Школьный театр как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности школьника. Современный комплексный характер школьного театра

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Методическая разработка для педагогов

«Школьный театр»

Подготовил:

Педагог МБУ ДО «ДДТ г. Байкльска»

Орлова Тамара Геннадьевна

Байкальск

1. Школа и театральная педагогика .

Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе. Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»

Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана. Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

Проблема.

К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность. Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической школы.

Цель: Создание школьного театра для гармоничного развития личности ребенка через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности.

Задачи:

Организовать театральную группу из учащихся школы;

Подобрать репертуар;

Обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

Создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.

Методические задачи

    Организовать работу школьного семинара по изучению театральных технологий.

    Сформировать детское театральное сообщество.

    Создать условия для творческой инициативы и самореализации обучающихся.

    Мотивировать педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность демонстрации своего опыта.

    Организовать взаимодействие творческих коллективов близлежащих ОУ и ДОУ.

Образовательные задачи:

    Познакомить обучающихся с основами драматургии и режиссуры.

    Обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене.

    Научить изготавливать театральные костюмы и декорации.

Развивающие задачи:

    Развивать интеллектуальные, коммуникативные и предметно-практические качества личности школьника.

    Развивать творческое воображение.

    Развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи.

    Развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

    Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

Воспитательные задачи:

    Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

    Воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;

    Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;

    Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

    Воспитывать любовь к культуре и истории своей страны;

    Воспитывать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;

Создать сообщество единомышленников (педагог - школьники - родители).

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1. Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2. Пробуждение гуманистических чувств.

3. Формирование позитивных представлений о себе.

Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

3. Что же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2. Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4. Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5. Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.

4. Школьный театр формирует компетенции.

Организация творческого процесса в театральном коллективе способствует формированию ключевых компетенций. Компетенции для ученика – это образ его будущего.
Главная компетенция, которую формирует театр – коммуникативная . Она включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Во время работы над театральными проектами происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
Опыт работы с ИКТ показывает, что их использование способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационнойкомпетенции учащихся. Компьютерные технологии повышают и стимулируют интерес ребят к занятиям; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры. Таким образом, творческая свобода детей и подростков на занятиях в театральном коллективе может успешно развиваться посредством ИКТ.
Театральная деятельность повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. На этапе постановки спектакля ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования , идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция . Она включает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
Школьный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается их социальная-трудовая компетенция , которая включает в себя владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Итак, именно школьный театр может стать местом, где произойдет становление личностного самосознания, сформируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.

5. Как организовать школьный театр?

К процессу привлечения участников в театр его руководителю необходимо подходить комплексно и системно .

1. Работа, с руководителем школы: выделение помещения, удобного времени (соблюдать принцип систематичности и периодичности педагогического процесса, между занятиями не менее 2 дней), настойчивость.

2. Работа с педагогами - добиться поддержки.

3. Работа с семьёй (неприятие специфики и свободной атмосферы занятий, игривости поведения, безинициативность)

4. Работа со школьниками.

Нынешнее время, когда и дети и взрослые “отравлены” влиянием телевидения, улицы, общего смещения ценностей, когда значительно снижен интерес к чтению книг, театру, музыки, в это время значительно снижено доверие к театру, престижность театральной деятельности.

Поэтому нередки случаи проблематичного начала истории школьного театра. Бывают случаи, когда в течении первых месяцев занятия в школьном театре посещают два-три человека, и только доброжелательным отношением руководства организации к данному театру и ее руководителю, можно объяснить, что театр не прекращает своего существования. Еще чаще случается ситуация, когда в школьном театре набирается полный и даже с избытком состав девочек, и всего одного-двух мальчиков.

Организационные методы:

1. Опора на педагогов,особенно классных руководителей, психологов - оповещение, поддержка.

2. Объявление о наборе в театр.

* даты встреч;

* временные промежутки встреч;

* точное место встреч;

* название коллектива и характер его деятельности;

* имя и регалии руководителя коллектива;

* минимум требований к желающим записаться (возраст, пол, способности, интересы);

* коротко информация о перспективах (“В нашем коллективе вам предложат...”, “В нашей студии вы сможете...” и т. д.); при написании объявления следует продумать стиль шрифта, фон, красочное оформление, рисунки;

3. Объявления в газетах и по телевидению.

