«Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. Дополнительная программа "приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Статья на тему

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Воспитатель ГБДОУ №114

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Криворученко Л.Б.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство- это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Русская народная культура (понятие, функции)

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры как довольно простых, которые можно найти в любом словаре, так и достаточно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине всеобъемлющего понятия. Самое распространенное понимание культуры – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Но культура – это не только результат, но и сам процесс сознательной деятельности человека, в ходе которого меняется не только окружающая его среда, но и он сам. Иными словами, культура не сводится лишь к накопленному материальному и духовному богатству, но представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества .

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный, это – не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность .

Место и роль культуры в жизни человека и общества определяются, прежде всего, теми функциями, которые она выполняет. Одна из основных – функция освоения и преобразования мира, обуславливаемая особенностями человеческой психики, которая, в отличие от психики животных, сориентирована не столько на приспособление к условиям внешней среды, сколько на изменение, преобразование природы, естественной среды обитания в соответствии с субъективными интересами, целями, потребностями людей.

Трудно также переоценить коммуникативную функцию культуры, определяемую неистощимой потребностью людей в общении друг с другом. В процессе общения происходит не только обмен энергией, информацией, идеями, но и устанавливаются различные типы эмоциональных и интеллектуальных форм связей и отношений, осуществляется передача социального опыта, социальной памяти человечества, вырабатывается общность взглядов, пристрастий, убеждений. Создаются самые широкие и благодатные предпосылки для совершенствования культуры ума, культуры чувств, возникает многообразие форм эмоционального отклика на общение, на оценку его результативности.

Информативно-познавательная функция культуры, существующая в виде обыденной, научной, художественной, религиозной и других форм и видов знания, состоит в производстве, накоплении, хранении, приумножении и передаче информации посредством символов, знаков от поколения к поколению.

Особый интерес для теоретического анализа культуры представляет ее нормативная функция, состоящая не только в выработке норм, правил поведения людей, но и в их закреплении в форме исторически складывающихся традиций, обычаев, характеризующихся относительной устойчивостью и статичностью.

Ценностная, или аксиологическая функция культуры формирует систему ценностей и ценностных ориентаций личности и общества, реализуя, прежде всего гуманистические идеалы. В этом отношении ценностную функцию культуры можно рассматривать не только как определяющую, но и как интегрирующую в своем содержании, в самой сути своей всю совокупность других функций .

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н.Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д.Ушинский, развивая взгляды Л.Н.Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой .

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа. При работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года - до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно - физического и умственного развития малыша.

В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.

На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен.

Для ребенка – дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств, т.е. мышление становится наглядно – образным.

Поэтому основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде, с помощью наглядного средства: эталона, символа, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. «Проживание» включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

А так как именно этот возраст является сензитивным периодом для становления восприятия, то акцент ставится именно на развитии разных форм восприятия, которые являются базой для формирования основ познавательной компетенции.

Для работы с детьми в данном направлении необходимо выбрать педагогическую технологию

Педагогические технологии приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям - это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на принципах:

  • культуросообразности;
  • учета возрастных особенностей детей;
  • эстетизации;
  • интегративности;
  • системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.

Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле: знания и представления +мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.

Педагогические условия: педагогическая технология должна основываться на интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельного подхода в образовании, целостности человека и принципе культуросообразности; технология должна базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста; технология содержит компонент творческого развития.

Обязательно должен присутствовать компонент творческого развития: игровая деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность.

Приобщение к народным традициям происходит через реализацию содержательного компонента педагогической технологии.

Исходя из важности воздействия народных традиций на личность ребенка, содержательный компонент технологии приобщения к истокам народной культуры можно условно разделить на блоки. Или ступени, в соответствии с которыми ребенка следует приобщать к истокам русской народной культуры:

  • народная философия;
  • фольклор;
  • традиционные жилища и одежда;
  • народные игры, народные праздники;
  • традиционные народные праздники.

Блоки могут меняться местами или вводиться параллельно. С народными играми целесообразнее знакомить на- протяжении всего периода приобщения к истокам русской народной культуры для поддержания интереса.

Каждый блок желательно заканчивать праздником (можно народным), развлечением (с привлечением атрибутики, фольклора, музыки и т. д.) или театрализованным представлением на основе народных сказок, легенд. Это помогает сформировать у детей положительное эмоциональное отношение, как к народным традициям, так и самим народам - носителям этих традиций.

