Разные виды театров инсценирование. Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творч

Театрализованная деятельность дошкольников.

Описание : данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для педагогов дополнительного образования.
Цель: значение театра в жизни ребёнка, руководящая помощь взрослого.
Задачи:
1. Познакомить родителей, педагогов с театрализованной деятельностью и ее значением для развития ребенка.
2. Показать какое огромное влияние театрализованная деятельность оказывает на раскрытие творческого потенциала ребенка.
3. Научить ориентироваться в направлениях работы по театрализованной деятельности.

«Волшебный мир театра!» Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов

Театрализованная деятельность в детском саду

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Значение театрализованной деятельности

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства, с его особенностями и видами театрального искусства; с основами актерского мастерства; с культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованна игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду
- бибабо
- настольный театр
- книжка-театр
- театр пяти пальцев
- театр масок
- театр ручных теней
- пальчиковый теневой театр
- театр «живых» теней
- магнитный театр
- марионеточный театр
- театр на фланелеграфе

Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.

Театр - это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.

Главная цель моей работы с детьми - развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста. Я нашла единственно правильный и эффективный, интересный для себя и детей способ реализации этой цели - организацию театральной деятельности в детском саду. В этом направлении я работаю на протяжении уже нескольких лет. За это время я и мои воспитанники, при помощи коллег и родителей - мы вместе построили наш детский театр.

Здание нашего театра прочно держится на основных принципах:

  • принципе наглядности и доступности . Этот принцип основан на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой;
  • принципе свободы и самостоятельности , позволяющем ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
  • принципе сочетания , позволяющем использование коллективных и индивидуальных форм и способов работы, дающем возможность развития творческой личности ребенка в разнообразной деятельности;
  • принципе системности и последовательности , который реализуется в том, что занятия проводятся в рамках театральной студии.

В окошках нашего театра вы видите весёлые лица ребятишек, они как бы приглашают нас войти. Давайте поднимемся по этим ступеням, войдем в гостеприимные, широко отрытые двери и погрузимся в волшебный мир театральной деятельности в детском саду.

Занятия с детьми в нашем театре строятся на использовании театральной педагогики, адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты. Работа ведется по следующим направлениям:

  • культура и техника речи;
  • ритмопластика;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Каждое направление решает группу задач.

Культура и техника речи. Не только для актеров - для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях театральной деятельностью происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность.

Ритмопластика. Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с помощью пластики и помочь обрести детям ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Основы театральной культуры. Театр - это не только прелставление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы». Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах по русским народным сказкам.

Сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».

В старшей группе с детьми уже можно создавать полноценные спектакли по сказке. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. А с каким удовольствием дети переодеваются, создавая новый образ! Композиция создается детьми в основном для зрителей-детей. Поэтому в зале всегда царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет и исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.

Занятия театральной деятельностью требуют от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, настойчивости в достижении цели, а это ведет к развитию волевых качеств личности, что является неплохой базой не только для последующего обучения в школе, но и для успешности в дальнейшей жизни.

Как невозможно построить большое и красивое здание в одиночку, так и нельзя создать театр одному. Увлеченные, творческие работники нашего детского сада с удовольствием сами исполняют разные роли в развлечениях и досугах, театрализованных занятиях, на праздниках, и, конечно, привлекают детей к театральной деятельности. За это время нами накоплен немалый опыт, а костюмерная пополнилась яркими, красивыми костюмами.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства. Убеждена, только в процессе театральной деятельности возможно всестороннее развитие творческой личности ребенка. Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.

У наших ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:

  • они умеют произносить скороговорки в разном темпе;
  • умеют действовать согласованно;
  • умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • умеют строить простейший диалог;
  • знают несколько артикуляционных упражнений;
  • умеют произносить фразу с разной интонацией.

Процесс создания сказки настолько увлекает детей, что они знают слова друг друга, поют песни из спектакля и на прогулке, и в вечернее время, поставив книжки на стол и имитируя игру на пианино, и даже дома. На диаграмме вы видите, как увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и умений по всем разделам театральной деятельности по сравнению с началом учебного года.

К зданию нашего детского театра ведут разные дорожки. Дорожка связи с родителями выложена розовыми камешками. На них представлены все виды работы с родителями воспитанников:

  • индивидуальные беседы;
  • доклады;
  • дни открытых дверей;
  • открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр;
  • совместная работа по подготовке театрализованных представлений.