При конкурсном отборе руководитель может выявить следующие качества:

* Способность “верить” в правду вымысла (сценическая наивность).

Сценическая вера и наивность наиболее ярко проявляется при восприятии сценической неожиданности, когда нужно заранее известное принять, как неожиданное (т.е. в эмоциональной “оценке факта”).

* Эмоциональность и подвижный темперамент.

“За этими загадочными понятиями скрываются быстрота и сила эмоциональной “оценки факта” и способность длительно удерживать сценическое чувство, вызванное воздействием сценического (вымышленного) возбудителя;

* Сильная воля, дающая возможность управлять своими чувствами и своим сценическим поведением;

Многие талантливые люди и признанные гении утверждали, что участие таланта в творчестве, создании настоящего произведения искусства или науки, не так велик, как кажется.

* Фантазия и воображение, проявляющиеся в способности комбинировать данный опыт (жизненный материал) для решения определенной творческой задачи и ярко видеть результат деятельности фантазии внутренним зрением (“на экране воображения”);

* Интеллект, соответствующий возрасту, обеспечивающий глубокое и содержательное мышление по поводу стоящей перед актером творческой задачи (способность глубоко и содержательно мыслить об образе и его поведении);

* Наблюдательность, проявляющаяся в способности улавливать и воспроизводить в своем поведении (проигрывать, “показывать”, повторять, а не просто передразнивать) существенное и характерное в жизненном поведении людей (в том числе и в своем собственном);

* Чувство юмора, способность улавливать (видеть и чувствовать) смешное в жизни, в поведении людей и творчески воспроизводить увиденное со всеми оттенками “смешного”;

*Все виды человеческой памяти, в особенности эмоциональная и мышечная;

* Обаяние и заразительность;

* Большая сверхзадача творчества, обеспечивающая глубокую любовь к театральной деятельности (то, “ради чего” участник стремится к театральной деятельности).

Все компоненты смогут обнаружиться в процессе прочтения басни, стихотворения, прозаического отрывка, при показе разнообразных этюдов. Следует при отборе учитывать волнение читающего, возможный зажим, стеснительность, которые будут закрывать его дарования.

4. Личные беседы с родителями.

5. Поиск стимулов для участников:

* стимулы перспективы, могут реализоваться в результате деятельности: например, возможность выезда на конкурсы в другой город, экскурсия в награду за лауреатство в конкурсе, подарки победителям или даже участникам конкурса, статьи о них в газетах, телепередачи и т.д.

* ситуационные стимулы: похвала во время занятия, маленькая награда, обещание игры в конце занятия: подвижной и ролевой, сюжетной.

6. Первое выступление, первый успех.

7. Опора на костяк группы.

8. Афиша первого выступления.

9. Личные встречи руководителя как информационное посещение; руководитель должен тщательно подготовиться к этим встречам, ориентироваться в своих планах, расковаться и свободно отвечать на вопросы; проявляя личное обаяние, профессионализм в общении.

6. Практическая работа

    Тренинг по речи.

    Тренинг по пластики

Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала необходимо всем вместе отобрать нужную и интересную всем пьесу. Выбор пьесы дает педагогу широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера. Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Главное поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но слово педагога никогда не должно носить характер приказа, он только подкидывает детям аргументы и факты, которые помогают направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в коллективе.

Когда выбор пьесы определился и роли распределены, начинаются репетиции и творческие поиски. Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. В школьном театре нет изолированных и мало пренебрегаемых. Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах сверсников.

Современный комплексный характер школьного театра

1 . Литература: обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к песням.
2. Музыка: репетиция песен, обсуждение музыки к спектаклю.
3. Физическая культура: движение по сцене, кувырки, «бой», прыжки, падения и т.д.

4. Изобразительное искусство: разработка грима, декораций, костюмов, афиш.

