Скульптурный парк «Легенда. Скульптурный парк «Время и Пространство» в Каппадокии

Основные моменты

Парк «Легенда» был создан в 2008 году на берегу пруда, в рекреационном комплексе «Чистые пруды», и сегодня превратился в одну из популярных туристических достопримечательностей. Ежегодно его гостями становятся более 30 тысяч туристов.

Роль пензенского парка скульптур, как значимого культурного объекта России, была оценена российскими и зарубежными специалистами. Позитивные отзывы о работе парка «Легенда» оставили известные живописцы, скульпторы, главные редакторы профессиональных изданий, директоры культурных центров, музеев и художественных галерей. Вот уже 7 лет под эгидой ЮНЕСКО здесь проходят Международные скульптурные симпозиумы, которые собирают именитых скульпторов, художников, фотографов, владельцев галерей, а также союзы дизайнеров и кинематографистов.

По арт-галерее и скульптурному парку «Легенда» проводятся экскурсии. Гости могут поучаствовать в мастер-классах, побывать на выставках и презентациях. Для туристов посещение арт-комплекса и парка платное: с понедельника по четверг – 100 рублей, а с пятницы по воскресенье – 200 рублей. Дети до 12 лет могут осмотреть экспозиции бесплатно.

История парка «Легенда»

Осенью 2008 года по инициативе и при финансовой поддержке холдинга «Росстрой» под Пензой прошел представительный симпозиум, на который приехали 49 скульпторов из тридцати стран мира. На протяжении 20 дней они создавали работы по теме «Материнство и семья», и именно с них началась история скульптурного парка «Легенда».

В течение двух следующих лет сюда съезжались скульпторы и художники, работавшие над темой «Мифы и легенды». Потом на берегу живописного пруда открыли арт-резиденцию, художественную галерею и музей.

Темой симпозиума, проходившего в 2011 году, стала «Поэзия любви». Под Пензу приехали 68 скульпторов, и они дали познавательные мастер-классы для учащихся детских художественных школ. Сложившуюся традицию решено было продолжить. Ежегодно в парке «Легенда» трудятся скульпторы и художники; в течение сезона они выбирают общую тему для творчества.

Экскурсии по скульптурному парку

По скульптурному парку «Легенда» и художественной галерее проводятся часовые обзорные экскурсии. Отдельные путешествия с экскурсоводом можно совершить и по частям парка. Во время них туристов знакомят с Легендой, Сновидениям, Японским садом Камней и Источником Силы. Для желающих проходят часовые оздоровительные прогулки и экскурсии в мастерские, в которых трудятся мастера скульптуры и живописи. Кроме того, гости парка могут осмотреть произведения искусства, выставленные в гостинице.

«Чистые пруды»

Рекреационный комплекс, где расположен скульптурный парк «Легенда», считается единственным российским арт-курортом. На ухоженной территории, занимающей площадь 90 га, создана удобная автопарковка. Летом туристы могут воспользоваться шезлонгами и зонтами от солнца. Для детей открыта игровая площадка и небольшой контактный зоопарк. На территории «Чистых прудов» есть лавочки для отдыха и прогулочные дорожки. Для отдыхающих проводятся развлекательные программы.

Сюда приезжают на один день и с ночлегами. В рекреационном комплексе можно снять беседку для пикника, приятно провести время на благоустроенном песчаном пляже и остановиться в гостиницах «Арт-Пенза» или «Чистые пруды», которые предлагают номера для двух, трех или четырех человек. В стоимость проживания включен завтрак.

Рекреационный комплекс имеет развитую инфраструктуру. Здесь налажена работа кафе, баров, ресторанов, сауны, бассейна, спа-медицинского центра, конференц-залов и банкетных залов.

Как добраться

Скульптурный парк «Легенда» находится рядом с селом Рамзай, в 20 км к северо-западу от Пензы. На автомобиле из города нужно ехать по автотрассе Е-30 «Урал» и перед селом повернуть направо по указателю «Чистые пруды». От поворота до парка скульптур около 4 км.

Совсем еще молодой и слегка угрюмый Осло по обилию исторически значимых достопримечательностей вряд ли сможет соперничать со старинными европейскими городами, буквально пестрящими величественными памятниками архитектуры и искусства. Но это ему и не к чему. В сердце такой далекой и загадочной Норвегии царит поистине уникальная атмосфера со своим неповторимым скандинавским колоритом. И начать наше воображаемое путешествие я просто обязана с одного из самых неоднозначных и гипнотических мест.

