Профессиональная школа балета. Известные представительницы профессии

А. Г. Багадаева

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ БАЛЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Профессиональный балет рассматривается как уникальное явление культуры, в котором создаются художественные образы, обретающие смысл культуры и эстетический идеал. Автор говорит о том, что профессиональный балет показывает красоту пластических телодвижений, доведенных до совершенства, гармонию музыкального и драматургического исполнения, а в смысловом ракурсе - отражает ценности духовного мира культуры.

Ключевые слова: профессиональный балет, хореография, драматургия, музыка

Professional ballet is regarded as a unique phenomenon of culture in which the artistic images finding the sense of culture and esthetic ideal are created. The author proclaims that professional ballet demonstrates beauty of plastic gestures honed to perfection, harmony of musical and dramatic performance, and in the meaning aspect angle - reflects the values of the spiritual world of culture.

Keywords: professional ballet, choreography, dramaturgy, music

Многогранность культуры охватывает и раскрывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Одной из граней культуры является искусство, которое передает действительность в художественных образах и посредством творчества отображает различные формы бытия. Как вид культуры искусство воспроизводит эстетическую красоту различных сторон человеческого существования и создает образы, которые воплощают идеальное представление об окружающем мире1. Феномен искусства представляет собой вид эмпирического сознания, источником познания которого часто является чувственно-эмоциональное восприятие. По выражению Е. А. Басина, «искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме, чувственно изображать абсолютное, соединять в свободное, примиренное целое идею и чувственное воплощение» .

Профессионализм в искусстве, как и в других видах жизнедеятельности человека, достигается путем создания определенной системы, характеризующейся поэтапным изучением всех ее ступеней и ведущей к абсолютному совершенству. Профессиональное искусство находит полное завершение в своей высшей форме - сотворении художественно прекрасного. Частью профессионального искусства является балет. Профессиональный балет принадлежит к пространственно-временным видам художественного творчества, где пространство ограничивается сценической площадкой, а временной фактор определяется протяжением законченного действия.

В энциклопедии понятие балет раскрывается как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» . Из этого следует, что в профессиональном балетном искусстве происходит взаимодействие и взаимовлияние как минимум трех составляющих: театрального искусства, музыки и хореографии2. По мнению выдающегося исследователя балетного искусства

1 Об особенностях формирования эстетических эмоций средствами хореографии см. .

2 Подробнее о синтезе искусств в балете см. .

В. В. Ванслова, художественная сила балета «зависит не только от высокого уровня каждого из этих компонентов, но и от степени их слияния в единое и органическое художественное целое» .

Связующим центром художественного синтеза разных искусств служит хореография, занимающая в балете господствующее положение и являющаяся его главным выразительным средством. Хореография -это «искусство танца, а также постановка балетных танцев» . Исследуя хореографию профессионального балета, неизбежно приходится оперировать таким понятием, как танец . Значения слов танец и хореография очень близки, почти синонимичны. Танец можно охарактеризовать как композиционный строй взаимосвязанных между собой ритмичнопластических движений и положений человеческого тела, несущих идейно-смысловую, а в некоторых случаях и сюжетную нагрузку. Хореография имеет более широкое значение, это искусство танца в целом, во всех его разновидностях. Хореография охватывает множество танцевальных направлений - от фольклорного национального танца до его современных воплощений. В профессиональном балете хореография имеет основополагающее значение в жизнеспособности той или иной балетной постановки.

Высшим звеном хореографии является классический танец. Средства и приемы классического танца образуют эстетическую форму профессионального балета, становясь основным его отличительным фактором от других направлений хореографии. «Классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде», - писала Л. Д. Блок, посвятившая свои труды изучению классического танца .

Если балет как вид театрального искусства зародился еще в Возрождение, то процесс формирования классического танца начался в эпоху романтизма. Чис-

тота и гармония классического танца вывели балет на совершенно новый уровень, который отразил это художественное направление. Долгое время балет оставался прерогативой и развлекательно-увеселительным зрелищем для небольшого количества богатых людей, одновременно навлекая на себя нападки прогрессивно настроенных умов. Появление классического танца и классического балета оказалось созвучным высоким стремлениям романтиков, не приемлющих окружающую действительность. Одухотворенность, поэтичность и ирреальность классического танца уносили романтиков в среду идеального совершенства.