Эта дорожка первоначально имела одно направление - от детского театра к родителям. Но постепенно родители начали понимать необходимость театральной работы в детском саду, увидели развитие детей и интерес к такой деятельности, и стали активно нам помогать в подготовке спектаклей, их оформлении, подборе атрибутов.

Другая дорожка - связь со школой и Домом детского творчества. Со школой нас во многом связывает то, что в группу ходят дети педагогов из МБОУ Лосевская СОШ №1, тоже люди увлеченные и открытые для помощи нам. От ДДТ у нас в детском саду работает театральная студия «Буратино».

Зелеными стрелочками показан творческий рост детского коллектива. Это наша дорога в будущее. Мы уже имеем опыт показа спектаклей для детей других групп нашего детского сада, выступлений перед родителями, и постановка спектаклей на районных семинарах и методических объединениях, я думаю, нам вполне по силам.

Театральная деятельность в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!

Приложение 2: Культура и техника речи

Приложение 3: Ритмопластика

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Выражение «Сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни ребёнка присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группах созданы «Театрализованные уголки». В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями постарались создать различные виды театров, которые и предлагаем вашему вниманию.

3 слайд

Описание слайда:

Первая младшая группа Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности начинается с раннего возраста, когда несложные разновидности театров помогают в передаче образа, умению выразить это через движение и слово. Заинтересовать малыша миром театральной игры можно участием ребенка в мини- спектакле, всячески поддерживая его совсем незначительные успехи. Для этого необходимы специальные виды театра для малышей.

4 слайд

Описание слайда:

Здесь есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы(представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр(персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, избушка, деревья и др., представлены в виде деревянных фигурок). Также в театральном уголке есть театр масок и различные шапочки с изображением персонажей. .

5 слайд

Описание слайда:

Вторая младшая группа Во второй младшей группе формируется умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи).Эти средства используются для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, фигурками сказочных персонажей

6 слайд

Описание слайда:

В этой возрастной группе представлены такие виды театра, как настольный- конусный, театр на фланелеграфе, театр на стаканах и самый пожалуй загадочный и интересный- теневой театр. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона Театр картинок и фланелеграф – развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности «Театр теней» считается одним из самых условных театров. В нем нет, никаких рассеивающих внимание красок, рельефа, поэтому внимание ребенка-зрителя не разбрасывается на множественных и разнородных признаках предмета, а сосредоточено только на его форме и движении. Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми.

7 слайд

Описание слайда:

Средняя группа Ребенок постепенно переходит: от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; драматизируются простейшие сказки, используя настольный театр. Игровой опыт детей расширяется за счет освоения театрализованной игры, разных видов настольного театра: мягкой игрушки, вязаный или конусный и плоскостных фигур.

8 слайд

Описание слайда:

Доступны детям театры верховых кукол, театр на палочках, театр ложек. Происходит знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности на основе знакомых стихов и потешек

9 слайд

Описание слайда:

Старшая группа Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой». Используется масочный театр, театр на ложках, театр на палочках...

Мир театра – есть тропинка к внутренним чувствам ребёнка, его душе.
Л.С. Выгодски

Что такое театр?

Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми

Театр – коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка. Ребёнок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр ребёнок познаёт себя и начинает расти, как личность. Театр создаёт условия для социализации ребёнка в обществе, усиливает адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Процветание и становление театрализованной деятельности в детском саду не возможно без использования театра кукол. Он является основным звеном в освоении и совершенствовании знаний детьми в области театрализованного искусства. Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие им игрушки, которые ожили и задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Он один из самых доступных видов искусства для детей.

Виды кукольных театров

  1. Настольный кукольный театр.
  2. Стендовый театр.
  3. Театр на руке.
  4. Верховые куклы.
  5. Напольные куклы.
  6. Театр живой куклы.
  7. Настольный кукольный театр. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
  • Театр на плоской картинке
  • Театр на кружках
  • Конусный
  • Театр игрушек
  • Плоские игрушки

На картоне нарисовать две стороны персонажа и вырезать, снизу необходимо оставить небольшую часть картона на обеих половинках. Затем отогнуть эти части и приклеить к ним кружок – подставку. Можно также в виде подставки использовать: пробки от пластиковых бутылок, половинки киндер – яиц и др.

