Понятие художественная культура лекции по мхк. Комплекс уроков по мировой художественной культуре

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и :

    расширение представлений о понятии «культура»;

    рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

    развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

    развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Тип урока : вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

    Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы:

Что такое культура?

Что такое культурный человек?

Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

    Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

    Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

    Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

    Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

    elite-home.narod.ru

    Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

Комплект дисков по мировой художественной культуре для 10 и 11 классов содержит готовые уроки МХК для учителей — конспекты, презентации и дополнительные педагогические материалы для проведения интересных уроков!

Готовые уроки по МХК для 10 класса:

  • 1. Первые художники Земли
  • 2. Архитектура страны фараонов
  • 3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
  • 4. Художественная культура Междуречья (Месопотамии)
  • 5. Искусство доколумбовой Америки
  • 6. Эгейское искусство
  • 7. Золотой век Афин
  • 8. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады
  • 9. Архитектура императорского Рима
  • 10. Изобразительное искусство Римской империи
  • 11. Театральное и музыкальное искусство античности
  • 12. Мир византийской культуры
  • 13. Архитектурным облик Древней Руси
  • 14. Изобразительное искусство и музыка
  • 15. Архитектура западноевропейского средневековья
  • 16. Изобразительное искусство средних веков
  • 17. Театральное искусство и музыка средних веков
  • 18. Индия - страна чудес
  • 19. Художественная культура Китая
  • 20. Искусство Страны восходящего солнца (Япония)
  • 21. Художественная культура ислама
  • 22. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения
  • 23. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения
  • 24. Золотой век Возрождения
  • 25. Возрождение в Венеции
  • 26. Северное Возрождение
  • 27. Музыка и театр эпохи Возрождения

МХК 10 класс.
Стоимость диска: 420 руб.

Готовые уроки по МХК для 11 класса:

  • 1. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII вв
  • 2. Искусство маньеризма
  • 3. Архитектура барокко
  • 4. Изобразительное искусство барокко
  • 5. Классицизм в архитектуре Западной Европы
  • 6. Шедеврые классицизма в архитектуре России
  • 7. Изобразительное искусство классицизма и рококо
  • 8. Реалистическая живопись Голландии
  • 9. Русский портрет XVIII в
  • 10. Музыкальная культура барокко
  • 11. Композиторы Венской классической школы
  • 12. Театральное искусство XVII-XVIII вв
  • 13. Феникс романтизма
  • 14. Изобразительное искусство романтизма
  • 15. Реализм - художественный стиль эпохи
  • 16. Изобразительное искусство реализма
  • 17. «Живописцы счастья» (художники импрессионизма)
  • 18. Многообразие стилей зарубежной музыки
  • 19. Русская музыкальная культура
  • 20. Пути развития западноевропейского театра
  • 21. Русский драматический театр
  • 22. Искусство символизма
  • 23. Триумф модернизма
  • 24. Архитектура — от модерна до конструктивизма
  • 25. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства
  • 26. Мастера русского авангарда
  • 27. Зарубежная музыка XX в
  • 28. Русская музыка XX столетия
  • 29. Зарубежным театр XX в
  • 30. Русский театр XX в
  • 31. Становление и расцвет зарубежного кинематографа
  • 32. Шедевры отечественного кино

МХК 11 класс.
Стоимость диска: 420 руб.

Примеры уроков МХК на дисках:

Тема урока. Введение. «Проявленная ценность», или О том, зачем чело-век создает произведения искусства.

Урок-презентация

Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами изучения курса «Мировая художественная культура», а также с основными проблемами, кото-рые будут рассмотрены на уроках.

Задачи урока: проанализировать понятия «культура», «искусство», «худо-жественная культура»; формировать у школьников умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения, вести диалог.

План урока: определения понятия «культура», материальная, духовная культура. Культура как система; человек и культура. Мировая художественная культура; архитектура, живопись, скульптура, искусство.

Доска: Эпиграфы:

И. В. Гёте

Латинская пословица

Б. Пастернак

Ю. М. Лотман

Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном отношении и интеллектуальной сфере.

Материальная культура - все, что создано человеком в результате его хозяйственной деятельности (орудия труда, жилища, одежда).

Духовная культура - результаты научной деятельности человека, вопло-щенные в виде теорий, символов, понятий (наука, искусство, просвещение).

Задание. -

Искусство - умение, мастерство, создание чего-либо нового, оригинально-го, не похожего на то, что уже создано другими.

Архитектура - искусство строить и украшать здания.

Живопись – вид ИЗО, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Скульптура – вид ИЗО, произведения которого имеют объемную форму; различают круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф.