На основе скорректированного варианта содержательного компонента технологии необходимо разрабатывать учебно-методическое пособие, включающее тематический план. Методические рекомендации по реализации педагогической технологии, конспекты занятий. На данный момент существует программа Князевой. О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В психологии отмечается, что любой опыт (в нашем случае народные традиции) может быть усвоен двумя путями. Один из них - воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. В основе другого пути - творческая переработка, создание новых образов и действий. Это, по Л.С. Выготскому, путь творчества. Поэтому в технологии приобщения к истокам русской народной культуры выделяют компонент творческого развития.

Компонент творческого развития включает в себя игровую, познавательную, продуктивную деятельность. Ознакомление с фольклором, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

Продуктивная деятельность включает в себя рисование, лепку, конструирование, аппликацию.

Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.

В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика под музыку; развлечения (народные праздники) с использованием всех видов музыкального искусства; театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Познавательная деятельность включает в себя знакомство с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через экскурсии, посещение музеев, видеопросмотры, составление рассказов, наблюдение за работой мастеров, рассматривание репродукций, фотографий, проведение дискуссий.

На реализации технологии большое значение приобретает созданий следующих условий:

  • создание предметно-развивающей среды (мастерская, изостудия, театр и пр.);
  • подбор видеоматериалов (фильмы о народных промыслах, народных мастерах и пр.);
  • формы приобщения (посиделки, посещения музеев, познавательные беседы, целевые прогулки и пр.)
  • активное включение родителей в проведение совместных мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, проведение дня открытых дверей и др.).

Практически эти условия конкретизировались следующим образом. Педагогическая технология реализуется в системе: используемые народные игры, сказки, легенды и т.д. не имеют случайного характера, они органично включаются в состав занятия, совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

Так же развитию целостного отношения детей к истории и культуре своего народа способствует музейно-педагогическая технология. Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления целостного отношения детей к истокам русской народной культуры системный, продуманным, позволяет достичь превосходящего результата. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства. Демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка; в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопредения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию .

Необходимо так же обратить внимание на такую педагогическую технологию – как проектная методика. Метод проектов позволяет органично интегрировать знание воспитанников из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике. Проектная деятельность используется как средство познавательного развития дошкольника. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность. Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес» .

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Организация проектной деятельности требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования). В дошкольном учреждении в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога и детей .

Библиография

  1. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II
  2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.02 /Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования/> / Гаранина Наталия Константиновна; [Ин-т художеств.образования РАО]. - Москва: 2010. - 21 с.: ил.; 21 см.
  3. Королёва Е.В.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
  4. Купецкова Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития // Управление ДОУ. – 2003. – № 4. – С. 18–24.
  5. Мамонтов С.П. Основы культурологи. 2-е изд. М.: Из-во РОУ, 1996, - 272 с.
  6. Неволина В. А.Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: (На прим. Тюмен. обл.): автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.п.н.: спец. 13.00.07 / Неволина Валентина Алексеевна; [Урал. гос. педагог. ун-т]. - Екатеринбург: 2005. - 22 с.; 21 см.
  7. Толпыкин В.Е.. Толпыкина Т.В. Культурология: учебник для вузов. 2-е изд, исп. И доп. М.: Экспо, 2010. – 432 с.
  8. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.

Чернова Я.С. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Дуванова Наталья Александровна,

старший воспитатель

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых- прививать детям любовь к прекрасному, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества, приобщать детей к истокам русской народной культуры. Старая поговорка гласит: «Все новое- хорошо забытое старое».

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую он впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с родной культурой с самого раннего детства.

Педагоги нашего детского сада в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующую цель: формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры и народным традициям.

Задачи:

    Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству;

    Развивать интерес к исконно русским традициям;

    Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков: жилищем, предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;

    Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства;

    Знакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

    Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

    Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Исходя из того, что важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды.

Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использование разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики. Организация деятельности в мини-музеях предусматривает включение ребенка в разнообразные игры, театральные действия, изобразительную деятельность, а также проведение музейных занятий. Работа с экспонатами музея таит в себе большие возможности, сближает ребенка с окружающим миром.

В детском саду действует мини-музей «Русская изба». Здесь проходят встречи и посиделки, здесь можно познакомиться с жемчужинами народной мудрости и просто попить чай из самовара.

Мини-музей «Курочка-Рябушечка» - Цель которого - Расширить представление детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными на примере курочки, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.

Мини-музей «Наша родина – Россия» - Цель которого- познакомить детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны (своего села, региона), воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время , с историческими и памятными местами. Развивать речь, формировать представление об историческом времени.