  • театр на плоской картинке
  • Театр на кружках
  • Вырезать картинку с изображением персонажа и наклеить на кружку или стакан.
  • Конусный театр

Игрушки из конусов и цилиндров.

Для получения конуса необходимо вырезать круг, сложить его пополам и разрезать по линии сгиба. Из полукругов склеить конусы, превратив их в фигурки, приклеить детали.

Для получения цилиндра склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить аппликацией, приклеив детали персонажа

Театр игрушки

Готовые и самодельные из разных материов: киндер – яиц, мукосольки, пластилина и др

Настольный театр

К настольному театру также могут относится: театры вязанных игрушек, театры из коробок, на дисках, на кубиках и многие другие.

2. Стендовый театр

  • Фланелеграф
  • Театр теней
  • Магнитный
  • Стенд книжка

Фланелеграф Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран – плотный картон или фанера обтянутые куском фланели

Теневой театр

1. Пальчиковый.

Вырезать из картона голову персонажа и прикле ить к ней бумажную трубочку для указательного пальца исполнителя. Рука исполнителя – это туловище персонажа, а средний и большой пальцы – ноги.

2. Театр «живых» ручных теней.

При помощи пальцев рук изображаются разные животные, птицы, предметы и др.

3. . Вырезанные силуэты.

Из картона вырезать разные силуэты и наклеить их на длинные палочки. Во время показа силуэт необходимо удерживать за палочку и передвигать по мере необходимости.

Устройство теневого экрана.

Экран делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки) , натягивается на рамку из фанеры, картона, устанавливается как обычная ширма, сзади него устанавливается источник света – лампа.

Показ театрализованного действия также осуществляется с обратной стороны. Спереди видны лишь силуэты персонажей

Магнитный театр

На картонку с изображением персонажа с обратной стороны наклеить кусочек магнита. Театр готов к использованию

Стенд – книжка

3. Театр на руке

Персонажи размещаются на руке ребёнка или взрослого, при шевелении пальцев создаётся впечатление передвижения персонажа.

  • Пальчиковый
  • Варежковый
  • Перчаточный
  • Театр на руке

1Пальчиковый

Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из разного материала: связанные из ниток, сшитые из ткани, из поролона и др.

22. Варежковый театр.

Персонажи шьются из

ткани в виде варежек. Она может изображать голову куклы, при этом большой палец служит персонажу носом. А также её можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец будет хвостиком, а сама варежка – туловищем, к нему пришивается голова и другие детали. Можно использовать старые ненужные варежки.

3 Перчаточный.

На перчатку пришивается голова, одежда, необходимые детали персонажа.

4. Верховые куклы

Куклы, которые необходимы при показе театрализованного действия с использованием ширмы.

На ложках

Тростевые куклы

1Театр на ложках -Овальная или круглая часть ложки оформляется как голова (волосы из ниток, глаза, рот и т.д.) , затем к голове прикрепляется тело в виде платья, рубахи – лоскутка ткани.

2тростевые куклы -Тростевые куклы могут быть выполнены в виде игрушки на палочке – трости или в виде картонной игрушки, которая также приклеивается на палочку.

3Бибабо -На указательный палец надевается голова куклы, а большой и средний палец служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок) . Головки можно изготовить из поролона, ткани, папье – маше. Для головы необходимо сделать круг из любой ткани, собрать его по периметру на нитку, набить ватой. Пришить нос, волосы и т.д.

5Напольные куклы

Марионетки.

Персонажей театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки по шаблону – выкройке, который накладывается на ткань, обводится мелом, кроится, сшиваются не сложные детали. Принцип действия такими игрушками – благодаря леске, привязанной к крестовине.

6 Театр живой куклы

  • Ростовые куклы
  • Люди куклы
  • Театр масок

Театр кукол – это замечательное путешествие в страну ожившей сказки! Не только каждый ребёнок, но и взрослый, сохранивший в сердце живое восприятие жизни, переступает театральный порог с оправданным ожиданием чуда и волшебства! Именно здесь, видя оживших героев книг и сказок, ребёнок начинает учиться радости сотворчества, сопереживанию, любви к искусству в самом широком смысле этого слова!

Желаю всем творческих успехов в освоении театрализованного искусства.

