Жизнь коротка искусство долговечно удобный случай. «Жизнь коротка-искусство вечно» (Античный афоризм) (ЕГЭ обществознание)

В Ars longa, vita brevis. Гиппократ

Распространенное латинское изречение Ars longa, vita brevis или Vita brevis, ars longa чаще всего переводят как Жизнь коротка, искусство вечно .

Солнце. Антология философских камней (? - как корректно перевести?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Language: Latin, English, Greek. Dimensions in mm: 150 x 100 (140 x 75). Paper codex. The British Library. Sloane 1171, f. 100v. Sun.

Встречаются варианты:
Искусство - продолжительно, жизнь - коротка.
Искусство долговечно, жизнь коротка.
Искусство долговременно, жизнь коротка.
Искусство долго - жизнь кратка.
Жизнь коротка, наука обширна.
Жизнь коротка, искусство обширно.
Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.

Но, это неверное понимание фразы, по крайней мере, не совсем верное.

Предпочитаю перевод:
Путь искусства долог, а жизнь коротка - он точнее передает смысл.


Можно также:
Путь науки долог, жизнь коротка.
Жизнь коротка, наука необъятна.
Область науки безгранична, а жизнь коротка.

2.

Солнце и дракон. Антология философских камней (?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. BL Sloane 1171, ff. 100v-101. Sun and dragon. Ink drawing with washes of the sun and a dragon, in the Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England.

Vita brevis, ars longa - латинская форма начала «Афоризмов» Гиппократа (ок.460-ок.370 до н.э.) - "отца медицины", великого древнегреческого мыслителя, естествоиспытателя, врача, основоположника современной медицинской этики. [Гиппократ. Афоризмы, I, 1] . У Гиппократа речь шла об искусстве врачевания.

3.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Гиппоктат. Гравюра, 1638 / Hippocrates, engraving by Peter Paul Rubens, 1638. Courtesy of the National Library of Medicine. commons.wikimedia.org/wiki/File:Hippocra tes_rubens.jpg

В античности наука и искусство объединялись в одно понятие. Древнегреческому слову техне /τέχνη /techne соответствует латинское ars. В латинском языке не было различий между понятиями «искусство» и «наука»: их смысл передавало слово «ars» - цельное учение, формулирующее и кодифицирующее практические правила.

Говоря об «искусстве», Гиппократ имел в виду, естественно, не художественное творчество, а медицину. Смысл этого сопоставления в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни.

«Отсюда, — пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем труде «О краткости жизни», - известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно». [Сенека «О быстротечности жизни», I, 1 ] . Благодаря Сенеке изречение и закрепилось в латинской форме.

4.


Асклепий в поездке на острове Кос. Гиппократ слева. Античная мозаика. Асклепион. Остров Кос / Kos, Asclepeion. "Kos, Asclepeion: Asclepius (in the center) visits Kos, left Hippocrates, right some person from Kos". via .

В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно / лат. Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile / греч. Ὁ βίος βραχύς, ἡ δὲ τέχνη μακρή, ὁ δὲ καιρὸς ὀξύς, ἡ δὲ πεῖρα σφαλερή, ἡ δὲ κρίσις χαλεπή..

Выражение стало популярным после того, как Иоганн Вольфганг Гёте повторил его в своей трагедии «Фауст» в форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка»:

Фауст
Но я хочу!

Мефистофель
Я понимаю это;
Боюсь я за одно, в одном лишь мой протест:
Ars longa, vita brevis est.

Фауст
А я осилю все.

Мефистофель
Похвально.
Но жизнь, к несчастью, коротка,
А путь до совершенства дальний,
Нужна помощника рука.

[Гёте, «Фауст». Часть I, сцена 1.]

6.

Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825). Художник, приведенный в отчаяние величием обломков древности, 1778-1779 / Henry Fuseli (1741-1825). The Artist Moved by the Grandeur of Antique Fragments. 1778-1779. Red chalk on sepia wash. 415x355 mm. Kunsthaus Zürich. via

Слова древнегреческого врача - о краткости отдельной жизни; лишь научные знания, передаваемые из поколения в поколение, продлевают эту жизнь. За плечами Гиппократа было больше десяти поколений асклепиадов, профессиональных жрецов медицины. А после Гиппократа прошло уже 2,5 тысячи лет.

