Справочные материалы по музыке
Виды музыки:
По способу исполнения
Вокальная, хоровая
Инструментальная музыка - музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.
Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка .
Стили:
Античный
Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века.Полифония – вид многоголосия (фуга, канон - полифонические жанры)
Барокко, классический, романтический, импрессионизм,модерн, современный
Средства музыкальной выразительности
Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор.
Ритм соотношение длительностей звуков в их последовательности
Темп – скорость движения музыки:
медленно
спокойно
оживлённо
Тембр - окраска звучания инструментов или голоса
Регистр - высота
Динамика - громкость (форте, пиано)
Интонация - смысловая выразительность
Форма - план музыкального произведения.
Вариации(А.,А1, А2, А3…)
Рондо(АВАСАDА…)
Сонатная форма.
Вариации - (изменение) – это музыкальная форма, основанная на теме и её вариациях
Рондо – Французская хороводная песня – танец. Рефрен один, запевы меняются.
Соната - музыкальное произведение для одного – двух инструментов. Например: соната для скрипки с фортепиано.
Строение I части сонаты, симфонии, увертюры, квартета.
Вступление. Первый раздел сонатной формы – Экспозиция.
Экспозиция – это показ тем. Как правило, две основные темы. Часто они контрастны между собой, что и определяет дальнейшее развитие произведения. Экспозиция состоит из 4 тем: главная, связующая, побочная и заключительная. Смысловая нагрузка ложится именно на главную и побочную партии.
Разработка (строится на мотивах экспозиции).
Реприза (повторение тем экспозиции с изменениями).
Кода (эпилог, послесловие). Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Состоит из четырёх частей: Быстрая, Медленная, Весёлая, Торжественная.
Жанры: (от франц. – вид). Каждому жанру присущи характерные средства музыкальной выразительности.
Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела.
Марш- - муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей…
Песня – это форма вокальной музыки. В песне важны слова и мелодия.
Вокализ – пение без слов
Романс - жанр вокальной музыки; Музыкально - поэтическое произведение для голоса с сопровождением гитары.
Баллада - Песня или пьеса повествовательного характера с драматическим и лирическим содержанием.
Пьеса – музыкальное произведение небольшого размера:
музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов, фантазии, рапсодии, сюиты, концертино.
Особый жанр инструментальной музыки - концерт с оркестром , где виртуозные особенности фортепиано или других инструментов выступают с особой яркостью.
Увертюра - инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления - оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.
Опера (от итал. букв. – труд, сочинение)– жанр вокального музыкально-драматического искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Примеры: М. Глинка «Иван Сусанин», Ж. Бизе «Кармен», М. Мусоргский «Борис Годунов».
(Увертюра, ария, каватина, речитатив, либретто – краткий текст, лейтмотив - яркая, образная мелодическая тема. Лейтмотив изменяется по мере развития образа)
Балет - вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство, вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.
Кантата многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера (термин “кантата” происходит от итальянского cantare - петь)
Квартет – ансамбль из четырёх человек
Квинтет – ансамбль из пяти человек
Музыкальный образ – это мысли и чувства композитора, выраженные в звуках. Они бывают лирическими, драматическими, эпическими и т.д. Воображаемые картины окружающего и внутреннего мира человека, созданные средствами музыкальной выразительности.(«Утро», «В пещере горного короля»Э. Григ.«Грустный вальс» Я. Сибелиус.)
Музыкальная драматургия – это процесс развития музыкального произведения. Музыкальная мысль, развиваясь посредством изменения средств музыкальной выразительности, и образует динамику музыкального звучания, называемую музыкальной драматургией. Драматургия – это воплощение идеи, замысла композитора в музыкальном произведении через развитие одного или нескольких музыкальных образов. Различают два типа драматургии: конфликтная драматургия и драматургия сопоставлений. (например, Бетховен увертюра «Эгмонт» и Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила») Одними из наиболее распространённых способов развития музыки являются: повторение, варьирование, секвенция, имитация.