Для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности оборудована изостудия «Радуга», где детей знакомят с различными видами искусства: графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством. В изостудии созданы уголки народных промыслов России – дымковской игрушки, золотой хохломы и Гжели.

Создана театральная студия. Привлекая ребенка к участию в театрализованных играх, мы помогаем детям справиться с эмоциональными переживаниями, восполнить дефицит общения, организовать свой досуг. Дети приобщаются к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений с использованием различных видов театра. Содержание театрализованных игр строится на детских песенках, потешках, сказках. Готовые спектакли показывают родственникам и друзьям наших артистов.

Народное искусство в воспитательно- образовательной работе с детьми используется педагогами ДОУ в различных видах деятельности:

В интегрированной форме: как при проведении НОД, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Погружение детей в разнообразную эстетическую среду, благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет привить у детей чувство прекрасного.

Все работы детей по декоративно-прикладному искусству оформляются в виде разнообразных выставок, как в фойе детского сада, так и в групповых. В музыкальном зале действует выставка «Арт-салон «Волшебный сундучок»»

Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется как при проведении НОД по музыке, так и на других НОД. В повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Так уже стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы», «Троицы», «Пасхальных перезвонов», «Посиделок».

На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером.

При проведении обрядовых праздников обращаем внимание детей на принципы изготовления и ношения русского костюма, проводятся беседы о правильности проведения тех или иных обрядовых действий. Проведение тематической беседы является очень важным при ознакомлении детей с традициями и культурой народа.

Активное участие по приобщению детей к традициям и народной культуре принимают родители. Они являются инициаторами и активными участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несет красоту детям. Знакомя дошкольников с изделиями народных мастеров, с народными традициями, с фольклором, народными песнями, танцами, играми мы стараемся приобщить детей к народной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, развивая их творческие способности.

Общение с народным искусством обогащает душу ребенка, прививает любовь к родному краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Соприкосновение с народным творчеством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Список использованных источников.

    Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии» , 2014г. кн.1., кн.2.

    «Ребенок в детском саду» № 1, 2014г. с.75.

    «Ребенок в детском саду» № 6, 2015г. с. 55.

    Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях» М., 2012

    Интернет-ресурсы.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Поэтому в нашем ДОУ разработана и внедряется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. А знание закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовывать процесс взаимодействия ребенка с музыкой есть важнейший показатель профессионального мастерства музыкального руководителя.

Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Как уже было сказано, неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п.» (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью, произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества и в музыкальном воспитании детей.

Представляем вниманию читателей программу приобщения детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях .

Цель программы

Изучение русского музыкального фольклора с целью 1) развития музыкальных способностей; 2) формирования музыкальных знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения; 3) формирования музыкальной культуры.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными: занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей или их совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий.

Приоритеты деятельности

  • Широкое использование фольклора (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки, игры). В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за особенностями времен года, погоды, за поведением птиц и насекомых, растениями.
  • Знакомство с русскими народными играми. В них заключается огромный потенциал для физического и социального развития ребенка.
  • Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкальногофольклора: песня, хореография, игры, музыкальные инструменты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Народная песня. Учить подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Воспитывать интерес к народной песне, любовь к семье и родному дому.

Народная хореография. Учить простейшим элементам плясовой пластики, хороводным перестроениям по показу взрослых, реагировать на плясовую музыку, играть в хороводные игры с плясовыми элементами, часто с солистом, исполнять свободную пляску. Воспитывать дружелюбное отношение к партнеру.

Народные игры. Побуждать к импровизации. Развивать чувство ритма. Воспитывать умение сопереживать герою и друг другу.

Развивать интерес к музыкальным инструментам. Учить исполнять на них звукоподражания (журчание ручейка, пение птиц и т.д.). Обучать технике звукоизвлечения. Поддерживать стремление самостоятельно играть на инструменте. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения, исполненные на детских музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Интерес к народной музыке, умение эмоционально на нее откликаться.
  • Обогащенный музыкальный опыт детей.
  • Задатки культурного слушания народных песен.
  • Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.
  • Умение играть на детских музыкальных инструментах.
  • Знание музыкальных жанров (песня, танец, марш), умение при помощи воспитателя высказываться о содержании и характере народных песен, потешек и т.п. выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в народных праздниках («Осенины», «Масленица», «Закликание весны»).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Народная песня. Увеличить объем песенного репертуара, добавить хороводные песни, игровую песню. Активизировать переход от разговорной к певческой интонации. Учить интонировать в пределах терции, кварты. Предлагать ситуации, в которых необходимо действовать самостоятельно. Усложнять режиссуру песни (несколько солистов). Ввести понятие «обрядовая песня». Настраивать на сопереживание характеру и содержанию народной песни.