Как бы то ни было, во всех возможных вариантах перевода Vita brevis, ars longa вопросов по поводу того, что жизнь коротка не возникает. Ибо, жизнь коротка, наука и искусство безграничны, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно.

Источники, литература , примечания:

Гиппократ. Афоризмы, I, 1; перевод с греческого проф. В.И.Руднева, с. 696 //Гиппократ. Избранные книги. М., 1936 / Цитата из "Законы" - там же, с.94.
Руднев Владимир Иванович (1870-1951) - первый и единственный переводчик Гиппократа на русский язык. Хотя, может быть сейчас и появились новые переводы.
Латинско-русский словарь. Составитель А.М.Малинин. Ответственный редактор А.Н.Попов. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва, 1952. Стр. 760.
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912. - Искусство долго — жизнь кратка.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. - Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений // Автор-составитель Вадим Серов // Буква Ж // Жизнь коротка, искусство вечно . То же самое содержимое копируется на множестве сайтов, в том числе:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Жизнь коротка - искусство вечно . Античный афоризм

искусство духовный философ эстетический

Выбранный мной античный афоризм: ”Жизнь коротка - искусство вечно” относится к философии. Философия - это наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и направленная на выработку системы взглядов на мир и место человека в нём.

Общей темой этого античного афоризма является искусство. Искусство - вид духовно-практической деятельности, направленный на художественное осознание и эстетическое освоение мира. Возникновение искусства восходит к истокам человеческой истории. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности -- живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими -- художественно-образными -- формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово ”искусство” относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается, умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Об искусстве размышляли многие великие люди. Например, эссе испанского философа и социолога Хосе Ортеги-и-Гассета рассказывает о противостоянии ”искусства для избранных” и ”искусство для масс”. Русский философ европейской культуры и искусства Михаил Михайлович Бахтин писал: «Искусство и жизнь не одно и тоже, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности».

В древнем античном афоризме ”жизнь коротка, а искусство вечно” говорится о вечных ценностях. Когда мы смотрим на древние скульптуры, мы понимаем что они никогда не теряют своего великого смысла, или когда в литературе поднимаются вечные темы, например: любовь, дружба, смерть, они тоже никогда не теряют своей актуальности в любые времена. Уже наскальные рисунки первобытного охотника воплощали в себе зарождавшиеся эстетические способности человека: в них рождалась фантазия воображение, развивалась способность к общению. Это была предыстория искусства, проложившая путь к его становлению и развитию.

В древние века люди в среднем жили по 30-40 лет. Если соотносить человеческую жизнь и всё время существования земли, то оказывается, что жизнь человека очень коротка. Например, можно взять Михаила Юрьевича Лермонтова, который прожил всего 27 лет, но за свою короткую жизнь написал огромное количество литературных произведений, которыми мы гордимся до сих пор.

Поэмы Гомера ”Илиады” и ”Одиссеи” сохранились и до наших врёмен, хотя сам Гомер жил в ХIII веке до нашей эры. В то время он читал свои произведения, а люди их запоминали и потом записывали или по памяти передавали по наследию. В наше время они очень почитаемы во всём мире.

Я полностью согласен с данным античным афоризмом. Для примера можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который прожил всего 38 лет, но оставил огромное литературное наследие, почитаемое во всём мире по сей день, и всё это благодаря вечным темам, о которых он писал в своих произведениях: любовь, дружба, смерть, одиночество.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2008

    Биография Артура Шопенгауэра. Наследие великого философа. Феноменальность нашего мира. Земное счастье. Резкая критика философов-оптимистов. Смерть как важнейший фактор человеческого существования. Страх человека перед смертью. Отношение человека к жизни.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Понятие судьбы и смысла жизни человека. Осознание неизбежности смерти. Понятие судьбы, как промысла, провидения. Элементы уникальной духовной жизни человека. Созерцание и воплощение божественного начала в человеке. Судьба и жизненный путь человека.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Жизнь и смерть как вечные темы духовной культуры. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Осознание единства жизни человека и человечества. История духовной жизни человечества. Понимание смысла жизни, смерти и бессмертия мировыми религиями.

