Конспект экскурсии в мини-музей «Мордовская изба. Сценарий экскурсии по мини музею "русская изба"

Людмила Кононенко
Домашнее задание по лексической теме: «Домашние животные»

1. Расширение словарного запаса детей :

Существительные :

А : животное , лошадь, конь, жеребенок, жеребята; корова, бык, теленок; собака, пес, щенок, щенята; кошка, кот, котенок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги, рога, шерсть, хвост.

Б : баран, овца, ягнёнок, ягнята; коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросенок, поросята; дом, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа.

Прилагательные :

А : пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый.

Б : копытные, молочные, мясные, бодливые, травоядные, млекопитающие, домашние ,

нужные, полезные, добрые.

Глаголы :

А : мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять.

Б : ласкаться, кусаться, пастись, облизываться.

2. Игровое упражнение «Назови ласково» (ответы ребенка записать)

Козлёнок-

ягнёнок -

3. Игровое упражнение «У кого кто?» (ответы ребенка записать) А :

У коровы - теленок – теленочек –телятки;

У козы -. (козленок) -. (козленочек) -. (козлятки) ;

У свиньи -. (поросенок) -

У собаки -. (щенок) -

У лошади -. (жеребенок) -

У кошки -. (котенок) -

У овцы -. (ягненок) -

У кролика -. (крольчонок) -

4. Игровое упражнение «Кто где живет?» (ответы ребенка записать) А,Б :

Собака живет в Собаки живут в

Корова живет в Коровы живут в

Свинья живет в Свиньи живут в

Лошадь живет в Лошади живут в

Овца живет в Овцы живут в

Коза живет в Козы живут в

Слова для справок : свинарнике, коровнике, конуре, хлевах, хлеву, конюшне, сарае.

5. Пальчиковая гимнастика А,Б :

У верблюда есть горбатый верблюжонок, 1

У серой мышки - маленький мышонок, 2

У кошки - пушистые котята, 3 На каждое

У крольчихи - пуховые крольчата, 4 предложение

У собаки - шаловливые щенята, 5 загнуть по одному

У коровы - ласковый теленок, 6 пальцу на правой и

У свиньи - веселый поросенок, 7 левой руке.

У лошади - есть жеребенок, 8

У козы - смешной козленок, 9

У овцы - кудрявые ягнята, 10

А у мамы копытные ребята. 11

6. Игровое упражнение «Сосчитай до пяти» (ответы ребенка записать) :

Один кот Два кота Три кота Четыре кота Пять котов

Одна кошка

Одна собака

Одна лошадь

Одна овца

7. Игровое упражнение «Говори - не торопись, но смотри не ошибись?» (ответы ребенка записать) Б :

Чей нос - у собаки (собачий)

Чья голова - у кошки (кошачья)

Чей нос - у кошки

Чьи глаза - у коровы

Чья голова - у коровы

Чей хвост - у лошади

Чьи глаза -у лошади

Чей хвост - у собаки

Чей нос - у овцы

Чья голова - у козы

Чьи глаза - у козла

Чей хвост - у козла

8. Игровое упражнение «Скажи наоборот» (ответы ребенка записать) Б :

Собака белая, а щенок черный.

Корова большая, а теленок

Хвост у коровы длинный, а у свиньи

Шерсть у теленка гладкая, а у овцы

Бык трудолюбивый, а осел

Капка чистая, а свинья

Лошадь высокая, а коза

Слова для справок : маленький, короткий, пушистый, грязная, низкая, ленивый.

9. Самомассаж пальцев рук (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводин на счет)

Раз - живет в квартире кошка. указательный

Два - собака у двери средний

Три - теленок и корова безымянный левая рука

Четыре - свинка и быки мизинец

Пять -ягнята и овца мизинец

Шесть- козлята и кота. безымянный

Семь -баран и жеребенок средний правая рука

Восемь – рыженький котенок. указательный

Девять -боров гоже есть. большой палец левой руки

Десять- всех не перечесть большой палец правой руки

(И. П. Лукебанова)

10. Игровое упражнение «Ещё» (ответы ребенка записать) :

Корова большая, а бык еще больше.