5 . Технология: изготовление костюмов и декораций (кукол)

Заключение.

Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

Список литературы:

    Андреева Т.П. Роль театрального кружка в воспитании советских школьников М.: Знание, 1950,- 45с.

    Авдеев АД. Происхождение театра. М.-Л.: Искусство, 1954.-266с.

    О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ. Союз, 1997- 91с.

    Бахтин H.H. Воспитательное значение театра //Сб. педагогических статей, СПБ, 1907 С.32-49.

    Безымянная О. «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Ильев В.А Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект Пресс, 1993.- 127с.

    Макарьев Л. «С утра до вечера в театре.» Рассказы режиссера.-Л.: Детская литература, 1973.- 96с.

    Покатилов Э. «Детские спектакли и их влияние на развитие детей.» /Театр и искусство, 1889, №12.- С.26-33.

    Рубина Ю.И « Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью» М.: Знание, 1974 - 97с.

    Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

(XVII-XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

    Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

    Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год

    Лапина О.А.Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. Диалог в образовании . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество , 2002.

    Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.

Появление школьного театра на Руси в 17 веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение.Школьный театр в России17 века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики.

Поскольку католический прозелитизм шел главным образом из Польши, близко расположенной к Украине, то естественно, что духовные школы на юге начали распространяться раньше, чем на севере. Особенно благоприятные условия для развития школьного театра создались в 30-х годах 17 в.- после реорганизации Киевской духовной академии митрополитом Петром Могилой. И Москве же школьный театр появился только в конце 17в.- в стенах основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Затем, в связи с расширением сети духовных школ, школьные театры стали возникать и в других городах.

При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него.

В общем наши школьные драмы были подобны своему прототипу. Они также отличались абстрактным характером и дидактизмом. Сюжеты для них заимствовались из Библии и Житий святых. Писались и исполнялись они, за исключением интермедий, на латинском языке.

Поведение актера на сцене определялось правилами "изящной игры" , следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой ; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова , изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый "сценический крест" (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении "душевных ощущений" у зрителей.

Возможности духовного воздействия школьного театра в 16 веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием.

Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - "мистерии" и "моралите" . В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были "декламации" - монологи персонажей в сопровождении хора , исполнявшиеся в праздничные дни.


Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого "начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы". В сборнике его произведений "Рифмологион" (1679) были напечатаны две пьесы: О Навуходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных" и "Комидия притчи о блудном сыне".

Пьеса "О Навуходоносоре..." была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и "Пещное действо", которое к этому времени было запрещено. В "Предисловие" (прологе) к пьесе "О Навуходоносоре...", обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и "смирение", соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и "гордости" царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше "всех богов". После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать "утеху сердцам" царя и верным ему князьям и боярам.

ПЬЕСА О ЦАРЕ НАВУХОДОНОСОРЕ

… Имена юношей те же, что и в библейском рас­

сказе: Седрах, Мисах и Авдена го. Гневная речь к ним Навуходоносора

заканчивается словами: «Кто бог есть могущ вас мук свободити, от рук

всесильных наших исхитити?». Это не что иное, как перефразировка

библейского текста: «и тогда какой бог избавит вас от руки моей?».

Диалог юношей с царем в пьесе Полоцкого очень краток, каждый из

них говорит только один р а з, реплики их коротки и слова первого (С е д-

раха) точно воспроизводят 16-й и 17-й стихи 3-й главы книги пророка

Даниила. Отроков тут же бросают в печь. Речи воинов при этом несколько

напоминают речи «халдеев» из «Пещного действа», произносимые при

том же моменте представления. Действие быстро идет к р а з в я з к е: огонь,

пощадивший отроков, опаляет слуг ц а р я, Навуходоносор и его сановники

поражены этим чудом, царь раскаивается в своем поступке, призывает

юношей выйти из печи и приказывает чтить бога евреев. Юношей он при-

глашает в свои палаты. Ремарка поясняет: «И отыдут за завесы. По сих

епилог». Пьеса заканчивалась «игранием», т. е. музыкой.