педагогический опыт воспитателя:

Терещенко Н.Н., с.Вад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Актуальность данной проблемы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Главной целью я ставлю развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, театр игрушек, теневой театр, варежковый театр и др.)
  2. Развивать речь детей с помощью кукольного театра, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
  3. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Ожидаемые результаты:

  • Обогатить словарный запас детей существительными, прилагательными, наречиями.
  • Повысить речевую активность детей.
  • Побудить к высказываниям в виде полных предложений, к сочинению сказок.
  • Развить элементы творчества, инициативы; с помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации народных сказок.
  • Воспитать у детей интерес и любовь к художественной литературе.

Использование нетрадиционных форм в театрализованной деятельности:

  • Нетрадиционная форма проведения занятия (содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами)
  • Использование яркого, нетрадиционного предметного оснащения занятия: набора мягких модулей в качестве декораций, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления, нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

По данной теме я работаю в течение трех лет. Свою работу я начала с того, что подобрала различные виды театров. Затем активно начала использовать театр на своих занятиях, ставить с детьми театральные представления. Ребята моей группы показали такие сказки как «Репка» , «Колобок» , «Сказка о петушке» , «Гуси-лебеди» , «Как зайцы дом строили» (приложение) .

Глава 1.Кукольный театр как вид искусства

1. 1. Кукольный театр в детском саду

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагоги гики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей.
  • формированием эстетического вкуса.
  • нравственным воспитанием
  • развитием коммуникативных качеств личности.
  • воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи.
  • создание положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру.

Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка.

Из педагогической практики видно, что дети больше всего любя играть с театральными куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с театральной куклой, ребенок от лица героя, рассказывает о своих мыслях, чувствах, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Играя с куклами, взаимодействуя с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками и став взрослыми, они смогут вести себя по-разному, и в зависимости от ситуации, проявлять настойчивость.

Современные дети, не достаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. Народные гуляния, веселья занимали в жизни русского народа весьма заметное место. В ярмарочных гуляниях зарождались основы будущего профессионального театра. Изучение истории русской культуры и участие в представлениях поможет детям лучше понять традиции своего народа.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада «Ромашка» .

Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?

  • Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
  • Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
  • Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.
  • Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.
  • Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: театр картинок, театр би-ба-бо.

К концу года дети первой младшей группы, накопив определенный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр-это театр кукол на столе.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, куклами марионетками.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой» .

1. 2.Виды кукольных театров

В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра:

  • театр картинок
  • театр на фланелеграфе
  • настольный театр
  • театр коробочек, шариков, цилиндров.
  • театр пальчиков
  • театр рукавичек
  • театр игрушек
  • театр Би-ба-бо
  • теневой театр

Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр - он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф - показывают на специальной доске (покрытой фланелью) , настольный театр - на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона. Цель таких театров - внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие (приложение) .

Театр игрушек - все объемное. Игрушки используются обычные детские, купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Чтобы показать, что игрушка идет, передвигаем её медленно вперед, если бежит - быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её (приложение) . Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.

Театр коробочек, шариков, цилиндров - дети делают сами из готовых материалов: коробочки и шарики. Остается только нарисовать или приклеить - глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. И то, что необходимо для маленькой сказки. Много интересного предложат сами дети во время работы (приложение) . Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их, тем, что сделано своими руками.

Театр пальчиков - маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей (приложение) . Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать жестикуляцию.

Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями (приложение) . Цель: формировать умение вождения куклами, самостоятельно придумывать движения для создания образа, развивать мелкую моторику рук.

Театр Би-ба-бо - кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы с право и с лева - это руки (приложение) . Цель: закреплять навыки управления куклами с «живой рукой» , обогащать словарь детей, вырабатывать чёткую и правильную дикцию.

Теневой театр-это силуэты сюжетов и кукол, вырезанные из картона и покрытые черной тушью (приложение) . Цель: развивать фантазию детей, учить коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявляя свою индивидуальностью.

Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами. Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.

1. 3. Театрализованные игры

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. По мере развития самостоятельности у детей проявляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизируют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Глава 2. Театральная деятельность как процесс взаимодействия, общения и обучения

2. 1.Театрализованная деятельность как приоритетное направление моей педагогической деятельности

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Работая в детском саду «Ромашка» , одним из приоритетных направлений я выбрала театральную деятельность.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров. Для этой цели я использую артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.



Загрузка...
Top