Которых романтический герой неизменно. Романтический герой как литературный тип

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Три типа романтического героя.

Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью.

Возникновение романтизма. Романтизм возник в конце 18 века. Родина романтизма – Германия, зародившаяся эстетика дала миру ряд философов: Ф. Шеллинг, Фихте, Кант. Немецкий романтизм оказал решающее влияние на все виды искусства: балет, живопись, литература, садово-парковое искусство. Очень многие романтики были лингвистами, язык интересовал их как выражение духа нации, выражение мыслей и чувств. Романтизм описывает яркий, исключительный сюжет, возвышенные страсти, чувства, любовную интригу.

Романтизм обладает своим способом типизации. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтики изображают человеческие качества на отлете от обыденного. С зарождения романтизма происходит воскрешение телепатии, парапсихологии. Рождение романтизма – кризис рациональной эстетики. Появляется новая типология героя. Эти типы стали вечными. .

Первый тип героя. 1 . Герой – странник, беглец, скиталец (его создал Байрон, он был у Пушкина (Алеко),.. Странничество не географическое, а духовное, внутренняя миграция, поиск неизведанного. Поиск высшей истины. Странничество – это метафора устремленности в неизведанное, вечного поиска, томления по бесконечному, это томление ведет к отчуждению от общества, противопоставлению себя окружающим, миру, Богу.

Этот тип героя породил вечные образы. Образ моря…(неспокойность, метания…)

Образ дороги …

Дон Кихот – странник, который всегда ищет и не может найти.

Образ ускользающего горизонта.

Второй тип героя Странный чудак, фантазер, не от мира сего. Ему свойственна детская наивность, житейская неприспособленность, на земле он не дома, а в гостях. (Одоевский «Городок в табакерке», Погорельский, Достоевский).

Третий тип героя Герой – художник, поэт с большой буквы. Художник – это не только профессия, а состояние души. Творчество у романтиков, кто главный творец? – Бог. Романтики его называют космическим художником, для них поэзия – это откровение. Они решили, что творение мира не завершено, и дело Творца должен продолжить поэт. Они подняли поэта на такую высоту… И дали начало символизма.

Видения, галлюцинации, сны порождали творчество. Романтики создали биографию Рафаэля. Статья Жуковского о том, как он писал картину Мадонна. «Он долго томился этим образом, но он не получался на полотне. Рафаэль уснул, и было видение. Он увидел этот образ, проснулся и написал. Поэт – духовный подвижник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Цели урока:1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.2. Формирование умения сбора материала о герое литературно­го произведения.3. Формирование умения выразительного ч...

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность» . Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко : иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) –
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Романтизм был порождением бурных событий начала XIX века (эпоха Наполеона и последующей реакции). Неудовлетворенность настоящим, неясность в будущем. Романтизм как течение охватил

  • философскую мысль (Шеллинг, Фихте),
  • политические устремления (),
  • поэзию (Байрон и Гюго),
  • живопись (Делакруа, Брюллов).

И хотя в 30-40-е годы этот стиль был сменен как основным направлением, романтические произведения искусства создавались и потом (в конце XIX века, скандинавская литература), создаются и сейчас (в литературе, кино, живописи).

Характерные черты романтизма

К ним относят:

  • Индивидуализм

Романтический герой противопоставлен миру, мир не принимает его, а он не принимает этот мир. Любовь связана с изменой, дружба – с предательством. Он одинок и разочарован, проклят одиночеством. Он не может найти родную душу, человека, любящего и понимающего его. Все его попытки найти свое место в жизни тщетны. Счастье же – удел людей обыкновенных, мещан, которые только и могут получать удовольствие от этой жизни. Только гений может постичь трагизм жизни, ее несправедливость. Поэтому жизнь романтика трагична, его удел – страдание.

  • Бунтарство

Если жизнь трагична по своей сути и устройству, то единственный выход для человека – бунт. Бунт – это нормальное отношение романтического героя к миру. Бунт может быть активный, когда герой вступает в конфликт с этим миром и стремиться переделать его, или пассивный – уход в мечтания, в грезы. Положительным героем романтизма часто выступает , противопоставленный . Демон, низвергнутый и отринутый Богом. Бог – это порядок, утверждающий повседневное рабство. Демон – вечный бунтарь, борец за свободу.