Баран упрямый, а осел еще

Кошка красивая, а котенок еще

Щенок злой, а собака еще

Ягнята быстрые, а козлята еще

11. Игровое упражнение «Перед кем? Перед чем?» (ответы ребенка записать) :

Перед лошадью стоит жеребенок.

Перед коровами поставили

Перед поросятами положили

Перед сараем стоит

Перед конюшней стоит

Слова для справок : корыто, лестница, телега, солому.

12. Развитие связной речи. Пересказ «Козлята»

У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах, носит им в корзине зеленую травку, арбузные корки, кукурузные листья. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон.

Вопросы :

1. Кто был у козы?

2. Где была коза с козлятами?

3. Какие были козлята?

4. Что они делали?

5. Кто заботился о них?

6. Что она им носила?

Публикации по теме:

«Дикие животные тайги осенью». Педагогический проект по лексической теме «Как дикие животные готовятся к зиме» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития – детский сад «Теремок» с. Александровское. Проект по окружающему.

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные» для детей 5–6 лет с ОНР Дом. задание по лексической теме «Домашнии животные» для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. 1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз.

Домашнее задание по лексической теме «В гостях у сказки» для детей 6–7 лет с ОНР Домашнее задание по лексической теме "В гостях у сказки " для детей 6- 7 лет с общим недоразвитием речи. 1. Улыбка – губы удерживаются в.

Для закрепления материала пройденного в детском саду по теме недели в нашем детском саду принято печатать домашнее задание для родителей.

Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Дружба. День народного единства» Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Дружба. День народного единства» 1. ОРГ (Артикул. гимнастика по 5-7мин.

Домашнее задание в старшей группе по лексической теме «Урожай» (Овощи) Тема «Овощи». Задание 1. Выполнить комплекс А. Задание 2. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз): Понюхай огурцы - легко вдохни запах.

Конспект занятия по лексической теме «Домашние животные» Подготовительная группа. Цель: o Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме; o Активизировать словарь по теме (названия,.

НОД по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» Коррекционно-образовательные задачи: закреплять представления о домашних животных и их детенышах; расширять словарь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Солнышко» компенсирующего вида

Щёлковского муниципального района МО

Сценарий

экскурсии в мини-музей

«Русская изба»

(по изодеятельности)

с детьми подготовительной к школе группы

с общим недоразвитием речи.

Составил и провёл:

Степанькова Г.Г.

воспитатель МБДОУ №16

10.03.2015г.

Конспект: «Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; « Познавательное развитие»

Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская, богородская игрушка, павлово-посадский платок) и с их характерными особенностями.

Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление фигур из бумаги – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие :

Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Прививать интерес к посещению музея.

Словарная работа : народные промыслы, прикладное искусство, элементы росписи.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание стихотворений; беседы с детьми о народном прикладном искусстве;

лепка игрушек, расписывание силуэтов; рассматривание иллюстраций с узорами декоративной росписи; повторение правил поведения в музее.

Предполагаемый результат:

1. Расширится кругозор, воображение, художественный вкус, творческие способности.

2. Дети познакомятся со старинными и современными изделиями народных мастеров.

3. Словарный запас обогатится названиями городов и сел – родиной народных промыслов.

Материалы и оборудование: предметы хохломской, гжельской, дымковской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства, наглядно – иллюстрационный материал элементов дымковской росписи, вырезанные из бумаги фигуры по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, аудиозапись « Русские напевы».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Мы вспомним и заново полюбуемся теми предметами народных промыслов, которые собраны в нашем музее, и познакомимся с новыми. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!

Рассмотрим эти с вами предметы старины

Поведают они нам секреты красоты,

Введут нас в мир России,

Приданий и добра.

Расскажут о народных

Чудо - мастерах!

Воспитатель: Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Я их приглашаю присоединиться к нашей экскурсии посмотреть и послушать о наших экспонатах, а вы мне в этом поможете.

-Ну, ребята, подходите –

На игрушки поглядите.

(дети подходят к выставке дымковских игрушек, их встречает дымковский индюк)

А вот и наш первый гость. Что вы можете рассказать ему об этих игрушках.

(дети рассказывают о дымковской игрушке)

Воспитатель: Ребята, раньше игрушки расписывали сухими красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Да и красок было не так много, а сейчас какие цвета используют мастера для росписи игрушек? (ответы детей)

Индюк : Молодцы ребята! Как много вы знаете о Дымковской игрушке.