Классический танец сложился в результате громадного труда многих поколений людей, стремившихся добиться наибольшей выразительности движений человеческого тела. Система классического танца выкристаллизовывалась в принципах разработки танцевальных движений, свойственных бытовому танцу (шаг, бег, повороты корпуса, переборы ног, притопывания на месте и др.), доведенных до «геометрически отчетливой схемы» . Беспорядочность и хаотичность бытовых движений были приведены в стройную, согласованную и логичную систему.

Основой, на которой развивался классический танец, стал сложившийся на протяжении нескольких веков танец театральный, или сценический, который в свою очередь опирался на танцевальные приемы народной хореографии. Постепенно совершенствуясь, движения и связующие элементы, ведущие свое происхождение из сценического танца Нового времени, обретали свое уникальное и неповторимое лицо в танце классическом.

Нормы и правила классического танца предполагают неестественные для природной физиологии человека положения тела, например, выворотность ног или пальцевая техника (пуанты). Основательное исследование причин этого явления провела Л. Д. Блок, с научной доказательностью обосновавшая механизм исполнения движений классического танца.

Совокупность движений классического танца, выстроенных в талантливо сочиненную хореографию, создают его красоту. Чистота линий, воздушность прыжков, утонченность пальцевой техники и виртуозность вращений становятся выразительными способами профессионального классического балета.

Кроме классического танца в профессиональном балете могут присутствовать элементы народного и современного танцев. Синтез различных видов хореографии часто используется в балетных постановках. Например, характерные движения народного танца включались в классические балеты еще в XIX в., а в постановках современных балетмейстеров наряду с классическим танцем мы видим достижения танца модерн, их слияние создает новый вид хореографии -неоклассику. Здесь мы лишь касаемся этой темы, являющейся предметом отдельной статьи.

Гармония классического балета немыслима без ее важнейшей составляющей - музыки. «Органический синтез музыки и хореографии в балете становится возможным благодаря родству образной природы этих искусств» . Во-первых, музыка необходима балету потому, что с нею связаны темп и ритм танца. Во-вторых, родство музыки и хореографии как искусств заключается в их развитии во времени. В-третьих, музыка дает балетной хореографии эмоционально-образную атмосферу.

Когда балет оставался придворно-зрелищным видом театрального искусства, балетная музыка имела большей частью прикладное значение. Выдающиеся композиторы редко обращались к балетной музыке и относились к ней снисходительно, так как считалось, что она призвана лишь для создания так называемой «дансантности» - совокупности формальных качеств музыки, делающих ее удобной для танца. Только с приходом в балетный театр таких великих композиторов, как П. И. Чайковский и А. К. Глазунов, музыка в балете поднялась на один уровень с вершинами музыкального искусства. Не отрицая исторически сложившихся жанров и форм балетной музыки, они наполнили ее новым содержанием и смыслом и привнесли в балет принципы симфонического развития.

Еще одним компонентом профессионального балета является драматургия. Как и в других видах театрального искусства, драматургия в балете содержит основные этапы развития сюжетного действия: завязка, развитие, кульминация и развязка. В балете, по словам В. В. Ванслова, «танец существует как бы в театральной “оправе”, обладает драматургическим значением и смыслом» . Драматургия в балете призвана раскрывать образы путем художественно-пластического воплощения. Поэтому важно, чтобы балетмейстер, являющийся одновременно и драматургом, мыслил хореографическими образами, создавал действие посредством пластического развития всего балета.

Балетная драматургия обретает особенный характер - она музыкально-хореографическая. Ее основа - сценарий, имеющий словесное описание смысловых и сюжетных перипетий. Но воплощение драматургии в балетных произведениях происходит без помощи слов, протекая в образно-танцевальном претворении музыкальной драматургии. Содержание музыкальной драматургии становится опорой для драматургии хореографической, которая следует за музыкой не дословно повторяя ее темпоритмические формулы, а обретая собственные приемы, условно повторяющие звуко-драматургическую основу. Часто в балете композиционная и смысловая идея музыкального произведения отражается в хореографической драматургии без видимой фабулы. Особенно ярко такое явление проявляется в бессюжетных симфонических балетах.

