Зал и акустика. Современный облик Ла Скала

Ла-Скала - знаменитый оперный театр в Милане, один из лучших оперных театров мира. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала", откуда и появилось название Ла Скала

У театра Ла-Скала легендарная история. При раскопке места для строительства была извлечена мраморная глыба, на которой был запечатлен Пилад - знаменитый мим Древнего Рима. Это посчитали добрым знаком. проект Ла-Скала был составлен архитектором Дж. Пьермарини, в свое время это было одно из красивейших зданий в мире. Здание построено в строгом неоклассическом стиле и отличается идеальной акустикой. Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нем и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 - в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика. В партере первоначально не было кресел - их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным - выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все - от балов до азартных игр и корриды. Ла-Скала обошелся Милану в 1 миллион тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось. Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр "Ла Скала" вновь открыли в 1946 году.


"Скала" (как говорят итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери "Признанная Европа". За ними последовали два балета. Миланцы быстро полюбили свой театр. И простой люд, и аристократы толпились у дверей театра, желая в него попасть. Но, конечно же, далеко не все стремились в театр, чтобы слушать оперу. Значительная часть публики проводила время в коридорах, выпивая и закусывая

До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия "карнавальные", "осенние", "весенние", "летние", сразу стали регулярными. В период "карнавального сезона" ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа. В конце XVIII - начале XIX столетий в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень". Она положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр "Ла Скала" первым поставил его оперы "Аурельяно в Пальмире" (1813), "Турок в Италии" (1814), "Сорока-воровка" (1817) и др. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера "Маргарита Анжуйская" (1820), "Изгнанник из Гренады" (1822), а также наиболее значительные произведения С. Меркаданте.


Начиная с 30-х годов XIX века история "Ла Скала" связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые: "Пират" (1827) и "Норма" (1831) Беллини, "Лукреция Борджа" (1833), "Оберто" (1839), "Навуходоносор" (1842), "Отелло" (1887) и "Фальстаф" (1893) Верди, "Мадам Баттерфляй" (1904) и "Турандот" Пуччини. Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот театр. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: "Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: "Скала" лучший театр на свете. В Неаполе: "Сан-Карло" лучший театр на свете. В прошлом и в Венеции говорили, что "Фениче" лучший театр на свете… А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трех мирах…" Великий композитор предпочел бы такой театр, "который не так хорош". Тем не менее в 1839 году Верди успешно дебютировал в "Скала". Но он был недоволен тем, как поставили его "Жанну д"Арк", считал постановку "позором", разорвал с театром контракт, хлопнул дверью и ушел. Но все же этот театр - заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижера в "Ла Скала" - это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда требуют от турагентств возможности провести вечер в этом знаменитом театре


В начале XIX века в "Скала" рождаются "звезды", специально для него композиторы пишут оперы. Вокруг театра создаются музыкальные журналы, а также открываются кафе для любителей пения. Балерины и певцы становятся любимцами города. Иноземцы начинают проявлять к театру интерес. Так, знаменитый англичанин Байрон и не менее знаменитый француз Стендаль каждый вечер, будучи в Милане, проводят в "Ла Скала" и информируют о новых спектаклях знатоков своих стран. Наступает время сопрано. Капризные и красивые дамы-певицы вытесняют со сцены кастратов. Вновь в театр возвращается Верди. Теперь он уже влюблен в него. Маэстро руководит постановками своих опер.

В 1887 году впервые за дирижерский пульт "Ла Скала" встал двадцатилетний гений - Артуро Тосканини. На пальце у него красовался золотой перстень, подаренный в Бразилии за исполнение "Аиды". В этот день он вынужден был заменить освистанного публикой дирижера театра. Его буквально привезли из отеля прямо на сцену. Его дирижерский дебют в "Скала" прошел с триумфом.

Тосканини страстно любил Вагнера, но в Милан и в театр приехал с тем, чтобы познакомиться с Верди. Тосканини был маленького роста и нетерпимого характера. Его всюду обожали и ненавидели, но всюду приглашали. Он всегда проводил бесконечное количество репетиций, совершенно не замечая чужой усталости. В 1898 году Тосканини стал главным дирижером театра "Скала". Целый месяц он репетировал Вагнера - в Милане это воспринималось как вызов национальной опере. Но он доказал этим спектаклем, что "Скала" может все, что "Скала" - великолепный театр. Тосканини наводит в театре железную дисциплину: и на сцене, и в зале. От дам, например, потребовал оставлять свои шляпы в гардеробе, дабы не заслонять другим сцены. Он отменил и показ балетов перед оперным спектаклем. Он потребовал, чтобы занавес в театре не поднимался вверх, а открывался в стороны (как в Байрейте, у Вагнера). Ибо если он поднимается вверх, то публика видит сначала ноги исполнителей, а потом головы, что Тосканини категорически не нравилось. Именно благодаря этому железному человеку "Скала" превращается в лучший в мире музыкальный театр. Тосканини руководил им очень долго - не частое и завидное долголетие! Но в начале 30-х годов нового века дирижер не может больше оставаться в Италии из-за столкновений с национал-социалистами. Тосканини отказывается исполнять перед спектаклем их гимн. Он попросту прятался за кулисами. В 1931 году он уезжает в Америку. А через 12 лет (в 1943 году) он узнает, что "Скала" разрушена бомбами.

Но труппа продолжала давать спектакли на разных площадках. Война для Италии закончилась 25 апреля 1945 года. В этот день на сцене театра шел моцартовский солнечный "Дон Жуан". Тосканини всегда следил за судьбой "Ла Скала". Он жертвует 1 миллион лир на восстановление театра. Мэр города Милана дает ему телеграмму, в которой говорит: "Вы должны дирижировать на открытии "Скала", сейчас мы ее восстанавливаем". В апреле 1946 года Тосканини возвращается в Милан в восстановленный театр. Его первый концерт остался для всех незабываемым.

Во второй половине XIX и в XX веке основу репертуара театра составляют произведения итальянских композиторов - Бойто, Понкьелли, Каталани, Джордано, Чилеа, Альфано, Пиццетти, Казеллы и др. Все чаще на сцене театра "Ла Скала" ставятся произведения мировой классики и оперы современных композиторов. Среди них: "Парсифаль" и "Золото Рейна" Вагнера, "Пиковая дама" Чайковского, "Пеллеас и Мелизандра" Дебюсси, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева и "Катерина Измайлова" Шостаковича и многие другие. В "Ла Скала" выступали выдающиеся итальянские и иностранные исполнители. В XX веке это - Э. Карузо, Титта Руффо, де Лука, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Бензанцони, М. Канилья, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Б. Христов, Ф. Корелли, Ф. Шаляпин, Л. Собинов.