Парк Вигеланда в Осло – это не просто открытый комплекс с большим количеством скульптур. Это настоящий сакральный музей под открытым небом, где каждый образ является олицетворением человеческого грехопадения и сатанинской силы.

Каждый, кто хотя бы однажды побывал в этом уникальном архитектурном комплексе, не смог уйти без впечатлений. Это волнующее, пронизанное мистицизмом место у меня вызвало сильнейшие противоречивые эмоции. Главная и самая притягательная особенность парка заключается в его «содержимом» – откровенно странных, волнующих, а иногда и вовсе пугающих образах обнаженных мужчин, женщин, и даже младенцев. Лично мне понять глубинный смысл таких необычных скульптурных композиций было довольно сложно. К счастью, со мной на импровизированную экскурсию отправилась пара знающих местных жителей. Мои спутники любезно согласились рассказать общепринятую суть столь ошеломившего меня искусства.

Как добраться до парка Густава Вигеланда

Несмотря на то, что Осло является столицей Норвегии, город совсем небольшой, поэтому добраться до знаменитого комплекса не составит никакого труда. Доехать до парка можно на 12-ом трамвае, который курсирует через центр , поэтому найти нужную остановку не составит труда.

В районе самого популярного места в городе – набережной Акер Бриге – красуется Нобелевский Центр, а прямо перед зданием вы увидите трамвайные пути, по которым курсирует трамвай №12. Вам нужно проехать буквально 15 минут до остановки Vigelandsparken в направлении от фьорда. Как вариант, можно прогуляться неторопливым шагом до главных ворот парка– это займет около 30 минут. Просто держитесь трамвайных путей. В одном месте пути расходятся, поэтому не забывайте проверять на остановках, что двигаетесь по маршруту трамвая №12. Точный адрес парка Kirkeveien,0268.

Меня, к слову, очень порадовало то, что посетить такое культовое место можно в любое время суток и совершенно бесплатно. За центральными вратами расположен центр туристической информации, магазинчик с сувенирами, а также уютное кафе, где можно вкусно перекусить. Прямо перед входом меня встретила скульптура автора сия творения, которая, к слову, является единственной «одетой» в парке. Именно с краткой биографии скульптора и истории создания этого удивительного комплекса под открытым небом я и начну.

Немного истории

Официальное открытие парка состоялось в 1940 году. Задумка автора прекрасно коррелировала с популярными в ту пору нордическими расовыми теориями. Сегодня власти Норвегии утверждают, что комплекс начал застраиваться задолго до прихода к власти Гитлера, поэтому никакого отношения к пропаганде национализма он не имеет. Нам же остается только догадываться, чем руководствовался создатель этого мистического места и какие цели он преследовал.

А теперь, собственно, о нем. Густав Вигеланд, еще будучи молодым девятнадцатилетним пареньком, в 1915 году из маленького провинциального городка отправился в Осло, твердо решив стать великим скульптором. В столице его ожидало знакомство с известным на тот момент скульптором и мистиком Бернъюльфа Берглслейна. Именно благодаря своему наставнику юный Густав увлекся философией и иудео-христианским мистицизмом. Постепенно в работах перспективного молодого художника начали появляться образы ящеров и драконов, олицетворяющие человеческие грехи и демоническое начало. Но самое пристальное внимание Густав Вигеланд уделял человеческой природе, которая, по его мнению, куда сложнее и сильнее, чем все дьявольские силы вместе взятые.

В 1921 году власти города приняли решение снести дом скульптора и построить на его месте библиотеку. В результате долгих переговоров Вигеланду все-таки удалось «выбить» для себя новый дом, а заодно и территорию парка Фрогнер, в оформлении которого мастер постарался отразить свой субъективный взгляд на человеческую сущность. И мне кажется, ему удалось сделать это максимально образно и эффектно.

Центральные врата в параллельный мир Вигеланда

В парк ведут красивые кованные врата с изображениями обнаженных мужчин, по-видимому, что-то взволнованно обсуждающих. Неосведомленному посетителю, должно быть, довольно странно и неожиданно увидеть, что столь обескураживающие и провокационные скульптуры буквально заполоняют все окружающее пространство.

Попав впервые в это откровенно странное место, я даже почувствовала легкое головокружение, поэтому сразу предупреждаю всех слишком впечатлительных натур быть готовыми к действительно шокирующему искусству. Если бы я посетила парк не в прекрасный солнечный день, а, например, в холодную пасмурную погоду, точно решила бы, что очутилась в настоящей преисподней.