Каждая из основных составляющих профессионального балета - хореография, музыка и драматур-

гия, - соединяясь в целостное гармоничное соотношение, отражает культуру в сенсуальном, кинетическом, семиотическом, структурно-функциональном и других смыслах многообразной среды форм человеческого бытия. Феномен профессионального балета является неотъемлемой частью культуры. Профессиональный

балет содержит множество аспектов культурной среды, среди которых выделяются эстетический и смысловой. С эстетической точки зрения феномен профессионального балета являет собой красоту пластических телодвижений, доведенных до совершенства; в смысловом аспекте - отражает ценности духовного мира культуры.

1. Балет: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Совет. энцикл., 1981. - 623 с.

2. Басин, Е. Я. Семантическая философия искусства / Е. Я. Басин. - М.: Мысль, 1973. - 216 с.

3. Белов, В. А. Особенности формирования эстетических эмоций средствами хореографического искусства / В. А. Белов //

Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2009. - №. 1. - С. 47-50.

4. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность / Л. Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. - 631 с.

5. Борг ван Дийк, Е. Хореография - созидание танца / Е. Борг ван Дийк // Вестн. Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. -

2002. - № 11. - С. 141-146.

6. Брайловская, М. А. Синтез искусств - интегративная основа балета: культурологический анализ / М. А. Брайловская //

Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 3. - Ч. 1. - С. 102-108.

7. Ванслов, В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. В. Ванслов. - М.: Искусство, 1971. - 303 с.

8. Ванслов, В. В. О музыке и о балете / В. В. Ванслов. - М.: Памятники ист. мысли, 2007. - 332 с.

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Совет. энцикл., 1964. - 900 с.

10. Петренко, Е. А. Синтез музыки и танца как традиция русского балета / Е. А. Петренко // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2008. - Т. 13. - № 1. - С. 57-63.

Балерина — профессиональная танцовщица, исполняющая классические танцы. Заниматься танцами балерины начинают в возрасте 4-6 лет, для работы используют пальцевую технику. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, пение, музыка и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Балетным танцем необходимо начинать заниматься в раннем детстве, ведь в этом возрасте тело ребенка очень пластичное. Будущие танцовщицы должны отличаться небольшим ростом и малым весом, гибкостью, узкими щиколотками. Комиссия, которая принимает детей в профессиональные балетные училища, часто обращает внимание на телосложение родителей ребенка, ведь если папа и мама крупные, то параметры фигуры танцовщицы в подростковом возрасте тоже могут измениться.

Ребята, прошедшие конкурс, начинают активно тренироваться, но более 50% будущих балерин отсеивают. Исключить из коллектива могут из-за того, что балерина слишком быстро растет, набирает вес, не обладает необходимой гибкостью или легкостью, ленится и пропускает тренировки.

Особенности профессии

Стоит понимать, что балет — это тяжелая и изнурительная работа. Легкие и хрупкие танцовщицы вынуждены отказывать себе буквально во всем. Девушки постоянно сидят на строгой диете, ведь вес взрослой балерины, рост которой составляет 163 см, не должен превышать 44 кг. Если вес выходит за рамки, то девушку могут не допустить к выступлению или отчислить из хореографического училища.

Балерина должна быть очень выносливой и трудолюбивой, ведь путь к большой сцене лежит через многочасовые тренировки. Занятия ребят, которые только начинают свой балетный путь, начинаются с партерной гимнастики, помогающей развить гибкость, подготовить тело к более сложным упражнениям, улучшающей координацию. Успех балерины зависит от хореографа, который с ней работает. Многие хореографы мечтают воспитать известную прима-балерину, поэтому стараются вложить в перспективных учениц все свои знания.

  • повышенное артериальное давление;
  • артроз и артрит;
  • плоскостопие;
  • заболевания ЖКТ;
  • детские травмы (переломы, разрыв связок и другие, способные повлиять на пластичность и подвижность суставов);
  • ожирение.