Ход урока

Подумайте и ответьте на вопросы:

Кто такой культурный человек?

Что такое культура?

Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения.

Теперь необходимо определить важное для нас понятие – «культура». С не-запамятных времен оно восходило к слову «культ» , то есть «поклонение, по-читание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непости-жимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом об-ществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства .

Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово « cultura » означало «возделывание, обрабатыва-ние» Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесен римля-нами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души.

У римского общественного деятеля и оратора Цицерона слово «культура» появилось в значении умственной деятельности человека в противополож-ность невежеству и бескультурью варваров. У французских просветителей XVIII века оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялось достижениями в области науки и ис-кусств. В XIX веке, что свидетельствует из словаря В. И. Даля, оно приобрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образова-ние умственное и нравственное».

Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толко-ваний. Например:

- «возделыание» и облагораживание природы;

- «память человечества»;

Творчество;

Уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умствен-ной деятельности;

Наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;

Просвещенность, образованность, начитанность.

После этого проводится эвристическая беседа , в ходе которой учащимся предлагаются следующие вопросы:

Существыют ли общие характеристики культуры, объединяющие перечисленные определения?

Почему, на ваш взгляд, не существует единого определения культуры?

Какое из перечисленных определений понятия «культура» является, на ваш взгляд, наиболее емким и почему?

В заключении проведенной беседы школьники приходят к выводу о том, что общие характеристики существуют. Так, из каждого определения понятия «культура» следует, что культура не существует вне человека и его деятель - ности, также как и нет человека вне культуры.

В широком смысле слова под культурой понимают совокупность дости - жений человечества в производственном, общественном отношении и ин - теллектуальной сфере. По широте деятельности человека культуру делят на материальную и духовную.

К материальной культуре относят все, что создано человеком в результа-

те его хозяйственной деятельности, а к духовной культуре относят результа-

ты его научной деятельности, воплощенные в виде теорий, символов, понятий.

Задание. Самостоятельно распределить предметы по разрядам: одни – к ма - териальной культуре, другие – к духовной. Перечень на доске: автомобиль,

ваза, пальто, картина, телевизор, перстень, стол, пианино, скульптура, подсвеч-ник, стул.

Что такое культура, мы с вами определили, а что такое мировая худо-жественная культура?

Мировая художественная культура – это множество культур народов ми-ра, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического разви-тия человеческой цивилизации.

Культура художественная чаще всего представлена в произведениях искус-ства (литературные (искусство слова) и музыкальные (искусство звука) произ-ведения, архитектура (искусство строить и украшать здания), скульптура, жи-вопись), творчески воспроизводящих действительность в художественных об-разах. Но что значит творчески воспроизводить действительность? Явля-ется ли искусством простое ее копирование, точное, подобное фотографи-ческому снимку, отражение окружающего мира?

Вовсе нет.

Что такое искусство?

У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерс-тво, знание дела – например, искусство шитья. Самое дело, требующее такого умения, тоже называют искусством – например, военное искусство.

Но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении « художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.

Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу и музыку, архитектуру, ИЗО и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство…

Кто такой художник? Что такое искусство?

Вы скорее всего представили себе человека, кистью и красками создающего картину. В действительности же значение слова «художник» гораздо шире – так называют всех, кто творит искусство: поэтов и писателей, музыкантов, ак-теров кино и театра, режиссеров; есть художники-фотографы и художники-камнерезы.

Художник – человек особый, он творит мир в соответствии с личными пре-дставлениями о нем. Чувства, мысли и переживания, преломленные в его соз-нании, рождают неповторимые художественные образы. Они создаются в ре-зультате раздумий, оценок, отбора нужного материала из множества увиден-ного и услышанного. Художник смотрит на жизнь пристрастно, он ищет в ней то, что способно пробудить ответные чувства и переживания в душе человека. Его фантазия не знает границ, она способна творить чудеса…

А когда появилось искусство?

Очень давно – много тысяч лет назад. Люди еще не знали земледелия, не умели рисовать – учеными найдены рисунки, авторы которых жили 30 тысяч лет назад!

Прекрасные произведения искусства были созданы художниками древнего мира – достаточно вспомнить семь чудес света (1) египетские пирамиды (единственное из чудес света, дошедшее до нас); 2) висячие сады Вавилона; 3) храм Артемиды в Эфесе; 4) статуя Зевса в Олимпии; 5) мавзолей в Галикар-насе; 6) колосс Родосский; 7) александрийский маяк) или поэмы Гомера.