А вот мои сопроводители на протяжении всей прогулки оставались совершенно невозмутимыми. Именно они и рассказали мне о том, что автор вовсе не замышлял сотворить монументальный ад на Земле. Считается, что Густав Вигеланд хотел продемонстрировать слабость и беспомощность современного человечества перед своими пороками, а также показать, что единственный верный смысл жизни заключается в стремлении к светлым высшим силам, в борьбе с собственными демонами.

Ярчайшая достопримечательность парка

Если после входа в парк немного прогуляться по прямой, вы увидите стометровый роскошный мост примерно 15 м в ширину, его украшают фонари и многочисленные скульптуры. Если посчитать, то на гранитных парапетах находится в общей сложности 58 бронзовых изваяний – мужчины, женщины, старики, младенцы – небольшими группами и поодиночке, с блаженными улыбками на лицах и искривленными то ли от боли, то ли от непереносимых страданий гримасами.

Все фигуры в на мосту, как и во всем парке, обнажены, но скульптор вовсе не стремился к идеальным пропорциям человеческого тела. Вигеланд парк представляет взору изумленной публики прообразы самых обычных людей со всеми их физическими недостатками. По мнению автора, современное искусство более не нуждается в воспевании божественных идеалов.

Мои сопровождающие объяснили мне, что человек Вигеланда давно отказался от бога, убедив себя, что с достоинством сможет занять его место. А справляется ли человечество с такой непростой задачей или только страдает от невыносимой тяжести своей ноши – зрителю остается только догадываться. Как по мне, автор ясно дает понять, что человек, скорее всего, выбрал непосильную дорогу.

В парке скульптур Вигеланда есть большое количество младенцев в самых разных эмоциональных состояниях – от гнева до истерического смеха. Лично меня, например, невероятно впечатлил сердитый младенец, его вы можете увидеть на фото выше.

Позже я выяснила, что грудные дети в подобных скульптурных композициях часто олицетворяют один из человеческих пороков. Так фигура взрослого мужчины, весело резвящегося с маленьким ребенком, демонстрирует его потакание своим слабостям. А человек, которого мучают сразу несколько младенцев, пытается вырваться из оков собственного эгоизма.

Источник мудрости богов

Прогулявшись по мосту, я словно попала в еще один потусторонний мир – с необычным фонтаном.

В скандинавской мифологии фигурирует такое понятие, как «Урд» – источник божественной мудрости. Именно его постарался изобразить скульптор в виде фонтана с барельефной окантовкой и 20 бронзовыми деревьями. Это своеобразная пародия на Эдемский сад, где безбожный человек вместо того, чтобы наслаждаться райским садом, превращается в дерево и становится его частью.

И все же – стремление к Богу и просветлению

На одной из возвышенностей парка расположена уникальная композиция – Монолит, состоящий из переплетенных между собой человеческих тел. Мне это зрелище показалось немного отталкивающим, но в то же время завораживающим. Существует масса теорий о том, какой смысл вложил автор в это произведение: прототип Вавилонской башни, попытка взобраться на божественный Олимп, бросить вызов Творцу и так далее.

Каждый трактует увиденное по-своему. Мои же сопровождающие, к слову, очень милые и позитивные люди, настояли на том, что Монолит символизирует стремление человечества вернуться к духовности и Богу, взмолиться о прощении и возвращении веры. Пожалуй, и я соглашусь с их версией.

Часы Зодиака и Колесо жизни

Двигаясь вглубь парка, мы попали на небольшую площадь с гигантскими Солнечными часами и изображениями Знаков Зодиака.

Мои друзья рассказали, что часы появились на этом месте в 1940-ом году, то есть задолго до небывалого роста популярности гороскопов и знаков Зодиака. Именно поэтому многие эксперты видят в данной скульптуре мистический дьявольский посыл, представляя ее в виде своеобразного алтаря демонической религии, призванной отвернуть человека от Бога.


Еще одна композиция, которая вызвала во мне бурю эмоций – Колесо Жизни – символ вечной жизни и бесконечности перерождений. Некоторые искусствоведы относят и эту скульптуру к попытке сделать злую пародию на наш жестокий и лишенный духовности мир, но мне лично так совсем не показалось.

Парк скульптур Вигеланд в – это то, на что обязательно стоит взглянуть хотя бы раз в жизни, вне зависимости от ваших интересов, предпочтений и взглядов на окружающую действительность. Скульптуры Вигеланда настолько провокационны и неоднозначны, что каждый посетитель может разглядеть свой уникальный смысл в них. Будете в , обязательно загляните в это «злачное» местечко – вдруг раскроете совершенно новый смысл такого неординарного и смелого искусства.