В пьесе Полоцкого Навуходоносор не несет на к а з ания за свое з лодея­

ние, он раскаивается, и действие заканчивается общим примирением, но

все же царь, возомнивший себя богом, получает суровый урок: он ок а з а л ся

бессильным перед иной высшей силой и должен был признать эту силу и

покориться ей. Юноши Полоцкого не христианские мученики, как у Кос-

сена, а еврейские отроки - верные слуги и поклонники Иеговы.

Т о, что пьеса Полоцкого одноактная, не портит ее; наоборот, она даже

выигрывает бл а годаря своей компактности и краткости. В библейском

рассказе большую роль играет музыка. Полоцкий сохраняет эту красочную

деталь: в его пьесе Навуходоносор слушает «ликовствования мусикий» в то

время, когда по его прик а зу отливают из золота изображение его особы,

Музыкой, как и в Библии, подается зна к, что настало время поклоняться

«телу златому».

Ник а ких упоминаний и сведений о постановке пьесы не сохранилось,

в то же время эта постановка должна была быть очень яркой и красочной:

обилие музыки, драматический эффект с пьілающй печью и чудесным спа­

сением юношей - все это вместе с легко воспринимающимся стихотвор­

ным текстом должно было увлекать зрителей и сильно действовать на их

воображение.

Х отя в прологе добродетели царя Ал е к с ея Михайловича противопо­

самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В славянском мире Ш.т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских учебных заведениях Хорватии, Словении, Польши. Важную воспитательную роль отводил Ш.т. Я.А. Коменский. В условиях противостояния русского православия и католицизма Ш.т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Ш.т. был воспринят и Славяно-греко-латинской академией в Москве (конец 17 в.), а позже появился в Ярославле, Ростове и других городах. Основоположниками русского Ш.т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Ш.т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш.т. был частью христианского нравственного воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Участие в постановках развивало память, воображение, формировало художественный вкус. Пьесы для Ш.т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из античной мифологии, цитатами из Библии и других священных книг. Отдельные эпизоды создавались школьниками как письменные домашние сочинения на заданные темы. Выполняя их, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи. Школьные представления были закрытыми (собственно учебными) и открытыми. На открытые спектакли приглашались учителя, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие учебному заведению финансовую поддержку. Иногда школьные театральные представления становились своего рода экзаменами. В целом репертуар Ш.т. зависел от церковного календаря, гл.о. от церковных праздников. На школьные темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи) учителя (они же главные авторы и постановщики) и ученики, делавшие свои первые шаги в искусстве, писали оригинальные пьесы. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Ученики старших классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т.ч. слуг и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии ("Рождественская драма" Димитрия Ростовского, конец 17 в.), на Масленицу - моралите ("Ужасная измена сластолюбивого жития", начало 18 в.). Оба жанра включали интермедии, в которых изображались события священной истории (например, сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отдельные мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению. В моралите центральной фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг него также предполагались аллегории пороков и добродетелей, отдельных психологических состояний. В моралите (в отличие от мистерий) дидактическая нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности средневековых и барочных представлений об иерархической структуре мира, о взаимосвязях всего сущего. Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязательными жанрами Ш.т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приемы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т.е., не теряя назидательной тенденции, преподносили истины то в сниженно-бытовом, то комедийном плане. В них большое место занимали школьные темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т.д. Особенностью Ш.т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Жанровая система и художественные особенности Ш.т. определялись сочетанием педагогических и эстетических функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики. Ученики, сочиняя или выучивая фрагменты пьес, осваивали на практике риторические и логические правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и свое отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала ее. Соотношение педагогических и эстетических задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации. Несмотря на отсутствие яркой зрелищности, развитого игрового начала, Ш.т. сыграл важную роль в становлении профессионального театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра. В России, будучи учительным, Ш.т. придавал драматическому искусству сильное воспитательное звучание. После открытия первого русского общественного театра (1759, директор А.П. Сумароков) традиционный Ш.т. постепенно был вытеснен классической драмой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

самодеятельный театр в европ. уч. заведениях позднего средневековья. Возникший как средство религ. воспитания и обучения латыни и красноречию, служивший первоначально лишь одним из пед. приемов, Ш. т. со временем стал этапом в развитии проф. сценич. иск-ва. Ш. т. основывался на опыте антич. драматургии (Теренций был гл. образцом). Вместе с тем Ш. т. обращался и к традиции литургич. действа. Чтобы быть понятным как учащимся, так и широкому зрителю, Ш. т. использовал не только латынь, но и народные языки (гл. обр. в интермедиях).