Балерины, окончившие профильные балетные школы, сразу начинают выступать, работая артистками кордебалета или солистками. Балетная труппа гастролирует по родной стране и часто ездит за границу, в коллективе царит строгая иерархия. Танцовщицы постоянно тренируются, работают с балетмейстером, изучают сценарий постановки и музыку к ней, чтобы понять характер своего персонажа. Каждый член труппы получает балетную партию, сложность и важность которой зависит от профессионализма артиста балета, природных данных, артистизма.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Возможность выступать на лучших сценах мира.
  2. Идеальная фигура.
  3. Отличная осанка.
  4. Отсутствие вредных привычек.
  5. Крепкий иммунитет.
  6. Развитие хорошего вкуса.
  7. Сила духа.
  8. Повышенная выносливость.
  9. Большие гонорары.
  10. Возможность стать педагогом после завершения карьеры.

Минусы

  1. Ограничения в питании.
  2. Строгий распорядок дня.
  3. Высокая конкуренция и зависть со стороны других балерин.
  4. Развитие профессиональных заболеваний (заболевания суставов, вывихи и растяжения, артрит и артроз, деформация стоп и другие).
  5. Много командировок.

Важные личные качества

  1. Трудолюбие.
  2. Упорство.
  3. Уважение.
  4. Выносливость.
  5. Целеустремленность.
  6. Нацеленность на результат.
  7. Артистичность.
  8. Харизма.
  9. Дисциплинированность.
  10. Послушание.
  11. Лидерство.

На подготовительные занятия ребят принимают с 4 лет, в 9-11 они могут поступить в профессиональное балетное училище, в котором необходимо учиться 8 лет. Во время обучения будущие балерины сталкиваются с серьезными физическими нагрузками, ведь их занятия могут длиться от 3 до 9 часов, что зависит от возраста танцовщиц и уровня их подготовки.

Если ребенок до 10-12 лет не начал заниматься балетом, то его путь лежит в народный или эстрадный танец. Стоит заметить, что балерины должны иметь отличную фигуру и великолепную технику, а вот к знанию школьной программы педагоги практически не выдвигают требований.

Часто талантливых балерин, прошедших обучение в хореографических училищах по специальности «Искусство балета» или «Хореографическое искусство», после выпускных экзаменов приглашают поступить в известные академии и школы балета. Представители таких школ посещают выступления и экзаменационные концерты, выбирая перспективных танцовщиц. Выпускниц знаменитых балетных школ приглашают на работу в известные театры (Мариинский, Большой, Михайловский и другие).

Высшее образование

  • Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой.
  • Московская государственная академия хореографии.
  • Императорская школа русского балета.
  • Балетная школа Щелкунчик.
  • Балетная школа Илзе Лиепа.
  • Школа балетного искусства «Арабески».

Школы балета

Школа балета «Kasok», г. Санкт-Петербург

В школе работают профессиональные педагоги и действующие артисты балета, которые обучают детей искусству классического танца. В школе есть программа для детей, подростков и профессиональных танцовщиц, которые желают улучшить технику, научиться избегать травм.

Место работы

Карьера танцовщиц балета короткая, поэтому до 35-40 лет они активно гастролируют, выступая на лучших балетных сценах мира. Они могут работать в известных балетных труппах или маленьких коллективах, но здесь все зависит от таланта.

После выхода на пенсию балерины работают хореографами, дают частные уроки. Известные прима-балерины могут переквалифицироваться в актрис театра или кино, сниматься в рекламных роликах, открывать собственные школы.

Оплата труда

Размер оклада балерины зависит от уровня ее подготовки, места, которое она занимает в труппе, и квалификационного разряда. Конкурс на место в известных столичных театрах очень большой, ведь на 1 вакансию могут претендовать 100-150 балерин.

Прима-балерина может получать заработную плату, размер которой составляет 100-150 тыс. руб. Артисты кордебалета получают до 50 тыс. руб., но размер оклада зависит от театра, в котором труппа работает.

Профессиональные знания

  1. Знание истории балета.
  2. Умение работать в разных танцевальных жанрах.
  3. Исполнение установленного хореографического репертуара.
  4. Проработка балетной партии с партнером, хореографом и балетмейстером.
  5. Умение войти в образ и передать его через движения.
  6. Умение чувствовать музыку и хороший музыкальный слух.
  7. Создание сценических образов.
  8. Умение поддерживать прекрасную физическую форму.
  9. Владение профессиональной терминологией.

Известные представительницы профессии

  1. Плисецкая, Майя Михайловна.
  2. Уланова, Галина Сергеевна.
  3. Павлова, Анна Павловна.
  4. Вишнева, Диана Викторовна.
  5. Образцова, Евгения Викторовна.