Народная хореография. Вводить новые элементы народного танца. Уделять внимание пластике рук. В хороводах учить менять направление в кругу, разрывать его по окончании мелодии или при смене музыки, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять проявление большей самостоятельности в свободной пляске, желание вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировке песен, выразительно передавать в движении характер музыки или песни.

Народные игры. Учить использовать считалки для выбора ведущего. Закреплять умение быстро реагировать на команды, распределяться на пары, подгруппы. Обращать внимание на то, чтобы во время свободных игр дети использовали народные песни и считалки. Воспитывать интерес к освоению новых игр, самостоятельность при передаче игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами и с их звучанием в ансамбле. Продолжать обучать игре на отдельных инструментах; так, на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют. Учить играть в ансамбле со старшими детьми. Воспитывать стремление эмоционально исполнять несложные произведения на музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Углубление интереса к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Начало развитию звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Развитие задатков культурного слушания музыкальных произведений.
  • Пение русские народных песен, частушек, попевоки закличеки дразнилок,прибауток, русские народные игры, умение выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения.
  • Умениеопределять и называть музыкальные жанры (песня, танец, марш) и некоторые их виды, знакомые музыкальные произведения, различить музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки и т.п.); совершенствование в игре на детских музыкальных инструментах;умение при помощи воспитателя и самостоятельно высказываться о содержании песен и пьес, хороводов и игр и их характере, включать музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Осенины на Руси», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Народная песня. Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо-комического характера. Инсценировать и импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку – упражнения для дыхания, звукообразования и т.д. Ввести частушки, учить понимать их, показывать характер героя, петь, плясать, подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера.

Народная хореография. Обучать простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног, хороводу «по солнцу», «против солнца», «капустке» (улитка), «стенке на стенку», выворачиванию круга, движениям в двух кругах в разные стороны. Поощрять приплясывание во время исполнения веселых песен, предлагать солирование. Воспитывать желание выражать свое отношение к содержанию и характеру музыки выразительными движениями.

Народные игры. Вызывать желания участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Обращать внимание на манеру поведения героев. Учить отображать характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли (Водяной, Баба-Яга), сопереживание персонажам игры, эмоциональную отзывчивость, а также самостоятельность при выборе атрибутов для передачи игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Учить узнавать и правильно называть инструменты при прослушивании записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, играть в оркестре. Слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре, сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Воспитывать культуру восприятия, побуждать слушать музыку, исполняемую на народных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Совершенствование звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Закрепление желания и умения петь русские народные песни, частушки, попевки, заклички, приговорки, дразнилки,прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах, определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании, различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания, играть на детских музыкальных инструментах в оркестре,называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и характере, обыгрывать хороводы, песни, частушки, колядки, и т.п., включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Оснняя ярмарка», «Осенины на Руси», «Колядки», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков», «9 Мая»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах («Весенняя капель» «Веснушки – конопушки»), участвовать в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов войны.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Народная песня. Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как

Лиричесие («Ходила младёшенька по борочку». «Уж, как я ль свою коровушку люблю». «А я по лугу, а я по лугу». «Со вьюном хожу»),

шутливо-комические («Во кузнице». «Пошел козел по лесу»), строевые («Солдатушки, браво ребятушки». Закреплять умение петь частушки.

Предоставлять возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально-эстетическое восприятие народных песен и их содержания.

Народная хореография. Вводить элементы народного танца: пляска в три ноги, с подскоком, овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучивать новые элементы хоровода: «плетень», «ниточка с иголочкой». Поощрять использование плясовых или хороводных элементов в при исполнении песен, игр, игре на музыкальных инструментах и т.д., желание использовать танцы и хороводы в самостоятельной деятельности.

Народные игры. Активизировать для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Помочь понять необходимость действий и их порядок в игре («Косим сено», «А мы просо сеяли»), объясняя их связь с древними обрядами. Помочь выражать характерные черты какого-либо персонажа. Воспитывать чуткость, понимание, сопереживание к персонажам игры и сверстникам.

Народные музыкальные инструменты. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.). Закреплять умение различать инструменты в оркестре.