В славянском мире Ш. т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских уч. заведениях Хорватии, Словении, Польши. Осознавали пед. значение театральных представлений и протестанты. Важную воспитат. роль отводил Ш. т. Я. А. Каменский. В условиях противостояния рус. православия и католицизма Ш. т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Вместе с др. элементами пед. опыта и традициями зап.-рус. учености Ш. т. был воспринят Славяно-греко-латинской академией в Москве (кон. 17 в.), а позже появился и в Ярославле, Твери, Ростове, Смоленске, Новгороде. Основоположниками рус. Ш. т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович.

Ш. т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш. т. был частью христ. нравств. воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Вместе с тем участие в постановках пьес Ш. т. развивало память и воображение учащихся, выступало своеобразной формой закрепления и актуализации уже пройденного уч. материала, формировало худож. вкус. Пьесы для Ш. т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из антич. мифологии, цитатами из Библии и др. священных христ. книг. Отд. эпизоды пьес создавались учениками как письменные домашние задания, а также как сочинения на заданные темы. Выполняя такие задания, играя отведенную ему роль на сцене, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи.

Шк. представления были закрытыми (собственно учебными). и открытыми. На открытых спектаклях, к-рые ставились в стенах коллегии или школы (для чего оборудовались сцена или зал), собирались учителя и ученики, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие уч. заведению финанс. поддержку. Иногда шк. представления становились своего рода публичными экзаменами, формой поощрения учеников. На таких представлениях нередко звучала и тема пользы наук, отраженная в отд. эпизодах или интермедиях. Многочисленность театральных сцен делала Ш. т. иск-вом, доступным как горожанам, так и сел. жителям.

В целом репертуар Ш. т. зависел от церк. календаря, гл. обр. от церк. праздников. На шк. темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи). учителя (они же гл. авторы и постановщики). и ученики, делавшие свои первые шаги в иск-ве, писали ориг. пьесу. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Спектакли ставились и на Масленицу. Ученики ст. классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т. ч. слуг, вестников и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии («Рождественская драма» Димитрия Ростовского, кон. 17 в., и др.), на Масленицу - моралите («Ужасная измена сластолюбивого жития», нач. 18 в.). Оба жанра включали интермедии («междувброшенные» игралища). В мистериях, написанных в сложной поэтич. форме, изображались события священной истории (напр., сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отд. мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению, построению логически выверенных конструкций.

В моралите центр, фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг человека предполагались также аллегории пороков и добродетелей, отд. психол. состояний. В моралите (в отличие от мистерий). дидактич. нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности ср.-век. и барочных представлений об иерар-хич. структуре мира, о взаимосвязи всего сущего. Для их отражения сцена оформлялась трех ярусной: небо - земля - ад. В такой сценич. организации наглядно представали осн. семантич. оппозиции Ш. т.: верх - низ; свет - тьма; красота - безобразие; добро - зло; жизнь - смерть и дихотомическая система его персонажей.

Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязат. жанрами Ш. т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приемы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т. е., не теряя назидат. тенденции, преподносили истины то в сни-женно-бытовом, то в комедийном плане. В них большое место занимали шк. темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т. п.

Особенностью Ш. т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Значит. роль в нем стали играть пьесы-панегирики, отразившие специфическую обществ.-полит. функцию моек. Ш. т.: «Царство мира» (1702- 1705), «Слава печальная» (1725).