2.Музыкальный сценарий, определяющий взаимоотношения образов в произведении
Программная музыка – это музыка, которая имеет конкретное содержание. Такие произведения имеют определённый заголовок или литературное предисловие (эпиграф), созданное или избранное самим композитором. Пример: Бетховен Увертюра к драме Гете «Эгмонт».
Вступление. Испанцы. Народ.
Экспозиция. Эгмонт. Клерхен.
Разработка. Испанцы. Клерхен.
Реприза. Клерхен. Смерть Эгмонта.
Кода. Победа восставшего народа.
Слайд 2
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СМВ) – ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1. МЕЛОДИЯ
2. РИТМ
3. ТЕМП
4. ТЕМБР
5. ДИНАМИКА
6. ЛАД
7. РЕГИСТР
8. ЖАНР, ТИП
9. ШТРИХИ
10. ФОРМА
Слайд 4
Слайд 5
мелодия «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Со–лны –шко всхо – дит и не –бо свет – ле – ет, при –
ро – да про – сну – лась и у – тро при – шло.
Слайд 6
РИТМ – (от греческого «МЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ») ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КОРОТКИХ ЗВУКОВ
Слайд 7
Музыкальных темпов, так же как и ритмов огромное количество.Есть медленные, средние и быстрые
- Медленные:adagio
- Средние:moderato
- Быстрые:allegro
ТЕМП – (от латинского «ВРЕМЯ») СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 8
Одно и тоже произведение, исполненное на разных инструментах, будет звучать по-разному.
Слайд 9
Узнай инструмент по тембру
Слайд 10
Для яркого исполнения музыкального произведения выделяют 2 основных вида динамики (f иp) и 2 вспомогательных (cresиdimin)
ДИНАМИКА
ДИНАМИКА – (от греческого «СИЛА») ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ
Слайд 11
- Динамические оттенки
- f (форте) - ГРОМКО
- р (пиано) - ТИХО
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ
Слайд 12
Динамические оттенки
- КРЕЩЕНДО (cres) - УСИЛЕНИЕ
- ДИМИНУЭНДО (dimin) - ОСЛАБЛЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ
Слайд 13
- ЛАД
- МАЖОР (dur) – СВЕТЛО, РАДОСТНО, ЯРКО
- МИНОР (moll) – ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО
- Слово «ЛАД» - славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты и любви.
РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ЛАДА:
Слайд 14
РЕГИСТР – ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ ИЛИ НИЗКИЕ ЗВУКИ
Слайд 15
Слайд 16
ШТРИХИ – ПРИЁМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЁМА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ:
- ЛЕГАТО (legato) -СВЯЗНО
- СТАККАТО (staccato) - ОТРЫВИСТО
Слайд 17
Слайд 18
- ЛЕГАТО
- СТАККАТО
Слайд 19
ФОРМА – ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 20
Простейшие формы музыкальных произведений:
- I – ЧАСТНАЯ ФОРМА
- II – ЧАСТНАЯ ФОРМА
- III –ЧАСТНАЯ ФОРМА
- РОНДО
- ВАРИАЦИОННАЯ
Слайд 22
II – частная форма
Чаще всего данную форму называют «песенной», т.к. именно в этой схеме написано большинство песен (запев-припев).Части произведения ярко выражены и отличаются друг от друга.
Слайд 23
III – частная форма
Данная форма произведений чаще всего используется композиторами в больших музыкальных произведениях. В ней тоже 2 темы, но они образуют схему «слойки»
1 мелодия (А)
2 мелодия (В)
(А-В-А) или (А-В-С)
3 мелодия (С)
Слайд 24
Рондо– в переводе с итальянского языка «движениепо кругу».Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии.
Основная мелодия (рефрен)
Дополнительные мелодии (эпизоды)
Слайд 25
Вариации
Вариации – изменение. Самая оригинальная и необычная форма музыки.В этой форме также всего 1 мелодия, которая постоянно изменяется.
Посмотреть все слайды
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».