А я игрушка знатная,

Складная, да ладная.

Я повсюду славлюсь,

Может вам понравлюсь.

Воспитатель: Вы догадались, что это за игрушка? (ответы детей, индюк распускает хвост)

Воспитатель:

Да! Это дымковский индюк!

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок;

А высокий гребешок,

Красной краскою горя, –

Как корона у царя!

Оперенье индюка от раза к разу изготавливалось все более мастерски, именно поэтому фигурка перестала быть пригодной для игры. Отныне она начала занимать почетные места на комодах и украшать любую другую мебель. Дымковская игрушка делается вручную и раскрашивается каждый раз по- новому, поэтому нет двух одинаковых фигурок, каждая является единственным экземпляром, каждая дымка уникальна, каждую игрушку согревают своими руками мастерица.

Индюк: Я хочу подарить для вашего музея игрушку на память!(ковровская барыня)

Воспитатель: Посмотрите какая красивая барыня. Как вы думаете, что это за игрушка?(ответы детей)На самом деле эта игрушка наша с вами землячка. Её сделали мастера из города Коврова, что на реке Клязьме. Она очень похожа на дымковскую, такая же яркая, расписная, но все же отличается. Посмотрите, у нее элементы росписи совсем другие……... Спасибо гость дорогой за твой подарок!

Вот наша следующая гостья.

Матрешка : Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может - три, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... . (матрешка ) (ответы детей)

Матрешка : Молодцы ребята!Вы меня узнали, а если вы еще скажете откуда я родом.(ответы детей)

Сергиев Посад святой –

для матрешки дом родной!

Куклы более ста лет

радуют весь белый свет!

Воспитатель : Посмотрите сколько матрешек собрано у нас в музее. Они все такие разные. В каких уголках России только не делают эту игрушку. Матрешка считается исконно русским сувениром, который стараются привезти из России иностранные гости.

Но вы знаете, прообразом русской матрешки стала фигурка японского божка, которая, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой, вместилище для более мелкой фигурки. Русские умельцы решили сделать свою игрушку. Мастер Звездочкин В.П. выточил первые фигурки кукол (трех- и шестиместных), которые вкладывались одна в другую. Эти матрёшки не сохранились. Поэтому первой матрёшкой считается восьмиместная кукла, изображающая крестьянскую девушку с петухом, вскоре окрещенной в народе распространенным в то время именем Матрешка (Матрена).Игрушка состояла из восьми фигур - девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленутого младенца. Мастера неустанно соревновались друг с другом, увеличивая количество вкладываемых фигурок.В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.

Ребята, а каких еще матрешек вы знаете? (ответы детей) А из чего их делают? (ответы детей)

Воспитатель: Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрешка: Какие молодцы! Вот вам подарок для вашего музея.(дарит матрешку)

Воспитатель: Спасибо Матрешка! Ребята, а какие еще изделия народных мастеров из дерева вы знаете?(ответы детей: (Городец, Хохлома, Богородская игрушка)

Правильно, Золотая Хохлома!

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Полюбуйтесь, как старался мастер, чтобы порадовать нас своей работой. Красива, удобна деревянная посуда.

Ребята, вы знаете, если ешь щи или кашу такой ложкой, она рот не обжигает.

А почему ее называют - Золотая Хохлома? (ответы детей)

(Воспитатель подводит детей к выставке богородской игрушки)

А что это за волшебные игрушки, кто мне скажет?

(ответы детей)

Богородская игрушка –

деревянная зверушка.

Мишка, зайка, петушок –

полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –

вырежут из липы белой

или мишку-кузнеца,

или в пляске удальца!

Да, это богородская игрушка. Почему она так называется? (ответы детей)

А село это находится в Московской области.

У этих игрушек есть хитрость, которую придумали богородские мастера, они умеют оживать. Возьмите их в руки, поиграйте с ними. (дети рассматривают игрушки)

Все игрушки делаются из липы, которая просушивается около четырех лет. Дерево мягкое и с ним легко работать.

Воспитатель: Проходите к следующей выставке (дети подходят к Гжели)

У нас еще одна гостья.