Жанровая система и худож. особенности Ш. т. определялись сочетанием пед. и эстетич. функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики, к-рые вместе с основами актерской игры, режиссуры, сценич. оформления излагались в спец. руководствах, восходивших к поэтике Аристотеля: наиб. известны среди них латинские «Три книги поэтич. наставлений» А. Доната, «Поэтич. иск-во» Я. Понтана, «Об иск-ве сценич. игры» Ф. Ланга и соч. Скалигера. В моек. Ш. т. использовались и привезенные из Львова и Киева поэтики: «Кастальский источник», «Амфион», трактаты М. Слотвинского, М. Довга-левского, И. Хмарного; свое «Иск-во поэтики» создал и Феофан Прокопович. Хотя в них много говорилось о драматич. иск-ве, о драме, трагедии, комедии, эти руководства не касались тех пьес, к-рые действительно ставились на шк. сценах.

Темы отд. монологов и диалогов в пьесах Ш. т. избирались и разрабатывались по правилам риторики. Ученики, сочиняя или выучивая эти фрагменты пьес, осваивали на практике риторич. и логич. правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и свое отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала ее. Ценной считалась возможность с новой стороны подойти к избранному предмету.

Соотношение пед. и эстетич. задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему, напр., религиозную, историческую или о пользе наук. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации.

Несмотря на отсутствие яркой зрелищ-ности, развитого игрового начала, Ш. т. сыграл значит. роль в становлении проф. театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра - актеров и драматургов и др. В России, будучи учительным, Ш. т. придал драматич. иск-ву сильное воспитат. звучание. В развивающейся пед. системе рос. школы Ш. т. проложил дорогу любительскому гимназическому, лицейскому театру, значит. ельно активизировав гуманитарное образование. После открытия первого рус. обществ, театра (1759, директор А. П. Сумароков). традиционный Ш. т. постепенно был вытеснен классич. драмой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Плох тот путешественник, который,
выйдя в открытое море, считает,
что земли нет нигде.
Ф. Бэкон

Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.

Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании. Известна полемика, возникшая вокруг статьи Н.И. Пирогова “Быть и казаться”, где автор выступал против использования театра в воспитательных целях и подчеркивал вред публичности спектаклей, но считал, что без участия зрительного зала “можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес... с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли”. Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н.Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся. Эту точку зрения разделяли и деятели профессионального театра, в частности драматург А.Н. Островский.

Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.

Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. “Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений”.

Анализируя широко представленную педагогическую и методическую литературу в области театральной педагогики, можно выделить два основных направления деятельности детского театрального творчества. Первое развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений (клубов, дворцов культуры, школ искусств); второе связано с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы. Наиболее методически разработанным на сегодня можно считать процесс создания театрального спектакля самодеятельным коллективом детей среднего и старшего школьного возраста.На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания. Теоретические, методические основы детской театральной самодеятельности, рассматривая сценическую работу со школьниками как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Развитие эмоциональной сферы подросткового возраста протекает бурно, характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Искусство театра – это коллективное искусство. Первостепенной задачей является воспитание у детей элементарных навыков необходимых для коллективной творческой работы. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях драматической импровизации ребёнок получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья.

Ядром школьного театрального коллектива является класс, в котором я – классный руководитель, но во время подготовки нового спектакля обязательно приходят старшеклассники и из других классов. Театр - дело живое, сиюминутное, и потому становиться скорее клубом, объединяющим детей по интересам...

В центре внимания каждый ребенок. На занятиях происходит знакомство с основами драматизма и актерского мастерства, обсуждается творчество знаменитых (любимых) актеров, изучается история костюмов и значение декораций, предметного окружения в спектакле.