Новая эра Ла-Скала связана с именами Тебальди и Каллас - главными примадоннами и главными соперницами в "Скала". Каллас многие актеры ненавидят, зато режиссеры ее обожают. Великий режиссер Дзеффирелли оставался ее другом до самой смерти певицы. Висконти дал ей возможность заслужить титул "божественной" своей постановкой "Травиаты". Это был 1955 год. Каллас была великолепна и потрясающа. Для всего мира эта певица стала олицетворением "Скала". В этом театре Каллас никогда не пропускала ни одного спектакля, тогда как в Римской опере, например, могла не явиться на спектакль, сославшись на "дурное настроение". Ее постоянный партнер - Ди Стефано, также прекрасный певец, как и его соперник Дель Монако. Соперничество же Каллас и Тебальди дошло до того, что в городе появляются клубы приверженцев той или другой певицы. Сторонников этих клубов часто приходилось разнимать полиции. Этой борьбы Тебальди не выдержала и уехала в Америку. В "Скала" она больше не вернулась. В 1957 году, 18 февраля, "Скала" прощалась с 90-летним старцем - великим Тосканини.


В театре по-прежнему идут оперы, представляющие мировую классику, и выступают лучшие артисты разных стран. Первой советской певицей, выступившей в "Ла Скала", была Т. Милашкина. В спектаклях театра также участвовали В. Норейка, И. Архипова, М. Решетин, В. Атлантов, Е. Образцова, М. Гулегина и другие. Вообще интерес к оперным певцам довольно значителен. Л. Паваротти, давший в 1984 году концерт во Дворце спорта в Болонье, доказал, что у оперного артиста может быть ничуть не меньше болельщиков, чем у знаменитых футболистов.


Театр периодически выезжает на гастроли в Австрию, Германию, Великобританию, Бельгию, Канаду. Осенью 1964 года состоялись обменные гастроли "Ла Скала" в Москве и Большого театра в Милане . В 1974 году "Ла Скала" вновь гастролировал в России, в Москве. Один из ярких периодов в жизни театра был связан с именем Паоло Грасси, ставшего в 1974 году директором театра. Именно он показал театр всему миру, организовав масштабные гастроли. Именно он привлек в театр талантливых артистов и музыкантов. В 1982 году при "Скала" был создан Филармонический оркестр. Его первый руководитель - Клаудио Аббадо, музыкант мирового масштаба. Концерты оркестра – истинное удовольствие для слушателей. C 1986 года театр возглавляет выдающийся дирижер Риккардо Мути. В театре гастролировали крупнейшие дирижёры Караян, Заваллиш, Клюитенс, Бём.


7 декабря 2001 года театр Ла Скала в последний раз открыл сезон оперой Верди "Отелло". Театр закрылся на реконструкцию, которая займёт три года (последняя реконструкция была после войны). На окраине Милана, в районе Бикокка, в суперсовременном здании театра дельи Арчимбольди 19 января 2002 года состоялась следующая за "Отелло" премьера: "Травиата". В первые месяцы 2002 года началось строительство новой сцены и работы по обновлению зрительного зала, рабочих кабинетов, складских помещений. Координатор проекта - швейцарский архитектор Марио Ботта. Он должен построить новую сценическую структуру, вне исторического здания восемнадцатого века. Следующее открытие сезона состоится в старом здании 7 декабря 2004 года оперой Антонио Сальери "Признанная Европа".


Стендаль писал в своем дневнике:

25 сентября 1816 года. Спешу в этот первый в мире театр (Скала): там все еще идет Testa di bronzo (Бронзовая голова), и я могу полностью насладиться представлением. …Театр этот дышит величием и роскошью: здесь каждую минуту видишь не менее ста рядовых певцов или статистов, одетых так, как во Франции одевают актеров на первых ролях. Для одного из последних балетов сшито было сто восемьдесят пять костюмов из бархата и атласа. Затраты огромные. Театр Скала - это салон, где бывает весь город. Люди из общества встречаются лишь там: открытых приемов в частных домах не бывает. «Увидимся в Скала», - говорят друг другу, назначая свидание по любому поводу…
26 сентября 1816 года Выхожу из Скала. Ей-богу, восторг мой нисколько не уменьшается. Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. В зале нет ни одной лампы: он освещён лишь отраженным от декораций светом. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем все его архитектурные формы. Сегодня вечером одиннадцать раз меняли декорации…

Великие музыканты и дирижеры, знаменитые оперные голоса и лучшие балетные танцовщики, неподражаемые постановки на самой большой сцене Европы - все это великолепный и уникальный театр «Ла Скала». Он стал символом Ее Величества Классической Музыки.

История старейшего миланского театра

Сегодня театр «Ла Скала» расположен в старинном центре Милана на небольшой площади, посредине которой возвышается памятник Леонарду да Винчи. История его уходит в далекое прошлое…

В XIV веке на этом месте находилась небольшая церковь святой Марии, которой покровительствовала благородная дама из богатого рода де Скала.

В 1776 году Королевский Герцогский Театр в Милане гибнет в сильнейшем пожаре. Италия тогда входила в состав Австро-Венгрии, и императрица Мария-Тереза принимает решение построить новый театр. Определена территория - на месте полуразрушенной церквушки Ла Скала.

Милан ждал, затаив дыхание, ведь 90 городских аристократов выделили на здание невероятные деньги - миллион лир. Всего за 2 года архитектор Джузеппе Пьермарини разработал проект и построил роскошное здание.

Внутреннее убранство театра

В конструкции театра архитектор впервые применил оптические законы, поэтому из любой точки огромного зала зритель прекрасно видит и слышит то, что происходит на сцене.

Все ложи, а их было 194 плюс королевская, располагались пятью ярусами, все это окаймляла галерея, где можно было приобрести напитки или сыграть в карточные игры. Каждая ложа вмещала 8-10 человек, причем стояло только 2 кресла.

Зато в партере кресел не было, а перед спектаклем расставляли стулья. Ведь в зале, кроме балетных и оперных постановок, ежегодно проходил карнавал, и даже коррида.

Освещался зал свечами, воск капал на головы зрителям. Отопления не было, и дамы кутались в меха. Зато интерьер потрясал роскошными переливами золотых, серебряных и белых оттенков.

Кареты подавали прямо в театр, где был устроен въезд для экипажей.

Оперный театр «Ла Скала» не мог похвастать огромной сценой, зато акустические возможности оказались непревзойденными - любой звук музыкального инструмента или певца был слышен отчетливо по всему залу, хотя оркестровой ямы не было, и музыканты располагались на сцене.

Театр быстро стал модным местом. Кто-то стремился услышать музыкальные новинки, кто-то - развлечься, поиграть в карты, познакомиться с дамами и пообщаться с приятелями.

Даже приехавший в Италию писатель Стендаль не устоял, он пишет в своем дневнике о театре «Ла Скала» отзывы. О нем он рассказывает друзьям в письмах, восторженно отмечая роскошные костюмы, многократную смену декораций за время одного спектакля, изумительные голоса.

Рождение легенды

Театр «Ла Скала» открыл двери в августе 1778 года. Для этого события А. Сальери специально написал оперу «Признанная Европа». В день открытия также прозвучала еще одна опера, были поставлены два балета.