    реферат , добавлен 28.09.2011

    Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Философские, религиозные, научные и политические воззрения великих философов от античности до наших дней. Описание взглядов европейских, арабских, русских философов на происхождение общества и государства, познание истины, бытия, диалектические идеи.

    реферат , добавлен 21.10.2009

    Духовная жизнь человека как особая сфера мира явлений, область субъективного внешнего мира. Реальность человеческого бытия. Любовь как раскрытие индивидуальной личности чужой души. Духовно-нравственная ценность любви. Проблемы выбора мировоззрения.

    статья , добавлен 30.09.2012

    Марксистская концепция искусства как формы общественного сознания. Личное, национальное, межнациональное и общечеловеческое в искусстве. Отражение интересов народа и его миросозерцания. Взаимодействие разных национальных культур в творчестве художников.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Влияние духовно-исторической ситуации времени на отношение Мартина Лютера и Карла Барта к проблеме взаимодействия Бога и человека. Методологический подход философов к реконструкции текста "Послания к римлянам". Оценка религии, этики, социальной сферы.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2013

    Изучение истории поисков смысла жизни. Эволюция формулы смысла жизни античного и средневекового человека, во времена Возрождения и Просвещения. Смысл и бессмысленность, самоочевидность истинного бытия. Основные положения сократовской формулы смысла жизни.

В жизни, в природе и в культуре, существуют две разнонаправленные силы, центробежная и центростремительная.
Центробежная сила (centrifugal force ) – сила, бегущая от центра

центростремительная сила (centripetal force ) – сила стремящаяся к центру

Во всём мире идут братоубийственные войны, а человек мечтает о всеобщем братстве.

На свете насчитывается около семи тысяч языков, а человек до сих пор пытается создать единый язык, который понимали бы все, или найти останки праязыка.

И среди множества форм искусства хотят найти хотя бы одно, универсальное (музыку, например ).

Психологи любят задавать такие вопросы своим пациентам, когда тестируют их умственные способности:
“К чему вы склонны больше – считать, что все люди разные или, что все одинаковые?”

У Марселя Пруста в одном из его романов, герой не может долгое время находиться вместе с женщиной под одной крышей. Она это видит и уходит.
Через некоторое время мужчина понимает, что ему её не хватает. Он её зовёт, она приходит. Через короткое время всё повторяется. Они оба всё видят, но сделать ничего не могут.
Что же их держит?

А обе эти силы: убежать (centrifugal force ) и остаться (centripetal force ).

А центр, естественно, он-любимый.

Такая вот жизнь внутри порочного круга (circulus vituosus ).

А есть ли выход из него?
Вопрос на засыпку.

А мы вернёмся к языку.
Centrifugal force = Centri +fugal

fuga – fugo āvī, ātum, āre – обращать в бегство (f. hostes); прогонять (aliquem a Cumis ; ira pietatem fugat, iramque pietas)

fugacious быстро исчезающий, мимолётный, недолговечный, преходящий, скоротечный

the fugacious nature of life and time - скоротечность жизни и времени

Музыканты знают, как текуча фуга.
Итак, centrifugal force – центробежная сила (запоминаем слово ‘фуга’).

centripetal force = centri +petal (представим цветок с лепестками )

Если вы всё внимательно прочли и через себя пропустили, да еще кому-то рассказали по-английски, то этого вы уже не забудете никогда.