Цель: закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;
Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;
Воспитывать слушательскую культуру учащихся;
Тип урока: урок обобщения знаний.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), «Метелица» А.Ермолов
Ход урока:
- Музыкальное приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Д: - Здравствуйте!
- Беседа
У: - Сегодня, среди зимы, у нас в классе распустился необыкновенный цветок! Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Сегодня мы вспомним, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название.
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?
Д: - Мелодия!
У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного в музыке – мелодии (это основной мотив произведения). Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковски, это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.
Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы».
У: - Как двигалась мелодия в песне?
Д: - Плавно, без больших скачков…
У: - Правильно. Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?
Д: - Мажор и минор!
У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?
Д: - Минор - темную, мажор - светлую.
У: - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.
У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах.
А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.
Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.
У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.
У: - Каждое произведение исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп.
Также и ритм присутствует и в музыке. Это чередование долгих и коротких звуков. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.
Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.
У: - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.
Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?
Д: - С песней.
У: - Конечно же с песней! Сейчас мы с вами исполним песню «Метелица».
Слушание, опрееление характера и исполнение песни.
У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - медведю.
У: - Правильно! Также и у каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.
У: - Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.
- Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
- Рефлексия.
У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?
Д: перечисляют все средства.
У: - Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!
Ребята поднимают картинки.
У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!
Коркодинова Дарья Александровна
Должность:
преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Учебное заведение:
МАУДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт:
ХМАО – Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала:
Конспект урока
Тема:
"Средства музыкальной выразительности"
Дата публикации:
05.10.2018
Раздел:
дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №3 г. Нижневартовска
Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.
Тема: Средства музыкальной выразительности.
Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин
Коркодинова Дарья Александровна.
Г. Нижневартовск 2018
Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной
выразительности
2. Умение отличать средства музыкальной выразительности
3. Применять полученные знания на других занятиях (хор,
сольфеджио, спец. инструмент)
Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки
2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в
соответствии с возрастом)
3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.
Развивающие: 1.Развитие эмоционального восприятия.
2. Развитие воображения, памяти, мышления.
3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.
План урока.
Организационный момент
Объяснение нового материала
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с музыкой по
подробнее. А знаете ли вы, что помогает музыке быть такой красивой и
разной? Знаете ли вы, что такое средства музыкальной выразительности?
Давайте разберемся!
Объяснение нового материала.
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и
веселье всему существующему в мире, является воплощением того
прекрасного и возвышенного, что есть на земле.
Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий
характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы
С помощью средств музыкальной выразительности. Это маленькие
помощники музыки, их много, и они разные. Давайте же с ними
познакомимся.
Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная
мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть,
то она вокальная. Давайте попробуем спеть песню «Два веселых гуся».
Получилось? (Да). Значит мелодия в этой песне – вокальная, давайте это
Другой вид мелодии – полная противоположность вокальной. Если
мелодию сложно или невозможно спеть, то такая мелодия называется
инструментальной. Давайте сейчас послушаем музыкальное
произведения под названием «Баба-яга» композитора Лядова и
попробуем спеть мелодию. Ну как? Получилось? (Нет) Значит это мелодия
Инструментальная. (записываем)
Есть еще один вид мелодии называется кантилена. Это очень протяжная,
свободная и красивая мелодия. Яркий пример такой мелодии являются
русские народные протяжные песни. (Слушаем р.н.п. «По зорюшке, заре»)
И последний вид мелодии очень необычный. Называется речитатив. Это
пение, которое приближённо к разговорной речи. (Слушаем Римского –
Корсаково «Речитатив Марфы») (записываем)
Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без
которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование
различных длительностей (Показываю хлопками). Именно он обладает
способностью влиять на характер музыки. Например, если музыка
лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то
ритм прерывистый, а иногда и скачкообразный. (записываем)
Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или
грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на
инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад
мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.
Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального
произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и
медленным (адажио). (записываем)
Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это
окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от
скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса
или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь
Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.
(показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку
на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком).
Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком).
Совершенно, верно. А кошка мяукает в каком регистре? (в среднем).