Для полноценной работы театра требовалось наличие труппы. История «Ла Скала» в Милане делится на периоды в зависимости от того, какой композитор или дирижер возглавлял его, какие музыкальные предпочтения вносили они в миланское общество.

Театр пережил эпоху Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Артуро Тосканини. С 2015 года «Ла Скала» возглавляет Рикардо Шайи, итальянский дирижер.

Именно «Ла Скала» стал местом, где получили свою первую славу итальянские композиторыАнфосси, Паизиелло, Чимарозо, Гульельми, Меркаданте, Керубини, Майра. Имена Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Пуччини прогремели на весь мир из зала миланского театра. Их оперы впервые были показаны требовательной итальянской публике именно в «Ла Скала».

Произведения Дж. Верди стали популярны в Европе после постановки на сцене миланского театра.

Выступление в миланском театре стало знаком мирового признания для певца, музыканта, танцовщика или дирижера.

Второе рождение «Ла Скала»

Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало при бомбежках. Требовался капитальный ремонт. Уехавший в Америку дирижер «Ла Скала» Антонио Тосканини присылает средства на восстановление здания. В апреле 1946 года отремонтированный театр открывает свои двери, Тосканини вновь стоит за дирижерским пультом.

Реставрация театра

Но время шло, помещения ветшали, оборудование перестало отвечать современным требованиям. В 2001 году здание закрывается на реконструкцию. Но спектакли не прекратились, они были перенесены на сцену театра Арчимбольди.

С 2002 по 2004 продолжались работы. Что было сделано:

  • сцена увеличена в 3 раза, теперь 800 артистов спокойно размещаются на ней;
  • установлено современное компьютерное оборудование для оркестра и декораций;
  • расширены складские помещения, кабинеты, гримуборные;
  • к театру пристроены дополнительные здания.

Костюмы и декорации создаются в специально отведенных для этого мастерских Ansaldo, там же хранятся знаменитые костюмы и реквизит прошедших спектаклей.

Работами занимался швейцарский архитектор Марио Ботта, он сумел обновить театр, оставив неизменным его пышный классический стиль.

Теперь зрительный зал - это старинная роскошь в сочетании с современным комфортом. Необыкновенная акустика зала бережно сохранена, исполнителей слышно даже без усиливающих устройств.

Зал и акустика

Как можно сделать зрительного зала «Ла Скала» описание двумя словами? Роскошь и удобство.

Бархатные кресла для 2015 человек теперь снабжены электронными устройствами, на табло у которых идут титры на 3 языках. Стены покрыты позолотой, украшены лепниной. Огромные зеркала усиливают свет.

Ожидая представления, можно прогуляться в фойе, где установлены скульптуры прославленных композиторов.

Звезды в "Ла Скала"

Театр в Милане - это место признания певца. Выступать на подмостках «Ла Скала» - большая честь. Т. Руффо, Т. Скипа, Г. Бензанцони, де Лука, М. Канилья, Б. Джильи, М. Дель Монако, Ф. Корелли, Э. Карузо, П. Доминго и многие другие пели здесь.

Из русских певцов покорили итальянскую публику Федор Шаляпин и Леонид Собинов.

Детища «Ла Скала»

При театре в середине XX века создается Филармонический оркестр. Он дает отдельные представления на сцене «Ла «Скала».

В 1955 году открывается «Пиккола Скала» - филиал знаменитейшего миланского театра, где в небольшом зале на полтысячи мест можно увидеть и услышать музыку старинных композиторов, исполняемую камерным оркестром. Здесь же ставят произведения новых авторов.

Что в репертуаре театра

Сейчас в театре «Ла Скала» каждый почитатель музыки найдет для себя подходящее произведение. В репертуаре театра - самые известные классические произведения итальянских, французских, немецких и русских композиторов: Чайковского, Мусоргского, Беллини, Дебюсси, Моцарта, Вагнера, Мусорского, Верди, Россини, Пуччини, Гуно и других.

Театральный сезон

В XVIII-XIX веках афиша «Ла Скала» зависела от сезона. Весной, летом и осенью в театре шли серьезные оперные произведения, были даже драматические и кукольные постановки. Во время карнавала театр радовал балетом и легкими веселыми операми.

Сейчас сезон начинается 7 декабря, а завершается в ноябре. Обычно в афише чередуются оперы и балеты, регулярно выступает симфонический оркестр, даются детские представления.

В наши дни «Ла Скала» - это не только традиционные классические сочинения, но и оригинальные авторские постановки хорошо известных опер и балетов, а также смелые и неоднозначные новаторские пьесы.

Как заказать билеты и их стоимость

Казалось бы, билеты в знаменитейший оперный театр мира не могут стоять дешево. Однако самый дешевый билет на оперу стоит 11 евро, на балет - 5, на выступления симфонического оркестра - 6,5. Такой билет может себе позволить любой турист, который увидит представление с галерки.

Конечно, таких билетов много не бывает, поэтому о них надо позаботиться заранее, заказав на сайте театра или в театральной службе бронирования. Еще один вариант - обратиться в авторизованную точку продаж или в театральные кассы, расположенные по всему городу.

Впрочем, можно приобрести билет в «Ла Скала» в Милане и за пару часов до представления, перекупщики ждут на театральной площади. Но в этом случае надо быть готовым, что будут предложены весьма дорогие билеты:

  • в оперу - до 2000 евро;
  • на балет - до 250 евро;
  • на концерт - до 90 евро.

Факты из истории "Ла Скала"

Театр «Ла Скала» стал первым в Европе, где провели электричество. В центральной люстре было 365 лампочек.

В 1964 году впервые «Ла Скала» выступил в Москве на сцене Большого театра, тогда как труппа Большого гастролировала в Милане.

В 2008 году титула «звезда» впервые удостоили российскую балерину Светлану Захарову.

Дирижер Артуро Тосканини изменил правила посещения театра. Он запретил дамам сидеть в огромных модных шляпках, поскольку они закрывали обзор другим зрителям. Тосканини изменил программу: перед оперным спектаклем перестали показывать балетные постановки. Он также ввел правило, чтобы занавес не поднимали вверх, открывая сцену, а раздвигали - только в этом случае артисты видны целиком.

Нюансы посещения

В театр «Ла Скала» не придешь в джинсах или свитере. Мужчин пускают только в костюме с галстуком, желателен смокинг. Женщины проходят в длинных вечерних платьях. Меха и бриллианты приветствуются!

Потеряв билет, можно не расстраиваться - за час до спектакля в кассе оформят новый, если сохранен чек.

Свой билет в театр нельзя никому отдать - он именной.

В театр можно приводить детей, начиная с 5 лет. Но если ребенок будет мешать остальным зрителям, досматривать постановку придется в фойе, где установлены экраны, на которые транслируется спектакль.

Театральный музей

Даже не побывав на представлении театра «Ла Скала» в Милане, можно посетить это знаменитое здание, зайдя в театральный музей, который расположен на 2-м этаже.