Корни русского балета, как и всякого вида искусства, лежат в танцевальном фольклоре. Скорее всего, это были культовые (всевозможные хороводы) и игровые («Перепляс», «Кума, где была» и проч.) пляски. Русский балет не только сохранил все эстетические каноны, но и стал законодателем в мире балета.

Истоки

В Киевской Руси на рубеже VIII-IX веков стали появляться первые танцоры, профи своего дела - скоморохи... Спустя время, когда столицей стала Москва, скоморохами уже были не обязательно мужчины.

В XV-XVI веках веселые зрелища ряженых с лицами, скрытыми масками, так называемыми «машкарами», изумляли и удивляли заезжих иностранцев.

В XVII веке история русского балета отмечена открытием в Кремлевского театра. По заведенной традиции, каждая постановка в этом театре всегда завершалась междусеньями (особыми выходами балетных). Эти так называемые entrée исполняли мужчины, облаченные в напыщенные одежды. Актеры показывали несколько элементов бального танца.

Царская потеха

Первым полномасштабным балетным представлением в России считается спектакль, поставленный 8 февраля 1673 года. Произошло это знаменательное событие при дворе царя Алексея Михайловича и называлось оно «Балет об Орфее и Эвридике». История возникновения русского балета описывает его как смену церемонных поз, медлительных танцев, поклонов и переходов. Между ними актеры произносили заученные слова или пели. Все это мало походило на настоящее театральное действо. Это была только лишь царская потеха, завлекающая своей неизвестностью.

Тем временем И. Грегори, устроитель театра, приглашает Николу Лима организовать курсы обучения театральному мастерству для царского театра. На первых порах 10 детей знатных мещан, затем уже 20, успешно прошли обучение и показали на суд царю балетную постановку «Орфей» во французском стиле.

Задача поставлена

Только по прошествии четверти века Петр I, задавшись целью реформировать культурную жизнь России, привносит в быт русского общества музыку и танец. Он решает привить искусство элитным слоям жителей Петербурга. Для этого Петр I закрывает московский театр Алексея Михайловича и издает революционный указ. Этот указ об ассамблеях обязывал все государственные учреждения преподавать бальные танцы в обязательном порядке. Эти реформы сделали должность танцмейстера недосягаемо высокой. Именно этим распорядителям ассамблей балет обязан появлением в балетных танцевальных движениях, пришедших из-за рубежа, нововведений в виде элементов из национальных славянских танцев.

Автор В. Красовская («История русского балета» - Л. Искусство, 1978 г.) считает, что благодаря энергичности и безапелляционности Петра I в дворцовых залах стали проходить выступления балетных трупп, музыкантов и оперных артистов, приглашенных из-за рубежа.

В начале 1738 года в стране была организована школа балетного искусства, ставшая, по сути, первой. История русского балета кратко рассказывает об этом периоде. Выпускники школы работали в балетных коллективах иностранных театров так называемыми фигурантами (актерами кордебалета). И только много позже их допускали к главным партиям.

Первое профессиональное обучение

Колыбелью современного балета историки считают Сухопутный В нем трудился прославленный Жан Батист Ландж, который со своими учениками поставил три придворных балетных спектакля. Как показывает история русского балета, они стали практически первыми балетными представлениями, соответствующими всем законам и нормам Королевской Академии танцев в столице Франции.

Кадеты шляхетного корпуса принимали участие в академическом, лирическом полухарактерном и одновременно комическом балетном представлении труппы Фессано из Италии.

Елизавета I, чтобы не растерять подготовленных балетных танцоров, открывает Собственную Ее Величества танцевальную школу, первым набором которой были 12 детей простолюдинов.

А к концу 1742 года, императрицей подписан указ, повелевающий учредить балетную труппу из русских танцовщиков. Именно в ней засветились первые русские звезды - профессиональные балетные танцовщики: Аксинья Баскакова и Афанасий Топорков.

Выход из тупика

Смерть Батиста Ланде вносит сумятицу в хореографическое дело в стране. Представления, которыми руководит Фессано, становятся однотипными и скучными бурлесками. Зрителя не привлекают такие постановки.