  • Противоречивое отношение к народу

Романтический герой мыслит себя борцом против мирового зла во имя блага народа. Но народ, с точки зрения романтизма, — это пассивная масса. Герой может жертвовать своей жизнью ради других, но одновременно презирает толпу и чернь. Жертвуя, он в то же время одинок и презираем теми, ради кого жертвует.

  • Чувство выше разума, поэтому искусство выше науки

В искусстве важна выразительность, обнажение своих чувств перед читателем.

  • Отсутствие правил и

цену имеет оригинальность, неповторимость, индивидуальный стиль.

  • Необычность во всем

Внешность героя отражает его внутренний мир, духовность. Красота здесь не так важна, как в .

Особый интерес к Востоку и его необычности (для России это Кавказ), а также к северным преданиям (Шотландия).

Основные черты романтического героя: -Неприятие идеалов общества; -внутренняя раздвоенность; -одиночество в реальном мире; -поиски идеала и мечты; -жизнь в сфере эмоций и чувств; -герой - всегда яркая, исключительная личность -свободолюбие героя -герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой. -Необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Слайд 7 из презентации «Общая характеристика романтизма» . Размер архива с презентацией 964 КБ.

МХК 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Деревянное зодчество России» - Дома с усложненной конфигурацией объема. «Срубить избу». «Конек на крыше». Лучшие из памятников с 1958 года перевезены в Кострому. Человек стремился создать свое жилище. «Чувство дерева». Леса покрывали большую часть земель. Для своего времени деревянные крепости были грозными сооружениями. Дома с однорядной связью. Церкви. Конкурсы на проект. "Страной зодчих" назвал Россию художник Игорь Грабарь.

«Театр - открытое искусство» - «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека». Азбука театра. Театр В.Шекспира «Глобус». Школа современной пьесы. Является одним из древнейших видов искусства. Большой театр. Драматургия – основа театра. В.Г. Белинский. Одесский оперный театр. Греческий амфитеатр. Внутри театра «Глобус». В театре. Должно ли быть правдоподобие в театре. Театр.

«Дома в разных странах» - Мужчины и женщины в богатых греческих домах жили каждый своей жизнью. В японских ваннах и банях не принято мыться. В суровой Спарте даже запрещалось использовать рубанок. Кровати, на которых спали греки, вырезались из клена и бука. В японском доме придется забыть о стереотипах. В японском доме отсутствует какая бы то не было мебель. У греков-столяров наконец-то в обиходе появляется рубанок. Свет – это еще один японский культ.

«Кино» - Киноискусство. Живопись. Первые опыты по проецированию изображений. Литература. Оптический театр. Тема урока «Киноискусство». Киноискусство не дублирует и не заменяет. Российское кино. Братья Люмьер. Театр. Игровое кино. Советское кино. Новые кинематографические школы. Музыка в кино. Рождение кино. Братья Огюст и Луи Люмьеры. Кинематографические школы. Короткометражное кино. Виды кино.

«Храмы» - Что такое храм. Цвет храма. Что вы можете сказать об этих храмах. Что означает цвет куполов. Цели урока. Что означает количество куполов на храмах. Своеобразие архитектурных традиций. Что мы знаем о храмах. Количество куполов. Богоявленский храм р.п. Старая Майна. Храм – дом Бога на земле. Цвет купола. Практическая работа. Внешний вид храма. Определите форму купола. Форма купола.

«Стили и виды архитектуры» - XVIII - кон. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Архитектура барокко. Возрождение. Эклектика. XVIII-XIX в. Динамическая архитектура. Классицизм. Модерн. XVII в. Постмодернизм. XVIII в. Авторские суждения о сущности архитектуры. Эклектика. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. 21 века.

Понятие «романтизм» часто используют в качестве синонима к понятию «романтика». Под этим подразумевают склонность смотреть на мир через розовые очки и активную жизненную позицию. Или же связывают это понятие с любовью и какими-либо поступками ради своего близкого человека. Но романтизм имеет несколько значений. В статье пойдет речь о более узком понимании, которое используется для литературоведческого термина, и об основных чертах характера романтического героя.

Характерные черты стиля

Романтизм — это направление в литературе, возникшее в России в конце 18 - первой половине 19 века. Данный стиль провозглашает культ природы и естественных чувств человека. Новыми характерными чертами романтической литературы становятся свобода самовыражения, ценность индивидуализма и оригинальные черты характера главного героя. Представители направления отказывались от рационализма и главенства ума, которые были характерны для эпохи Просвещения, и ставили во главу угла эмоциональную и духовную стороны человека.