А это подарок:
Фуга Плясовая-И.С.Бах
«Fugue-plyasovaya» to the fugue BWV 953 by J.S.Bach

Учитесь вместе с нами. Это так увлекательно!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Сегодня – 12 мая 2011 года – официальный старт
новой видеопрограммы Увлекательного Английского

КОТОРУЮ МЫ ВАМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРЕДСТАВЛЯЕМ
" The art of English:
how it is used by English speakers "

http://сайт/mastery.htm

Программа вся, целиком и полностью, нацелена
на развитие и улучшение ВАШЕГО РАЗГОВОРНОГО АНГЛИЙСКОГО.
Уровень занимающихся – выше начального.

Основное внимание в видео программе уделено пополнению фразового запаса:

    – на примере современной разговорной речи
    – простые и верные фразы
    живая, ненадуманная речь увлеченных людей

    – продолжаем активизировать все наши пассивные речевые запасы
    – при помощи подробных заданий и образцов
    – организуем свою речь с помощью верного ритма и интонации

    – основный материал – видео файлы ,
    в которых говорят носители
    – подробные сопроводительные задания помогут усвоить материал полностью

    три недели основных занятий (21 день регулярной практики)
    плюс ценные бонусы , усиливающие эффективность занятий по программе.


Программа будет интересна и полезна всем,
кто неравнодушен как к английскому языку, так и к его носителям,
потому что без внимания к людям язык незачем осваивать.
Ну и конечно, программа будет очень полезна
как вспомогательный материал раздела Speaking
для всех, кто готовится сдавать международные языковые тесты или экзамены.


Познакомится с подробным описанием программы Вы можете на этой странице:

А ТАКЖЕ – только на время стартового периода
с 12 по 28 мая 2011 года
Вы можете воспользоваться
СПЕЦИАЛЬНЫМ ВЫГОДНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ:

С 29 мая по завершении стартового периода
стоимость новой программы будет увеличена на 30%.
Вам – нашему постоянному читателю –
мы сообщаем об этом заранее, чтобы у вас была возможность
эффективно распорядиться своими средствами.

Проходите по ссылке для оформления счета на
Новый Увлекательный и Эффективный ВидеоКурс
"The Art of English"
http://at-english.com/om/order/mastery
оформляйте и оплачивайте счет
по самой выгодной стоимости

Счет будет действителен только до 29 мая .
Поэтому не медлите – оформляйте заказ прямо сейчас.

Но и это еще не все – только с 12 по 20 мая -
у нас есть для Вас о выгодное предложение,
которым Вы можете воспользоваться – только в течение недели:

только с 12 по 20 мая 2011 года Вы можете приобрести
Увлекательный подробный трехмесячный разговорный тренинг
"I Speak English!"
( – прочтите о курсе подробнее)

И получить
Новый Курс "The art of English"
просто в подарок
Вот ссылка для оформления счета по такому выгодному предложению 2 in 1 :
http://at-english.com/om/order/ispeak
оформляйте счет на программу "I Speak English!" без купонов скидки (такие платежи в акции не участвуют),
оплачивайте его до 20 мая
и получайте Новый Курс "The art of English" просто в подарок.

Действуйте! До встречи на страницах новой видеопрограммы "The art of English", друзья!
И помните главный секрет успеха –
много-много-много работы,
отношение к жизни, как к игре,
и умение "держать язык за зубами" (то есть не пытаться объяснять всем – как это в сущности здорово, относиться к жизни, как к игре:)

See you soon!
Действуйте!

Жизнь - коротка, друзья мои! Увы. Увы...
Года - песчинки в суженных часах, песочных.
И караван несёт секунды по степи,
Своим невозмутимым шествием - в день, ночью.
На лошади судьбы скачу, и без седла,
Укутан черной ложью, покрывала ночи.
Умом понятно мне - любовь твоя ушла,
Но, не моя, ты знай, союз наш прочен!
Пусть трепетать мне вечно в солнечно огне,
Не предстоит, искра я, от костра, в пустыне.
И, улетая в небо, стал песком, в стене,
Я не обижу никого. Клянусь! Отныне...

Жизнь коротка течением песка в часах,
Но, если караван несет секунды эти
Своим невозмутимым шествием, тогда
Ты точно понимаешь бесконечность света.