Учитывая жанр постановок, музыкальное шоу, большое внимание уделяется пластике, танцам, выразительности движений. И здесь появляется возможность у детей, имеющим опыт в занятиях в хореографических студиях или просто хорошо танцующих, участвовать в процессе постановки танцев. Велика роль тех участников коллектива, которые осуществляют непосредственно техническое обеспечение музыкального шоу. Их работа начинается задолго до показа, так как они должны качественно записать необходимые музыкальные фрагменты, продумать шумовые и световые эффекты. Силами детей и родителей создаются декорации к спектаклям, костюмы, выпускается театральная программка (приложение). Подобное соУЧАСТИЕ в процессе способствует повышению авторитета участников спектакля, делает театральную постановку своей собственной для каждого ребенка. Вся школа - и дети, и родители, и педагоги ждут с нетерпением премьеры школьного спектакля. Участие в театральных постановках, несомненно, оказывает влияние на формирование вкуса, приобщает школьников к миру прекрасного, находит положительный отклик в их душах. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Нам особенно близки слова Т.И. Баевой: “Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими: обществом, природой, человеческой деятельностью”. Вполне очевидно, что развитие личности обусловлено развитием всех других личностей, с которыми она находится в прямом или косвенном общении. Коллектив развивает умение и способность организовать свою личную деятельность на основе интересов коллектива, умение и навык подчиняться воле большинства, когда это нужно в интересах коллектива, умение вести себя в соответствии с интересами коллектива. А если это так, то становится понятным, что ребёнок имеет шанс стать самодостаточной, конкурентоспособной личностью, способной адаптироваться к новым экономическим условиям, имеющей возможность самоопределения, самовоспитания, улучшения духовного и нравственного климата, восприимчивой к пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Стеснительные, неуверенные в себе ученики стали свободнее общаться. В ходе проведения социометрии выяснилось, что “изгоев” и “пренебрегаемых” в классе нет. Уровень воспитанности учащихся повысился. Это показывает диагностика воспитанности учащихся, проведённая на основе анкетирования родителей. Своё положение вне коллектива никто не указал. Это говорит о том, что каждый из учащихся является членом сплочённого коллектива.

Динамика положения личности в коллективе

Динамика качеств личности (средний балл по классу)

В таких условиях ребята имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности, проявить себя, не опасаясь насмешек, двусмысленного положения. За время существования школьного театра было представлено много постановок: сказки “Муха Цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, “Аленький цветочек”, “Золушка”, “Ночь перед Рождеством”, театрализованные представления школьных праздников и многое другое. Коллектив пользуется популярностью в школе и, неоднократно становился лауреатом городского конкурса “Театральный звездопад”, о чем свидетельствуют грамоты и награды.

Организация деятельности

школьного театра

Из опыта работы.

учитель начальных классов.

Введение………………………………………………………..3

1. Исторические корни театральной педагогики………………………6

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенок………..7

3. Организация работы школьного театра (из опыта работы)……….9

Заключение………………………………………………………………12

Литература………………………………………………………………13

Приложения………………………………………………………………14

Введение.

Очевидно, что на рубеже веков произошла переоценка духовных ценностей, норм по­ведения, мировоззрения. Кардинально изменилась социально-экономическая ситуация в стране. Но, несмотря на коренную ломку обще­ственной жизни, одно остается неизменным - это человек.

Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе. Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» . Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана. Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьный театр как вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

Проблема. К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность. Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической школы.

Цель: Развитие созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Задачи:

Организовать театральную группу из учащихся школы;

Подобрать репертуар;

Обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

Создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.

Как же проникнуть в эту волшебную страну по имени Театр? Как соединить друг с другом театральные системы и Детство? Чем вообще должны быть театральные занятия для их юных участников - началом пути в профессию, путешествием по различным художественным эпохам, расширением кругозора, а может быть, просто разумным и увлекательным отдыхом?

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» - всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

1.Исторические корни театральной педагогики.

Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Театр Смольного института - особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».

Школьный театр не был театром, который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека.

Школьный театр органически входил в систему культуры своего времени, выражал многие ее основные черты, служил важнейшим звеном связи культуры и образования.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

Становится «театральной» и педагогика: ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию - всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству - с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ученика и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа.

Итак, многочисленные исследования педагогов и пси­хологов подтверждают тот факт, что отношение ребенка к самому себе, восприятие себя, самооцен­ка во многом определяют его поведение и успехи в жизни.

Специальные психолого-педагогические иссле­дования последнего десятилетия убедительно по­казали, что самооценка, принятие себя ребенком имеют большое значение для его полноценного раз­вития, раскрытия способностей и возможностей.