Гжель:

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась. Теперь

Известно всем в народе

Ее названье - (Гжель)

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались, что это именно Гжель? (ответы детей)

Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными. А в наши дни гжель известна своими синими и голубыми узорами, нарисованными на белом фоне. Ставшая традиционной бело-голубая гжель не является исконно русской – эти цвета русские мастера подсмотрели у голландцев.

Какими узорами любят гжельские мастера расписывать свою посуду? (ответы детей)

Гжель тоже наша с вами землячка она находится в Московской области.

Гжель : Молодцы, вот вам подарок для вашего музея.(Гжель дарит гжельскую кружку)

Воспитатель: Спасибо! Ой, а это что за красота такая?(накидывает на плечи платок) Кто мне скажет?

(ответ детей)

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали.

Научились мастера

Павлова посада

Рисовать узор из трав

Леса, луга, сада.

Воспитатель: Павловский Посад - еще один город с берегов реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Их носили и простые люди, и знатные персоны. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение(демонстрация). Во многих богатых семьях было по сорок платков в распоряжении барышень. Именно платок был одним из самых желанных подарков. А еще, в Павлово-Посадском районе сегодня создают волшебство. Ведь именно здесь, в деревне Данилово существует фабрика елочных игрушек «Иней». Стеклянные елочные игрушки - настоящее чудо. Ведь каждый такой шарик, шишка, фигурка создаются вручную. А значит, они уникальны и неповторимы. Завод проводит экскурсии для детей и взрослых, так что каждый имеет возможность увидеть весь процесс создания игрушек собственными глазами.

Вот какими замечательными изделиями народных мастеров богато наше любимое Подмосковье! Ребята, вам понравилась наша экскурсия? А сколько еще интересного я могу вам рассказать и про филимоновскую игрушку, и про Золотую Хохлому, и про расписные жостовские подносы! И мы с вами неприменно встретимся в другой раз в нашей Русской избе и продолжим знакомство с народными мастерами и их чудесными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам представить себя народными мастерами и расписать эскиз будущей дымковской игрушки. Проходите в зал,выбирайте рабочее место. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

О левой и правой руке

Посмотри-ка, две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

С руками я всегда дружу –

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

(дети вместе с родителями расписывают силуэты дымковских игрушек)

Воспитатель: Замечательные игрушки у вас получились.

В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое пока оно кому то интересно, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы будут прославлять свою страну.

Список использованной литературы:


Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

Ермолаева Н.В.Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.

Ц елью создания нашего музея является сохранение и изучение культуры, обычаев и традиций мордовского народа. Воспитание и знакомство подрастающего поколения с культурными традициями народов родного края.

Как без корней не может жить дерево,так и без познания себя,своего рода, корней своей культуры не может быть настоящего гражданина, искренне любящего свою Родину.

Мордва - экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя , живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан - бассейн реки Мокши, эрзян - бассейн реки Суры.

У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.


Мордва - самое крупное объединение финно-угорских народов России.

У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Сила России - в единстве ее народа. В нашей республике проживают многие народы, русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины.


Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России.

И как тут не вспомнить великого мастера русского

слова А. С. Пушкина -

"Там ступа с бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой..."

Сегодня сохраняются многие традиционные обычаи, с езонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались они в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.


Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

В настоящее время широко празднуется - Масленица.


В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.

В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э.атянь озкс , велень озкс , бабань озкс , или бабань каша , и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама , э. тундонь ильтямо ; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).


Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс , э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.).


Завершением всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. На Троицу украшали березку. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» - кизоньши (м.), кизэнъчи (э.), который девушки «приводили» в деревню. Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.



Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.
Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей.
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала НУЯНЗА.
Чего там только нет!


Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

А вот полотенце - НАРДАМО, которое вышила Нуянза-искусница своими руками.
Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей.


Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.


Мордовская свадьба - одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.


Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.



Начинался свадебный цикл со сватовства - ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. За невестой снаряжали свадебный поезд.



Число поезжан (э. кудат ) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава ). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот .


Божествами, влияющими на деторождение, считались у мордвы богиня воды Ведьава и богиня лесаВирьава . На молениях, устраиваемых в их честь, просили даровать людям «полные лавки детей». Существовало поверье, что Ведьава ворует новорожденных и даже еще не родившихся детей. Поэтому, если у женщины не было детей, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с молитвой:«Ведь ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и поэтому не рожаю детей» .