На лошади судьбы скачу, но без седла,
Укутан, словно ложью – покрывалом ночи,
Понятно мне умом – любовь твоя ушла,
Но, не моя, поверь, от боли мозг мой сочен.

Пусть трепетать мне вечно в солнечном огне,
Не предстоит, как искрам от костра в пустыне,
Их поглотило небо, я песок в стене,
И не обижу никого, клянусь, отныне.

Чела коснётся время дланью,
Избороздит лоб след морщин.
Обложен Неба будет данью,
И Зверь, и раб, и господин.

Людей закон и Закон Божий,
Всегда разнятся меж собой.
Мирской на правду - лишь похожий,
Народу служит он уздой.

Законов Божих мы не знаем,
Не передаст их косность слов.
В потёмках лжи их мы блуждаем,
Распяв средь нас Его сынов.

Масштаба Вечности Вселенной,
Не в силах мы объять умом.
И всё измерив своей мерой,
Реальность искажаем в нём.

Жизнь коротка и время дланью...

А он говорил, что для эволюции, ценность каж-
дой личности, неоспорима, даже если она не
реальна и очень даже мнима, а мера давала у-
дар, (разрывала пространство, на части и числа,
дробила, стирала его в порошок, видно не оче-
нь, она, его и любила, или делала вид, казалась
или просто, смеялось в лицо, над ним, (над про-
странством, она, мера), издевалась. А собствен-
но, что тут плохого? Принципа неопределённости
«скок», небылицы, частицы, никто, не мог опреде-
лить сразу, её...

Пролетела молодость, проскочила!!!
Да! В степь красавицу донскую, укатила…
Вчера кудри в степях развивались!
Да! Красавицы вокруг улыбались.
А сегодня на голове седина в висках…
Да! В душе по жизни, пробивает страх!
Политик в мире не может угомониться,
В превосходстве на планете стремится.
Гонку вооружения безумно погнали…
Триллионы в неё повсюду вогнали!
Хотя не все на планете хорошо живут,
Многие граждане в нищенстве мрут.
Коль гонка вооружения, обороты набрала!
Знать на планете...

Мама, жизнь короткая такая,
Это небо не зовёт меня!
Я, своим изъянам потакая,
Буду ждать верховного огня!

Ведь кому-то я принес лишь горе,
Кто-то злился от горячих слов.
Я ж любил сверкающие зори
И небес синеющий покров.

Я стремился к счастью - что скрывать-то?
Мне казалось, радость так близка!..
Но мои родные, сёстры, братья
Лишь крутили пальцем у виска.

Потому, моя родная мама,
Я могу тебе лишь рассказать,
Что теперь я вовсе не упрямый,
Что хочу домой прийти опять.

Жизнь коротка, искусство вечно.

Оглавление

    Введение

    Основная часть

2.1.Понятие искусства.

2.2.Виды искусства

2.3.Функции искусства

2.4.Роль искусства в жизни человека

2.5.Жизнь коротка, искусство вечно.

    Заключение

    Литература

1. Введение.

Работу над темой «Роль искусства в жизни человека» я выбрала потому, что мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет искусство, какова роль искусства в жизни человека, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.

Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает меня проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества.

Перед началом работы я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. Задав им несколько вопросов с целью выявления их отношения к искусству. Получились следующие результаты.

Всего анкетируемых человек.

    Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?

Большую %

Никакую %

Помогает жить %

    Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?

Красоте %

Пониманию жизни %

Правильным поступкам %

Расширяет кругозор %

Ничему не учит %

    Какие виды искусства вы знаете?

Театр %

Кино %

Музыка %

Живопись %

Архитектура %

Скульптура %

Другие виды искусства %

    Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?

Увлечены %

Не увлечены %

    Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?

Да %

Нет %

Анкетирование показало, что работа поможет людям понять значимость искусства и привлечёт, думаю, многих, если не к занятиям искусством, то вызовет интерес к проблеме.

Эта работа имеет и практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы для подготовки к сочинению по литературе, для устных выступлений на уроках по ИЗО, МХК, а в дальнейшем для подготовки к экзаменам.