В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1. Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2. Пробуждение гуманистических чувств.

3. Формирование позитивных представлений о себе.

Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

Что же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2. Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4. Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5. Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.

3.Организация работы школьного театра (из опыта работы).

Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала все вместе мы читаем пьесы, чтобы отобрать нужную и интересную всем. Выбор пьесы дает мне широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера. Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Моя цель, правда, отличается от целей режиссера. Главное для меня поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но мое слово никогда не носит характер приказа, я только подкидываю детям аргументы и факты, которые помогают мне направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в классном коллективе.

Когда наш выбор определился и роли распределены, ученики разбиваются на группы (по действиям), выбирают ответственного и репетируют сначала сами, затем показывают мне. В процессе игры главные реплики и ценные советы мы получаем как раз не от «отличников». Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. Поэтому в моем классе нет изолированных и мало пренебрегаемых.

Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах одноклассников. На уроках труда и ИЗО весь класс прикладывает массу усилий для подготовки реквизита, что очень повышает работоспособность и результативность. Стабильно в моих классах труды и рисование - это всегда успешные у детей предметы с качеством знаний 100%.

Кроме того, мы привлекаем к спектаклям и родителей, что особенно нравится детям. После такой совместной работы в классе складывается дружный и сплоченный коллектив, которому все по плечу. Иногда родители присутствуют на общей репетиции, когда мы показываем все действия вместе, т.е. на генеральной репетиции. Они тоже дают советы или помогают нам в постановке. Когда спектакль готов- мы отправляемся «за аплодисментами». Первыми зрителями всегда бывают ученики нашей школы. А потом уже мы выезжаем на гастроли. Наши постановки всегда нравятся детям. Так «Золушку» на новый лад мы показывали семь раз. «Путешествие колобка» - 9 раз. «Сказку про настроение», которую, кстати, мы написали сами вместе с детьми ко дню психологии, мы показывали аж 2 года, конечно же в разных местах. Со своими постановками мы ездим во все детские сады нашего города, в центр для детей-инвалидов «Солнышко» (эти дети всегда ждут с нетерпением новых наших спектаклей). Так же ездим и в детские дома нашего района (их у нас два). Как всегда приятно и волнительно видеть «горящие» детские глаза в тот момент, когда они смотрят наши постановки.

Ещё мы частые гости дома-интерната для пожилых людей. Бабушки и дедушки этого заведения очень нас любят и всегда рады встрече с нами. А на Рождественские праздники мы ходили вместе со студентами Российского государственного социального университета по квартирам инвалидов со мини-спектаклем «Коляда на дворе». За что эти люди были очень нам признательны и благодарны.(Приложение 1)

Со своим театром мы готовим многие школьные праздники, выступаем в различных конкурсах. Нас приглашают на городские праздники. Так совсем недавно мы со своим спектаклем «Равняйсь! Смирно!» выступали в городском клубе «Метроном» на празднике, посвящённом проводам в Армию призывников.

Ещё мы бываем на различных предприятиях нашего города со своими постановками, таким образом устанавливаем шефские связи, знакомимся с разными профессиями.

Очень часто небольшие театральные постановки я беру на уроках для объяснения нового материала. В классе всегда найдутся дети, которые уже знают материал следующего урока, вот этих детей я и беру в актёры, чтобы они разыграли небольшую пьеску для лучшего усвоения нового материала остальными учащимися.

Заключение.

Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Часто они являются победителями конкурса чтецов разного уровня (школьного, городского, районного). (Приложение 2).

Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

Литература

    Антонова О.А. Очерки по истории театра в учебных заведениях

России (XVII -XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГАСЭ, 2004 г. – 12,7 п.л.

  1. Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

(XVII -XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

    Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

    О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год

    Лапина О.А.Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: , 2002.

    Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.

Приложение1

Фотосюжеты со спектаклей

Приложение 2.

Наши достижения

Федеральный Закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят Государственной Думой 12 июня 1995 г. Ст.2. Принципы государственной политики в области образования. М.,1998. С.4.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913. С.370.



Загрузка...
Top