В 10 залах представлена 200-летняя театральная история :

  • истории знаменитых композиторов, чьи произведения звучали в этих стенах;
  • инструменты великих музыкантов, в том числе дирижерская палочка Антонио Тосканини, рояль Ференца Листа;
  • роскошные костюмы;
  • документы и афиши;
  • стол композитора Дж. Верди и его посмертная маска.

Билет стоит около 5 евро. Из музея через фойе проходят в ложу, откуда виден весь легендарный зрительный зал.

Как доехать в театр «Ла Скала»

Адрес театра «Ла Скала» в Милане - улица Filodrammatici, дом 2.

Добраться туда можно:

  • на трамвае №1 и 2 до остановки Manzoni Scala;
  • автобусом №61;
  • на метро, используя красную или желтую ветку, выходить на станции Duomo.

Ну а еще проще взять такси, чтобы прибыть вовремя и сполна насладиться изысканным вечером.

Его блестящая история - часть истории итальянского народа.

Место расположения:

Оперный театр находится в Милане, в одном из главных итальянских городов.

История Ла Скала

Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», отсюда театр и получил свое название «Ла Скала».

Во время раскопок, предваряющих стройку, рабочие наткнулись на огромную мраморную глыбу с изображением Пилада - знаменитого древнеримского мима. Находку сочли добрым знаком, даже те, кто считал кощунством возведение театра на месте бывшей церкви.

Постройку оперы доверили великому мастеру своего времени Дж. Пьермарини. Архитектор предусмотрел все до мелочей. Мало того, что здесь безупречно соблюдены все законы оптики и акустики, внешнее строение и обработка заслуживают настоящего восхищения.

Здание театра стоило Милану около 1 миллиона лир. Расходы распределили между собой 90 состоятельных горожан.

Открытие театра состоялось в августе 1778 года. На премьере были исполнены две оперы, в том числе «Признанная », специально написанная к этому случаю А. Сальери. За ними следовали два балета.

Миланцы быстро полюбили свой театр. И простой люд, и аристократы толпились у дверей театра, желая сюда попасть, но лишь у немногих была возможность оказаться внутри. Театр стал главным местом отдыха итальянской богемы. Гости съезжались сюда ближе к вечеру, оставляли свои шикарные кареты на специальном портале, возвышающемся в середине фасада, а затем проходили в здание.

«Ла Скала» построен в неоклассическом стиле. Длина его - 100 метров, ширина - 38. Главный зал сооружен в форме подковы. Всего в театре 194 ложи, в каждой из которых помещаются до 10 человек. Королевская семья в свое время имела собственную ложу, которой, кроме членов фамилии, никто не имел права воспользоваться.

В XVIII веке в театре не только можно было посмотреть спектакли, сюда приезжали просто поужинать и поиграть в карты, для этого был оборудован целый второй ряд лож. Больше половины всех гостей так и не заходили в главный зал, где шло представление. Время от времени в здании театра организовали шикарные балы.

Когда начиналось представление, в партер выносили небольшие складные кресла - для зрителей, которым не по карману места в ложе. В партере все сидели в шляпах, даже мужчины, хотя это не было принято по этикету. В те времена еще не было электрического освещения и приходилось обходиться свечами. Шляпы защищали зрителей от капающего с люстр воска.

Свечей было недостаточно, чтобы осветить всю сцену, несмотря на ее небольшие размеры. В зале всегда сохранялся полумрак. Из-за темноты с самых дальних мест действия практически нельзя было рассмотреть. А с наступлением зимы в театре становилось довольно холодно - системы отопления в театре, разумеется, тоже не было предусмотрено.

Несмотря на все эти неудобства, театр «Ла Скала» пользовался бешеным успехом. Множество людей приезжало в Милан, чтобы только попасть сюда.

До конца XVIII века на сцене театра еще ставили драматические спектакли с участием популярных в те времена трупп театра марионеток. Хотя наибольшей популярностью пользуется опера. Оперные сезоны имели свои названия: «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние».

С начала XIX века «Ла Скала» становится исключительно оперным театром. В конце XVIII - начале XIX столетий в репертуаре появляются оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень», положившей начало россиниевскому периоду истории театра.

На сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из » (1822), а также наиболее значительные произведения С. Меркаданте.

Начиная с 30-х годов XIX века, история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини. Многие их произведения были поставлены впервые именно здесь: «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджа» (1833), «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Пуччини.

В XIX веке учреждаются специальные музыкальные журналы, посвященные исключительно происходящему за стенами «Ла Скала». В Милане открываются кафе для любителей пения. Балерины и певцы становятся любимцами города. Не меньший интерес к театру проявляют иностранцы. Так, знаменитый англичанин Байрон и не менее знаменитый француз Стендаль каждый вечер, будучи в Милане, проводят в «Ла Скала».

Во время Второй мировой войны (1943 год) здание театра полностью было разрушено во время бомбардировки, но труппа «Ла Скала» все равно продолжала выступать на разных сценах Италии.

Театр «Ла Скала» открылся вновь только в 1946 году. Созданное под руководством инженера Л. Секи новое здание в точности повторяет старое. Восстановление финансировалось за счет многочисленных пожертвований. Так, главный дирижер театра Тосканини передал на строительство театра 1 миллион лир.

В «Ла Скала» выступали и выступают выдающиеся итальянские и иностранные исполнители. В XX веке это - Э. Карузо, Титта Руффо, де Лука, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Бензанцони, М. Канилья, М. Дель , М. Каллас, Р. Тебальди, Б. Христов, Ф. Корелли, Ф. Шаляпин, Л. Собинов. Первой советской певицей, выступившей в «Ла Скала», была Т. Милашкина. В спектаклях театра в разное время также участвовали В. Норейка, И. Архипова, М. Решетин, В. Атлантов, Е. Образцова, М. Гулегина и другие.

Ла Скала в наши дни

В первые месяцы 2002 года началось строительство новой сцены и работы по обновлению зрительного зала, рабочих кабинетов, складских помещений. Координатор проекта - Марио Ботта. Он должен построить новую сценическую структуру, вне исторического здания восемнадцатого века. Театр откроется после реконструкции только в середине 2006 года. Столь масштабные и продолжительные работы включают не только восстановление старых интерьеров (например, напольного покрытия из венецианского мрамора), но и техническое переоборудование театра. В частности, в каждом кресле будет установлен небольшой экран, чтобы зрители смогли рассмотреть вблизи все происходящее на сцене.

«Ла Скала» (итал. Teatro alla Scala или La Scala ) - мировой центр оперной культуры. У этого театра блестящая история. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда театр и получил свое название «Ла Скала» - оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад - знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак.

Здание театра, построенное архитектором Дж. Пьермарини, было одним из красивейших зданий в мире. Оно выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой. Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нем и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 - в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами.

Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика. В партере первоначально не было кресел - их заменяли складные и передвижные стулья.

Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным - выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все - от балов до азартных игр и корриды. Здание театра стоило Милану около 1 миллиона тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось. Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр «Ла Скала» вновь открыли в 1946 году.