Эпоха Возрождения – время творчества Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи. А XIX век – время рождения киноискусства, которое всем знакомо и очень многими любимо.

Стихотворение В. Боровицкой:

Учащиеся подводятся к пониманию того, что не следует отождествлять понятия «культура» и «искусство».

Работа по эпиграфам к уроку.

Тот, кому природа начинает открывать свои

тайны,чувствует неодолимое влечение к наиболее

достойному толкователю – к искусству.

И. В. Гёте

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Латинская пословица

Объясните, как вы понимаете эти слова? Аргументируйте свой ответ.

Цель творчества – самоотдача.

Б. Пастернак

В подлинной культуре ничего не умирает…

Ю. М. Лотман

Что мы подразумеваем под подлинной культурой? Разделяете ли вы точку зрения Лотмана и Б.Пастернака?

Выводы из беседы.

Культура создается человеком. Она развивает его творческие силы, требует самоотдачи, иногда даже подвига. Идеалы культуры всегда возвышают человека. Достижение идеалов – смысл жизни человека.

Культура, созданная человеком, способна в свою очередь преобразовать и его самого. Как вы понимаете смысл данного тезиса?

Литература:

    Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2004.

    Солодовников Ю. А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в МХК»: 9 класс. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.

    Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 2005. – 397 с.

    Я познаю мир. Мировая художественная культура: Дет. Энциклопедия. – М.: АСТ, 2005. – 398 с.

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетели столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны – время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушкин –

Все забудут потомки – и возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

В. Боровицкая

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати - тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.

Конспект урока МХК по теме "Готический собор - образ мира"

Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе по теме "Готический собор - образ мира". На уроке учащиеся знакомятся со спецификой и образной системой готической архитектуры. Соответствует всем действующим учебникам МХК для 10 класса.

Тема урока: Готический собор – образ мира.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей готического стиля, воплощённых в архитектуре собора.

Задачи урока:
1. расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство со спецификой и образной системой готической архитектуры;
2. развитие у учащихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал (на основе самостоятельного освоения искусствоведческих и художественных текстов);
3. постижение мировоззренческих акцентов готического искусства, сохранённых в архитектурных памятниках.

Ход урока

Звучит музыка «Пришла пора соборов кафедральных…»
Средневековье… Какими словами его только ни называют: и темное, и мрачное, и жестокое, и невежественное… Все так, но в каждом городе при этом непременно готический собор строился, да такой, что всех жителей разом вместить мог, а у современных туристов при виде такого чуда до сих пор дух захватывает. Тогда люди без Храма жизнь свою не представляли. Глубокую мысль высказал великий композитор Альфред Шнитке: готический собор – всегда некая модель мира.
Актуализация личностных смыслов, знаний, сложившихся представлений о готике, выявление эмоционального отношения к готическому искусству.
- Какие смыслы звучат для вас в словах «готика», «готическое искусство»?
- Какие ассоциации возникают у вас, какое эмоциональное отношение вызывают эти слова?
- Пользуясь текстом учебника, дайте краткие ответы на вопросы:
Откуда произошло название готика и когда оно закрепилось за искусством этого периода?
Обозначьте временные границы готического искусства.
В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Какой стиль ему предшествовал?

Романский и готический стили. Сопоставление.

С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На площади перед собором и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен вмещать все население города. Часто соборы строились и перестраивались очень долго, и теперь мы можем увидеть черты разных архитектурных стилей в одном сооружении.
Просмотр видеофрагмента «Кентерберийский собор». Задание перед просмотром:
- В чем отличие романской и готической частей собора? Каковы ваши впечатления от готического собора?
- Почему готический стиль стал «революционным» для того времени?
Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких витражей, будто растворилась в потоках света.

3.

Секреты готического мастера.

Знакомство с архитектурными особенностями готического стиля. Вертикаль как воплощение идеи Вознесения.
Кафедральные соборы должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений. В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.
Показ интерактивной модели готического храма http://school-collection.edu.ru).
Объяснение учителя с использованием презентации (показ схемы готического храма в разрезе), работа учащихся с терминами (раздаточный материал, учебник).


Термины: нервюра, нервюрный свод, контрфорс, аркбутан, стрельчатая арка, пинакль, окно-роза, портал, тимпан, трансепт.
Работа с интерактивной схемой готического храма (ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru).
- Найти и показать на схеме основные архитектурные элементы готического собора.
- Поясните преобладание вертикальных линий в конструкции собора.
Храм как будто возносится ввысь, преодолевая земное притяжение. В нем словно соперничают земная тяжесть и божественный дух. Преобладание в его конструкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения как стремления человеческой души к небу, к Богу.