Австралийский скульптор Эндрю Роджерс (Andrew Rogers) завершил, возможно, свою главную работу — создание скульптурной композиции лэнд-арт из цикла «Ритмы жизни», скульптурный парк «Время и Пространство» (Time & Space) в семи километрах от Гёреме . Летом 2011 года здесь закончились работы по возведению ‘Listen’ — самой высокой базальтовой арки в мире, каждая колонна которой весит 80 тонн. Высота арки составляет около 16 м – это входные ворота в небольшой амфитеатр, высеченный из скалы. Скульптура приглашает посетителей присесть и послушать тишину окружающей природы. На возведение этой гигантской скульптуры у Эндрю Роджерса ушло 5 лет жизни.

Сейчас идут дискуссии по присвоению Скульптурному парку «Время и Пространство» статуса Национального парка. Окружающая природа поражает своей красотой. Парк занимает примерно 2 кв. мили и является самым большим в своем роде в мире, хотя, если смотреть с воздуха — с высоты птичьего полета, он кажется необыкновенно сдержанным и скромным в масштабах окружающего ландшафта, который напоминает поверхность Луны или ландшафт Гранд Каньона. Рельеф сформировался несколько тысячелетий назад в результате выброса лавы из стратовулкана Эрджияс (Mount Erciyes). Топография Каппадокии потом изменилась под действием эрозии ветра и дождей. Сохранились лишь тысячи гигантских каменных глыб, в которых многие поколения людей высекали дома, церкви, голубятни, конюшни.

Роджерс тщательно исследовал это удивительное собрание камней, которое также является главной туристическом достопримечательностью района и находится в списке мирового наследия . Это случилось 25 лет назад, и потом он часто возвращался сюда снова. В 2005 году, в один из таких визитов, он отметил участок земли – две горные вершины, окруженные сельскохозяйственными угодьями, и начал вести переговоры с местной администрацией, чтобы они дали разрешение на строительство Парка и обеспечили необходимую охрану. Такую схему работы Роджерс практикует по всему миру, и это обеспечивает тесный контакт с местным сообществом в процессе определения и утверждения геоглифов, которые будут украшать территорию. Скульптуры, из которых сооружен Time & Space, основываются на мифических объектах, таких как: древний бегун (жерновой камень), который принадлежал старейшинам близлежащего города ; образ льва с двумя телами; пальма, перевернутая с ног на голову: сирена с человеческой головой и телом птицы; лошадь, высеченная из скалы и являющаяся символом региона.

Проект «Ритмы жизни» основывается на одной из ранних абстрактных скульптур Роджерса и, по его мнению, отражает дух и цель всех его инсталляций. Он также считает, что это — парящая абстракция с узкими полосками лент, динамическая пространственная структура, которая вмещает изменяющиеся ритмы жизни, представленная во взаимодействии форм и линий, отражающих непредсказуемое увлекательное путешествие по жизни.

«Ритмы жизни» с пятью составляющими размещены стратегически по сторонам горных хребтов, чтобы быть хорошо заметными на подходе к парку с главной дороги. Здесь еще есть 8 групп базальтовых столбов, колонн и арок, размещенных на горных вершинах, которые с воздуха кажутся древними руинами. С земли, по мере приближения к ним, иллюзия не рассеивается и создается впечатление, что руны пришли из глубины веков. Основополагающий элемент, видный издалека – одноименная скульптурная группа Time & Space, состоящая из 12 колонн, иллюстрирующих последовательность Фибоначчи (в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел). На пике самой высокой колонны установлен наконечник из сусального золота, который отражает восходящее солнце. По словам Роджерса , «Это отражение времени, пространства и сопричастности человечества».

Вместе взятые, эти базальтовые скульптурные работы раскрывают представление Роджерса о путешествии по жизни, а данные им названия отражают этот путь. Так, «Вчера, сегодня, завтра» — треугольное образование из трех колонн и двух арок, а «Предсказание прошлого и Понимание» побуждает наблюдателя осознать то, что уже прошло, чтобы лучше понять будущее. Как в случае и с другими абстрактными работами, каждый выйдет со своим собственным представлением, объяснением и пониманием смысла увиденного.

Растягиваясь по этой широкой холмистой и каменистой поверхности, Парк лучше всего виден с – это самое удобное и простое средство доставки туристов в районе Кападокии . Дороги, по которым проходила тяжелая техника для установки каменных глыб, сейчас используются туристами для путешествия верхом или на четырехколесном транспортном средстве.