В своих произведениях авторы отображают не реальный мир, который был для них слишком пошлым и низменным, а внутреннюю вселенную персонажа. И через призму его чувств и эмоций видны очертания реального мира, законам и мыслям которого он отказывается подчиняться.

Основной конфликт

Центральным конфликтом всех произведений, написанных в эпоху романтизма, становится конфликт между личностью и обществом в целом. Здесь главный герой идет наперекор устоявшимся в его окружении правилам. При этом мотивы такого поведения могут быть различны — поступки могут как идти на благо общества, так и иметь эгоистичный замысел. При этом, как правило, герой проигрывает эту борьбу, и произведение заканчивается его смертью.

Романтик — особенная и в большинстве случаев очень таинственная личность, пытающаяся противостоять могуществу природы или обществу. При этом конфликт перерастает во внутреннюю борьбу противоречий, которая происходит в душе у главного персонажа. Другими словами, центральный персонаж строится на антитезах.

Хоть в данном литературном жанре и ценится индивидуальность главного героя, но все же литературоведы выделили, какие черты романтических героев являются основными. Но, даже несмотря на схожесть, каждый персонаж по-своему уникален, так как они являются лишь общими критериями выделения стиля.

Идеалы общества

Главной чертой романтического героя является то, что он не принимает общеизвестные идеалы общества. У главного персонажа есть собственные представления о ценностях жизни, которые он пытается отстаивать. Он как бы бросает вызов всему окружающему его миру, а не отдельному человеку или группе людей. Здесь идет речь об идейном противостоянии одной личности против целого мира.

При этом в своем бунте главный герой выбирает одну из двух крайностей. Либо это недостижимые высокодуховные цели, и персонаж пытается сравняться с самим Творцом. В другом случае герой предается всевозможным грехам, не чувствуя меры своего морального падения в бездну.

Яркая личность

Если одна личность способна противостоять целому миру, значит, она столь же масштабная и сложная, как целый мир. Главный герой романтической литературы всегда выделяется в обществе как внешне, так и внутренне. В душе персонажа происходит постоянный конфликт между уже заложенными обществом стереотипами и его собственными взглядами и идеями.

Одиночество

Одна из самых печальных черт романтического героя — его трагическое одиночество. Так как персонаж противостоит целому миру, то он остается совершенно один. Нет такого человека, который бы понял его. Поэтому он либо сам бежит из ненавистного ему общества, либо сам становится изгнанником. Иначе романтический герой уже не был бы таким. Поэтому писатели-романтики сосредотачивают все свое внимание на психологическом портрете центрального персонажа.

Либо прошлое, либо будущее

Черты романтического героя не позволяют ему жить в настоящем. Персонаж пытается найти свои идеалы в прошлом, когда религиозное чувство было сильно в сердцах людей. Либо же тешит себя счастливыми утопиями, которые якобы ожидают его в будущем. Но в любом случае главного героя не устраивает эпоха тусклой буржуазной действительности.

Индивидуализм

Как уже было сказано, отличительной чертой романтического героя является его индивидуализм. Но это непросто «непохожесть на других». Это кардинальное отличие от всех людей, которые окружают главного героя. При этом, если персонаж выбирает греховный путь, то он осознает, что отличается от других. И это различие доведено до крайности — культа личности главного героя, где все поступки имеют исключительно эгоистичный мотив.

Эпоха романтизма в России

Основоположником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Он создает несколько баллад и поэм («Ундина», «Спящая царевна» и так далее), в которых присутствует глубокий философский смысл и стремление к нравственным идеалам. Его произведения пропитаны собственными переживаниями и размышлениями.

Затем на смену Жуковскому приходят Николай Васильевич Гоголь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Они накладывают на общественное сознание, находящееся под впечатлением от провала декабристского восстания, отпечаток идейного кризиса. По этой причине творчество этих людей описывается как разочарование в реальной жизни и попытка уйти в свой вымышленный мир, наполненный красотой и гармонией. Главные герои их произведений теряют интерес к земной жизни и вступают в конфликт с окружающим миром.

Одной из черт романтизма является обращение к истории народа и его фольклору. Наиболее ярко это прослеживается в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и цикле стихотворений и поэм, посвященных Кавказу. Лермонтов воспринимал его как родину вольных и гордых людей. Они противостояли рабской стране, которая находилась под властью Николая I.

Ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина также пропитаны идеей романтизма. Примером может служить «Евгений Онегин» или «Пиковая дама».



Загрузка...
Top