В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Но, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду, которая подчеркивает красоту костюма.



Музей постоянно пополняет фонды путём налаживания контактов с родителями,бабушками, дедушками воспитанников. Здесь мы проводим экскурсии для детей и родителей, праздники, встречи с ветеранами. Это позволяет расширить представление о культуре и быте мордовского народа, улучшает художественно-эстетическое воспитание детей и поддерживает связь поколений.


Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями.

Музей создан усилиями сотрудников МБДОУ Кадошкинский детский сад "Солнечный".

« Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»

МИР РУССКОЙ ИЗБЫ

Конспект Экскурсии по музею «Русская горница». Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Зиновьева В.В. – музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области.

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности. Задачи:

познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам;

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Предварительная работа : знакомство с экспонатами музея, заучивание текста экскурсии, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игра на ложках и детских музыкальных инструментах.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, дошкольников;

игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Оборудование: все экспонаты музея, баян, магнитофон, записи народных песен.

Ход экскурсии:

М.р. В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Итак, в детском саду была создана предметно – развивающая среда музей русской старины «Горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Музей «Русская горница» направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков. Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,

Такой и видишься, Россия, ты наяву мне и во сне.

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

Проходите, гости дорогие, в наш музей истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Наши экскурсоводы вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве жилища старинного времени. Гости входят в горницу.

Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Милости просим в нашу «Горенку»!

М.р . Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!

Все: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

М.р. Ребята, как называется наша страна?

Ребенок. Наша страна называется Россия.

М.р . Правильно, Россия – большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?

Все: Русь.

М.Р. Ребята, а знаете ли вы законы русского гостеприимства?

Все: А как же!

Дети: 1.По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом привечают. (д евочка выносит хлеб-соль)

2.Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

М.р . Гостей своих мы рады приветить: Дети: 1. Добрым словом! 2. Ласковым взглядом! 3. Вкусными угощениями! 4. И веселой песней!

Карагод « Во горенке, во новой» р. н. п .

М. Р. Что же представляет собой наш музей?

Ребенок: Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы ласково называем«Горенкой». М. Р. Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?

Ребенок: Избы рубили топорами из дерева.

М.Р. Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели). Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

Дети: 3. Главный в «Горенке» – «Красный угол». Здесь расположены иконы, православная литература, выставка «Хлеб всему голова».

М.р. Сажая гостя в красный угол, говорили:

Все: «Встречай не с лестью, а с честью».

Дети : 4.Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (печь) . Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

М. Р . Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

5. Рядом с нею стоит сват – злой да рогатый ухват!Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла (машет рукой). А здесь их дочь лопатка – красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

6.Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.

М.Р . В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой – его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

7. Впереди притаились, стоят две толстушки деревянные брюшки, а зовут их ступки Марфушки да толкачи – Илюшки.

8. Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. Гаврюшкой зовут его. С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят, чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.

9. В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня

Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком) Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

10. На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой… Одним словом – «Бабий кут».

М.р. Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (показ). А мастера умельцы расписывали их.

Ребенок. А вот ложка расписная была у царя такая – Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей! А мы на ложках играем веселей! В нашей горенке 12 лет работает кружок ансамбля ложкарей «Русский сувенир».

«Коробейники» р.н.м .,исполняет ансамбль ложкарей «Русский сувенир».

МР . Здесь – макет домашнего полворья занимает уголок. Родители сшили и связали из ниток домашних животных и птиц.

11 .Ой, что это за свалка?

12. Да это же наша прялка! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.

М.Р . Ну, а здесь смотрите сами: ножницы, весы, серпы, лампы, шило, одним словом, домашняя утварь. – Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге – жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX – начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

13. А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

М.Р . Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.

14.Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».

М . Р . Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). В нашей «Горенке» есть старинная женская одежда: кофта-холодайка, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник-сорока. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные павло-посадские платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. – Все это делалось своими руками (шитье, вышивка) – экспозиция «Льняные смотрины» рассказывает о том:

Кружева, связанные Троицкими мастерицами крючком и спицами. Славятся своей красотой вологодские кружева, а плетут их «коклюшками»- маленькие деревянные палочки (от 8 до 200 штук).