Цель работы : доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека; вызвать интерес людей к миру искусства.

Задачи - раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, рассмотреть основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Проблемные вопросы : Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир?

Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»?

Что такое искусство? Когда, как и почему возникло искусство?

Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

Ожидаемый результат

После ознакомления с моей работой предполагается более высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; понимания места и роли искусства в жизни людей.

2. Основная часть

2.1.Понятие искусства

«Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» -
сказал писатель

Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.

Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

В первобытном обществе зарождается с видом как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху , достигло расцвета около 40 тыс. лет назад, и было социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами - изображениями на земле, дендрографами - изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, и скульптурой.

Появление искусства связывают с , и , в том числе обусловленными - представлениями.

Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в единстве с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать.

Таким образом, искусство - это разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда - будь то орудие, инструмент, машина или средство поддержания жизни - создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении.

А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

2.2. Виды искусства

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:

1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;

2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература;

разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки;

разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

2.3. Функции искусства

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, в богатстве своих чувственных проявлений.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, имеет направленность. Это может быть какая-то политическая цель, комментарий социального положения, создание определенного настроения или эмоции, психологическое воздействие, иллюстрация чего-либо, продвижение продукта (в случае рекламы) или просто передача некоего сообщения.

    Средство коммуникации. В своей простейшей форме искусство представляет собой средство коммуникации. Как и большинство прочих способов коммуникации, оно несет в себе намерение передать информацию аудитории. Например, научная иллюстрация - тоже форма искусства, существующая для передачи информации. Ещё один пример такого рода - географические карты. Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.

    Искусство как развлечение . Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.

    , искусство ради политических перемен. Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические перемены. Направления, появившиеся для этой цели, - , , русский , - собирательно именуют .

    Искусство для психотерапии. Психологи и психотерапевты могут использовать искусство в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.

    Искусство для социального протеста, ниспровержения существующего порядка и/или анархии. Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а ограничиваться критикой существующего режима или каких-то его аспектов.

2.4. Роль искусства в жизни человека

Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Бертольд Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу не сопровождало бы искусство, . Где и когда бы ни жил , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

Группа исследователей под руководством профессора Марины де Томмазо из университета города Бари Италия, установила, что красивые картины могут снижать боль, пишет сегодня Daily Telegraph. Ученые надеются, что новые результаты убедят больницы и госпитали больше заботится об украшении помещений, в которых находятся больные.

В ходе исследования группу людей, состоящую как их мужчин, так и их женщин, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или не показывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда люди наблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущает в три раза менее интенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену.

Не только дети, но часто и взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. Мы живем по правилам, понуждаем себя постоянными «Нужно, нужно, нужно...», забывая о наших желаниях. Из-за этого возникает внутреннее недовольство, которое человек, будучи существом общественным, пытается держать в себе. В результате же страдает организм, ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит к различным болезням. Творчество в этом случае помогает снять эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания с окружающими. Конечно, это может быть не только рисование, но и аппликации, вышивка, фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так или иначе относящееся к искусству.

Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их продумывать, определять свое мировоззрение, направлять поведение личности.

Литература является для людей школой чувств и познания действительности и формирует представление об идеальных поступках людей, о красоте мира и отношений. Слово - великая тайна. Его магическая сила заключается в способности вызывать яркие образы, переносить читателя в иной мир. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Благодаря литературе мы становимся образованнее, узнаем историю своих предков.

Велико влияние музыки на человека. Человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный эффект. Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой. Не является секретом, что искусство может лечить.

Изотерапия, танцевальная терапия, лечение музыкой - это уже прописные истины.

Создатель музыкальной фармакологии ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского, «Лесного царя» Шуберта, оду «К радости» Бетховена. Он утверждает, что эти произведения способствуют ускоренному выздоровлению. А исследователи калифорнийского университета экспериментально доказали, что после 10 минутного прослушивание музыки Моцарта тесты показали повышение коэффициента интеллектуальности у студентов на 8-9 единиц.

