Жизненные метафоры. Материалы к уроку

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

Осознание, анализ и изменение образов своего прошлого, настоящего и будущего, влечет за собой и корректировку самого жизненного пути. То есть, если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять метафору своей жизни. Как минимум, сделайте ее осознанной. Осознание своих представлений о жизни позволяет сделать выбор: жить так, как живешь, или попробовать что-то другое. Мы сами выбираем ограничения, в которых живем.

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А что, если ваша «жизнь – это танец»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь – это дорога (путь, путешествие)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

Близкое определение: «жизнь - это восхождение»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

Метафора – «жизнь - это школа» (большая, жестокая, вечная)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

Метафора «Жизнь – это рассказ (история)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

Метафора «Жизнь - это страдания»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

Метафора «Жизнь – это движение»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото.
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

Общая схема работы с метафорой жизни:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2 . Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей».

СЕДЬМОЙ КЛАСС

(70/105 часов)

СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ

Виды деятельности:
а) чтение
Чтение литературных произведений, включенных в программу.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
Внеклассное чтение.
Чтение справочной литературы.
б) анализ
Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.
Выявление сюжетных линий в произведении.
Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
Определение типа конфликта в произведении.
Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой произведения.
Выявление экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
Анализ эпизода и объяснение его места в сюжете произведения.
Различение эпических, лирических, драматических произведений.
Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, новеллы) в литературном произведении.
Наблюдения над особенностями построения сюжета в эпических произведениях.
Общая характеристика проблематики произведения (историческая, социальная, нравственная, философская).
в) развитие устной и письменной речи
Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.
Устный и письменный ответ на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении.
Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики образов двух персонажей.
Сочинение-анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат.
Сочинение о событии, изображенном в литературном произведении.
Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении (с использованием элементов выборочного изложения и цитирования).
Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения.
Термины:
Сюжет.
Лирический сюжет.
«Вечные» сюжеты, «бродячие» сюжеты.
Художественный конфликт.
Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы».
Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Сюжетная линия.
Эпизод.
Пейзаж.
Интерьер.
Образ события.
Протособытие.
Комическое.
Трагическое.
Драматические жанры (трагедия, комедия).
Эпические жанры (роман, повесть, новелла, поучение).
Лироэпические жанры (поэма).
Проповедь. Исповедь.
Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).
Фигуры (сравнение, параллелизм, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос).
Фантастика. Фэнтези.
Композиция.
Повествователь.
Проблематика произведения (социальная, нравственная, философская).
Романтизм.
Пафос произведения.
Сатира.
Стилизация. Пародия.
Эзопов язык.
Стихотворение в прозе.
Белый стих.

«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»
(вводный урок)
Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Поучение» Владимира Мономаха.
Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка.
Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.
Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения» Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.
Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская иконопись.
Внеклассное чтение. «Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести временных лет»). «О правлении и смерти Мономаха» (из «Ипатьевской летописи»). Н. И. Костомаров. «Владимир Всеволодович» (жизнеописание).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

М. СЕРВАНТЕС

Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
Теория литературы. «Вечный» сюжет. «Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.
Связь с другими видами искусства. Образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...»

У. ШЕКСПИР

Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта» .
«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.
Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный» сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к трагедии, костюмов и декораций к отдельным сценам.
Связь с другими видами искусства. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Что угодно».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Д. И. ФОНВИЗИН

Слово о писателе.
Комедия «Недоросль» .
История создания комедии. Понятие о комическом. Сатирическая направленность комедии. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых. Основные стадии развития конфликта. Проблемы воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете.
Связь с другими видами искусства. Театральные постановки комедии.
Внеклассное чтение. Д. И. Фонвизин. «Бригадир». «Всеобщая придворная грамматика» (фрагменты).

«ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений). Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. Реализация конфликта в сюжете. Основные стадии развития конфликта. Участники конфликта. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Примерный план характеристики конфликта. Подготовка к сочинению об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или самостоятельно прочитанном произведении.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А. С. ПУШКИН

Слово о поэте.
Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар» .
Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений.
Повесть «Станционный смотритель» .
Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.
Теория литературы. Антитеза. Параллелизм. Ритм. Стихотворный размер. Строфа. «Вечный» сюжет. Тема «маленького человека». Интерьер.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к библейской истории.
Связь с другими видами искусства.
Внеклассное чтение. «Притча о блудном сыне» (Евангелие от Луки. 15, 11-32). А. С. Пушкин. «Метель».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Три пальмы», «Тучи» .
Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» .
Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций устного народного творчества в поэме.
Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Стилизация. Белый стих.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша». А. К. Толстой. «Князь Серебряный».