«Скала» (как называют театр итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». За ними последовали два балета. Миланцы быстро полюбили свой театр. И простой люд, и аристократы толпились у дверей театра, желая в него попасть. Но, конечно же, далеко не все стремились в театр, чтобы слушать оперу. Значительная часть публики проводила время в коридорах, выпивая и закусывая.

До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние», сразу стали регулярными. В период «карнавального сезона» ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа.

В конце XVIII - начале XIX столетий в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень». Она положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр «Ла Скала» первым поставил его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817) и др. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822), а также наиболее значительные произведения С. Меркаданте.

Начиная с 30-х годов XIX века история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые: «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджа» (1833) Доницетти, «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Пуччини.

Верди , например, не слишком поначалу жаловал этот театр. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: «Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: „Скала“ лучший театр на свете. В Неаполе: „Сан-Карло“ лучший театр на свете. В прошлом и в Венеции говорили, что „Фениче“ лучший театр на свете... А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трех мирах...» Великий композитор предпочел бы такой театр, «который не так хорош». Тем не менее в 1839 году Верди успешно дебютировал в «Скала». Но он был недоволен тем, как поставили его «Жанну д’Арк», считал постановку «позором», разорвал с театром контракт, хлопнул дверью и ушел.

Но все же этот театр - заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижера в «Ла Скала» - это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда требуют от турагентств возможности провести вечер в этом знаменитом театре.

В начале XIX века в «Скала» рождаются «звезды», специально для него композиторы пишут оперы. Вокруг театра создаются музыкальные журналы, а также открываются кафе для любителей пения. Балерины и певцы становятся любимцами города. Иноземцы начинают проявлять к театру интерес. Так, знаменитый англичанин Байрон и не менее знаменитый француз Стендаль каждый вечер, будучи в Милане, проводят в «Ла Скала» и информируют о новых спектаклях знатоков своих стран.

Наступает время сопрано. Капризные и красивые дамы-певицы вытесняют со сцены кастратов. Вновь в театр возвращается Верди. Теперь он уже влюблен в него. Маэстро руководит постановками своих опер.

В 1887 году впервые за дирижерский пульт «Ла Скала» встал двадцатилетний гений - Артуро Тосканини . На пальце у него красовался золотой перстень, подаренный в Бразилии за исполнение «Аиды». В этот день он вынужден был заменить освистанного публикой дирижера театра. Его буквально привезли из отеля прямо на сцену. Его дирижерский дебют в «Скала» прошел с триумфом.

Тосканини страстно любил Вагнера, но в Милан и в театр приехал с тем, чтобы познакомиться с Верди. Тосканини был маленького роста и нетерпимого характера. Его всюду обожали и ненавидели, но всюду приглашали. Он всегда проводил бесконечное количество репетиций, совершенно не замечая чужой усталости. В 1898 году Тосканини стал главным дирижером театра «Скала». Целый месяц он репетировал Вагнера - в Милане это воспринималось как вызов национальной опере. Но он доказал этим спектаклем, что «Скала» может все, что «Скала» - великолепный театр.

Тосканини наводит в театре железную дисциплину: и на сцене, и в зале. От дам, например, потребовал оставлять свои шляпы в гардеробе, дабы не заслонять другим сцены. Он отменил и показ балетов перед оперным спектаклем. Он потребовал, чтобы занавес в театре не поднимался вверх, а открывался в стороны (как в Байрейте, у Вагнера). Ибо если он поднимается вверх, то публика видит сначала ноги исполнителей, а потом головы, что Тосканини категорически не нравилось.

Именно благодаря этому железному человеку «Скала» превращается в лучший в мире музыкальный театр. Тосканини руководил им очень долго - не частое и завидное долголетие! Но в начале 30-х годов нового века дирижер не может больше оставаться в Италии из-за столкновений с национал-социалистами. Тосканини отказывается исполнять перед спектаклем их гимн. Он попросту прятался за кулисами. В 1931 году он уезжает в Америку. А через 12 лет (в 1943 году) он узнает, что «Скала» разрушена бомбами.

Но труппа продолжала давать спектакли на разных площадках. Война для Италии закончилась 25 апреля 1945 года. В этот день на сцене театра шел моцартовский солнечный «Дон Жуан». Тосканини всегда следил за судьбой «Ла Скала». Он жертвует 1 миллион лир на восстановление театра. Мэр города Милана дает ему телеграмму, в которой говорит: «Вы должны дирижировать на открытии „Скала“, сейчас мы ее восстанавливаем». В апреле 1946 года Тосканини возвращается в Милан в восстановленный театр. Его первый концерт остался для всех незабываемым.

Во второй половине XIX и в XX веке основу репертуара театра по-прежнему составляют произведения итальянских композиторов - Бойто, Понкьелли, Каталани, Джордано, Чилеа, Альфано, Пиццетти, Казеллы и др. Все чаще на сцене театра «Ла Скала» ставятся произведения мировой классики и оперы современных композиторов. Среди них: «Парсифаль» и «Золото Рейна» Вагнера, «Пиковая дама» Чайковского, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Катерина Измайлова» Шостаковича и многие другие.

В «Ла Скала» выступали выдающиеся итальянские и иностранные исполнители. В XX веке это - Э. Карузо, Т. Руффо, де Лука, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Бензанцони, М. Канилья, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Б. Христов, Ф. Корелли, Ф. Шаляпин, Л. Собинов.

Новая эра в деятельности театра связана с именами Тебальди и Каллас - главными примадоннами и главными соперницами в «Скала». Каллас многие актеры ненавидят, зато режиссеры ее обожают. Великий режиссер Дзеффирелли оставался ее другом до самой смерти певицы. Висконти дал ей возможность заслужить титул «божественной» своей постановкой «Травиаты». Это был 1955 год. Каллас была великолепна и потрясающа. Для всего мира эта певица стала олицетворением «Скала».

В этом театре Каллас никогда не пропускала ни одного спектакля, тогда как в Римской опере, например, могла не явиться на спектакль, сославшись на «дурное настроение». Ее постоянный партнер - Ди Стефано, также великолепный певец, как и его соперник Дель Монако. Соперничество же Каллас и Тебальди дошло до того, что в городе появляются клубы приверженцев той или другой певицы. Сторонников этих клубов часто приходилось разнимать полиции. Этой борьбы Тебальди не выдержала и уехала в Америку. В «Скала» она больше не вернулась.

В театре по-прежнему идут оперы, представляющие мировую классику, и выступают лучшие артисты разных стран. Первой советской певицей, выступившей в «Ла Скала», была Т. Милашкина. В спектаклях театра также участвовали В. Норейка, И. Архипова, М. Решетин, В. Атлантов, Е. Образцова, М. Гулегина и другие. Вообще интерес к оперным певцам довольно значителен. Л. Паваротти, давший в 1984 году концерт во Дворце спорта в Болонье, доказал, что у оперного артиста может быть ничуть не меньше болельщиков, чем у знаменитых футболистов.