Дать знания о составе оркестра народных инструментов. Предоставить возможность импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать отношение детей к определенным инструментам. Включать инструменты в игры, пляски, предоставлять возможность самостоятельно выбирать инструменты. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического и тембрового слуха.
  • Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
  • Совершенствование ранее приобретенных умений сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умениярассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах (не только русских, но и зарубежных), определять и самостоятельно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш, опера, балет) и их виды;различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру, внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т.п., анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности; выступать на праздникахпоказывая, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность), в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов.

Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, танцы и т.п. мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.

1. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева С.Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

4. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.

Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.

В «Федеральной целевой программе развития образования»

говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности,

умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.

Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину.

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.

Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:

Глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;

Воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.

Определив цель, мы поставили перед собой конкретные задачи:

    воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории

    приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие

    воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми

    учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку)

    формировать ценностные ориентиры на жизнь

    формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа

    развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус

    познакомить с богатым, образным родным языком

    обогатить речь детей, развивать речевую культуру

    выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах деятельности детей.

Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовала их в работе с детьми средней группы на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.

Были и трудности, например, не было соответствующих материалов и пособий, окружающая действительность не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки, и сотрудники.

Общими усилиями стали собирать материал в уголок старинного русского быта. Сделали переносную печь (из-за нехватки помещений) , разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники, вышивку…и т. д..

Здесь же разместили предметы народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.) . Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России.

Теперь в «избе» стали проводить мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь народные песни, частушки, заклички.

В перспективе устраивать посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем «жаворонки» и т. д.

Большую радость приносили детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте, яркости, об особенностях игрушки. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка» . Старшие дети знакомились с её мастерами, историей возникновения. Детей младшего возраста знакомим с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними, а старшим детям объясняем историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая - лампа-электрическая, валек-чугунный – электрический утюг.

Кроме того показываем зависимость использования предметов от образа жизни и от места проживания (бедные - лучиной, богатые – свечами; в лесистой местности больше деревянной посудой, а в местах богатых глиной-глиняной) .

Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки.

Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет..)

Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок…, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра.

Конечно, обязательно включаем сюрпризные моменты (сундук со сказками, пришли гости, волшебный сундучок…) , игровые приёмы (отправляемся в гости, преодолевая различные препятствия, путешествия на разных видах транспорта, оказание помощи хорошо знакомому персонажу, приготовление подарков для кого-то, превращения и т. д.)

Для того, чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём - диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот - дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения.

В «избе» более интересно и качественнее стала проходить совместная деятельность по знакомству с народно-прикладным искусством. Формы разнообразны: интегрированные, по замыслу, тематические, коллективные работы, организация выставок, народные праздники, развлечения. Для повышения эффективности усвоения техники рисования, лепки, аппликации используем игры, игровые приемы и упражнения (смотреть выше) . Обязательно необходимо полюбоваться выполненными работами, похвалить детей, поблагодарить за труд. Важно учить анализировать свои работы и работы товарищей. Для этого вместе с детьми готовые работы вывешиваем, выставляем, чтобы каждый ребёнок, найдя свою работу, смог сравнить её с другими работами, увидеть преимущества и недостатки. Формы анализа могут быть разными: выбор работ по вопросам воспитателя, сравнение узора на предмете и рисунке, и.т. д.

Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм» , всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.

После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Результаты проведенной диагностики показали, что приложенные усилия совместной работы воспитателя, музыкального работника, родителей.

В своей работе мы, конечно, опираемся на помощь родителей, стараемся сотрудничать с ними. Поэтому, приступая к работе над темой, составили план работы с родителями:

1. Организовать консультации на темы:

    «Куда повести малыша в выходной день?»

    «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

    «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости»

2. Привлечь родителей к сбору предметов народного быта для оформления уголка «избы» в детском саду

3. Пошив родителями элементов русского народного костюма (юбка, кокошник, фартук)

4. Провести родительское собрание «Посиделки у самовара» с обсуждением совместной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

5. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОУ.

Опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи (сера вутица, потопела малых детушек, вор-воришко залез в амбаришко, полез в окошко, упал в лукошко..) . Для этого необходимы наглядные средства.

Вот почему так нужна организация предметно-развивающей среды. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо заниматься дальнейшим пополнением «избы» предметами народного быта, деталями народной одежды, образными игрушками-персонажами, куклами, привлекая и сотрудников, и родителей.

Продолжить работу по подбору книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Декоративно- п рикладное искусство Народные праздники Фольклор Знакомство с окружающими предметами Направления работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Надо поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». » Я. А. Каменский.