4. Готический собор как образ мира. Синтез искусств.
4.1. Святые и химеры. Скульптурное убранство готического собора.
Готический собор – это целый мир, со своей жизнью и своими обитателями. Его населяют ангелы и демоны, святые и химеры, короли и причудливые чудовища. И у каждого – свое место в храме.
Показываются слайды с изображением скульптур готических соборов.


Самостоятельная работа с искусствоведческим текстом и схемой готического собора. «Поселите» персонажей готических скульптур на свои места.
Текст:
«Храм – каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища.
На крышах, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На галереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны… И всё это многообразие фитур оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда». (Л. Г. Емохонова)


4.2. Образ небесного мира в интерьере собора. Окно-роза. Витражи.
Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира. Стена освободилась от тяжести. Прочный каркас не нуждался в ней как в опоре. Появилась возможность сделать огромные оконные проемы. Центром композиции становится роза – круглое резное окно. Его называют «готическая роза». «Я вдыхаю божественное благоухание, аромат этого каменного цветка», - писал Огюст Роден об этом готическом чуде.
- Почему роза? Как вы думаете?
Сообщение учащегося о символике розы.


4.3. Свет и цвет как средство создания таинственной атмосферы готического собора.
Главное окно-роза особенно украшалось. При этом снаружи можно было любоваться лишь каменным кружевом, слегка позолоченным. Зато изнутри роза становилась главным витражом храма.
Магия витража раскрывается только на просвет: снаружи витражи «слепые», почти бесцветные. Но, когда внешний свет пробивается сквозь витражные стекла в интерьер храма, раскрашенные окна начинают излучать особый, «нематериальный» свет. Через витраж свет проникает в пространство храма уже расцвеченным. Это игра света и цвета: то торжественная, сверкающая, то приглушенная в таинственном полумраке от тучи или в час заката.
Просмотр видеофрагмента «Шартрский собор». Обратить внимание на витражи собора, их цвет.
- В чем магия света в соборе? Какую атмосферу создают витражные окна?
- Какие основные цвета используются в готических витражах? Почему?
- Согласны ли вы с тем, что «Шартрский собор – нечто большее, чем кажется на первый взгляд»?
Свет, льющийся с неба, согласно средневековым представлениям, означал свет, идущий от Бога. Символика цвета. Основные цвета витражной живописи: красный, синий, зеленый.
Неутомимая фантазия мастеров стекла привела их к замечательному открытию – оттенок свинцового крепления, соединяющего кусочки стекла, изменял оттенок и самого стекла, рождая многообразие и причудливость оттенков света. За этим стояла средневековая метафизика света, желание познать его, приблизиться к нему. Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял.


4.4. «Дыхание органной музыки».
Особую роль в готическом соборе играла музыка. Возведение в Париже собора Нотр-Дам совпало с учреждением при нем Певческой школы. И сейчас истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием органа…
Виртуальная экскурсия в Собор Парижской Богоматери с использованием Интернет-ресурсов.
Просмотр фотографий, прослушивание органной музыки.


5.

Красота как божественная гармония.

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame», которое заканчивается такими словами
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Что такое красота?
Фома Аквинский, философ и богослов XIII века, считал красоту суммой, сочетанием трех свойств: целостности, пропорциональности, сияния. Как вы можете это пояснить?
Красота – это божественная гармония, «порядок всех вещей». Огюст Роден писал о готическом соборе: «Лесная чаща, упорядоченная человеческой гармонией»
Гармония рождает мир:
части Вселенной, согласуясь друг с другом, образуют мироздание;
камни, соответствуя друг другу, рождают здание;
звуки, согласуясь, рождают музыку.
Это общие законы, объясняющие существование мира.
Храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует.

«Горит свеча: крохотная световая точка. Чтобы добраться до нее, надо преодолеть грузные массы тени. Всё освещено наполовину, но здание насыщено мыслью! Здесь запечатлены века, тысячелетия. Это лик самой человеческой бесконечности. Странно! Мы живем рядом с такими прекрасными вещами, а большинство из нас их не видит! Наше незнание шедевров – это забвение истины. Проникая в глаза, красота пробуждает сердце к любви, а без любви ничто не имеет ценности».
Так в конце XIX века писал скульптор Огюст Роден о готических соборах Франции.
Мы сегодня прикоснулись к «живому камню», который сквозь века способен зажечь в нас искру восхищения великим творением Средневековья. Готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир.



Загрузка...
Top