Театр периодически выезжает на гастроли в Австрию, Германию, Великобританию, Бельгию, Канаду. Осенью 1964 года состоялись обменные гастроли «Ла Скала» в Москве и Большого театра в Милане. В 1974 году «Ла Скала» вновь гастролировал в России, в Москве. Один из ярких периодов в жизни театра был связан с именем Паоло Грасси, ставшего в 1974 году директором театра. Именно он показал театр всему миру, организовав масштабные гастроли. Именно он привлек в театр талантливых артистов и музыкантов.

В 1982 году при «Скала» был создан Филармонический оркестр. Его первый руководитель - Клаудио Аббадо , музыкант мирового масштаба. Концерты оркестра - всегда праздники для слушателей. C 1986 года театр возглавлял выдающийся дирижер Риккардо Мути . В театре гастролировали крупнейшие дирижёры Караян, Заваллиш, Клюитенс, Бём.

В 1955 году спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был открыт филиал «Ла Скала» - «Пиккола Скала». На малой сцене в 500 мест ставятся произведения композиторов XVII-XVIII и начала XIX веков, оперы, предназначенные для небольших ансамблей (камерного оркестра, хора и солистов), а также сочинения молодых авторов.

7 декабря 2001 года театр Ла Скала в последний раз открыл сезон оперой Верди «Отелло». Театр закрылся на реконструкцию, которая заняла три года (последняя реконструкция была после войны). На окраине Милана, в районе Бикокка, в суперсовременном здании театра дельи Арчимбольди 19 января 2002 года состоялась следующая за «Отелло» премьера: «Травиата».

В первые месяцы 2002 года началось строительство новой сцены и работы по обновлению зрительного зала, рабочих кабинетов, складских помещений. Координатор проекта - швейцарский архитектор Марио Ботта. Он должен был построить новую сценическую структуру, вне исторического здания восемнадцатого века. Следующее открытие сезона состоялось в старом здании 7 декабря 2004 года оперой Антонио Сальери «Признанная Европа».

«Ла Скала» (La Scala, полн. назв. - Teatro alla Scala) - оперный театр в Милане, один из крупнейших центров мировой оперной культуры. Открыт 3 августа 1778 специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». Здание построено в 1776-78 на месте церкви «Санта-Мария делла Скала» откуда театр получил своё назв. Строгое, в неоклассическом стиле театр. здание с безукоризненной акустикой (арх. Дж. Пьермарини) было одним из красивейших в мире. Неоднократно реставрировалось Во время 2-й мировой войны 1939-45 было разрушено-восстановлено в первоначальном виде инж. Л. Секки и вновь открыто в 1946.

До кон. 18 в. на сцене «Ла Скала» ставились также драм. спектакли, выступали популярные в то время труппы Т-ра марионеток и др., но оперные сезоны («карнавальные», «осенние», «весенние», «летние») сразу же стали регулярными; в период «карнавального» сезона ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время гл. обр. - оперы-буффа. В кон. 18 - нач. 19 вв. в репертуаре «Ла Скала» - произв. итал. композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, Н. А. Цингарелли, С. Майра. В 1812 на сцене т-ра прошла премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень», положившая начало т.н. россиниевскому периоду: «Ла Скала» первым пост. его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817), «Бьянка и Фальеро» (1819); одноврем. т-р ставил и др. уже широко известные произв. Россини. Также впервые были пост. оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822) и наиболее значит. произв. С. Меркаданте - «Элиза и Клаудио» (1821) и «Клятва» (1837).

Начиная с 30-х гг. 19 в. история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, мн. произв. к-рых были пост. здесь впервые, в т.ч. «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджа» (1833); «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» (1926) Пуччини. Во 2-й пол. 19 в. и в 20 в. основу репертуара по-прежнему составляют произв. итал. композиторов, в т.ч. впервые исполнены «Мефистофель» Бойто (1868) «Джоконда» (1876), «Марион Делорм» (1885) Понкьелли, «Валли» Каталани (1892), «Андре Шенье» Джордано (1896), а также мн. оперы Ф. Чилеа, Ф. Альфано, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казеллы, Дж. Ф. Малипьеро и др. Всё чаще на сцене «Ла Скала» осуществляются пост. произв. мировой классики и совр. композиторов. Впервые в Италии т-р ставит оперы «Фауст» (1862), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1889), «Зигфрид» (1899), «Парсифаль» и «Золото Рейна» (1903), «Евгений Онегин» (1900), «Пиковая дама» (1906); «Саломея» (1906), «Электра» (1909) и «Кавалер роз» (1911) Р. Штрауса, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1908), «Борис Годунов» (1909) и «Хованщина» (1926); «Короткая жизнь» де Фалья (1934), «Питер Граймс» Бриттена (1947), «Лисичка-плутовка» Яначека (1958), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1947), «Катерина Измайлова» (1964) и др. Здесь прошли первые пост. опер «Триумф Афродиты» Орфа (1953), «Давид» Мийо (1955), «Диалоги кармелиток» (1957) и «Человеческий голос» (1959) Пуленка, «Атлантида» де Фалья (1962).

В «Ла Скала» выступали выдающиеся итал. и иностр. певцы: в кон. 18 - нач. 19 вв. - К. Габриелли, А. Каталани, Ф. М. Феста, И. Кольбран, Дж. Б. Рубини, Л. Лаблаш, А. Тамбурини; с 30-х гг. 19 в. - Джудитта Гризи, Дж. Паста, Джулия Гризи, М. Малибран, Дж. Стреппони, А. Котоньи; в 70-90-е гг. 19 в. - Т. Штольц, И. Кампанини, С. X. Гайярре, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, Э. Кальве, X. Даркле, Н. Мелба, Р. Сторкьо, А. Бончи, Э. Джиральдони, Э. Карелли; с нач. 20 в. - Э. Карузо, Титта Руффо, Де Лука, Р. Страччари, Н. Де Анджелис, М. Баррьентос; в 10-20-е гг. 20 в. - Л. Бори, К. Галеффи, К. Муцио, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Безанцони, Т. Даль Монте, А. Пертиле; с 40-х гг. 20 в. - М. Канилья, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Симионато, Ф. Барбьери, Дж. Гуэльфи, Б. Христов, Г. Шутти, Г. Туччи, Ф. Корелли и мн. др.; здесь пели рус. артисты - Ф. Литвин, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, укр. певица С. А. Крушельницкая. В 19 в. в т-ре работали крупнейшие дирижёры - Ф. Фаччо, Л. Муньоне, Э. Маскерони, Р. Феррари. В 1898-1903 и 1921-29 гл. дирижёром «Ла Скала» был А. Тосканини, с деятельностью к-рого связан наивысший расцвет т-ра. Преемниками Тосканини стали А. Гуарньери и В. Де Сабата. В 40-60-е гг. 20 в. здесь регулярно выступали дирижёры В. Гуи, А. Вотто, Г. Сантини, К. М. Джулини, Дж. Гаваццени, Н. Сандзоньо, Ф. Молинари-Праделли и др. С 1968 гл. дирижёр т-ра - К. Аббадо.