Давайте поиграем? Я буду играть мелодии в разных регистрах, а вы будете
угадывать какое животное сейчас говорит. (играем, а затем записываем
регистры)
Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные,
которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура –
строение звуковой «ткани». Например, если музыкальное произведение
состоит только из одной мелодии, то такая фактура называется
гомофонной, а если таких мелодий несколько, и они равные между собой,
то такая фактура называется полифонической. Это не единственные виды
фактур, их гораздо больше, но про них я вам расскажу на следующих
Существуют еще штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила
звука. А знаете ли вы откуда произошло название нашего инструмента
«фортепиано»? Оно состоит из двух слов «forte» - громко и «piano» - тихо.
Ну ка ребята, подскажите, как переводится фортепиано? (Громкотихо).
Именно так переводится имя нашего любимого инструмента.
Итог
Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной
выразительности и появляется прекрасная музыка.
Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в
произведении Чайковского «Новая кукла».
Напишите в тетради все средства музыкальной выразительности в
столбик, послушайте произведение и выберите правильный вариант для
каждого из средств. (слушаем и анализируем)
А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!
Домашнее задание
Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте
самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к
концу, всего доброго, до свидания!
Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка, об основной задаче этого вида искусства, и как следствие, логическим продолжением недавнего разговора напрашивается такой вопрос, раз уж музыкальное произведение должно раскрывать художественный замысел автора, то как это происходит. С самого начала обучения музыки, ее прослушивания и воспроизведения, мы сталкиваемся с разными выразительными средствам данного вида искусства, которые и помогают автору раскрыть идею своего произведения. И сегодня я хотел бы разобрать, что же относиться к этим самым выразительным средствам в общем, и на некоторых, остановиться в частности.
Вот краткий обзор основных музыкально выразительных средств
1.Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
2.Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
3.Ритм и Размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
4.Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
5.Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
6.Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
7.Динамика.
И вот на динамике я бы хотел остановиться сегодня. Это на мой взгляд один из самых простых (теоретически) видов выразительных средств, но не смотря на это, роль его нельзя недооценивать, так как она очень важна. И порой исполнителю бывает очень сложно сыграть все динамически точно и верно, и это требует особого внимания в процессе изучения и работы над произведением. Что это такое? Музыкальная динамика?
Если говорить об этом просто, то Динамика — сила звука,а динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука. Часто, открывая нотный текст, музыкант обращает внимание именно на ноты (знаки), а остальные нюансы нотного текста остаются не замеченными. И именно динамика остается забытой чаще всего. Все мы знаем, что не только в музыке, но и в жизни звук бывает тихий и громкий. Когда в процессе общения с человеком мы чем то не довольны, или раздражены, то мы можем повышать голос (повышать уровень громкости) тем самым показывая напряжение и внутреннее беспокойство, когда мы устали и нет почти сил то голос может стать более тихим показывая тем самым что силы на исходе. А что делать музыканту? Если автор задумал детскую колыбельную, но в нотном тексте кроме нот ничего не указанно, музыкант возьмете инструмент и будете извлекать звук, что есть сил, увеличит темп произведения? Очевидно, что авторский замысел колыбельной будет не правильно истолкован. Чтобы этого не случилось, в музыке присутствует ряд обозначений: знаков и символов, которые конкретно указывают музыканту как именно надо сыграть данное произведение.
Динамические оттенки:
рр - пианиссимо - предельно тихое исполнение.
р - пиано - тихо.
mp - меццо-пиано - умеренно тихо.
mf - меццо-форте - умеренно громко.
f - форте - громко.
ff - фортиссимо - предельно громко.
Ни одно музыкальное произведение нельзя исполнить на одинаковом уровне громкости, поэтому в одном произведении можно увидеть полный спектр динамических оттенков, например вступление играется пианиссимо чтобы разогреть слушателя, но к концу, в кульминации, произведение исполняется на фортиссимо, предельно громко чтобы в полной мере передать накал, и эмоциональный посыл.
Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.