Но не всякое искусство лечит.

Например: Рок музыка - вызывает выделение стресс-гармонов, которые стирают часть информации в мозгу, вызывают агрессию или депрессию. Русский психолог Д. Азаров отмечает, что есть особое сочетание нот, он назвал их музыкой-убийцей., прослушав несколько раз такие музыкальные фразы, у человека появляется мрачное настроение и мысли.

Колокольный звон быстро убивает:

    тифозные бактерии

    вирусы.

Классическая музыка (Моцарт и др.) способствует:

    общему успокоению

    повышению выделения молока (на 20%) у кормящих матерей.

Ритмичные звуки некоторых исполнителей за счёт прямого воздействия на мозг способствуют:

    выбросу стрессовых гормонов

    ухудшению памяти

    ослаблению (через 1-2 года) общего состояния (особенно при прослушивании музыки в наушниках).

Мантра, или медитативные звуки "ом", "аум" и др., имеют вибрирующий характер.
Вибрации поначалу способствуют активизации тех или иных органов, мозговых структур. При этом в кровь выбрасывается много различных гормонов. (Вероятно, это помогает выполнять монотонную работу с меньшими энергозатратами).

Вибрирующие звуки вызывают

    удовольствие - у одних людей, у других - те же звуки вызывают

    стрессорную реакцию с выбросом гормонов и резким усилением окислительного метаболизма.

    • способствует резкому подъёму артериального давления,

      нередко приводя к сердечным спазмам.

В литературных источниках древности мы находим немало примеров целенаправленного влияния музыки на психическое состояние людей. Плутарх рассказывает, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Могучий Ахилл, по словам Гомера, пытался, играя на лире, охладить свой «знаменитый» гнев, с которого начинается действие в «Илиаде».

Бытовало мнение, что музыка спасает от неминуемой гибели при укусах ядовитых змей и скорпионов. Как противоядие в этих случаях музыку широко рекомендовал один из известнейших врачей Древнего Рима Гален. Ниркус, спутник Александра Македонского в его походах, побывав в Индии, рассказывал, что в этой стране, изобилующей ядовитыми змеями, пение считают единственным средством от их укусов. Чем же объяснить чудодейственное воздействие музыки? Исследования нашего времени показали, что музыка в таких случаях выступает не как противоядие, а как средство устранения психической травмы, она помогает пострадавшему подавить чувство ужаса. Это всего лишь один из примеров, когда здоровье и даже жизнь человека во многом зависят от его душевного состояния. Но и этот отдельный пример позволяет судить о том, насколько велика роль нервной системы в организме. Ее необходимо учитывать при объяснении механизма воздействия средств искусства на здоровье людей.

Еще более поразительно действие музыки на эмоции. О влиянии музыки на эмоции знали ещё в древности. Музыку использовали в лечебных целях, и на войне. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка, как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, - живопись - это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура - еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются «памятниками» - они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Конечно, чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

Глаголом жги сердца людей.

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

2.5.Жизнь коротка, искусство - вечно.

Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.

Человеку предъявляются очень строгие требования и искусство должно отражать эти требования. Художники классицизма равнялись на классические образцы. Считали, что вечное – неизменно – поэтому надо учиться у Греческих и Римских авторов. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Были убеждены, что красоту в искусстве создает правда – поэтому писатель должен подражать природе и изображать жизнь правдоподобно. Появляются жесткие каноны теории классицизма. Искуссвовед Буало пишет: «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно». Писатели классицизма подходили к жизни с позиции разума, чувству они не доверяли, считали его изменчивым и лживым. Точно, разумно, правдиво и красиво. «Обдумать надо мысль и лишь, потом писать».

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова написано: « Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном, в конечном счете, постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность». Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

Приведу простой пример.

Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.

Истинное искусство должно быть прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.

3. Заключение.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая, морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

- формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

- формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

- развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

- развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Мои любимые работы:





Мои работы:

4. Литература

1. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.

2. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

4. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.

5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.



Загрузка...
Top