Театр. сезон в «Ла Скала» продолжается с декабря по июнь. Осенью в т-ре проводятся симф. концерты. Наиболее значит. постановки 60-70-х гг. - «Богема» (1963), «Кольцо нибелунга» (1963); «Макбет» Верди (1964), «Хованщина» (1967 и 1971), «Борис Годунов» (1967); «Дочь полка» Доницетти (1968), «Осада Коринфа» (1969; впервые в 20 в.) и «Севильский цирюльник» (1969) Россини, «Норма» (1972). В труппе т-ра (1975): певицы - Ф. Барбьери, Ф. Коссотто, И. Лигабуэ, Л. Маральяно, Р. Орланди-Маласпина, М. Ринальди, А. М. Рота, М. Сигеле, Р. Скотто, М. Френи; певцы - К. Бергонци, И. Винко, В. Ганцаролли, Дж. Гуэльфи, Н. Гяуров, К. Кава, Р. Капекки, П. Каппуччилли, Л. Паваротти, Б. Преведи, Дж. Раймонди, М. Серени, Д. Чеккеле и др. В т-ре также выступают известные заруб. певцы - Т. Берганса, П. Глоссоп, Р. Креспен, П. Лоренгар, М. Кабалье, Б. Силе, П. Доминго, Р. Массар, Б. Нильсон, Л. Прайс, Дж. Сатерленд, М. Тальвела, С. Юринац и др.; дирижёры - Г. Караян, А. Клюитенс, В. Заваллиш, Ж. Претр и др. Первой сов. певицей, выступившей в «Ла С.», была Т. А. Милашкина («Битва при Леньяно» Верди, 1961). В спектаклях «Ла Скала» участвовали также В.-К. Л. Норейка («Мадам Баттерфляй», 1966), И. К. Архипова («Хованщина», 1967, 1971; «Борис Годунов», 1967, 1973), М. С. Решетин («Хованщина», 1967), Л. А. Никитина («Борис Годунов», 1967), В. А. Атлантов («Тоска», 1975), E. В. Образцова («Вертер», 1976). С 60-х гг. в «Ла Скала» стажировались молодые советские певцы.

Т-р периодически выезжает на гастроли (Австрия, Германия, Великобритания, Зап. Берлин, ФРГ, Бельгия, Канада). Осенью 1964 состоялись обменные гастроли - «Ла Скала» в Москве и Большого т-ра в Милане, послужившие началу творч. сотрудничества двух коллективов; в 1974 «Ла Скала» вновь гастролировал в Москве.

26 дек. 1955 спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был открыт филиал «Ла Скала» - «Пиккола Скала». Здесь, на малой сцене (зал на 500 мест), ставятся произв. композиторов 17-18 и нач. 19 вв., оперы, предназначенные для небольших ансамблей (камерного оркестра, хора и солистов), а также соч. молодых авторов. Среди опер, поставленных в 60 - нач. 70-х гг. на сцене «Пиккола Скала»: «Язык цветов» Росселини (премьера, 1963), «Несчастный Орфей» Мийо, «Груди Терезии» Пуленка, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Возвращение Улисса» Монтеверди, «На дне» Тести (по М. Горькому; премьера, 1966), «Герои Бонавентуры» Малипьеро (премьера, 1969), «Поворот винта» Бриттена.

В. В. Тимохин

История балета

Со дня основания театра «Ла Скала» балет занимал значительное место в его репертуаре. В день открытия вместе с оперой «Признанная Европа» Сальери были показаны балеты: «Пафио и Мирра, или Кипрские пленники» Сальери (балетмейстер Легран) и «Умиротворённый Аполлон, или Появление Солнца после падения Фаэтона» де Байу (балетмейстер Дж. Канциани).

Первые десятилетия существования театра тесно связаны с деятельностью балетмейстеров: Г. Анджолини (1779-1803 с перерывами), Д. Росси, П. Франки, Ф. Клерико, Л. Дюпена, Г. Монтичини, У. Гарсия и Г. Джоя.

На рубеже 18-19 веков здесь работали: танцовщицы - Вулькани, Пелозини, Р. Клерико-Панцери, К. Питро-Анджолини, А. Трабаттони, Т. Монтичини, Т. Коралли, Ф. Анджолини; танцовщики - братья Вулькани, Фабиани, Франки, Г. Вестрис; художники-декораторы - П. Гонзаго, К. Каччанига, Ф. Фонтанези, Г. Галлиари и др.

В 19 веке труппа «Ла Скала» стала одним из центров балетного искусства Европы. В 1813 при театре была основана балетная школа, где преподавали Л. Ла Шапель, К. Вильнёв, Гарсия. С 1812 в труппе работал С. Вигано, поставивший свои хорео-драмы: «Творения Прометея» (1813), «Гуситы под Нейбургом» (1815), «Отелло, или Венецианский мавр» (1818), «Весталка» (1818), «Титаны» (1819), «Жанна д’Арк» (1821) - все на сб. муз.

На сцене «Ла Скала» выступали крупнейшие танцовщицы: Ф. Черрито (1838-43), М. Тальони (с 1841), Ф. Эльслер (1838-48). В 1837-50 школу «Ла Скала» возглавлял К. Блазис (совместно с А. Рамаччини), после него - О. Юс.

Во 2-й половине 19 века в «Ла Скала» работали балетмейстеры П. Тальони, Дж. Казати, А. Кортези, И. Монплезир, Дж. Рота и др., постановки которых ознаменовали кризис романтического балета. Ставились балеты-феерии Л. Манцотти («Эксцельсиор», 1881; «Любовь», 1886; «Спорт», 1897) и его продолжателей и эпигонов - А. Коппини, Дж. Пратези и др.

В то же время балетная школа воспитала плеяду выдающихся танцовщиц, получивших широкую известность: Г. Сальвиони, Р. Сангалли, Ф. Брамбилла, А. Грасси, А. Белла, Ч. Черри, К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки.

С конца 90-х годов балетная труппа и школа переживали длительный период застоя. Новый этап развития балетной школы начался с приходом на преподавательскую работу О. И. Преображенской, а затем Э. Чеккетти (1925-28), которого сменила Ч. Форнароли (1928-33).

В 30-40-х годах труппа пополнилась талантливыми танцовщицами. В 50-60-е годы школой руководила Э. Балнс, с середины 70-х годов - А. М. Прина.

Возрождение балета в «Ла Скала» связано с приходом балетмейстера А. Миллоша (1924-75, с перерывами), ставившего балеты И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, С. С. Прокофьева и современных итальянских композиторов (А. Казелла, Г. Петрасси, Ф. Малипьеро, Л. Даллапиккола, В. Букки, Л. Берио, Р. Влада, Н. Рота и др.).

В театре работали художники: М. Помпеи, Дж. Де Кирико, Э. Прамполини, Р. Гуттузо, Н. А. Бенуа и др.

С 1976 труппой руководит П. Добриевич. В репертуаре балеты классического наследия: «Коппелия», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; постановки Дж. Баланчина, М. Бежара, С. Лифаря и др.