История русского балета кратко описывает тот период. В эту пору и в Европе стоит вопрос о реформе хореографического дела. Руссо и Сен-Мар требуют балетных танцоров избавиться от пышных одежд и масок с париками. Дидро настоятельно рекомендует изменить сюжетные линии балетных представлений. Тем временем Джон Уивер, не дожидаясь всеобщих изменений, ставит танцевальное представление, имеющее продуманный сюжет, а Жорж Новер пишет легендарные «Письма о танце».

Не отстает и русский балет. Появление Гильфердинга - тому подтверждение. Этот немецкий специалист закрепил сюжетные хореографические постановки в Петербурге. В Париже сюжетные балетные постановки появились только 15 лет спустя. Гильфердингу помогал Леопольд Парадизо. Уже к 50-м годам XVIII века они создавали независимые балетные пьесы.

Начало драматических постановок

Первая драма в русском балете принадлежит А. П. Сумарокову. Он пропагандировал хвалебные танцевальные постановки, сочинил литературную основу к балетным спектаклям «Прибежище добродетели» и «Новые лавры».

Гаспаро Анжиолини, приглашенный царем балетмейстер, усиливая яркость народных песенных славянских ноток, ставит балетное действо «Забавы о святках». Екатерина II сильно нахваливала представление. В 1779 году Законодательная комиссия в полном составе одобрила балет, музыка к которому была написана на основе славянского фольклора.

После такого колоссального успеха Анжилини перешел к развлекательным театральным постановкам, которые высмеивали злободневную тематику. Это были наделавшие шума панегирики: «Торжествующая Россия» (расхваливалось поражение турецкой армии при Кагуле и Ларге), «Новые аргонавты» (славная ода флоту Российской империи) и «Победное рассуждение» (поднимался волнующий всех вопрос о необходимости прививки против свирепствующей оспы).

Немногим ранее был поставлено первое героическое балетное представление «Семира». С этого момента балетмейстеры стали уделять большое внимание выразительности балетного танца. Ибо танцоры одновременно могут быть заняты и в потешных оперных выступлениях негосударственных театров, и в псевдорусских оперных показах, либретто к которым сочиняла сама императрица.

К новому 1778 году в Петербурге (как показывает история русского балета, книгиярко описывают это уникальное событие)ждет зрителей уже два театра: коммерческий «Вольный театр» и придворный.

Первые крепостные коллективы

Во второй половине XVIII века в моду входит овладение танцевальным искусством. А уже в начале 1773 года под опекой Леопольда Парадиза в столице на базе Воспитательного дома открывается первый учебный центр, впоследствии ставший первым публичным театром. В первом наборе было 60 детей. О первых хореографических представлениях, поставленных прославленным Козимо Меддоксом, рассказывает в своих книгах Ю. Бахрушин.

История русского балета, изученная и описанная им очень подробно, полновесно раскрывает этот период танцевального искусства. Медокс с коллективом молодых, выучившихся в России, танцоров ставил комические оперы, хореографические постановки, посвященные реальным событиям (например, «Взятие Очакова»), и дивертисменты.

На этом фоне стал быстро развиваться крепостной театр. В последнее десятилетие XVIII века уже были хорошо известны крупные коллективы крепостных актеров. Такие коллективы были у Зорича, Головкиной, Апраксина, Шереметьева, Потемкина и других помещиков.

Этот же период ознаменовался развитием и постановкой техники женского танца и художественного оформления сцены для представления. Появляется новая традиция конкретизировать на сцене место действия, декорации писать в реалистичном стиле, применять игру полутеней и света.

Торжество русского балета

История русского балета 19-20 веков насыщена и многообразна. К началу XIX века искусство балета достигает той зрелости, которая по достоинству оценивается зрителем. Русские балерины привносят в хореографию воздушность, благородность и выразительность. Это очень метко подмечает А. С. Пушкин, описывая красоту танцевальных движений своей современницы, звезды балетной сцены, Истоминой: «души исполненный полет» (фраза стала синонимом балета). Ее мимика и отточенность танцевальных движений вызывала восхищение. Большая часть зрителей ходила именно на

Не менее прекрасны были Лихутина Анастасия, Екатерина Телешова, Данилова Мария.

Балетные постановки набирают популярность. Балетный танец, как искусство, становится привилегированным, и на него выделяются государственные дотации.