На стенде «От льняного семечка до тканого полотенца» мы знакомимся с последовательностью обработки льна, узнаем, «как рубашка в поле выросла».

Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

– Ой, кто же там плачет?

15. Это внученька Дашенька лежит в кроватке – люлькой называется… Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…

16. А дедова кровать железная, лоскутным одеялом застлана, подузорник вышитый гладью, подушки – в накидушках, ковер суконный красками нарисованный.

17. Посреди стол дубовый стоит, скатертью – самобранкой покрыт. А вокруг стоят лавки Ерошки – на четырех ножках.

18. На столе живет толстячок – подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар – то Гошка.

« Чайные частушки» р.н.п.

19. Экспозиция «Мой дом - Россия!» знакомит с ветеранами-односельчанами ВОВ, материал о полководцах страны. Здесь собраны фотоматериалы о п. Троицком, г. Губкине, о святынях белгородчины.

20. Экспозиция «Благословенный край судьбы моей» представляет макет п. Троицкий, летопись об истории поселка, альбом «Трудовая слава детского сада», «Моя родословная» – рассказывают о прошлом, ныне живущих и тех, кто совсем недавно был с нами.

М.Р . Посмотрите, там, у окошка экспозиция «Народные промыслы». Древние образы в современных народных игрушках: Каргопольская игрушка, Дымковская игрушка, образцы мастеров Палеха, Хохломы, Жостова, Гжели, матрешки Загорских мастеров, свистульки сестер Гончаровых позволяют увидеть творение рук человеческих.

М.Р . А здесь тетка Акулинка с куклами-самокрутками карагод завела. Выставка «Забавы для дитяти» рассказывает об игрушках наших прабабушек: кукла-скрутка, соломенное чудо, тряпичная кукла. Дети узнают, что тряпичные куклы существуют с древних времен. Они связаны с почитанием женского божества, плодородия, домашнего очага.

21. В экспозиции «Делу время – потехе час…»: гармонь, балалайки, гусли, патефон стоят всех гостей веселят. Люди в прошлые времена не только работали. Не зря в народе говорится:

Дети: «Кончил дело – гуляй смело!»

Пляска «Барыня» р.н. м .

М.р . Мы показали вам то, что есть в нашей «Русской горнице». А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы). Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1747» дошкольное отделение «Звездочка» Москва, 3-ий Митинский переулок, д.6, корп. 2, тел.: 8 (495) 753-32-02

Подготовили и провели

воспитатели ГБОУ «Школа № 1747» д/о «Звездочка»

  • Насртдинова Елена Александровна,
  • Коротеева Марина Александровна.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках.
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Обогащать словарный запас детей, познакомить с названиями частей избы, русской утварью: ухват, лопата для хлеба, люлька, чугунок, красный угол, туеса. Развивать диалогическая речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение детей.

Образовательная область «Социально-нравственное развитие»

  • Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные) .
  • Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
  • Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделок из ткани.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
  • Сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы.
  • Формировать умение узнавать характер музыки.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать умение двигаться в такт музыки. Познакомить с новой русской подвижной игрой «Карусель» .

Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба» : старинная домашняя утварь, картинки с изображением современных предметов быта и мебели, бубен, ленты по количеству детей, ткань и нитки для изготовления кукол-оберегов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой, русскими народными играми.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает в группе:

Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь.

Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место - русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Дети приходят в музей.

Воспитатель: - Вот мы и пришли в нашу избу!

В сарафане, с хлебом и солью, детей встречает второй воспитатель - Бабушка-Забавушка, в дальнейшем проводящий занятие.

Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Милости просим к нам в гости в избу. Проходите, добро пожаловать!

Дети садятся на лавочку.

Бабушка-Забавушка: - Просим к нам в избу,

Красному гостю - красное место.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а как встречали гостей раньше? В старину гостей встречали шутками, прибаутками да играми. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом.

Проводится пальчиковая игра «Гости» .

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а знаете, как люди строили свои избы? А строили их так: было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил, - люди добрые, помогите мне избу строить» . «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу, и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу» . А строили такую избу из деревянных бревен. «Рубить избу» означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Что же значит «рубить избу» ? (Построить ее при помощи топора) .