«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений.

Н. В. ГОГОЛЬ

Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба» .
Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести.
Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.
Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к повести. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.

И. С. ТУРГЕНЕВ

Слово о писателе.
Рассказы «Бирюк», «Лес и степь» .
Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях.
Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.
Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Живые мощи».

Ф. И. ТЮТЧЕВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...» .
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Декабрьское утро».

Слово о поэте.
Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер» .
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»

«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений.

Н. А. НЕКРАСОВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...» .
Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.
Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») .
Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и ритмики.
Теория литературы. Поэма. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов наизусть. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня М. Н. Волконская»).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Слово о писателе.
Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» .
Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.
Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик ».

А. П. ЧЕХОВ

Слово о писателе.
Рассказ «Смерть чиновника» .
Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала.
Теория литературы. Художественная деталь. «Говорящая» фамилия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщение о комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Маска».

«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)
Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения).

«ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
П. Мериме
«Маттео Фальконе».
Э. А. По
«Низвержение в Мальстрем».
О. Генри
«Дары волхвов».
Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения. Новелла и рассказ как малые эпические жанры.
Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.
Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

И. А. БУНИН

Слово о писателе.
Рассказ «Подснежник» .
Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия.
Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.
Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти».

А. И. КУПРИН

Слово о писателе.
Рассказ «Куст сирени» .
Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.
Теория литературы. Конфликт. Ирония.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Храбрые беглецы».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Слово о поэте.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» .
Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского.
Теория литературы. Реальное и фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола. Ритм. Словотворчество.
Связь с другими видами искусства. Рисунки В. В. Маяковского.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в искусстве и в разных ситуациях общения.

А. А. АХМАТОВА

Слово о поэте.
Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком - я открою...» .
Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.
Теория литературы. Тема. Фольклорная традиция. Трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о военной теме в лирике поэта.
Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Прошло пять лет, - и залечила раны...»

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Слово о поэте.
Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет» .
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.
Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.
Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Журавли».

«ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
(практикум)
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).

М. А. ШОЛОХОВ

Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека» .
Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
Теория литературы. Характер. Тип. Герой-рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе».
Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках Великой Отечественной войны (на основе справочной литературы или семейных архивов). Сочинение о биографии литературного героя. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

В. М. ШУКШИН

Слово о писателе.
Рассказы «Срезал», «Чудик» .
Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.
Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.
Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.
Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Микроскоп».

«РЕЦЕНЗИЯ
НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ»

(практикум)
Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«СЮЖЕТ В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Э. А. По
«Убийство на улице Морг».
А. К. Дойл
«Знак четырех».
Г. К. Честертон
«Лиловый парик».
Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков (Шерлок Холмс, пастор Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и др.).
Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

«СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Р. Брэдбери
«И грянул гром».
Р. Шекли
«Билет на планету Транай».
А. Кларк
«Остров дельфинов».
Дж. Р. Толкин
«Хоббит, или Туда и обратно».
Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как цепь испытаний.
Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Фэнтези. Романтизм.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. Взаимные рекомендации книг для чтения. Презентация новых изданий произведений фантастической литературы.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Цель описываемой ниже игры - развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога - метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором - процесс совместного творчества.

Примерное время на игру - два с половиной часа.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь - это...»

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры - это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» - как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь - это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика - в пределах двенадцати человек - то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь - это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Жизнь - это вино: пока пьешь - приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

Жизнь - это волшебное блюдо, которым - сколько ни ешь - насытиться невозможно.

Жизнь - это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь - это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Жизнь - это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

Жизнь - это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

Жизнь - это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь - это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь - это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения также снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь - это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

Жизнь - это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Жизнь - это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

Жизнь - это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

Жизнь - это прокладывание маршрута в человеческом море.

4-е задание

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь - это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце - и то не всегда».

5-е задание

Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу - 20 минут.

Второй этап. «Я понял это так...»

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом .

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки...

Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

– Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

– Какие мысли породило в тебе увиденное?

– Удалось ли ребятам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

– Есть ли что-то замеченное ребятами в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

– Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

– Что нового вы узнали о себе? О других?

– Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?



Загрузка...
Top