К 60-м годам прошлого века культурный бомонд охвачен новомодным течением «реализм». В русский театр приходит кризис. Касаемо хореографических постановок, он выражался в примитивизме сюжетной линии, которая подстраивалась под определенный танец. Балеринам, достигшим совершенства, предлагают танцевать в реалистичных постановках.

История создания русского балета выходит на новый виток. Возрождение началось с Петра Чайковского, который первым написал музыку для хореографической постановки. За всю историю балета, впервые музыка стала так же важна, как танец. И даже оказалась в одном ряду с оперной музыкой и симфоническими композициями. Если до Чайковского музыка писалась под танцевальные элементы, то теперь балетный актер пластикой, движением и изяществом стремился передать музыкальное настроение и эмоцию, чем помог зрителю разгадать сюжет, переложенный композитором на ноты. Мир до сих пор восхищается знаменитым «Лебединым озером».

Хореограф А. Горский привнес в постановки элементы современной режиссуры, стал уделять огромное внимание художественному обрамлению сцены, полагая, что зритель должен полностью погружаться в происходящее на сцене. Он запретил применять элементы пантомимы. Коренным образом переломил ситуацию М. Фокин. Он возродил романтический балет и сделал язык тела в танце понятным и говорящим. По мнению Фокина, каждая постановка на сцене должна быть уникальной. То есть музыкальное сопровождение, стиль и танцевальный рисунок должны быть присущи только конкретному представлению. В первые годы XX века аншлаги снимали его постановки «Египетские ночи», «Умирающий лебедь», «Сон в летнюю ночь», «Ацис и Галатея» и др.

В 1908 году П. приглашает Фокина стать главным постановщиком парижских «Русских сезонов». Благодаря этому приглашению Фокин становится всемирно знаменитым. А русские балетные артисты стали ежегодно с триумфом выступать во французской столице. История русского балета славит танцовщиков русской труппы, имена которых знает весь мир: Адольф Больм, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и др. И это во время упадка европейского балета!

Дягилев рискнул и выиграл. Он собрал труппу молодых и талантливых балетных актеров и предоставил им свободу действий. Разрешил действовать вне известных рамок, которые ставил известный, но уже довольно пожилой Петипа.

Свобода действий дала возможность танцорам раскрыть и выразить себя. Кроме этих революционных нововведений Дягилев привлек к художественному оформлению известнейших своих современников художников (Ж. Кокто, А. Дерена, П. Пикассо) и композиторов (К. Дебисси, М. Равеля, И. Стравинского). Теперь каждая балетная постановка стала шедевром.

После Октябрьской революции многие танцоры и хореографы оставили мятежную Россию. Но костяк остался. Постепенно ближе к народу становится русский балет. Страницы истории за период становления видели многое…

После середины XX века танцовщики и хореографы нового поколения вернули на сцену забытые танцевальные миниатюру, симфонию и одноактный балет. Число студий и театральных стало неизменно расти.

«Триумфатор», балерина, балетный критик

Знаменитая российская танцовщица Вера Михайловна Красовская появилась на свет еще в Российской империи 11 сентября 1915 года. После средней школы поступила и в 1933 году успешно окончила Ленинградское хореографическое училище. Училась у знаменитой Вагановой Агриппины. С этого времени и по 1941 год Красовская служит в Театре им. Кирова. Занята она в балетах академического репертуара.

В 1951 году Вера Михайловна оканчивает в Ленинграде аспирантуру Театрального института им. А. Островского, после основного обучения на факультете театроведения.

Школа профессионализма, полученная Красовской сначала в классе Агриппины Вагановой, затем в балетных постновках Мариинского театра, вместе с багажом знаний энциклопедического масштаба, аристократизмом, культурными традициями и потрясающим владением языками (французским и английским), позволила ей стать блестящим и однозначно крупнейшим балетным искусствоведом.

В 1998 году радостная новость облетела весь театральный мир. Премию «Триумф» получила Вера Михайловна Красовская. История русского балета, о которой она рассказала в книгах (некоторые из них переведены на иностранные языки) и статьях (более 300) как искусствовед и критик, сделали Веру Михайловну лауреатом свободной российской премии «Триумф». Эта награда присуждается за высшие достижения в искусстве и литературе.

В 1999 году Красовской Веры Михайловны не стало.