Бабушка-Забавушка: - Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

Но на Руси люди умели не только хорошо работать, но и веселиться. Послушайте, какую веселую мелодию придумал русский народ. Ноги сами в пляс идут. Ну-ка, выходи, честной народ, на пляску русскую.

Вместе с воспитателем дети выполняют произвольные движения под русскую народную пляску «Барыня» .

Бабушка-Забавушка: Важное место в избе занимала печь. Печь была неотъемлемой частью жилища. Для чего она служила? (Была источником тепла и света.) Она занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?» . Что еще можно было делать на печке? (На печке можно было спать, или лежать, греться.) Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё. А что еще она могла делать? (Печь хлеб, готовить пищу.)

А для чего нужна эта длинная палка, да еще с рогами? Это ухват. Он был нужен для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей из печи вытащить. А эта лопатка? (Выслушать варианты ответов детей.) А лопата была нужна для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел.

Воспитатель предлагает почувствовать аромат свежего карава. я

Бабушка-Забавушка: - Какой хлебушек? (Ароматный, душистый, свежий…)

Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а каша будет… Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А вот еще одна: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

Бабушка-Забавушка: - Самое главное место в избе - «красный угол» . «Красный угол» - самое почетное место в доме. Само название угла «красный» означает «красивый» . Его убирали вышитыми полотенцами. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. В доме прорубали невысокие двери с порогом. Когда гость заходил в дом, ему приходилось кланяться на «красный угол» , а уж потом он здоровался с хозяевами. Человек, пришедший в избу, мог пройти в «красный угол» только по приглашению хозяев.

В «красном углу» главное место занимал стол. «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, полки для утвари.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а посмотрите, что на полке стоит? Да, это та посуда, которой пользовались люди в деревнях. Сделана она из дерева, из глины. Туеса (воспитатель показывает и дает потрогать детям) сделаны из коры деревьев. В них хранили продукты. А это различные кувшины для жидкости: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Для чего нужно было коромысло? Да, ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Обобщающая часть: проводится игра «Старое - новое» . Воспитатель показывает картинки с современными предметами, а дети находят старинные аналоги.

Бабушка-Забавушка: - В старину дети тоже любили играть в игрушки, как и вы. Игрушки делали из разного материала, что было под рукой из того и мастерили: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток, из тряпочек, вырезали из кости. Потом игрушки постепенно совершенствовались. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней оказывается еще фигурка. И так несколько кукол. Матрешка это символ какой страны? (России.) Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Из какого материала сейчас больше всего игрушек? (Из пластмассы.) Девочки очень любили играть с куклами, качать колыбельку. А вы помните, мы с вами учили колыбельную песню?

Бабушка-Забавушка предлагает девочкам покачать колыбельку и спеть колыбельную песню:

Спи моя хорошая, баю-баю-бай.
Куколка любимая, глазки закрывай.
Я тебя раздену, уложу в кровать.
Завтра встанем вместе, будем вновь играть.

После этого воспитатель показывает тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Такие куклы делали для своих детей их близкие: мамы, бабушки, старшие сестры и братья. Это были не простые куклы, их называли оберегами. Как вы думаете, что это обозначает?

Ребята, вы хотите сделать такую куклу? (Да) . Кому вы ее подарите? (Маме, бабушке, сестренке.)

Дети под руководством воспитателя делают бесшовную тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Сегодня мы с вами путешествовали в прошлое и научились делать тряпичную куклу-оберег.

Когда люди отдыхали, во что они любили играть? (В подвижные игры.) Хотите поиграть в подвижную игру? (Да.) С кого начнем игру? Кто скажет считалку?

(Едет Ваня, в красной шапке,
На серебряной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.

Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.)

Под музыкальное сопровождение проводится подвижная игра «Карусель» .

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого - конец ленточки. Сбоку от круга на скамейке стоит ребенок с бубном.

I часть. Дети шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен. Затем он кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

II часть. Под музыку дети бегут по кругу. С ее окончанием каждый быстро старается взять ленту. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра проводится несколько раз.

Бабушка-Забавушка: - Понравилось ли вам у нас? Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают на вопросы) .

Воспитатель: - Спасибо, хозяюшка! Нам все очень понравилось.

Бабушка-Забавушка: - Милости просим, приходите еще! Будем вам рады!

Дети прощаются с хозяюшкой и возвращаются в группу.



Загрузка...
Top