Среди постановок конца 70-х годов (в скобках фамилии балетмейстеров): «Дафнис и Хлоя» (1975, Ж. Скибин); «Симфония псалмов» на музыку Стравинского (М. Шпаремблек), «Буря» на музыку Сибелиуса (Л. Гай), «Отелло» на музыку Дворжака (Дж. Батлер), «Ромео и Джульетта» (Р. Фашилла по Дж. Кранко) - все в 1976; «Золушка» (П. Бортолуцци); «Дон Жуан» Глюка, «Бунт Сизифа» Петрасси (Миллош) - все в 1977.

В труппе (1977): солистки - Л. Кози, Л. Савиньяно, А. Аккола, М. Каваньини, Б. Джерольди, Р. Ковач, Э. Морини, А. М. Рацци; солисты - Р. Фашилла, М. Пистони, А. Моретто, Д. Морганти, П. Подини, Б. Теллоли, Б. Весково.

В «Ла Скала» выступали балетные труппы и солисты из других стран.

Когда турист, впервые попавший в Милан, видит здание театра, то искренне недоумевает – это приземистое серое здание и есть самый роскошный оперный театр мира Ла Скала? Но итальянцы знают: настоящая красота – она может скрываться внутри, за неприметным фасадом.

История

История «великой оперы» берет начало во второй половине XVIII столетия , когда в Милане сгорел городской театр, а городская аристократия, охочая до «зрелищ», требовала спешно возвести новый. Для этого 90 самых влиятельных граждан Милана выделили деньги – в общей сложности 1 миллион итальянских лир. Архитектор Джузеппе Пьермарине, которому и было поручено строительство, спешно подыскивал место для нового театра.

На одной из улиц архитектор приметил здание, бывшее когда-то церковью Санта-Мария-делла-Скала. Церковь была построена в XIV веке (1381 год) и получила свое имя от покровительницы из Вероны – Беатриче делла Скала .

При раскопках фундамента внезапно обнаружилась большая мраморная плита, на которой было выбито изображение знаменитого древнеримского мима – Пилада. Это было воспринято как добрый знак и благословение «свыше» на строительство театра.

Пьермарине решил не акцентировать внимание на внешнем обустройстве здания (которое построено как типичный образец неоклассического стиля), а сделать акцент на интерьере . Что касается названия, то здесь долго размышлять не пришлось: театру дали название, которое носила церковь (Санта-Мария-делла-Скала), только в несколько сокращенном варианте – Ла Скала.

Построено здание театра было всего за 2 года, что по тем меркам считалось довольно быстрым – в 1778 году. Уже в августе этого года на сцене оперного театра состоялся первый премьерный показ - опера «Признанная Европа» (композитор – А.Сальери).

Спустя 20 лет с легкой руки Стендаля театр «Дела Скала» называют «первым театром мира» . Отчасти это произошло оттого, что многие годы Италия находилась под владычеством австрийцев, и из-за территориальной близости Милана к Вене императрица Мария-Терезия избрала Милан оперной столицей мира. Сюда съезжались именитые приглашенные и не менее именитые звезды оперы и балета.

В XVIII люди приезжали в театр не только ради представлений : на втором этаже была организована игра в карты, устраивались шикарные балы. Случалось так, что люди даже не заходили в зал, чтобы посмотреть на постановку, а так и оставались за карточным столом.

Жизнь театра не замирала даже в годы II мировой войны. В 1943 году при бомбардировке города Ла Скала был почти полностью разрушен , но артисты продолжали репетировать в полуподвальных помещениях и выступления стали более камерными. В 1946 году театр был восстановлен из руин. Львиную долю средств на восстановление выделил дирижер театра – Артуро Тосканини.

Здесь состоялись премьерные спектакли Дж. Россини, Г.Доницетти, Г. Беллини, Дж. Верди, Д.Чимарозы. Здесь выступали лучшие оперные голоса – Рената Тибальди и Мария Каллас, Пласидо Доминго и Монтсеррат Кабалье, Энрике Карузо, Марио дель Монако и другие. Представители России также не были обойдены вниманием: на сцене Ла Скала публика аплодировала Ф. Шаляпину, Л.Собинову, Р. Нуриеву.

Здание сегодня и фото

Зрительный зал театра Ла Скала в Милане отличается идеальной акустикой. Форма зала полукруглая, в виде подковы. Самыми престижными местами в зрительном зале являются ложи : как правило, они выкупаются влиятельными и богатыми семействами, знаменитостями, и нередко – на весь сезон сразу. Таких лож в зале 194.

Зрительный зал после реставрации (2002-2006 годы, под руководством М.Ботта) вмещает до 2015 человек . Антураж остался практически неизменным, а вот технические возможности возросли многократно.

На сцене ставятся как современные, так и классические произведения. И если ранее в репертуаре были постановки только итальянских авторов и режиссеров, но сегодня ради постановок в Ла Скала приглашаются режиссеры и постановщики не только со всей Италии, но и из-за рубежа. Например, в 2013 году на сцене Ла Скала прошел дебют оперы А. Раскатова «Собачье сердце» (под управлением В.Гергиева).

В правом крыле здания находится музей Ла Скала, открытый в 1913 году . Здесь хранятся раритеты, завещанные композиторами и исполнителями, предметы частных музыкальных коллекций, переданных в дар музею, а также есть библиотека театрального фонда.

Можно полюбоваться на реквизит и шикарные костюмы, в которых выступали те или иные звезды – расшитые золотом бархатные камзолы, платья с кринолинами и роскошные аксессуары.

Узнайте больше о театре из этого фильма:

Время работы, стоимость билетов

Стоимость билета в залы музея – 6 евро (групповые экскурсии – 4, детские билеты – 3 евро).

Время работы залов музея: с 9 до 12 и с 14 до 17.30 часов.

Цена билетов в театр (в среднем):

  • Опера в Ла Скала: от 30 евро в галерее до 225 евро (партер).
  • Концерты : от 38 до 70 евро.
  • Балетные постановки : от 65 до 140 евро.

Цена зависит от типа постановки, является ли постановка премьерной или нет, от участия приглашенных звезд. Стоимость билета на ту или иную постановку может достигать до 2000 евро .

Билеты поступают в кассы театра за 2 месяца до даты показа. Лучше всего их бронировать непосредственно на официальном сайте (http://www.teatroallascala.org/en/index.html), либо на специализированных сайтах по продаже билетов.

Можно, конечно, приобрести билет в театральных кассах непосредственно в день показа – но это дело случая.

Все билеты в Ла Скала являются именными : купленный билет нельзя вернуть, передарить кому-то. Исключением являются лишь личные приглашения в забронированную ложу – но таких приглашений удостаиваются единицы.

Помимо посещения театра ради оперы или балетной постановки, в Ла Скала можно попасть с экскурсионной группой. Экскурсии бывают ежедневно, с 9.30 до 18 часов . Продолжительность – 2 часа. Фотосъемка в помещении разрешена.



Загрузка...
Top