Эпилог

История русского балета с благодарностью хранит имена мастеров танцевального искусства, которые внесли колоссальный вклад в формирование русской хореографии. Это небезызвестные Ш. Дидло, М. Петипа, А. Сен-Леон, С. Дягилев, М. Фомин и многие другие. А талант русских артистов притягивал и сегодня притягивает огромное количество зрителей в разных странах мира.

По сей день русские балетные труппы считаются самыми лучшими в мире.

Основная школа Илзе Лиепа расположена на Рублево-Успенском шоссе, более камерные студии – на Солянке и в Павловской гимназии. Педагоги используют авторскую методику знаменитой балерины Илзе Лиепа. Эта методика основана на сочетании гимнастики и пилатеса. Сама Илзе также кчаствует в составлении программ обучения. В программе школы: балетная гимнастика, основы классического танца, хореография и основы акробатики. Группы в школе Илзе Лиепы возрастные: 2,5-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет и 9-12 лет. Самые маленькие начинают с азов — занимаются ритмикой, танцами и подвижными играми. Серьезная балетная подготовка начинается с 5 лет. Несколько раз в год учащиеся демонстрируют свое мастерство в отчетных концертах.

2. Хореографическая студия Ксении Белой
Возраст: от 2 лет
Студия на Патриарших прудах / на Фрунзенской




Хореографическую Студию открыла в 1999 году Ксения Белая – выпускница балетмейстерского факультета Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС). Балетом здесь занимаются серьезно, что подтверждают регулярные выступления учеников в в Большом Кремлевском Дворце, Концертном зале им.Чайковского, Доме Музыки. Преподают в студии классические и современные танцы, танцы народов мира и демиклассические постановки. На занятиях малыши знакомятся с народным творчеством, учатся чувствовать музыку и ритм, занимаются гимнастикой, актерским мастерством, изучают историю мирового танца, этикет и даже историю искусств. Самые маленькие занимаются хореографией, после чего могут выбрать курс по душе: классический танец или джаз-модерн.

3. Мастерская балета Егора Симачева
Возраст: от 2 до 11 лет
22 филиала в Москве



«Мастерскую балета Егора Симачева» можно считать важным популяризатором детского балета в столице. Первая студия была открыта в Саду Эрмитаж в 2011, а сегодня в городе работают уже 16 филиалов Мастерской. С детьми занимаются балерины Большого театра. Здесь есть три возрастные группы — от 2,5 до 4 лет, от 5 до 7 и от 8 до 11 лет. В зависимости от возраста, уровня подготовки и возможностей ребенку помогают выбрать необходимую нагрузку, чтобы тренировки не нанесли ущерба здоровью. Среди необычных услуг студии — уроки балета на французском или английском языке, причем и балетом, и языками можно начать заниматься с «нуля».

4. Студия классического балета «АкТер»
Возраст: от 3 до 13 лет
4 филиала


Балетная студия «АкТер» работает при Государственном академическом театре классического балета, а ее воспитанники активно участвуют в постановках театра. Также учащиеся выступают на зарубежных площадках. Художественный руководитель студии – Терещенко Оксана Георгиевна - закончила Московское государственное балетное училище при Большом театре и является солисткой театра. Балетное искусство в студии преподают детям в возрасте от 3 лет, есть возрастные группы для мальчиков и девочек 3-6 и 6-8 лет. На занятиях дети изучают классический танец, народно-характерный танец и актерское мастерство.

5. Балетная школа «Щелкунчик»
Возраст: от 3 до 10 лет
Школа на Ленинском пр., 32

Филиалы в клубах «Рибамбель» на Кутузовском пр., 48 и в Ботаническом саду

Уважаемую в Москве школу основала в 2000 году народная артистка РСФСР, известная балерина Наталья Чеховская. В школе «Щелкунчик» есть подготовительное отделение для детей 3-10 лет и профессиональные классы для детей от 10 лет (1-й балетный класс). Обучают в школе по программе «Классический танец» С.Н. Головкиной, утверждённой Министерством культуры РФ. В распоряжении учеников: просторный танцевальный зал с зеркалами и удобные раздевалки. На просмотр можно прийти в любой будний день с сентября по май, а также в отдельные дни в июне.



Загрузка...
Top