм и Размер

    Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

    4.Лад

    Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

    5.Тембр

    Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

    6.Регистр

    Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

    7.Динамика.

    И вот на динамике я бы хотел остановиться сегодня. Это на мой взгляд один из самых простых (теоретически) видов выразительных средств, но не смотря на это, роль его нельзя недооценивать, так как она очень важна. И порой исполнителю бывает очень сложно сыграть все динамически точно и верно, и это требует особого внимания в процессе изучения и работы над произведением. Что это такое? Музыкальная динамика?

    Если говорить об этом просто, то Динамика — сила звука,а динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука. Часто, открывая нотный текст, музыкант обращает внимание именно на ноты (знаки), а остальные нюансы нотного текста остаются не замеченными. И именно динамика остается забытой чаще всего. Все мы знаем, что не только в музыке, но и в жизни звук бывает тихий и громкий. Когда в процессе общения с человеком мы чем то не довольны, или раздражены, то мы можем повышать голос (повышать уровень громкости) тем самым показывая напряжение и внутреннее беспокойство, когда мы устали и нет почти сил то голос может стать более тихим показывая тем самым что силы на исходе. А что делать музыканту? Если автор задумал детскую колыбельную, но в нотном тексте кроме нот ничего не указанно, музыкант возьмете инструмент и будете извлекать звук, что есть сил, увеличит темп произведения? Очевидно, что авторский замысел колыбельной будет не правильно истолкован. Чтобы этого не случилось, в музыке присутствует ряд обозначений: знаков и символов, которые конкретно указывают музыканту как именно надо сыграть данное произведение.

    Динамические оттенки:

    рр - пианиссимо - предельно тихое исполнение.

    р - пиано - тихо.

    mp - меццо-пиано - умеренно тихо.

    mf - меццо-форте - умеренно громко.

    f - форте - громко.

    ff - фортиссимо - предельно громко.

    Ни одно музыкальное произведение нельзя исполнить на одинаковом уровне громкости, поэтому в одном произведении можно увидеть полный спектр динамических оттенков, например вступление играется пианиссимо чтобы разогреть слушателя, но к концу, в кульминации, произведение исполняется на фортиссимо, предельно громко чтобы в полной мере передать накал, и эмоциональный посыл.

    Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.



  • Загрузка...
    Top