Есть еще кое-что менее материальное, но такое же реально ощутимое: вовлечение в процесс общественности (местных жителей), что доказывает, что общество — основной бенефициар, осуществляющий поддержку этим проектам, детально разработанным, искусно сделанным и дорогостоящим. Сотням местных рабочих, зачастую из самых бедных слоев населения, была предложена справедливая плата за их труд, подразумевающая не только денежное вознаграждение, но и пищу, и медицинское обслуживание. В Каппадокии от 600 до 800 жителей были заняты расчисткой склонов гор или холмов. Это говорит о масштабности проекта «Ритмы Жизни», протяженность которого составила одну милю, а высота стен 8 футов.

Полученный результат — достойное украшение великолепного естественного ландшафта, в котором работает Роджерс . Он всегда подчеркивает, что в работе используются только естественные, природные материалы. Его творения могут сохраниться на века, а могут разрушиться в окружающих условиях. «Я люблю оставлять свои работы на волю времени, климата, и под контролем местных жителей». Его работа, как он говорит, в конечном счете, как всё, что мы встречаем на своем жизненном пути – «Момент во времени, крупинка в пространстве»…

Скульптурный парк в Каппадокии

Скульптурный парк в Каппадокии

James Grayson Trulove, Andrew Rogers

Landscape Architecture Magazine, №1 2012 / USA

Как строили скульптурного парка «Время и Пространство» в Каппадокии — видео

Скажите имя Густава Вигеланда любому норвежскому художнику или скульптору, и их глаза тут же загорятся нежностью и пониманием – в своей родной Норвегии этот скульптор полюбился многим, особенно жителям столицы – Осло.

(Всего 28 фото)

1. В 1921 году город выделил скульптору дом, в котором он в последствие работал и жил двадцать лет.

2. После себя скульптор оставил удивительный , ставший напоминанием не только о нем самом, но и о политической и культурной жизни Норвегии.

3. И все же парк строился на почве споров и разногласий. Власти хотели построить библиотеку. К сожалению, ее местонахождение оказалось на месте дома Вигеланда.

4. После долгих споров и диспутов по этому поводу дом все же остался скульптору, однако он пообещал сделать для города что-нибудь экстраординарное взамен.

5. С тех пор все свои работы скульптор отдавал городу. Он был очень плодовитый – вероятно, Осло даже получил больше, чем просил.

6. В результате этого экстраординарного контракта между Вигеландом и Осло, практически ни одна из его работ не покинула пределов Норвегии. И все же, если вам нужна хорошая причина посетить эту страну, ищите ее в парке скульптур.

7. Это было определенно не маленькое свое дело . В конце концов, к моменту смерти скульптора в 1943 году, в парке на площади более 300 кв. м было более двухсот скульптур.

8. Будучи другом и соратником Родэна, Вигеланд любил экспериментировать с современными формами работ эпохи ренессанса и древнего искусства.

9. В начале своей работы он искал вдохновения в отношениях двух полов, а также в отношениях между старшим и младшим поколением, между членами семьи и неумолимым приближением смерти, которая не является концом сама по себе.

10. Его студия у Нобелевских ворот находится рядом с парком Фрогнера (который сейчас более известен, как парк Вигеланда).

11. Его самая известная работа – Монолит – кульминация работы всей его жизни: 121 фигура пытаются добраться до вершины.

12. В его скульптурах глубоко прослеживается тема понимания конфликта и комфорта в человеческих отношениях. Истинную двоякость нашей связи с семьей и обществом можно найти повсюду.

13. Работы Вигеланда передают глубокую отчужденность, которую скульптор переживал всю свою жизнь.

14. Тема смерти присутствует во многих его работах, а ее представление варьируется от меланхоличности и несчастья до глубокой любви и восторга.

15. И все же парк представляет собой, скорее, жизнь и путешествие, а не дорогу к смерти. Каждая группа или индивидуальная скульптура представляет собой один аспект или сцену жизни – это путешествие каждого, представленное в камне и бронзе.

16. Нагота фигур, естественно, несет символический характер.

17. Природа и скульптура объединены в этом представлении человечества. Эти скульптуры не стыдятся и не боятся встретить собственную смертность.

18. Какой парк без фонтана? Вигеланд подарил Осло фонтан из 60 бронзовых статуй.

19. Суть сцены на этом фонтане заключается в том, что природа циклична, и смерть дает новую жизнь.

20. Вигеланд также спроектировал схему парка, которая имеет план классического сада.



Загрузка...
Top