организация совместной работы с родителями создание п редметно- развивающей среды и нтеграция со всеми образовательными областями комплексное использование разных п едагогических методов Условия работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»

Воспитатель МБДОУ детский сад №31 «Заря»

Иванова Светлана Петровна

Пятигорск 2016 г.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа. Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажаются общечеловеческие ценности о добре и зле, о правде и лжи, о семье и красоте. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются анти супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям современного процесса обновления общества.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

Для работы с детьми в нашей группе по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие направления:

1. Знакомство с окружающими предметами . В группе организована и действует полочка Красоты; на неё воспитатель выставляет предметы народного декоративно – прикладного искусства в соответствие с запланированной тематикой, знакомит с традиционными предметами быта и ремесленными инструментами.

2. Ф ольклор . В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, что позволяет использовать фольклорные формы в течение всего дня общения с детьми.

3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В своей практике нами используются традиционные праздничные обряды или их элементы. Детям объясняется историческое значение этих праздников в укладе жизни предков.

4. Народное декоративно-прикладное искусство. С разными видами рукоделия и ремесла. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.

Ещё Ян Амос Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Например, многократное использование и повторение произведений устного народного творчества воспитателем в режимных моментах позволяют заучивать непроизвольно некоторые произведения народного творчества, начиная с раннего и младшего возраста детей. (Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки).

Опыт использования малых фольклорных форм в младшем возрасте достаточно обширен. Это культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, укладывание детей спать. А как использовать и применять фольклор в старшем дошкольном возрасте? Нужно отметить, что уже достаточно развитое чувство юмора и самоконтроль в поведении, позволяют учить детей использовать в особых конфликтных или щекотливых ситуациях. Например, ребёнок бегает по участку на прогулке, мешает другим детям играть, не реагирует на замечания детей и педагога, падает. Начинает плакать больше от обиды. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию.

Чигарики-чигарок,

Повалился комарок.

Со дуба на пенье,

На сыро коренье.

Прилетели мухи,

Мухи-горюхи,

Подхватили комарочка,

Доносили до дубочка.

Посадили на дубок

Под зелёненький листок:

Сиди…Отсиживайся!

Как правило все участники мини-инсценировки начинают смеяться. Забывая об обидах, а виновник ситуации, понимает без поучений, что так поступать не нужно.

Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. А эти дразнилки порицают негативные качества:

Жадина-говядина, дырявый барабан! Кто на нем играет? Вовка - таракан!

Интересно использовать дразнилки в старшем возрасте, в качестве метода коррекции поведения.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Починить можно.

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно. С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора.

Таким образом, фольклор учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Антон Семёнович Макаренко делится опытом: «работа по патриотическому воспитанию дошкольников связано с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми».

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственных ценностях. Народная подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка-выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую. Это знакомые программные классические русские народные игры: «Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» и др.

На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке мы используем разнообразные игры, в том числе и народов Северного Кавказа.

Например, армянская игра, «Перетягивание палки»

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.

Или, кабардинская народная игра «Пастух»

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные - овцы. Чертится круг - луг, внутри которого собираются пастух и овцы, по внешней стороне ходит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху: «Я – волк! Твоих овец унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, овец не отдам!» Услышав, не отдам, волк старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

Н.К.Крупская. «Такую задачу (патриотическое воспитание) можно решить, только умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств».

Использование народной культуры в художественно-эстетической области развития детей дошкольного возраста достаточно широко используется и освещено в программах образования, соответствующих требованиям ФГОС. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления.

Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с народной игрушкой, песенкой, музыкальной игрой или хороводом оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Такая обширная работа невозможна без участия родителей. Передача опыта и традиций народа, прежде всего, осуществляется через семью. В ходе реализации задач по ознакомлению детей с народным культурным наследием мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Использование творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Таким образом, опытная работа, проведённая нами, показала, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  3. создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
  4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.

Литература

  1. Данилина Г. Н «Дошкольнику – об истории и культуре России» /пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 –2005 годы/
  2. Зацепина М. Б, Антонова Т.В. « Народные праздники в детском саду» /М., 2005/
  3. Карачунская Т. Н. « Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»/ М., 2005/
  4. Князева О.Л.,. Маханёва М. Д Программа. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт - Петербург 1999/
  5. Коломейченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста / Пермь, 2003/
  6. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. /М.,2014/
  7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред, Комаровой Т. С., М., Педагогическое общество России 2012/



Загрузка...
Top